Как-то с маленькой внучкой довелось мне побывать на воскресной службе в церкви, расположенной на юге Москвы. Величавый храм с голубыми куполами построен недавно и радует красотой своей и совершенством, преображая тусклый и однообразный серый пейзаж типового микрорайона.
Помолившись и приняв святое причастие, задержались мы в храме, встретив давнюю знакомую мою, работавшую здесь, в коллективе таких же, как и она, добровольных помощниц, всё успевающих, всё примечающих, всё знающих и… всегда кого-то поучающих.
Переполненный во время службы храм опустел, лишь у церковной лавки толпился народ да два молодых священника беседовали с прихожанами. Несколько детишек – таких же, как и моя внучка, трехлеток, – пока мамы стояли в очереди, затеяли игру и весело, с криками, носились по опустевшей церкви.
Одна из добровольных помощниц неожиданно громко и истошно закричала:
– Чьиэто дети? Немедленно заберите их и идите на улицу. Тут храм Божий, а не детская площадка.
Внучка моя, хоть еще и не успевшая принять участие в веселой игре, но явно намеревавшаяся присоединиться к расшумевшейся компании, попросилась на ручки и скороговоркой выпалила:
– Дедушка, пойдем скорее отсюда, я здесь боюсь. Тут не Боженька главный, а злая тетя.
Остальные дети тоже присмирели и быстро, некоторые с громким плачем, устроились на руках своих родителей, бабушек и дедушек.
Распалившаяся добровольная помощница не унималась:
– Пришли в храм, так и ведите себя как положено! А не можете ребенка своего угомонить, так и не таскайте его сюда – дома держите.
Она кричала всё громче, голос становился всё визгливее. Батюшки, беседовавшие с прихожанами, замечания ей не делали – видимо, привыкли или не хотели связываться. Взрослые, с детьми на руках, оставили очередь и потянулись к выходу.
На шум по лестнице, ведущей из нижней части храма, поднялся еще один священник, при виде которого разошедшаяся не на шутку любительница покомандовать тотчас же закончила свой гневный монолог и поспешила нырнуть за прилавок. Батюшка негромко, но властно остановил ее:
– Подойди-ка ко мне, матушка. Как звать тебя? Серафима? Смотри-ка, и имя тебе родители дали не простое, а высокое, ангельское. Ведь Серафимы и Херувимы самые близкие к Богу Ангелы. И что же ты делаешь, раба Божья Серафима? Ангелов из храма Божьего изгоняешь. И кто же власть тебе дал такую? Сама сподобилась? Ведь Сам Господь радуется, когда звенят голоса ангельские в храме, а тебе, матушка, не в радость.
Батюшка говорил тихо, но голос его слышен был по всему храму, и родители с детишками, вознамерившиеся уйти, вернулись и полукругом обступили его. Детишки успокоились и смиренно взирали на священника, который продолжал говорить, уже обращаясь к их родителям:
– На руках своих и за ручку держите вы Ангелов Господних, чистых, светлых и непорочных. Наслаждайтесь любовью к вам Божьей и доверием Его. Вам вручил Он Ангелов Своих, вам оказал милость Свою и вам дал волю привести их к Нему, и от вашей воли и вашего выбора зависит, останутся ли они с Богом и вырастут в вере или отринут Его и погрязнут в неверии. Помните это и берегите ангелов.
– А ты, Серафима, принеси-ка мне коробочку с образами Божьей Матери, – обратился батюшка к присмиревшей обладательнице высокого имени.
Я с внучкой на руках стоял совсем рядом с батюшкой, и первый образок и первое благословение достались ей. Девочка взяла иконку в руки, внимательно рассмотрела ее, поцеловала и бережно упрятала под курточку, в нагрудный карман на сарафане. Точно так же поступили и все другие дети, получившие такой неожиданный подарок: поцеловали иконку и положили ее в кармашки или крепко прижали к себе.
Вручив последнему ребенку образок и благословив его, батюшка посмотрел на Серафиму и сказал:
– Видела, раба Божья, как близки они к Господу Богу и к Пресвятой Богородице? Все, как один, сначала образ Пресвятой рассмотрели, а потом, как маму свою, нежно и с любовью поцеловали и аккуратно и бережно к груди уложили. А теперь на взрослых в очереди погляди. Образ святой взяла и, не разглядывая особо, в сумку с продуктами положила. Дома продукты разбирать будет, тогда и образ на место пристроит. А ты из храма детей гонишь, от Бога их отгоняешь.
