***
Теперь я о «своем» говорить буду, потому что всяк сверчок должен знать свой шесток. Мы, священники, видим свою паству в основном только в храмах. А в храме присутствует не «весь человек». Эмпирический человек, который стоит в очередях, ругает детей за плохие отметки, планирует домашний бюджет, пьет снотворное от бессонницы и прочее, прочее, в храме не виден. Сего-то человека мы не видим и, может быть, не знаем. И вот если мы его не знаем, то есть и нужды его, и быт его, страхи его и надежды его от нас далеки, как прошлогодний снег, то ситуацию эту иначе, как катастрофой, назвать нельзя.
Какой человек приходит в храм? Скорее всего – сокровенный и внутренний. Тот самый скрытый за привычной внешностью человек, который в быту повседневном иногда сам себя стыдится за свои религиозные порывы. В храме ему хорошо, а в миру он свою веру боится на показ выставить. Насмешек боится или кривых взглядов. Поэтому человек раздваивается. Он словно натягивает на себя в повседневности кучу одежек и накладывает грим. В воскресенье же или праздники он приходит в храм и дает тому внутри живущему человеку свободно подышать и расправить плечи. Так дела обстоят у многих, потому что число прихожан, живущих верой постоянно и свидетельствующих о вере, у нас не очень велико. Некоторые люди почему-то даже отворачиваются, увидев знакомое по богослужению в храме лицо на улице или в магазине. Отчего это? Самих себя, вероятно, стыдятся, стыдятся верующими быть не раз в неделю, а всегда. Или не хотят новых знакомств и неуместных разговоров. Или еще что. Но мы, священники, ни от кого отворачиваться нигде не должны.
***
Наша паства везде. Имеется в виду наша отчасти уже потерянная, отчасти еще не вовлеченная в молитвенную жизнь паства. Если пойти, скажем, в торговый центр и сесть за столик в одном из кафе (где-нибудь выше первого этажа для увеличения обзора), то можно смотреть и думать. Вот семейная пара выбирает солнцезащитные очки. Их легко представить в храме просящими уделить им время, чтобы поговорить о будущем венчании. Вот дети на руках у матерей тычут пальчиками в аквариум с экзотическими рыбками. Этих мам с детьми тоже нетрудно представить в храме на крещении. Все эти люди, которых так много вокруг, которые играют в боулинг, едят мороженое, катаются на роликах, едут вверх-вниз на эскалаторах… все они или большинство из них появляются в храмах время от времени в воскресные дни и праздники. Но все же это – неохваченная в полной мере молитвой наша паства. У многих из них на груди – крестики, и в лучшие моменты своей жизни они не чужды умиления, молитвенного восторга, благодарности Богу, жертвенного порыва. Но это именно – в лучшие моменты своей жизни, которые стоят особняком в ряду обычных будней и привычного поведения. А в обычные дни у нас на них нет времени и им до нас нет дела. В обычное время их головы набиты обрывками телевизионных новостей и желанием где-то заработать побольше денег. В обычные дни жизнь их (и наша) идет по своим, падшим, неевхаристическим законам. Так бы она и зачахла вовсе, если бы не оживляющее ежевоскресное действие литургии.
***
О чем я хочу сказать? О том, что паству свою надо знать и любить. А паства эта состоит вовсе не из тех только, кого мы видели в минувшее воскресенье у Чаши. Она состоит также из тех крещеных, но не воцерковленных людей, которых только предстоит привести в храм и научить не выбегать из него до отпуста. Вот они, эти люди, в супермаркетах и на базарах, на пляжах и стадионах, на заправках и в пиццериях. К их речам стоит прислушаться. В их глаза стоит всмотреться. Эта паства многолика, как в смысле своей многочисленности, так и в том смысле, что один и тот же человек бывает сам на себя не похож в разных ситуациях.
А вы примите это препятствие, как милость Божию. Представьте, например, что войдя в такой "клуб" вы, в итоге, окажетесь далеко от Бога. А нам-то как раз в другую сторону надо - к Богу!
