Счастливые семьи: девять общих черт согласно христианской традиции и… Брюсу Фейлеру

Материнские заметки

Знакомство с жизнью замечательных семей (см. «Шесть реальных историй о живых христианских семьях») позволило обратить внимание на такую вроде бы ожидаемую, но всё же неожиданную вещь: «хорошие» семьи хоть и разные, но все же имеют очень много общего. Порой это общее настолько явно, что кажется невероятным: в разные времена, в разных культурах, в разных экономических ситуациях «образцовые» семьи в некоторых аспектах оказываются подозрительно похожими друг на друга. Я говорю сейчас не о вере, а о вроде бы незначительных, совсем не идеологических совпадениях.

Для меня такие совпадения — повод говорить о каких-то закономерностях, которые для меня являются и глобальными идеями, и ежедневными рецептами. Но возникает вопрос: насколько такие выводы правомерны? Может быть, я выдаю желаемое за действительное? Правда ли, эти рецепты универсальны: может быть, действительно это простые совпадения? Может, это всё верно (если вообще верно) лишь для каких-то особенных категорий граждан?

Попробую соотнести мои «сильно православные» выводы с заведомо «далекими от религиозной предвзятости» выводами Брюса Фейлера «Agile в семье»

Не так давно встретила современную популярную (и совсем не христианскую) книгу, в которой показаны те самые «рецепты успешности семьи»: «Agile в семье»[1]. Мне показалось интересным и уместным соотнести именно эту книгу с моими выводами. Так я попробую в некотором приближении сравнить «современные» представления о «крепкой и счастливой» семье с той реальностью, которую я увидела в жизни «замечательных семей». Попробую соотнести мои «сильно православные» выводы с заведомо «далекими от религиозной предвзятости» выводами заокеанских авторов. Так мы сможем увидеть, есть ли точки соприкосновения. Сможем увидеть то самое, о чем говорили в первой статье «Христианская семья: нормы устарели, идеалы недостижимы и только угнетают?»: актуально ли христианское учение о семье? Проверим, насколько верна расхожая идея о том, что, мол, христианское учение строит семью, «хорошую для вечности», но для земной жизни в её современной реальности это учение не подходит, даже, может быть, не позволяет «сильно верующим людям» быть «просто счастливыми».

Брюс Фейлер Брюс Фейлер Автор указанного семьестроительного бестселлера начинает разговор о рецептах успешности такими словами:

«В начале XX века семьеведение фокусировалось в основном на слабостях, которым подвержена семья (Это замечание верно не только для Запада, но и для отечественного семьеведения, причем у нас указанная ситуация сохранялась вплоть до начала 10-х годов XXI века — А.С.). Однако в 1960-е гг. несколько ученых предприняли попытку выявить общие для здоровых семей черты»[2].

Вот это — то самое, что я попыталась сделать в книге «Жизнь замечательных семей: шесть реальных историй», — поднять истории здоровых семей, выявить те самые общие черты. Но продолжаем читать:

«Министерство здравоохранения и социальных служб США <в 1989 г.> пригласило около десяти исследователей на конференцию в Вашингтоне и попросило их найти точки соприкосновения в этом вопросе. Накануне конференции ее организаторы заявили: “Исследователи, политические деятели и средства массовой информации сосредоточили свое внимание на том, как и почему семьи распадаются. Намного меньше внимания уделяется крепким, здоровым семьям и тем характерным чертам, которые делают их столь благополучными”»[3].

Были представлены результаты исследования огромного количества семей, составлен список качеств, общих для крепких и благополучных семей. Затем эти списки были собраны вместе и согласованы, так получился список «рецептов» из девяти пунктов. Я приведу все эти пункты подряд, без купюр. И каждый пункт прокомментирую.

1. Дружеское общение

«Коммуникация. Члены успешной семьи часто разговаривают друг с другом; их манера общения — честная, ясная и открытая, даже когда они не согласны друг с другом»[4].

Здесь три момента:

  1. общение вообще;
  2. общение открытое (назову его дружеским);
  3. в случае каких-то несогласий люди решают вопрос с помощью этого самого общения, несогласие — внутри общего согласия.

И в целом: здесь о том, что проблемы решаются или предупреждаются словом, разговором.

