Богоматерь. Вторая половина XV в. |
То, что я люблю и чему удивляюсь в русском народе, имеет не варварский, живописный или экзотический характер, но представляет собою нечто вечное, общезначимое и великое — именно его любовь к человеку и веру в Бога.
Русская душа полна человеческой христианской любви, более теплой, простой и искренней, чем я встречал у других народов.
Русский крестьянин глубоко религиозен, видит Бога во всех вещах и считает ненормальным, неумным человека, не верующего в Бога.
Надо прибавить, что религиозное сознание русских имеет своим источником исключительно евангельские заветы. Христианское понимание греха и раскаяния живет в душах самых ужасных преступников. Почти всегда после высшего напряжения воли и разрядов энергии, этих спутников преступления, у русских наступает внутреннее крушение. Опустив голову, с потухшим взором и нахмуренным лицом, русский человек впадает в мучительное отчаяние, в нем начинается тяжелый внутренний процесс. Вскоре отчаяние, стыд и раскаяние, неотразимое стремление принести повинную и искупить свой грех совершенно овладевают им. Он кладет поклоны перед иконой и в отчаянии взывает ко Христу. Душевное состояние его можно охарактеризовать словами Паскаля: «Бог прощает всякого, в чьей душе живет раскаяние».
Русские глубоко почитают Бога и святых Его и везде, где встретят образ Распятого, немедленно падают ниц с сердечным благоговением.
После крещения крестный отец дарит ребенку вместо обычного денежного подарка, смотря по состоянию, серебряный, золотой или медный крест. Крест этот ребенок должен всю жизнь носить постоянно на шее. А так как мы не носим крестов, то они и считают, что мы не получили настоящего крещения.
Этот нательный крестик в течение всей своей жизни русский должен носить на шее в доказательство того, что он христианин. Если находят кого-либо мертвым на улице и креста на нем не окажется, то его не хоронят.
Крест нательный русские должны носить на себе постоянно, до самой смерти: потому-то по всей России не найдешь ни одного мужчины и ни одной женщины, на которых не было бы креста.
Понятие о христианской религии каждый получает только дома, где с младенчества впитывает его с молоком матери. Новый и Ветхий Завет почитают с самым религиозным чувством до такой степени, что не позволяют себе коснуться его, не осенив себя перед этим крестом.
Вдовствующая императрица выдвигала требование, чтобы в Тюильри было православное духовенство и домовая православная церковь, так как русские великие княжны никогда не меняют веры.
"О тебе радуется". Вторая половина XVI в. |
Богородицу они чтут с особо набожным благочестием. Особым почетом и поклонением пользуется у них святой Николай. Поэтому праздник в честь этого святого они торжественно справляют дважды в год.
Святому Николаю празднуют три дня. С кануна праздника до конца его питейные дома бывают заперты. По приглашению патриарха Никона наш учитель служил с ним в соборной церкви. После обедни патриарх Никон повел нас в свои келии, где вместо царя устроил трапезу для всех присутствующих. Если бы царь находился в Москве, то отстоял бы обедню в церкви во имя этого святого и устроил бы у себя большой пир, ибо московиты питают величайшую любовь к святому Николаю.
Среди чудотворцев они больше всего чтут Николая Мирликийского, икона которого в городе Можайске совершила много чудес. Кроме тех чудотворцев, которых почитает латинская церковь, московиты имеют мучеников, епископов и монахов всякого возраста. Тела их в неприкосновенности оберегаются с величайшим благоговением. Они убеждены, что с их помощью происходит многое, превышающее силы человеческие.
Святых почитают они с величайшим благочестием и призывают в молитвах как ходатаев пред Богом за человеков. Святой Николай — особеннейший их покровитель, и иконы его пользуются в Москве величайшим почтением.
Образ святитель Николай Можайский. XVII в. |
Святого Петра почитают первоверховным апостолом и приписывают своим церквам истинное его преемствование, утверждая, что только они одни и сохранили евангельское учение чистым.
Посол привез царю от цесаря маленькую шкатулку с драгоценными каменьями и в великолепном сосуде миро от мощей святого Николая Мирликийского, мощи которого находятся в стране немцев; они знают, какую большую цену оно имеет в глазах царя. Царь оказал этому послу большой почет.
Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского |
В этот день патриарх посадил подле себя за стол нового Салоса, который постоянно ходит голым по улицам. К нему питают великую веру и почитают его свыше всякой меры как святого и добродетельного человека. Его называют «человек Божий». Патриарх непрестанно подавал ему пищу собственными руками и поил из серебряных кубков, из которых сам пил, причем осушал последние капли в свой рот, ради освящения. Мы были изумлены.
Русские священники до принятия священного сана должны быть женаты, притом на девицах, а не на вдовах, еще того менее на особах с дурною славою или имеющих родственниц с подобною славою.
Тут в храме Василия Блаженного русские ставят своих святых и богов. И все русские по своей набожности ходят туда молиться.