Об умной молитве, йоге, богатстве и браке

Из бесед с архимандритом Софианом (Богиу)

Архимандрит Софиан (Богиу; 1912–2002), 100 лет со дня рождения которого исполняется в этом году, был одним из самых почитаемых румынских духовников. Знаменитый иконописец, он писал Божественные образа не только на холсте, но и восстанавливал, возрождал образ Божий в душах людей, покрытых мраком суеты и задетых червем греха. Предлагаем читателям ответы архимандрита Софиана на вопросы молодежной студенческой аудитории, касающиеся молитвы и молитвенного делания.

Брак — это нормальный путь жизни, всеобщее призвание человечества. Семья была учреждена еще при основании человеческого общества, и является родником жизни. Монашество — это евангельский совет, к монашеству приходит тот, кто призван. У монаха одна миссия, а у семьи — другая. Жизнь семьи с ее повседневными проблемами зачастую обращена только вниз или по горизонтали, у нее нет времени на то, чтобы взглянуть еще и наверх. Долг монаха и священника — просвещать ум и устремления людей, говоря им что впереди, по ту сторону этой земной жизни, имеется еще один остаток жизни, причем нескончаемый.

***

— Батюшка, что вы скажете о тех, кто практикует умную молитву, но придерживается иных учений, чуждых Православию? Например, занимается йогой или парапсихологией.

— Думаю, Бог не внимает их молитвам. Эти практики являются процедурами чуждыми нашему народу, нашему менталитету, они возникли не во Христе и не ради Христа. Это какое-то лицемерие на молитве, какое-то прельщение. Всё смешивают, чтобы это казалось нам истиной: йогу, например, с молитвой Иисусовой. Однако между небом и землей — огромная разница!

Есть такие ведьмы и колдуны, которые держат у себя иконы. И, глядя на икону, произносят какие-то слова, какие-то гадания. Это обман верующих, которые ходят за советом к таким людям. Дух Божий не может мириться с подобной ложью, с подобным лицемерием. По делам их познаете их[1]. Если хорошенько и внимательней посмотреть на жизнь таких людей, смешивающих Иисусову молитву с йогой, то мы увидим, что они, как правило, сбились с пути истинного, их жизнь иная. Именно в йоге случаются очень спорные вещи. Там много неприличного бывает. Тот, кто практикует йогу, знает, о чем я говорю.

— Может ли вступление в брак послужить препятствием на пути сердечной молитвы?

— Может послужить препятствием. Но я знаю семейных людей, которые очень эффективно молятся этой молитвой. То есть, даже если ты женат, даже если у тебя есть семья, все-таки можно молиться, хотя и с трудом.

— Прокомментируйте, пожалуйста, библейский стих: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше[2].

— Думаю, тут не нужно сложных комментариев, действительно, то, что больше всего привлекает нас,то и занимает наше внимание.

Под сокровищем в первую очередь имеется в виду копейка или доллар. Есть такие люди, которые заняты только тем, чтобы обогатиться. В настоящее время люди делятся на три категории: бедные, средние и очень богатые. Думаю, сердце очень богатых частенько находится там, где деньги: как их раздобыть, как приумножить, чтобы все больше возрастал доход, росло это сокровище. И во время молитвы, во время чтения Священного Писания, «Добротолюбия» и других священных и благословенных текстов их внимание делится между этим сокровищем, способами его увеличения и тем о чем говорится в книге, которую они читают. Ум, как правило, чаще уносится туда, где материальное сокровище, чем туда, где сокровище духовное (то, что читается для души и для своего спасения). Поэтому и сказано: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. С этим, я думаю, может согласиться каждый по собственному опыту.

Святой Антоний, например, освободился, полностью отрешился от земного имущества: после смерти родителей раздал имущество нищим, а сам — может даже без котомки в руках — ушел в пустыню. Был у него один горожанин, который приносил ему время от времени немного сухарей и воды, а от всего прочего имущества — а ведь семья его родителей была богатой — он избавился. И поэтому ему уже незачем было думать об этом имуществе, этом сокровище, — его попросту больше не было. Сокровище было отдано в руки нищих Царствия Божия ради. Поэтому там, где было сокровище его, — то есть у Бога, ибо он отдал всё, — там было и сердце его. И так поступали все святые, отказавшись от имущества.

— Как понять: какой путь надо для себя выбрать — брак или монашество?

— Брак — это нормальный путь жизни. С самого основания мира люди существовали в паре. Мы знаем первую пару — это наши прародители, Адам и Ева. Им была дана от Бога такая заповедь: плодиться и размножаться[3]. Итак, семья была учреждена ранее всего, еще при основании человеческого общества, и является родником жизни. Благодаря этой форме жизни — браку — человек становится творцом, мужчина и женщина умножают род человеческий. Этот образ жизни есть всеобщее призвание человечества.

