Никита Токмаков в течение восьми лет был преуспевающим офисным работником, делал успешную карьеру. Сельское хозяйство представлял отсталой и скучной отраслью. Но внезапно сменил сферу деятельности и удивился: какой инновационной, интересной и перспективной может быть работа на земле.
Токмаков Никита Александрович, 33 года. Первое образование: Воронежский государственный университет, факультет физики. Второе образование: магистратура Воронежского государственного аграрного университета им. Петра I, факультет агрономии, агрохимии и экологии.
Область деятельности: сельское хозяйство
– Никита, расскажите о вашем детстве. Вы городской или деревенский человек?
– Я рос в городе, в Воронеже. Летом ездил к бабушке в деревню, но мне там не особенно нравилось. Отец мой родом из деревни, мама городская, оба физики по образованию. Я после школы тоже поступил на физический факультет – не потому, что видел себя в этой науке, а потому, что физика развивает мышление. Вообще я всегда любил музыку, поэтому сразу после школы начал работать на радио. Параллельно работал и учился в институте. Вскоре после получения диплома я женился. Семья требует уже другого уровня дохода, поэтому я стал искать дополнительную работу; мне предложили заняться продажей зерна. Это сезонная работа, она появляется каждый год, и любой желающий может попробовать найти покупателей. Тогда я впервые познакомился с сельским хозяйством. Продажей зерна я занимался всё лето, и, можно сказать, успешно.
Когда мы узнали, что у нас родится первенец, я задумался об изменении своей жизни. Работать ди-джеем на радио отцу семейства не солидно. Мне уже было 25 лет – пора остепениться. Поскольку у меня получилось продавать зерно, я решил, что умею продавать. Посмотрел, какие вакансии предлагают в продажах, и нашел работу в международной компании «Проктер энд Гэмбл». Я свободно владел английским языком, опыт в продажах уже приобрел, общаться с людьми умел, поэтому на собеседовании произвел хорошее впечатление. Так начался новый этап моей жизни. Следующие восемь лет я работал в международных компаниях.
– Какие должности вы занимали и как продвигались по службе?
– Начал я с должности менеджера по работе с ключевыми клиентами, сперва в Воронеже, потом переехал в Курск, дальше в Тулу. В Туле меня назначили руководителем группы по работе с клиентами. Жена с ребенком и мои родители остались в Воронеже. Я неделю работал, потом на три дня приезжал к семье. Спустя четыре года моя жена снова забеременела. Чтобы вернуться в Воронеж, я перешел работать в компанию «Хенкель». Это тоже сфера товаров народного потребления, но в этой компании я уже занял должность руководителя региона. Прошло еще четыре года, и мне сказали, что моя должность исчерпала свой ресурс. Компания предложила мне пойти на повышение в Москву – это нормальная практика в работе таких компаний. Я не хотел уезжать из Воронежа, потому что это означало еще реже видеть свою семью. Кроме того пришлось бы оставить родителей. Семья для меня – большая ценность.
Семья для меня – большая ценность. И я отказался переходить на работу в Москву
Жизнь в Москве и жизнь в регионах – разные вещи. Пробки, интенсивность работы, зона ответственности… Я наблюдал огромное количество моих коллег, которые прошли по этому пути, – мне не хотелось его повторять.
– Это переломный момент, когда нужно было решать, что делать дальше. Трудно вам далось это решение?
– В компании мне дали год на то, чтобы я определился. В течение этого года я начал искать, чем смогу заняться, когда мою должность в компании упразднят. Изучал разные возможности, советовался с разными людьми. Вариантов было очень много. Одним из моих советчиков стал человек, с которым я когда-то сотрудничал по продаже зерна. Это опытный фермер, ему за 60, и он посоветовал мне пойти в сельское хозяйство. Я сказал: «Я вообще себя там не вижу!» Я офисный работник: белая рубашка, галстук, ежедневные встречи на высшем уровне – это совсем другая жизнь. Он мне ответил: «А ты присмотрись! К тому же ты хорошо продаешь, а в сельском хозяйстве умение продавать играет большую роль».
Мне, как и большинству городских жителей, сельское хозяйство казалось сферой далекой, не престижной, скучной… Совсем не романтично, не интересно и не инновационно. Но я решил поискать молодых людей, занятых в этой сфере. Как они там себя чувствуют? Я встретился с несколькими фермерами и был потрясен тем, какой широкий у них кругозор, насколько они сильны характером и как крепко стоят на ногах. Это впечатление полностью перевернуло мои представления о сельском хозяйстве. Я увидел, какие широкие возможности оно открывает.
