Православный календарьПравославный календарь
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».

«Пенсия маленькая, погода плохая, люди злые… Чему ты радуешься?»

Беседа с 98-летней Верой Николаевной Глазовой

Вере Николаевне Глазовой недавно исполнилось 98 лет. Ее жизнь составляет одно целое с самыми трудными годами Русской Православной Церкви, которой она всегда была верна. Несмотря на возраст, о прошлом она помнит всё в тончайших деталях и подробностях. В ее рассказе перед нами, как живые, проходят великие пастыри того времени и оживает ушедшая эпоха. Портал Православие.Ru представляет беседу с этой удивительной женщиной, прихожанкой московского храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке.

– Вера Николаевна, мы сейчас часто говорим о том, что вера возрождается, храмы открываются, идет активная миссионерская работа. Сегодня Церковь в России свободна. В то же время мы знаем, что в безбожные годы в самой Церкви на приходах, в храмах, монастырях было как-то больше внутренней свободы: то есть мы жили более свободно в своей среде. Как нам кажется сейчас, более торжественно проходили богослужения, более духовными были проповеди… С чем, по-вашему, связано это ощущение и действительно ли это так?

    

– Да, к сожалению, должна согласиться, что это так. Отсутствует духовное совершенство, принижается духовная красота, теряется смысл. Это, мне кажется, происходит из-за недостаточного «горения» священнослужителей. Ведь, по моему мнению, надо образовывать народ, объяснять ему. Например, мне было очень больно от того, что я наблюдала в Вербную субботу. На этой службе, как правило, люди стоят с вербами, и после пения «Хвалите имя Господне» обычно зажигали свечи, которые держали вместе с вербами. Сейчас в нашем храме свечи зажгли только четыре человека! Это старые прихожане храма пророка Илии. Остальные не виноваты: им никто не сказал, не объяснил. И так же было в прошлом году: во время выноса Плащаницы, в момент пения «Тебе Одеющагося Светом яко ризою…» Обычно в это время все зажигают свечи, выносится Плащаница… Ведь когда мы стоим у гроба покойника, мы же стоим со свечами, а тут – наша Жизнь во гробе, а мы – равнодушны, свечей не зажигаем.

И еще. Идут, например, диаконы перед Плащаницей и совершают каждение перед собой. Сколько я себя помню, в этот момент диакон, выходя из алтаря, шел спиной и совершал каждение именно Плащанице…

– И я совсем недавно наблюдал подобный случай. Это было в Богоявленском монастыре (в нынешнем храме Богоявления в Китай-городе). Была Акафистная суббота, пятая седмица Великого поста. Никто из прихожан не зажигал свечи, хотя этот праздник, Похвала Пресвятой Богородицы – торжественное чтение акафиста с пением, – предусматривает зажженные свечи в руках у прихожан. И было ощущение, что торжество как бы неполное.

– Да-да… Знаете, батюшки наши должны больше читать, наверное, слушать более старших людей, проникаться сами смыслом богослужения. Надо людей воспитывать, надо им объяснять, говорить… Много всего сложного, много, казалось бы, мелочей. Но у нас нет ничего случайного – все имеет свой, глубокий смысл. И этот смысл – он не всем знаком, он не всем понятен, но его надо постигать.

– Недавно много разговоров было о том, что людям непонятен церковнославянский язык, и даже была целая церковная комиссия, которая вроде бы собиралась осуществить перевод богослужебных книг. Слава Богу, это все-таки не состоялось, церковнославянский язык оставлен.

– В отношении языка я, безусловно, с вами согласна. Я воспитывалась на церковнославянском языке. С глубокого детства помню, как моя тетя перед каждым двунадесятым праздником говорила мне: «Верусенька, давай-ка учить тропарь!» Я из молитвослова на славянском языке, славянскими буквами переписывала этот тропарь, учила на память – и так в течение всего года. Это осталось со мной на всю жизнь. И я не представляю себе Евангелия в храме на русском языке. Например, такую фразу, как: «Камо грядеши?» – разве можно сравнить с современным: «Куда идешь?»