– Простите, батюшка, виноватая я, и благословите, – чуть не плача, попросила пристыженная Серафима.
Батюшка благословил ее и добродушно распорядился:
– А теперь спустите Ангелов на землю и доделайте свои дела. А ты, раба Божья Серафима, присмотри за ними да позанимай. Ангелы, они добрые: глядишь, оплошность твою и простят.
Потом подозвал к себе молодых священников, что-то строго им выговорил, минутку постоял и посмотрел на Серафиму, рассказывающую сказку окружившим ее детям, и тихонько удалился вниз по лестнице.
Мой светлый Ангел тоже простил крикливую Серафиму и ненадолго присоединился к сосредоточенной и внимательно слушавшей сказку компании, а по дороге домой несколько раз переспрашивал:
– Деда, а когда мы снова пойдем в этот храм? Там очень хорошо.
А я смотрел в ее чистые, светлые глазки, и мне хотелось крикнуть громко – очень громко, так, чтобы услышали все:
– Не обижайте детей, берегите Ангелов!
Теперь, если вижу мамочек, чьи детишки буйствуют в Храме, а их ругают, гонят, стараюсь потом отыскать их и поддержать стремление ходить в Церковь.
1. Почему, когда нас, в 60-е годы, приводили в храм, нас ставили всегда у самой решетки солеи, иногда даже без взрослых (у великого Картье Брессона есть такая фотография - именно в моем родном храме Воскресения Христова в Сокольниках), и мы там стояли буквально не дыша в потоках благодати, изливающихся из алтаря, а теперь детям стелют коврик с игрушками где-то на задворках? Если уж они ангелы, так и надо давать им вкусить литургической благодати, а не изолировать от службы.
2. Почему одни и те же православные гимназисты начальной школы в одной и той же домовой церкви совершенно по-разному ведут себя, когда они приходят туда в воскресенье с родителями (стоят на ушах) или когда их приводят туда учителя на будничную службу без родителей (стоят как свечечки)?
А по поводу воспитание детей на Кипре у меня иной взгляд.
"Читатели успели обсудить все грани этой проблемы: и «грешность» маленьких детей, и плохое воспитание, и неблагоговейное поведение перед святыней, и безответственных родителей, не следящих за поведением детей в храме… И все это правда. Я все это сама видела в храме. И сама так же думала, внутренне раздражаясь и осуждая и детей и их родителей, когда поведение таких детей мешало мне на службе… Но «правда» эта – фарисейская. Здесь нет любви."
Это всего-навсего вопрос воспитания, и не столько детей, сколько даже родителей.
Или вам есть дело до окружающих, или вам все равно. Ваш ребенок будет на голове стоять, а вы будете сопкойно молиться, а уж если он мешает кому-то - это его, фарисея,проблемы. Речь идет не о детях, которые закапризничали и мама их увела на время на улицу, а о тех, которые бегают, щумят и ведут себя неподобающе. А родителям все равно. И, повторяю, это вопрос самой обычной интеллигентности - или вам стыдно мешать окружающих и вы стараетесь занять своего ребенка, или вам не стыдно, наоброт - это вам все должны. У вас есть в таком случае хоть минимальная любовь к окружающим?
Благословляясь там у одного батюшки, я «пожаловалась»: дескать, ребенок долго в храме не стоит, убегает, балуется… благословите, чтоб поспокойнее был. А он с юмором так ответил: если бы не так было, люди бы сказали, что больной.
Скольких друзей и знакомых я приобрела в Сербии и в Черногории только благодаря ребенку! Потому что чадолюбивые сербы обращают внимание на моего ребенка и начинают общаться с ним, а потом и со взрослыми разговор завязывается…
Почему у них так? Наверное, культура в обществе другая…
Когда у меня появился свой ребенок и я стала его приводить в храм, я в полной мере ощутила на себе эту проблему с другой стороны – со стороны родителей. Ребенок у меня по темпераменту активный, по характеру общительный и веселый до баловства. И вот, при всех усилиях держать ребенка в рамках благочестия и ограничивать его активность в храме, нам тоже доставались раздраженные замечания и фарисейские поучения. Хорошо, что все это высказывалось мне (лично на ребенка никто не кричал).
