90
лет назад, 19 августа 1918 года, большевиками был
расстрелян Николай Варжанский, проповедник-миссионер,
неутомимый борец против антицерковных лжеучений.
Никаких политических обвинений ему предъявлено так и
не было.
Исповедник веры, мужественно принявший мученическую смерть во дни гонений на Православную Церковь, Николай Юрьевич Варжанский, родился 25 ноября 1881 года в Овручском уезде Волынской губернии в семье чиновника, потомственного почетного гражданина Георгия Варжанского и его супруги Герминии Маркелловны (урожденной Раевской).
Когда пришло время поступать в учебное заведение, юный Николай выбрал духовную школу. Это решение человека, не принадлежавшего по происхождению к духовному званию, свидетельствовало о его глубокой вере и твердом желании посвятить свою жизнь святой Церкви.
По окончании духовной семинарии Николай Варжанский в 1903 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1907 году со степенью кандидата богословия.
13 июня 1907 года он обвенчался с Зинаидой Неофитовной – дочерью профессора протоиерея Неофита Порфирьевича Любимова.
В 1908 году Николай Варжанский определен сначала помощником противосектантского миссионера Московской епархии, а затем назначен московским епархиальным миссионером.
За десять лет ревностных трудов в борьбе с противоцерковными учениями (главным образом с сектантством) молодой миссионер созрел и раскрылся как талантливый защитник Православия.
В 1908 году в журнале «Миссионерское обозрение» (№ 6) он опубликовал статью «Новая “универсальная” религия», вышедшую затем отдельным изданием (СПб., 1908). В этом же году выходит его работа «Как проповедует граф Л.Н. Толстой о Боге» (М., 1908)[1]. Этой публикацией Николай Варжанский принял участие в той борьбе, которую вели против толстовства как опасного лжеучения такие выдающиеся православные проповедники, как святой праведный Иоанн Кронштадтский, протоиерей Иоанн Восторгов и другие. Николай Варжанский, приводя места из сочинений Л.Н. Толстого, доказывает, что он пантеист, отрицающий Бога Творца, и, несмотря на употребляемые писателем религиозные понятия, учение его по существу атеистично.
В 1909–1910 годах Николай Варжанский публикует ряд статей и брошюр апологетического содержания: «Против пьянства телесного и духовного (о “братцах” и “беседчиках”)» (М., 1909); «О бессмертии души. О субботе и воскресенье» (Почаев, 1910); «Церковь и секты» (Почаев, 1910). Неутомимому борцу против антицерковных лжеучений принадлежит более 30 больших и малых работ.
Выдающимся явлением противосектантской миссионерской литературы был капитальный труд Николая Варжанского «Доброе исповедание: Православный противосектантский катехизис» (Почаев, 1910; 2-е изд., испр. и доп., – М., 1912; 4-е изд., испр., – М., 1913; репринт – М., 1998). Книгу редактировал духовный наставник автора архиепископ (впоследствии митрополит) Антоний (Храповицкий), которого Николай Варжанский называл «постоянный вдохновителем». Николай Варжанский также опирался на помощь своего тестя, протоиерея Неофита Любимова, опытного в вопросах апологетики, имевшего свое миссионерское издательство. Работе над этим православным противосектантским учебником предшествовали проводимые автором народные курсы, главным образом в рабочей среде. Второе издание труда имеет посвящение: «Посвящаю книгу искренне любимым православным московским рабочим». Замечательной является и та духовно-нравственная настроенность, с какой писалась эта книга: «Я мало доверял себе лично, не давал места сознанию собственного достоинства и самолюбию, а работал исключительно для горячо любимого дела; это, я думаю, достаточно может уверить любящих истину и подвизающихся за веру Евангельскую, что я нуждаюсь в их помощи, и они придут на помощь мне со своими указаниями и поправками, необходимыми для возможной полноты и ясности настоящего народного учебника»[2].
Все 29 разделов «Доброго исповедания» охватывают главные темы христианского учения, по которым православные люди ведут борьбу с различными лжеучениями сектантов. Весь материал, преподанный в форме вопросов и ответов, расположен в строго систематическом порядке: о единстве истины Божией, о Церкви, об источниках изучения христианства – Священном Писании и Священном Предании; затем говорится о таинствах, храме, святом кресте, иконах, мощах, о почитании Божией Матери и Церкви Небесной, о молитвах за умерших и о бессмертии души.
