Святой Альдгельм, покровитель Уэссекса

С учреждением парламента в Шотландии и ассамблеи в Уэльсе, с ослаблением связей между Северной Ирландией и Британией скорость распада Соединенного королевства, основанного в 1927 году, увеличивается. Между тем в Британии растет интерес к истории отдельных своих районов. Совсем недавно Общество Уэссекса объявило, что графство Уэссекс должно иметь своего святого покровителя. Возможно, это объясняется и тем, что в 1999 году у Уэссекса появились «свои» граф и графиня с греческими именами: Андрей и София. Джеймс Гантер из Общества Уэссекса основал Общество святого Альдгельма с целью «выдвинуть» этого святого как самого подходящего в кандидаты на святого покровителя Уэссекса.  

Святитель Альдгельм
Святитель Альдгельм
Святителя Альдгельма (память 25 мая / 7 июня – преставление; 5/18 мая – перенесение мощей), жившего в «золотой век» английского Православия, бесспорно, можно назвать величайшим ученым не только Англии, но и всей Западной Европы VII столетия. Как писал о нем преподобный Беда Достопочтенный, «Альдгельм был известен как гладкостью своего стиля, так и эрудицией в церковных и общих науках». К сожалению, о нем сейчас знают мало, а его творения, включающие стихотворения, 13 писем и пространное поучение о целомудрии, были переведены на современный английский язык лишь во второй половине XX века[1]. Кем же был этот святой?

Святитель Альдгельм родился примерно в 639 году в королевстве Уэссекс, в районе города Уорхем[2] нынешнего графства Дорсет. Его отец приходился родственником королевской семье Уэссекса. Некоторые ученые пишут, что отца святителя звали Кентвин. Мы можем предположить, что отец Альдгельма правил Уэссексом с 676 по 685 годы или, по крайней мере, был братом уэссексского короля Ине, правившего с 688 по 726 год. Во всяком случае, родители Альдгельма были новообращенными, а сам он принадлежал ко второму поколению христиан.

В 654 году, когда Альдгельму было 15 лет, он вступил в монастырь и стал послушником под руководством ученого монаха Мэлдуба. Мэлдуб был ирландцем. Во время паломничества в Англию в 635 году Мэлдуб поселился в местечке Мальмсбери нынешнего графства Уилтшир. В то время весь этот район был покрыт густым лесом Селвуд. Став учеником Мэлдуба, святой Альдгельм принял монашеский постриг в 661 году. После этого святой прожил в Мальмсбери еще десять лет, перенимая знания своего наставника. Особенно полюбил он грамматику и словесность, причем отдавал предпочтение творениям велеречивым и витиеватым. Святой жил в крошечной келье из прутьев, а молился в маленькой деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла, построенной Мэлдубом.

В 671 году Альдгельм, которому уже было 32 года, оставил Мэлдуба и уехал в Кентербери, где в то время новым архиепископом Кентерберийским, греком по имени Феодор, была учреждена семинария. Ею руководил ученый игумен Адриан (уроженец Африки), приехавший из Неаполя[3]. Ведомый жаждой знаний, святой Альдгельм поспешил в Кентербери послушать новых учителей и впитать все то, чему они учат о Православии. В Кентерберийской школе он изучал Священное Писание и постигал его значение. Он учил латынь и греческий, читал проповеди и аллегории, изучал метафоры и символы, углублялся в риторику и классику, а главное – погружался в чтение житий святых, особенно мучеников. Помимо этого Альдгельм учился арифметике, астрономии, необходимой для правильного вычисления даты Пасхи, геометрии и музыке. Ему также преподавали право, медицину и естествознание. Тщательнее всего святой изучал монастырские службы.

Среди тех, кто учился вместе со святым Альдгельмом, были: Иоанн, впоследствии ставший епископом Йоркским, прославленный в лике святых как святитель Иоанн Беверлийский; Офтфор, ставший позднее епископом Вустерским; Товия, знаток греческого языка, тоже ставший епископом Вустера; а также святой Альбин, ставший настоятелем Кентерберийского монастыря после смерти святого Адриана, последовавшей в 710 году. Учеба в семинарии оставила глубокий след в душе Альдгельма. Позднее он писал, что не может понять, почему большинство английских монахов уезжают учиться в Ирландию, когда в Кентербери есть такая превосходная семинария с такими учеными руководителями, как Феодор и Адриан.

В том же 671 году епископ Винчестера Хлотхер, к чьей епархии относился и Мальмсбери, рукоположил Альдгельма в диакона. С того периода сохранилось трогательное письмо святителя, в котором он сетует на недостаток времени на учебу, ибо он «когда-то думал, что нечто знает, но теперь видит, как много еще осталось узнать». В 672 году, вероятно после посещения церковного Собора в Хертфорде в сентябре месяце, святой Альдгельм почувствовал, что должен на время вернуться в Мальмсбери и помочь престарелому и больному старцу Мэлдубу. Истощенный длительным строгим постом и аскетической жизнью, Мэлдуб теперь нуждался в таком помощнике по управлению монастырем, как святой Альдгельм. А молодые монахи нуждались в руководстве даровитого ученого. Здесь (в 673 или 674 году) епископ Винчестерский Хлотхер посвятил святого Альдгельма в иерея. Вскоре Альдгельм стал игуменом монастыря в Мальмсбери. Это было, скорее всего, в 675 году, когда исполненный мудрости Мэлдуб почил в Бозе и начал почитаться как святой[4].

