Пророки Моисей и Аарон. Синай XIII в. |
Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил сынов Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу».
Затем он стал упрекать Моисея и Аарона в том, что они отваживают народ от работы, и решил заставить евреев работать еще больше, чтобы они «не занимались пустыми речами».
«Праздны вы, праздны, поэтому и говорите: пойдем, принесем жертву Господу», — сказал фараон и надзирателям еврейским за работами, когда они пришли к нему с жалобой на непосильное бремя народа своего. Надзиратели же, когда вышли от фараона, встретились с ожидавшими их Моисеем и Аароном и сказали им: «Да видит и судит вам Господь за то, что вы сделали нас ненавистными в глазах фараона и рабов его и дали им меч в руки, чтобы убить нас».
«И обратился Моисей к Господу и сказал: Господи! для чего Ты подвергнул такому бедствию народ сей, и для чего послал меня? ибо с того времени, как я пришел к фараону и стал говорить именем Твоим, он начал хуже поступать с народом сим; избавить же, — Ты не избавил народа Твоего».
И отозвался Господь на молитву к Нему Моисея, повторив утешительные обещания, о которых клялся Он Аврааму, Исааку и Иакову. Моисей же передал народу услышанное им от Господа, но «они не послушали Моисея по малодушию и по тяжести работ». (Исх. 6, 9).
Снова взывал Моисей к Богу своему, и так отозвался ему Господь: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком: ты будешь говорить ему все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей; но Я ожесточу сердце фараоново, и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской; фараон не послушает вас, и Я наложу руку Мою на Египет и выведу воинство Мое, народ Мой, сынов Израилевых, из земли Египетской — судами великими; тогда узнают (все) Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет и выведу сынов Израилевых из среды их. И сделали Моисей и Аарон, как повелел им Господь, так они и сделали. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. Но сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил им Господь».
«И поднял Аарон жезл свой и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской».
Но сердце фараона не тронулось; не отпустил он израильтян; ему нужен был подневольный, даровой труд их.
При следующем знамении — распространении жаб по всей земле Египетской, так что и в царском дворце и в опочивальне царя находили жаб, фараон, не видя спасения от них со стороны волхвов своих, обратился к Моисею и Аарону, прося их помолиться Господу, чтоб Он удалил жаб от него и от народа, и обещал отпустить народ Израильский принести жертву Господу.
Когда же вымерли жабы в домах, на дворах и на полях египтян по молитве Моисея и наступило облегчение, сердце фараона снова ожесточилось, и не исполнил он обещания своего отпустить евреев принести жертву Господу их.
Так и после прочих устрашительных знамений (которые известны под именем десяти казней Египетских[1]) фараон, под влиянием страха и ужаса, хотя и обращался к Моисею с просьбой помолиться за него Богу и тем признавал могущество Бога Израилева, но не смягчалась непокорная и омраченная душа его, и всякий раз после избавления от нового бедствия нарушал он обещание свое отпустить нужный ему работящий народ еврейский.
И сказал тогда Господь Моисею: «Не послушал вас фараон, чтобы умножились знамения Мои и чудеса Мои в земле Египетской. Еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда».
И передал Моисей фараону слова Господа: «Так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более».
«И придут все рабы твои сии ко мне и поклонятся мне, говоря: выйди ты и весь народ твой, которым ты предводительствуешь. После сего я и выйду. И вышел Моисей от фараона с гневом».
Но прежде чем совершилась последняя, самая жестокая казнь над египтянами, Моисей установил празднование Пасхи, которое должно было навсегда послужить напоминанием евреям об избавлении их от чужеземного лютого ига.
Так учредил Моисей это празднование по внушению Самого Бога, Который сказал ему и Аарону: «Месяц сей (текущий, соответственный нашему марту), да будет у вас началом месяцев, первым да будет он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу сынов Израилевых: в десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство».
«Агнец должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня.
А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.
И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. И преклонился народ и поклонился. И пошли сыны Израилевы и сделали: как повелел Господь Моисею и Аарону, так и сделали.
В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота. И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем.
И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей. По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью. Это — ночь бдения Господу за изведение их из земли Египетской; эта самая ночь — бдение Господу у всех сынов Израилевых в роды их».
«В воспоминание этой ночи и учрежден праздник Пасхи у евреев.
И мы также празднуем Пасху, но наша Пасха не то, что Пасха еврейская. Наша Пасха есть высшая, духовная, “таинственная”. Израильтяне были избавлены от временной смерти и выведены из одной страны в другую на той же земле, и избавителем их был служитель Божий Моисей; а христиане избавлены от вечной смерти и возведены от земли к небу, и Избавитель их есть Сам Господь Иисус Христос. “От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас приведе”; “Пасха — Христос Избавитель”, — поется в светлый праздник Пасхи.
Агнец еврейской Пасхи есть образ Христа. Как агнец еврейский был заколот и умерщвлен, как кровь его спасла евреев от поражения смертного, так Христос был заклан и умерщвлен на Кресте, и кровью Его спасаемся все мы от грехов и вечной смерти. Еще пророк, задолго до пришествия Христа, сказал о Нем: “яко овча на заколение ведеся” (Ис. 53, 7). Иоанн Предтеча, указывая на Христа, прямо сказал: “се Агнец Божий вземляй грех мира” (Ин. 1, 29). Святой апостол Петр пишет к христианам: “Не тленным сребром или златом избавистеся от суетного вашего жития отцы преданнаго, но честною кровью яко агнца непорочна и пречиста Христа” (1 Пет. 1, 18—19). Святой апостол Иоанн говорит: “Кровь Иисуса Христа Сына Божия очищает нас от всякаго греха” (1 Ин. 1, 7). В девятой песни Пасхального канона и Святая Церковь возвещает: “Христос новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира”.
Вот какое таинственное значение имело заклание агнца у израильтян в Египте. Значит, сколь важно было для них избавление от рабства Египетского, столь же, и еще несравненно более, важно то, что Господь Бог показал им под образом животного агнца — Божественного Агнца, Спасителя всех людей, Который имел прийти и смертию Своею избавить весь род человеческий от греха и смерти»[2].