Крестины

Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.

Думаю, что тема крещения детей напрямую связана с темой христианского воспитания подрастающего поколения. Немного расскажу о том, почему мы крестим детей и что дает им это Таинство.

Когда я вижу толпу крестных и молодых родителей, которые идут к домику, где у нас проводятся беседы с крещаемыми, мое сердце, к сожалению, не подпрыгивает от радости. Скорее наоборот. Потому что я знаю, что предстоит не очень приятный разговор. Я священник молодой, но все же крестил уже немало народу. Так вот, могу вспомнить только пару случаев, когда восприемники знали наизусть Символ веры. Я сначала относил это к моей молодости, но потом узнал у одного пожилого батюшки, который полвека служит в сане, что он тоже лишь несколько раз слышал молитву «Верую» от крестных (не считая, конечно, случаев, когда крестил детей своих постоянных прихожан). Воистину Русь крещена, но не просвещена. Вообще знания многих восприемников о том, кто такие крестные, ограничиваются, видимо, просмотром гангстерского фильма «Крестный отец». Многие не имеют даже крестов на груди. Немало таких, которые не знают, что такое исповедь и причастие. Ну ладно, они не читали Евангелие и духовную литературу, но хоть какие-то книжки или хотя бы фильмы, где священник принимает исповедь, они должны знать?

Все, что я сказал про крестных, можно отнести и к родителям. Уровень их познаний ничуть не выше. И вообще, на всем их поведении лежит какая-то печать несерьезности, неуместного веселья. Неоднократно сталкивался с тем, что родители или крестные начинали заранее «отмечать» событие. От них уже попахивало, и язык не всегда слушался их. Иногда при виде всего этого посещает крамольная мысль: «А может, правы протестанты, что не крестят младенцев?» Ведь такие родители и восприемники явно не будут воспитывать малыша в вере и благочестии, но почему-то обязательно хотят крестить своих детей.

Мы прекрасно понимаем, в чем неправда протестантов. Если я церковный человек, живу жизнью Церкви, то, конечно, и мой ребенок должен ею жить, причащаться с нами от одной чаши, молиться в храме. Если мы болеем за детей, то как не поминать их на литургии? А некрещеных поминать нельзя. Но многие люди об этом и не думают. Им главное — крестить, отметиться.

Справедливости ради скажу, что людей серьезных (правда, непросвещенных) тоже много. Вот к ним-то в первую очередь и обращаюсь я во время огласительных бесед. Приведу (в сокращении) беседу, которую провожу с родителями и крестными.

Первый вопрос, который я обычно задаю: «Для чего вы принимаете крещение?» (Заранее говорю, что это не экзамен, прошу сказать своими словами.) Ответы бывают самые разные: 1) мы русские, значит, должны креститься; 2) чтобы не болеть; 3) чтобы была удача в жизни.

Объясняю, что крещение не делает нас более русскими, оно дано всем народам, в Церкви «нет ни еллина, ни иудея», большинство стран приняло христианство, когда Русь была еще языческой.

Крещение также не делает нас здоровыми и счастливыми, ибо относится к области духовной, а не материальной, мы крестимся, чтобы спасти душу, а не для того, чтобы поправить здоровье.

Вопрос о намерениях перед крещением далеко не праздный. В Питере в 90-е годы произошел очень неприятный случай. Одного человека экстрасенсы послали принять крещение в десяти храмах, чтобы исцелиться. И ни в одном (!) храме его не спросили, зачем он крестится. Ко мне как-то пришла женщина с сыном-наркоманом и откровенно сказала, что их прислала целительница поисповедоваться и причаститься.

Потом я выясняю степень церковности родителей и восприемников. Говорю об обязательности исповеди и причастия для каждого православного. Ведь христианином нас делает не ношение креста, а участие в Таинствах Церкви. Семья — это малая Церковь, где все должно быть едино. Если мы желаем спасения детям, то сами должны спасаться вместе с ними, идти по этому пути к Богу.