Итак, святой Альдгельм в 36 лет стал игуменом и управлял обителью Мальмсбери в течение 30 лет. Его жизнь в монастыре была очень деятельной, но самым главным для него всегда оставалась молитва. Святой писал: «Когда я читаю, то слышу, что мне говорит Господь. Когда молюсь – сам разговариваю с Господом». Святой Альдгельм строго постился и, следуя кельтской традиции, каждую ночь погружался в воду глубокого родника, находившегося у монастырских стен, чтобы так творить долгую молитву. Не боясь ни мороза, ни холода, подвижник за ночь прочитывал всю Псалтырь, стремясь к духовной победе. На месте маленькой часовни Мэлдуба Альдгельм построил величественную церковь во имя Спасителя и апостолов Петра и Павла – первых покровителей Мальмсбери. На освящение церкви святой написал стихи. Как настоятель обители, Альдгельм заботился и о жителях деревни Мальмсбери, разросшейся вокруг монастыря.

В IX веке король Альфред Великий составил целый сборник из стихов и песен, написанных Альдгельмом в манере менестрелей. У святого был яркий поэтический талант, он любил петь на родном – древнеанглийском – языке. Альдгельм исполнял свои песни, сопровождая их игрой на арфе, что в то время было обычным для каждого культурного и музыкально одаренного англичанина. Он имел обыкновение петь песни, стоя на мосту через реку Эйвон в Мальмсбери, а верующие, выйдя после литургии из храма, собирались на берегу, чтобы послушать его. Так как народ выходил из храма, не дожидаясь конца проповеди, святой Альдгельм однажды вместо песен принялся петь псалмы, и, услышав их, люди поняли, что впредь следует оставаться на проповеди. По преданию, песни святого Альдгельма регулярно исполнялись в этой местности вплоть до XII века. Альфред Великий впоследствии написал: «Если бы Альдгельм применял к местным жителям строгую церковную дисциплину, то ничего хорошего бы не добился»[5].

Монастырь Мальмсбери
Монастырь Мальмсбери
Святого Альдгельма уважали и чтили и за пределами Мальмсбери; этому способствовало его родство с королевским домом Уэссекса. Влияние святого было велико, и правители Уэссекса очень ценили его советы. Святой Альдгельм повлиял и на короля Кэдвалу, который из воинствующего язычника превратился в христианина: в 688 году он оставил королевство, уехал в Рим, где принял святое крещение с именем Петр и вскоре преставился. Он является местночтимым святым, день его памяти 20 апреля.

Короли и аристократы жаловали Мальмсберийскому монастырю земли. Искал совета у святого Альдгельма и благочестивый король Ине, правивший Уэссексом после Кэдвалы. При поддержке святого Альдгельма Ине восстановил древний монастырь Гластонбери (в 688 году) и основал новый – Абингдонский монастырь близ Оксфорда. В конце жизни Ине оставил трон и простым паломником поехал в Рим, где принял иноческий постриг и преставился в 727 году. Вместе с ним уехала в Рим и подвизалась в монашеском подвиге и его жена Этельбурга. Оба они причислены к лику святых; день их памяти 8 сентября.