… Вот так Господь приводит к пониманию того, что мы должны терпеть друг друга, смиряться, «друг друга тяготы носить». Ведь все мы, вместе молящиеся в одном храме, причащаемся из одной Чаши, составляем Тело Христово – Его Церковь. А главным признаком, выделяющим Его учеников, должна быть взаимная любовь.
Когда стараешься этому следовать, то складывается совершенно другая «картина»: так много прихожан нашего храма любят моего ребенка: каждую службу кто-то дарит просфору, каждый праздник – подарки, помогают за ним следить и радуются каждому его появлению в храме.
Если есть маленькие дети, то многие священники уже писали, можно их приводить прямо к причастию. Что тут еще объяснять.
А та история про ангелов, с детьми играющих, на которую частенько ссылаются, так то было в келье у старца.
ведь мамы сами не в восторге от такого поведения детей. Тем более дети сейчас совсем не такие, какими были мы и старшее поколение (почему то). Все хотели бы иметь спокойных детей, которые бы всю службу стояли рядом и никого не отвлекали, но их единицы. Посмотрите, мамочки активных и капризных детей даже выглядят по-другому (сами на взводе, уставшие, хотя тоже хотели помолиться), в отличие от мам спокойных детишек,
Но ангелами я детей не считаю. И дети все разные, как и взрослые. И родители НЕ виноваты, что у них такие дети и не все зависит от воспитания. И у детей, в отличие от ангелов есть грехи. И почему тогда от этих ангелов к школе, а уж тем более к подростковому возрасту остаются единицы.
Кстати, многим современным детям такие замечания необходимы, но не всем и не всегда.
А для Инны: где вы нашли у меня, что я за бегающих детей и против воспитания? Я против не христианского отношения такого. Кому тяжелее всего, вам на службе или матери, которая постоянно с детьми и конечно же не ставит себе целью кому то мешать! Воспитание- это длительный процесс. Нельзя сказать ребёнку раз и он будет так делать как тебе бы хотелось. На всё уходит время и силы. И уж поверьте, что намного тяжелее доехать до церкви с детьми и там ещё с ними справляться, чем одной и просто сосредоточится на молитве. Может и о этих матерях помолитесь, чтоб Бог дал им силы да и чтоб дети в терпении упражнялись. Или другой раз ребёнку что-нибудь полезное к душе скажите, если вас беспокоит.. А к чему злость с недовольством в церкви?
А дети будут подрастать и набираться уму и надеюсь всё с большим и большим уважение относиться к церкви, с нашей и вашей помощью.
И кстати я не знаю не одной матери, кто бы простояла всю службу с детьми. Постоянно выходят наружу дадут ребёнка выбегаться и опять в церков не надолго и так по кругу. Просто все не выходят в один момент:).
Права Светлана, что не в каждом храме есть такой священник, но в каждом, обязательно, найдётся такая Серафима.
Сколько здесь высказываний таких умных, начитанных христиан, которые верно знают как правильно молиться, как воспитывать детей, как человека привести к Богу. Вы сами это делали? У Вас всё получилось? Слава Богу! Значит Вы знаете чего это стоит. В противном же случае - не Вам давать советы!!! Но вот знаете ли Вы как любить ближнего и в любви и уважении растить и воспитывать детей (не в сюсюканье, конечно)? По моему разумению этот вопрос не требует ответа. Судя по многим комментариям, души у авторов озлобленны, полны сарказма, и любить ближнего не способны. Все мы не без греха.
Известно, что очень тяжек мамин труд. А если в храме Вы предложите помощь такой маме, которая, явно, не справляется. Не думаю, что она откажется. Возможно, один раз, из вежливости скажет "нет". Но, все-таки, будет очень рада и благодарна такому участию! Или воспитание детей в христианской общине - дело каждого?! Мы же все - братья и сёстры!
А статья - хорошая и, весьма, правдивая.
Спасибо!
Мы пришли в наш приход из другого, где была женшина, выгоняюшая родителей и детей со службы, приход на грани вымирания, остались пожилые прихожане.
