«Господь же шел перед ними (сынами израилевыми) днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы им идти днем и ночью». Между тем в Египте на фараона и на приближенных его нашло раздумье: «Что это мы сделали? — говорили они, — зачем мы отпустили народ, который служил нам и работал для нас?» И решил фараон отправиться в погоню за евреями и принудить их возвратиться в Египет. «И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и все войско его, и настигли их, расположившихся у моря, при Пи-Гахирофе пред Ваал-Цефоном».
(Исх. 13, 21;14, 9)
Страх напал на евреев при виде египтян, и малодушно стали они упрекать Моисея, что он вывел их из земли Египетской. «Лучше было бы нам оставаться в рабстве у Египтян, чем погибнуть теперь от рук их в пустыне», — говорили они. Моисей успокаивал их верой в путеводительство Божие, а сам с горячей молитвой прибегнул к Господу.
«И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше; Я же ожесточу сердце фараона и всех Египтян, и они пойдут вслед за ними; и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его, на колесницах его и на всадниках его; и узнают все Египтяне, что Я Господь, когда покажу славу Мою на фараоне, на колесницах его и на всадниках его.
И двинулся Ангел Божий, шедший пред станом сынов Израилевых, и пошел позади их; двинулся и столп облачный от лица их и стал позади их; и вошел в средину между станом Египетским и между станом сынов Израилевых, и был облаком и мраком для одних и освещал ночь для других, и не сблизились одни с другими во всю ночь.
И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону.
Погнались Египтяне, и вошли за ними в средину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его».
Между тем, с трудом передвигались колеса тяжелых колесниц Египетских, и уже хотели отступить Египтяне, говоря: «Побежим от Израильтян, потому что Господь поборает за них против Египтян».
В это время «сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их».
«И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря. А сыны Израилевы прошли по суше среди моря: воды были им стеною по правую и по левую сторону.
И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его. Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию и говорили:
Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море. Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его. Господь муж брани, Иегова имя Ему. Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море.
Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень. Десница Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага».
(Исх. 14, 12, 15—23, 25—27, 29, 31—32; 15, 1—6)
Мариам, сестра Ааронова и другие женщины с тимпанами в руках и ликованием также воспевали: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх. 15, 21).
Вслед за тем двинулись дальше по пути своему евреи, но проходить им пришлось по знойной пустыне Сур, и уже три дня, как не было у них воды. Снова возроптал малодушный народ и осыпал упреками Моисея. Здесь снова Господь явил чудесную помощь народу своему, указав Моисею дерево, которое тот опустил в горькую воду источника Мерры и тем превратил ее в сладкую.
Отсюда начинаются испытания народа еврейского, которыми Господь поучал его и подготовлял во время долгого странствования в землю Ханаанскую, обетованную.
Дальше на пути своем евреи нашли в Елиме двенадцать источников воды и много финиковых деревьев, под тенью которых и расположились тут станом.
Между Елимом и Синаем снова подверглись они испытанию: прошло уже полтора месяца со времени выхода их из Египта; все съестные запасы у них истощились, и снова возроптали они на Моисея и на Аарона, когда напал на них страх умереть от голода в пустыне.
И опять напоминали Моисей и Аарон народу все благодеяния Божии, и ободряли надеждой, что Сам Бог сопутствует им и не оставит их, и вместе с тем угрожали им, что ропот их прогневает Бога и отвратит от них милость Его.
«И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке.
И сказал Господь Моисею, говоря: Я услышал ропот сынов Израилевых; скажи им: вечером будете есть мясо, а поутру насытитесь хлебом — и узнаете, что Я Господь, Бог ваш.
Вечером налетели перепелы и покрыли стан, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу. И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же, как лепешка с медом. Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обитаемую, к пределам земли Ханаанской».
(Исх. 16, 10—15, 31, 35)
Манну эту нужно было собирать ежедневно, рано утром; выпадало же ее столько, сколько нужно было для каждого человека. Днем на солнце она таяла, и потому нельзя было делать из нее запасы. В шестой же день манна выпадала в двойном количестве, а в седьмой день ее вовсе не выпадало, так что, собрав ее накануне, народ не выходил от места своего и покоился в седьмой день, посвященный Богу.
Пройдя через пустыню Син, евреи расположились станом в Рефидиме, невдалеке от Синая. Здесь снова оказался у них недостаток в воде, и снова сильно возроптал народ, забывая о всех прежних чудесных благодеяниях, испытанных ими.
Тогда возопил Моисей к Богу вечному, прибежищу своему: «что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями».
Господь отозвался верному своему слуге, сказав ему: «Пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди; вот, Я стану пред тобою там на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских. И нарек месту тому имя: Масса и Мерива[1], по причине укорения сынов Израилевых и потому, что они искушали Господа, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?»
(Исх. 17, 1—7)
Успокоенные в отношении насущной нужды — пропитания, евреи, продолжая странствование в землю обетованную, подвергались и иного рода испытаниям, которые должны были иметь для них воспитательное значение.
Так, пришлось им вынести теперь нападение встретившихся им на пути амаликитян, одного из самых древних и могущественных племен в Аравии.
Моисей обратился в этом случае к Иисусу, поручил ему избрать мужей сильных из народа, чтобы сразиться с амаликитянами, о себе же прибавил: «Завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей». Во время битвы с врагом своего народа Моисей действительно стоял вместе с Аароном и Ором на вершине холма и, наблюдая битву, совершал молитву.
«И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча.
И устроил Моисей жертвенник Господу, и нарек имя ему: Иегова Нисси[2]. Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род».
(Исх. 17, 4—7, 11—13, 15—16)
[1] Искушение и укорение.
[2] Господь знамя мое.