Берегите Ангелов

Как-то с маленькой внучкой довелось мне побывать на воскресной службе в церкви, расположенной на юге Москвы. Величавый храм с голубыми куполами построен недавно и радует красотой своей и совершенством, преображая тусклый и однообразный серый пейзаж типового микрорайона.  

Фото: Юрий Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru Фото: Юрий Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru
    

Помолившись и приняв святое причастие, задержались мы в храме, встретив давнюю знакомую мою, работавшую здесь, в коллективе таких же, как и она, добровольных помощниц, всё успевающих, всё примечающих, всё знающих и… всегда кого-то поучающих.

Переполненный во время службы храм опустел, лишь у церковной лавки толпился народ да два молодых священника беседовали с прихожанами. Несколько детишек – таких же, как и моя внучка, трехлеток, – пока мамы стояли в очереди, затеяли игру и весело, с криками, носились по опустевшей церкви.

Одна из добровольных помощниц неожиданно громко и истошно закричала:

– Чьиэто дети? Немедленно заберите их и идите на улицу. Тут храм Божий, а не детская площадка.

Внучка моя, хоть еще и не успевшая принять участие в веселой игре, но явно намеревавшаяся присоединиться к расшумевшейся компании, попросилась на ручки и скороговоркой выпалила:

– Дедушка, пойдем скорее отсюда, я здесь боюсь. Тут не Боженька главный, а злая тетя.

Остальные дети тоже присмирели и быстро, некоторые с громким плачем, устроились на руках своих родителей, бабушек и дедушек.

Распалившаяся добровольная помощница не унималась:

– Пришли в храм, так и ведите себя как положено! А не можете ребенка своего угомонить, так и не таскайте его сюда – дома держите.

Она кричала всё громче, голос становился всё визгливее. Батюшки, беседовавшие с прихожанами, замечания ей не делали – видимо, привыкли или не хотели связываться. Взрослые, с детьми на руках, оставили очередь и потянулись к выходу.

Фото Александр Санду. Фото Александр Санду.
    

На шум по лестнице, ведущей из нижней части храма, поднялся еще один священник, при виде которого разошедшаяся не на шутку любительница покомандовать тотчас же закончила свой гневный монолог и поспешила нырнуть за прилавок. Батюшка негромко, но властно остановил ее:

– Подойди-ка ко мне, матушка. Как звать тебя? Серафима? Смотри-ка, и имя тебе родители дали не простое, а высокое, ангельское. Ведь Серафимы и Херувимы самые близкие к Богу Ангелы. И что же ты делаешь, раба Божья Серафима? Ангелов из храма Божьего изгоняешь. И кто же власть тебе дал такую? Сама сподобилась? Ведь Сам Господь радуется, когда звенят голоса ангельские в храме, а тебе, матушка, не в радость.

Батюшка говорил тихо, но голос его слышен был по всему храму, и родители с детишками, вознамерившиеся уйти, вернулись и полукругом обступили его. Детишки успокоились и смиренно взирали на священника, который продолжал говорить, уже обращаясь к их родителям:

– На руках своих и за ручку держите вы Ангелов Господних, чистых, светлых и непорочных. Наслаждайтесь любовью к вам Божьей и доверием Его. Вам вручил Он Ангелов Своих, вам оказал милость Свою и вам дал волю привести их к Нему, и от вашей воли и вашего выбора зависит, останутся ли они с Богом и вырастут в вере или отринут Его и погрязнут в неверии. Помните это и берегите ангелов.

– А ты, Серафима, принеси-ка мне коробочку с образами Божьей Матери, – обратился батюшка к присмиревшей обладательнице высокого имени.

Я с внучкой на руках стоял совсем рядом с батюшкой, и первый образок и первое благословение достались ей. Девочка взяла иконку в руки, внимательно рассмотрела ее, поцеловала и бережно упрятала под курточку, в нагрудный карман на сарафане. Точно так же поступили и все другие дети, получившие такой неожиданный подарок: поцеловали иконку и положили ее в кармашки или крепко прижали к себе.

Вручив последнему ребенку образок и благословив его, батюшка посмотрел на Серафиму и сказал:

– Видела, раба Божья, как близки они к Господу Богу и к Пресвятой Богородице? Все, как один, сначала образ Пресвятой рассмотрели, а потом, как маму свою, нежно и с любовью поцеловали и аккуратно и бережно к груди уложили. А теперь на взрослых в очереди погляди. Образ святой взяла и, не разглядывая особо, в сумку с продуктами положила. Дома продукты разбирать будет, тогда и образ на место пристроит. А ты из храма детей гонишь, от Бога их отгоняешь.

– Простите, батюшка, виноватая я, и благословите, – чуть не плача, попросила пристыженная Серафима.

Батюшка благословил ее и добродушно распорядился:

– А теперь спустите Ангелов на землю и доделайте свои дела. А ты, раба Божья Серафима, присмотри за ними да позанимай. Ангелы, они добрые: глядишь, оплошность твою и простят.

Потом подозвал к себе молодых священников, что-то строго им выговорил, минутку постоял и посмотрел на Серафиму, рассказывающую сказку окружившим ее детям, и тихонько удалился вниз по лестнице.

Мой светлый Ангел тоже простил крикливую Серафиму и ненадолго присоединился к сосредоточенной и внимательно слушавшей сказку компании, а по дороге домой несколько раз переспрашивал:

– Деда, а когда мы снова пойдем в этот храм? Там очень хорошо.

А я смотрел в ее чистые, светлые глазки, и мне хотелось крикнуть громко – очень громко, так, чтобы услышали все:

– Не обижайте детей, берегите Ангелов!