Вместе с моим знакомым (с которым я продавал зерно) мы создали партнерскую компанию. Думали, я буду заниматься только продажами. Было несколько успешных сделок, и я понял, что в эту сферу можно уходить, там есть потенциал. Но вскоре некоторые законодательные изменения сделали этот бизнес более рискованным и менее прибыльным. И тогда я решил полноценно погружаться в растениеводство; в мае 2019 года создал свое крестьянско-фермерское хозяйство и поступил в магистратуру на аграрный факультет. У меня были интерес, силы, желание и приобретенные в международных компаниях ценные навыки, а у моего партнера – земля, техника и опыт.
– С чего вы начали свою работу в новой для вас сфере?
– Поскольку знаний у меня не было, мне пришлось искать экспертов, обладающих практическим опытом в узких областях: питание растений, защита растений, сортоиспытания… В университете этому учат только поверхностно. Профессора сильны в теории, они знают, как всё должно быть. А практики знают, как всё работает на самом деле в условиях разных природно-климатических зон. Книги не дают ответа, что делать в нестандартных ситуациях; такой ответ может дать только многолетний опыт. Даже обширных теоретических знаний недостаточно, чтобы решать сложные проблемы. Мне удалось сформировать круг людей, благодаря которым я внес изменения в технологии питания и защиты растений, поставил ряд экспериментов, результаты которых мы должны увидеть в этом году.
Я начал использовать технологии спутникового анализа, математического анализа – с учетом погодных условий, истории полей
Моя работа в международных компаниях помогла мне с цифровизацией сельского хозяйства. Я начал использовать технологии спутникового анализа, математического анализа – с учетом погодных условий, истории полей и т.д. Все хозяйственные расчеты перевел в цифровой вид – это позволяет прогнозировать, как то или иное действие скажется на себестоимости продукции. Математические модели, способы и принципы расчетов, которые я внедрил здесь, были взяты из опыта предыдущей работы.
– На ваш взгляд, какие перспективы у сельского хозяйства в России – скорее позитивные или скорее негативные?
– Я в принципе смотрю в будущее с оптимизмом. Я позитивно оцениваю то, что происходит с сельским хозяйством в целом и с растениеводством в частности. Хотя и проблем много, мы ежедневно с ними сталкиваемся. Можно улучшать технологии, получать продукцию более высокого качества, уходя в органическое земледелие. Можно расширять площади, расширять линейку культур. В сельском хозяйстве есть две важные вещи: как вырастить и как продать. Фермеры в основном жалуются на трудности с реализацией продукции. Но это как раз моя экспертная область, для меня продажи – не проблема. Часть нашей продукции уходит экспортерам, другая часть – на внутреннюю переработку.
Урожай сои в хозяйстве Никиты Токмакова
– Государство больше помогает или больше мешает?
– Государство, с одной стороны, помогает. Есть субсидии, они небольшие, но их выдают. Есть структуры, которые отвечают фермерам на многие вопросы. Я сам приходил и в район, и в областной департамент, и мне там действительно помогали. С другой стороны, государство требует огромное количество отчетов, заполнение которых отнимает очень много времени. Наша задача – выращивать продукцию, а не заполнять кипы отчетов, которые фактически дублируют друг друга.
– Какими христианскими принципами вы руководствуетесь чаще всего в работе и в жизни?
– У меня есть несколько любимых цитат. Первая: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15: 5). Вторая: «Всё мне позволительно, но не всё полезно» (1 Кор. 6: 12). Я убежден, что хитрить и лукавить бессмысленно, потому что мы всё равно за свои действия дадим ответ.
Убежден: хитрить и лукавить бессмысленно. Потому что мы всё равно за свои действия дадим ответ
– Что вы могли бы посоветовать тому, кто тоже хочет заняться сельским хозяйством?
– В сельское хозяйство нужны большие вложения. Первый путь – накопление стартового капитала. Но он может быть очень долгим. Второй путь – войти партнером в уже действующее хозяйство, как это произошло со мной. Но в южных регионах – Краснодарском крае, Крыму – можно начать заниматься сельским хозяйством и с небольшим стартовым капиталом. Взять в аренду небольшие площади, выращивать там ягоды. У меня есть знакомые, которые начали с нескольких гектаров, но уже становятся на ноги и имеют хорошие перспективы.
Помня о том, в каком заблуждении относительно работы на земле находился я сам, я начал вести блог, в котором рассказываю о нашей деятельности. Мне хотелось бы изменить мнение большинства людей о сельском хозяйстве как о непрестижной, скучной и пыльной отрасли. Сельское хозяйство – это очень интересно! И главное – это работа на благо других людей.
Блог Никиты Токмакова: https://www.instagram.com/tokmakov_n/