Уроки эстонского благочестия

Записки паломника

– Пожалуйста, пожалуйста, проходите. Добрый день, то есть, простите, вечер. Холодновато сегодня. Но ничего, у нас согреетесь: печка топится. Служба скоро начнется. Священник обязательно поговорит с вами, когда освободится, – приветствовала меня улыбающаяся женщина, стоявшая за пресловутым «свечным ящиком».

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Раквере
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Раквере
От улыбки станет всем светлей – и слону, и маленькой улитке, и чужаку, зашедшему в церковь. Если слоны и улитки в храм не ходят, то это совсем не значит, что чужаки без улыбки обойдутся – у них, может, тоже душа имеется, которой без света тоскливо. Дожили: простые человеческие вежливость, предупредительность и улыбка заставляют расчувствоваться. Может, дело еще и в том, что не в России-матушке нахожусь, а в Эстонии? Да нет, совсем недавно в таллиннской церковной лавке попросил книжку посмотреть – так платочкообразная дама зыркнула, что любая шахидка-смертница позавидовала бы ее ревности «по Бозе». Значит, не в географии дело, а в приходе. Значит, приход приходу рознь, и это радует…

Приход храма Рождества Пресвятой Богородицы в эстонском городке Раквере небольшой. Как рассказал настоятель храма отец Александр Лебедев, здание церкви было построено в 1839 году. Тогда общину составляли семьи купцов, городских чиновников, преподавателей учебных заведений города, воины пограничной стражи. С середины XIX века приход стал пополняться новыми членами – эстонскими крестьянами, принявшими православную веру. Сейчас, по словам отца Александра, эстонцев в приходе мало, в подавляющем большинстве своем прихожане – русские.

В ожидании Владыки... (в центре - настоятель Раквереского храма священник Александр Лебедев)
В ожидании Владыки... (в центре - настоятель Раквереского храма священник Александр Лебедев)
– В Раквере живет около 15 тысяч человек, из них около тысячи – русские, – говорит священник. – Наверное, как и везде, из этого числа постоянно ходят в храм, не мыслят своей жизни без Церкви несколько десятков человек, составляющих «костяк» общины. Подавляющее же большинство русскоязычных жителей города воспринимают поход человека в храм, увы, как нечто экстраординарное: если пошел/пошла в церковь, значит, что-то случилось, и как правило, что-то нехорошее. Подчас христианство, Православие воспринимается как свод неких гастрономических советов и правил поведения на кладбище. Не так давно в нашей церкви крестилась девочка, школьница. Когда я попытался сказать сопровождавшей ее бабушке, что быть христианином – это значит не только носить нательный крестик, но и знать заповеди и стремиться жить в согласии с ними, та мне без всяких обиняков ответствовала: «Всё, хватит. Она теперь крещена – ваши проповеди ни к чему. Счастливо оставаться». Ну, я-то останусь. А вот девчушка, если, не дай Бог, будет воспитываться по железной «программе поведения» своей бабушки, появится в храме еще раза три-четыре: на венчании, на крестинах ребенка и на собственном отпевании. Если так, то это страшно: мы сами лишаем себя знакомства с Православием, жизни с Христом в угоду каким-то абсолютно нелепым, языческим полуправилам-полуритуалам. Так и получаем духовную полужизнь.

Отец Александр сказал это с горечью. Но, по его словам, есть у православных жителей Раквере и причины для радости. Например, при храме действует воскресная школа.

Интерьер храма и рака с мощами священномученика Сергия
Интерьер храма и рака с мощами священномученика Сергия
– Причем действует очень даже хорошо: здесь проходят встречи, беседы, изучение Библии, просмотры хороших фильмов, праздники. Такие встречи очень для нас важны: они дают человеку возможность почувствовать свою причастность к Церкви Христовой, увидеть, что он, находясь в маленькой Эстонии, не оторван от Церкви. Вам в России это, может быть, и сложно понять, но здесь такое чувство просто необходимо человеку, – продолжает батюшка. – Видите ли, перед нами сейчас стоит, быть может, та же задача, что и перед нашими предками: показать не только русским, но и эстонцам, что Православие – не моноэтническая резервация, а вселенская вера. К сожалению, для большинства эстонцев Православие сегодня – это только и исключительно «русская вера», и, видя далеко не безоблачные межнациональные отношения в республике, нельзя сказать, что эстонцы относятся к Православию с большой симпатией. По словам одного немецкого ученого, «эстонцы еще просто не пережили кризиса Крещения» – для них религия вообще не является такой важной и значимой, как, например, для русских. Впрочем, как мы видим, и для самих русских, по крайней мере – многих из них, отягченных постсоветским наследием, христианство тоже не очень-то родное. Но мы молимся и надеемся на то, что, даст Бог, будут в нашем храме, как и в храмах всей Эстонии, молиться вместе, как и в былые годы, и русские, и эстонцы. Нет же во Христе ни эллина, ни иудея – значит, и мы можем быть спокойны на свой счет. Только бы нам, русским и эстонцам, быть во Христе – вот задача главная!

