Самостоятельность и самодеятельность

Иногда бывает тяжело. А иногда – настолько тяжело, что сил никаких нет терпеть. И, что хуже всего, сколько ни пытаешься понять, за какие прегрешения тебе это всё, никак не поймешь.

Монах очищает сад от камней. Фото: Трейвис Дав / National Geographic
Монах очищает сад от камней. Фото: Трейвис Дав / National Geographic
Вроде бы и грехов особо тяжких нет. И жизнь церковная ни в чем не ущербна. И ни на кого не обижаешься так, чтобы обида эта между тобой и Богом встала. И трудишься не покладая рук, и работаешь, и стараешься… В чем же дело-то? Почему так тяжко? Так, что кажется: еще немного, и просто свалишься и всё? И мало того: почему всё так запутанно, так сложно, так головоломно?

И приходит иногда ответ – ясный, простой, удивительно четкий. Да потому, что ты давным-давно все делаешь… сам!

Ну правильно, сам. А кто же еще должен за тебя всё делать?

Да нет… Сам – то есть без Бога, самостоятельно, самодеятельно в некоем особом смысле этих слов.

Этого не объяснить человеку неверующему, хотя он-то страдает от сей болезни тоже немало. Но верующий – больше. Ведь он знает, на опыте своем уже не раз убеждался, что это такое – когда Господь всё делает как бы за, вместо тебя. И когда Он отступает и дает тебе потрудиться одному, чтобы ты почувствовал, каково с Ним и каково без Него.

Это иногда становится наказанием за гордость, за превозношение, иногда – за осуждение других, иногда – за неблагодарность. Но «любящему Бога» и притом внимающему себе «всё содействует ко благу»(Рим. 8: 28). В том числе и промыслительное оставление. И стоит только всё осознать, ощутив перемену, покаяться, как становится много легче и лучше.

Однако все гораздо сложней, когда не Господь от тебя отошел – по милости Своей, а ты от Него – по неразумию твоему: неосознанно, ненамеренно. Неосознанного и ненамеренного так часто не замечаешь – пока совсем до края не дойдешь…

Как это бывает и с кем? Да то-то и оно, что приключается эта беда нередко с людьми в высшей степени благонамеренными, неленивыми, ревностными даже – как в духе Мариином, так и в Марфином. Берет на себя человек ношу – вроде бы и по силам. А потом добавляет еще. И еще. И еще… И идет шаг за шагом вперед, не останавливаясь, не сбавляя темпа.

И дела хорошие, нужные делает. И людям помогает. И подвизается, как может. Но, начиная с какого-то момента, все это – сам. И в конечном итоге чаще всего – слом.

«Какой-то момент» в действительности вполне определенный – тот, в который человек перестает задаваться вопросом, а угодно ли то, что он намеревается предпринять, Богу. Перестает о разумении воли Божией молиться. Перестает прислушиваться к тому, что отвечает ему на эти молитвы его собственное сердце: мирно ли, смиренно ли, живо ли памятью о Господе и любовью к Нему оно? Или холодно и ожесточенно, замкнуто, сжалось?

Тут такой риск превратиться из Павла в Савла и услышать вдруг: «Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9: 5)! А еще больший – не услышать.

Мне запало в память выхваченное как-то раз из проповеди хорошо знакомого мне священника: почему Петр начал утопать? Потому что убоялся? А с чего вдруг? На воду в бурю ступить и пойти по ней по слову Спасителя не убоялся, а когда уже шел благодатью Божией по поверхности ее, словно по земле, тогда убоялся? Нелогично как-то… Не оттого ли все, что подумалось ему в какой-то момент, что это сам он идет? Не забыл ли он на мгновение о Том, Чьей силой и волей вода уподобилась тверди? Если так, то что ж удивительного, что испугался, что тонуть стал?

Я не знаю, и никто из нас не знает, как это на самом деле было с апостолом. Но то, что с нами это сплошь и рядом происходит, факт.

