![]() |
Часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского на Титовской сопке. Город Чита. 2003 г. |
Все мы испытывали радостное волнение от предстоящей встречи. Мы – это несколько паломников из Москвы, которые, желая познакомиться со святынями Забайкалья, отправились в путь, получив благословение правящего архиерея, епископа Читинского и Забайкальского Евстафия…
Постепенно березу вытесняет ель. Меняется и ландшафт: на смену равнине приходят сопки, покрытые тайгой. Вспомнился А.П. Чехов: «Фраза «Человек есть царь природы» нигде не звучит так робко и фальшиво, как здесь». Уже на подъезде к Иркутску в поезде ощущается всеобщее оживление: все ждут встречи с Байкалом. «Славное море» ошеломляет, покоряет, завораживает. Знаменитое озеро как нельзя лучше соответствует и величию страны, и величию русской души. Несколько часов поезд идет берегом «священного Байкала» и все это время невозможно не смотреть на него, говорить и думать о чем-нибудь другом.
![]() |
Пос. Атамановка. 2003 г. |
Наша первая остановка в Улан-Удэ, столице Бурятии. Читинская и Забайкальская епархия, в которую входит и Бурятия, – одна из самых больших в России. (Из всех европейских держав лишь Испания и Франция заметно превосходят ее по площади). Москва и Петербург по здешним меркам – это где-то совсем рядом. Но при низкой плотности населения фактор расстояния резко обостряет многие проблемы, в том числе и проблему восстановления порушенных святынь: монастырей и храмов. А самое грустное: годы безбожия искалечили души людей. И сегодня нужно не просто восстанавливать уничтоженные или оскверненные некогда церкви, необходимо проповедовать Слово Божие, врачевать искалеченные грехом души людей, потерявших подлинные ориентиры в жизни, утративших основную Идею, которая всегда была духовным стержнем российского государства, – идею предстояния Господу, жизни в Церкви.
![]() |
Новый кафедральный собор во имя Казанской иконы Божией Матери в процессе возведения. 2004 г. |
Знали мы и о том, что в епархии строятся все новые и новые церкви, происходят массовые крещения жителей, возрождаются, казалось бы, прочно забытые традиции крестных ходов, расширяется деятельность православного молодежного движения, работают Пастырские курсы, проводятся Иннокентьевские чтения.
![]() |
Всехсвятский женский монастырь в пос. Атамановка. 2003 г. |
И все-таки мы не ожидали, что окажемся не просто свидетелями, но и участниками столь многих знаменательных событий, определяющих сегодня церковную жизнь в епархии.
![]() |
Соборный храм Спасо-Преображенского Посольского монастыря. 2002 г. |
Нет не случайно оказались мы в Такой праздник в Таком месте! Высокий молитвенный настрой во время богослужения, удивительно проникновенная проповедь владыки стали для всех нас неким знаком необходимости духовного и физического врачевания. В эти минуты мы чувствовали себя не лучше заключенных. На этих людей нашелся земной закон, но всегда ли мы помним о том, что найдется Высший Закон на всех нас, любящих жизнь привольную, скользящих и виляющих, погрязших в страстях? Господи, помоги нам приобрести страх перед Тобой!
Мы выходили из храма, а из окон и дверей бараков нас провожали взгляды сотен глаз. Спаси Господи всех, кто преподнес нам такой поучительный подарок и помоги заключенным здесь людям и нам, привольным, найти путь к Тебе!
Мы возвратились в Улан-Удэ в канун праздника Смоленской иконы Божией Матери, который является престольным для одного из храмов г. Улан-Удэ, бывшего в XVII веке казачьим зимовьем Удинским, затем уездным Верхнеудинском, а ныне столицей Бурятии. 10 августа в Одигитриевском храме Преосвященнейший Евстафий в сослужении со священством Читинского и Бурятского благочиний совершил Божественную Литургию, по окончании которой состоялся крестный ход по городу с преднесением Смоленской иконы. Было отрадно видеть, что все более привычными становятся крестные ходы для жителей православного Забайкалья. Осеняемый хоругвями, с молебным пением торжественно шествовал по городу крестный ход, по пути следования которого к нему присоединялись прихожане других храмов, жители «Красной Уды». «И все это для того, – писал еще в XI веке св. Симеон Солунский, – чтобы очистить все пути и распутья, оскверненные нашими грехами, (...) чтобы обитаемый град и вся страна соделались причастниками Божественной благодати».
