Пернштейн пишет, что люди здесь ревностно ходят к богослужениям и долго остаются в церквах на молитвах: на заутренях, обеднях и всенощных.
Князь Димитрий, главнейший из моих провожатых, не иначе садился за обед, как по отслушании литургии.
Богослужение их вдвое продолжительнее нашего и совершается с таким благоговением, что трудно выразить словами.
Всюду яркое освещение, всюду прекрасное пение — чудные голоса, глубокое религиозное чувство. На всех лицах отражение глубокой, мечтательной, смиренной и сосредоточенной набожности.
Слушая чтение некоторых глав из Библии, русские стоят с обнаженными головами перед своими иконами. Вообще никто, ни даже сам Великий Князь, не смеет находиться в церкви с покрытой головою, кроме лишь священника.
Всякую литургию совершают только в своих храмах. И потому в военных походах вместо храмов они употребляют некоторые небольшие палатки, сделанные для этой цели.
На исповеди каждый грешник должен откровенно признаваться во всех своих грехах, не скрывать от священника даже и злых помыслов.
Таинство Причащения у них совершается под обоими видами и с большей торжественностью, чем у нас.
Затем ввели нас в деревянную церковь в честь Успения Владычицы. В ней мы отстояли обедню и вышли только около времени солнечного заката, еще ничего не евши: это у них наибольший почет…
Когда уселись за стол и начали есть, пробило шесть часов дня, так что до вечера оставалось меньше часа. Обрати внимание на то, какие мучения претерпели мы в прошлую ночь и сегодня: целых 24 часа стояли на ногах без пищи!
После раздачи (Даров) священник опустился на колени на верхней ступени лестницы, ведущей к главному алтарю, поднял руки к небу и запел молитву. Присутствующие повторяли ее, стоя на коленях и приникнув лицом к земле. Я никогда не видел, чтобы молились с таким жаром.
Церковных поучений, которыми у нас обыкновенно утверждают народ в благочестии, у русских нет, но только перечитывают расположенные по порядку Евангелия, к ним, однако, иногда присоединяют беседы древних и жития святых. Впрочем, если кто из епископов знаменит ученостью и святостью жизни, они позволяют ему произносить к народу проповеди на память, что для остальных священников считают опасным.
Народ не только получает эстетические эмоции от богослужения, но и приобретает религиозные убеждения благодаря Евангелию, читаемому в церкви, а также почерпая их из житий святых и легенд.
Особое уважение воздается Кресту Господа нашего Христа. Куда ни посмотришь, везде: на перекрестках дорог, над дверями и крышами храмов — видны многочисленные его изображения. Увидя их издали, склонив голову, они крестятся, если же оказываются поблизости от него, из почтения сходят с коней. И более всего благочестие народа характеризует то, что, начиная всякое дело, они осеняют себя крестом. Строители стен, возводившие крепость, начинали работу не раньше, чем, повернувшись к крестам, воздвигнутым на храмах, чтили их должным образом.
Если они (приезжие) будут носить кресты на шее — а в Московии все носят их под рубашкой, — нужно остерегаться, чтобы они не свисали с груди на живот. Московиты считают самым большим позором, если святой крест свисает ниже пояса. Если они увидят, что четки со вделанными в них крестами свисают до пояса, то, по их мнению, это величайшее оскорбление святыни, так как они прикреплены на позорном месте.
Когда Бутурлин взял Люблин и избивал его жителей, (они) просили его не убивать их, за что обещали вознаградить его великим сокровищем для царя, именно: крестом из древа Честного Креста, который и отдали ему.
Сегодня это сокровище было доставлено царю, который ему сильно обрадовался. Звонили в колокола, не переставая, так что тряслась земля. Царь сошел в собор в короне и в царском одеянии, со всеми государственными сановниками, явились и все горожане в лучших платьях. Патриарх облачился, и было совершено молебствие в благодарность Богу, даровавшему то сокровище. Затем стали подходить ко кресту, поклонялись ему и прикладывались со всяким благоговением и почтением.