    

Вера Николаевна, мы тоже жили в советское время, но, конечно, в отличие от вас не застали настоящих гонений на Церковь. Тем не менее, всегда чувствовалось, что храм – это совсем другой мир, другая территория. И когда ты попадал в храм, ты попадал к «своим», в свой мир. А сегодня, когда приходишь в храм, то бывает, что оказываешься там чужим. Ты видишь, насколько народ (присутствующий в храме за богослужением или просто заходящий) чуждается друг друга. У нас как-то нет любви – не только приходской, даже христианской любви. Когда, например, наши прихожане подходят к помазанию, они толкают друг друга, каждый стремится опередить другого, то же самое можно наблюдать и во время крестных ходов. Бывало раньше такое?

– Ничего подобного никогда не было! Храм – это был праздник! В то время не покрывали косыночками маленьких девочек, а завязывали им большие банты (в праздники) или заплетали косички (в будни). Так было всегда. Существовало понятие: «кобеднешное платье». Все новое всегда старались надеть в храм в первый раз. Конечно, это, может быть, мелочь, пустяки. Но это было в то же время и данью Богу.

Сейчас человек стал чуждым другому человеку. Люди живут на лестничных клетках, не зная друг друга, не участвуя в жизни друг друга. Мне лично повезло: у меня очень хорошие и добрые соседи. Вот лишь одна мелочь: соседу привезли жбан меду, он мне стучит в дверь и говорит: «Вера Николаевна, дайте банку, я вам меду отложу!» А потом заходит и говорит: «Мед-то съели? Я вам еще дам!» Уходя, я не запираю свою дверь, а когда прихожу, на столе часто обнаруживаю что-то вкусненькое: я пришла из церкви, а меня уже чем-то угостили! Это мелочь, конечно, но на протяжении всей моей жизни Господь посылал мне добрых, отзывчивых и милых людей.

К сожалению, жизнь сейчас устроена так: я ловлю себя на том, что действую на нервы своим подружкам. Они говорят: «Пенсия маленькая, лекарства дорогие, погода плохая, люди злые… Чему ты радуешься?» А я им говорю: «Ведь погода же не всегда плохая? Солнышко иногда тоже светит… Лекарства? Но не каждый день мы покупаем лекарства! Пенсия? Ну, уж не такая она маленькая… Конечно, можно что-то не купить, а что-то купить… Ну, а люди? Люди уж такие, как они есть, и такие, какой ты сам!» И иногда на это мне крутят пальцем около виска, но я не обижаюсь.

– Вы знали удивительных людей своего времени, которые сейчас остались только в воспоминаниях многих. В частности, владыку Трифона (Туркестанова). Хотелось бы услышать хотя бы несколько слов о нем…

Владыка Трифон (Туркестанов) Владыка Трифон (Туркестанов)
– О нем можно отдельную беседу сделать. Владыка Трифон (в миру князь Борис Петрович Туркестанов) был в свое время частым служителем в храме Трифона мученика недалеко от Рижского вокзала на Трифоновской улице. Когда этот храм закрыли, то мощи мученика Трифона перенесли в храм Адриана и Наталии, который помещался между двумя Мещанскими улицами: 1-й Мещанской, превратившейся в Проспект Мира, и 2-й Мещанской. Вскоре после смерти Владыки в 1934 году (он скончался 14-го июня) и этот храм закрыли. Затем, естественно, все сломали и построили дома. И лишь после закрытия этого храма мощи были перенесены в храм иконы Знамения Божией Матери у Рижского вокзала. Я слышала проповеди святителя Трифона, они были необыкновенными: содержательные, глубокие, интересные. В частности, мне запомнилось, как он рассказывал в один из юбилейных дней композитора Чайковского о том, что у него есть музыкальное произведение, которое, кажется, называется «Служба в деревенском храме», где композитор силами фортепиано старается передать настрой в этом маленьком храме. К сожалению, мне не удалось найти это произведение…

Владыка, несмотря на свой глубоко почтенный возраст и болезни, проводил все свои службы очень торжественно. Будучи полковым священником еще на 1-й Империалистической войне, он был ранен, и у него был только один глаз. Жизнь его была очень тяжелой, у него не было прописки в Москве. В то время была особая категория людей – так называемые «лишенцы», которые были лишены карточек, а, следовательно, и постоянного места жительства, не имели прописки. И он жил у своих духовных детей, переезжая от одного к другому. Он служил Божественную литургию в храме Малого Вознесения напротив Консерватории.

