Ранним утром в воскресенье я покинул Выру, где меня радушно принимал священник Стефан Фрайман, и отправился в западном направлении, продолжая свой путь по югу Эстонии. Людей в утреннем автобусе было немного. Меньше чем за два часа мы доехали до автостанции в городе Валга. Перейдя мост через железную дорогу, я вышел к зданию, где раньше размещался клуб железнодорожников (еще с царского времени). Именно здесь располагается теперь церковь Владимирской иконы Божией Матери (Московского Патриархата). О нынешнем церковном предназначении здания легко догадаться по куполам с восьмиконечными крестами.
Валга – самый южный эстонский город. Несмотря на свои небольшие размеры (здесь живет 12,5 тысяч человек), место это интересное и своеобразное. Во времена СССР тут размещалась ракетная воинская часть и находился крупный железнодорожный узел. Нынешняя Валга, потерявшая былое военно-транспортное значение, принадлежит двум государствам: по улицам города проходит граница между Эстонией и Латвией (формально латвийская часть – это отдельный город Валка). До 2008 года всем, кто желал перейти из одной части города в другую, требовалось выдерживать процедуру паспортного контроля. После присоединения Прибалтики к Шенгенскому соглашению пограничные посты убрали, и сейчас о былом разделении напоминают лишь пустые будки КПП. Конечно, знаки границы остались, ведь государственная принадлежность двух частей города не изменилась.
В латвийской части Валги в церковном плане всё спокойно: здесь находится церковь Иверской иконы Божией Матери (Московского Патриархата), построенная в 2005 году. Всё-таки Латвию юрисдикционные волнения обошли стороной: все приходы остались верными Русской Православной Церкви, а государство вернуло им значительную часть конфискованного советской властью имущества. А вот в эстонской части Валги проблемы были, причем проблемы серьезные. Не случайно в городе сейчас два православных прихода, один из которых подчиняется Москве, а другой – Константинополю.
Конечно, до того момента, как в Эстонии начались церковные нестроения, в Валге был один православный приход – во имя священномученика Исидора. Храм, что на улице Парги, не закрывался и в советские времена, хотя прихожан в нем было немного. В постперестроечные годы молящихся стало больше, но места хватало всем – и русским, и эстонцам. Однако когда эстонские власти поддержали раскольников, настоятель Исидоровской церкви протоиерей Валентин Савин решил покинуть московскую юрисдикцию и перейти к Константинополю. Сложно сказать, какие мотивы были у батюшки: предположений на сей счет немало, однако удостовериться в их истинности сейчас уже вряд ли возможно. В любом случае, антимосковская позиция настоятеля была тогда очевидной.
Правда, с отцом Валентином не согласились его прихожане: у валгаских верующих было иное мнение. Почти в полном составе члены прихода выступили против смены юрисдикции. Последовала череда событий, которую диакон Виктор Иванаев емко называет «войной». В то время отец Виктор был мирянином, но принимал активное участие в конфликте, который разгорелся вокруг Исидоровской церкви.
– Всякими хитростями они пытались забрать у нас храм, – рассказал мне отец Виктор. – Помню, мне пришлось выступать на заседании городского собрания, когда я пытался доказать эстонцам, что наш Исидоровский приход имеет давнюю историю, восходящую к XIX столетию. Но адвокат противоположной стороны, прибывшая из Таллинна, прямо нам заявила: «Скажите своему митрополиту Корнилию, чтобы он регистрировал приход под другим названием». Словно мы только вчера появились. Конечно, власть была на стороне раскольников. Мы были вынуждены отказаться от прежнего названия. Раскольники получили в собственность храм и почти всё остальное имущество.
По словам диакона, в свое время он ходил защищать церковь как «на вторую работу». Из-за своей принципиальности ему пришлось немало пострадать, хотя отец Виктор не очень любит вдаваться в подробности. Впрочем, о некоторых неприятных моментах он всё же счел возможным рассказать.
– Непонятно откуда появились бумаги, подписанные некоторыми из наших прихожан, с ложными обвинениями против меня, – вспоминает отец Виктор. – Писали, что я им якобы угрожал. В Латвию (где я жил) из Эстонии за мной приехала полицейская машина: меня хотели арестовать. Я полдня уговаривал полицейского (он русский, православный, ходил в церковь), чтобы он меня не забирал, что я в Эстонию больше не пойду. Даже соседку просил помочь: она знала его маму. Так вдвоем мы полицейского уговорили, но после этого случая я на эстонскую сторону Валги уже не ходил. Хотя меня потом хотели еще обвинить в краже в Исидоровском храме.
– Но ведь сейчас с вас все обвинения сняты, иначе как бы вы могли служить в храме на эстонской территории?
– Да, сейчас я спокойно хожу и езжу в Эстонию. Но ведь и изначально обвинений-то не было, просто нужно было захватить церковь, а я не давал, собирал людей. Когда они меня отогнали, тогда и смогли всё полностью захватить. Но из наших старых прихожан никто не захотел оставаться в храме, принадлежащем Константинополю. Я как-то заходил в этот храм: нужно было получить у них документ, подтверждающий крещение дочери. И до сих пор помню свои впечатления: стою я в церкви, в которую много лет ходил, и чувствую, что она мне стала чужой. Почему? Потому что духа нет.
Сам отец Виктор с момента своей диаконской хиротонии (в 2004 году) служит в приходе Владимирской иконы Божией Матери. Диаконский сан он решился принять во многом благодаря просьбе предыдущего настоятеля – священника Иакова Метсалу. В будние дни отец Виктор занят на светской работе (под его руководством – мастерская по переплету книг и сапожная мастерская), а в выходные служит в храме. В том, что у отца Виктора действительно замечательный голос, я смог лично убедиться на воскресной Литургии.