Говорю о крестных. Они не почетные свидетели, которые стоят с ленточками на свадьбе. Они духовные наставники, руководители крестников. Нельзя научить человека тому, чего сам не знаешь. Следовательно, нужно побольше узнать самим. Восприемники — это те, кто за малолетством детей дают за них обеты святого крещения, то есть ручаются головой, что приложат все усилия, чтобы ребенок вырос в вере, не ушел потом из Церкви. Если мы обещаем что-то, то должны выполнять, а тут даем обеты Самому Богу, перед крестом и Евангелием.

А теперь — самое главное. Для чего мы принимаем крещение? Человек двусоставен, он состоит из души и тела. Душа нуждается в гораздо большей заботе, чем тело. О теле мы никогда не забываем, а вот о душе можем не вспоминать годами. Мы принимаем крещение, чтобы спасти душу, стать детьми Божиими, восстановить утерянную связь с Богом.

Крещение называют вторым рождением. Я спрашиваю матерей: «Когда вы родите младенцев, что вы делаете сразу после того, как вам принесут ребенка?» Отвечают: «Прикладываем к груди, кормим». Вот видите, мы питаем его. После крещения человек также нуждается в духовном питании — Таинстве причастия, молитве. Крещение — это только самое начало пути. Человека мало родить, его надо вырастить, воспитать, выучить. Также и в духовной жизни. Крещение не спасает нас автоматически, без наших усилий. Оно делает нас чадами Божиими и чадами Церкви, которую основал Бог. А значит, мы должны пользоваться всеми теми благодатными дарами, которые в Церкви есть: Евхаристия, исповедь, другие Таинства, через них нам подается благодать Божия.

Если человек крестился и продолжает жить, как жил, он подобен тому безумцу, который купил билет на поезд, а сам ехать не собирается. Или поступил в вуз, а учиться не хочет. Некоторых людей два раза в жизни приносят в храм: один раз — на крестины, второй — на отпевание. Это страшно.

Крещение — великое Таинство, но без нашей веры оно не имеет действия. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, — осужден будет (Мк 16, 16). Но и вера, как известно, без дел мертва (Иак 2, 20). А дела веры — жизнь по заповедям, молитва, добрые дела. В Евангелии говорится о том, что когда демон выходит из человека, он бродит по пустынным местам и, не найдя пристанища, возвращается и видит дом свой (то есть душу человеческую) выметенным, пустым и приводит с собой семь других бесов. И бывает последнее горше первого. Святитель Иоанн Златоуст относит эти слова и к Таинству крещения. Когда крещение совершено, но никакой духовной работы не ведется, тогда духовный вакуум заполняется духами злобы. Есть закон: духовная жизнь не терпит пустоты. Если мы не занимаемся духовным воспитанием ребенка, душу занимает иная духовность. При нынешнем разгуле сект и оккультизма это особенно опасно.

Если я замечаю смешки во время отречения от сатаны (когда дуют и плюют), то сурово пресекаю веселье. Диавол — не сказки, это реальность. Он не будет сидеть сложа руки, видя, как человек спасается, он постарается отомстить. Но для этого нам и дается великое оружие: крещение и крест Господень. На нем написано: «Спаси и сохрани», и снимать его нельзя. Мы сами тем самым лишаем себя ограждения и защиты. Тот человек, который носит крест, молится и приступает к Таинствам, не должен бояться диавола.

Духовное воспитание — это прививка против зла, которое царит в мире, иммунитет против него.

Без веры в Бога невозможно уберечь детей от соблазнов. Воспитав ребенка в заповедях, вы закладываете фундамент всей его жизни. Думаю, каждый отец, каждая мать хочет, чтобы дети любили их, были им опорой, а об этом говорит пятая заповедь: Почитай отца и мать… (Мф 19, 19). Заповеди нужно знать и рассказывать про них детям.