Помню, во время его похорон шел сильный дождь, а похоронная процессия, выйдя с Сухаревской площади по направлению к кладбищу «Введенские горы» протянулась на длинные-длинные потоки людей.

Моя названная сестричка была духовной дочерью владыки, он называл ее Ксюшей, и они с ее мамой приходили к нему запросто в гости, он угощал их чаем, вел с ними душеспасительные беседы. Они очень переживали его кончину, его уход. Такие проповеди – по особенному горению, по глубокому смыслу – я слышала потом только у Святейшего Патриарха Пимена.

– А когда служил владыка Трифон, народу много было в храме?

– Всегда, всегда много. Храм в три придела, он всегда был полон. Это было всегда в среду вечером, он служил там вечерню и читал акафист.

– И проповеди, конечно, говорились всегда экспромтом, без бумаги?

– Ну, конечно, конечно! Все же батюшки говорили тогда так, конечно! Мне приходилось, например, слышать в храме пророка Илии, куда я начала ходить в 19 лет, отца Александра Толгского – он тоже очень хорошо проповедовал. Это был очень уважаемый протоиерей, мудрый, знающий, добрый, сердечный. Вообще мне никогда не приходилось встречать, чтобы проповеди читали – все говорили экспромтом.

– Существует мнение, что в советское время власти запрещали говорить о вероучении, и проповеди проверялись. Так ли это было? И о чем в те годы были проповеди?

– Я не могу сейчас ничего сказать об этом, я лично этого не наблюдала, хотя, может быть, так и было. Мне казалось, что проповеди тогда всегда были о Боге, о любви к Богу, о милосердии, о добре, об участии друг ко другу… В нашем храме был такой отец Николай Тихомиров – он вполне оправдывал свою фамилию, по своей кротости и характеру. Он говорил: «Если у вас с кем-то произошло недоразумение, не стесняйтесь подойти первыми! Не бойтесь! Корона с головы у вас не упадет! Сделайте первый шаг к примирению, и даже если вас отвергнут, не переживайте! Пройдет время, и угли загорятся на голове того человека!»

– Так и говорил?

– Да. Много у него было таких чудесных высказываний. В основном, все они были направлены именно к терпению. Ни о каком подстрекательстве никогда не было речи во всех этих проповедях. Это были только призывы к терпению, к молитве, к упованию, к утверждению своей веры, к доброте, к участию… Было очень трудное время: люди умирали во время войны, и поделиться с этими людьми своей добротой было очень важно.

И еще отец Николай говорил: «Вот, у вас нечего дать человеку, сострадайте ему!» И моя тетя растила меня с определенным девизом: «Веруся, живи так: дай Бог дать, не дай Бог взять!» К тебе пришел человек, а у тебя ничего нет? Просто поговори с ним! Это имеет очень большое значение, я с этим вполне согласна. И вот сейчас я ничего не могу дать людям, но люди ко мне обращаются, просят помолиться или просят совета. Я стараюсь отдать людям то, что у меня есть и сказать им, как я думаю и как я считаю. Я люблю жизнь и люблю доброту, мне трудно с людьми лживыми, коварными, хитрыми, жадными. Очень трудно.

Я считаю, что самое страшное в жизни – это терять близких. Тяжело их терять, когда они уходят навсегда, но не легче, когда они тебя предают. И тогда остается только одна молитва.

– Вы были совсем маленькой девочкой, когда у нас в стране установилась советская власть. Что вы помните из того периода, что за жизнь была в Москве?