Леонид Гаркотин

11 октября 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
 Нужно бороться за невинность наших детей! Нужно бороться за невинность наших детей!
Вирджилиу Георге
 Нужно бороться за невинность наших детей! Нужно бороться за невинность наших детей!
Виржилиу Георге
Какое будущее ожидает детей, которые лишаются невинности еще до окончания школы? Когда они уже осквернили свои тела и души? Когда они уже не верят в любовь?..
Бабушка, а почему? Бабушка, а почему?
Педагогические заметки
Бабушка, а почему? Бабушка, а почему?
или Разговоры с внуками

Педагогические заметки
Лариса Калюжная
– А почему, бабушка, когда соврешь, то радуешься, а когда скажешь правду, то хочется плакать?
О добре и зле. Ч. 1. Детские сочинения О добре и зле. Ч. 1. Детские сочинения
Людмила Бонюшкина
О добре и зле. Ч. 1. Детские сочинения О добре и зле. Часть 1
Детские сочинения
Людмила Бонюшкина
Для детей добро и зло не философские категории и не социальные одобряемые или неодобряемые понятия, а целостное внутреннее переживание правильного и справедливого устройства мира.
Праздник Введения глазами православной многодетной мамы Праздник Введения глазами православной многодетной мамы Праздник Введения глазами православной многодетной мамы Божьи детки,
или Праздник Введения глазами православной многодетной мамы

Валентина Куколевская
Из потока раздумий меня вызывает грустная нотка в детском голосе: «Мама, можно тебя улыбнуть?» Мой несказаныш, мой ненаглядыш, трехлетний сынишка, каким-то сверхъестественным образом уловил мою тоску и прибежал на помощь. Только истинная любовь может быть так внимательна и пронизывающе участлива. И отходит уныние, и сердце мое тает под кротким взглядом невинной детской души.
Дети и старики Дети и старики
Анна Лелик
Дети и старики Дети и старики
Анна Лелик
Дед ушёл, и навсегда ушёл этот взгляд. Тот, что бывает только у деда. В нём и боль, и тоска, и в то же время готовность пошутить, поддержать. Во взгляде деда древности столько, что невольно веришь: он всё видел — и Куликовскую битву, и Суворова, и Первую мировую... Что в душе у него происходит — не знаю, но взгляд выдаёт тоску по великим сражениям, по морским боям, по верной боевой подруге и погибшему товарищу. Во взгляде стариков настоящая романтика — жёсткая, суровая, с надрывом и сдерживаемыми слезами.
«Семя, посеянное в душах детей, принесет плод» «Семя, посеянное в душах детей, принесет плод»
Репортаж из православного детсада
«Семя, посеянное в душах детей, принесет плод» «Семя, посеянное в душах детей, принесет плод»
Репортаж из православного детского сада «Святой Иоанн Новый Сучавский» (Румыния)
Детский сад «Святой Иоанн Новый» в румынском городе Сучавы – подлинная солнечная поляна в мрачных джунглях современного мира. Здесь прививается детям православный образ мысли и жизни. Дети все вместе часто молятся в храме на литургии, причащаются; они учатся добру и состраданию, посещая вместе с родителями детские дома и дома престарелых. Их воспитатели убеждены: взрослея, эти дети будут примером для многих.
Комментарии
Татьяна15 января 2018, 17:00
когда я 3 раз пришла в Храм с целью отстоять всю Литургию, взяла с собой младшего ребенка 3 лет. 2 часа - для него было долго, а у меня не хватило ума понять это. Он нашел себе забаву: прятался за колонной и радостно оттуда выглядывал. Матушка из Монастыря при Храме строго сделала мне замечание, призвав угомонить ребенка. А я обиделась, взяла его на руки и ушла. На целых 5 лет.
Теперь, если вижу мамочек, чьи детишки буйствуют в Храме, а их ругают, гонят, стараюсь потом отыскать их и поддержать стремление ходить в Церковь.
Татьяна 3 июля 2015, 17:18
При виде того, как ведут себя дети в храме, возникает 2 вопроса:
1. Почему, когда нас, в 60-е годы, приводили в храм, нас ставили всегда у самой решетки солеи, иногда даже без взрослых (у великого Картье Брессона есть такая фотография - именно в моем родном храме Воскресения Христова в Сокольниках), и мы там стояли буквально не дыша в потоках благодати, изливающихся из алтаря, а теперь детям стелют коврик с игрушками где-то на задворках? Если уж они ангелы, так и надо давать им вкусить литургической благодати, а не изолировать от службы.
2. Почему одни и те же православные гимназисты начальной школы в одной и той же домовой церкви совершенно по-разному ведут себя, когда они приходят туда в воскресенье с родителями (стоят на ушах) или когда их приводят туда учителя на будничную службу без родителей (стоят как свечечки)?
леся24 мая 2015, 08:58
После статьи и комментариев страшно стало идти в Церковь с грудничком. Оставить не на кого. В Церковь сходить хочется, но вдруг плакать начнет и кому помешает? Видно придется потерпеть пока не вырастет, чтобы оставить на бабушек,дедушек и не нервировать никого.
Инна13 декабря 2013, 13:40
в нашем городе проблему бегающих детей решили мудрые священники, отгородив в дальнем углу храма место и постелив туда коврик на котором много игрушек, детки приходя в храм сразу бегут в такой детский уголок, и под присмотром родителей , тихо играют до причастия,
Алексей24 октября 2013, 23:15
Господи, приведи в Церковь свою побольше таких же мудрых, добрых и милостивых священников, как этот батюшка. Избави нас Господи от бесов злобы, гнева и невнимательности. Спаси нас Господи, многогрешных и Сохрани от темных духов. Созижди в нас сердце смиренное, незлобливое и милостивое к людским слабостям и порокам. Позволь нам наполнить своё сердце любовью к Тебе, и позволь нам страшиться Тебя, дабы знать цену Совершенной Любви Твоей и Твоего Совершенного Гнева. Дай нам то, что нам полезно. Да будет Воля Твоя, а не наша. Аллиллуйя.
ирина23 октября 2013, 15:51
Я мамою стала в березні 2013 року, і мене настільки тронула ця стаття - шо я зараз сижу і плачу, і не можу зупинитись. Дякую....
Evgenia Bolshakova21 октября 2013, 14:00
Да как же дети не ангелы?! Такое могут говорить, только люди, у которых нет детей! Ангелы, потому что чисты и невинны. И вот я не понимаю, что плохого, что после службы 3х летние дети бегали по храму??? Это же не 6-7 летние лбы, которые уже хорошо понимают, как себя вести в храме, а 3х летки еще совсем малыши. А уж ругать и выгонять родителей-вообще последнее дело. Неужели нельзя по-доброму сказать, что, мол, присмотрите за детьми, что-то они разбегались...
Константин18 октября 2013, 21:52
У меня у самого трое детей и я не кому не разрешаю бегать по Храму. Здесь кто-то правильно сказал, что не надо путать воспитание со вседозволенностью. Дети не должны бегать по Храму не во время службы не после нее.
Марина Мигай18 октября 2013, 11:32
Действительно жаль, что мало таких священников и много таких Серафим. Но...многие прихожане, приводящие своих малых деток, не задумываются о том, что детям не надо проводить всю службу в храме. Лучше тихонечко прийти к самому Причастию и так же тихонечко сразу уйти. Нет, ребятишек зачастую заставляют пробыть все два часа в храме, родителям же надо молиться.Но воспитание детей и есть молитвенное делание. Все должно быть по силам. Не может ребенок стоять молча не двигаясь, ему как воздух необходимо движение. А делающие замечания родителям и детям, скорее всего не водили своих детей в таком возрасте в храм, росли они по яслям и детским садам, потому и мешают чужие дети. Здесь пишут, что дескать наше поколение не было такими. Да вы видимо росли в другой стране...поколение военных детей и их детей вообще практически в храм не ходили. Храмы то заполняться начали всего лет 20 назад. А те, кому посчастливилось расти при храме и они вошли сейчас в преклонный возраст, они никогда не опустятся до такого поведения. Болеем мы, потому и ходим лечиться в храм, а ангелы годам к 13-ти к сожалению в большинстве своем улетают из храмов и вернутся ли?.. берегите Ангелов и друг друга.
р.Б.Иулия17 октября 2013, 14:08
Я тоже за ВЗАИМНУЮ любовь!

