«Общее дело» – помочь нашим душам

Воспоминания о миссионерской поездке в Архангельский край

В древности на Руси храмы ставили «всем миром» – всеми жителями деревни или нескольких небольших деревень. А где не было возможности построить храм, в такой деревне ставили часовню. Так каждое поселение в старину было освящено присутствием храма или часовни.

Храм Казанской иконы Божией матери в с. Фёхтальма. Фото: Иван Кудласевич
Храм Казанской иконы Божией матери в с. Фёхтальма. Фото: Иван Кудласевич
Но прошли годы, десятилетия советского и постсоветского периода. Деревни русского севера опустели, и теперь только присутствие храма посреди полуразваленных строений Архангельского края напоминает о том, что здесь когда-то жили люди. И не просто жили, но жили хорошо, сытно, богато и с молитвой. Остатки двух- и трехэтажных деревянных домов, целых деревень с 7-комнатными жилищами говорят о том, что в Онежском районе, где побывала наша экспедиция, жили зажиточные крестьяне. Они добывали соль для Соловецкого монастыря, торговали лесом, ягодой, рыбой, выращивали пшеницу, разводили скот, сами производили все необходимое для бытовых целей и снабжали этим своих детей. В наши дни отпала необходимость самим изготавливать себе одежду или посуду, не добывается соль, в былых объемах не ловится рыба и уже редко можно встретить собирателей ягод. Все, что дает природа усердным труженикам, ныне проще купить в супермаркете. Уезжает из деревень молодежь, а сами поселки зимой пустеют и только летом наполняются за счет приезжающих дачников. Между поселками реже стали ходить автобусы, а по реке Онега уже не ходит катер межпоселкового сообщения.

Колокольня 1700 года в Пияле, которая может обрушиться прямо в р. Онегу во время очередной «большой воды» весной, если не произвести масштабное укрепление фундамента. Фото: Иван Кудласевич
Колокольня 1700 года в Пияле, которая может обрушиться прямо в р. Онегу во время очередной «большой воды» весной, если не произвести масштабное укрепление фундамента. Фото: Иван Кудласевич
Жителю Москвы трудно даже представить, что в ХХI веке в Онежском крае можно встретить деревни, к которым не идет дорога, нет мобильной связи, нет колодцев с водой и нет электричества. Жители деревни Пияла берут воду из реки. В Каменном нет электричества, а в Мондино «из внешнего мира» можно попасть только на моторной лодке. Может возникнуть вопрос: как там до сих пор живут люди? Неужели они одичали? Нет, не одичали, но – да, действительно живут, и живут очень хорошие люди. Многие из тех, кто пьет, уже «допивают свой век» и обретают себе место в могиле. Остаются те, кто любит родную землю и умеет на ней трудиться. Как говорят местные жители, в деревне сейчас не пропадешь: если умеешь делать хоть что-нибудь – будешь жить неплохо. Работу себе найдет и столяр, и каменщик, и электрик, и агроном, и фельдшер. Найти себя здесь сможет и бывший моряк, и бывший сантехник. Лишь бы край он этот любил и хотел трудиться.

По Онеге в Фёхтальму, Фото: Иван Кудласевич
По Онеге в Фёхтальму, Фото: Иван Кудласевич
Вот к этим труженикам земли русской и отправилась наша экспедиция. 25 человек во главе со священником поехали в Онежский район, чтобы потрудиться над очисткой храмов вдоль реки Онега Архангельского края. Среди участников были 9 учащихся Сретенской духовной семинарии и 15 человек из сретенской «молодежки» самых разных профессий (от программиста до бухгалтера). Мы думали, что едем в густой лес очищать храмы от завалов. А оказалось, что мы поехали туда, где можем помочь нашим душам.