– Я жила в маленьком Самарском переулке, на углу улицы Старая Божедомка. Эта улица оправдывала свое название: там была богадельни для слепых, больницы, приюты, а на горе стоял храм во имя Иоанна Воина. Назывался он тогда – Воздвижения на Убогих домах. На этой горе когда-то, много-много лет тому назад, хоронили странников. В этот храм в начале 20-х годов приезжал Святейший Патриарх Тихон. Он в это время жил в Митрополичьих покоях (в которых он проживал и в момент его избрания Патриархом), и в день памяти мученика Иоанна Воина (12-го августа) совершал у нас Литургию.

Приезжал он в храм на извозчичьей пролетке, ведомой белой лошадкой. На облучке сидел ямщик. Эта лошадка казалась мне необыкновенно большой. Это было в течение нескольких лет – до его домашнего ареста, когда его перевели в Донской монастырь. В храме бывало много народу, службы проходили очень торжественно.

Парадный вход тогда был уложен большими плитами, лошадка туда подъехать не могла. Святейший выходил из бокового входа и садился в пролетку. И потом осторожно пролеточка съезжала вниз. Мне казалось, что эта большая лошадка как бы понимала, кого она везет. Упираясь, она медленно-медленно спускалась вниз. Однажды на подножку вскочил какой-то мужчина и передал Святейшему большой букет цветов. Помню, как он, уже издалека, ехал и еще благословлял нас, остававшихся, и мы смотрели ему вслед и крестились.

Потом наступил его домашний арест. Мы ездили в Донской монастырь. Святейший выходил на широкую стену, и там в него однажды стреляли. Именно там застрелили его келейника Якова, который собой загородил Святейшего.

Святейший Тихон очень тяжело воспринял эту смерть и завещал похоронить келейника с наружной стороны Малого собора Донской Божией Матери в Донском монастыре между двух окон. А себя завещал похоронить рядом, со стороны храма. Так это и случилось впоследствии.  

К памяти Святейшего Тихона, первого Патриарха после петровских времен, с особым уважением относился Патриарх Пимен. Каждый год, на протяжении многих лет, после поздней Литургии в Елоховском (Богоявленском – прим.ред.) соборе (в то время еще не было Храма Христа Спасителя) он ехал в Донской монастырь. Большой собор в монастыре тогда был закрыт, и Патриарх Пимен служил перед собором торжественную панихиду. Так продолжалось на протяжении многих лет – я живой свидетель. Каждый год, после ранней Литургии в храме Илии пророка, я ехала на Донскую, где мы все ждали, когда приедет Патриарх. И вплоть до своей смерти он это совершал. Даже помню, как он начал служить, ему стало плохо, около него стоял какой-то молодой иеромонах, и он передал ему службу. Тот растерялся, путался, а Святейший ему подсказывал. Так он отслужил, но ему уже было очень трудно, и вскоре он скончался.

– А кончину Патриарха Тихона вы помните?

– Я нигде не была, но помню, как тогда это обсуждалось многими людьми – прихожанами, близкими… На похоронах было очень большое скопление народа, присутствовали многие старцы и старые священники, схимники, очень много было иностранных представителей – все они пришли прощаться с Патриархом.

    

Знаю еще, что после похорон известный художник Нестеров сказал своему ученику Павлу Корину, что на похоронах святителя была «Русь уходящая», и что нужно обязательно написать, отобразить это. Корин не успел полностью воплотить этот замысел. Он успел нарисовать только несколько эскизов и небольшую миниатюру, набросок всей картины, где вся наша духовная власть того времени изображена на фоне кремлевского Успенского собора.