Иерей Сергий Флоринский
Иерей Сергий Флоринский
В храме пребывают мощи священномученика Сергия (Флоринского). Отец Сергий пострадал за Христа в 1918 году, 26 декабря. Краткая история его подвига такова. Полковой священник Пятигорского полка, участвовавшего в сражениях Первой мировой, протоиерей Сергий вместе со своим полком был на передовой. Отмечен наградами: орденом святой Анны 3-й степени, святого Владимира 4-й степени и золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Протопресвитер армии и флота Георгий Шавельский в своих воспоминаниях говорит, что для получения такого креста требовался особый подвиг. Отец Сергий снискал любовь и уважение всех его знавших. Так, командир полка полковник Д.Л. Ардазиани в письме протопресвитеру Георгию писал: «…сообщаю Вам, что отец Сергий примерный пастырь во всех отношениях, незаменимое духовное лицо на поле брани и прекрасный человек».

После Февральской революции 1917 года положение духовенства в воинских частях стало очень тяжелым. Равнодушие окружающих, их кощунства порождали чувство ненужности; смертельная опасность исходила не столько от пуль и снарядов противника, сколько от своих же солдат, взбудораженных революционной пропагандой. И в полку, где служил отец Сергий, дела были не лучше.

22 июня 1917 года отца Сергия переводят священником в 29-й полевой запасной госпиталь, располагавшийся в это время в Эстляндии, в Везенберге (ныне Раквере), в здании городской гостиницы.

В госпитале, как и на предыдущем месте служения, отец Сергий, внимательный пастырь и добрый человек, в скором времени покорил сердца всех сотрудников. Когда через шесть месяцев после его назначения – в январе 1918 года – последовал приказ Народного комиссариата об увольнении всего духовенства из военного ведомства, то госпитальный комитет решительно воспротивился этому постановлению новой власти и определил оставить отца Сергия на службе в госпитале – «по желанию всего состава служащих».

Недолго пришлось прослужить отцу Сергию в госпитале. В феврале 1918 года деморализованная русская армия не смогла противостоять продвижению германских войск вглубь России, и Эстляндию заняли немецкие войска, введя здесь оккупационный режим. 22 марта госпиталь был расформирован, и отец Сергий остался в чужом краю без средств к существованию. Положение усугублялось еще и тем, что он не мог вернуться на родину: новое правительство, взяв под контроль все православное духовенство Прибалтийского края, не давало отцу Сергию разрешения на выезд из страны – и даже тогда, когда надзор с него был снят.

Вскоре в Везенберге, как и на значительной части Эстляндии, установила свою власть Эстляндская трудовая коммуна, и 19 декабря 1918 года протоиерей Сергий Флоринский был арестован как представитель старого реакционного режима, в числе многих других жителей Везенберга из самых разных сословий.

Протоиерей Сергий Флоринский с преподавателями и воспитанниками церковно-приходской школы.
Протоиерей Сергий Флоринский с преподавателями и воспитанниками церковно-приходской школы.
По делу отца Сергия не было долгого разбирательства и суда, который определил бы его вину. В конце единственного и краткого допроса, протокол которого представляет собой всего одну страницу рукописного текста, протоиерей Сергий Флоринский заявил: «Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чем и расписываюсь». 26 декабря комиссия вынесла постановление о расстреле. Приговор был приведен в исполнение эстонскими коммунистами в лесу – сейчас на этом месте стоит памятный камень всем расстрелянным в то время.

Когда большевики ушли, казненных перезахоронили. Протоиерей Сергий Флоринский был погребен на городском кладбище с восточной стороны православной часовни, вокруг которой хоронили священников, служивших в храме Рождества Пресвятой Богородицы.

«Вина моя в том, что я священник, в чем и расписываюсь»… Отец Сергий расписался своей мученической кровью. В тропаре священномученику поется:

Крестный ход с мощами священномученика Сергия
Крестный ход с мощами священномученика Сергия
«Воинства царя земнаго пастырь добрый, чада своя на подвиги ратные укрепляя, живот свой за други и отечество полагати тех назидал еси. Сам же во граде Везенберге даже до крове за имя Господне пострадавый и от Небеснаго Царя венец нетленный приявый, священномучениче Сергие, моли Христа Бога спастися душам нашим».