Так уж не печальтесь о том, что община как-будто бы вас отвергает. Печальтесь о своих грехах и немощах, и учитесь терпению и смирению через любые мелочи и события нашей жизни (в т.ч.и такие вот "препятствия"). А там, глядишь, и дадут они свои чудесные плоды - и вы изменитесь и вокруг вас однажды тоже все незаметно преобразится!
Всем вам желаю от всего сердца - всегда молиться и не унывать (вспомните пример вдовы из Евангелия), не оставляйте храм и святые Таинства! А Господь в свое время каждому даст все необходимое и даже более!
Помогай вам всем Христос!
"В другой ходить не могу, так как дети маленькие,не оставишь надолго.(с собой если брать, то это не молитва а мучение получается, литургию им не выстоять)."...
-С маленикими детьми приходим в храм обязательно вместе, хорошо бы к "ВЕРУЮ...", но можно и к "Отче наш...", детей обязательно причащаем; на исповедь с детьми идём без очереди.
-Все свои грехи вспоминаем дома, записываем на бумагу - на исповеди отдаём священнику, устно задаём вопросы (не все сразу!), благославляемся на причастие детей и самой.
-Будете регулярно ходить на исповедь и причащать детей и сама причащаться - Вас запомнят. Обязательно. Да, искушения из "горячего цеха" Вам подбрасывают, будьте настойчивее. Божией помощи Вам и терпения.
Дело обстоит ещё хуже чем Вы думаете, я не в Москве живу:)Храм свой светить на всю страну как-то не хочется.(хватит и тех гадостей которых я уже наговорить умудрилась)Одно только скажу - он очень маленький.В воскресенье человек 100 с трудом помещается.Меня это-то и убивает если честно.Потому как почти всех прихожан в лицо знаешь.(а уж как батюшки кого-то не замечать в упор умудряются мне вообще не ведомо)В другой ходить не могу, так как дети маленькие,не оставишь надолго.(с собой если брать, то это не молитва а мучение получается, литургию им не выстоять).
Исповедоваться конечно надо.Обязательно схожу.На исповеди только как-то не до разговоров по душам.Очередь большая, времени мало.Дай Бог грехи вспомнить и не заикаться от страха при этом:)
Мне просто непонятно, почему в обычной жизни ты можешь задать какой-то вопрос людям если что-то непонятно(например коллегам по работе), а в церкви все от тебя шарахаться начинают.Или в лучшем случае советуют книжки читать.(Типа сама бы я до этого не додумалась ни за что)Это испытание такое на глубину веры и серьёзность намерений для неофитов?Вообще простите меня все ради Бога за то что я здесь наговорила.Просто на меня от одиночества и изоляции от людей частенько на уныние пробивает.Потом помолюсь - вроде отпускает.
Ириночка!Вы себе не представляете как Вам повезло!Такой батюшка просто подарок от Господа.Не теряйте его из виду.Рада за Вас.
Елена!
Мне прихожанкой стать вообще не светит.Там у них свой "закрытый клуб".Они чужаков не принимают.Не знаю как туда вообще люди попадают,если честно.Сколько не пробовала, всё без толку.
В Москве такое может быть только на приходе у о. Георгия Кочеткова (если у него есть приход (ах да, их община Новодевичий м-рь "приватизировла"), или у о. Александра Борисова (храм Косьмы и Домиана, за памятником Юрию Долгорукову). Всё. Если Вы умудрились найти что-то третье - поделитесь, это интересно.
"...Причём человека при этом пучит от сознания что он сам-то "не такой".Батюшки тоже такой напасти подвержены.Увы.Причём учитывая что они "на виду" это иной раз просто "глаз режет".
Понятно, это болезнь очень многих неофитов (старые священники считали неофитами тех, кто воцерковлён менее 20-ти лет!).
Ночь под фонарём, в луже двое прохожих увидели пьяного священника, который весь извалялся в грязи, пытается встать - и никак не может. Один прохожий говорит другому: посмотри, какая свинья этот поп! Голос сверху: свинья, НО Моя!.