Влияние игумена Альдгельма распространялось в не меньшей мере и на королевство Нортумбрия. Двор благочестивого и образованного короля Альдфрита, который правил Нортумбрией с 685 по 705 год, славился своей образованностью и культурностью. Альдфрит провел молодые годы в изгнании в Мальмсбери, где святой Альдгельм стал его восприемником при крещении. Потом Альдфрит женился на Кутбурге, сестре короля Ине, и, таким образом, Ине и Альдгельм духовно породнились. Сохранилось пространное письмо святого Альдгельма Альдфриту. В нем он, в частности, говорит о значении числа «7»: «Есть семь даров Святого Духа; было семь дней творения мира вместе с днем, когда Господь почил от дел Своих; Ной взял в свой ковчег по семь особей каждой твари; у Иова было семь сыновей и семь тысяч овец; существует семь соборных посланий апостолов; семь – число ангелов семи Церквей, к которым обращается святой Иоанн в Откровении…» Для Альдфрита святой Альдгельм в педагогических целях написал книгу «Загадки», состоявшую из ста загадок – любимый древними англичанами метод обучения. Частью английской культуры были игры на рассуждение и угадывание. Это и часть нашей нынешней культуры, вспомним такие детские игры, как «Я – шпион», а также кроссворды и головоломки, любимые и старыми и малыми. Для святого Альдгельма это было нечто большее, чем просто развлечение или игра в слова. Загадками, написанными на латыни и вскоре переведенными на древнеанглийский, святой пытался выразить свое стремление постичь главную загадку – тайну творения, любовь к которой оставалась в нем до конца его дней. В загадках Альдгельма отразилась и его любовь к природе, столь характерная для духа англичан. Эта любовь жила в сердцах всех английских святых и даже светских писателей, таких как Дж. Чосер, В. Шекспир, В. Вордсворт и Дж. Китс; она живет и сегодня. По словам Альдгельма, «природа мудрее ученых мудрецов: она показывает, что за ней – Бог». В предисловии к «Загадкам», написанном под влиянием латинских авторов – святых Исидора Севильского († 636; память 4 апреля) и Юлиана Толедского († 690; память 8 января), святитель Альдгельм пишет: «Позволь мне, насколько возможно, открыть тайны создания мира». «Загадки» показывают нам, каким глубоким и остроумным ученым был святой Альдгельм. В книге святителя, например, встречаются загадки на библейские темы: о яблоне, от плода которой пал Адам; фиговом дереве, листьями которого он впоследствии прикрывался; голубе, которого выпустил из ковчега Ной; пальме мучеников. Но познания Альдгельма не сводятся лишь к знанию Библии; он хорошо был знаком и с древними авторами, был внимательным наблюдателем за природой. В его «Загадках» есть и те, что говорят о тучах, приносящих грозу; о дубах Селвудского леса, выросшего еще до рождения Христа; о ветре, воющем в лесах, о широких полях и лесных родниках; о пауках, о подгрызающих деревья бобрах; о гусеницах, шершнях и летающих с цветка на цветок пчелах; о солнце и радуге; о темных тисах во время зимних ураганов; он знал, как пахнут летом старые листья, как выглядят дикие цветы и крапива, зелень монастырского сада, как поет соловей, поселившийся рядом с его кельей, – о нем он написал такую загадку: «Хоть я и невзрачен, но никто не может превзойти меня в пении».

В загадках Альдгельма отразилась и повседневная монастырская жизнь: мычание коров, звук вертящегося веретена и точильного камня, пчелиный воск, сито и кухонный котелок, соль и перец, хлеб и гусиное перо для письма, письменный стол и ящик с книгами («невежественный, но полный учения»). В одной из загадок он говорит об украшенной драгоценностями дарохранительнице, в которую клали Святые Дары для причащения больных и умирающих: «Мое тело блестит от украшений, а желтого цвета блестящее золото – мои металлические ножны. Но намного светлее та жизнь, которая во мне, где сияет в красоте сокрытый внутри меня Иисус».

Но, бесспорно, самая выдающаяся работа настоятеля Альдгельма – это его поучение о девстве монахиням монастыря в Баркинге графства Эссекс. Этот монастырь был основан святителем Эркенвальдом, которого Альдгельм хорошо знал. Святитель Эркенвальд основал монастырь для своей сестры святой Этельбурги Баркингской. Вскоре он стал двойным монастырем: в одной его части жили монахи, в другой – монахини. Точно так же были устроены и такие известные монастыри, как Уитби, Хартлпул, Колдингем, Рептон, Бартни, Мач-Уэнлок, Таннет, Уимборн и Эли. После смерти святой Этельбурги, случившейся около 678 года, настоятельницей в Баркинге стала святая Хильделита.

Поучение представляет собой длинное письмо, исполненное рвения к благочестивой жизни и монашескому девству, в нем множество ссылок на святых отцов: Киприана, Амвросия, Иоанна Кассиана, а также на блаженных Августина и Иеронима. Монахини, к которым обращено это письмо, перечисляются по именам: настоятельница Хильделита, монахини Иустина, Кутбурга, Осбурга, Альдгита, Хильдбурга, Схоластика, Бернгита, Евлалия и Фекла. Особенно святой Альдгельм хвалил всестороннюю образованность монахинь, сравнивая их с пчелами, «перелетающими с бархатцев на мальву, с мальвы – на желтые цветки ивы и ракитника, с плюща – на цветущие липы и таким образом собирающими учение с огромной страницы науки». Нет сомнения, что в древней Англии все монахини были глубоко начитаны как в Библии, так и в творениях святых отцов Церкви. Святой Альдгельм советовал монахиням идти дальше и познакомиться с «Постановлениями» святого Иоанна Кассиана и «Моралиями на книгу Иова» святителя Григория Двоеслова. Когда сестры сидели за вышиванием, настоятельница Хильделита читала и приводила им толкования на Ветхий и Новый Завет, труды святых отцов, жития святых, а также писания, восхваляющие Божию Матерь, и истории о многих великих монахинях, украсивших монашескую жизнь целомудрием и бесстрашным мученичеством.

