Православный календарьПравославный календарь
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.

«Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира»

Темы бесед и проповедей на отпеваниях и панихидах

В одной из библейских книг сказано: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» (Еккл. 7:2)

Не правда ли, как это не похоже на наши мысли? Мы с такой радостью принимаем приглашения на застолья и веселья, мы так боимся вестей о смерти и похоронах, что слова эти так же далеки от большинства людей, как небо далеко от земли.

Но так и говорит пророк Исайя о мыслях Божиих, что они отстоят от мыслей человеческих, как небо от земли. Прочтем поэтому дальше то место Писания, где говорится о доме плача, чтобы вникнуть в них глубже.

«Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.

Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.

Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» (Еккл. 7:2-4)

Все мы слышали о делах милосердия, которые хвалит в Евангелии Спаситель и за творение которых призывает в Царство праведников. Это «Накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, ввести в дом путника, посетить больного, оказать милость заключенному в темнице». Воистину, войдем мы в Рай Божий, братья и сестры, если ради Христа, а не ради похвалы или тщеславия будем, не ленясь, творить дела милосердия. Но есть и еще одно дело доброе, издревле помещавшееся в ряду духовных трудов. Это помощь при погребении, молитва за усопших, утешение скорбящих, потерявших близкого человека. У евреев в древности эти труды оценивались даже выше, чем раздача милостыни или хлеба голодным.

Действительно, давая деньги бедному, можно невольно помыслить о себе что-то ложно-высокое, мол, я – хороший человек. Но, омывая мертвое тело, или роя могилу, или вынося на плечах из дома гроб с покойным, человек меньше всего склонен думать о себе высоко. Смиряется в это время человек и думает: «И я таков же. Когда-то мой час пробьет?» А вслед за этими мыслями придет и молитва. И не о себе только, но и о всех. «Бедные мы люди. Господи, помилуй нас!»

Преподобный Серафим Саровский, а вместе с ним и все святые отцы, советовал часто думать о смерти. Думать и говорить Господу: «Когда пред Тобою стану, что тебе скажу? Пресвятая Богородице, помоги мне»

Так мысль о смерти рождает молитву и сострадание к уже усопшим.

Вообще молитва за усопших, для тех, кто имеет уши чтоб слышать, есть удобнейшее средство исполнения двух главных заповедей. Две главные заповеди это – любовь к Господу Богу и любовь к ближнему.

И любовь к Богу проявляется больше всего через любовь к молитве церковной, к богослужению. Кто любит церковную службу, тот любит Бога, по слову Иоанна Лествичника. А молитва за усопшего человека, это единственный способ помочь душе его. Сам он уже себе ничем не поможет. Сам он с яркостью и точностью, каких не было на земле, вдруг понял и вспомнил всю жизнь свою. Душа его ужаснулась и застыдилась. Теперь бы вернуться на землю – все было бы по-другому. Но грозны суды Божии и возврата нет обратно. Остается только любовь, «которая никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:8)

Движимые этой любовью люди будут умолять Судию, и Тот, обещавший ранее услышать всех призывающих Его во время скорби (См. Пс.49:15) не отвратит слух от этой мольбы.

Так люди молятся, выражая любовь к Богу, и молятся о беззащитных душах, выражая любовь к ближнему. Обе заповеди выполняются одновременно.

Ежесекундно в мире умирают люди. Мы не думаем об этом, потому что привыкли думать только о себе и своих нуждах. Но кто задумается, устрашится. И прав тысячу раз старец в романе Достоевского, говорящий, что человек, желающий сделать нечто доброе прямо сейчас, пусть помолится, говоря: «Господи, помилуй души, в сии мгновения пред тобою представшие»

И не только в храме или дома может звучать заупокойная молитва. Есть еще одно великое место на земле, куда должны время от времени приходить мы все. Это – кладбище.

Есть в народе пословица: Если тебе грустно – иди на кладбище. Если тебе весело – иди на кладбище. Отчего так?

Оттого, что маленькая твоя скорбь растворится в море общей скорби, а глупая твоя радость не захочет выплескиваться через край.