Ваша задача: исповедоваться, получить отпущение грехов, причаститься. Ну какое Вам дело до того, что батюшка про себя думает? (да и то, это всего лишь Ваши домыслы!). Он за себя ответит, а Вы - за себя. Слава Богу, что у нас вообще есть пастыри, мы и таких-то не достойны! (Как в притче: Господь сказал - искал для вас хуже, да не нашел!).
ПРОСТИТЕ.
Мне прихожанкой стать вообще не светит.Там у них свой "закрытый клуб".Они чужаков не принимают.Не знаю как туда вообще люди попадают,если честно.Сколько не пробовала, всё без толку.
Милая Н.Н.!Говоря "осуждает", я не имела в виду свои грехи.Я их вижу и очень из-за них переживаю.Если бы мне просто некое замечание сделали по поводу моего духовного состояния, только бы порадовалась.Осуждает это в моём понимании когда начинают всех стричь под одну гребёнку.(например рассуждать о "распущенной молодёжи" или "неверующих")Причём человека при этом пучит от сознания что он сам-то "не такой".Батюшки тоже такой напасти подвержены.Увы.Причём учитывая что они "на виду" это иной раз просто "глаз режет".
"...И не осуждает их!Вы правда существуете?Буду усерднее молиться..."
Хотелось бы знать: что значит НЕ ОСУЖДАЕТ?
Прежде всего, надо очетливо понимать, для чего Вы пришли в церковь? Если для того, чтобы себя изменить, тогда радуйтесь, что батюшка обличает Ваши грехи, указывает на ошибки и призывет очистить сердце покаянием. А если только для того, чтобы кто-то Вас пожалел, погладил по головке и утешил - пересмотрите свою цель. Опытные священники, как правило, делают и то, и другое.
Очень часто на исповеди мы ОПРАВДЫВАЕМСЯ (или, как сказал один сельский батюшка:не надо мне рассказывать, какие вы хорошие и какие у вас соседи плохие!).
Очень часто женщины (особенно одинокие), хотят какого-то дополнителього внимания священника - это не правильно!
Это ваша ошибка, а не невнимательность священника.
"...нигде кроме храма, порою не чувствую себя так одиноко после службы- я человек одинокий- дети очень далеко, да слабость, да хочется общения... "
Елизавета, с одной стороны я Вам сочуствую, а с другой - мне, например, непонятно, почему бы Вам, если уж так хочется, не попроситься на трапезу сомой? Проосто подойти и сказать: а мне можно? очень хочется. Я думаю, Вам не откажут. Да и после службы подойти к кому- нибудь самой и познакомиться. Только думается мне, что не надо храм путать с клубом по интересам - это Дом Божий, куда мы пришли помолиться, а не спрятаться от одиночества. Очень хорошо, когда община крепкая, сложившаяся, все друг друга знают и помогают; многим прихожанам, которые оказались "за бортом" - не надо думать, что Вас непременно "отфутболят"; не бойтесь стучаться, проявляйте настойчивость (кстати, иногда старые батюшки проверяют, насколько человеку что-либо нужно, не принимая его с первого раза) - откроют вам! Даже если отказали ни один раз - стучите и просите.
"Есть у Меня и другие овцы, не Моего двора. И их тоже надлежит привести Мне". Это сказала не я, а сами знаете Кто.
"Что это? Лицемерие сверх всякой меры? Или что? Меня это как-то очень неприятно уязвило. А что, со всеми людьми нельзя с таким выражением лица разговаривать, встретить человека с любовью, помочь если он впервые зашел... Думаю,что именно поэтому уходят часто люди и к свидетелям иеговы и в баптистам...Там то их встретят приветливо и лаской. И потеряет человек ГЛАВНОЕ в жизни- СПАСЕНИЕ! А это очень страшно".
Дорогие братья и сестры!