Впечатляет непревзойденное знание святым Альдгельмом святых: мужей и жен, из Ветхого и Нового Заветов, которых он считает образцами целомудрия. К ним относятся: Мелхиседек, Илия, Елисей, Иеремия, Даниил, Климент, Сильвестр, Амвросий, Григорий Назианзин, Василий Великий, Антоний Великий, Павел Фивейский, Иларион Великий, Иоанн Египтянин, Бенедикт Нурсийский, Афанасий Великий, Мартин, Вавила, Косма и Дамиан, Хрисанф и Дария, Цецилия Римская, Агата, Лукия, Иустина, Евгения, Фекла, Евлалия, Схоластика, Анастасия, Христина, Дорофея, Хиония, Ирина, Агапия, Анатолия и Виктория. Но хотя святитель ставил девство выше брака, сравнивая их как золото и бронзу, царскую порфиру и шерсть, однако он предупреждал, что следует избегать гордыни на этот счет. Он особенно упрекал некоторых монахов, из светских побуждений приобретавших роскошную и цветную одежду. Альдгельм наставлял, что монахиня не должна свысока смотреть на светскую замужнюю женщину: «Лучше плыть через рифы и водовороты мирских забот и приплыть с побитым якорем и разодранными парусами к райскому блаженству, чем пребывать в гордыне под монастырской крышей вдали от мира и считать себя совершенным только потому, что не видишь мирских искушений». Как писал святитель, «гордыня есть грабитель, который лишает души дев благодати». В конце наставления он с любовью добавляет такие поэтичные слова: «Да вознесутся ваши молитвы к небесам, чтобы помочь мне в моих трудах. Поистине сам я борюсь среди волн моих собственных ошибок и несовершенств, хотя в то же время пытаюсь руководить другими и направлять их к совершенству. Итак, прощайте, цветы Церкви, сестры монастыря, ученые девы, жемчужины Христовы, сокровища рая и будущие наследницы райских обителей». Это поучение позднее было переложено на стихи самим Альдгельмом; сохранился и рисунок, подаренный им вместе с поучением настоятельнице Хильделите.

Но игумен Альдгельм не только пером, но и делами служил Православию. Так, он выстроил новую церковь в Мальмсбери, о которой мы уже упоминали. Позднее была возведена другая церковь – во имя Пресвятой Богородицы. «Сад на зеленом цветущем холме, Источник, бьющий из рая, Голубица небесная… Госпожа всесильная, Пресвятая Дева, Богородица, смилуйся и внемли молитвам тех, кто слезно прибегает к Твоей помощи». Богородице была посвящена и третья построенная Альдгельмом церковь – он и ее упоминает в своих стихах. Эту церковь Альдгельм выстроил для другого члена королевской семьи Уэссекса – игуменьи Бугги Уитингтонской (которая, возможно, была его родной сестрой). Убранство этой церкви было описано святителем такими словами: «Солнце светило сквозь ее застекленные окна; посвященный Богородице престол был украшен тканью, затканной золотой канителью; золотой потир был усеян драгоценными камнями, дискос был из прекрасно обработанного серебра, и крест отражал сияние всех этих предметов». В другом стихотворении говорится о четвертой церкви – с двенадцатью престолами, каждый из которых был посвящен одному из двенадцати апостолов, о деяниях которых рассказывалось в этой церкви. Сохранилось стихотворение святителя, посвященное апостолу Матфею. Святой Альдгельм основал монастырь и во имя покровителя монашествующих святого Иоанна Предтечи; эта обитель находилась, возможно, в местечке Фром графства Сомерсет. Сегодня на этом месте до сих пор стоит церковь святого Иоанна Предтечи, а рядом бьет родник, хранящий память о народе Уэссекса, крещенном святым Альдгельмом в VII веке.

Так усердно трудился святитель во славу Божию. Но было у подвижника одно, пока не осуществленное им, желание – поехать в паломничество в Рим, где пострадали многие мученики. Но прежде чем покинуть Уорхем, Альдгельм на земле, принадлежавшей его семье, близ замка Корф, выстроил часовню. В этой часовне он молился о том, чтобы Господь охранил всех собирающихся предпринять паломничество. Сохранились документы XII века, свидетельствующие о том, что тогда эта часовня все еще стояла, хотя была уже без крыши. Местные жители говорили: каким бы сильным ни был дождь, он никогда не попадал внутрь святой часовни, хотя у нее и не было крыши.

Современному читателю непросто понять, сколь много значил Рим для православного Запада в то время. И, конечно же, Рим притягивал не как туристический центр, символ могущества павшей языческой империи, место интересных археологических раскопок или средоточие церковной администрации. Рим был славен и велик другим, о нем так говорится в стихотворении, приписываемом святителю Альдгельму:

О славный Рим, господин мира,
Прекраснейший из всех городов,
Красный от алой крови мучеников,
Белый от снежных лилий дев,
Мы приветствуем тебя прежде всех остальных,
Мы благословляем тебя. Радуйся во веки веков!
О Петр! Всегда внемли нашим молитвенным взываниям.
О Павел! Прими наши молитвы.
Ты, усердием превзошедший всех философов,
Исполни нас Божественной благодати,
Чтобы мудрость, тебя наполняющая,
Наполнила и нас через твое учение[6].