Благословляясь там у одного батюшки, я «пожаловалась»: дескать, ребенок долго в храме не стоит, убегает, балуется… благословите, чтоб поспокойнее был. А он с юмором так ответил: если бы не так было, люди бы сказали, что больной.
Скольких друзей и знакомых я приобрела в Сербии и в Черногории только благодаря ребенку! Потому что чадолюбивые сербы обращают внимание на моего ребенка и начинают общаться с ним, а потом и со взрослыми разговор завязывается…
Почему у них так? Наверное, культура в обществе другая…
Когда у меня появился свой ребенок и я стала его приводить в храм, я в полной мере ощутила на себе эту проблему с другой стороны – со стороны родителей. Ребенок у меня по темпераменту активный, по характеру общительный и веселый до баловства. И вот, при всех усилиях держать ребенка в рамках благочестия и ограничивать его активность в храме, нам тоже доставались раздраженные замечания и фарисейские поучения. Хорошо, что все это высказывалось мне (лично на ребенка никто не кричал).
… Вот так Господь приводит к пониманию того, что мы должны терпеть друг друга, смиряться, «друг друга тяготы носить». Ведь все мы, вместе молящиеся в одном храме, причащаемся из одной Чаши, составляем Тело Христово – Его Церковь. А главным признаком, выделяющим Его учеников, должна быть взаимная любовь.
Когда стараешься этому следовать, то складывается совершенно другая «картина»: так много прихожан нашего храма любят моего ребенка: каждую службу кто-то дарит просфору, каждый праздник – подарки, помогают за ним следить и радуются каждому его появлению в храме.
На мой взгляд, в каждом случае надо исходить из конкретной ситуации.Только детей одним мармеладом не выкормишь.
Почему вы думаете, что те, кто считает, что дети не должны в храме бегать, все без детей? Может быть, они просто стараются детей воспитывать?
Я не понимаю, зачем, если ребенок устает, начинает баловаться, капризничать, зачем же его держать 2-3 часа на службе? И он не молится, и окружающим мешает.
Представьте, что вы живете в коммунальной квартире, и в соседней комнате - больной человек, или такая же мама с маленьким ребенком, которая ночами не высыпается. Наверно, вы не позволите детям кричать, буянить, найдете какие-то слова, отвлечете? А в храме людей уважать не надо?
Живу в Москве, все приходы здесь, в основном, большие, конечно, множество прихожан - с детьми. Сколько замечала, малыши бегают и капризничают только у тех, кто за детьми не смотрит. Всегда можно выйти на улицу, в притвор, отвлечь ребенка, потом вернуться в храм. Если уж совсем не может спокойно стоять - приходить к причастию.
Поддерживаю других комментаторов, которые подчеркивают фальшивость этого рассказа. Автор или увидел ситуацию своими глазами, но скорее всего выдумал все диалоги, особенно детские.
Спасибо, что привели высказывание о.Иоанна (Крестьянкина).А также спасибо о.Павлу.
Детей надо воспитывать с детства к благоговейному отношению к Церкви. Сколько таких, которые с шумом в детстве носились по храму, но где они теперь, когда подросли?
Мне тоже бы хотелось, чтобы молодые мамы присматривали за своими маленькими Ангелами, чтобы они такими бы и оставались. Пусть не всю службу деточки отстоят, но должны учиться понимать где они находятся, и не "компотик" они пьют, и не боженька на иконах, а Господь, что Он милостив, но и строг... Печально...Но грубить и кричать в храме никак не надлежит, за каждую выгнанную душу ответ дадим. И те, кто прогнал грубостью, и те, кто не трудится над своим чадом. Господь же сказал: " Пускайте детей ко Мне." Давайте все учиться делать это.
Великий труд преводить детей в церковь, пожалуста не судите за это строго!
Как говорил о. Варсонофий Оптинский, по святой обители и пройти надо особенно, с благоговением. Храм - дом Божий. А кто в детстве по нему бегал, тот в 70 лет туда уже не придет.
Лучшая молитва в благоговейной тишине мерно совершающегося Богослужения.
А, если нет службы, то просто в тишине и безмолвии.