Книга имела огромный спрос. За десять месяцев разошлось 5000 экземпляров первого тиража. Автор получил много теплых благодарственных писем. Так, диакон Антоний Романенко писал: «Ознакомившись с Вашими руководствами, я пришел к заключению, что это превосходит все написанное до ныне. Я слышал на курсах в Екатеринославе Дмитрия Ивановича Боголюбова, он бесподобен в живой беседе; читал все его сочинения, а также слыхал многих других, но то, что я нашел в Ваших сочинениях, меня положительно поразило: такая оригинальность и новизна положений, популярность языка и сила впечатления!.. Опыты по Вашим руководствам в школах, в которых я состою законоучителем, дали прекрасные результаты и, можно сказать, превзошли все мои ожидания»[3].
Автор получил письмо и от преосвященного Сильвестра (Ольшевского), епископа Прилукского, викария Полтавской епархии: «Сердечно благодарю Вас за присланные мне Вами Ваши прекрасные миссионерские книжки. Вашими трудами мы понемногу пользуемся, так как они очень по сердцу пришлись моим сотрудникам по миссионерскому делу. Укрепи Вас Господь продолжать свое святое дело!»[4]
Книга «Доброе исповедание» была высоко оценена и в опубликованных на нее рецензиях. Харьковский епархиальный миссионер Л.З. Кунцевич[5] писал: «Хотя народная листковая литература у нас слаба, но зато в прошлом году многие миссионеры обогатили православных ревнителей солидными руководствами к ведению полемических бесед. К числу их принадлежит книга “Доброе исповедание”. Для ревнителей она очень полезна…» («Ревнитель». 1911. № 1). В «Московских ведомостях» (1910. № 273) отмечалось, что автор книги просто и ясно, вполне понятным для рабочего люда языком излагает христианское мировоззрение. Проводя сравнение между православной христианской верой и различными сектантскими лжеучениями, автор дает неотразимое оружие против доводов всевозможных еретиков, которых так много появилось в последнее время.
Вторая противосектантская книга Николая Варжанского «Оружие правды» (М., 1910; 2-е изд. – М., 1911; 3-е изд. – М., 1913; репринт – Джорданвилль, 1993) представляет собой весьма удобный конспект для ведения противосектантских бесед. Он содержит места из Священного Писания по темам и пунктам, по которым сектанты ведут наиболее активные споры, отстаивая свои заблуждения.
Кроме этих пособий, Николай Варжанский составил небольшой курс сектоведения для церковно-приходских школ «Образец здравого учения» (М., 1912; 2-е изд. – М., 1914). Книга вышла под редакцией выдающегося организатора миссионерского дела протоиерея Иоанна Восторгова. Руководимое им книгоиздательство «Верность» помогало в распространении трудов Н. Варжанского.
Николай Варжанский не ограничивал свою миссионерскую противосектантскую деятельность теоретической работой. Он много и убежденно выступал в самых различных аудиториях, неустанно проводил духовные беседы с простым народом. Специально для рабочих, с целью обогатить их духовно, привлечь к общественно-полезной деятельности и отвратить их от пьянства, он организовал Общество трезвости, располагавшееся на Семеновской заставе. Филиал его находился в Высокопетровском монастыре.
Помимо миссионерских трудов, Николай Юрьевич вел также полезную для Церкви административную работу. С 14 марта 1911 года, оставаясь в должности московского епархиального миссионера-проповедника, состоял также на службе канцелярии Святейшего Синода. В 1914 году он становится титулярным советником и за свои труды удостаивается правительственных наград – орденов Станислава и Анны третьей степени. С 7 января по 28 марта 1915 года Н. Варжанский занимал должность псаломщика при храме равноапостольного князя Владимира Московского епархиального дома. В качестве штатного преподавателя Московской духовной семинарии он вел курс словесности.