С Верой Николаевной Глазовой
беседовал Николай Бульчук

25 октября 2013 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 352 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смотри также
«Покажи мне своего Бога!» «Покажи мне своего Бога!»
Петр Давыдов
«Покажи мне своего Бога!» «Покажи мне своего Бога!»
Петр Давыдов
Меня, 13-летнего мальчишку, вызвали к директору: «Где Он, твой Бог?! А?! Где Он?! Нет Его! Скажи, что Его нет, и ты свободен! Где Бог?! Покажи Его!»
Приходские хроники Приходские хроники
Благочестивые истории
Приходские хроники Благочестивые истории: Приходские хроники
Владимир Щербинин
Автор учился иконописи в Псково-Печерской Успенской обители, сценарному ремеслу во ВГИКе, а жизни – на приходах Тверской и Псковской епархий, где в 80-х служил сторожем, чтецом, просфорником, дворником и т.п.
1970-е: О религиозном возрождении и диссидентстве 1970-е: О религиозном возрождении и диссидентстве
Прот. Владислав Цыпин
1970-е: О религиозном возрождении и диссидентстве О религиозном возрождении и церковном диссидентстве 1970-х годов
Протоиерей Владислав Цыпин
Религиозное сознание неофитов 1970-х страдало серьезными деформациями. Они спешили брать на себя миссию учителей и наставников, воспроизводя психотип сектантских проповедников. Другая особенность церковного диссидентства – благоговение перед Западом: для некоторых само исповедание христианской веры имело ценность потому, что из-за недостаточной информированности они считали Запад христианским.
Комментарии
Александр13 декабря 2024, 15:38
Какие хорошие статьи в архивах
Фотиния14 февраля 2014, 16:27
Произведение П.И.Чайковского называется "В церкви". Действительно, в нем четко угадывается мотив "Господи, помилуй..."
Т. 4 февраля 2014, 08:37
Интересно и по-доброму рассказано.Спасибо!!!
Здесь же в комментариях прочла жалобу на сына некоей страдающей Марии. Очень ей сочувствую. Мария, не плачьте, всё будет хорошо!молитва матери сильна перед Богом.
Светлана16 января 2014, 20:06
Они видели ту Русь уходящую, а мы эту. Сколько же силы, мудрости и православного духа в Вере Николаевне. Долгие лета! Спасибо за интервью.
Н.Н.23 ноября 2013, 00:46
МАРИЯ
..."Я молюсь - Боже, как я молюсь! Служу посильно Богу в двух храмах.Ничего не помогает. Сын не считает себя алкоголиком.Никому я не нужна со своей бедой. Священники знают. Один пожелал ему смерти, другой, молодой, на исповеди резко обвинил меня".

Дай Вам Бог терпения... Мария, может быть, достаточно служить в одном храме, а побольше времени находиться дома, поближе к мужу и сыну? Сына надо ВКУСНО кормить (да и мужу не помешает). Наверное, в данном случае, надо одно делать, но и другого не оставлять... Не обижайтесь на священников...
один из них просто сказал Вам то, о чём в глубине души Вы иногда помышляете, а другой - показал Вам Вашу вину... Вы её не видите, а она есть. В резкой форме потому, что в мягкой Вы бы его не услышали. Помоги, Господи.
Вера Панина12 ноября 2013, 20:07
Вера:
Для Марии, написавшей 2013-10-30 18:58