Потом я рассуждаю так: кто я такой тут, что мне кто то или что то может помешать молиться! Стою в храме и слава Богу! Рядом братья и сёстры мои любимые, христиане!
Бабушка Серафима, наверное не имела своих детей, или одного - двух. Это было давно, забыто. Внуков нет, одинока. Привыкла жить для себя и это трудно перестроить.
Любви нет в нас, от этого всё.
А дети то ангелы, это точно! Чистота! На колени можно перед ними встать.
А о благоговении в храме или перед иконами они лучше нас знают, не лицемерно. Потом всё будет нормально, всему своё время. В 70 лет уж точно по храму бегать не будут.
Батюшка молодец, он увидел, что у детей может остаться страх или негативное воспоминание о храме, и исправил ситуацию. Но сказал на руках и за ручку держите детей.
Дети должны быть в храме столько, сколько могут. Могут 10 минут - значит, только десять. Один батюшка говорил, что его знакомая многодетная семья так приходила в храм: к самому причастию, все дети, от больших до более взрослых, молча, без разговоров, причащались, кратко молились после причастия и тут же мать уводила детей. Пока не начались капризы, болтовня, беготня. Все выросли глубоко верующими людьми, благоговейно относящимися к храму и молитве.
Можно и нужно пожалеть женщину, уставшую, не справляющуюся с ребенком. Но ведь это - ЕЕ ребенок, кто его будет воспитывать? Она? Вы? Никто? В вашем случае - никто. Зачем держат ребенка на службе, если ему тяжело и скучно? Не знаю, насколько это полезно тем, кто слушает крики ребенка и его капризы, но самому ребенку это явно не полезно.
Не надо делать из детей идолов. Дети не являются безгрешными, после грехопадения Адама и Евы мы от рождения наследуем грехопадшую природу.
При всем старании они все-таки не могут себя вести совсем бесшумно.Значит - прочь их,вон из храма.Пусть бегают на улице,по грязи,по морозу,на руках у матерей,беременных,измученных.
Лишь бы НАМ не мешали!
Пусть приходят,когда станут бабками,если придут.
Я тоже хотела накричать,как Серафима,на ребенка,который нудился,топал и крутился.Но мой взгляд уперся в его мать,усталую,беременную,с еще одним капризничавшим ребенком на руках.И я не смогла...Закрыла рот и подумала,что буду молчать,чаже если этот ребенок будет орать и бегать.
В тот день мне было особенно хорошо молиться...
Дмитрий Панферов, спасибо за Ваш комментарий.
Однажды я едва спасла свою грешную голову от падения тяжеленькой такой иконы.
Не в детях дело, а во взрослых.
Мне жалко детей, но если я вижу что родителям мягко говоря все равно, приходится делать детям замечание.
Объяснить неподобающее поведение детей надо было не самим детям, а их родителям и не в храме конечно.
Как говорил о. Николай Воробьев, если ребенок не приучен к благоговейному поведению в храме, если для него храм не святыня - это конец, потому что когда он вырастет, ничего святого у него уже не будет. И в трудную минуту идти ему будет некуда - храм для него не Дом Божий, а место, где можно болтать, бегать, играть... обсуждать свои дела... Когда дети кричали и бегали, они помнили, что в храме главный - Бог? Не думаю...
"Опыт построения исповеди."
....И еще надо напомнить об одном грехе неблагоговейного отношения к храму. Детям трудно выстаивать многочасовые монастырские службы. Они, естественно, выбегают на улицу и начинают около храма заниматься шалостями. Мало того, что они нарушают тишину обители, но они мешают молиться тем, кто по тесноте или болезни не может стоять в храме и слушает богослужение через открытые окна и двери. Дети есть дети. Им свойственна подвижность и шумливость. Но пусть дети играют и бегают вне стен обители. А к святому месту у них с ранних лет надо воспитывать благоговение. Если вы, бабушки, мамы, тетушки, взяли с собой ребенка в храм, то должны следить за его поведением, внушать еще дома, что храм – это место святое, а обитель – это не место для игр и шалостей, что даже пройти-то по ней надо с особым настроением и особой, благоговейной походкой....
Мне кажется, автор "приукрасил" Серафиму, а священнику приписал слова, которые сам хотел сказать.