Конечно, в первую очередь от нас ожидалось очистить храмы в Поле, Мондино, Пачпельде от мусора, птичьего помета, стереть грязные надписи. Мы это и сделали. Более того, в Мондино залатали протечки в крыше там, где ветром была сорвана с крыши жесть или рубероид; приняли участие в серьезном ремонте часовни в деревне Павловский Бор; поучаствовали в облагораживании храма в деревне Большой Бор; вымыли храм в деревне Пияла; наметили работы в деревне Сырья и в других местах. Наша молодежь трудилась на славу. Но это было не самым главным. Главным оказалось то, что мы встретили там по-настоящему добрых людей.

Жители ожидают встречи с теми, кто возвращается к ним спустя год. Фото: Иван Кудласевич
Жители ожидают встречи с теми, кто возвращается к ним спустя год. Фото: Иван Кудласевич
Когда мы оказались на месте, то вдруг осознали, что, несмотря на запустение деревень, оставшиеся жители хорошо знают, чем живут их соседи. Без всякой мобильной связи любая информация мгновенно передавалась за десятки километров. И на этих десятках опустевших километров оказалось много людей, которым небезразличны опустевшие храмы.

Нередко те жители, которые откликнулись на призыв «Общего дела», оказывались людьми малоцерковными. Это и понятно. У них в храмах по 50 лет не совершалась литургия, а живого священника сейчас они в лучшем случае видят раз в год. В деревне Турчасово, например, нами была отслужена первая литургия с 1965 года. Но среди местных жителей нашлось много таких, которые имеют желание сохранить свой родной храм. На вопрос «А почему вы до сих пор свой храм не прибрали?» большинство отвечали: «Мы боялись, так как не знаем, что в нем происходит и как к нему подойти». Страх перед «святыми местами», как нам показалось, был вызван не только аварийно-опасной ситуацией сооружений, но и тем, что многие из танцевавших в храмах или вырезавших свои имена на стенах часовен по непонятным причинам ушли из жизни скоропостижно. Поэтому в наши дни кто посмелее – ремонтирует храм, как сам то понимает, а кто постеснительней – боится к полуразрушенному храму подойти. Но если за какой-то местный храм взялся хотя бы один активист (как в деревнях Турчасово, Поле, Большой Бор), можно надеяться, что и активист, и тот храм будут спасены.

Когда с местными жителями установился контакт, стало понятно, что они и есть та самая «добрая почва», о которой говорил Христос. Фото: Иван Кудласевич
Когда с местными жителями установился контакт, стало понятно, что они и есть та самая «добрая почва», о которой говорил Христос. Фото: Иван Кудласевич
В местных людях нас поразили два качества: настороженность и отзывчивость. Сначала настороженность, так как до нас какие-то «реставрационные» организации под видом проектных работ десять лет назад разорили храмы. Затем отзывчивость – когда стало понятно, что мы приехали храмы прибрать и украшать, а не наоборот.

Когда с местными жителями установился контакт, стало понятно, что они и есть та самая «добрая почва», о которой говорил Христос. Чистые, красивые душой люди проживают здесь свой век почти не зная греха. В поте лица они трудом добывают свой хлеб там, где нет дискотек, нет трактиров и иных заведений. Они угощали нас тем, что с леса послал им Господь, оставляли в домах своих на ночь, готовили бани. С удовольствием они слушали наши концерты, рассказывали нам то, что перед глазами проходило на этой земле в течение последних десятилетий.

Наш лагерь стал местом притяжения для здешних детей, подростков и взрослых. Фото: Иван Кудласевич
Наш лагерь стал местом притяжения для здешних детей, подростков и взрослых. Фото: Иван Кудласевич
Наш лагерь (в деревне Поле) стал местом притяжения для здешних детей, подростков и взрослых. Молва быстро обошла все окружающие села. И поэтому нам предстояла непростая задача: людям, знавшим советский эталон порядочности, надо было показать своим примером, что значит быть не просто хорошим человеком, но – христианином, учеником и последователем Господа Иисуса Христа. Это стало возможно благодаря общему делу по воссозданию храма. Совместный труд ради благого дела по сохранению памятника старины нас объединил с местными жителями, дал повод для разговора. Появилась общая проблема, которую надо было совместно решать. А в процессе решения мы показали, что венцом труда по очистке храма должна стать общая молитва, ради которой и строился этот Божий удел. Поэтому литургия и стала центром общего дела.