В следующие дни владыка Евстафий совершил рабочие поездки по епархии, и нам удалось побывать в мужском Посольском и женском Батуринском монастырях.
Триста пятьдесят лет назад на месте будущей обители, на пустынном берегу озера-моря Байкал в тихом заливе Прорва останавливались на короткий отдых отряды первых русских казаков – землепроходцев. Но, ох, как не просто шло освоение дикого тогда края. 7 октября 1651 года на греющихся у костра восьмерых членов посольства, отправленного Государем Алексеем Михайловичем к забайкальскому хану Турухай – табунану, вероломно напал отряд «брацких людей». Под градом стрел пали сам посол Ерофей Заболоцкий, его сын Кирилл да подъячий с казаками. Погибших похоронили на месте трагедии, а вскоре над могилой была поставлена часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Начало же монашеской жизни было положено в 1681 году.
Удачное расположение монастыря близ устья р. Селенги превратило его в место, посещаемое по пути из Предбайкалья в Забайкалье. Так, в 1687 году здесь останавливалась посольская миссия в Китае во главе с Ф.А. Головиным. Будущий генерал-адмирал, руководитель внешней политики России и первый кавалер ордена святого Андрея Первозванного своим указом отвел монастырю земельные и рыболовные угодья. Прибывающие к Головину китайские посольства принимались именно здесь. Позже иркутские власти сделали монастырь местом дипломатических переговоров с Китаем и Монголией. В начале XVIII века здесь останавливался святитель Иннокентий Иркутский, следовавший в Китай для заведования Пекинской Духовной миссией, а в 1735–36 годах первооткрыватель Камчатки С.П. Крашенинников составил подробное описание монастыря. Тогда же здесь останавливалась экспедиция Витуса Беринга и при обители был обустроен морской порт.
Сегодня этот бывший миссионерский монастырь возрождается, – медленно, но верно, – напоминая всем об уходящих своими корнями в далекое прошлое традициях православного Забайкалья.
С неподдельной радостью встречали насельники обители правящего архиерея. Владыка Евстафий подробно расспросил наместника отца Николая о ходе восстановительных работ, отслужил литию по убиенным послам и всем усопшим монахам Посольского монастыря, а затем разделил трапезу с братией. Встреча прошла тепло, по-домашнему. Надо было видеть, какой любовью светились глаза наместника и насельников обители, провожавших нас в дальнейший путь.
![]() |
Сретенский женский монастырь в с. Батурино. 2002 г. |
Может, потому и сохранил Господь этот чудный край с пронзающим безоблачное небо колокольным шпилем, вновь и вновь призывая нас к покаянию?
Здесь, за тысячи километров от Москвы, наедине с завораживающим величием сибирской природы сами собой рождаются мысли о главном: что же ждет нашу страну, народ, неужели тысячелетние труд, страдания, духовный подвиг, – все напрасно, и заселят в конечном итоге этот благодатный край наши братья с берегов Янцзы и Хуанхэ? Правильно ли ты живешь, правильно ли делаешь свой выбор в жизни? Насельницы Батуринской обители свой выбор сделали. Так хочется верить, что Господь не посрамит их упований и укрепит в их подвиге.
Начало Успенского поста владыка Евстафий отметил малым освящением строящегося Никольского храма в одном из райцентров, поселка Мухоршибирь. Общая молитва объединила нас всех: тепло встретивших владыку представителей местной власти, строителей храма, жителей поселка и паломников из Москвы.
