Многие святые отцы говорят, что нет никого и ничего ближе нам, чем Господь. Кто-то из них даже употребляет такое сравнение: «Знаешь, как близок воздух к нашему телу? А Господь к нам еще ближе!» И порой мы действительно это ощущаем, в какие-то особые моменты: иногда совершенно неожиданно, нечаянно, иногда же, наоборот, ощущение это приходит, когда мы сознательно призываем Его имя в своей скорби.
Но чаще всего мы чувствуем, что есть что-то, что нас от Бога отделяет, какое-то расстояние, какая-то преграда. И расстояние это постоянно меняется: то сокращается, то возрастает. И преграда то опускается к земле, становится, что называется, вровень с порогом, то вырастает до небес.
Что это за расстояние, что это за преграда? У кого узнать, у кого спросить? Можно у Господа спросить, а можно и у себя… Ведь мы о расстоянии и преграде этих многое знаем – не все, но многое, правда. Ведь и то, и другое – мы сами.
Кто-то считает, что его от Бога отделяет и удаляет мир. Но это ложь. Не мир, а наше отношение к миру, наша страстная к нему привязанность, увлеченность им, любовь к нему. Та самая любовь, ради которой мы так часто отвергаем любовь Божию.
Кто-то скажет, что отделяет и удаляет нас от Бога диавол. И это ложь. Нет у него власти над нами, не может он ни заставить нас делать что-то, Богу противное, ни удержать от того, что делать должно. А если вдруг оказывается, что властью этой он обладает, то лишь в том случае это может быть, если из наших рук он ее получил, если сами мы ему ее предали. И себя самих предали – в полном смысле этого слова.
Расстояние между нами и Господом – наши желания, Его воле противные, наша гордость, Его смирению чуждая, наша ненависть, Его любовь оскорбляющая, наша развращенность, с Его чистотой несовместимая. А преграда – грехи наши, нераскаянные, не отвергнутые, но в сердце взлелеянные и тем же сердцем возлюбленные.
Милостив Господь и потому, когда особенно нуждаемся мы в Нем, в Его близости и от близости происходящем утешении, Сам преодолевает расстояния и преграды, и чувствует Его наша душа, согревается Его теплом, просвещается Его светом. А потом… Потом мы вновь показываем – жизнью своей, словами, мыслями, чувствами, желаниями своими, – что не хотим мы быть с Ним, что «наше» дороже нам, чем Он. Нет, если бы нас об этом спросили, мы бы никогда так не сказали… Но так мы поступаем и так живем.
И потому есть расстояние, есть преграда и есть холод, есть одиночество, есть боль, которая изнутри уязвляет и мучает нас. Есть бессилие и от него рождающееся уныние. Есть неизвестность будущего и страх перед ним…
Все в нашем сердце и в нашей власти. Не удалиться от Господа, когда Он в очередной раз приблизился к нам. Не предпочесть Ему того, что через мгновение обернется – той самой болью, тем самым страхом, холодом и одиночеством. Искать и находить в себе то, что противно Ему, что удлиняет расстояние и растит преграду, и учиться это в себе ненавидеть. А, ненавидя, искоренять.
Все в нашем сердце и в нашей власти. Что мы выбираем?
•
«Постигнуть со всеми святыми,
что широта и долгота, глубина и высота,
и уразуметь превосходящую разумение
любовь Христову».
(Пространство, время и Любовь).
Может, не стоит печатать?!
23.01.13 Сантехник.
"Сеется тело душевное, восстает тело духовное"(1Кор.,15,44). Когда в силу страстности, тленности и смертности, в силу поврежденности человека грехом, отнимется у нас нынешнее бренное тело, отнимется и воля (свободное произволение)! Где окажется наше "духовное"?!
Поскольку "мы уже рождаемся убитые грехом: "в беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя "(Пс.50), говорить можно только о попущеном Богом НАШЕМ удалении от Него".
НАШЕ приближение к Богу есть восхождение по духовной "лествице": от рабской любви до любви сыновней. Человек призван быть совершенным, быть Храмом Божиим, сосудом нетварной благодати Его. Без этого исчезает смысл самого существования человека! Для общения с Богом человеку необходимо обратиться (направиться) и приблизиться (приобрести подобие) к Нему. Ныне это возможно лишь путем наполнения сосуда сердца своего слезами покаяния пред Ним, упованием на милосердие Его, верою (пониманием необходимости) в спасение свое.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Благословен Бог дающий мудрость трезвящую игумену Нектарию, просвещающий Ею нас. Очень понравилась фотография горящей свечи- в ней дух, и образ Безвременности, и временности человеческой жизни. Без Бога мы глазами смотрим и не видем, ушами слушаем и не слышем из-за окаменелости сердца к благому Божественному поучению, и совести.
Спаси Господи за эти слова, возвращающие от уныния к Богу.
Спаси Господи!