Протоиерей Евгений Старцев: «Христианство не доказывается, а показывается»

Настоятель иркутского Харлампиевского храма протоиерей Евгений Старцев рассуждает о взаимоотношениях Церкви и школы, обосновывает разумную строгость в приходской жизни и показывает, вокруг чего она должна, по его убеждению, строиться.

Протоиерей Евгений Старцев на встрече с 11-классниками 67-й школы г. Иркутска Протоиерей Евгений Старцев на встрече с 11-классниками 67-й школы г. Иркутска

Никакой ненависти и в помине нет

Отец Евгений, сталкиваетесь ли вы в вашей практике с отчуждением между Церковью и современной школой? Знаю, что далеко не все педагоги по тем или иным причинам с открытыми объятиями встречают священников в стенах учебного заведения.

Можно сколько угодно елейным голосом цитировать Слово Божие, но если я сам живу не по Евангелию, то какой в этом толк?

– С открытым отчуждением, тем более с ненавистью я не сталкиваюсь. А вот с предубеждениями довольно часто. Думаю, они возникли во многом из-за недостатка образования. Но мы не должны смотреть свысока на таких людей – мол, мы такие просвещенные, а вы ничего не знаете. Наоборот: я считаю, что нужно поберечь людей и не втягивать их в бесплодные дискуссии. Христианство не доказывается, а показывается – вот это мы, православные, должны твердо усвоить. Это важное обстоятельство должно быть нашим правилом: можно сколько угодно елейным голосом цитировать Слово Божие, но если я сам, цитирующий его, живу и веду себя не по Евангелию, то что толку в этих моих звуковых колебаниях?

Протоиерей Евгений Старцев. Фото: vk.com/id421875388 Протоиерей Евгений Старцев. Фото: vk.com/id421875388 Мы постоянно проводим для школьников и студентов Харлампиевские чтения, в этом году уже в седьмой раз. Делается это даже не на уровне епархии, а силами одного нашего прихода. За чтениями с пристальным и год от года все более растущим вниманием следят и педагоги, и молодежь. Провели в одной школе – к нам подходят и просят провести что-то подобное в других учебных заведениях. И сейчас у нас уже не хватает священников, чтобы провести встречи во всех заинтересованных в общении с Церковью учебных заведениях – я не хвалюсь статистикой, а лишь показываю, что благожелательное внимание, добрый интерес к диалогу с Церковью есть как у педагогов, так и у школьников и студентов. Пробуждение такого благожелательного интереса, готовность к диалогу – открытому, часто острому, нелицеприятному, но честному – вот наша реальность, а не угрюмый антагонизм с взаимными обвинениями и претензиями. Фильмы, их обсуждение, дискуссии, выставки – всё это у нас есть, и школа, поверьте, очень заинтересована в сохранении наших отношений.

Униженные и оскорбленные – увы, не только роман

Кроме того, мы часто помогаем школе – сколько жалоб от педагогов и психологов, что они просто не справляются с трудностями учеников! Вообще, это, конечно, позор: педагоги сегодня – самые замордованные, замученные и униженные люди. Они везут на себе будущее нации, из последних сил в тяжелейших условиях тянут этот воз – не только испорченных интернетом и «нашим» кинематографом детей, но и их родителей с их постоянными жалобами и нареканиями. А в ответ часто, очень часто ничего не получают, кроме новых жалоб, а то и презрения. Обидно за наших учителей. Стыдно за государство и общество, которые так позорно относятся к подлинной русской элите. У меня 12 внуков, семь из них сейчас учатся в школе, их учат, о них заботятся самоотверженные прекрасные люди – о каком, скажите, антагонизме может идти речь? Наоборот – только почтение, сострадание, желание помочь.

Сколько людей проходит через учителя за время его жизни? Тысячи: сами ученики, их родители, бабушки-дедушки – целые поколения. И неужели эти поколения могут оставаться презрительно-равнодушными к своим учителям? Если это так, то России жить осталось недолго, мне кажется.

Христианские заветы старшины Васкова

Харлампиевский Михаило-Архангельский храм, г. Иркутск. Фото: azbyka.ru Харлампиевский Михаило-Архангельский храм, г. Иркутск. Фото: azbyka.ru

В чем «секрет» крепкого прихода?

Если литургия является сердцем, смыслом жизни общины, то она вокруг себя собирает и всё остальное

– Мне кажется, очень многое зависит от целеполагания, от осознания людьми – для чего «всё это». Зачем я вообще хожу в храм? Как это отражается на моем отношении к окружающим? Проще говоря, я только слушаю Евангелие или же применяю услышанное на практике? Это очень важное обстоятельство – является ли для нас литургия, установленная Христом на Тайной Вечере, центром жизни? Не богатая храмовая утварь или облачения, не мастерски расписанные стены, не внешнее благолепие, а именно – осознанное участие в служащейся Христом литургии. Если она является сердцем, смыслом жизни общины, то она вокруг себя соберет всё: Христу будут посвящены наша деятельность вне стен храма, наши всевозможные социальные проекты, образовательные мероприятия, экологические походы по Байкалу, паломничества и так далее. Если этого центра нет, то будут какие-то разрозненные отчеты-подсчеты-рассчеты и прочие счеты, но вряд ли мы увидим за ними Христа. И очень печально, если радость общения с Богом, ради которой Он и воплотился – «Я пришел, чтобы вы имели жизнь, и имели с избытком» (Ин. 10: 10), – подменяется мертвящими отчетами о возрастании духовности или еще чем-то – лишь бы не литургией. Приведу слова преподобного Гавриила (Ургебадзе):

«Если бы видели, какая благодать сходит на литургии, то были бы готовы собирать пыль с пола храма и умывать ею свое лицо».