Когда начинаешь что-то ради Бога: дело какое-то, работу, жизнь, похожую на подвиг, – то Господь, «и намерения целующий», подает щедрую Свою помощь. И ты идешь – осторожно, благоговейно – вперед, боясь, как бы не оступиться, не согрешить, не лишиться этой Божественной поддержки. И постепенно втягиваешься, привыкаешь к трудам и подвигам, они становятся чем-то обыденным и вроде бы посильным.

И вот то, на что ты прежде испрашивал благословения, о чем молился, ты начинаешь делать сам. И получается! По инерции, по привычке. И больше получается. И еще больше. И, может быть, долго ты так живешь – в зависимости от обстоятельств, от естественных способностей своих и от многих еще факторов внешних.

Но рано или поздно всё же чувствуешь, что тебе не просто тяжело, как раньше бывало, а всё, нет больше сил. Чувствуешь: еще немного – и надорвешься… Так со многими случается. И с очень ревностными, и с не очень, и даже с совсем не ревностными порой.

Риск надорваться, правда, есть. И сломаться. Вот почему так важно, поняв, что самодействуешь, остановиться и разобраться: отчего так? Отчего ты остался один?

Оттого, скорее всего, что дела Божии вознамерился делать, о Боге забыв. Чудно звучит, но весьма часто бывает. Где? Да в нашей, церковной среде. Из-за чего ж иначе приходится видеть то и дело постников озлобленных, молитвенников сумрачных, соцработников ожесточенных? Знаем, что то и это – дела богоугодные. Но когда именно угодные и как и с каким сердцем приступить к ним – эти вопросы нередко и на ум не приходят. Вот и выходит, что делаем их подчас и не богоугодно, и даже прямо-таки Богу противно, и на самом деле – Ему противясь. Не замечая этого совершенно. А только… Только чувствуя ту самую тяжесть, от которой сил жить уже не остается.

И никак этого не избежать, никак не застраховаться, если не останавливаться почаще на путях своих и не проверять: пути мои Божии ли при том? Или нет? Кто-то скажет, конечно: а как разобраться, как быть уверенным в правильности ответа на этот вопрос? Есть один секрет… Если будешь готов остановиться, или свернуть, или даже вспять обратиться, если только поймешь, что такова воля Божия, то Господь ответ – ясный, вразумительный – тебе обязательно даст. А если нет, то зачем он тебе?

Когда после долгого периода самодеятельности и самостоятельности вновь чувствуешь себя не только водимым рукой Божией, но и всецело в этой руке находящимся, ею держимым, то понимаешь всю силу и глубину евангельского: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). Ничего доброго, разумеется.

И в сердце у тебя рождается отклик: «А я, Господи, и не хочу без Тебя…»

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Три периода христианской жизни. Ч.2. Богооставленность Три периода христианской жизни. Ч.2. Богооставленность
Иером. Евстафий (Халиманков)
Три периода христианской жизни. Ч.2. Богооставленность Три периода христианской жизни
Часть 2. Богооставленность
Иеромонах Евстафий (Халиманков)
После короткого, как правило, периода первой, призывающей, благодати христианин вступает в новую эпоху своей духовной жизни. «Когда Бог видит, что уже ничто во всем мире не сможет снова оторвать душу от Его Любви (см.: Рим. 8: 35–39), тогда наступает период испытаний». Об этом страшно и думать, не то что писать; однако в жизни христианина рано или поздно наступает этот период. Почему? И… за что?
Почему Бог удаляется от нас? Почему Бог удаляется от нас?
Архимандрит Максим (Карицис)
Каждый час и каждый миг, когда мы чувствуем эту богооставленность, мы должны обращаться к Богу: “Господи, в гневе Своем не обличай меня! Не оставляй меня! Приди и вселись в меня!” Нет иного пути. Мы должны молиться так на пути приобретения благодати, говоря в то же время Богу: “Прости мне мои грехи и причисли меня к Своему стаду, где находятся Твои святые и праведники”.
О страхе Божием О страхе Божием
Архим. Серафим (Розенберг)
О страхе Божием О страхе Божием
Архимандрит Серафим (Розенберг)
Бойся Бога, бойся и греха, Его гневящего и оскорб­ляющего, бойся нанести «бесчестие Богу» — тогда и не убоишься ничего другого — даже бесов. И не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити; убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф 10, 28). Оставь надежду на свои силы, ум, характер, благополучие — на Господа уповах… (Пс 10, 1). «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе» (вечерние молитвы). Он — Бог — Живой, Святый, Премудрый, Благий.
Комментарии
Людмила Х 2 июля 2013, 22:31
Слава Тебе, Господи! Слава Тебе! Оказывается все предельно просто: без Бога я ничего не могу. И это раздражение, злобность, уныние всё моё,а с Господом каждое маленькое дело - радость! Благодарю Вас отец Нектарий за вразумление.
Елена21 июня 2013, 09:55
Спасибо Вам, батюшка! Слово лечит и вразумляет. Прочитала статью и на все, что навалилось в житейской суете посмотрела другими глазами. С души камень свалился. Спаси Вас Господи!
Наргиз20 июня 2013, 23:42
Последние 3 месяца много трудностей случилось в моей жизни. Я много плакала, и мне казалось, что силы на исходе и мои молитвы не доходят до Всевышнего.
Я прочла вашу статью и сразу так хорошо стало на душе, так спокойно, как будто я прозрела от какого-то помутнения.