Николай Варжанский был одним из активных участников V Всероссийского миссионерского съезда, проходившего с 25 июля по 5 августа 1917 года в Бизюковском монастыре Херсонской епархии. Он участвовал в обсуждении доклада киевского епархиального миссионера протоиерея С. Потехина о современном положении Православия на Украине в связи с активностью католичества и униатства. Н. Варжанский выступил против приспособляемости к национальным особенностям в религиозных вопросах: «Нельзя обосновывать православную веру на национальных особенностях и на влияниях момента… Латинство бессильно, когда мы сильны»[6]. Он также принимал участие в обсуждении доклада М.А. Кальнева о современных сектах.
На заседании съезда 3 августа 1917 года Н. Варжанский был избран в числе десяти делегатов на Священный Поместный Собор. В ходе работы Собора обсуждался вопрос о включении в состав участников Собора делегатов Всероссийского миссионерского съезда (в том числе и Николая Варжанского), но предложение о расширении состава было отклонено в виду многочисленности участников. На Священном Соборе Н. Варжанский исполнял обязанности делопроизводителя Отдела о внешней и внутренней миссии и о церковной дисциплине.
30 мая 1918 года Николай Варжанский был арестован на квартире протоиерея Иоанна Восторгова (прославлен как священномученик в 2000 году) и заключен в Бутырскую тюрьму. Причиной его преследования, несомненно, была его десятилетняя плодотворная миссионерская деятельность. Никаких политических обвинений ему предъявлено не было. Следственное дело, по-видимому, на него не заводилось.
2/15 июля 1918 года Святейший Патриарх Тихон обратился в Верховный трибунал и ВЧК по делу епископа Ефрема (Кузнецова), протоиерея Иоанна Восторгова, священника Димитрия Корнеева и преподавателя Московской духовной семинарии Н.Ю. Варжанского: «Тяжелое тюремное заключение, которому они подвергаются уже полтора месяца, угрожает им полным расстройством здоровья и едва ли вызывается требованиями правосудия, так как своевременная явка их на суд может быть обеспечена как их подпискою, так и поручительством надежных людей. Несколько тысяч православных людей, близко знающих этих заключенных, уже подали прошение об освобождении их из тюрьмы под их личное поручительство. Зная преосвященного Ефрема, протоиерея Восторгова и священника Корнеева как достойных служителей Церкви Божией и Н.Ю. Варжанского как полезного церковного деятеля, я присоединяюсь к ходатайству, поданному несколькими тысячами православных, об освобождении арестованных под наше личное поручительство в том, что подлежащие суду не уклонятся от него и не скроются»[7].
Из публикации в газете «Известия» 28 июля 1918 года (№ 159. С. 2) известно, что с ходатайством об освобождении Н. Варжанского обращался к В.И. Ленину тесть заключенного – протоиерей Неофит Порфирьевич Любимов (ныне священномученик). Сам Николай Юрьевич трезво оценивал свое положение и видел приближающуюся смерть. Из тюрьмы он передал родным небольшую икону Божией Матери «Взыскание погибших». На обороте было написано его прощальное письмо к жене и детям, свидетельствовавшее о духовной силе и нравственной стойкости человека, готовящегося принять за веру мученическую смерть: «Да сохранит тебя и заступит, и покроет Своим Материнским Покровом Пречистая Заступница Матерь Света. Молись, дорогая Зиночка, голубка моя, Богородице: Она покроет твое вдовство раннее и сироток. Прости меня, дорогая моя, и за меня молись». Ниже текста письма сделана приписка: «Усердно молимся за дорогих страстотерпцев, смиренный иерей… (подпись неразборчива), 1918, май, 24».
19 сентября 1918 года Николай Варжанский был расстрелян на Калитниковском кладбище, где и был похоронен.
[1] Переиздана под названием «В чем вера Л.Н. Толстого» (М., 1911; СПб., 1912).
[2] Варжанский Н. Доброе исповедание. М., 1998. С. 5.
[3] Отзывы о книгах московского епархиального миссионера Н.Ю. Варжанского – в приложении ко второму изданию книги «Доброе исповедание» (М., 1912).
[4] Там же.
[5] Закончил жизнь, как и Н. Варжанский, мучеником: расстрелян ЧК в 1918 году.
[6] Деяния V Всероссийского миссионерского съезда. М., 1917. С. 15.
[7] Ходатайство Святейшего Патриарха Тихона находится в следственном деле протоиерея Иоанна Восторгова.