Вот что нам нужно – стремиться к пониманию посылаемой нам Богом Отцом благодати.

Волонтёры прихода сортируют и фасуют продуктовые наборы. Гуманитарная помощь в виде продуктов первой необходимости предназначена для малообеспеченных жителей сибирской глубинки Волонтёры прихода сортируют и фасуют продуктовые наборы. Гуманитарная помощь в виде продуктов первой необходимости предназначена для малообеспеченных жителей сибирской глубинки

Что же касается разницы в характере общин, то «скукоженные», недружелюбные, замкнутые приходы я встречаю крайне редко. Есть, может быть, разница в характерах общин, и здесь мы смело можем обратиться к примеру разных семей: одна семья отличается радостным и хлебосольным гостеприимством, в другой мы видим склонность к молчаливому чтению, третья удивляет нас заботой о соседях, так что я не был бы столь категоричен в суждениях. Плохо, конечно, если семья спилась, например, но это уже клиника, здесь нужно бить тревогу. А в общем и целом я бы предложил, учитывая неизбежную разницу в характерах наших приходов, помнить правило блаженного Августина: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь».

Любовь ведь проявляется по-разному, иногда и в разумной строгости, которую нам порой приходится применять. Например, мы не можем причащать человека, который пришел в храм к самому концу литургии – ну, о каком Причастии может идти речь, если ты явился сюда как турист, скажите? Не «ради благословных вин оставльшихся» (тут мы сами к таким людям придем), а именно как турист.

Михаило-Архангельский Харлампиевский храм г. Иркутска Михаило-Архангельский Харлампиевский храм г. Иркутска

Или – практика помощи нищим. В нашем приходе делается так: если человек просит милостыню, если он не калека, то он обязан делать это стоя, потому что просит-то он у людей и у Христа – с какой такой стати ты должен сидеть барином перед входом в церковь? Потом, если ты крепкий дядя, то вот тебе лопата, метла и прочие инструменты – помоги, будь добр, чем можешь. В этом случае тебе и заплатят, и обязательно накормят: честный труд всегда в почете. Что касается приходящих пьяными, то мы без предупреждений выставляем таких граждан навсегда: осквернять Божий храм мы не позволим. Могут обижаться, могут считать наш приход недружелюбным или «скукоженным», но, простите, так себя в нашей семье не ведут.

Строго?

Разумная – подчеркиваю, именно разумная – строгость, а не угрюмая суровость, по моему убеждению, необходима

– Допускаю. Но разумная – подчеркиваю, именно разумная – строгость, а не угрюмая суровость, по моему убеждению, необходима. Дисциплину никто не отменял, а «устав для солдата, – как говорил великий старшина Федот Васков, – ето же..!» Согласитесь, в этом, казалось бы, таком строгом старшине Васкове вы видите любовь – вот точно так же в каком-то смысле и на литургии. Если вы участвуете в ней с благодарностью и любовью к Богу и ближнему, вы всегда сможете почувствовать великую любовь Господа к нам. Чувство это не измеряется эмоциями – его нужно «просто» узнать, его ни с чем не спутаешь. Вот этой радости я всем нам желаю.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Православная философия Православная философия
Прот. Александр Авдюгин
Православная философия Православная философия
Рассказ
Протоиерей Александр Авдюгин
Пред отцом Стефаном материализовалась лидер приходской оппозиции, борец за кондовые права истинно знающих, что такое Православие – неугомонная Филипповна.
«В дни поста надо помочь нуждающимся. Это принесет пользу и нашим душам» «В дни поста надо помочь нуждающимся. Это принесет пользу и нашим душам»
Прот. Сергий Мартынов
«В дни поста надо помочь нуждающимся. Это принесет пользу и нашим душам» Протоиерей Сергий Мартынов: «В дни поста надо помочь нуждающимся. Это принесет пользу и нашим душам»
Помощь тем, кто в ней нуждается, важна для нас самих, как дар Господу.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка» «Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка» Протоиерей Сергий Гомаюнов: «Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Комментарии
Елена 6 февраля 2024, 22:08
В апреле 2024г. ожидается премьера "Брат ты мне...Фильм второй"-рассказ о российских воинах-бурятах, участниках специальной военной операции и о священниках из Иркутска и Луганска.Харлампиевский храм регулярно проводит благотворительный сбор для бойцов, отец Евгений выезжает с грузом и лично окормляет бойцов в зоне СВО. Спаси Господи люди твоя! ЧЕРЕЗ МОНГОЛИЮ С КРЕСТОМ - это интервью 30 декабря 2005 г. https://pravoslavie.ru/4650.html
Елена 6 февраля 2024, 16:16
Спасибо за актуальную беседу с батюшкой. Подвижническая деятельность о.Евгения и прихода Харлампиевского храма широка и разнообразна, это: создание фильмов и книг о святых и праведниках Русской Америки, молодёжные просветительские Харлампиевские чтения (в этом году VII и уже международные), дискус.клуб "Достоевский". В 2022г. был снят док.фильм "Брат ты мне...", посвященный 400-летнему опыту совместного проживания в Восточной Сибири двух народов-бурят и русских, православной вере бурят,проведению богослужения на бурятском яз. В 2024г. выходит "Брат ты мне.Фильм 2". - ЧЕРЕЗ МОНГОЛИЮ С КРЕСТОМ Интервью с настоятелем Свято-Одигитриевского Собора г.Улан-Удэ священником Евгением Старцевым
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×