Не надо забывать вот что; при храмах довольно часто "работают", люди, которых врачи называют "пограничниками"- слава Богу, что Господь их в храм привёл, а не в психушку они загремели. Как кто-то из священников сказал; в каждом приходе есть своя "православная ведьма" - всем во спасение (они ведь не только прихожан и захожан смиряют, и клир тоже!). А уж неофитам и захожанам столько "из горячего цеха" искушений подбрасывают - только поворачивайся! Надо об этом помнить и добиваться своего, а не радовать аспидов и василисок! Божиией помощи, терпения и крепости духа всем нам.
амвона и подошла эта старушка взять благословение у батюшки на раздачу запивки. и лицо ее расплылось ну прямо в "ангельской улыбке". И взгляд и выражение лица было просто неузнаваемое.
Честно говоря, я обомлела.Что это? Лицемерие сверх всякой меры? Или что? Меня это как-то очень неприятно уязвило. А что, со всеми людьми нельзя с таким выражением лица разговаривать, встретить человека с любовью, помочь если он впервые зашел... Думаю,что именно поэтому уходят часто люди и к свидетелям иеговы и в баптистам...Там то их встретят приветливо и лаской. И потеряет человек ГЛАВНОЕ в жизни- СПАСЕНИЕ! А это очень страшно.
"Всё время чувствую "дистанцию".Это нормально или нет?"
Нормально, только так и должно быть! Особенно на исповеди. Даже если сященник Вам в сыновья годится.
Другой вопрос, насколько Вы ему доверяете, а этот вопрос - ключевой. И надо помнить, что священник не должен решать за Вас ваши бытовые вопросы, а благословить то решение, которое приняли Вы. На массу вопросов (не на все), которые мы хотим непременно задать священнику, мы сами можем найти ответы, надо только потрудится; а очень многие из нас (особенно неофиты) предпочитают "тянуть внимание" священника на себя. По опыту знаю: когда ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОЧЕНЬ НУЖНО - к священнику обязательно попадёшь! А не попал - значит, не очень-то и нужно было. Это как правило.
Когда-то и меня это угнетало. Когда впервые удалось уловить момент, оказалось, что нужно еще и иметь вопросы, либо предложения, поскольку я знал, что хочу поговорить о том, о сем, а как дошло до дела, то все это оказалось праздные мысли. Лучше написать на листик вопросы, которые хотите поднять. Так вы отсеете лишние и не забудете ничего во время разговора. А трудность доступности решается крайне просто: во время исповеди просите батюшка уделить вам минут 10-15 когда ему удобно. Не забывайте, что священник занят всегда. мне священник четыре раза отказал из-за отсутствия времени, на пятый - нашел время, хоть это ему и трудно было сделать.
Может кому поможет.
Всего хорошего.
У меня, например, было так: сначала что-то в голову стукнуло, пошла в храм и ничего не поняла, но всё равно выстаивала все службы - ноги работали; потом стало что-то доходить до головы; а потом из ног и головы ЧТО-ТО пришло в сердце (но я просила Бога, чтобы Он дал мне ВЕРУ, очень хотелось!)и, конечно, много читала; а потом стала "выпрашивать" духовного отца (целый год ходила на исповедь к разным священникам, прежде чем поняла:вот тот, который мне нужен). Но священник не должен быть "тягачом или толкачом", а наша "душа обязана трудиться"! Веру нужно вымаливать - и тогда никакие "злобные старушки" не страшны!
Спасибо за статью!
Полностью согласна с мнением, что "Сегодня нужно больше свидетельствовать о Христе, больше рассказывать о Евангелии, о Православии, христианизировать народ." Но, подчеркиваю, что именно о православии нужно свидетельствовать, потому что навязчивая активность баптистских сект увлекает наибольшую массу думающих людей. Я и сама, когда настала потребность разобраться в правильном понимании Бога, получила информацию от евангелистов и их литературы.Но будучи юристом по образованию, привыкла проверять всю информацию по первоисточнику, а поэтому стала читать Библию, а затем стала сравнивать православную литературу и их комментарии с информацией сектантов.... Вообщем, уверена, что не все станут проверять предложенное им сектантами понимание христианской веры.