А по поводу воспитание детей на Кипре у меня иной взгляд.
Инна16 октября 2013, 14:18
Наталья И.:
"Читатели успели обсудить все грани этой проблемы: и «грешность» маленьких детей, и плохое воспитание, и неблагоговейное поведение перед святыней, и безответственных родителей, не следящих за поведением детей в храме… И все это правда. Я все это сама видела в храме. И сама так же думала, внутренне раздражаясь и осуждая и детей и их родителей, когда поведение таких детей мешало мне на службе… Но «правда» эта – фарисейская. Здесь нет любви."

Это всего-навсего вопрос воспитания, и не столько детей, сколько даже родителей.
Или вам есть дело до окружающих, или вам все равно. Ваш ребенок будет на голове стоять, а вы будете сопкойно молиться, а уж если он мешает кому-то - это его, фарисея,проблемы. Речь идет не о детях, которые закапризничали и мама их увела на время на улицу, а о тех, которые бегают, щумят и ведут себя неподобающе. А родителям все равно. И, повторяю, это вопрос самой обычной интеллигентности - или вам стыдно мешать окружающих и вы стараетесь занять своего ребенка, или вам не стыдно, наоброт - это вам все должны. У вас есть в таком случае хоть минимальная любовь к окружающим?
Наталья И.16 октября 2013, 12:15
Полностью согласна с комментарием Оксаны об отношении к детям в церкви на Кипре! То же самое я вижу в Сербии и в Черногории (куда каждый год ездим всей семьей): детям в церкви не делают замечаний, они никого не раздражают, никому не «мешают молиться», я не видела ни одного гневного взгляда, только – любовь, внимание, терпение. Разве сербы не молятся? Разве на богослужении они заняты только тем, что улыбаются своему и моему ребенку, ласково трогают за ручку, дают цветные камушки и веточки травы?.. С другой стороны, не видела я и такого, чтобы дети бесчинствовали в храме – выходят на улицу и бегают там.
Благословляясь там у одного батюшки, я «пожаловалась»: дескать, ребенок долго в храме не стоит, убегает, балуется… благословите, чтоб поспокойнее был. А он с юмором так ответил: если бы не так было, люди бы сказали, что больной.
Скольких друзей и знакомых я приобрела в Сербии и в Черногории только благодаря ребенку! Потому что чадолюбивые сербы обращают внимание на моего ребенка и начинают общаться с ним, а потом и со взрослыми разговор завязывается…
Почему у них так? Наверное, культура в обществе другая…
Наталья И.16 октября 2013, 12:13
Читатели успели обсудить все грани этой проблемы: и «грешность» маленьких детей, и плохое воспитание, и неблагоговейное поведение перед святыней, и безответственных родителей, не следящих за поведением детей в храме… И все это правда. Я все это сама видела в храме. И сама так же думала, внутренне раздражаясь и осуждая и детей и их родителей, когда поведение таких детей мешало мне на службе… Но «правда» эта – фарисейская. Здесь нет любви.
Когда у меня появился свой ребенок и я стала его приводить в храм, я в полной мере ощутила на себе эту проблему с другой стороны – со стороны родителей. Ребенок у меня по темпераменту активный, по характеру общительный и веселый до баловства. И вот, при всех усилиях держать ребенка в рамках благочестия и ограничивать его активность в храме, нам тоже доставались раздраженные замечания и фарисейские поучения. Хорошо, что все это высказывалось мне (лично на ребенка никто не кричал).
… Вот так Господь приводит к пониманию того, что мы должны терпеть друг друга, смиряться, «друг друга тяготы носить». Ведь все мы, вместе молящиеся в одном храме, причащаемся из одной Чаши, составляем Тело Христово – Его Церковь. А главным признаком, выделяющим Его учеников, должна быть взаимная любовь.
Когда стараешься этому следовать, то складывается совершенно другая «картина»: так много прихожан нашего храма любят моего ребенка: каждую службу кто-то дарит просфору, каждый праздник – подарки, помогают за ним следить и радуются каждому его появлению в храме.
Эльвира16 октября 2013, 06:27
Полностью согласна с мнением Чистяковой Елены Ивановны. дедушка явно сгустил краски. Кстати начать ему надо было с себя, так как несмотря на то, что служба закончилась и храм опустел, он по прежнему Дом Божий и пустопорожние разговоры надо было вынести за порог храма. С уважением, Эльвира.
Юлия15 октября 2013, 19:36
У нас небольшой приход, хожу в греческую церковь за неимением русской. Так вот есть одна семья чадолюбивых греков. Они сами молятся, глаз от алтаря не отводят. А их малец лет четырех слоняется по храму, пристает к людям и постоянно издает какие-то достаточно громкие звуки. Даже когда батюшка посреди храма читает, этот ребенок в дуэте с ним что-то трещит на всю церковь, и его трещание еще разносится эхом.. Это трудно! Родители чадолюбивые своего ангела никак, извините, не заткнут. Они заняты, они молятся.
Если есть маленькие дети, то многие священники уже писали, можно их приводить прямо к причастию. Что тут еще объяснять.

