Православный календарьПравославный календарь
Архимандрит Нектарий (Хаджипетропулос): «Мы служим народу Божию и Церкви, и весь наш заработок направлен на это»
Мы, монахи, не кладем деньги себе в карман, не копим их, всё идет на нужны нашей общины.
Патриарх Тихон и комсомолка Маша
Марина Бирюкова
Не одну только салфетку вынесла она тогда из Донского монастыря, но нечто гораздо более важное.
Не стрелять в сердца
Елена Кучеренко
Люди стали ближе. Ближе – не против кого-то, а за то, чтобы все, везде и всегда были живы…
Любовь Божия и вечные муки
Священник Валерий Духанин
Терять отведенное здесь время жизни, думая, что потом нам и так всё простят, – безрассудно и глупо.
«И исчезнет страх, с которым взираем мы в завтрашний день»
О новой книге по трудам архим. Иоанна (Крестьянкина)
Только живая вера способна оградить нас от волны страха, который захлестывает весь мир.
«Обопрись на Бога! Он не оставит!»
Елена Кучеренко
В это страшное время либо ты веришь Богу и молишься, либо просто сойдёшь с ума.
«Тот, кто убил моего мальчика, жив...»
Две истории о прощении
Плакала Василиса Васильевна. И гладила по голове этого человека, который Ваську ее убил.
«Когда все еще было хорошо»
Елена Кучеренко
Парадокс в том, что счастливым можно быть только в настоящем. Больше никогда.
Образцовые христианские семьи
Анна Сапрыкина
Людям удавалось создавать христианские семьи, строить добрые и крепкие отношения, учить детей вере и идти всей семьей к совершенству в самых разных условиях.
Мысли о «Декларации об учении о русском мире»
Протодиакон Владимир Василик
Понятие «Русского мира» – культурное и историософское, оно не может быть догматизировано.

«Покажи мне своего Бога!»

Руководитель петербургского Белого театра Михаил Михайлович Чавчавадзе
Руководитель петербургского Белого театра Михаил Михайлович Чавчавадзе
«Если бы ещё лет тридцать назад мне бы сказали, что в газетах появится рубрика «Православие», что у Церкви будет возможность свидетельствовать о Христе открыто, используя достижения современной науки (про интернет тогда еще никто не слышал), что будут выходить православные журналы, я бы, наверное, воспринял это, как издевку и долго и грустно смеялся, — Михаил Чавчавадзе улыбается, — Все-таки радостно видеть, что жизнь меняется к лучшему. Впрочем, не меняется, наверное, а возвращается к основам...»

Руководитель петербургского Белого театра Михаил Михайлович Чавчавадзе вспоминает о прошлом со свойственным ему неиссякаемым юмором, но его собеседник чувствует: за добрым смехом и улыбкой скрываются годы тяжелейших лишений. Это сейчас Михаил Михайлович Чавчавадзе руководит театром, который знают и в Европе, и в России. А несколько десятков лет назад...

«...Если этот Чавчавадзе будет вас снова угощать булочками, то имейте, дети, в виду, что делает он это для того, чтобы всех вас затащить в церковь! А вы – пионеры Вологды — скажите ему: “Мы, хоть и твои одноклассники, но с теми, кто не пионер, не разговариваем!” Вся их семья, дети, очень подозрительная. У нас ведь кого попало не посадят. А эти — ссыльные, хоть и бывшие. Не верьте им!» Это, между прочим, цитата из бесед по «политическому воспитанию», которые проводились с учащимися вологодской школы СЖД № 8 в конце 50-х годов. «И бесед таких было множество, — говорит Михаил Михайлович. — Булочек, впрочем, тоже! Правда, дети были человечнее идеологии и делились друг с другом всем, что было».

А «ссыльной, хоть и бывшей» семья Чавчавадзе действительно была. Потомки российских беженцев времён революции и Гражданской войны, они приехали в СССР из Парижа сразу же после окончания Великой Отечественной. Поверили пропаганде: мол, в СССР никого уже теперь не преследуют. Однако возвращение обернулось для всей семьи горем, тюрьмой, пытками, унижением, ссылкой. Но, к чести этой семьи, и родители, и дети не пали духом, не сломались, не стали унывать, — они всеми силами помогали окружающим их людям. Несмотря на постоянную угрозу новых гонений, они умели отстоять честь и достоинство.

Об одном эпизоде Михаил Чавчавадзе вспоминает с особым волнением «Моя партийная карьера, — говорит он, как обычно, улыбаясь, — продолжалась ровно восемь часов! Приняли меня в пионеры, но потом руководство школы узнало, что я — верующий. Меня, 13-летнего мальчишку, вызвали к директору. Тут, в кабинете, я, наверное, впервые на себе осознал, что такое гонения. Только я зашёл, как на меня обрушился шквал нечленораздельных воплей какой-то дамы. Запомнились её глаза, налитые страхом и ненавистью. Придя немного в себя, я смог разобрать её слова: «Где Он, твой Бог?! А?! Где Он?! Нет Его! Скажи, что Его нет, и ты свободен! Где Бог?! Покажи Его!» Каюсь, но, увы, сегодня я не смог бы ей ответить теми же словами, которые родились не в моей голове, а гораздо глубже — в детской душе: «Вот, вы говорите, что Бога нет, а я Его в вас вижу — вот Он, в вас!» Бедная кричащая дама не просто осеклась, она прямо застыла на месте с выражением какого-то ужаса на лице. Ужаса не от детской дерзости, а от того, я думаю, что слова мальчишки заставили признать: Бог-то есть, и от того, как ты к Нему относишься, зависит не твоя карьера или свобода, а твоя жизнь. Ори — не ори, а Бог есть, и Он важнее, чем все остальное.

