С вершины самой высокой точки острова Мэн – горы Снэфелль (в переводе с норвежского – «Снежная гора») – открывается уникальный вид на все четыре страны Британских островов: Ирландию, Англию, Шотландию и Уэльс. А если посмотреть на карту, то, к удивлению своему, обнаруживаешь, что остров Мэн оказывается в самом центре воображаемого креста, проведенного через Британию и Ирландию. Так что влияний как с севера и запада, так и с юга и востока острову было не избежать. Эти влияния заметны в его истории уже с I тысячелетия – с эпохи святых.
Остров Мэн |
Эти «keeills», каждая из которых датируется более ранним периодом, чем приходские церкви, представляют собой крошечные часовни ранних святых. Все они относятся ко времени до 1100 года, некоторые еще более ранние, но большая часть были построены между 900 и 1100 годами. Большинство этих часовенок поставлены в память ирландских, шотландских и местных монахов, обративших ко Христу норвежских поселенцев острова Мэн, хотя, возможно, многие из них строились в местах, освященных присутствием живших там кельтских подвижников более раннего времени. К тому же в период после Великой схизмы, начиная с XII столетия, и приходские церкви, как нам думается, строились на месте ранних часовен-«keeills».
Кто же первым принес православное христианство на остров Мэн?
Святой Патрик, апостол Ирландии |
Какую бы правду ни прикрывали все эти легенды и вне зависимости от того, кто принес православное христианство на остров Мэн – сам святой Патрик или, что более вероятно, один из его учеников, несомненно одно: это монахам из основанных им обителей принадлежит слава распространителей христианства по всему Ирландскому морю.
Эти ранние миссионеры, самый первый из которых ступил на остров Мэн около 500 года, кроме своей веры, привезли с собой и знание сельского хозяйства и других ремесел. Это помогло им завоевать доверие здешних жителей. Миссионеры строили крошечные простые часовни-«keeills», которые и становились центрами их проповеди и окормления местных общин.
Самые ранние часовни делались из дерна и веток, и потому от них не осталось и следа. Сохранившиеся развалины относятся к более позднему времени. Большинством часовен пользовались начиная с VIII и до начала XII века, когда норманны заняли остров Мэн и изменили всю его жизнь. Часовни в основном строились из необработанных или грубо обработанных камней, плит и булыжников, скрепленных смесью песка и дерна. В некоторых более поздних часовнях в качестве скрепляющего материала использовался известковый раствор и цемент, но большая часть их все же представляла собой весьма примитивные постройки.
Самые первые сооружения были окружены кладбищами с надгробными камнями – этими наиболее ранними найденными на острове христианскими надгробиями (украшенными вырезанными на них крестами). Часовни обычно ставились на естественной или искусственной возвышенности, во многих случаях бывшей местом более ранних захоронений или памятников, и часто поблизости находился источник или родник (chibbyr).
Датчане, в течение X века заселявшие остров Мэн, принесли сюда свои языческие верования и законы, но в следующем столетии эти захватчики приняли христианство. Их мифология и религиозная символика переплелись с христианским учением и иконографией, и вскоре часовни снова стали использоваться по своему исконному назначению.
Гора Снэфелль, остров Мэн. Фото: Йон Уорнхэм |
Известно, что хотя планировка часовен-«keeills» была, как правило, одинаковой, по размеру они отличались. Например, часовня Баллакринк в районе Мароун размером всего 10 х 6 футов. Но встречаются часовни и размером 23 х 13 футов (как, например, часовня Виана в Лонане), и даже размером 57 х 18 футов (часовня святого Патрика на острове святого Патрика) и 75 х 24 фута (часовня святого Триниана, то есть святого Ниниана, в Мароуне). Толщина стен варьируется от 2 футов 4 дюймов до 4 футов 8 дюймов, а с внешней стороны стены защищены насыпью из земли и камней высотой 2–5 футов и глубиной 4–10 футов.
Часовни прямоугольные в плане, разделения на неф и алтарь не имели. Дверь, узкая и еще более суживающаяся в верхней части, обычно располагалась в западной стене. Окно, как правило, одно, помещалось на высоте 2–3 футов над полом. Престол всегда был против восточной стены и достигал около 2 футов в высоту.
Святой Маугхольд и юг
Святой Маугхольд |
Этот приход дал нам больше находок раннехристианского и норвежского периодов, чем любой другой приход острова Мэн, засвидетельствовав тем самым существование здесь в I тысячелетии крепкой православной традиции. Было найдено 25 донорвежских христианских надгробий, многие из которых являются старейшими из обнаруженных на острове раннехристианскими крестами с надписями. На основании одного креста имеются слабо различимые латинские буквы с характерным для Средиземноморья орнаментом и сделанной позже монограммой «Ch-Rho». Использованы некоторые греческие буквы, что говорит о знании резчиками того времени (конец VII века) греческого алфавита. Это свидетельствует и о влияниях из западной Британии и Галлии.
Церковь святого Маугхольда, остров Мэн |
Другие святые и север
В северной и западной частях острова мы видим ирландское влияние. Хотя коренными жителями этого острова были бритты, говорившие на бриттском языке (древнем валлийском), но воздействие ирландских поселенцев было столь значительным, что местное бриттское население подчинилось этому гаэльскому влиянию, вместо того чтобы свести его на нет. Так что местное население стало говорить на разновидности ирландского гаэльского языка – мэнском гаэльском. Предполагают, что ирландцы пришли сюда прямо из южной Ирландии либо с побережья Уэльса, где ирландцы селились еще прежде.
Развалины часовни св. Патрика, остров Мэн |
Из других святых упомянем малоизвестного святого Германа (ок. 410 – 475), который, возможно, был епископом-миссионером из Уэльса[2], а также еще менее известных – святых Карбери, Малеу, Мароуна, Сантана (Санктана), Браддана (Брендана), Конхана († ок. 540) и Лонана (по некоторым сведениям, последний был племянником святого Патрика, по другим сведениям – он жил в VII веке)[3]. К сожалению, сегодня все эти святые – епископы и отшельники – мало кому известны. Но все они – ирландские и валлийские монахи и подвижники – несомненно, были основателями Церкви на острове Мэн.
Некоторые часовни-«keeills» на севере острова освящены во имя святого Колумбы и святого Адамнана, что говорит о влиянии монастыря с острова Айона. С другой стороны, о влиянии Нортумбрии в VIII веке может свидетельствовать посвящение двух часовен святому Кутберту, как и найденные поперечина креста и Распятие. Из более известных подвижников назовем также кельтскую троицу святых – это святые Патрик, Бригита и Колумба.
***
Возможно, однажды на самой высокой точке острова Мэн – горе Снэфелль – будет построена небольшая православная часовня, смотрящая на все четыре страны Британских островов: Ирландию, Англию, Шотландию и Уэльс. Если это когда-нибудь произойдет, то ей следует быть освященной в честь всех святых острова Мэн[4]. Теперь же, когда на острове Мэн с его 70 000 жителями появился первый православный приход, давайте скажем:
все святые острова Мэн, молите Бога о нас!