А та история про ангелов, с детьми играющих, на которую частенько ссылаются, так то было в келье у старца.
р.Б. Наталия15 октября 2013, 17:40
Мне очень жалко мамочек с маленькими детьми, особенно которых приходиться на руках периодически держать. И замечание можно делать только с любовью, а лучше всего вообще не делать,
ведь мамы сами не в восторге от такого поведения детей. Тем более дети сейчас совсем не такие, какими были мы и старшее поколение (почему то). Все хотели бы иметь спокойных детей, которые бы всю службу стояли рядом и никого не отвлекали, но их единицы. Посмотрите, мамочки активных и капризных детей даже выглядят по-другому (сами на взводе, уставшие, хотя тоже хотели помолиться), в отличие от мам спокойных детишек,
Но ангелами я детей не считаю. И дети все разные, как и взрослые. И родители НЕ виноваты, что у них такие дети и не все зависит от воспитания. И у детей, в отличие от ангелов есть грехи. И почему тогда от этих ангелов к школе, а уж тем более к подростковому возрасту остаются единицы.
Кстати, многим современным детям такие замечания необходимы, но не всем и не всегда.
Елизавета Карпова15 октября 2013, 10:39
Лучше постараться увидеть суть рассказа - такой манерой Серафима. хоть и верные слова говорившая, отвратит тех, кто еще только входит в храм, а за детками в храме следует присматривать, обучать их сызмала, что это храм Божий, поэтому здесь ни бегать, ни шуметь не подобает. Дети лучше взрослых понимают, что в храме не подобает вести себя как на улице и во дворе. Так и бытовые разговоры лучше разговаривать за стенами храма, ведь полон храм или пуст (как мы видим), он всегда храм Божий и всё суетное следует оставить за порогом. И себя, и детей надо удерживать здесь от суеты, шумных и отвлеченных разговоров, и тем более от шалостей. Взрослые, с которыми дети приходят в храм, сами должны следить за собою, тогда и деткам не придет в голову вести себя в храме недолжным образом. Дети поистине Ангелы, но взрослым следует заботиться, чтобы они не теряли ангельской сущности как можно дольше!
прихожанка15 октября 2013, 00:20
Да, тема наболевшая:)!
А для Инны: где вы нашли у меня, что я за бегающих детей и против воспитания? Я против не христианского отношения такого. Кому тяжелее всего, вам на службе или матери, которая постоянно с детьми и конечно же не ставит себе целью кому то мешать! Воспитание- это длительный процесс. Нельзя сказать ребёнку раз и он будет так делать как тебе бы хотелось. На всё уходит время и силы. И уж поверьте, что намного тяжелее доехать до церкви с детьми и там ещё с ними справляться, чем одной и просто сосредоточится на молитве. Может и о этих матерях помолитесь, чтоб Бог дал им силы да и чтоб дети в терпении упражнялись. Или другой раз ребёнку что-нибудь полезное к душе скажите, если вас беспокоит.. А к чему злость с недовольством в церкви?
А дети будут подрастать и набираться уму и надеюсь всё с большим и большим уважение относиться к церкви, с нашей и вашей помощью.
И кстати я не знаю не одной матери, кто бы простояла всю службу с детьми. Постоянно выходят наружу дадут ребёнка выбегаться и опять в церков не надолго и так по кругу. Просто все не выходят в один момент:).
Наталья14 октября 2013, 22:18
Люди!!! Отчего же Вы такие жестокие?!
Права Светлана, что не в каждом храме есть такой священник, но в каждом, обязательно, найдётся такая Серафима.
Сколько здесь высказываний таких умных, начитанных христиан, которые верно знают как правильно молиться, как воспитывать детей, как человека привести к Богу. Вы сами это делали? У Вас всё получилось? Слава Богу! Значит Вы знаете чего это стоит. В противном же случае - не Вам давать советы!!! Но вот знаете ли Вы как любить ближнего и в любви и уважении растить и воспитывать детей (не в сюсюканье, конечно)? По моему разумению этот вопрос не требует ответа. Судя по многим комментариям, души у авторов озлобленны, полны сарказма, и любить ближнего не способны. Все мы не без греха.
Известно, что очень тяжек мамин труд. А если в храме Вы предложите помощь такой маме, которая, явно, не справляется. Не думаю, что она откажется. Возможно, один раз, из вежливости скажет "нет". Но, все-таки, будет очень рада и благодарна такому участию! Или воспитание детей в христианской общине - дело каждого?! Мы же все - братья и сёстры!
А статья - хорошая и, весьма, правдивая.
Спасибо!
А&14 октября 2013, 21:37
Присоединяюсь к тем, кто еле дочитал эту фальшивую историю до конца. Ненатурально все и приторно до ужаса, мораль за уши притянута. Просто очередная страшилка про храмовых "ведьм", очередное оправдание невоспитанных детей и не воспитывающих родителей, очередная попытка показать общую нерадивость священников, кроме некоторых, составляющих скорее исключение. Обидно, что такое опубликовали.(Сама как многодетная мать считаю, что дети в храме не должны бегать ни при каких условиях и ни в каком возрасте. А уж тем более, если они так рассудительны, как показано в данном фантастическом произведении)
Лиза.14 октября 2013, 19:50
Спасибо за рассказ. Тема наболевшая. У нас хороший батюшка и каждый расшалившийся ребёнок идёт к Причастию и к каждому батюшка находит подход.
Мы пришли в наш приход из другого, где была женшина, выгоняюшая родителей и детей со службы, приход на грани вымирания, остались пожилые прихожане.
Наталья И.14 октября 2013, 18:14
Полностью согласна с комментарием Оксаны об отношении к детям в церкви на Кипре! То же самое я вижу в Сербии и в Черногории (куда каждый год ездим всей семьей): детям в церкви не делают замечаний, они никого не раздражают, никому не «мешают молиться», я не видела ни одного гневного взгляда, только – любовь, внимание, терпение. Разве сербы не молятся? Разве на богослужении они заняты только тем, что улыбаются своему и моему ребенку, ласково трогают за ручку, дают цветные камушки и веточки травы?.. С другой стороны, не видела я и такого, чтобы дети бесчинствовали в храме – выходят на улицу и бегают там.
Благословляясь там у одного батюшки, я «пожаловалась»: дескать, ребенок долго в храме не стоит, убегает, балуется… благословите, чтоб поспокойнее был. А он с юмором так ответил: если бы не так было, люди бы сказали, что больной.
Скольких друзей и знакомых я приобрела в Сербии и в Черногории только благодаря ребенку! Потому что чадолюбивые сербы обращают внимание на моего ребенка и начинают общаться с ним, а потом и со взрослыми разговор завязывается…
Почему у них так? Наверное, культура в обществе другая…
Наталья И.14 октября 2013, 18:12
Читатели уже успели обсудить все грани этой проблемы: и «грешность» маленьких детей, и плохое воспитание, и неблагоговейное поведение перед святыней, и безответственных родителей, не следящих за поведением детей в храме… И все это правда. Я все это сама видела в храме. И сама так же думала, внутренне раздражаясь и осуждая и детей и их родителей, когда поведение таких детей мешало мне на службе… Но «правда» эта – фарисейская. Здесь нет любви.
Когда у меня появился свой ребенок и я стала его приводить в храм, я в полной мере ощутила на себе эту проблему с другой стороны – со стороны родителей. Ребенок у меня по темпераменту активный, по характеру общительный и веселый до баловства. И вот, при всех усилиях держать ребенка в рамках благочестия и ограничивать его активность в храме, нам тоже доставались раздраженные замечания и фарисейские поучения. Хорошо, что все это высказывалось мне (лично на ребенка никто не кричал).
… Вот так Господь приводит к пониманию того, что мы должны терпеть друг друга, смиряться, «друг друга тяготы носить». Ведь все мы, вместе молящиеся в одном храме, причащаемся из одной Чаши, составляем Тело Христово – Его Церковь. А главным признаком, выделяющим Его учеников, должна быть взаимная любовь.
Когда стараешься этому следовать, то складывается совершенно другая «картина»: так много прихожан нашего храма любят моего ребенка: каждую службу кто-то дарит просфору, каждый праздник – подарки, помогают за ним следить и радуются каждому его появлению в храме.
Татьяна Сикач-Зорина14 октября 2013, 17:10
Да, тема наболевшая, вон скольких за живое задела.
На мой взгляд, в каждом случае надо исходить из конкретной ситуации.Только детей одним мармеладом не выкормишь.
Инна14 октября 2013, 16:37
Прихожанке.