Вслушаемся в слово «кладбище». Оно от корня «класть». Это смерть уложила в землю, словно одолела в борьбе и положила на лопатки и сильного, и слабого, и образованного, и неграмотного, и мужчину, и женщину. Но не просто она «положила». Мы, живые, усопшего похоронили. А это слово «хоронить» означает «прятать». Так в русском языке, так же и в украинском: «ховати». Прячут то, что нужно со временем найти. Мы прячем в землю тело человеческое, а Бог найдет и воскресит его в Последний день. Мы прячем в землю тело по слову: «Земля еси в землю отыдеши», а Бог найдет человека по слову Иезекиля: «Я выведу вас из гробов ваших»

Поймем и запомним, братья и сестры, что место погребения есть в то же время и местом будущего воскресения. Так смотрите на эти священные для нашего сердца места и, приходя на кладбище, читайте с сердечной верой слова Символа: Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

И отправляясь на кладбище, чтобы убрать и украсить могилку, чтобы посидеть молча на месте, где нашло покой тело любимого человека, берите с собой Псалтирь или Евангелие. Если Евангелие, то читайте оттуда о Воскресении Христовом или беседы Христа о вечной жизни и Хлебе небесном (5-я и 6-я главы Евангелия от Иоанна) Эти слова читаются и в чине погребения. А если Псалтирь, то – 17-ю кафизму и псалом 90-й. именно эти псалмы используются Церковью в молитвах за усопших.

Псалом 118 (17-я кафизма) это – великолепное дерево с двадцатью двумя ветвями, на каждой из которых – по восемь плодов. Этот псалом выучить должны были все евреи, чтобы читать его во время длинной дороги в Иерусалимский храм. Двадцать две буквы в еврейской азбуке, и в псалме – двадцать две части. Каждая часть начинается с очередной буквы алфавита. И в каждой части – восемь стихов. Восемь, потому, что семь это символ нынешнего века, а восемь – символ грядущего века и вечного Царства. И воскресный день есть День восьмой, День, вырывающийся в вечность и вводящий туда человечество. Наши воскресные службы поются на восемь гласов и собраны в книге, называемой Октоих (от греческого «восемь»)

Хоть он и очень длинный, этот псалом, но он столь сладок и глубок, что было бы хорошо его со временем и выучить. Голос Самого Христа слышится в пророческих стихах этой длинной молитвы и, возможно, Христос Сам отпел Себя, готовясь к страданию, словами этого псалма. Поскольку написано, что после Тайной Вечери Он и ученики «воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мк.14:26)