Члены замечательных семей — муж и жена, родители и дети — часто разговаривают друг с другом

Весь этот пункт подтверждается в жизни «образцовых» семей. Мы видим: члены замечательных семей — муж и жена, родители и дети — часто разговаривают друг с другом. Эту манеру общения — честную, ясную и открытую — мы видим в личной переписке, например, Алексея Степановича Хомякова и его жены Катерины[5]. Эту же дружескую открытость, желание говорить обо всем, что чувствуется, что думается, — мы видим и в отношениях Царственных Мучеников.

Как «замечательные» супруги общаются друг с другом в случае несогласия, но внутри… согласия и любви, — мы видим на примере одной замечательной семьи, история которой по ряду причин не вошла в книгу «Жизнь замечательных семей». Этот пример, кажется, ярче всего отражает несогласие в согласии. Это рассказ великого Вселенского учителя и святителя Григория Богослова о том, как его юная мать Нонна обратила к Богу его отца, Григория-старшего. В описанной ситуации девушка, «издревле и от предков боголюбивая и христолюбивая», оказалась замужем за неверующим человеком:

«Она, по преизбытку веры, не потерпела быть в союзе с иноверным и, хотя была самая терпеливая и мужественная из жен, однако в том единственно не могла сохранить любомудрие, чтобы одной половиной быть в соединении с Богом, а другой частью самой себя оставаться в отчуждении от Бога. Напротив, она желала, чтобы к союзу плотскому присоединился и союз духовный. А потому день и ночь припадала к Богу, в посте и со многими слезами просила у Него даровать спасение главе ее и неутомимо действовала на мужа, старалась приобрести его различными способами: упреками, увещаниями, услугами, отлучением, а более всего своими нравами и пламенной ревностью о благочестии, чем всего сильнее преклоняется и умягчается сердце, добровольно давая себя нудить к добродетели… Об этом она просила, на это надеялась не столько с жаром юных лет, сколько с горячностью веры»[6].

Под таким мудрым руководством супруг Нонны стал ревностным христианином, вместе с женой вырастил трех святых детей, принял сан епископа, а также склонил к принятию священства и рукоположил своего старшего сына — того самого Григория Богослова. Отношения между своими родителями этот великий светильник Церкви называл совершенными:

«Думаю, что если бы кто, ища для себя совершеннейшего супружества, обошел все концы земли и весь род человеческий, то не нашел бы лучшего и согласнейшего… Жена, данная Богом моему родителю, была для него не только сотрудницей, что еще не очень удивительно, но предводительницей. Она сама и словом, и делом направляла его ко всему превосходному. И хотя почитала для себя первым долгом, по закону супружества, покоряться мужу во всем другом; однако же не устыдилась быть его наставницей в благочестии. Конечно, достойна она в этом удивления; но еще достоудивительнее покорствующий ей добровольно»[7].

2. Уникальность каждого и чувство принадлежности к целому

«Поощрение индивидуальности. В крепких семьях высоко ценится уникальность каждого их члена и вместе с тем культивируется чувство принадлежности к целому».

Здесь «поощрение индивидуальности» оказывается неотъемлемой частью «культа чувства принадлежности к целому». С этой оговоркой это пункт про уникальность каждого. Про культ целого посмотрим в пункте следующем, третьем.

Что имеется в виду под этой ценностью «уникальности» каждого? На этот момент можно смотреть с разных сторон. Но в целом можно утверждать: в истории «образцовых» семей мы видим, что индивидуальность каждого правда ценится. Не стригут всех под одну гребенку. Родители позволяют детям выбирать свой собственный путь в жизни. Порой родители принимают выбор ребенка, не совпадающий с их планами. Об этом история Макрины, дочери Василия Ритора и святой Эммелии, о которой я писала отдельно: «Об отношениях между святыми родителями и взрослыми святыми детьми».

И в других семьях мы тоже видим уважение к уникальности каждого члена. Это проявляется даже в таком интересном моменте: некоторые дети замечательных родителей, очевидно, идут по стопам родителей, но многие дети идут совсем по иному пути — выбирают не родительскую профессию, например. И родители активно, внимательно поддерживают своих детей. Одна из таких особенных историй поощрения индивидуальности, где показана и теория такого поощрения, и практика, и результаты — история психиатра Ивана Сикорского и его сына, знаменитого авиаконструктора Игоря.

3. Преданность семье

«Преданность семье. Члены успешных семей ясно дают понять друг другу и всему миру, как сильна их преданность своей семье».