Почему вы думаете, что те, кто считает, что дети не должны в храме бегать, все без детей? Может быть, они просто стараются детей воспитывать?

Я не понимаю, зачем, если ребенок устает, начинает баловаться, капризничать, зачем же его держать 2-3 часа на службе? И он не молится, и окружающим мешает.
Представьте, что вы живете в коммунальной квартире, и в соседней комнате - больной человек, или такая же мама с маленьким ребенком, которая ночами не высыпается. Наверно, вы не позволите детям кричать, буянить, найдете какие-то слова, отвлечете? А в храме людей уважать не надо?

Живу в Москве, все приходы здесь, в основном, большие, конечно, множество прихожан - с детьми. Сколько замечала, малыши бегают и капризничают только у тех, кто за детьми не смотрит. Всегда можно выйти на улицу, в притвор, отвлечь ребенка, потом вернуться в храм. Если уж совсем не может спокойно стоять - приходить к причастию.
Елена14 октября 2013, 12:34
Не верю.
Поддерживаю других комментаторов, которые подчеркивают фальшивость этого рассказа. Автор или увидел ситуацию своими глазами, но скорее всего выдумал все диалоги, особенно детские.
Спасибо, что привели высказывание о.Иоанна (Крестьянкина).А также спасибо о.Павлу.
Детей надо воспитывать с детства к благоговейному отношению к Церкви. Сколько таких, которые с шумом в детстве носились по храму, но где они теперь, когда подросли?
Ирина14 октября 2013, 11:41
Простите.
Мне тоже бы хотелось, чтобы молодые мамы присматривали за своими маленькими Ангелами, чтобы они такими бы и оставались. Пусть не всю службу деточки отстоят, но должны учиться понимать где они находятся, и не "компотик" они пьют, и не боженька на иконах, а Господь, что Он милостив, но и строг... Печально...Но грубить и кричать в храме никак не надлежит, за каждую выгнанную душу ответ дадим. И те, кто прогнал грубостью, и те, кто не трудится над своим чадом. Господь же сказал: " Пускайте детей ко Мне." Давайте все учиться делать это.
прихожанка14 октября 2013, 06:16
Здравствуйте. Я вот согласна с коментариями, что люди, кто недовольны детьми, как правило сами без детей или уже давно забыли, что значат маленькие дети. У меня у самой 2 маленьких ребёнка. Одному почти 3 года, другому 8 месяцев и почти у всех моих знакомых маленькие дети. Так вот детки такого возраста всегда любят немножко поболтать, немножко поиграться. Они ведь не взрослые и не могут просто тихонько себя вести, ещё не научились. Зато им в церкви нравится. Извините пожалуста, что мы вас отвлекаем. Я уже и сама начала думать, что мне с маленькими детьми наверно и не надо в церковь ходить, люди как то не подоброму, с раздрожением относились. Осталась я дома на несколько воскресений, думаю, не буду не кого раждрожать, да и самой тяжело, маленький ребёнок на руках, второй везде суётся, всё ему интересно, я только и успеваю за с трудом. Вообщем решила сидеть дома, думала так лучше. Так сын начал по утрам просыпаться и к моему удивлению в церковь проситься. Один, другой раз.. Ладно, думаю, ребёночку в церковь так хочется, съезжу на чуть-чуть. Помолившись, поехали. Так Бог так нам помошь в церкви начал посылать. Как приехали, подхватила нас сразу незнакомая бабушка и начала со всем помогать. И к причастию мне помогла с детьми подойти. Просто чудо, как она не один раз нам помогала с тех пор, как не откуда появится, сунульку займёт, да так по-доброму! Спасибо Господи, а то я уже сдалась.
Великий труд преводить детей в церковь, пожалуста не судите за это строго!
mamatata13 октября 2013, 17:56
Рассказец елейный вышел. Не верю. У меня трое, тяжело это - в храм с ними ходить. И дети, они, конечно, ангелы, но.... бывают такие НЕ ангелы:( Как-то у них это полосами происходит. А Серафим этих сначала не любила - теперь сочувствую. У нас они тоже в церковной лавке стоят. Раньше думала: зачем их таких держат? Они же человека просто убивают или грубят, причем цинично так. Возьмите вы на работу тихого доброго человека и всем будет хорошо... А потом прочитала статью о том как один доброволец решил сам в свечной лавке поработать, не выдержал, горемычный, и месяца. Вот так вот. А кто не обозлится на такой работе? - пойди стань туда сам, тогда вся твоя доброта и проявится в лучшем виде. Такое о себе узнаешь, чего, быть может, во всю твою жизнь в голову бы не пришло. Это, кстати, сродни хождению в храм с детьми, от самых их младых ногтей. Все круги ада пройти имеешь возможность. Согласна с отзывами в том, что в жизни все и сложнее и многограннее и многообразнее и прекраснее. И слава Богу....
Анна13 октября 2013, 17:42
Как то не приятно такую статью было читать.Сюсюканье какое то, дети-ангелы, Серафима - как козел отпущения, а родители(дедушки, бабушки) - вообще не при чем.Батюшка правильно родителям сказал, что детей надо держать на руках или за ручку. И не так и трудно научить детей вести себя в доме Божьем с благоговением, если сам относишься так к храму.
Татьяна13 октября 2013, 17:16
Странно: ангелы - безполые, дети рождаются мальчиками и девочками - дети никак не могут быть ангелами! Зачем называть ребенка ангелом!? Спаси Бог.
Инна13 октября 2013, 12:48
Владиславу:

Как говорил о. Варсонофий Оптинский, по святой обители и пройти надо особенно, с благоговением. Храм - дом Божий. А кто в детстве по нему бегал, тот в 70 лет туда уже не придет.
Николай13 октября 2013, 11:42
Владислав, искренне желаю Вам не «стоять в храме», а молиться сосредоточенно и благоговейно так, чтобы Вы могли молитвенно сказать: «Да усладится Ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе». Тогда Вам захочется поклониться Творцу, а не детям. И тогда Вы всем существом своим почувствуете, как неуместно в храме всё, что отвлекает Вас от Главного. Остальное можно в клубе получить – там можно и побегать, и попрыгать, и посидеть, и постоять, и поговорить, и попеть ...
Лучшая молитва в благоговейной тишине мерно совершающегося Богослужения.
А, если нет службы, то просто в тишине и безмолвии.
священник Павел13 октября 2013, 00:45
Потом эти дети будут в храм дверь ногой открывать. Сначала рисуют на лавочке, бегают по храму,смеются и толкаются перед Причастием, а потом слезы родителей и распущенное дитя. Серафима перегнула палку. И родители бегающих детей совершают грех. Церковь это Дом Божий всегда и не важно есть служба или нет.
Виталий13 октября 2013, 00:40
Мы часто не замечаем как раним ближнего своею раздражительностью и гневливостью. Раба Божия Серафима оступилась, согрешила, но Божиим промыслом сразу была наказана и покаялась. Замечание она сделала правильное, но относиться оно должно было к тем родителям, которые привели деток в детский сад, а не в храм. И, конечно же, могло быть совсем в другой манере. Батюшка, как истинный пастырь, и внимание детей обратил к Богу и показал пример кроткости в нравоучении.
Владислав12 октября 2013, 21:59
Стоп, стоп, служба ведь закончилась, дети никому не мешали. Это раз.
Потом я рассуждаю так: кто я такой тут, что мне кто то или что то может помешать молиться! Стою в храме и слава Богу! Рядом братья и сёстры мои любимые, христиане!
Бабушка Серафима, наверное не имела своих детей, или одного - двух. Это было давно, забыто. Внуков нет, одинока. Привыкла жить для себя и это трудно перестроить.
Любви нет в нас, от этого всё.
А дети то ангелы, это точно! Чистота! На колени можно перед ними встать.
А о благоговении в храме или перед иконами они лучше нас знают, не лицемерно. Потом всё будет нормально, всему своё время. В 70 лет уж точно по храму бегать не будут.
Наталья12 октября 2013, 21:19
Любовь к детям и вседозволенность разные вещи. Люди пришли сосредоточенно говорить с Богом, у кого то горе, кто то запутался в пороках - ищет выход, а в это время молодая мамочка упоительно водит своего малыша по всему храму, любуясь выходками чада и привлекая всех умиляться. Это не правильно и как говорит профессор Осипов А И - грех, грешно отвлекать многих молящихся детскими шалостями.
Нина12 октября 2013, 18:34
Я согласна с тем, что Серафиму мазать черной краской нельзя. И делать нарицательным именем в комментариях тоже бы не стала. Потому что мы сами часто грешим также, и потому что мы не знаем, что было у нее на сердце. Может, она защищала храм от неблагоговейного отношения? Ну да, не так, как хотелось бы. Но как она отреагировала на слова батюшки! А сколько из нас смогло бы также? Или начали спорить? А оправдываться?
Батюшка молодец, он увидел, что у детей может остаться страх или негативное воспоминание о храме, и исправил ситуацию. Но сказал на руках и за ручку держите детей.
Аноним12 октября 2013, 17:14
Согласна с Дмитрием Панферовым. Дети - это тоже люди! Мы все наверняка наблюдали, что в детях тоже как и во взрослых бушуют страсти, ведь никто не отменял первородное повреждение (мол после крещения он прощается - ничего подобного). Любовь к детям не должна переворачивать Богом устроенную иерархию в семье от старших к самым младшим: сначала дедушка, бабушкой, затем папа, потом мама, и только потом дети, и те по старшинству. Тогда, взирая на образы старших родственников,детям хочется взрослеть, хочется развиваться и быть такими же мудрыми. Но что будет, если поставить во главу семьи ребенка? А уж если приравнивать ребенка к Ангелам? Ангелы - совершенно другие существа. Я понимаю, когда из ласки называют ребенка ангелочком, как бы сравнивая, хваля. но совсем другое дело, когда "вы за руку держите Ангела". Это очень сильная фраза, очень убедительная, после нее благоговеть перед ребенком. Но кто кого воспитывает?
Инна12 октября 2013, 16:36
Ольге.

Дети должны быть в храме столько, сколько могут. Могут 10 минут - значит, только десять. Один батюшка говорил, что его знакомая многодетная семья так приходила в храм: к самому причастию, все дети, от больших до более взрослых, молча, без разговоров, причащались, кратко молились после причастия и тут же мать уводила детей. Пока не начались капризы, болтовня, беготня. Все выросли глубоко верующими людьми, благоговейно относящимися к храму и молитве.

Можно и нужно пожалеть женщину, уставшую, не справляющуюся с ребенком. Но ведь это - ЕЕ ребенок, кто его будет воспитывать? Она? Вы? Никто? В вашем случае - никто. Зачем держат ребенка на службе, если ему тяжело и скучно? Не знаю, насколько это полезно тем, кто слушает крики ребенка и его капризы, но самому ребенку это явно не полезно.
Денис12 октября 2013, 16:18
Согласен с автором статьи. Чаще всего от Бога отталкивают христиане своим далёким от христианского отношением к людям, в частности к детям. Христиане дай на Боже быть христианами на деле!
Сергей Чистяков12 октября 2013, 14:28
Хорошие отзывы . Полезные . В храме творится общая молитва к (С) Богу (ом) - величайшая ценность . Нарушение сей молитвы любой суетой есть грех . Что делать, чтобы не осуждать ближнего, совершающего грех, чтобы помочь ему и не плодить ошибки (огрех, грех )и не осквернять(потерей благоговения и страха Божия) дух общей молитвы ? Скажу из собственного опыта . Надо видеть в ближнем только себя . Вот мне Господь явно показывает какой я истинный перед Богом ! Зловонный, лицемерный, горделивый и маловерный . Всегда помощь( милость ) приходит ....
Галина12 октября 2013, 14:13
Слава БОГУ за все!А такие Серафимы тоже нужны,они учат нас терпению и смирению.Не поругайся она храме,так мы бы и не узнали какое чудо доверил нам ГОСПОДЬ.Да, родители многое должны,но кто их этому научил,особенно в наше время изобилия и вседозволенности,вот ГОСПОДЬ через батюшку все всем и разъяснил.