Святой Альдгельм покинул Англию и через Францию прибыл в Рим примерно в 693 году. Тогда ему было 54 года. В то время папский престол занимал сириец, семья которого происходила из Антиохии. Папу этого звали Сергий. Это он крестил короля Кэдвалу Уэссексского. Неудивительно, что папа с особым благодушием встретил ученого игумена из Англии. Согласно одному преданию, папа сам пригласил Альдгельма в Рим. И папа, и Альдгельм ежедневно служили литургию в базилике Латеранского дворца. Риза, в которой совершал богослужения Альдгельм, долгое время хранилась в Мальмсбери и была потеряна лишь во времена кровавой и разрушительной Реформации. Она была изготовлена по восточному образцу[7] из ярко-красного шелка с узорами и изображениями павлинов.

Игумен Альдгельм возвратился в Англию с многими дарами. Одним из них было дарование монастырям Мальмсбери и Фром независимости от своих епархий – они теперь были непосредственно подчинены предстоятелю Римской Церкви (другими словами, стали ставропигиальными, если использовать греческий термин). По другим источникам, святой Альдгельм привез из Рима мощи святых, иконы Богоматери и шелковые облачения. Еще одним даром был невероятно прочный престол, размером 4 на 3 метра, сделанный из белого мрамора. Настолько тяжелым он был, что его перевезли в Англию двумя частями. Этот престол торжественно вручили королю Ине, а позднее он использовался в другой построенной Альдгельмом церкви во имя Пресвятой Богородицы – города Брутон графства Сомерсет, в 7 милях от Фрома. Возвращение святого подвижника в Англию означало возобновление его общения через переписку с многочисленными духовными чадами, игуменьями, принцами, живущими как в Англии, так и в Ирландии. Альдгельм также переписывался с игуменом Келланом, подвизавшимся в ирландском монастыре Перонн, на севере Франции[8], который был знаком с письменными творениями святого. В своих письмах Келлан называл Альдгельма архимандритом и писал, что его работы в то время читали и переписывали монахи всей Западной Европы. И так продолжалось вплоть до середины XI века, когда в Церкви начали происходить трагические события.

Игумен Альдгельм бывал на многих Соборах епископов и, откликаясь на их просьбы, давал советы. Так, в 705 году или немногим ранее на Собор в Уэссексе собрались все английские епископы, просили прибыть и игумена Альдгельма. Беспокойство епископов вызывали бритты, жившие в Девоне и Корнуолле, которые упорствовали в своей устаревшей и неканонической традиции празднования Пасхи[9] и соблюдали другие обычаи, расстраивавшие гармонию в Церкви Британских островов. Альдгельма попросили написать послание к Герайнту, Бриттскому королю Девона и Корнуолла, и разъяснить ему суть расхождений. В послании Альдгельм порицал кельтов за их отказ молиться вместе с англами и даже есть вместе с ними за одним столом – такой была враждебность кельтов по отношению к чужеземцам. «Вера без дел мертва» (Иак. 2: 17), – напоминал им Альдгельм. Его старания были не напрасными: кельты постепенно оставили гордыню и упрямство и начали отказываться от прежних обычаев, что стало поворотным моментом в их истории.

Саксонская церковь святого Лаврентия в Брэдфорд-на-Эйвоне
Саксонская церковь святого Лаврентия в Брэдфорд-на-Эйвоне
В это время святой Альдгельм, которому было уже за 60, принялся за строительство новой церкви в Мальмсбери – на этот раз во имя архангела Михаила. По преданию, она превосходила по красоте все построенные к тому времени английские храмы. Вне сомнений, святой Альдгельм украсил ее привезенными им из Рима драгоценностями. Тем временем святой начал возводить новый монастырь – в Брэдфорд-на-Эйвоне графства Уилтшир. Некоторые эксперты полагают, что стоящая по сей день древняя саксонская церковь святого Лаврентия в Брэдфорде была построена самим Альдгельмом в VII веке, хотя другие полагают, что эта церковь была построена в X веке.

Кто-то может подумать, что на этом труды святого Альдгельма завершились. Нет, это не так. 7 июля 705 года (по другим данным – 706 года) отошел ко Господу святой Хедда, епископ Винчестера[10]. Сразу собрался церковный Собор, на котором решили выбрать двух епископов для королевства Уэссекс. Один из них должен был занять кафедру Винчестера и управлять восточной частью королевства; на эту кафедру был избран ученый и деятельный Даниил. Другая кафедра учреждалась на западе королевства Уэссекс, в земле, именовавшейся Селвудшир, занимающей ныне обширные территории западного Уилтшира, Дорсета, Сомерсета и принадлежавшей в то время англам части Девона. На епископа здесь возлагалась и миссия в Девоне и Корнуолле, где жили кельты. Центром этой епархии должен был стать город Шерборн. Святой игумен Альдгельм, которому тогда было 66 лет, был единодушным решением избран на эту кафедру. Игумен отказывался, напоминая о своем преклонном возрасте, но епископы настаивали, говоря, что тут как раз и нужен мудрый пастырь, каковым был Альдгельм. Он уступил, когда к голосам епископов прибавился голос святого архиепископа Кентерберийского Бритвальда († 730; память 9 января), более чем за 30 лет до этого учившегося вместе со святым Альдгельмом в Кентерберийской школе под руководством святителя Феодора. Осенью того же года святитель Бритвальд совершил над святым Альдгельмом хиротонию во епископа. Альдгельм на время задержался в Кентербери: отчасти для того, чтобы дать совет святителю Бритвальду, в котором тот нуждался, а отчасти чтобы вспомнить прошлое вместе с престарелым святым игуменом Адрианом. Последний и спустя 30 с лишним лет был все еще жив и продолжал наставлять молодежь[11].