![]() |
Урочище Дворцы, место установки Креста. 2002 г. |
Выехав за пределы Читы, мы спешились и крестным ходом отправились с молитвенным пением к подножию выбранной для установки Святыни сопки. Тяжелый 4-х метровый сварной крест сначала принял на свои рамена сам владыка, затем Святыню смогли понести все участники крестного хода. Собравшихся было немного, и я в который раз подумал: как часто события, порой меняющие ход истории, происходят незаметно, прикровенно для современников. И как часто мы, увлеченные внешне громкими, яркими, но пустыми событиями, «мыльными пузырями», не замечаем, как рядом с нами творится подлинная История. И, не скрою, нас, москвичей, переполняли не только духовная радость, но и горячее чувство благодарности владыке Евстафию. Мы, миряне, можем лишь догадываться, как тяжел подвиг архиерея, возглавившего самую большую и далеко не самую благополучную епархию в России. Своей искупительной молитвой за поруганные святыни и отказ от духовного наследия наших предков владыка восстанавливает почти утраченную связь времен...
Полтора миллиарда китайцев весело и жадно взирают на эту благодатную и обезлюдевшую землю, мысленно уже считая ее своей (в недалекой исторической перспективе). И не просто взирают, а заселяют – всеми правдами и неправдами. «Граница на замке» – это, увы, не про наше время сказано». А Бурятия, входящая в состав епархии, с ее традиционной религией, ламаизмом? Сколько нужно ума, такта, душевных сил, любви, чтобы не просто сохранить братские (а русские казаки – первопроходцы в XVII веке так и называли бурят – «братами», отсюда, кстати, название города Братска) отношения, но и развивать, укреплять их!
![]() |
Крестный Ход в урочище Дворцы. 17 августа 2002 г. |
Идти становилось все труднее, но разве можно отставать? Впереди – сам владыка, а за ним влекомые невидимой и благодатной Силой восходили сестры Всехсвятской обители во главе с настоятельницей матушкой Евникией (сколько же тепла, доброты излучает этот удивительный человек, храни ее Господь!). И силы природы отступили. Повинуясь велению Божию, сила притяжения тянула и тянула нас, но уже не к низу, а к верху!
Вот и вершина. Отсюда открывался фантастический по красоте вид: на многие километры вокруг нас окружали зеленые волны сопок. Границы таежного моря тонули в тумане...
Предстояло поднять и установить крест на самом верху 20-метрового скального выступа. Закончили подготовительные работы, Владыка отслужил молебен. Исчезнувшую куда-то физическую усталость сменил необыкновенный духовный подъем. Крест начал плавно подниматься вверх на веревках по вертикальному склону скалы. Вихрем проносятся тысячи мыслей: Фавор, Голгофа, Елеон – все, как в фокусе, сошлось в один миг на этой сопке. Вдруг вспомнилось: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2,12). Но страха уже не было, только радость и трепет. Еще одна Святыня осеняет отныне Читинскую землю! Еще одна духовная победа в деле возрождения Православной Руси!
![]() |
Праздничная Литургия 21 августа 2003 г. в годовщину обретения святых мощей преподобного Варлаама Чикойского. |
Да, ночь 21 августа останется для нас незабываемой. И вдохновенный молебен Владыки на предполагаемом месте нахождения святых мощей, и неусыпаемое чтение псалтири, и таинственный великий момент обретения Святыни!
Отрадно было сознавать, что если восстановление в Ростове Великом Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря в далеком уже 1991году владыка Евстафий начал с перенесения в обитель, а по сути второго обретения мощей святителя Димитрия, то и теперь служение епископа Евстафия в Забайкалье ознаменовано событием огромной важности: обретением мощей первого (после канонизированного в 2000 году новомученника епископа Селенгинского Ефрема) забайкальского святого. Еще один подвижник из сонма Сибирских чудотворцев явлен миру, еще один ходатай перед Престолом Божиим за всех нас, грешных!
![]() |
Праздничная Литургия 21 августа 2003 г. в годовщину обретения святых мощей преподобного Варлаама Чикойского. Возглавляет службу Преосвященнейший Евстафий, епископ Читинский и Забайкальский. Вознесенский храм (бывший кафедральный собор). |
P.S. 26 сентября 2004 года состоялось торжественное освящение Кафедрального Казанского собора богоспасаемого града Читы. Выстроенный в кратчайшие сроки этот храм на сегодня является самым большим в азиатской части России.