Свято-Никольский храм на Аскольдовой могиле |
Создание этой церкви связано с именами киевских князей Аскольда и Дира, ходивших в 866 году войною на Константинополь. Царьград чудом избежал разрушения, а пораженные величием христианства князья незамедлительно крестились. В том же году, в своей окружной грамоте, разосланной восточным епископам Константинопольский патриарх, Фотий говорит, что россы, дерзнувшие напасть на Византию, уже исповедуют Христа. Константинопольский Император Константин Багрянородный также свидетельствует, что русский князь крестился в времена Царя Василия и патриарха Игнатия, т.е. к. 867 года. Вскоре на Руси появился первый православный епископ. С этого времени Русь числится 60-м архиепископством Константинопольского патриархата.
Позже, на месте погребения воспылавшего любовью к греческой вере князя Аскольда (во святом крещении Николая), христианка княгиня Ольга построила церковь. Здесь же первоначально была погребена и сама Великая княгиня (опасаясь языческой тризны, Св. Ольга завещала иерею Георгию тайно предать ее тело земле).
Исследователь киевской старины К.Шероцкий считает основателем храма христианина Олму, соорудившего помещение для тайных христианских собраний в то время, когда Владимир возрождал языческие культы. Впрочем, над западными дверями Никольского храма можно было прочитать, что «на сем месте церковь тайно существовала, устроенная христианами, от Андрея Первозванного апостола просвещенными». Как бы там ни было, киевские холмы всегда считались местом древнейшей на Руси христианской общины.
Во время археологических раскопок 1853 года в районе Аскольдовой могилы были обнаружены пещерные кельи ХІ века. Стены пещер украшали древние фрески. Когда-то в этом монастыре под влиянием сына приняла монашеские обеты мать преподобного Феодосия Печерского. Замечательно, что именно святой Феодосий стал первым русским обличителем латинских заблуждений. Сочинение «О вере крестьянской и о латинской», составленное в форме послания к великому князю Изяславу Ярославичу, известно в русских и восточнославянских списках. Творения преподобного Феодосия были любимым чтением образованных людей той эпохи, но особенное значение они приобретут позже — в годы католической и униатской экспансии.
Проходили столетия, а Аскольдову могилу по-прежнему венчали периодически обновляемые деревянные храмы. В XVI веке Аскольдова могила переживает тяжелое время. Пустынно-Никольский («Слупский») монастырь, к которому относилась эта старинная церковь, долгие годы считался богатейшей обителью Южной Руси. Но с конца XVI века благосостояние Никольской обители резко упало: здесь впервые появились униаты. Захватив монастырь, они не только разграбили имущество, но даже лишили его священных сосудов и церковных книг.
Только после воссоединения Малороссии с русским православным царством для киевских святынь наступили лучшие времена. Благочестивые цари и вельможи не только щедро одаривали древние киевские монастыри и храмы, но и часто строили новые. Со временем Киев стал подлинным центром народного паломничества, святой землей, увидеть которую было заветной мечтой каждого русского человека.
Показательно, что нынешний каменный храм на Аскольдовой могиле построен на средства воронежского городского головы и купца Самуила Никитича Мещерякова в память о супруге Александре, умершей во время богомолья в Киеве в 1809 году. Автором проекта стал ученик великих русских зодчих Баженова и Казакова архитектор Андрей Меленский. Не удивительно, что с точки зрения архитектуры храм представлял собою прекрасный образец русского (александровского) классицизма.
В 1847 году над церковью нависла угроза разрушения: из-за осунувшегося кургана в ее стене образовалась глубокая трещина. Тогда храм был спасен только благодаря настойчивости русского царя. Будучи опытным инженером, гостивший в Киеве государь Николай I лично распорядился во что бы то не стало сохранить церковь для потомков, твердо возразив сомневающимся: «Ничуть падением не грозит, нужно немного поправки и церковь должна существовать!»
Великолепный иконостас Никольского храма был создан на средства участника Кавказкой войны, кубанского казачьего генерала Демидовского. В 1856 году была окончательно завершена роспись храма. Именно так, благодаря русским царям, генералам и купцам Киев украшался новыми храмами и монастырями, которые достаются в наши дни раскольникам и униатам.
Вокруг церкви находилось кладбище, где покоилось немало выдающихся людей, среди них — автор «мертвой петли» русский летчик Нестеров, профессор медицины Ф. Меринг, театральный деятель М. Соловцов, коллекционер В. Тарновский и другие.
Последняя дореволюционная реконструкция храма произведена в начале XX века и связана с именем известного всей России епископа-подвижника слепца Сильвестра Малеванского, умершего в 1908 году. В подвале Аскольдовой церкви был устроен храм Св. Сильвестра, жертвенник которого находился над могилой подвижника. Значительная часть сочинений этого тонкого знатока православной догматики посвящена богословской полемике с католическим Западом.
В 1934 году по распоряжению наркомпроса Украины В.П. Затонского (кстати, выходца с Западной Украины) захоронения вокруг церкви были ликвидированы, а сама церковь «перепрофилированна» под парковый павильон. В 1943 году здесь были похоронены советские воины, освободители Киева, прах которых позже перенесли в парк Вечной Славы.
Очень важно, что связанный с аскольдовым Крещением Руси храм является не только памятником благочестивой русской знати, но и заставляет вспомнить события 62-летней давности — освобождение Киева и Украины от немецко-фашистских захватчиков. Этот храм олицетворяет собою подлинную историю нашей Родины, неразрывное единство братских народов. Противопоставляя раскольнической и униатской пропаганде такое единство, мы обязаны возродить наши общие святыни, древние стены которых говорят о несостоятельности гибельных намерений Запада.