Раквере – Везенберг – Раковор (так в старых русских летописях именовали этот городок) опрятен и спокоен. И сами его жители, и уж тем более приезжающие сюда туристы очень любят здешний средневековый замок – действительно, впечатляющая махина, и место выбрано со знанием дела. Да и просто красиво тут: холмы, замок, тишина… Взбираясь на эти пригорки, вспоминаешь священномученика Сергия (Флоринского). Вся вина которого заключалась лишь в том, что он – пастырь Христов.

А с отцом Александром мы договорились встретиться вновь. Даст Бог, свидимся.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Только молитвою и постом. Ч. 2. Васк-Нарва Только молитвою и постом. Ч. 2. Васк-Нарва
Александр Богатырев
Только молитвою и постом. Ч. 2. Васк-Нарва Только молитвою и постом.
Часть 2. Васк-Нарва

Александр Богатырев
Подвиг, который взял на себя отец Василий в зрелые годы, был под силу большим подвижникам. Ему пришлось воевать не только с духами злобы поднебесной, но и с бесами во плоти. И от начальства доставалось отцу Василию, и от бесноватых. Но он не отчаивался. Все терпел. В Васк-Нарве я получил и первый серьезный урок практического богословия. Убедился в том, что Бог есть, что Он рядом и всегда готов помочь.
Только молитвою и постом. Ч. 1. Пюхтицы Только молитвою и постом. Ч. 1. Пюхтицы
Александр Богатырев
Только молитвою и постом. Ч. 1. Пюхтицы Только молитвою и постом.
Часть 1. Пюхтицы

Александр Богатырев
«Ты, когда батюшка будет благословлять, голову не наклоняй. Потому что ты наклонилась – а благодать сверху и пролетела. Все головы наклоняют, а ты стой прямо. А когда батюшка благословит, закончит крестное знамение изображать, вот тогда и кланяйся». Я обернулся вполоборота и увидел сначала спину в синей куртке, а затем голову в тонком голубом платочке.
Военные священники в сонме новомучеников и исповедников Российских Военные священники в сонме новомучеников и исповедников Российских
Андрей Кострюков
Военные священники в сонме новомучеников и исповедников Российских Военные священники в сонме новомучеников и исповедников Российских
Андрей Кострюков
Сегодня известно более чем о 70 военных священниках, пострадавших от коммунистической власти. 18 из них причислено к лику святых. Список военных пастырей, убитых за веру, был открыт уже в декабре 1917 года, когда был расстрелян севастопольский протоиерей Михаил Чафранов. Отцу Михаилу вменили в вину то, что он причащал матросов, приговоренных к смерти.
Игуменья всея Руси Игуменья всея Руси
Интервью с настоятельницей Пюхтицкого женского монастыря игуменией Варварой
Владыка Алексий, нынешний Патриарх, не только помогал нам по хозяйству, но был для нас духовным руководителем. Он очень проникся к Пюхтицам. Это для него была родная обитель. Можно сказать, что монастырь он сам поднял. Мы только за послушание бегали туда-сюда, туда-сюда. Не знаю, как дожила, что скоро мне восемьдесят лет будет…
Митр. Корнилий (Якобс): «Православие в Эстонии началось с Ярослава Мудрого» Митр. Корнилий (Якобс): «Православие в Эстонии началось с Ярослава Мудрого» Митр. Корнилий (Якобс): «Православие в Эстонии началось с Ярослава Мудрого» «Православие в Эстонии началось с Ярослава Мудрого»
Беседа с митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием (Якобсом)
Хоть я и был три с половиной года в заключении, но это было в хрущевское время. Это были не Соловки, не Колыма.
Комментарии
Вадим30 декабря 2016, 21:28
Священномученик Сергий моли Бога о нас
Нина30 апреля 2013, 10:53

Стараюсь уже в течение нескольких лет,раз в год побывать в храме, у мощей Сергия Флоренского.Получаю большую душевную радость и разрешение некоторых своих жизненных вопросов.
Stanislav29 апреля 2013, 23:37
Я был в храме в Раквере лет 8 назад. Храм очень уютный и какой-то "домашний". Нам открыли раку с мощами священномученика Сергия! Женщина бывшая в тот момент храме была очень радушной.
Жаль что наши соотечественники в Раквере так холодны к Православию имея такой замечательный храм. Как правило, русские на чужбине становяться более религиозными (сужу по себе).
Советую всем кто будет в Раквере посетить этот храм. Божией помощи всем!
Ольга26 апреля 2013, 14:02
Спасибо за статью. Я была в прошлом декабре в Раквере. Мы ездили паломниками на праздник всех эстонских святых в Таллин и по дороге заехали в Нарву и Раквере. В этой церкви действительно хорошо. Интересно было узнать о такой дружной общине этого прихода.
Евгений26 апреля 2013, 12:00
"...быть христианином – это значит не только носить нательный крестик, но и знать заповеди и стремиться жить в согласии с ними..."


Апостол Павел: "Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер."
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×