пять лет
Все,как он говорит , со мной и происходит
Неужели во всем я виноват?Ну не хватает смелости,а скорее всего наглости распихать "страждущих и жаждущих" или просто
заступить дорогу священнику,чтобы и обойти меня не смог
р.б. Максим Отцу Андрею:
Отец Андрей - каждая Ваша статья актуальна и востребованна- польза для спасения души и трезвления ума.И наглядное применение Таланта. Для расширения аудитории пора выходить на печатные издания - не все бабушки знакомы с интернетом - особенно в деревнях.
Мы все должн измениться, но давать тако импульс, конечно,должен священник. А если ему это не надо? Не интеесно? Если его не поймать для того чтобы задать вопрос? А если и поймаешь одного из четырех, то он скорее уйти спешит.
Отец Андрей, сейчас действительно время миссионерства, миссионерства внутри страны. Оно очень нужно. Но мне кажется, что еще начинать его надо с пастырей, чтобы пробудить у них любовь к овцам. Без их помщи нам многорешным не спастись!
И от себя:
Приходы начинают превращаться в секты. Озлобленные старушки одной рукой крестятся, а другой отталкивают ДЕТЕЙ от Чаши.
К священнику не подойти (либо сам отмахнется, либо старушки оттолкают). И те же старушки сверлят (во время Литургии!!!) злобными взглядами молодежь, "непонятно как затесавшуюся" в "благородное собрание", очевидно вспоминая свою комсомольскую безбожную молодость.
Прав отец Андрей, но говорит слишком уж мягко.
За паству надо бороться, как Святые Апостолы, которые шли к неведомым язычникам, неся Слово Христово.
А жизнь воспоминаниями о былом величии и опорой на людей, которым будущее страны (да и Православия, по большому счету) "по барабану" и которым важнее свою "праведность", воцерквленность и знакомство со священником напоказ выставлять, - это тупик.
Заметьте, что такое уже было (2 тысячи лет назад, когда Христос клеймил фарисеев).
Прости, Господи! Наболело.
А недавно умерла наша знакомая, и выяснилось, что она была "свидетельницей Иеговы". А выяснилось очень просто: они довольно большой компанией пришли на похороны. Вот такая, значит, у них друг о друге забота и поддержка. А мы после службы разбежались, разбрелись кто куда -- и всё, как будто друг друга не знаем. А ведь и правда, как пишет отец Андрей, живёт в одном районе со мной прихожанка нашего храма, так вот, когда я первый раз её встретила, хотела поздороваться, но она так посмотрела мимо и сквозь меня, вроде как впервые видит, и прошла мимо. С тех пор и я при встрече с ней не пытаюсь здороваться.
Так какие же мы братья и сёстры во Христе? Это ненормально, и надо с этим что-то делать.
Если возможно, отец Андрей, подскажите, как собрать себя воедино. Хочется стать одним цельным человеком. Вчера, буквально, размышлял над этим вопросом.
Когда приходим вечером уставшие, измотаны более душой, тогда эти личины истончаются и наружу выползает всё то, что у нас лежит на сердце. Допустим, я про себя не могу сказать, что всегда собран воедино и цел. Трудно в мире хранить чистоту помыслов и мир, но можно, было бы желание - Господь поможет.
Наверное, недалече от Царства Небесного тот человек, который по благодати, постоянно, хранит в себе мирное устроение души. В этом человеке нет раздвоения на домашнего, социального и церковного, нет лжи и молитва его приятна Богу.
Такое благодатное устроение бывает и с нами грешными, но очень редко, по дивному промыслу Бога.
От того мы после литургии и разбегаемся кто куда: быт, дела, да суета. Вроде и слушаем все: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы... а где это единомыслие после литургии девается? Когда нас призывали помолится всем миром о ком-либо? Скорбей нет? Проблем и ситуаций не было? Представляете молитву всем мiром, всех православных Церквей, совершаемой во одно и тоже время? Неужели Господь не услышит? А если и ещё с постом?! Где дерзновение и Вера?...
Спаси Господи