Молча, всучив мне громадную кипу антирелигиозных брошюр и сняв с меня (видимо, в качестве бартера) пионерский галстук, она указала на дверь».

Разумеется, последовали очередные гонения, травля в печати (вологодские газеты «Красный Север» и «Вологодский комсомолец» с ревностью выполняли партийные поручения). Дело не ограничилось провинциальной прессой. В центральном педагогическом журнале была опубликована соответствующая тревожная статья. «А потом, — хохочет руководитель Белого театра, — мой стол был буквально завален письмами обеспокоенных моим будущим простых советских тружениц: ткачих, поварих, доярок и так далее, которые призывали меня “образумиться, пока не поздно”. Вот, до сих пор не “образумился”! И счастлив! Сейчас всё больше людей становятся верующими. Хочется надеяться, что среди них есть и те, кто писал мне письма — ведь в этих людях Бог тоже есть. Наверное, они Его разглядели».

Вологду Михаил Михайлович Чавчавадзе не просто любит; он считает: «Россия сильна своей “глубинкой”, провинцией. Люди здесь чище и честнее: умели откровенно заблуждаться, но умеют откровенно признать свою вину и честно исправиться. Может быть, именно жизнь в Вологде и помогла мне полюбить по-настоящему глубину, трагизм, но и свет и добро. Я думаю, что те здоровые духовные силы, которые сохраняет российская “глубинка”, помогут подняться на ноги всей стране, всему народу России».

Петр Давыдов

4 июня 2013 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 99 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Писатель Борис Споров: «Священника впервые я увидел в лагере» Писатель Борис Споров: «Священника впервые я увидел в лагере» Писатель Борис Споров: «Священника впервые я увидел в лагере» «Священника впервые я увидел в лагере»
Беседа с писателем Борисом Споровым
Прямо на вокзале меня арестовали, допрашивали там же. Потом вызвали в отдел госбезопасности: «Почему к вам заезжает этот, почему тот и тот?»
Памяти архим. Алипия (Воронова; +12 марта 1975 г.) Памяти архим. Алипия (Воронова; +12 марта 1975 г.)
Архим. Тихон (Шевкунов)
Памяти архим. Алипия (Воронова; +12 марта 1975 г.) Великий Наместник
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
12 марта 1975 года в два часа ночи отец Алипий сказал: «Матерь Божия пришла, Какая Она красивая, давайте краски, рисовать будем»... В четыре часа утра архимандрит Алипий тихо и мирно скончался.
Почаев. день, вечер и ночь.
Такая жизнь была в наших монастырях ещё совсем недавно...
Почаев. день, вечер и ночь.
Такая жизнь была в наших монастырях ещё совсем недавно...

Архимандрит Аввакум (Давиденко)
Однажды около полуночи нас внезапно подняли командой: «Хлопцы, ховайсь (прячься) кто куда, кагебисты уже в Лавре, уже ходять в коридорах!» Я, помню, из своей келии на экономии успел проскочить в сад. Милиция прошла буквально в метре от нас, так и не заметив затаившихся, хранимых Небесною рукою. Было страшно? Да! Особенно мне, несмелому от природы, потому что, если схватят и дадут тот страшный приказ о «24 часах», тогда прощай, Лавра и все мечты в связи с ней, а повторно попадёшься – будут судить по статье.
Комментарии
Н.Н.18 июня 2013, 20:22
Семен:
Спаси Господи за интересный материал. Сейчас много людей обращается к вере. Но, к сожалению, встречаются и такие люди пожилого возраста, которым очень хорошо в свое время "промыли" мозги атеистической пропагандой, которые до сих пор мыслят атеистическими штампами.

Спаси Вас Господи, что хоть наличие мозгов признаёте - было что "промывать"! А при нынешней ПОЛНОЙ свободе воспиталось такое поколение, что и "промывать" ничего не надо...
Прошу Вас: докажите мой, например, атеизм - я как раз из того покаления. И чем отличается советская пропаганда, когда она царское время "пинала" к месту и не к месту от современной пропаганды и пиара? Изощрённостью, наглостью и извращённостью?
Семен 8 июня 2013, 21:51
Спаси Господи за интересный материал. Сейчас много людей обращается к вере. Но, к сожалению, встречаются и такие люди пожилого возраста, которым очень хорошо в свое время "промыли" мозги атеистической пропагандой, которые до сих пор мыслят атеистическими штампами.
Евгений 7 июня 2013, 21:34
Хорошая история. Спасибо.
Н.Н. 6 июня 2013, 16:12
Александр:
Н.Ну и всем его поддерживающим.
Простите меня, не помню где, в Новом Завете, говорится как то так:"что пользы человеку, если он весь мир обрящет, а душу свою потеряет."Может, и не туда ведут нас правители.Но разве это лишает нас свободы, которая во Христе?