Спасибо и пошли вам Бог здоровья и благополучия. А также сил и терпения в донесении слова Божьего до нас.
Наталья20 июня 2013, 15:14
Спасибо за статью!
Ольга20 июня 2013, 12:41
СПАСИБО, только вчера попросила у Господа правильного понимания Его воли и пути.
Слава, Тебе Господи.
Марина20 июня 2013, 07:13
Слава Богу. Спасибо Вам, отче. Помогли.
Владимир С.19 июня 2013, 23:32
Слава Богу, что увидел и прочел эту статью. Спасибо большое.
Елена.Украина19 июня 2013, 22:18
Спаси Господи,о.Нектарий. Вы,как всегда,помогаете.
Михаил19 июня 2013, 22:03
Спасибо огромное. Обо мне написано.
Аполлинария19 июня 2013, 22:01
Cпасибо ! очень вовремя для меня появилась Ваша статья.
Мария19 июня 2013, 22:01
Отец Нектарий, благословите!

Низкий поклон и большая Вам благодарность за статью. В прошлом году я написала стих именно об этом же, который мне все обьяснил, но после этого я все равно наступаю на те же грабли "самости". После прочтения Вашей статьи я поняла, что когда моя мысль не подтверждена Церковью, я ее не принимаю сердцем полностью, пока не найду несколько Православных духовных наставников, которые бы имели такой же взгляд. Например, О Арсений в книге тоже укорял одну из духовных чад за самость. Надеюсь, что теперь буду повторять этот грех реже. Простите, если это нескромно с моей стороны, хочу поделиться этим стихом. Храни Вас Господь


Почему??!! - снова я вопрошаю ко Богу,
Забывая, что... был уже дан мне ответ.
Когда я подвигаюсь к Отцу хоть немного,
Он на тьму льет свой всеисцеляющий свет.
И ответ очень прост, как в поселке дорога:
Если - гордо - вдали ты жил силой своей,
Не давая себя в руки Господа Бога,
Ты давал себя в лапы лукавых чертей.
И насилие то может длиться так долго,
На душе оставляя скорбей горьких след,
Часто требуя - вновь - вопрошать гневно Бога:
Почему??!!
Забывая - был дан мне ответ...
Иван Х.19 июня 2013, 21:33
Огромное спасибо отцу Нектарию.
В его словах тяжелейшая, кошмарная истина. Человек способен даже в горе и непосильном труде забывать Бога.
Бывает весь день трудишься, маешься или скорбишь, а иногда и грешишь. Сердце так и рвёт на части. Приходит вечер и, с ужасом оглядываясь назад, понимаешь: я ни разу не помолился Богу, чтобы Он Сам облегчил мои страдания.
Только обдумывая это, реально начинаю бояться умереть без покаяния, без Бога - попасть в мир, где нет молитвы вообще.
Может казаться: что проще, чем помолиться Богу, когда умираешь, чтобы спастись (на это надеются многие люди)? Но нет - бывает, что даже верующие на пороге смерти не испытывают ничего, кроме безразличия и апатии. А это, по моему мнению, - самая страшная смерть.
Этот страх подталкивает регулярно молиться даже через силу, чтобы душа привыкла к молитве, желала её.
Иначе житейские беды лягут на сердце могильными плитами, а не лёгким Христовым бременем.
Да благословит Господь отца Нектария и всех нас!
Нина19 июня 2013, 17:39
Верую! Слава Богу за всё! Я так же, как Оксана, только вчера определила своё состояние как "тоска смертная", а сегодня прочла написанную вчера (ответ мне) эту статью. И благодарные слёзы текут по щекам. Господь не оставил меня, грешную. И тоски нет, как и не было. Спаси Господи отца Нектария!
Marina19 июня 2013, 10:18
Спасибо за статью!