Вот этот момент невероятно ярко проявляется во всех историях замечательных, успешных, добрых семей, с которыми мне когда-нибудь приходилось сталкиваться. Члены таких семей осознают, формулируют, словами и делом выражают представление о своей семье как об особенном единстве. Дают понять друг другу и всему миру, что они — вместе, они — единое целое.

Особенно явно видим этот момент в истории семьи Царственных Мучеников.

«Наша любовь и наша жизнь — это одно целое, мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности — ничто не может разъединить нас или уменьшить нашу любовь»[8], — это крошечная зарисовка об отношениях мужа и жены в этой святой семье.

Переписка Царственных родителей и их детей вся пронизана «культом преданности» друг другу

Переписка Царственных родителей и их детей вся пронизана «культом преданности» друг другу. Преданность своей семье в жизни этих святых людей была настолько очевидной, что исследователи зачастую обвиняли и обвиняют Царскую Семью в замкнутости. Подобные отношения мы видим и в других семьях, например, в истории Боголюбовых: их дети играли с соседскими детьми во дворе, бывали у родственников, учились в учебных заведениях, общались с одноклассниками — но основным кругом общения для родителей и детей оставалась семья, и близкими друзьями были в первую очередь члены семьи.

Здесь нельзя не вспомнить святоотеческое учение о семье, в котором муж «прилепится к жене своей и будут два одной плотью», в котором взаимная преданность, соединенность членов семьи в одно целое оказывается одной из важнейших задач: это соединяющие «любовь, согласие и единомыслие», это представление о семье как о малой Церкви и как о малом государстве.

4. Общая система ценностей

«Духовное благополучие. Исследователи заключили, что члены высокоэффективных семей обладают общей системой ценностей и разделяют одни и те же нравственные убеждения, но подчеркнули, что эти убеждения не ограничиваются принадлежностью к какому-либо вероисповеданию и не сводятся к частым посещениям религиозных служб».

Истории замечательных семей — кажется, вообще всех, а не только тех, что вошли в мою книгу, — показывают, что члены успешных семей действительно обладают общей системой ценностей, у них заявлены и подтверждены жизнью одни и те же нравственные убеждения. Я бы вообще поставила пункт об общих ценностях, нравственных убеждениях и одной вере на первое место в подобном списке рецептов. Но обещала всего лишь соотносить свои выводы с рецептами из «независимого» источника — так что называю этот пункт лишь здесь.

В историях о жизни замечательных семей мы видим, что именно вероисповедание, верность Богу и Церкви скрепляет семью в единое целое

При этом необходимо обратить внимание на оговорку о вероисповедании и частом посещении служб. В историях о жизни замечательных семей мы видим, что именно вероисповедание, верность Богу и Церкви скрепляет семью в единое целое. Видим, что это самое «посещение служб» оказывается важной, если не важнейшей частью жизни семьи, как и молитвы, как все внутренние и внешние аспекты «религиозной жизни». Сейчас модно стращать: «не перекармливайте детей Православием, а то они уйдут из Церкви и из семьи». В историях замечательных семей мы видим очень чуткое и уважительное отношение родителей к вере собственных детей, но вместе с тем видим серьезную погруженность всей семьи, всех детей в «религию».

Так, в семье Хомяковых — и молитвы, и посты для всех членов семьи; дети всех возрастов вместе с родителями соблюдают посты, приходят в храм на службы, приступают к Таинствам. В семье Царственных Мучеников видим регулярное посещение богослужений, там веру изучают, о вере говорят, верой живут; когда не могут пойти в храм — молятся дома, читают Священное Писание; когда храм оказывается недоступен — сами служат службы дома.

Здесь есть и такой важный момент: в разбираемом пункте заморские исследователи заявляют общие ценности и нравственные убеждения. Но вероисповедание ведь как раз и определяет, подчеркивает и сохраняет эти самые ценности. Поэтому общие ценности тесно связаны именно с вероисповеданием и, конечно, никак не сводятся к посещению служб, частому или редкому, но безусловно — включают в себя усердное участие в богослужениях.

