Когда я думаю о великом писателе, рабе Божием Василии, с которым я был дружен сорок лет, то не скорбь и горечь потери приходит мне на ум, а, напротив – благодарность, радость о том, какая Божия милость была явлена нам.
И после его кончины Господь сподобил меня радости: вчера уже почти ночью мы, его самые близкие друзья – Валентин Распутин, Анатолий Заболоцкий и архимандрит Тихон (Шевкунов), совершали панихиду в Сретенском монастыре. И курящийся кадильный дым, и строгие слова отца Тихона постепенно снимали с души тяжесть потери. Какое же счастье, что мы православные! Та полночная лития останется одним из главных событий моей жизни.
Мы молились об упокоении души великого писателя XX века, перешедшего в век XXI. Писателя, который завершал ровный круг русской классической литературы и прорывался в новую, неизведанную область русского слова.
Русский язык подарен Господом нашей Родине. И его богатство открывается только тому, кто любит Россию. А уж кто так любил Россию, как Василий Белов? Ведь это он говорил о главном человеке на земле – о крестьянине. Он защищал его, в том числе, добиваясь, чтобы его услышали на всех этажах власти и общества.
Как писатель он настолько велик, что, когда читаешь – не видишь ни строчки, а видишь ясно только то, о чем он пишет. Так было от первых работ: «Деревня Бердяйка», «За тремя волоками», потом великие произведения «Кануны» и «Привычное дело», удивительные, незабываемые «Бухтины вологодские», обреченные на долгую жизнь в литературе… Конечно, нам очень дорого его исследование уклада народной жизни, лада северной эстетики. Эти качества способны действовать благотворно на сегодняшнего современного читателя.
Бессмертие писателя – в том, что его читают. А Белова будут читать, пока жив сам русский язык. А уж когда исчезнет с нашей земли русский язык – тогда уже наступит конец времени, Страшный суд.
Великая вологодская земля отдала миру своего сына. Огромное счастье, что он и был, и остается с нами – в своих книгах и в нашей памяти о нем.
Великий русский писатель, светлый человек. И грусть светлая...
Грустно... даже очень грустно становится, когда нас покидают такие люди. ему Царствие Небесное! И память его читателей.
Упокой, Господи, душу новопреставленного Василия и даруй ему Царствие Небесное.