Постеры Никольской башни и иконы святителя Николая |
Именно тогда, в дни злодеяния, совершенного над Кремлем, был изрешечен пулями и осколками надвратный образ святителя Николы Можайского на Никольской башне, но сам лик не пострадал, что было воспринято верующими как чудо. А вот вокруг главы и плеч святителя – сплошной узор пулевых ран. При первом взгляде, как описывал тот же епископ Нестор, кажется, что иконы нет, но, всматриваясь внимательнее, сквозь пыль и сор вырисовывается сначала строгое лицо святителя Николая и в правом виске видна рана, а затем становится яснее и весь этот чудотворный образ – стена и ограждение священного Кремля.
А в конце апреля 1918 года, перед первым официальным празднованием пролетарского Первомая, фасад Никольской башни, включая икону, был весь задрапирован красным кумачом, но сильные порывы ветра, скрутив полотнища, чудесным образом освободили вид на образ святителя. Правда, не надолго…
Вскоре большевики предпочли вообще замуровать эту древнюю икону, датированную концом XV – началом XVI века, как и другую, особо почитаемую православным людом, – икону Спасителя на Спасской башне, написанную в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея в 1521 году. Кстати, названия кремлевских башен чаще всего связаны с иконами, которые на них располагались.
Спасская башня |
А вот описание этой иконы, оставленное нам в 1904 году священником Иоанном Кузнецовым. «Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница Его с благословляющими перстами опущена долу, а в левой руке Он держит Евангелие, раскрытое на словах: “Рече Господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз есмь дверь: Мною, аще кто выйдет, спасется”. К стопам Спасителя припали преподобные Сергий (с левой стороны) и Варлаам (с правой). В верхних углах изображены два летящих ангела: у ангела с правой стороны в руке крест; ангел, находящийся на левой, держит копье и губу. Выше над иконою – треугольник с сиянием, в середине его надпись “Бог”. Фон иконы золоченый, кругом иконы – резная золоченая киота со стеклом».
Для предварительной проработки вопроса о возможности восстановления икон при фонде Андрея Первозванного была создана специальная инициативная группа, члены которой собрались на пресс-конференцию 11 мая в агентстве Интерфакс. Главный вывод, сообщенный руководителем инициативной группы, председателем попечительского совета фонда В.И. Якуниным, звучал так: на сегодняшний день гипотеза о сохранности иконописных изображений под слоем штукатурки подтверждена.
Как он рассказал, инициативная группа после необходимых согласований решила провести натурные исследования в киотах Спасской и Никольской башен. И в конце апреля нынешнего года специалистами реставраторами были сделаны так называемые зондажи в киотах обеих башен, располагающихся со стороны Красной площади. Теперь предстоит серьезная работа по расчистке и дальнейшей реставрации этих икон. Пока еще трудно составить окончательное представление, в каком состоянии они находятся.
На пресс-конференции слева направо: Виктор Петраков, Елена Гагарина, Владимир Якунин, Сергей Хлебников |
Епископ Женевский и Западноевропейский Михаил предоставил инициативной группе фотографию иконы святителя Николая на Никольской башне. Снимок был сделан после обстрела башен Московского Кремля в октябре 1917 года и передан Патриархом Тихоном адмиралу Колчаку. Так сплетаются воедино нити истории…
Примечательно, что реализуемый фондом проект не будет ограничиваться только двумя башнями, просто в отношении их было больше оснований делать предположения о сохранности надвратных икон. Между тем конструктивно выделенные элементы, напоминающие киоты, можно видеть с внешней стороны Спасской, Никольской, Кутафьей, Константино-Еленинской башен, а также с внутренней стороны Спасской, Троицкой и Боровицкой башен…
Подробности о том, что открылось во время проведенных исследований на Никольской и Спасской башнях, сообщил специально для портала «Православие.Ru» директор Межобластного научно-реставрационного художественного управления, кандидат искусствоведения, художник-реставратор высшей квалификации С.В. Филатов:
Открытый в нижнем зондаже нимб преподобного Сергия Радонежского на надвратной иконе Спасителя |
Что касается других башен Кремля, отметил Сергей Викторович, то тут работу надо начинать с исследования архивов – это то, чем занимаются музеи Московского Кремля. Конечно, было бы интересно обследовать все киоты, где могли сохраниться стенописные изображения икон. Насколько я знаю, например, на Боровицкой башне штукатурный слой не сохранился, там просто кирпичная кладка и побелка. Кстати, не обязательно были стенописные изображения, могли быть и иконы, тут многое зависит от архивных изысканий.