В тот день, что я был на службе в Валге, богослужение началось в половине девятого, с чтения Часов. В храме было прохладно и немного сумрачно: окна в нем только по одной стене, причем они непрозрачные, цветные и поэтому не очень хорошо пропускают свет. Конечно, кому-то нравится таинственный полумрак, но многие предпочитают светлые, залитые солнцем храмы. Впрочем, надо быть объективным: здание, ныне принадлежащее приходу Московского Патриархата, никогда не планировалось использовать для проведения богослужений. В царские времена здесь размещался Дом железнодорожника, затем пристраивали новые помещения. Тут были в разное время клуб, бар, бильярдная… Затем здание было заброшено, обветшало, вокруг всё заросло бурьяном и кустарником.
Только в 1998 году православной общине удалось купить этот дом. Причем не без труда: власти ранее отказывали православным в покупке или аренде других помещений, хотя потом спокойно продавали эту же недвижимость в собственность сектантам. Православные, оставшиеся верными Московскому Патриархату, вначале молились в ограде своего бывшего храма, а затем, будучи изгнанными оттуда, собирались на кладбище и в обычном жилом доме. Богослужения совершал священник Иаков Метсалу, а в январе 2006 года в Валгу прибыл отец Владислав Алёшин.
К слову, в день моего приезда в Валгу отец Владислав проводил очередное занятие воскресной школы (для взрослых). Тема была выбрана антисектантская, с разбором заблуждений протестантского толка и с разъяснением важных доктрин Православия, таких как иконопочитание и почитание святых. Батюшка вел свой рассказ интересно и последовательно, иногда включал магнитофон с проповедью одного из современных миссионеров, задавал вопросы. Занятие мне понравилось: с одной стороны, оно было информативным, с другой – участие самих прихожан в обсуждении проблемы не позволяло уроку превратиться в сухую и скучную лекцию. По ходу занятия я не только слушал (а иногда и говорил), но и поглощал предложенную мне трапезу. Затем отец Владислав провел для меня небольшую «экскурсию» по помещениям церковного здания.
Комнат в нем оказалось довольно много – я даже подумал, что здесь нетрудно заблудиться из-за обилия коридоров и дверей. Общая площадь здания – 900 квадратных метров. Правда, из-за большой площади непросто сделать хороший ремонт, ведь на него нужны немалые средства. Коммунальные платежи тоже забирают изрядные суммы. Даже весной (когда уже не так холодно, как в зимнее время) счета достигают 500 евро в месяц, что обременительно для небольшого прихода, в котором нет очень богатых людей.
– Здесь вообще проблемный регион: высокая безработица, многие отсюда уезжают, – говорит отец Владислав. – Правда, есть один благотворитель, но он помогает константинопольскому храму. Прихожане наши в основном пожилые местные жители, но иногда приезжают люди из Таллинна, Тарту, а четверть наших прихожан – из Латвии. Есть прихожанки-подвижницы: они просто «выбили» у своих мужей право быть на службах хотя бы два-три раза в год.
– Как это понять?
– Мужья неверующие, женам в церковь ходить запрещают.
– Но ведь сейчас не рабовладельческий строй… Разве можно человека насильно удерживать от общей молитвы?
– Там ситуация очень сложная, мужья – люди жесткие и прямолинейные. Один, например, с женой полгода не разговаривал из-за того, что она ребенка крестила. Даже нательные крестики они запрещают своим женам носить. Поэтому то, что жены добились права на посещение церкви хотя бы несколько раз в год, – это подвиг.
В беседе с отцом Владиславом мне сложно обойти болезненную тему раскола. Ведь для Валги он был особенно конфликтным, и его последствия заметны всем: старый храм XIX века принадлежит сейчас Константинополю, а прихожане, сохранившие верность Московскому Патриархату, молятся в новой церкви. Не удивительно, что батюшка был строг и категоричен в своих оценках.
– Всё было окрашено в националистические тона, Москва стала пугалом, – говорит отец Владислав. – Раскольники получили имущество, которое созидалось еще во времена царской России и к которому они никакого отношения не имеют. Конечно, легко после этого быть добрым и улыбаться – как говорится, въезжая на чужом горбу в рай.
– Ведь у них с самого начала многое делалось обманным путем, – утверждает мой собеседник. – Например, давали бабушкам на подпись бумагу, на которой только заголовок, все остальные листы – чистые. После сбора подписей заголовок меняли. Такое вот было… Да и сейчас неправда у них не прекратилась. И вообще ситуация с Константинополем в Эстонии ненормальная. Они ведь при поддержке правительства поднялись, которое просто разыгрывало националистическую карту. Почему-то люди, критикующие Москву, не желают вспоминать, что первые гонения на православных – в 1918 году – были организованы Эстонской трудовой коммуной – и русские здесь вообще ни при чем.
– Вообще мы стараемся не ограничиваться только рамками общины – иногда ездим по стране, устраиваем экспедиции и краеведческие походы. Сотрудничаем с местными средствами массовой информации, бываем в детских домах. Много есть разных планов, но не на всё хватает времени: я ведь в храме и за сторожа, и за дворника, – говорит отец Владислав.
«Да, а в это же время недалеко от церкви Владимирской иконы Божией Матери стоит пустующий храм XIX столетия, в котором нечасто бывают службы и редко совершаются требы», – подумалось мне. Наверное, для православных в Валге и для православной миссии большую пользу принесло бы единство православных христиан. Но, увы, вряд ли оно достижимо в ближайшие годы, поэтому верующим эстонской части города не остается ничего иного, как мириться со сложившимся положением дел и вести свою миссию так, как это возможно в условиях юрисдикционного «плюрализма».
(Продолжение следует.)