Пожалуйста, не отчаивайтесь, не переставайте молиться Божией Матери, и Господь молитвами Пречистыя Своея Матери спасет Вашего сына! Храни Вас Господь!
Галина12 ноября 2013, 01:01
Поразительно! Здравый ум, осмысленный взгляд, прекрасная память.
Преклоняюсь перед Вами.
Людмила31 октября 2013, 13:27
Вера Николаевна,склоняю колени пред Вашей душой
Татьяна30 октября 2013, 23:05
Прекрасна статья! Беречь таких людей надо, как зеницу ока, и брать с них пример самим, да приводить в пример детям своим, внукам. Кто же атмосферу в нашем храме изменит, если не мы сами?? Будем стараться, то, глядишь, наши дети да внуки вместе с нами самими, да с помощью Божьей возродят да продолжат те Лучшие традиции, о которых мы сожалеем, и вернутся в души прихожан наших храмов сострадание, терпимость да любовь к ближнему , в том числе и к рядом-в храме-стоящему.
Мария30 октября 2013, 18:58
Дорогая Вера Николаевна, как это вы и близких теряли, и предательство пережили, и дожили со здравым разумом и на ногах до 98 лет? Мне вот намного меньше,и я потеряла своих близких- родителей, брата. Уже давно, но еле отошла от горя. Сейчас переживаю предательство, в прямом смысле, любимого нашего сына. Был примерным в школе, в университете, из армии от командира части приходило благодарственное письмо. Учился средне, был спортсменом, гитаристом, общественником. Самое главное, с начальной школы посещал с нами богослужения, молился.Верил в Бога. Портиться стал лет в 20- начал гулять, выпивать. Церковь бросил. После армии поменял несколько работ, пьет, гуляет. Временами все хорошо, потом опять срывается. Часто пропадает, разыскиваем. Это длится уже 3 с половиной года.Муж оставил Бога, болеет. Я молюсь - Боже, как я молюсь! Служу посильно Богу в двух храмах.Ничего не помогает. Сын не считает себя алкоголиком.Никому я не нужна со своей бедой. Священники знают. Один пожелал ему смерти, другой, молодой, на исповеди резко обвинил меня. Молиться за сына никто не хочет- просила людей.Дай Бог не сойти с ума- молюсь уже об этом.А может, и не молиться? Махнуть рукой и жить спокойно. Но как?
Татьяна28 октября 2013, 13:15
Словно из родника чистого водицы испили. Все так. Но что требовать от нынешних священнослужителей? А от нынешних врачей? От учителей? Все расслабленные какие-то. Ни холоден, ни горяч! А таких Господь по Евангелию "изблюет". Это про наше поколение. Ремня хорошего не видели. Из людей, о которых рассказывает Вера Николаевна, дурь смолоду выбивали, получались хорошие люди... Или горячие... Или холодные... И каждый уже шел своим путем: кто - к Богу, кто - в революционеры. Теперь же все революционеры - верующие люди. Или верующие - революционеры?
ирина27 октября 2013, 20:26
Чтобы понять "бантики, платьицы, свечечки",Нужно быть интеллигентом - человеком высокой духовной культуры. Благоговение и атрибуты в Церкви видны хорошо. Дай Бог всем иметь это Благоговение! Нижайший поклон р.Б. Вере
Маша27 октября 2013, 19:55
Интересная статья! Про платья и бантики-соглашусь,не помешало бы сейчас приходить красивыми в Храм,а не только про наряды на другие мероприятия вспоминать,а девочкам повязывать бантики или косынки детские,а не схваченные впопыхах бабушкины платки. А про свечи,думаю,что порой из-за тесноты в храме не держат в руках. Иногда постоянное хождение прихожан (даже во время чтения Евангелия) мешает молиться стоять,не то что еще и со свечой. Ушли в прошлое "кобедешние" платья и благочинность поведения во время службы, к сожалению..
Галина27 октября 2013, 15:41
Спасибо большое автору, и дай Бог здоровья удивительной женщине - Вере Николаевне!
Галина27 октября 2013, 15:36
Храни вас Господь! Моей мамочке 94 года, к сожалению, она уже слаба и не выходит из дома, но молится все время, за всех, и тот же дух, что у Веры Николаевны: доброта, милосердие, внимание к людям... В городском храме современном многое огорчает - срез современного общества, порой чувствуется неприязнь, недоверие между прихожанами, разобщенность. Как это преодолевается, не знаю.
Анастасия 27 октября 2013, 08:44
Спаси Господи!
Н.Н.27 октября 2013, 00:53
Дмитрий:
"Про свечи не понимаю. Ведь это абсолютно внешний аттрибут службы. Как раз плохо, что внешние аттрибуты веры сейчас вышли зачастую на первый план. Поэтому и духовности мало".