А с другой стороны… в историях сплочённых, успешных семей бывают и разногласия, в том числе, по вопросам веры. Так, в той самой истории о матери святителя Григория Богослова святая Нонна вышла замуж за человека, с которым общего вероисповедания у нее действительно не было. С одной стороны, это не мешало семье жить в любви и почти в согласии, а с другой — как раз чтобы привести отношения к полному согласию юная Нонна обратила мужа к вере. И совсем другая история: дети новомученика Иоанна Артоболевского росли верующими детьми, оставались горячо верующими подростками, но не всегда во взрослой жизни оставались в Церкви. Сын святого отца вырос, и — к сожалению, это обычная история, — впал в блуд. Разумеется, он и от Церкви отошел: идея «жить в блуде и продолжать участвовать в таинствах» тут, конечно, немыслима. И родители, для которых подобное поведение взрослого ребенка противоречило всему на свете, не оттолкнули блудного сына, но продолжали общаться с ним. Прошли годы, этот сын оставил блудное сожительство, вступил в законный брак и попросил отца повенчать его — причем тогда, когда венчание уже не было обязательным, не было не только не модным, как сейчас, но — опасным, и потом до самой смерти регулярно, не таясь, посещал церковные богослужения.

В таких сюжетах для верующих членов семей их убеждения и ценности остаются незыблемым приоритетом, но также налицо готовность любить своего супруга и тогда, когда он «другой веры», принимать своего ребенка, даже когда он попрал самое дорогое для родителей, когда в его голове — каша вместо убеждений и ценностей. Все равно молиться, любить и верить: блудный сын вернется к истинным ценностям, вернется к вере своего детства и вере своих родителей.

5. Нет закрытости

«Социальные связи. Успешные семьи не изолированы; они связаны с обществом и в моменты кризиса обращаются к друзьям и соседям».

Если второй пункт — о преданности семье — показывает семью как зацикленную структуру, как некий замкнутый круг, то этот пункт уточняет: это круг, вписанный в другие круги. Если представлять семью не как круг, а как дом, данный пункт показывает, что в доме множество окон и открытые двери.

В историях о жизни замечательных семей мы видим, что отнюдь не только в моменты кризиса, но вообще всегда замечательные семьи связаны с другими сообществами. В первую очередь, конечно же, с Церковью. И в большом смысле, и в конкретном. Неочевидная тема: просто «верить в Бога» можно и в замкнутом мирке своей семьи.

Замечательные родители приводили в свой дом свое «служение», и наоборот — выводили семью, детей — в свою «работу»

Помимо Церкви замечательные семьи имели «выход» и в другие сообщества (какие именно, зависело уже от конкретной семьи, от ее статуса, от интересов родителей и детей). Общий момент, пожалуй, такой: замечательные родители приводили в свой дом свое «служение», и наоборот — выводили семью, детей — в свою «работу». Проще всего обобщить это на примере жизни профессорских семей. Здесь родители специально и нередко брали с собой своих детей на различные мероприятия своего вуза, предлагали детям какие-то смежные формы занятий, и с другой стороны — родители дома при детях занимались научной работой, обсуждали дела при детях и даже с детьми.

Отдельно можно упомянуть общение с «соседями» (понятие растяжимое, конечно). Это — различные общественные мероприятия, в которых регулярно участвовала вся семья. Праздники (церковные или именины), которые проводились и в общественном пространстве, и во время которых собирались гости. И вообще регулярный прием гостей, большой и малый, — это общение с друзьями, с родными, с соседями, с единомышленниками. В домах замечательных семей бывали другие семьи, бывали чужие, но свои по культуре взрослые, с которыми имели возможность общаться и дети — замечу, невероятно важный момент в формировании личности ребенка, в процессе передачи культуры от одного поколения другому.

И все же соглашусь насчет кризиса: действительно, в трудное время связи с другими людьми, выстроенные в стабильное время, играли свою важную положительную роль в жизни замечательных семей.

6. Умение адаптироваться

«Умение адаптироваться. Крепкие семьи структурированные, но гибкие, и их структура видоизменяется под влиянием стресса».

В этом пункте два момента: структурированность и гибкость. Структура в жизни замечательных семей явно есть: это вполне очевидная иерархия. Здесь, во-первых, муж и отец обладает подлинным признанным авторитетом для всех членов семьи. Во-вторых, дети вполне послушны родителям, родители напрямую руководят детьми, и дети это руководство сами, «естественным образом», принимают. Единодушная и согласная иерархия прослеживается во всех исследованных семьях и прямо подчеркивается самими героями, членами этих замечательных семей.

В трудные моменты роли могут меняться кардинально, сохраняя отсылку к той структуре, которую предполагала стабильная жизнь семьи

Гибкость, видоизменение структуры также присутствует в этих же самых «иерархически структурированных» семьях. В трудные, переломные моменты жизни роли могут меняться кардинально, при этом удивительным образом сохраняя отсылку к той структуре, которую предполагала стабильная жизнь семьи.