Последующие годы жизни святителя Альдгельма были наполнены многими удивительными событиями, среди которых было и следующее. Однажды в городе Дувр графства Кент святитель повстречал моряков, приплывших на корабле из Франции, которые продавали рукопись, содержащую полный текст Ветхого и Нового Заветов. Цена книги была слишком высокой, и Альдгельму пришлось отпустить моряков плыть обратно, увозя с собой и священные тексты. Моряки, отчаливая, посмеялись над скромной одеждой святого и над тем, что он не смог заплатить за книгу. Через несколько минут на море поднялся такой сильный шторм, что моряки, которые были не в силах что-либо сделать, увидев Альдгельма на берегу, крикнули ему, чтобы он помолился за них. Святой епископ перекрестил море – и вмиг шторм утих. Моряки причалили к берегу и хотели даром отдать Альдгельму Библию. Но он, отказавшись от этого, заплатил им за книгу ту сумму, какую первоначально предложил. В XII веке эта Библия все еще находилась в Мальмсбери, где ее показывали паломникам.

Четыре года святитель Альдгельм неустанно трудился во вверенной ему епархии на юго-западе королевства. При этом он оставался настоятелем трех основанных им монастырей, так как монахи уговорили его не оставлять их. Несомненно, эти три обители доставляли епископу и немалые финансовые средства, столь необходимые ему для обустройства своей новой епархии. К этому времени относятся слова, так его характеризующие: «Альдгельм, не зная усталости, проповедовал днем и ночью, совершая регулярные поездки во все части своей епархии (простиравшейся далеко в Девон и Корнуолл. – прот. А.Ф.); и во все время он не забывал о посте и добрых делах». Святителю помогал диакон – возможно, монах Пектельм, ставший впоследствии епископом Уитхорна. И в это время Альдгельм продолжал строить храмы. Он построил собор у себя в Шерборне, церковь святого Михаила в Бате[12], а также церкви в Лангтон-Матраверс, Сомерфорд-Кейнс, Даултинге и Уорхеме[13]. Святитель Альдгельм руководил не только монастырями в Мальмсбери, Фроме и Брэдфорд-на-Эйвоне. Его наставлений просили и в обителях Гластонбери и Уимборн в графстве Дорсет. Игуменьей в Уимборне была не кто иная, как уже упоминавшаяся нами Кутбурга, сестра святого короля Ине, принявшая монашество после смерти своего мужа короля Альдфрита Нортумбрийского. В монастыре Кутбурге помогала ее родная сестра Квенбурга. Обе они прославлены в лике святых[14]. Такими были – кто-то рискнет сказать «сверхчеловеческие» – труды святителя Альдгельма.

Весной 709 (или, по некоторым данным, 710) года, когда святителю Альдгельму было уже 70 лет, стало ясно, что конец его близок. Святой попрощался со всеми монахами, священниками и мирянами, завещая им хранить любовь, мир и единство и прося, чтобы после смерти его похоронили в Мальмсбери – в месте, которое он больше всего любил. Последний час святителя наступил 25 мая 709 года, когда он посещал человека по имени Кендред в Даултинге графства Сомерсет. Понимая, что смерть близка, епископ попросил, чтобы его перенесли в маленькую деревянную церковь этой деревни. Здесь, сидя на камне, Альдгельм «оставил этот мир и был вознесен архангелом Михаилом и прочими ангелами к вечным радостям Небесного Царства». Согласно преданию, когда он умирал, святителю Эгвину Вустерскому[15], другу Альдгельма, было чудесное видение, и он поспешил в Даултинг. Как только святой Эгвин прибыл туда, тотчас узнал скорбную весть. Он поспешил в церковь и совершил заупокойную службу по новопреставленному Альдгельму. Затем он повелел, чтобы тело Альдгельма перенесли в Мальмсбери, расположенном в 50 милях от той церкви. Огромная толпа народа шла за похоронной процессией. Через каждые семь миль процессия останавливалась, давая верующим немного времени на молитву, и на каждом из тех мест воздвигали каменный крест в память о событии. Эти кресты получили название «камни епископа». Говорят, что они были установлены по следующему маршруту: Даултинг, Фром, Уэстбери, Брэдфорд-на-Эйвоне, Бат, Колерн, Литтлтон-Дрю и Мальмсбери. До сих пор в Даултинге существует источник святителя Альдгельма, бьющий, возможно, из того места, где был поставлен первый из тех каменных крестов. Этот родник является и истоком реки Шеппи. В Бате и Фроме кресты в память о святителе Альдгельме частично сохранились. В Колерне большой крест святителя Альдгельма ныне встроен в северную стену приходской церкви, а в Литтлтон-Дрю имеются два фрагмента древнего креста с надписями, датирующимися временем святителя Альдгельма.

