Толкование Евангелия на каждый день года.
Вторник 5-й седмицы по Пасхе

Ин., 33-е зач., 8: 51–59

Сказал Господь ко пришедшим к Нему Иудеям: истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

 

Господь утверждает, что всякий, кто соблюдает слово Его, никогда не узнает смерти. Эти слова вызывают ужас и смятение среди иудеев. Авраам умер, и пророки умерли. А разве они не соблюдали слово Божие? Кто такой этот Иисус, что ставит Себя выше величайших отцов веры? Но Господь говорит не о физической смерти. Он говорит, что для того, кто истинно принимает Его, смерть – не последнее слово. Он вступает в такие отношения с Богом, которые ничто не может разрушить. Он совершает переход не от жизни к смерти, а от жизни земной к вечной жизни. Смерть открывает для Него еще большее присутствие Божие. Правда, что Авраам и пророки были великими в благоволении Божием и в почитании благочестивыми людьми. Правда, что они соблюдали слово Божие. И правда, что они умерли. И они никогда не дерзали говорить, что им дано бессмертие, тем более, что они могут дать его другим. Их слава в том, что они умерли с верою, но они должны были умереть. Иудеи полагали, что никто не может быть больше Авраама и пророков. Странным образом они позабыли, что Мессия будет больше их. Слыша эти слова Господа, они, вместо того, чтобы обвинять Его в одержимости, должны бы были задуматься, не Он ли Мессия – Христос, но глаза их были ослеплены.

Чем Ты Себя делаешь? – насмешливо вопрошают они. И вновь Господь с кротостью отвечает им. Поистине это был день Его долготерпения. Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Химера собственного превозношения не напрасно именуется тщеславием, и слава суетного мира – только обман и самообман. Но суды вечности отличаются от судов временных.

Господь отсылает их к Своему Отцу – к Богу и к их отцу – Аврааму. Меня прославляет Отец Мой, – говорит Он. От Бога Отца Он принял всю Свою славу и ищет только славу Отца. И все, кто Христов, кто ищет славы Отчей, не должен страшиться здесь на земле никакого бесчестия. Вы говорите, что Он – Бог ваш, – обращается Спаситель к иудеям, – но вы не познали Его. Вы совершенно не знаете Его, ваши познания Бога ложны. А Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Если бы Он отвергся Своего единства с Богом ради ложного смирения перед иудеями, то стал бы лжесвидетелем против Бога и против Себя. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его, – говорит Христос. Единственный путь познания Бога – через Иисуса Христа. Только в Нем – полнота Божественной истины, только в Нем мы можем видеть, каков наш Бог. И только в Нем мы видим совершенное послушание Богу. Он один являет нам истинного Бога и истинного Человека. И дает образ верности слову Божию и послушания Богу Отцу.

Авраам, отец ваш, – говорит Он иудеям, – рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался. Те, кто видит первый луч Солнца правды, не могут не желать наступления Господня дня. Это была его радость о благоволении Божием к нему и о милости Божией ко всему роду человеческому. Видение Христа и дня, «егоже сотвори Господь», не может не наполнять человеческое сердце радостью. Никто не может узнать, что такое истинная радость, пока не узнает Христа. На это сказали Ему иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?» Им представляется нелепой возможность видеть того, кто жил за много веков до Его рождения. И для них это повод с насмешкой отозваться о возрасте Христа, как если бы они хотели сказать, что Он слишком молод еще, чтобы по-настоящему что-либо знать. И тогда Господь произносит эти сокрушающие их слова: Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Христос не говорит: «Прежде, нежели был Авраам, Я был», но: «прежде, нежели был Авраам, Я есмь». Это означает, что Он не имеет начала. Не было такого времени, когда Он начал быть. И не будет никогда такого времени, когда Он перестанет быть. Это не значит, что Человек, с Которым говорят иудеи, всегда был. Как Человек Он родился в Вифлееме. Но есть только одно лицо, не имеющее начала, – это Бог. Во Христе явилась на земле жизнь Бога. Христос – вчера, сегодня и вовеки Тот же. В Нем мы видим Человека, Который пришел в мир, чтобы умереть человеческой смертью. И мы видим в Нем безначального Бога, – Бога Авраама, Исаака и Иакова, рожденна, несотворенна, прежде всех век, от начала Сущего, Того, Кто Первый и Последний и Кому слава подобает ныне и присно и во веки веков.

Иудеи же тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее. Он прошел посреди них, не узнанный ими. Он уходит от них, и оставляется дом их пуст. Он пошел далее – до Креста, до сошествия во ад, до Воскресения и Вознесения, до дара Пятидесятницы ради приобщения всех любящих Его Своей Божественной славе.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×