Крещение в Большом Бору, после очистки храма. 7 июля. За неделю пребывания в Онежском районе было трижды совершено Таинство Крещения. Крестилось - 27 человек. Фото: Иван Кудласевич
Крещение в Большом Бору, после очистки храма. 7 июля. За неделю пребывания в Онежском районе было трижды совершено Таинство Крещения. Крестилось - 27 человек. Фото: Иван Кудласевич
Когда разговор зашел о богослужении, местные жители, прежде всего, всматривались в нас: как мы говеем и как мы молимся в храме. Если они видели, что все это серьезно и нам самим нравится молитва, то и для них даже длинная служба не была в тягость. Поэтому, когда в один и тот же день проходило крещение, а затем и литургия, они не чувствовали усталости, им было все это интересно и в радость. За неделю нашего пребывания в Онежском крае мы отслужили два молебна, три раза провели крещение и отслужили три литургии. Крестилось 27 человек, причастилось более 130 человек. Большинство местных жителей, которые пришли на литургию, поучаствовали в таинствах исповеди и Евхаристии впервые в жизни. Некоторые из них видели своими глазами, как в 1960-х и 1970-х годах из храмов вывозились все иконы, в этом участвовали их родственники, а теперь они, дети и внуки советских предков, эти иконы возвращают или своими руками обновляют старинные иконостасы.

Все участники Литургии в Турчасово. 4 июля 2012 г. Фото: Иван Кудласевич
Все участники Литургии в Турчасово. 4 июля 2012 г. Фото: Иван Кудласевич
Когда нам уже пора было уезжать, в какой-то момент мы почувствовали, что значит слово «благодарность». Отзывчивость местных людей вызвала обоюдную благодарность. Мы порадовали их своим молодежным приездом, а они порадовали нас гостеприимным приемом. Мы благодарили их за то, что они существуют, а они нас за то, что мы их посетили. Мы стали ближними друг другу, а через это – и Богу. Нас посетили слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Вхождение в этот апостольский завет, наверное, и стало результатом нашей поездки.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» приглашает на встречу в Москве Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» приглашает на встречу в Москве
Проект «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера» объединяет неравнодушных людей, стремящихся сохранить древние святыни Православия и памятники деревянного зодчества в Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Тверской, Костромской областях, республиках Коми и Карелия.
Чья ничья? Чья ничья?
Валентин Борисов
Чья ничья? Чья ничья?
История с предысторией
Валентин Борисов
Погибающей часовне преподобного Варлаама Хутынского, что в карельской деревне Пегрема, взялись помочь волонтеры «Общего дела». И в августе экспедиция отправилась в Карелию.
Ничья Ничья
Велентин Борисов
Ничья Ничья
Валентин Борисов
Обезлюдело и заросло это чудесное место, возделанное и обустроенное многими поколениями русских людей. Одна лишь часовня продолжала бодро стоять на краю того, что было селом.
Клад ищут — храм рушат Клад ищут — храм рушат
Наталья Прокофьева
Клад ищут — храм рушат Клад ищут — храм рушат
Наталья Прокофьева
Слухи о том, что в старинном храме Богоявления был спрятан клад, и по сей день не дают покоя душам, лишенным святого.
Спасо-Каменный: в поисках спасительного узкого пути Спасо-Каменный: в поисках спасительного узкого пути
Петр Давыдов
Спасо-Каменный: в поисках спасительного узкого пути Спасо-Каменный: в поисках спасительного узкого пути
Петр Давыдов
Верно ли, что сейчас мало тех, кто ищет иночества? Каковы искушения больших обителей и в чем трудности малых? Возможно ли сочетать молитву с заботами о восстановлении монастырских построек? Нужно ли монастырю богатство? И как должны строиться отношения монастыря и мира?
Морская миссионерско-исследовательская экспедиция завершилась в Мезени Морская миссионерско-исследовательская экспедиция завершилась в Мезени Морская миссионерско-исследовательская экспедиция завершилась в Мезени Морская миссионерско-исследовательская экспедиция завершилась в Мезени
Морская миссионерско-исследовательская экспедиция «Кто в море не хаживал, тот Богу не маливался» завершилась в Мезени. Проект стал победителем грантового конкурса «Православная инициатива».
Проект «Общее Дело» приглашает добровольцев в летние экспедиции на Русский Север! Проект «Общее Дело» приглашает добровольцев в летние экспедиции на Русский Север! Проект «Общее Дело» приглашает добровольцев в летние экспедиции на Русский Север! Проект «Общее Дело» приглашает добровольцев в летние экспедиции на Русский Север
Экспедиции по восстановлению деревянных святынь традиционно будут проходить в Архангельской и Вологодской областях, республике Карелии. А также в этом году добровольцы проекта впервые проведут противоаварийные и консервационные работы в храмах и часовнях республики Коми и Кировской области.
Госдума утвердила рекомендации по сохранению церквей Русского Севера Госдума утвердила рекомендации по сохранению церквей Русского Севера Госдума утвердила рекомендации по сохранению церквей Русского Севера Госдума утвердила рекомендации по сохранению церквей Русского Севера
Председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) утвердил рекомендации, принятые на круглом столе «Церковная археология Русского Севера и сохранение памятников деревянного зодчества»
В Лужниках возведут обыденный храм-часовню В Лужниках возведут обыденный храм-часовню В Лужниках возведут обыденный храм-часовню В Лужниках возведут обыденный храм-часовню
В рамках IV Международного фестиваля «Казачья станица – Москва» на территории Олимпийского Комплекса «Лужники» за одни сутки будет воздвигнут обыденный деревянный храм-часовня - уменьшенная копия Церкви Воскресения Христова в деревне Кеврола Архангельской области.
Комментарии
Тимур Чекед 2 августа 2012, 22:56
Господь знает своих детей, расстояние не в километрах измеряется Богом,а любовью. Если мы с Богом, то мы вместе!
Сергій31 июля 2012, 12:04
Бог в поміч!
Вадим К.26 июля 2012, 12:01
Отец Ириней!

