Память 5/18 апреля
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
***
Преподобная Феодора Солунская. Мозаика из монастыря св. Феодоры. Фессалоники. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru |
Святая Феодора возрастала в мудрости и страхе Божием и была помолвлена с одним из самых видных людей Эгины. После того как один из ее братьев был убит во время набега арабских пиратов, семья Феодоры бежала в Фессалонику. Как только девушка достигла брачного возраста, была сыграна свадьба. Вскоре на свет появилась девочка, а затем еще два ребенка, которые умерли в младенчестве. Не впадая в отчаяние, Феодора утешала супруга и предложила ему посвятить Богу их шестилетнюю девочку как приношение начатков и отдать ее в монастырь святого Луки.
После смерти мужа Феодора также отреклась от суетного мира и просила принять ее в монастырь святого Стефана, которым управляла ее родственница Анна, пострадавшая за защиту святых икон. Опасаясь, как бы молодая вдова не изменила своего решения и не вернулась в мир после первых же испытаний, Анна отнеслась к ней сначала недоверчиво. Но в конце концов она была вынуждена уступить ее настойчивым мольбам и принять в монастырь, однако решила проверить твердость ее решения всевозможными испытаниями.
Феодора проявила необыкновенное рвение в стремлении ко всем добродетелям. Особенно ее отличало послушание, полное и безоглядное, как игуменье, так и другим сестрам, которым она смиренно служила, выполняя самую тяжелую работу. Внушаемые диаволом мысли о возвращении в мир она прогоняла немедленной исповедью и, размышляя об адских муках, считала себя самым бесполезным человеком в общине. В это время скончалась игуменья обители святого Луки, где находилась Феописта. Тогда ее приняли в монастырь святого Стефана, поселив в келье матери. Диавол воспользовался этим, чтобы пробудить в Феодоре материнские чувства. Анна поняла, что это искушение способно отвратить обеих монахинь от святой цели. Кроме того, зайдя в келью, она застала Феодору за наведением порядка в одеждах дочери. Увидев это, игуменья сурово сказала: «Феодора, что тебе до этой девицы?» – и, напомнив обеим слова Спасителя: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня!» (Мф. 10: 37), запретила им поддерживать какие-либо отношения и даже разговаривать друг с другом. В течение 15 лет мать и дочь строго выполняли это повеление, при этом жили в одной келье, трудились и трапезничали вместе. По истечении этого срока Феодора тяжело заболела. Игуменья, уступая настойчивым мольбам других сестер, сняла запрет, и Феодора смогла поговорить с Феопистой. Однако они с удивлением почувствовали, что не испытывают более никакой особенной привязанности, которая проистекала бы из природной связи между ними, но относятся друг к другу как сестры во Христе, бесстрастно, так же, как к другим сестрам в общине.
Когда Феодоре исполнилось 56 лет, ее дочь Феописта была по воле архиепископа Солунского поставлена игуменьей монастыря вместо Анны, поскольку та была уже слишком стара и ум ее стал слабеть. Феодора, став духовным чадом собственной дочери, проявляла по отношению к ней такое же послушание и безропотно ходила за больной и сварливой Анной[1].
В возрасте 75 лет Феодора была освобождена от всех послушаний. Она, однако, продолжала помогать сестрам, нося тайком, под платьем, воду или сплетая веревки из обрезков льна, выброшенных другими монахинями, ибо со страхом вспоминала слова апостола: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3: 10).
Когда она в 892 году почила в мире в присутствии всей общины, ее старое морщинистое лицо внезапно озарилось сиянием молодости и небесное благоухание наполнило келью. Через некоторое время масло от лампады, которая висела над ее гробницей, стало в изобилии течь через край, творя чудеса для тех, кто с верой им себя умащал. Икона святой также источала благовонное масло, поэтому святая Феодора была прозвана Мироточицей, как святой Димитрий.
После взятия Фессалоники в 1430 году турки разбили драгоценное надгробие и разрубили на куски нетленные святые мощи. Однако христиане смогли вновь собрать их воедино, и они по сей день хранятся в ее монастыре, получившем имя святой Феодоры.
О преподобной Феодоре существует такое предание (хотя, может быть, речь идет о другой святой с тем же именем). Духовная наставница Феодоры почила через некоторое время после нее. Тело этой игуменьи решили положить в гробницу Феодоры. Когда усыпальница святой была открыта, тело духовной дочери, послушной наставнице даже после смерти, отодвинулось само собой в угол, уступая место игуменье.
Составитель – иеромонах Макарий
Симонопетрский,
адаптированный русский перевод – издательство
Сретенского монастыря