Снова яркий пример — история святой Эммелии. Она учила как учитель свою старшую дочку Макрину, была полноправной руководительницей жизни девочки. Но когда святая мать девяти святых детей оказалась сломлена горем, Макрина взяла на себя роль самой настоящей наставницы собственной матери, сохраняла эту роль на протяжении всей оставшейся жизни, при этом… оставаясь почтительной и любящей дочерью. Другой пример: святой Государь Николай II любил проводить время со своими детьми, но непосредственно сам не занимался их обучением: организовывала образовательный процесс его супруга, учителями были специально подобранные профессионалы. Но после ареста Государь взял на себя новую для него родительскую роль — роль учителя своих детей. И другой пример: в семье профессора протоиерея Боголюбова главой дома был он сам. Но когда этот исповедник оказывался под арестами, и тем более, когда он ушел из этой жизни, главой семьи стала его супруга, мать семейства. Также попечение о материальном благосостоянии семьи чаще всего оказывается в исходной структуре — на плечах отца семейства, но нередко, по самым разным причинам, и мать, и дети начинают заниматься материальным обеспечением семьи.

7. Умение ценить и выражать чувства

«Умение ценить. Члены крепких семей глубоко ценят друг друга и часто выражают свои чувства. А те, которые не любят показывать свои эмоции, передают их посредством поступков, делая для других нечто значимое».

Именно так, глобально и в мелочах всё это присутствует в жизни замечательных семей. Особенно такие моменты мы видим в личной переписке Хомяковых и членов Царской Семьи: действительно, они не стесняются выражать свои чувства, но явно культивируют их. Прямо как задача, заявленная в теории, это постоянно проявлялось в реальной жизни и этой святой семьи, и других замечательных семей: всегда, каждый день стараться делать для мужа, жены, родителей, братьев, сестер что-то доброе, проявлять внимание и заботу, дарить радость. Комментирую коротко не потому, что неважно, а потому что слишком очевидно, нечего доказывать.

8. Ответственность

«Ясные роли. Члены благополучных семей осознают свою ответственность перед коллективом».

Взаимная ответственность, понимание важности своей роли в семье — сквозная тема в историях о жизни замечательных семей. Здесь в целом — взаимная ответственность, но особенно выделяются роли отца и матери семейства. Это роль отца и мужа как главного заботника, заступника семьи, главного ответственного лица в доме. Хотя реализация этой роли всегда немного разная и зависит, видимо, от характера главы семьи, от его рода деятельности. В большинстве рассмотренных историй отец активно участвует в воспитании своих детей и непосредственно сам их обучает. Иногда именно отец — единственный учитель своих детей, иногда — просто основной, иногда у ребенка много других учителей, но роль учителя у отца все же есть, и она существенна.

Также и матери: в каждой истории у жены есть эта самая «ясная роль», но для каждой конкретной женщины эта роль — своя, особенная. При этом, несмотря на всю «ясность», роли могут меняться, но остается это самое чувство ответственности перед семьей, что особенно проявляется в трудные для семьи времена. Так, в голодные годы Гражданской войны дети-подростки протоиерея Иоанна Артоболевского с воодушевлением начинают работать, занимаются и физическим трудом, и репетиторством, и все заработанные деньги (чаще — заработанные продукты) несут в дом, осознавая себя кормильцами своей семьи.

9. Совместное времяпрепровождение

«Совместное времяпрепровождение. Члены крепких семей проводят время вместе, занимаясь чем-то, что им нравится».

Это и правда особенность замечательных семей — регулярное, специально организованное совместное времяпрепровождение. Для крепких семей заявленная ценность, задача — проводить время вместе, заниматься чем-то вместе. Это оказывается одним из основных способов добиться соединенности членов семьи в одно целое, одним из способов сформировать общее образовательное и культурное пространство, одним из способов просто… узнавать друг друга, снова и снова, дружить все крепче, любить все сильнее.