Ксения19 июня 2013, 00:08
Спасибо! Это про меня! Эххх столько работать нужно над собой, так тяжело на душе,что и срыв " не далеко". Дай Бог сумень понять сердцем Ваши слова и суметь воплотить в жизнь! Господи помоги!
Сергей Белозёрский18 июня 2013, 23:51
Должен поблагодарить батюшку за доступное объяснение. Этим многие больны, а я от гордости не избавился до сих пор, лезет отовсюду...
Андрей18 июня 2013, 22:05
Спаси Вас Господь!
Отец Нектарий, Вы мои мысли подтвердили и укрепили меня.
Алена18 июня 2013, 20:34
Как раз сегодня с подругой об этом говорила. Думала почему не получается для меня, почему никак не складывается, а потому что надеюсь только на себя и на свои силы, а у Бога попросить забываю. И все действительно неосознанно. Спаси Бог Вас батюшка Нектарий.
Лиза18 июня 2013, 20:32
А я думаю, что же так тяжело все делается, прямо на надрыве. А потому что делаю, поскольку " надо", а кому надо, вот вопрос. Ведь если постоянно проверять, держишься ли за ниточку, тянущуюся от Господа, то сразу по этой ниточке и помощь получаешь. А если уже не проверяешь, а так тупо прешь, то и результат... Спасибо, отец Нектарий!
раба Божия Наталия18 июня 2013, 17:40
Храни вас Господь, батюшка Нектарий! Он дает вам - и вы делитесь этим с нами...Слава Богу, что можете на духовном уровне рассказать просто, с размышлением о том, что касается всех нас, дать совет о полезном, заставить загльнуть поглубже в свою душу: где я? На светлой ли стороне? Или упиваясь своей самостоятельностью (самостью иногда даже), окажусь на тропе, где отяжалею, потеряв благодать...Пишите, делитесь - это нам так полезно! Встряхивает.
Лариса18 июня 2013, 17:33
Нужное напоминание в нужное время. Спаси Вас Господи!
eka18 июня 2013, 13:21
spasibo,,xorosho bi takie statii chitali nevocerklennie ,no dobrie ludi...
Оксана18 июня 2013, 12:33
Спасибо Вам за статью. Только вчера вечером задавала себе такой вопрос и сегодня уже получила ответ. Это ли не чудо? Правильно Вы сказали: "Господь ответ – ясный, вразумительный – тебе обязательно даст".
Андрей_0118 июня 2013, 12:27
Интересный материал.

Очень важно уповать на милость Божью и помощь Божью.

Вячеслав18 июня 2013, 11:20

Спасибо. Слава Богу за всё.
Павел18 июня 2013, 10:19
Спасибо за статью!
Олексiй18 июня 2013, 09:34
Помоги Господи познать Волю Твою Святую и путь свой земной...
Сергей18 июня 2013, 08:43
Спасибо. Через Вас Бог ответил на мой вопрос, который меня мучает. Ни слова мимо - прямо в точку.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×