Согласна! ВЕРА не зависит от политического строя и товарно-денежных отношений; я только не понимаю, ПОЧЕМУ мы с упорством, достойного лучшего применения, постоянно возвращаемся в прошлое и охаиваем его? Нам нЕчего сказать о настоящем? Нам дела нет, что " вся страна, как на парад, шагает в ад широкой поступью"? Мы свободны во Христе... Но это не освобождает нас, православных христиан, от ответственности за то, что мы можем изменить!
Н.Н. 6 июня 2013, 14:07
Елена Л.
..."Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Уныние – это грех. Христианин должен быть оптимистом!»
Интервью газете «Комсомольская правда», 23 августа 2007 г."

Согласна. Только не вижу связи: смотреть РЕАЛЬНО на вещи, а не через розовые очки - это ЗДРАВОМЫСЛИЕ. При чём тут уныние? На всё ВОЛЯ БОЖИЯ... И на ТЕ гонения, и на ЭТИ...
Не так ли?
Александр 5 июня 2013, 13:39
Храни Вас Господь.
Да и с такой фамилией!... Выстоять!...
Александр 5 июня 2013, 13:31
Н.Ну и всем его поддерживающим.
Простите меня, не помню где, в Новом Завете, говорится как то так:"что пользы человеку, если он весь мир обрящет, а душу свою потеряет."Может, и не туда ведут нас правители.Но разве это лишает нас свободы, которая во Христе?
Василий 5 июня 2013, 10:38
Тоже поддерживаю Н.Н.
Елена Л. 5 июня 2013, 08:59
Ответ всем пессимистам-комменаторам:

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Уныние – это грех. Христианин должен быть оптимистом!»
Интервью газете «Комсомольская правда», 23 августа 2007 г.
Владимир 4 июня 2013, 22:40
Поддерживаю, Н.Н. В точку.
Для кого-то жизнь, наверное, и меняется к лучшему. Только не для русского народа.
Ирина 4 июня 2013, 18:46
Михаил Михайлович, Богу угодно было чтобы Вы прославляли Господа нашего Иисуса Христа и его Пречистую Матерь, вот таким вот поступком ребенка, Он выбирает таких "проводников" по своей воле, помоги Вам и дальше нести этот подвиг...)))

Н.Н. 4 июня 2013, 18:42
Спасибо Вам и молодцы, что выстояли и не озлобились.

"Все-таки радостно видеть, что жизнь меняется к лучшему. Впрочем, не меняется, наверное, а возвращается к основам...»

Да, много ошибок и перегибов было в советское время, только вот ПОДВИГА Е.Родионова и других безвестных русских мальчишек, воевавших за СВОЮ РОДИНУ в СВОЕЙ же стране - и представить было НЕВОЗМОЖНО. И отрезанные гОловы христианских парней, МАССОВОЕ поругание над пленными христианами и много чего ещё. Конечно, это очень плохо - получить вместо красного галстука антирелигиозные брошюрки... А сейчас от силы 2-3процента населения рады, что храмы открываются... а что остальных власть (которая в храмах на праздниках со свечками стоит) на заклание мировому сообществу ведёт широкой поступью - вроде как и не замечаем... Или нам дела до этого нет? Сколько же можно старые раны солью посыпать? И, главное, - для чего? Что бы старое теребили, а о настоящем даже и не задумывались?
Андрей_гость 4 июня 2013, 16:12
"Все-таки радостно видеть, что жизнь меняется к лучшему. Впрочем, не меняется, наверное, а возвращается к основам...»
--------------

Наше время не менее опасно для верующих православных христиан, чем советские годы. А в какой-то степени сейчас намного страшнее.

Сейчас наблюдаются нападки на христианство и традиционную мораль более жесткие, изощренные, информационно-психотропные с использованием самых последних научных достижений и технологий.

Наступает неототалитаризм глобального "мирового порядка"
с его насильно внедряемыми атрибутами (такими как, ювенальная юстиция, парады извращенцев, власть мега-корпораций, деструктивные психокульты, синтетическая продукция ГМО, электронный контроль над каждым гражданином и т.п.).
Советское время кому-то покажется "цветочками" по сравнению с нынешними "ягодками".

Спаси и помилуй Господь.
Анастасия 4 июня 2013, 12:52
Спасибо за интересный материал!
НАТАЛИЯ 4 июня 2013, 11:09
ДАЙ ВАМ БОГ ДОЛГИХ ЛЕТ,МИХАИЛ,ЗА ВАШУ ВЕРУ!ТАКИХ ЛЮДЕЙ МАЛО!СТОЛЬКО ВЫ ПРЕТЕРПЕЛИ И ВЫСТОЯЛИ НЕ СМОТРЯ НА ВСЕ ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА!ПРИЯТНО ЧИТАТЬ О ТАКИХ ГЕРОЯХ!СПАСИБО,ПЕТР!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×