Монашество — это евангельский совет[4], и те, у кого есть призвание, те приходят к монашеству. Тот, кто призван, кто побуждается из глубины своего существа, тот приходит к монашеству. Между тем и другим образом жизни имеется большое различие. У монаха одна миссия, а у семьи — другая.

Жизнь семьи с ее заботами, с ее повседневными проблемами зачастую обращена только вниз или по горизонтали, у нее нет времени на то, чтобы взглянуть еще и наверх. Монастырский послушник, который приходит в монастырь, (особенно специально для этой цели — связи с Богом) такой может вмешаться, чтобы привлечь внимание, просветить ум и устремления людей, говоря им, что впереди — по ту сторону этой земной жизни — имеется еще один остаток жизни, причем нескончаемый. Чтобы мы задумывались, таким образом, о том, что будет по ту сторону могилы, о чем мы часто забываем. Мы трудимся и с утра до ночи зарабатываем на кусок хлеба, крышу над головой и развлечения и забываем, что в один из дней умрем и должны будем дать отчет в каждом слове праздном, сказанном нами за свою жизнь; об этом говорит нам Сам Христос Спаситель[5].

Долг монаха, как и священника, — высоко держать этот фонарь и просвещать мрак нашей повседневной жизни. Думаю, это и есть миссия монаха по отношению к семье.

Архимандрит Софиан (Богиу),
Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Сrestinortodox.ro

19 апреля 2012 г.

[1] См.: Мф. 7: 16.
[2] Мф. 6: 21.
[3] См.: Быт. 1: 28.
[4] См.: Мф. 19: 29.
[5] См.: Мф. 12: 36.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Любовь Лукьянова15 февраля 2016, 01:11
Да с людьми, занимающимися йогой действительно возникают проблемы- явное выражение превосходства ,гордости, а отсюда и все другие грехи, на опыте в своей семье убедилась, что оздоровление приходит,но добрые духовные отношения из семьи уходят, молюсь, прошу Господа вразумить, помиловать, спасти души заблудших чад его.Полезная, умная статья. Спаси Господи.
Володимир Довжик28 июля 2015, 17:22
Все дело в том что йога не просто зарядка, не просто гимнастика, не просто набор телодвижений поз, это все имеет ритуальное значение, вот как если Христианин перекрестится, только какие последствия от йоги, и медитации, для чего йогу практикуют для здоровья? Нет не для здоровья а для отрешения от собственноя я, от своей личности чтобы развеять майю (илюзию мира) индусы считают все вокруг илюзией в том числе и себя, и слится с брахманом безличностным божеством индуизма, верх достижения йогина стать растением не реагировать ни на что и это у них святость! Последствия такие человек может вступить в контакт с миром падших духов, индуистких божков Шивы Вишну Шакти и т.д индуисткие йогины добиваются того что видят видения различные, йога не гимнастика это языческая индуисткая практика вступление в общение, поклонение индуистким божкам. И йога даже в качестве гимнастики это поклонение бесам, если человек это не знает что идти допустим до бабки гадалки грех и идет к ней совершает грех пусть и по неведению, то и человек практикующий йогу тоже
Ольга22 января 2013, 20:51
Татьяне: В мире скорбны будете... (Ин. 16; 33)
Игорь26 ноября 2012, 16:51
Йога - духовно опасная практика.
Фрагменты выступления священника Даниила Сысоева в передаче "Слово за слово" (2009). Это последняя передача, в которой выступал отец Даниил перед тем, как его убили: http://k-istine.ru/occultism/yoga/yoga_sisoev.htm
Татьяна 5 октября 2012, 20:14
Если не входить в крайности и заниматься йогой как зарядкой, отличающийся от нее толь правильной последовательностью упражнений, почему йога под запретом? В книге которую читала я, был простой комплекс упражнений. Я делала что-то и мне становилось лучше. Я по роду своей работы за компьютером и позвоночник очень страдает. Проведенные исследования показали что человек с нарушением позвоночника заболевает физически и как следствие появляется депрессивное состояние. Так есть, оспаривать это глупо. Почему мы должны самостоятельно гробить свое здоровье. Меня очень волнует этот вопрос. Я читаю библию, и в ней вижу что Господь пострадал за нас! И пришел служить нам, а не чтоб мы страдали для него, без повода. Когда придет время Бог даст нам испытания в жизни, и их и так очень много, чтоб самостоятельно себя делать несчастным. Это не утверждения, а вопросы. Если кто-то видел в тексте Евангелия место, где написано, что мы пришли в мир страдать, пожалуйста дайте ссылку, ищу ее долгое время.
Татьяна 3 августа 2012, 20:23
Вот я как-то читала,чтобы добраться до монастыря Шао-Линь,стремящихся поджидает много испытаний,вплоть до смертельных.Войдёт в ворота тот,кто не испугался.Вся православная молитва,а Иисусова особенно очищает наши души от страстей.И больно,и горько,и очень тяжко аж мозги плавятся,но если не испугаемся,то и станем настоящими ВЕРНЫМИ.Ведь это Бог с сатаной борется,а поле битвы наши православные сердца.Апостолы призывают:мужайтесь!
Ант 4 мая 2012, 14:20
Всякий раз захожу на сайт, как за глотком воздуха. Спаси Господи!
Ирина 3 мая 2012, 17:13
Уважаемая Людмила! Ваши слова как раз про меня - я, как новоначальная и неопытная в духовной жизни, взяла не свою меру, и чуть не погибла. Слава Богу, милостивый Господь не дал пропасть. Те, кто пережил нечто подобное, те меня поймут. У меня в то время реально "снесло крышу", по-другому и не скажешь. Слава Богу за все!
Людмила 2 мая 2012, 21:31
Я думаю,уважаемый Orthodox не совсем прав.Действительно,человек может выразится не совсем правильно,но это не означает,что его коммент не заслуживает внимания.Возможно,Елена под "сносит крышу" подразумевала состояние прелести(что случается довольно часто),когда люди не имея духовного опыта и опытного наставника берут молитвенное правило "не по силам",или не меняя жизни(если она греховна)и внутреннего состояния ограничиваются одной молитвой.
Дмитрий 23 апреля 2012, 18:04
цитата : "В настоящее время люди делятся на три категории: бедные , средние и богатые " . ??? И всего то ?! А я думаю беднее бедных есть еще и нищие . А между бедными и средними есть еще средне-бедные и , предположу , среде-обеспеченные среди средних . Ну а от средних и до богатых выстроена еще целая лестница вверх (? а вверх ли ?)
А насчет Евгении , то она , попросту, не корректно подобрала выражения и путается в определениях . Слово "крышу сносит " не тактичное и пошлое . Но то , что в момент молитвы (коллективной или личной ) человек может войти в необычное состояниие , так это очевидно . Да , это благодать , но сколько людей на свете , столько и ощущений , переживаний . И психо-эмоциональный статус и сознание у всех разное .
Orthodox22 апреля 2012, 16:36
2Евгении:

