Иностранцы о России. Религиозность русского народа. Любовь к святым и святыне

"Богоматерь.
Богоматерь. Вторая половина XV в.
Религия есть основа жизни России, пульс ее; забота не о теперешней, а о небесной жизни.
Райт Р. — англичанин, ХХ в.

То, что я люблю и чему удивляюсь в русском народе, имеет не варварский, живописный или экзотический характер, но представляет собою нечто вечное, общезначимое и великое — именно его любовь к человеку и веру в Бога.

Русская душа полна человеческой христианской любви, более теплой, простой и искренней, чем я встречал у других народов.

Бэринг Морис (1874—1945) — английский поэт

Русский крестьянин глубоко религиозен, видит Бога во всех вещах и считает ненормальным, неумным человека, не верующего в Бога.

Бэринг Морис (1874—1945) — английский поэт

Надо прибавить, что религиозное сознание русских имеет своим источником исключительно евангельские заветы. Христианское понимание греха и раскаяния живет в душах самых ужасных преступников. Почти всегда после высшего напряжения воли и разрядов энергии, этих спутников преступления, у русских наступает внутреннее крушение. Опустив голову, с потухшим взором и нахмуренным лицом, русский человек впадает в мучительное отчаяние, в нем начинается тяжелый внутренний процесс. Вскоре отчаяние, стыд и раскаяние, неотразимое стремление принести повинную и искупить свой грех совершенно овладевают им. Он кладет поклоны перед иконой и в отчаянии взывает ко Христу. Душевное состояние его можно охарактеризовать словами Паскаля: «Бог прощает всякого, в чьей душе живет раскаяние».

Палеолог Морис (1859—1944) — французский посол в России в 1914—1917 гг.

Русские глубоко почитают Бога и святых Его и везде, где встретят образ Распятого, немедленно падают ниц с сердечным благоговением.

Кампензе Альберт — итальянский историк, ХVI в.

После крещения крестный отец дарит ребенку вместо обычного денежного подарка, смотря по состоянию, серебряный, золотой или медный крест. Крест этот ребенок должен всю жизнь носить постоянно на шее. А так как мы не носим крестов, то они и считают, что мы не получили настоящего крещения.

Какаш Стефан — австрийский дипломат, ХVII в.

Этот нательный крестик в течение всей своей жизни русский должен носить на шее в доказательство того, что он христианин. Если находят кого-либо мертвым на улице и креста на нем не окажется, то его не хоронят.

Олеарий Адам (ок. 1599—1671) — немецкий ученый и путешественник

Крест нательный русские должны носить на себе постоянно, до самой смерти: потому-то по всей России не найдешь ни одного мужчины и ни одной женщины, на которых не было бы креста.

Юль Юст — датский посол в России в 1709—1712 гг.

Понятие о христианской религии каждый получает только дома, где с младенчества впитывает его с молоком матери. Новый и Ветхий Завет почитают с самым религиозным чувством до такой степени, что не позволяют себе коснуться его, не осенив себя перед этим крестом.

Поссевино Антонио (1534—1611) — итальянский дипломат, посол папы Григория ХII

Вдовствующая императрица выдвигала требование, чтобы в Тюильри было православное духовенство и домовая православная церковь, так как русские великие княжны никогда не меняют веры.

Лависс Эрнест (1842—1922) и Рамбо Альфред (1842—1905) — французские историки

’"О
"О тебе радуется". Вторая половина XVI в.
Пресвятую Деву Марию, апостолов и других, которые были столпами Церкви, они называют светильниками и почитают с большим благоговением. Если кто знаменит святостью жизни, того после смерти причисляют к лику святых, и так как число их к настоящему времени возросло до величайшего множества, то они очень многих святых прославляют в один и тот же день.
Принц Даниил (1546—1608) — австрийский дипломат

Богородицу они чтут с особо набожным благочестием. Особым почетом и поклонением пользуется у них святой Николай. Поэтому праздник в честь этого святого они торжественно справляют дважды в год.

Корб Иоанн (ок. 1670 — ок. 1741) — австрийский дипломат, секретарь австрийского посла Гвариента

Святому Николаю празднуют три дня. С кануна праздника до конца его питейные дома бывают заперты. По приглашению патриарха Никона наш учитель служил с ним в соборной церкви. После обедни патриарх Никон повел нас в свои келии, где вместо царя устроил трапезу для всех присутствующих. Если бы царь находился в Москве, то отстоял бы обедню в церкви во имя этого святого и устроил бы у себя большой пир, ибо московиты питают величайшую любовь к святому Николаю.

Павел Алеппский, сирийский священнослужитель, ХVII в.

Среди чудотворцев они больше всего чтут Николая Мирликийского, икона которого в городе Можайске совершила много чудес. Кроме тех чудотворцев, которых почитает латинская церковь, московиты имеют мучеников, епископов и монахов всякого возраста. Тела их в неприкосновенности оберегаются с величайшим благоговением. Они убеждены, что с их помощью происходит многое, превышающее силы человеческие.

Кампани Паоло — итальянский дипломат, член посольства А. Поссевино, ХVI в.

Святых почитают они с величайшим благочестием и призывают в молитвах как ходатаев пред Богом за человеков. Святой Николай — особеннейший их покровитель, и иконы его пользуются в Москве величайшим почтением.

Кобенцель Иоанн — австрийский дипломат, посол императора Максимилиана II, ХVI в.

"Образ
Образ святитель Николай Можайский. XVII в.
Между прочими святыми особенно почитают святого Николая, епископа Барского, и праздник его ежегодно два раза отправляют с большой торжественностью. Говорят, что его образ, поставленный в храме города Можайска, знаменит многими чудесами. И потому в известные времена года туда стекается большое множество народа.

Святого Петра почитают первоверховным апостолом и приписывают своим церквам истинное его преемствование, утверждая, что только они одни и сохранили евангельское учение чистым.

Принц Даниил - (1546—1608) — австрийский дипломат

Посол привез царю от цесаря маленькую шкатулку с драгоценными каменьями и в великолепном сосуде миро от мощей святого Николая Мирликийского, мощи которого находятся в стране немцев; они знают, какую большую цену оно имеет в глазах царя. Царь оказал этому послу большой почет.

Павел Алеппский, сирийский священнослужитель, ХVII в.

"Рака
Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского
Первое, что привлекает к Лавре, это, конечно, мощи преподобного Сергия Радонежского. Именно от них исходит, я бы сказал, освящающая сила. Это не просто святость, это какая-то трезвенная святость.
Хилл Кристофер — английский священнослужитель, ХХ в.

В этот день патриарх посадил подле себя за стол нового Салоса, который постоянно ходит голым по улицам. К нему питают великую веру и почитают его свыше всякой меры как святого и добродетельного человека. Его называют «человек Божий». Патриарх непрестанно подавал ему пищу собственными руками и поил из серебряных кубков, из которых сам пил, причем осушал последние капли в свой рот, ради освящения. Мы были изумлены.

Павел Алеппский, сирийский священнослужитель, ХVII в.

Русские священники до принятия священного сана должны быть женаты, притом на девицах, а не на вдовах, еще того менее на особах с дурною славою или имеющих родственниц с подобною славою.

Олеарий Адам (ок. 1599—1671) — немецкий ученый и путешественник

Тут в храме Василия Блаженного русские ставят своих святых и богов. И все русские по своей набожности ходят туда молиться.

Иогансен (Ганс) Младший — датский герцог, ХVII в.
 

8 июля 2004 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×