Если кто согласится (поцеловать крест в подтверждение своих слов), то его сейчас ведут в храм, и, поцеловав крест, он выигрывает свое дело. Это лобзание креста московиты именуют «крестным целованием» и ценят так же, как клятву. Отсюда они называют бунтовщиков, клятвопреступников и нарушителей договоров крестопреступниками.
Русское жизнеописание и религиозность отличается значительной цельностью: в основе его лежит страсть к абсолютным ценностям и преображению мира; иконы русские свидетельствуют о преодолении земного бытия.
Икона для русского человека — это связь, соединяющая народ, это нечто равносильное знамени, это язык, понятный каждому, который делает то, что все могут понять друг друга и сойтись о одной общей мысли. Иконы находятся повсюду в России: во дворцах и избах, в гостинице и палатке солдата. На чужбине они напоминают Родину и, еще раз повторяем, служат символом патриотизма, а потому так же не могут быть изменяемы, как нельзя изменить герб.
Владимирская икона. Фрагмент |
Ни один из монахов и священников не отправляет канонические часы иначе, как имея перед собой образ, и к нему всякий раз прикасается с великим благоговением. Если кто выносит образ на люди, то высоко поднимает его в руках, и все проходящие усердно чтут его, обнажая голову, знаменуясь крестом и кланяясь. Евангельские книги они полагают только в почетных местах, как священную вещь, и не прикасаются к ним руками, если прежде не осенят крестом и не выкажут почтения, обнажая и склоняя голову, затем только берут их в руки с величайшим благоговением.
Русские в храмах имеют много изображений святых, которым молятся, делают приношения и возжигают фимиам; но прежде нежели икону поставят в церкви, ее окропляют святой водой.
Образа почитают, тогда как от статуй отвращаются, о которых думают, что это идолы. У них существует такое убеждение, что если кто не имеет у себя собственной иконы, тот не может должным образом исправлять своих молитв. Поэтому, куда ни отправляются они, постоянно носят их с собою.
Они считают недопустимым класть святые иконы вместе с другими мирскими вещами или одеждой, чистить и вытирать их, поплевав на них.
Они никогда не оставляют икон на попечении людей, которые не их религии, опасаясь, что с ними не будут обращаться должным образом.
Все стены церквей украшены изображениями святых. Первые места в храмах занимают образы Пресвятой Девы и святого Николая.
Патриарх покадил книгу Священного Писания в переплете, украшенном золотом и драгоценными каменьями, отдал ту же честь иконам, к которым русские питают великое благоговение.
Некоторые из стоящих кругом восклицали: «Господи, помилуй!» Другие по отеческому обычаю касались лбом земли и плакали. Вообще, народ провожал проносимые вокруг иконы, являя разнообразные знаки благоговения и поклонения.
Солдаты, не найдя в домах, чем бы могли воспользоваться, взяли с собою иконы, но русские побежали за ними и за дорогую цену выкупили эти иконы.
Когда иконы становятся старыми, они их не выбрасывают и не сжигают, но или опускают их в текущую воду, давая им плыть, куда угодно, или же на кладбище или в древесном саду закапывают глубоко в землю, причем стараются не допустить каких-либо нечистот в этом месте.
В этой церкви несчетное число редкостей, сокровищ, подсвечников и икон, серебряно-вызолоченных, ибо все жители этой страны имеют большую веру к святому (Антонию Римлянину) и очень его почитают, благолепно украшают его иконы и празднуют несколько раз в году. Приложившись к его святым мощам, мы вышли за церковь, где находится тот самый камень, на котором святой прибыл из Рима. При виде его приходишь в трепет и, стоя перед ним, проливаешь слезы.
Царь, взяв нашего учителя за правую руку, подвел его к раке святого (Саввы Сторожевского), открыл ее и показал ему тело, и он приложился к нему; при этом царь с удивлением говорил: «Посмотри, какой прекрасный цвет этого черепа: истинно он желт и тверд» и продолжал: «Когда я вынул мощи святого из земли, чтобы положить их в эту раку, я заметил, что потерялся один коренной зуб, и я не переставал искать его, пока не нашел. В то время у меня болели зубы, я их потер им, и они тотчас исцелились».