Есть немало книг и пособий, посвященных приготовлению к Божественному причащению. Цель этих книг – дать человеку знания, необходимые для сознательного, благоговейного и непостыдного подхода к Чаше с Пищей Бессмертия. Эти книги не однообразны. В них есть разночтения, связанные в основном с разной строгостью приготовления и разными подходами к частоте причащения. Но, все равно, такая литература есть, и она многочисленна. Но вот чего нет у нас! У нас нет книг, ведущих с читателем разговор о том, как вести себя после причащения, как хранить полученный дар, как пользоваться во благо реальностью богообщения! Налицо очевидный пробел. И нет никакой дерзости быстро этот пробел заполнить. Серьезность задачи требует, во-первых, формулировки вопроса, а во-вторых, соборных усилий по поиску правильного ответа.
Фото: Екатерина Соловьева |
Вот первая мысль, лежащая на поверхности: не уместно ли в день причащения вместо вечерних молитв, покаянных и сокрушенных, прочесть на ночь еще раз молитвы благодарственные после причастия? В них просьбы не просто простить и помиловать, но «войти во уды и во утробу, укрепить составы и кости, попалить терние всех согрешений» и проч. Эти краткие молитвы весьма сильны, насыщены смыслом, радостны, энергичны. Многократное или хотя бы повторное их чтение в день причастия увеличивает в христианской душе чувство благодарности Богу, рождает трезвение (память о Господе), возгревает желание причащаться чаще.
Святитель Иоанн (Максимович) после совершенной литургии часто оставался в алтаре надолго. Он читал Евангелие, «тянул» четки, совершал иные молитвы и затем с усилием шел на ежедневные труды, поскольку не хотел покидать алтарь. Это тоже урок. Очевидно, что мирской человек загружен заботами и что взвинченный темп жизни есть враг сосредоточенности. Но нужно стараться после причастия не сразу окунаться в дела, нужно постараться поискать хоть каплю тишины, отдаваемой чтению и размышлению.
Боюсь утверждать, кто именно из Оптинских старцев (кажется, Варсонофий) советовал читать в день причащения Апокалипсис Иоанна Богослова. Очевидно, имелось в виду, что облагодатствованный ум христианина в это время более способен к восприятию тайн Божиих, нежели в обычные дни. Налицо не столько конкретный совет, сколько контуры общего правила: в день причастия посвящать возможное время и силы изучению слова Божия и другим духовным трудам.
Ставши домом Божиим посредством причащения, христианин становится страшен невидимым врагам добра. От него, как от огня, «бежит всяк злодей и всяка страсть». Существенной задачей для врага поэтому является старание развлечь христианина, втащить его в вихрь всяких забот, окружить его «неведением, забвением, малодушием и окамененным нечувствием». И по мере нашей невнимательности врагу это успешно удается. Стоит ли удивляться разгулу греха и сумятице, царствующей в головах, если мы толком не учимся пользоваться самым победоносным своим оружием – существенным соединением с Богочеловеком и Спасителем?
***
Вопрос, без сомнения, не раскрыт, но лишь затронут. Он требует церковного внимания, и само звучание вопроса может предваряться призывом: «Вонмем!» И умение прощать обиды, и способность сопротивляться действию страстей, и мужество посреди невзгод, и предвкушение вечных благ, и еще многое-многое другое подается обильно причастникам. Вот что говорил Иоанн Кронштадтский после причащения: «Господь во мне лично, Бог и человек, ипостасно, существенно, непреложно, очистительно, освятительно, победотворно, обновительно, обожительно, чудотворно, что я и ощущаю в себе».
Богатство даров, ощущаемое Кронштадтским пастырем, есть то же самое богатство даров, которое подается всем, но, к сожалению, без столь глубокого со стороны причастников ощущения.
В этом смысле святые и будут судить мир. Имея ровно столько, сколько и мы, они сумели жизнь свою превратить в яркое горение лампады, тогда как мы лишь коптим и в грозный час суда рискуем оказаться без масла.
Кроме того, что уже есть у нас, нам, быть может, вовсе ничего более не нужно для чудотворной полноты и повседневного христианского свидетельства. Ничего не нужно сверх, но нужно научиться пользоваться тем, что есть. И в первую очередь нужно научиться правильно вести себя в отношении к пречистым тайнам Тела и Крови Христовых: к благоговейному принятию их и к достойному хранению их в себе.
Еще по данной теме:
В молитвах перед Причастием и в благодарственных есть намеки, на то, как себя вести себя после причастия.
В книге "Добротолюбие, избранное для мирян" есть глава "О СВЯТОМ ПРИЧАЩЕНИИ".