Монахи Мальмсбери встретили тело своего любимого настоятеля с должными благоговением и любовью. Несколько дней шли заупокойные службы, а затем святителя похоронили в церкви архангела Михаила. Мощи святителя оставались в ней последующие 200 лет.

В IX веке король Этельвульф Уэссексский (795–858), отец святого короля Альфреда Великого, пожаловал Мальмсберийскому монастырю серебряную раку дивной работы для мощей святого Альдгельма. На ней были вырезаны сцены с изображением чудес, совершенных по молитвам святого в разное время. Однако монахи не посмели перекладывать мощи. В X веке особенно почитал святителя Альдгельма славный король Этельстан († 940), внук Альфреда Великого, любивший святых. Этельстан свидетельствовал, что именно молитвы святого Альдгельма спасли его жизнь во время битвы при Брунанбурге. Этельстан пожаловал Мальмсбери много мощей святых, и сам он упокоился в этой обители. Только 5 мая 986 года, уже после смерти Этельстана, мощи святителя Альдгельма были переложены в серебряную раку, пожалованную некогда королем Этельвульфом. С тех пор память святителя Альдгельма совершалась не только 25 мая, но и 5 мая – в день перенесения его мощей. Почти сразу святитель Дунстан, архиепископ Кентерберийский, опасаясь, что мощи могут похитить датчане, переложил их из раки в другое место – внутрь собора. В 1016 году, уже после святого Дунстана, датчане действительно совершили набег на Мальмсбери, но вдруг в панике бросились назад, устрашенные невидимой силой. Монахи верили, что это произошло по молитвам святого Альдгельма.

А что дошло до наших дней из трудов святителя Альдгельма? Что осталось от его кельтского энтузиазма и английской преданности, с какими он миссионерствовал? Увы, творения святителя Альдгельма, которые в I тысячелетии усердно читались и изучались не только в Англии, но и – благодаря миссиям – в германских землях, с приходом норманнов были забыты. Как писал Майкл Лапидж в книге «Альдгельм: Поэтические творения»: «Только с норманнским завоеванием, когда традиции английского образования были заменены норманнскими традициями, влияние святого Альдгельма пошло на спад… Только в XII веке его поэтическое поучение “О девстве” перестало быть популярным». Но, несмотря ни на что, произведения святителя Альдгельма сохранились, и их можно читать на современном английском языке. Кроме письменных творений, сохранились мемориалы святому Альдгельму в память о его усердном миссионерском служении в тех местах, где святой строил церкви и где в его честь устанавливались кресты. Такими местами являются Мальмсбери, Фром, Брэдфорд-на-Эйвоне, Уорхем, Шерборн и Сент-Элделмс-Хед. Несомненно, графства Дорсет, Сомерсет и Уилтшир особенно связаны с этим святым. Четыре древние церкви освящены во имя святого Альдгельма: в Даултинге и Бродвее графства Сомерсет, а также в Мальмсбери и Бишопстроу графства Уилтшир. Деревня Бишопстроу хранит древнюю традицию, связанную со святителем Альдгельмом. Однажды, когда святой пришел сюда проповедовать, он воткнул в землю свой посох, сделанный из ясеня. Он так долго проповедовал, что за это время посох пустил корни, и святой решил оставить его на этом месте. Со временем из него выросло дерево, и место это стало называться Бишопс-Три («Дерево епископа»), или Бишопстроу – на современный лад. Возможно, на самом деле и не было никакого посоха, а под корнями имеются в виду слова жизни, проповеданные святым епископом. Память о святителе Альдгельме сохраняет и милый старинный город Мальмсбери, названный так в честь святого. Здесь жители прогуливаются по лугу святого Альдгельма, где когда-то проходила ярмарка святого Альдгельма. Рядом находится колодец святого Альдгельма, а паломники переходят мост через реку Эйвон на том месте, где святой когда-то играл на арфе, пел и проповедовал. Поблизости до сих пор существуют остатки построенного святым Альдгельмом монастыря. Это место святое, оно освящено молитвами угодника Божиего, который в течение своей молитвенной и постнической жизни видел целый сонм других святых – своих современников, бывших словно живой гобелен, сотканный Святым Духом. Это Мэлдуб Ирландский, Феодор Тарсийский, Адриан Африканец, Иоанн Беверлийский, Кэдвала, Ине и Этельбурга Уэссексские, Эркенвальд Лондонский, Хильделита Баркингская, Сергий Сириец[16], Хедда Винчестерский, Бритвальд Кентерберийский, Кутбурга и Квенбурга Уимборнские и Эгвин Вустерский.

О святом Альдгельме недавно хорошо написал многоуважаемый и уже упоминавшийся нами кембриджский ученый Майкл Лапидж: «Мы должны прислушаться к святителю Альдгельму, который пребывал в забвении в течение стольких веков, ибо он может много важного поведать об англо-саксонской цивилизации».