Спаси Вас и ваших замечательных молодых людей Господи!
Как с Вами связаться? Мой Е-м - vadimk@bk.ru

С уважением Вадим
Татиана (участник 2-ой поездки на Онегу)25 июля 2012, 21:37
Местные жители передавали низкий поклон о.Иринею и высказывали свое желание вновь встретиться с ним. Они с теплотой вспоминали о его визите.

Наталия25 июля 2012, 20:09
СПАСИ,ГОСПОДИ.
Людмила25 июля 2012, 13:04
Наш прапрапра...дед, Василий Алюев, жил в этих местах -Онжье-о чем свидетельствует запись,наверное о крещении,Василий Алюев,крестьянин,1572 год.
Людмила25 июля 2012, 12:56
Просто,Чудо Господне!
Константин25 июля 2012, 08:59
Спасибо отец Ириней за интересный и живой рассказ о поездке ! Нас всегда поражала красота северного края и люди которые там живут . Нам городским жителям трудно представить как они выживают без благ цивилизации ? Жалко конечно что про них забыли на долгое время и про памятники архитектуры и искусства в их селах , но как говорят Бог поругаем не бывает , и на них обратили внимание и может быть ваш проект заставит обратить внимание чиновников и оказать поддержку !
Олег25 июля 2012, 07:57
Помоги,Господи,труженикам во славу Твою.Трудно ли уметь видеть красоту окружающего мира,и любить ее.Возможно современному человеку интереснее дела его рук,открытия,достижения,технологии.Из за этой стены не видно того что творит Господь,дел Его "рук",красоты природы,простаты в человеческих душах.И такие встречи,общения весьма поучительны.Это как поднять глаза свои к небу.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×