Пока Кремль, заключил он, – один из самых малоисследованных объектов Москвы, здесь все время происходят какие-то новые находки. Слава Богу, сейчас он более открыт для исследовательских работ, чем, скажем, в 50-е годы XX века. Наши реставраторы постоянно работают и в Успенском, и в Благовещенском, и в Архангельском соборах, и на территории Кремля. Мы возрождаем сейчас то, что делали наши предки, и это, я полагаю, должно нести огромный духовно-нравственный заряд для всего нашего общества.
– Обнаружение икон на кремлевских башнях – это событие огромной нравственной силы, восстановление справедливости по отношению к нашей истории, – считает и комендант Московского Кремля, заместитель директора Федеральной службы охраны Сергей Хлебников. – Не буду скрывать, я до сих пор чувствую глубокое волнение. Первые работы по зондажу велись очень осторожно, и лишь когда реставраторы после слоя штукатурки наткнулись на металлическую сетку, стало понятно, что можно действовать смелее. За время моей работы поступали разные предложения о восстановлении надвратных икон, но инициатива фонда Андрея Первозванного отличается, прежде всего, своей конкретностью, и этот проект, конечно же, будет выполнен в полном объеме.
– Кроме высокого духовного смысла, это еще и очень красивый проект, – заметил заместитель руководителя Федеральной службы по надзору и соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Виктор Петраков. – Мы со всей тщательностью относимся к реставрационным работам. В соответствии с государственными полномочиями наша служба будет всячески содействовать реализации проекта, никаких проволочек не будет. Мы сделаем все, чтобы работы были проведены в точно установленные сроки.
– Мы рассчитываем на то, что не только сохранились следы красочного слоя на надвратных иконах обеих башен, но и что сами иконы находятся в таком виде, когда их можно восстановить, – сказала генеральный директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина. – Эта работа для нас чрезвычайно важна и интересна. Мы надеемся, что замурованные святыни Московского Кремля обретут вскоре новую жизнь.
Отрадно и благостно, что мы вновь на предначертанном пути. И обретение икон сейчас, в своё время,огромная нам поддержка, и знамение, что души наши и Русь Святая возрождаются!
А вы можете ответить на такой вопрос: почему при "Империи Лжи" такие явления как проституция, наркомания, безпризорность, безработица, нищета были практически полностью искоренены, а сейчас размеры этих явлений просто ужасают. Не говоря уже про низкую рождаемость и повальное пьянство.
Или всё это тоже была показуха?
Меня, если честно, уже просто тошнит от официальной пропаганды, где как только заходит речь об СССР тут же упоминают набившие оскомину слова о репрессиях и цензуре. Можно подумать их нет сейчас или не было при "царственном страстотерпце".
Slaw'e
"Справедливость" уже восторжествовала!
Все вышеупомянутые отрицательные явления уже "вернули", осталось только двухголовых орлов вернуть для полного счастья.
Да и какая нравственность могла быть в той Империи Лжи. Только показушная. Государство лишило людей духовного стержня - в этом и причина деградации общества в 90-е.
Но можно и так, как вариант: пусть звёзды останутся, но будут считаться Вифлеемскими. Почему бы и нет? Типа как на Новогодней ёлке мы теперь на Рождество понимаем. Ведь Новогодние ёлки со звёздами тоже запрещались большевиками, пики-наконечники практиковались. Большевики-то знали, что они запрещали и почему.
По мне, так икона Иисуса Христа Спасителя или святителя Николая под двухголовым орлом - символом Российской Империи времён Петра I и позже - вряд ли лучше. Я понимаю: исторический облик и всё такое. Но всё-таки Империя - не совсем Святая Русь, да ещё с именем Петра I это, хочешь-не хочешь, ассоциируется, а это далеко не однозначный персонаж с точки зрения Православной Церкви. Двухголовый орёл - это же не крест Христов. Тогда и вопросов не было бы. Но башня - не церковь, с другой стороны. Так что... Возможны варианты, как говорится, и вариант с Вифлеемской звездой не самый худший из возможных. И хлопот никаких. ИМХО, разумеется.
Долой нелепую коммунистическую символику, верните Российских Двухглавых Орлов.
Марине - как бы не так, российским капиталистам выгодно чтобы молодёжь думала только о выпивке, дискотеках и прочих вредных удовольствиях. А вот такие-рассякие большевики почему-то тратили силы и огромные средства на воспитание нравственности в молодёжи.