С этим нельзя не согласиться. Попрощаемся же с этим угодником Божиим его же словами: ибо он «цветок Церкви, брат святой обители, ученик науки, жемчужина Христа, сокровище рая и наследник блаженной жизни будущего века».

Протоиерей Андрей Филлипс,
Перевел с английского Дмитрий Лапа

7 июня 2010 г.

[1] Альдгельм. Прозаические творения. Кембридж, 1979; Альдгельм. Поэтические творения. Кембридж, 1985. Оба перевода сделаны ученым Майклом Лапиджем.

[2] Святой Альдгельм знал о Пурбекских месторождениях вокруг Уорхема и Корфа. Рядом на берегу находится населенный пункт Сент-Элделмс-Хед (который по ошибке часто отмечают на картах как Сент-Олбанс-Хед). Здесь на вершине холма до сих пор стоит маленькая часовня во имя святого Альдгельма.

[3] Хотя святой Адриан был настоятелем монастыря в Неаполе, он происходил из Африки и был, скорее всего, бербером.

[4] После смерти святого Мэлдуба город Мальмсбери сначала назывался Мелдуббургом. Постепенно город стали называть в честь святого Альдгельма Альдгельмсбургом. В конце концов город приобрел нынешнее название, содержащее в себе память об обоих святых. Таким было почитание святого Мэлдуба, что даже в Бретани два города названы в его честь: Сан-Молфф и Сан-Нолфф.

[5] Эти слова применимы и к современной церковной практике, когда решаются церковные вопросы с позиций строгой определенности (акривия) или с позиции снисхождения (икономия); в обоих случаях, как и во времена святого Альдгельма, требуется проницательность.

[6] Brittain F.Лондон, 1962. С. 155. The Penguin Book of Latin Verse.

[7] По длине этой ризы, а также по описанию мощей святого Альдгельма, можно сделать вывод, что он был высокого роста.

[8] Французский монастырь Перонн был основан ирландским монахом и миссионером святым Фурсеем (567–648; память 16 января), принимавшим участие в просвещении Норфолка в Восточной Англии.

[9] Вопреки распространенному, но неверному мнению, кельтская традиция счета празднования Пасхи была, в отличие от римской, не православной. Кельты, будучи изолированными, долгое время придерживались старого римского счисления Пасхи, отвергнутого Римской Церковью около 525 г., когда стало понятным, что это неверный и канонически неправильный способ счисления, приводивший к частому совпадению христианской Пасхи с еврейской. Пока кельты придерживались старого способа счета Пасхи, церкви Константинополя, Иерусалима, Рима, Александрии и Антиохии уже давно перешли на новое православное счисление.

[10] Мощи святителя Хедды, епископа Винчестерского (676–705/6), почивают в кафедральном соборе Винчестера по сей день.

[11] Святому Адриану, 40 лет преподававшему в старейшей школе Англии – Кентерберийской, следовало бы стать официальным покровителем всех учителей и учеников страны.

[12] Крест, хранящийся в Батском аббатстве и датирующийся приблизительно VII в., как предполагают, был воздвигнут самим святым Альдгельмом.

[13] Храм святого Мартина в Уорхеме стоит сегодня на месте первоначальной церкви, построенной святым Альдгельмом.

[14] Кутбурга и Квенбурга Уимборнские, преподобные († ок. 725; память 31 августа). Святая Кутбурга была сестрой короля Уэссекса Ины. Она приняла монашество в монастыре Баркинг вместе со святой Хильделитой. Совместно со своей сестрой святой Квенбургой святая Кутбурга основала монастырь в Уимборне графства Дорсет, где была настоятельницей. После смерти святой Кутбурги настоятельницей стала ее сестра, святая Квенбурга. Многие монахини из Уимборнского монастыря помогали просвещать Германию.

[15] Эгвин Вустерский, святитель († 717; память 30 декабря). С детства святой Эгвин посвятил себя служению Богу. В 692 г. он стал третьим епископом Вустерским (692–717). Он порицал некоторых монахов и местных жителей за порочную жизнь, за это его оклеветали и едва не лишили сана. Святой Эгвин является основателем монастыря в Ившеме, рядом с Вустером, ставшего впоследствии одним из известнейших аббатств в Англии. По преданию, в 709 г. некий пастух по имени Иов, ища пропавшую свинью, ночью на месте Ившема увидел в чудесном видении Богородицу с ангелами и поведал об этом видении епископу. Святому Эгвину видение повторилось на том же месте: Божия Матерь велела ему основать здесь монастырь. В 710 г. святой Эгвин совместно с королем Мерсии Этельредом основали Ившемское аббатство (ИвшемEof's home – переводится как «дом Иова»). В XI в. при норманнском завоевании от мощей святого Эгвина происходило много чудес, когда их перевозили в Оксфорд, Дувр и Винчестер.

[16] Святой Сергий был сирийцем. Родился в Палермо (Сицилия). Был папой Римским с 687 по 701 г. Святой Сергий благословил миссию английских монахов в Фрисландию и германские земли и покровительствовал их миссии. Память его празднуется 8 сентября.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×