Мы много чего ещё не понимаем... а берёмся судить о духовности других людей. И с логикой что-то не так - Вера Николаевна как раз и говорит о том, что отсутствует у нас, современных православных верующих(?) внутреннее духовное чутьё, что в определённые моменты службы свечи должны бы гореть... Для неверующего - да, атрибут, а для верующего - жертва Богу... Вот и вся разница... И начитанностью этого не заменить.
Да, надо признать, что практически все изменения - не к лучшему... Сейчас в некоторых храмах на Шестипсалмии свечи не гасят, и к Херувимской подсвечники не подготовлены, и на Причастии огарки догарают... И на Щестипсалмии садятся и даже выходят из храма...(А раньше говорили, что столько, сколько длится Шестипсалмие - столько времени мы будем предстоять пред Богом на Страшном суде...Неначитанные же были, просто верили...). Мы даже не столько маловеры, сколько НЕверующие православные... Не хотим не только чтить и воспринимать традиции - а наоборот, всё перекарёжить, подогнать под себя, даже не сомневаясь, хорошо ли это.
Спаси Вас Господи, дорогая Вера Николаевна. Интересно было бы услышать о матушке Серафиме (Чичаговой)...

Наталья27 октября 2013, 00:16
Свеча, бантик, платьишко... Разве это мелочи? Из таких мелочей всё в церкви и складывается. У этих людей подлинная вера. Пока они живы ещё чему-нибудь правильному, праведному и мудрому могут нас, нерадивых, научить. Наше поколение, хоть и сами уже стали бабушками, дедушками - всё-равно ещё маловерные. Храни Господи, эту женщину! Доброго здоровья, Вам,Вера Николаевна! И, Спаси Господи, всех нас.
Дмитрий26 октября 2013, 16:43
Про свечи не понимаю. Ведь это абсолютно внешний аттрибут службы. Как раз плохо, что внешние аттрибуты веры сейчас вышли зачастую на первый план. Поэтому и духовности мало.
Екатерина26 октября 2013, 10:23
Спасибо за разговор. Конечно жаль, что таких людей сегодня мало. Сейчас в храмах людей много, молодёжи много, маленьких детей, но хочется, чтобы народ православный понимал - православие не в свечах, не в бантах, не в "кобедешных платьях". Это всего лишь символы. Сегодня, к сожалению, в свечку верят больше, чем в Бога.
Валентина26 октября 2013, 06:04
Большое спасибо за очень интересную и содержательную статью.Читая ее, попадаешь в другой мир ,мир любви , уважения, взаимопонимания, добра ,чего в наше время очень не хватает, удивительно приятная статья. От всей души большое спасибо.
Христина25 октября 2013, 20:38
Чудесное интервью! Вот это настоящее христианское отношение к вере и храму. Такая редкость сейчас...Какое назидание для молодежи и не только! Огромное спасибо!!!
Алена Аленичева25 октября 2013, 17:32
Спаси Господи! Дивная женщина, спасибо сердечное автору!)
Марина25 октября 2013, 17:06
Спаси Господи Россию!
Тамара25 октября 2013, 17:05
Спаси,Господи! таких людей ,как Вера Николаевна. Пусть Ангел кружит над нею всегда.
Larissa T25 октября 2013, 17:01
Соль земли.
Как жаль, что все меньше становится таких людей, что внутреннее благородство, честность, доброта становятся скорее предметом для усмешек, а не для подражания.
Анатолий Пеньшин25 октября 2013, 13:07
Спаси Господи.
Andrey Goncharov25 октября 2013, 12:40
Замечательный рассказ об истории нашей Церкви в советское время! Побольше бы таких интервью...
Зинаида25 октября 2013, 12:33
Спаси Господь! Читаешь, и душа очищается. Какое благородное и благодарное понимание жизни. Дай , Боже, нам всем такими быть , хоть немножко.
Ирина 25 октября 2013, 12:19
Спасибо большое автору и порталу за встречу с замечательной женщиной и со старой православной Москвой.

Храни вас Господь!
Любовь25 октября 2013, 11:34
Большая благодарность Вере Николаевне и Николаю Бульчук,за очень содержательную и познавательную беседу.Жаль, что таких православных христиан становится все меньше и меньше, которые своим житейским укладом, своей духовностью ,чистой верой в Господа нашего Иисуса Христа укрепляют нас, немощных. Божией помощи и духовного, телесного здравия! Храни Вас, Господь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×