Да, путь духовной жизни сложен, но идти по нему нужно, нужно делать первые шаги, потом будет легче. Это единственный путь спасти наших чад и поднять нашу страну. Без возрождения душ человеческих, наших с вами душ, Россия никогда не возродится.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Лариса Мазилова12 сентября 2016, 18:51
Замечательная статья! Спасибо!
ножкина татьяна15 июня 2011, 19:44
Огромное спасибо! очень понятная и добрая статья, буду готовиться к крестинам))). И обязательно дам почитать ее родителям.
Ксения20 февраля 2009, 17:39
Здравствуйте, прочитала Вашу статью и у меня взникли вопросы. Насущные. Я пытаюсь быть православным человеком, получается пока не очень.У меня есть друзья, люди совсем невоцерковленные, женатая пара. Их ребенку 3 года, естественно о Крещении они знают мало, это дело, на мой взгляд важное, всячески окладывают и затягивают, по разным причинам. Я да же слышала от мамы, моей (моей лучшей подруги, ее зовут Виктория), что ребенок сам решит, когда вырастет. Все мои аргументы в пользу Крешения, да же тот, что некрещение ребенка приравнивается к детоубийству не воспринимаются, и, да же если Таинство состоится, в чем я не уверена, будет так, как Вы писали в этой статье. Может быть не стоит даже вмешиваться? Я прошу совета сейчас.
Я читала рассказ Лескова о мирском крещении (кажется называется "Некрещенный батюшка"?), существует ли сейчас такая практика и насколько в современном мире важна обрядовая составляющая Таинства Крещения? В рассказе описывались "экстремальные" условия...
Надежда20 февраля 2009, 17:39
прекрасная статья! Я собираюсь крестить своего сына и уже являюсь крестной 2 девочек с которыми к сожалению очень редко вижусь и общаюсь, Ваша статья призвала меня опомниться и по другому взглянуть на ствшее отчасти светскимтаинство крещения . Спасибо.
Татьяна20 февраля 2009, 17:39
Спаси Господи Вас, Отец Павел. Ваша статья для меня очень важна, так как 10 дней тому крестила девочку по имени Александра. Ксати, дочь нашего священника. Очень почетно и очень ответственно. Вы правильно говорите: Русь крещена, но не просвещена. Поняла, что веру свою надо укреплять постоянно. С уважением Татьяна.
Денис20 февраля 2009, 17:39
Благодарен Вам За такую интересную и поучительную статью. Постараюсь учесть это при крещении моего ребенка. Спасибо Вам большое.
Наталия20 февраля 2009, 17:39
Здравствуйте,прочла вашу статью"Крестины",спасибо вам за поучительные советы.
У меня есть младшая сестра , ей уже 35 лет.Она не замужем.детей небыло,но у нее есть работа и много внимания со стороны мужчин.Но характер ужасный- может орать и вызывать милицию на своего родного отца из-за мелочи(ключи не может найти).Я живу в другом городе из-за ее скверного характера не могу приехать к отцу в гости!
Я устала от такой ситуации,я чсто задумываюсь почему так сложилось?
Ведь в детстве она была другой.Но всетаки вы правы, в детстве закладываются основы характера ,и заполняются пустоты воспитания.
У нее эти пустоты ,по моему ,заполнил нечистый ,и он там точно не один.
Скажите - что теперь делать? Жаль отца! Мать она уже в могилу свела!!!
Мария20 февраля 2009, 17:39
Очень Вам благодарна за такой замечательный рассказ о крестинах. В скором будущем я собираюсь стать крестной матерью. Очень надеюсь, что смогу воплотить в жизнь все ваши замечательные пожелания.Спасибо большое.Мария.
elena cioppa20 февраля 2009, 17:39
Da, Batushka, ochen coglasna s Vashimi nabludeniyami, mislyami i viskazivaniyami. Ya rabotau pri Hrame ne odin god (direktorom Ryssko-Pravos-Pravoslavnoi shkoli) i nabludau toje samoe. Konechno mi ctaraemsya ob'yasnyat ludyam, ochen ydivlyaet ih bespechnost i takoi legkomiclennii podhod k takim ser'eznim vecham. Inogda nashi deti v shkole gorazdo mydree svoih roditelei, potamy chto roditeli otnocyatcya k nam ne kak k dyhovnomy instityty, a kak k nyan'kam dlya ih detei. Ya ochen horosho Vas ponimau. Pomogi Vam Gospodi! C yvajeniem Elena Cioppa. Toronto,Canada
Марина20 февраля 2009, 17:39
Христос Воскресе!
Отец Павел, благодарю за книгу "Малая церковь". Пока я читаю её здесь на этом сайте, но когда увижу, обязательно куплю. Марина.
о. Алексей Томюк20 февраля 2009, 17:39
Сердечно благодарен автору, о. Павел, за написанную статью о Крещении. Некоторое время назад в М-ве состоялась, если не ошибаюсь, конференция по теме Крещения(и катехизации). Но и эта довольно небольшая попытка подвигнуть народ (и особенно священство) на катехизацию перед Крещением не приобрела поддержки. Разве что слышал голос о. Дмитрия Смирнова. И вот теперь - о. Павла. Я тоже иногда разочарован и приходящими к Крещению, и коллегами-священниками.
Народ воспринимает Крещение как обряд. А коллеги-священники - как требу.
Катехизация, и при чем не желательная, а обязательная, могла бы много помочь. Но самое большое для нее препятствие - не народ, а мои коллеги (ну и старосты храмов, м.б.).
Второе. Мне кажется, что в условиях городской жизни катехизация или беседа перед Крещением нужна не с кресными детей, а с их родителями. Почти все зависит от родителей.
Еще раз спасибо!
марина20 февраля 2009, 17:39
Все правильно.Только как объяснить это человеку, для которого после смерти "ничего нет" и которому непонятно, почему надо часто ходить в храм и т.п.Ведь даже если это им прочитать-не поймут, да и еще спорить будут.
Виктор20 февраля 2009, 17:39
Помню, прочитал про крещение и узнал, что нужно знать молитвы Символ веры и Отче наш. Когда кому-нибудь рассказываю, говорят "Это необязательно, никто же проверять не будет".