На заметку тем, кто соберется исследовать эту тему:
Святой Амвросий Оптинский: "После приобщения надо просить Господа, чтобы дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть повторять прежние грехи". В молитвах перед Причастием и в благодарственных
Сам являюсь решетом для Божьей благодати.Но хотелось бы, как и многим писавшим, сохранить ее подольше. Предлагаю здесь делится своим опытом и другими сведениями ( труды Отцов и т.д) .
Мне частично помогает в тот день после Причастия запись того, от чего хочу избавится. Как-то яснее видно.Да и когда пишешь, лучше обдумываешь. На второй день я уже, к сожалению,практически прежний. Но в течении недели начинает что-то чуть меняться. Причастие ведь не допинг, а лекарство от греха. А хронические болезни долго лечатся.По крайней мере, без долгого Причастия становится хуже.
Хочу поделиться теми откровениями, которые являлись мне на Причастии: однажды я видела, что Господь вкладывал в сердца причащающихся виноградную ягодку, потом я видела, что каждому как-будто чебучек лозы сажал в сердце, а когда люди целовали чашу- то это они ноги Христа целовали. Спаси и сохрани делать это без благоговения и понимания. После причастия хочется не дышать, а не то что говорить, хочется руками закрыть свое сердце с этим чудным сокровищем и тихо-тихо дойти до дома и багодарить, благодарить Господа за милость и жертву. Печально смотрю, когда саму молитву ко Причащению священник читает скороговоркой, прости их Господи и вразуми.
Спаси Бог, отец Андрей, ваши проповеди мне очень по сердцу и по духу, вот бы встретиться лично и помолиться сердцем к сердцу.Храни Вас, Господи и благослови.
Хочу поделиться теми откровениями, которые являлись мне на Причастии: однажды я видела, что Господь вкладывал в сердца причащающихся виноградную ягодку, потом я видела, что каждому как-будто чебучек лозы сажал в сердце, а когда люди целовали чашу- то это они ноги Христа целовали. Спаси и сохрани делать это без благоговения и понимания. После причастя хочется не дышать, а не то что говорить, хочется руками закрыть свое сердце с этим чудным сокровищем и тихо-тихо дойти до дома и багодарить, благодарить Господа за милость и жертву. Печально смотрю, когда саму молитву ко Причащению священник читает скороговоркой, прости их Господи и вразуми.
Спаси Бог, отец Андрей, ваши проповеди мне очень по сердцу и по духу, вот бы встретиться лично и помолиться сердцем к сердцу.Храни Вас, Господи и благослови.
Уважаемый Игорь С ! В Греции не был ни разу, но поверю Вам на слово, однако прошу помнить что считать себя православным и еженедельно посещая Храм Божий таковым человека еще не делает, а снимать службу на фото и видео это что то (прости Господи) из разряда шоу, а не серьезной работы над своей душой. По поводу радостных лиц служителей и прихожан не знаю, мне как то не до улыбок когда я прошу Господа о помощи, или когда его благодарю за что либо. Спаси и Господи !
После Литургии мне надо проводить детский праздник во дворе храма. Переодеться в Буратино, танцевать, смеяться... Значит мне в этот день не надо причащаться?
тогда получится, что ради праздника я откажусь от причастия, это еще хуже.
Не знаю кому как, мне после причастия часто хочется бегать, как в детстве с горы.
1. Дети. Им реально тяжело, и конечно, надо их приучать,
но я радуюсь, когда на территории рядом с храмами появляются детские площадки :)
2. Греки. Был в Греции пару раз. НАМНОГО более живые и радостные лица прихожан. В Афинах в храмах есть вторые этажи, где люди сидят и даже снимают службу на фото и видео. Храмов много и прихожан очень много. 98% греков считают себя православными и ходят в храмы РЕГУЛЯРНО, а не на Пасху. Был на Афоне. Службы в Ватопеде и Ксенофонте хоть и начинаются раньше, но короче и "радостнее" чем в нашей Почаевской Лавре. Лица монахов - "чащеулыбчатые", что ли. Не знаю, как правильнее, но этож они нас крестили? Хотя, помню - по ним прошлось турецкое иго, но все равно...
3. Протестанты. Уверен, большинство людей ищущие Христа и не приходящие в Православный Храм - жертвы "суровости" нашей религии :(. Очень тяжело оторваться от материального потребительского мира и сразу найти Что-то в строгой службе наших храмов. Особенно, если ты поиск начал не из-за Большой беды в твоей жизни, а к примеру, от желания найти ее смысл...
Извините за сумбур. Сам УЖЕ принимаю и считаю СВОИМИ порядки РПЦ (со своим уставом в монастырь не суйся),
но очень непросто это пропагандировать и защищать...