///От церковных таинст и от непрерывной Иисусовой молитвы тоже людям крышу сносит - священнику всегда надо быть на чеку.///

не богохульствуйте.
"крышу сносит" т.е. люди прельщаются не из-за молитвы или Таинств, а от гордости.

///А как объяснить болезненную психологическую зависимость прихожан от священника? Зависимость от богосужений, когда человек на богослужении "ловит кайф" подобно наркоману?///

вы вообще Христианка? что за бред вы пишите?


P.S. уважаемые модераторы, куда вы смотрите, когда пропускаете такое? Православие.ру - чуть ли не единственный нормальный православный сайт! прошу, не дайте превратить его в помойку.

если какой-то человек хочет что-то узнать о Православии - пусть задает ВОПРОСЫ. но зачем вы его явно дикие и ложные УТВЕРЖДЕНИЯ о Православии пропускаете, в комментариях?

к сожалению, это у вас уже не впервой. не давайте возможности глумиться над Церковью.
Павел22 апреля 2012, 13:02
Не думаю, что крышу может сносить от богослужения или Иисусовой молитвы. Те кому стало плохо, от духовной практики, просто уже были больны, к тому моменту- когда пришли в Церковь. Ну а психически нездоровых людей, всегда хватало в храмах, просто они очень уязвимы и им необходима внутренняя опора. Для таких людей очень хорошо если они попадут в руки не только к грамотному духовнику, ну и найдут в его лице опытного психолога.
Евгения21 апреля 2012, 18:12
Сочетать гимнастику йогов с Иисусовой молитвой - это, конечно, очень странно. Но неужели только в йоге случаются спорные вещи?

А как объяснить болезненную психологическую зависимость прихожан от священника? Зависимость от богосужений, когда человек на богослужении "ловит кайф" подобно наркоману?

От церковных таинст и от непрерывной Иисусовой молитвы тоже людям крышу сносит - священнику всегда надо быть на чеку.
Алексей20 апреля 2012, 14:06
Статья очень хорошая, но у нас люди по природе своей понимают все по своему и могут подумать, что таким образом можно в свое удовольствие жить не особо стараться , а монахи все замолят.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×