В истории Царственных Мучеников — общие вечера, чтение книг, настольные и спортивные игры, постановка спектаклей, обязательно совместный отпуск-каникулы

В истории семьи Хомяковых отец часто берет детей с собой, когда едет куда-то по «взрослым» делам, проводит свободное время почти каждый день со своими детьми: домашние вечера, посещение храма и музеев, прогулки и самая настоящая общая работа. В истории Сикорских работа отца организована так, чтобы работа родителей, работа взрослых детей и жизнь всей семьи проходили в едином физическом пространстве. В истории Царственных Мучеников — общие вечера, чтение книг, настольные и спортивные игры, постановка спектаклей, обязательно совместный отпуск-каникулы. В истории Артоболевских — всё то же самое, каникулы-отпуск — всегда вместе. В истории Боголюбовых — отец занимался научной работой «вместе» с маленькими сыновьями, предлагая им работать рядом с собой; в голодное время они вместе работали, буквально впрягались в одну упряжку, когда мололи зерно; вместе приходили в храм…

Совместное времяпрепровождение в этих семьях было естественной частью жизни. С другой стороны — оно было специально встроено в распорядок дня, недели, года. Совместному времяпрепровождению способствовала даже планировка дворцов, домов и маленьких квартир «моих» героев. Об одном из элементов концепции «объединяющей планировки» — об общих детских спальнях — я уже рассказывала: «Шесть идей-рецептов из жизни замечательных семей».

***

Исповедание делом и словом христианского учения позволяет выстроить семью, счастливую даже по «земным» меркам

В общем, вполне корректно делать выводы: времена и культуры меняются, но в целом «рецепты» крепкой, здоровой семьи остаются примерно одинаковыми. Это значит, что «старинные» истории не потеряли своей актуальности. Значит, идея «традиционной семьи», более того, идея «настоящей православной семьи» совместима с современной действительностью. Точнее, христианское учение о семье применимо в любые времена, в любых экономических и социальных условиях, в своих основах оно не может устареть.

С другой стороны, современная, вроде бы совсем не христианская, но крепкая и счастливая семья построена на тех же самых основаниях, на которых строились крепкие и счастливые христианские семьи последние две тысячи лет.

И еще одна сторона: христианское учение, конечно, показывает устроение семьи как малой Церкви, показывает, как устроено служение Богу в семье, как семейная жизнь может привести членов семьи в Царство Небесное. Но заодно, как бонус, как побочный эффект, исповедание делом и словом христианского учения позволяет выстроить счастливую семью, счастливую именно по «земным» меркам, позволяет членам этой семьи быть успешными во всех отношениях людьми — и по-отдельности, и вместе.

Анна Сапрыкина

2 мая 2022 г.

[1] Фейлер Брюс. Agile в семье. 200 смелых и свежих идей. М., 2020.

[2] Там же. С. 80.

[3] Там же.

[4] Здесь и далее каждый пункт списка: Там же. С. 81-82.

[5] Хомяков А.С. Письма // Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. Т. 8. М., 1904. С. 11-12.

[6] Григорий Богослов, святитель. Слово 18. Сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову // Григорий Богослов, святитель. Собрание творений в 2-х томах. Т.1. Свято-Троице Сергиева Лавра, 1994. С. 267.

[7] Там же. С. 265.

[8] Письма, написанные в период брака. Царь Николай II Александрович и Царица Александра Феодоровна, 1898-1914 гг. // Дивный Свет. Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Дневниковые записи, переписка, жизнеописание. М., 2003. С. 240.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Шесть идей-рецептов из жизни замечательных семей Шесть идей-рецептов из жизни замечательных семей
Анна Сапрыкина
Шесть идей-рецептов из жизни замечательных семей Шесть идей-рецептов из жизни замечательных семей
Анна Сапрыкина
«Замечательные» родители были внимательны к детям, умели и хотели их слышать, но вовсе не устраивали из этого «час господства ребенка».
Шесть реальных историй о живых христианских семьях Шесть реальных историй о живых христианских семьях
Анна Сапрыкина
Шесть реальных историй о живых христианских семьях Шесть реальных историй о живых христианских семьях
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Это истории о том, как можно сохранять семью, продолжать обучение детей и оставаться внутренне свободными людьми в условиях кризиса и смуты.
Христианская семья: нормы устарели, идеалы недостижимы и только угнетают? Христианская семья: нормы устарели, идеалы недостижимы и только угнетают?
Анна Сапрыкина
Христианская семья: нормы устарели, идеалы недостижимы и только угнетают? Христианская семья: нормы устарели, идеалы недостижимы и только угнетают?
Материнские заметки
Анна Сапрыкина
Христианские заповеди относятся к I–II веку по Р.Х. Как же можно натягивать на нашу жизнь нормы двухтысячелетней давности?..
Комментарии
Аркадий 2 мая 2022, 11:30
Спасибо огромное! Интересный и полезный материал!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×