Когда сам крестился, Символ Веры так и не знал. Когда сына крестил, восприемника не было, а восприемница тоже не знала, но хоть причастилась. В той церкви текстовку молитвы давали, по ней и читали. Сам крёстным стал, но сказать так и не пришлось. Батюшка, видимо, не ждал, что Символ Веры кто-то знает, и произнёс сам, скороговоркой.

Многие считают себя православными, тянутся к Богу, а церковных понятий и обычаев не приемлют. То "Бог в душе", то "в Церкви энергетика". Обличать таких в маловерии и ересях не стоит, можно оттолкнуть надолго. А я ведь и сам - крестился, потом начал разбираться, что к чему. По мере сил разъясняю, как сам понимаю (этот сайт - хороший помощник). Не хватает именно простых разъяснителей.

Бабулек спрашивать опасно, многие внешней обрядностью увлечены, про суть и не расскажут. Батюшка, в нашей церкви, вечно окружён людьми. Его раздирают на части при каждом появлении, не каждый раз и пробъёшься, а уж с мелким вопросом и подходить не станешь.

Хорошо, что есть такие статьи и сайты.
Анна20 февраля 2009, 17:39
Очень хорошие статьи, написаны доступным живым языком, без излишних назиданий,которые молодежь на любит, но в то же время открыто, честно и по сути. Купила эту книгу дочери (22 года), ей нравится. Большое спасибо отцу Павлу. Пусть пишет еще, особенно для молодежи.
С уважением, Анна.
а н д р е й20 февраля 2009, 17:39
Данная статья полезна не только для *начинающих* но и для людей уже имеющих серьзные взгляды на православную веру. хотелось бы чтобы такая информация была доступна широкому кругу людей считающих себя православными.
Владимир20 февраля 2009, 17:39
Заменить (языческое) заменили,(христианством) а наполнить толку не хватат. Если при монархии церковь была институтом государственным, то интересно как вы сейчас думаете это положение вещей поправлять. По моему мнению ваше присутствие должно быть довлеющим, только тогда вы сможете "просветить" Русь.
Михаил20 февраля 2009, 17:39
После прочтения статьи мне стало стыдно. В молодости крёстил двух мальчиков, один сейчас проживает в Израиле, второй-мы в одном городе. Так оно и было, как говорит автор статьи, а ещё после крестин думали больше о себе-вроде как родственниками стали, а не о том , что берём на себя ответсвенность за духовное воспитание чад. Стыдно теперь, очень. Спаси Боже.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×