гость12 октября 2013, 13:01

Не надо делать из детей идолов. Дети не являются безгрешными, после грехопадения Адама и Евы мы от рождения наследуем грехопадшую природу.
Ольга.Украина12 октября 2013, 12:19
Да,дети многим мешают.
При всем старании они все-таки не могут себя вести совсем бесшумно.Значит - прочь их,вон из храма.Пусть бегают на улице,по грязи,по морозу,на руках у матерей,беременных,измученных.
Лишь бы НАМ не мешали!
Пусть приходят,когда станут бабками,если придут.
Я тоже хотела накричать,как Серафима,на ребенка,который нудился,топал и крутился.Но мой взгляд уперся в его мать,усталую,беременную,с еще одним капризничавшим ребенком на руках.И я не смогла...Закрыла рот и подумала,что буду молчать,чаже если этот ребенок будет орать и бегать.
В тот день мне было особенно хорошо молиться...
M12 октября 2013, 07:19
Досадно что такую статью опубликовали..
Дмитрий Панферов, спасибо за Ваш комментарий.
.12 октября 2013, 02:02
Сколько людей отвадили такие Серафимы от церкви. Тех, чья душа тянулась к Богу, а в храм отвести было некому, посоветоваться не с кем. И вот заходят они, делают ошибки и огребают. И далеко не у всех хватает сил вернуться. Потому что символом церкви для них навсегда остаётся упивающаяся своей правотой Серафима.
Елена12 октября 2013, 01:29
Господи Помилуй! Я очень люблю детей и люблю их в храме,даже когда они нарушают правила визжат и веселятся. НО, поверьте, очень четко видно детей, родители которых пришли благоговейно в храм (помолиться ли или просто так зайти), и детей, которые просто брошены, так же, как и в жизни. Такие дети, как правило, вообще не понимают что происходит, и в то время как их мама/папа исступленно стоят на коленях, лазиют где им вздумается и попутно роняют иконы (бывает и за 2 и 4 тысячи ), могут вполне благозвучно перетирать свои подростковые проблемы залезши на клирос и не тогда, когда хор громкогласно поет, а во время Херувимской или чтения Евангелия. Особенно весело когда во время праздничной службы с грохотом летит икона за пару тысяч (не рублей, но гривень).
Однажды я едва спасла свою грешную голову от падения тяжеленькой такой иконы.
Не в детях дело, а во взрослых.
Мне жалко детей, но если я вижу что родителям мягко говоря все равно, приходится делать детям замечание.
Сергей12 октября 2013, 00:42
Всегда в храмах это бич- проповедницы женщины... некоторые пытаются хозяйничать.А батюшки не благословляют к ним обращаться по своим духовным вопросам, только к священнику. а дети иногда конечно очень могут плачем мешать перед причастием, но это редкость.))) Кстати молодые священники после семинарии больше на менеджеров стали похожи, чем на батюшек...Но без храма нет спасения!
Оксана12 октября 2013, 00:15
Я уже около 20 лет хожу в Православные Церкви на Кипре. Детки здесь любимы всеми. И в Церквях Божих свободно топчатся и во время Службы. Как ангелочки сидят на ступеньках впереди всех. И встают и бегают ,которые поменьше ,и при этом вызывают у большинства умиление и любовь. Конечно если ребенок сильно капризничает, старшие идут с ним во двор чтобы не мешать Службе. Здесь так их воспитывают , любовью. Не строгостью, и постоянными одергиваниями.С взрослением ребенок сам понимает рамки поведения. И в большинстве своем при таком воспитании дети вырастают не избалованными , как может многим показаться, а умеющими любить, уважать Христианские обряды , ценить семью. Когда я езжу с моими тремя детьми домой в Россию я , к моему сожалению, чувствую разницу в отношении к детям
Михаил11 октября 2013, 22:11
"Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное"(от Матфея 19:13_14)Разве Господь говорит о всех детях? Конечно нет, но только о приходящих к Нему. А как можно придти к Нему, если занят мирскими утехами и развлечениями? По большей части беготня на службе и просто в храме говорит о соответствующем воспитании и вины здесь больше родительской, чем самого ребёнка, потому что привели ребёнка не в храм, не в Дом Молитвы, а так к "доброму дяденьке"(который, конечно же всё разрешает, да и родителя надо всячески хвалить и восхищаться им, ведь он привёл своего детятю в храм!).
Объяснить неподобающее поведение детей надо было не самим детям, а их родителям и не в храме конечно.
xenia11 октября 2013, 21:18
Легко возлюбить дальнего, а помочь тому, кто рядом,помощь неопытным прихожам да еще и с детьми и покажет ваше смирение, а мягкое замечание, а особенно вовлчение детей в храм- будет и Богу угодно и детям только пользу принесет. Сама хожу с детьми в храм,очень благодарна матушке- и строга и знает как с детьми общаться (у самой 4 детей) и во время подойдет и родителям поможет, ей очень благодарна, теперь детки в случае ссоры или еще чего поют с мамой Аллилуя и ищут образ Иисуа и Марии на иконах, ведь она, матушка рассказала им, что Иисус их друг в сердце. А я уже подхватила и мне легко дальше идти с ними к Богу, a у самой ни школы, ни родственников оцерквленных нет. Вот где ваша вера проявится, а то, что храм- не площадка для игр- и так понятно. Делами, а не словами веру свою показывать надо, не все дети сидят смирно, и не всех матерей отцы поддерживают, так что милые прихожане, протяните лучше руку помощи, чем осуждать...
Читатель 11 октября 2013, 18:30
Неоднозначная статья. Дети детям рознь и ведь даже самые малыши не свободны от первородного греха. И когда они шумят в храме их нужно учить благоговению. Дети должны привыкать и будьте уверены - их психика от этого не пострадает. Почему родители не сказали детям раньше "злой прислужницы" что шуметь в храме нехорошо. Убеждая читателя в том, что дети - выше всего, автор использует запрещенные приемы, описывая женщину как "визгливую" и священника как "мудрого". Все не так просто в жизни. Что-то в последнее время сайт ушел в какую-то ходульную дидактику.
Инна11 октября 2013, 17:00
Про то, что кричать на детей в храме нельзя (да и вообще ни на кого!) - это ясно, и обсуждению не подлежит. А вот веселящиеся дети...