Спаси Господи!
Ангела Хранителя Вам и Вашим близким!
С праздником Святителя Николы всех!
Отцу Андрею - респект, обязательно подумаю над этим...
Касательно же шума после причастия...
Лично мне шум во время службы (разговоры, шелест пакетов около поминальных столиков!!, и т.д.) мешает и раздражает меня намного больше. Но пытаюсь себя бороть и не замечать братьев и сестер, которые себе это позволяют...
Но каюсь в раздражительности и
Но Радость после Причастия? ... Мне нравится!
И вообще, наверное, многие согласятся, что в РПЦ (я хоть и из Киева, но не раскольник :) ) как-то все очень "мрачно" и "печально".
Я 10 лет как уже воцерковился и уже привык, но:
Статья актульная, спасибо, автору.
Благодарить Бога необходимо постоянно, за все и во всех обстоятельствах, а уж в такой день особенно.
трудно и плохо готовлюсь, иду не готовой, боюсь ужасно, но Господь милостив. После причастия - словами не объяснишь.
СПАСИ ГОСПОДИ!
Помогай нам все Господь, как говорит уважаемый протоиерей Евгений (Попиченко) в Кадендаре на "Союзе".
Эта статья про меня. Я недостойно подхожу к чаше и я теряю Дар очень быстро. Смотрю вокруг, вижу других причастников, детей, стариков, и понимаю: они достойны, а я - нет. Я вижу, что они несовершенны и за это осуждаю, и тут же сразу себя укоряю за осуждение, и вспоминаю, что я-то хуже. И подходить страшно, а тебя еще и вперед пропускают. Знали бы, кого пропускают...
Не хватает мне моих человеческих сил удержать в себе полученное Богатство. Механически прочитанные благодарственные молитвы сменяются круговоротом всяких событий и к вечеру не всегда вспомнишь, ЧТО было с утра.
Буду молить Бога, чтобы Он укрепил меня в этой борьбе с искушениями.
Спаси Господи!
Во многих храмах пришлось побывать - НИГДЕ и НИ ОДИН священник НИКОГДА не сказал об этом моменте богослужения и о том, как следует себя вести прихожанам.
Так что празднословие и проч. начинается не после Причастия, а уже до него...
К сожалению...
Какие же все мы правильные и богословски эрудированные! Обо всём-то мы судим со знанием дела и опираясь на свой "богатейший" жизненный и читательский опыт. Кому сколько раз причащаться - знаем, кому что вычитывать - знаем, в чём некоторые батюшки теоретически не правы - знаем.
Причастие - это что-то настолько сакральное, что и словами-то не сформулировать, что с душой происходит в этот момент. А то некоторые развели тут методологию.
Нет и не может быть единой методички по причастию. Все святые отцы писали, живя в своё время, для своего времени и для тех людей, которые тоже жили в это время.
Бог, Церковь, причастие - не меняются. Но сама жизнь на земле меняется, и мы меняемся.
А то, что шумно всегда после причастия в храмах - это справедливо. А как по-другому? Меня это тоже напрягает. Но как запретить ребёночку, который смиренно и осознанно выстоял два часа по стойке смирно "ради Боженьки", как они сами говорят, после этого немножечко пошевелиться, поёрзать, пообщаться сотоварищи, даже может пробежаться из одного угла в другой? Как запретить бабулечкам радостно поздравить друг друга с причастием и обменяться новостями? Ну и т.д.
Да, шум и чрезмерное оживлённое общение в наших храмах после причастия - это не есть хорошо. А как по-другому?
Вы знаете, у нас, к сожалению, сейчас даже принять благоговейно Тело и Кровь Христовы не могут - разговаривают, а то и ссорятся в очереди к Чаше, дети скачут перед Алтарем, бегают, и тут же родители их причащают, и отпускают бегом вприпрыжку к запивке. Взрослым родителям даже в голову не приходит слово "благоговение". Вот в чем проблема. А если не умеем принять с благоговением (прости Господи, словно стакан вечернего кефира для улучшения пищеварения принимаем Тело и Кровь Христовы!), то о каком уж хранении тут можно говорить. Может, сначала научить прихожан благоговению? А потом только допускать до Чаши? Ведь ведут себя так не новички, а те, кто много лет уже водит своих детей в храм и причащает их чуть ли не на каждой Литургии!
СПАСИ ГОСПОДИ!
Ох, верно..
Христос Воскресе, отец Андрей! Спаси вас Господь.
Ух-ты, а я-то думал мне кажется, что после причастия писание понимается намного глубже. Списывал все на психологию. Например, послания апостолов очень хорошо понимаются в день причастия. Даже стал специально читать самые сложные. Жаль только продолжается это день-два.