Мы начали с того, что ходить в дом плача лучше, чем ходить в дом смеха. Это могло показаться кому-то синонимом мрачности. Но не к мрачности, а к глубине зовет нас Церковь, и от пустоты отвлекает нас, чтобы дать полноту и истинную, а не притворную, радость.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 694 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Марина 5 февраля 2024, 19:52
СпасиБог за статью!
Георгий16 мая 2023, 11:59
«Кая житейская сладость пребывает печали непричастна; кая ли слава стоит на земли непреложна; вся сени немощнейша, вся соний прелестнейша: единем мгновением, и вся сия смерть приемлет. Но во свете, Христе, лица Твоего и с наслаждении Твоея красоты, егоже (юже) избрал еси, упокой, яко человеколюбец». Св. Иоанн Дамаскин.
Николай27 ноября 2019, 14:30
Если судить о предыдущих комментариях,которые были семь лет назад, то создается впечатление, что я прочел эту статью очень поздно. Но по прочтении понимаешь - её актуальность только возросла и я думаю, что будет возрастать и дальше. Призываю всех читателей молиться о протоиерее Андрее Ткачеве, чтобы Бог продлил его дни, и мы могли все больше познавать смысл нашей жизни на земле, через его проповеди и наставления.
Наталья Михайлюкович13 февраля 2018, 20:24
Сегодня проводили в последний путь нашего бывшего работника, 31-летнего новопреставленного Олега.Вечная память.
Дмитрий Попель27 марта 2016, 20:11
Сильная статья!
тамара24 ноября 2015, 19:02
ох....как заставляет эта статья задуматься о жизни на земле теперь и будущей.Батюшка,спаси и сохрани Вас,Господи.какие чудесные рассказы,книги. читаешь.... и перед тобой уже не стоит вопрос,что делать,как поступать??? всё ясно и понятно.
Мария29 сентября 2015, 23:54
И я тоже плачу, порочитав по совету батюшки Псалом 118 , Кафизму 17. Спасибо батюшке Андрею за его статьи и рассказы. Прочитав две его книги, я стала каждое воскресенье и по праздникам посещать наш сельский храм (мне 29 лет). Вот уже три месяца.И чувствую, что просто не могу не пойти туда, так как потом всю следующую неделю на душе будет что-то не то... Спасибо Вам!
Татьяна 4 сентября 2014, 17:06
Псалом 118 , Кафизма 17 - правда очень удивительная молитва , когда на душе скорбь о родном ушедшем тебе человеке , читайте этот псалом , хотя бы один раз в неделю , и вы увидите как у вас в душе появиться спокойствие и умиротворение.
Спаси вас Господи батюшка.
Ирина 8 августа 2014, 13:45
Спаси Вас Господи!!!Господи,научи нас оправданиям Твоим!!!
Ирина 5 августа 2013, 20:25
У меня дочка умерла год назад. Плачу. Прочитала. Как то светло на сердце стало. Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. Спаси вас Господи!.
татьяна 6 июля 2013, 15:36
СПАСИ ВАС ГОСПОДИ !!!
Андрей12 ноября 2012, 04:35
Интересное предположение: "Голос Самого Христа слышится в пророческих стихах этой длинной молитвы и, возможно, Христос Сам отпел Себя, готовясь к страданию, словами этого псалма. Поскольку написано, что после Тайной Вечери Он и ученики «воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мк.14:26)". Спасибо за статью! «Господи, помилуй души, в сии мгновения пред тобою представшие»
Гуков Андрей13 ноября 2011, 14:31
....и в какой-то вечер с ног валюсь, вернее в каждый)), и т.Аня говорит мне, Андрюшь ты что-то постарел, рано ложиться стал и встаешь на заре)), да и полюбил кладбище, на что я согласился и попросил прощения, перед т.Аней и перед всеми покойными моего рода, ну и когда приехал в г.Керчь, у Мамы на могилке тоже попросил прощения,что никогда не навещал их там!
теперь спросишь у меня , какое место я бы выбрал для прогулки, парк или кладбище, я отвечу второе!
(вторая часть)
Гуков Андрей13 ноября 2011, 14:31
Вот из жизни моей история, я раньше говорил, лет 8 назад, что, мол на кладбище ходить не надо и там плохое место, да и не очень понимал , зачем вообще кого-то оплакивать. считал это бабкиными сказками, ну вот будучи в москве на второй год прибывания, я жил с одной православной семьей, и там тетя Аня была, она лет 45, и рано вставала по делам , а уже к 9 вечера с ног валилась, ну вот я ей в один из вечеров и сказал - вы как старушка рано ложитесь)), прошло несколько дней, работы у меня постоянной не было, и приходит священник о.Евгений(младший) Никольский Храм в Салтыковке, знакомый т.Ани, и мне сходу предлогает работу на кладбище(Николо-Архангельском) землекопом,зная чтоя врач, что в двойне удивило..,и я через пару дней дал согласие, и вот я уже в 5 утра на ногах, в пол шестого на работе, в 6 уже копаю могилу...., снег идет, а я землю долблю, тишина , сначала страшно как-то, потом уже замечаю лица на памятниках, идя яна работы и с работы, и они вроде уже не нахмуренные на меня смотрят, а даже улыбаются, и на работе, очень тяжело,но в то же время на душе так спокойно, что не передать...(1 часть )ниже вторая.
Ксана 8 сентября 2011, 17:57
Один священник как-то сказал, призывая свою паству чаще поминать усопших: "Когда вы молитесь об усопших, их Ангелы-Хранители молят Бога о вас"

Валерий 1 сентября 2011, 12:29
Спешите делать добро, ибо жизнь на земле коротка, а впереди вечность. Молясь об усопших, человек творит спасение своей души, потому что ничто так не трезвит человека, как память смертная. Боже, вразуми и помилуй нас грешных! Аминь

Марина 8 августа 2011, 14:02
Слава и поклонение Господу нашему Иисусу Христу.
ludmila23 июня 2011, 14:08
SPASIBO!
Мария22 июня 2011, 00:03
Спаси Вас Господи, Батюшка! Ведь на кладбищах и правда царит удивительное умиротворение коего и близко не найдешь ни в одном из увеселительных заведений.Спасибо за упоминание 22-го псалма, как жаль, что мы так много не знаем и часто ленимся молиться! Ведь у Бога все живы!
Величко Алексей Михайлович19 июня 2011, 13:01
Спасибо, отче, за статью! Замечательная публикация. Невольно думаешь, что это и есть настоящее богословие, живое, прочувственное, доступное, нужное. Всего Вам доброго и новых публикаций. Алексей Величко
галина17 июня 2011, 23:17
я потрясена этой статьей. сижу и плачу. сразу задумалась о жизни, о ее скоротечности. о истине и Боге. спасибо батюшка.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×