Как говорил о. Николай Воробьев, если ребенок не приучен к благоговейному поведению в храме, если для него храм не святыня - это конец, потому что когда он вырастет, ничего святого у него уже не будет. И в трудную минуту идти ему будет некуда - храм для него не Дом Божий, а место, где можно болтать, бегать, играть... обсуждать свои дела... Когда дети кричали и бегали, они помнили, что в храме главный - Бог? Не думаю...
Ольга11 октября 2013, 16:27
Замечательный рассказ, добрый очень
Андрей11 октября 2013, 16:24
Я сам отец двоих детей, считаю что с детства надо приучать относиться к храму благоговейно. И конечно орать не надо, и обязанность это родительская. Вообще 90% этой работы должно быть сделано за стенами храма.
ruzolyan@yandex.ru11 октября 2013, 16:12
У нас таких Серафим пруд пруди в церкви! Им хоть взрослый хоть ребенок отчитают как школьника громко и чтоб все слышали! А вообще рыба гниет с головы!(С настоятеля храма) Мы были в городе Кашин мой ребенок решил в церкви рот открыть я его пресекла подзатыльником у меня в миг схлопотать можно за такое! И что вы думаете мне сказали что после службы можно я была в шоке насколько там проще отношение а вообще люблю церкви Кашина тепло в них!
Светлана Васильевна11 октября 2013, 16:03
Согласна со Светланой. Но и ведущим в святой храм детей (Слава Богу что ведут!!!) надо бы внимательно прочитать наставление старца Иоанна Крестьянкина (спасибо Елене Ивановне). Да и всем нам помнить, что ХРАМ СВЯТОЕ МЕСТО !
Ирина11 октября 2013, 15:44
Обратите внимание на слова батюшки:" НА РУКАХ своих и ЗА РУЧКУ держите вы Ангелов Господних, чистых, светлых и непорочных..." Существует правило поведения в храме, и, в частности, родителей с детьми, где сказано, что детей надо держать за руку и не позволять им бегать по храму, тем более если они "затеяли игру и весело, с криками, носились по опустевшей церкви", остановить и самим сделать замечание и объяснить, что церковь-это Дом Божий, а в храм люди приходят молиться.И даже, если храм уже опустел, остались только два священника, беседующих с прихожанами, я не уверена , что бегающие и кричащие дети не мешали внимать словам священника. Серафима в неправильной форме сделала замечание, детей гнать из храма нельзя, а наставлять как себя вести в храме надо. Ангелы и ведут себя по-Ангельски.
Сергейд Дикун11 октября 2013, 14:01
Да, Светлана, ты очень правильно заметила!
Дмитрий Панферов11 октября 2013, 13:59
Крошка девочка смиренно попросилась на ручки с громким плачем. А с другой стороны - не унималась, громко и истошно и визгливо кричала злая тетя. Черно-бело, контрастно, живописно, пристрастно и нечестно... Напоминило недавнее - невинные девчонки, панк-молебен и злой Гундяй. Дети - увы, не ангелы, просто много чище нас, взрослых. Тут же видно любование и умиление своей дитятей, что бы оно не творило, какой уж тут воспитание? Благоговение к храму, страх Божий - как это воспитать в детях, не имея самому? Ангелы не играют и не весело резвятся перед Творцом, а не "смеют взирати" и закрывают лица. В том, что детей элементарно не учат себя вести, виноваты не Серафимы, которые есть только реакция на это прискорбное явление...
р. Б. Алексей11 октября 2013, 13:44
Светлана, в точку!!! :))
Геннадий11 октября 2013, 13:21
Серафима, конечно же, не права. Объяснить можно по-доброму, а не орать и закатывать истерики. Но мне, кажется, когда дети по полной "отрываются" в храме - это тоже недопустимо. Благоговейное отношение к храму надо воспитывать с детства. Но всё должно быть разумно.
Валентин11 октября 2013, 13:16
За детьми родители должны присматривать и учить как и где себя вести. Разное бывает.
НАДЕЖДА11 октября 2013, 13:15
ДА,ТАКИХ ТЕТОК В КАЖДОМ ХРАМЕ ПО НЕСКОЛЬКО! ПРОСТИ ИМ ГОСПОДИ!
Чистякова Елена Ивановна11 октября 2013, 13:07
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
"Опыт построения исповеди."
....И еще надо напомнить об одном грехе неблагоговейного отношения к храму. Детям трудно выстаивать многочасовые монастырские службы. Они, естественно, выбегают на улицу и начинают около храма заниматься шалостями. Мало того, что они нарушают тишину обители, но они мешают молиться тем, кто по тесноте или болезни не может стоять в храме и слушает богослужение через открытые окна и двери. Дети есть дети. Им свойственна подвижность и шумливость. Но пусть дети играют и бегают вне стен обители. А к святому месту у них с ранних лет надо воспитывать благоговение. Если вы, бабушки, мамы, тетушки, взяли с собой ребенка в храм, то должны следить за его поведением, внушать еще дома, что храм – это место святое, а обитель – это не место для игр и шалостей, что даже пройти-то по ней надо с особым настроением и особой, благоговейной походкой....
Мне кажется, автор "приукрасил" Серафиму, а священнику приписал слова, которые сам хотел сказать.
Нина11 октября 2013, 13:00
Спасибо за светлый рассказ. но хочу заметить, что от таких "серафим", к сожалению, страдают не только детки, подростки, но и взрослые, которые только-только делают свои первые шаги на пути к Богу. И если деток еще можно воспитать в Вере, то такие взрослые могут быть потяряны навсегда из-за таких особо ретивых околоцерковных бабулек.
Алексей11 октября 2013, 12:48
Все правильно, дети они Ангелы, но что мешает родителям помочь понять где они находятся? А то ведь обычная картина, стоит мать или отец рядом со своим ангелом и ноль внимания, что тот уже скоро подсвечник завалит или своим бегом во время службы всех расталкивая мешает. Так что замечания Ангелам иногда все таки делать надо, но с любовью к ним.
Тамара11 октября 2013, 12:01
А у нас все хорошо, по воскресеньям шум, гам, народу много...БЛАГОДАТЬ (Женский монастырь СПб, на Карповке).
Валерия Хеллер11 октября 2013, 12:01
Серафима не должна была детей успокаивать,т.к. это ДОЛЖНЫ БЫЛИ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ!!! Храм Божий - не площадка для игр.
Светлана11 октября 2013, 11:23
жаль, что не в каждом храме такие священники есть, зато в каждом такая Серафима найдется
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×