Расположенная на красочной возвышенности близ села Мельники Чигиринского района Черкасской епархии УПЦ, обитель привлекает множество паломников и туристов. Местность историческая, уникальная. Здесь координировали свои усилия гайдамаки во время восстания Колиивщины против Речи Посполитой в ХVIII веке, а в седой древности Киевской Руси великий князь Ярослав Мудрый отписал этот край своему любимому воеводе Мирославу, жена которого Матрона после героической гибели мужа приняла монашество и создала в 1037‒1059 гг. женский монастырь, который до сих пор хранит имя его небесной покровительницы прп. Матроны Константинопольской.
Испытания временем
Обитель с высоты птичьего полета
Матронинский монастырь посещали в свое время Богдан Хмельницкий, Александр Сергеевич Пушкин, Тарас Григорьевич Шевченко
Свято-Троицкий Матронинский монастырь за десять столетий пережил огромные испытания. В 1236 году он был сожжен дотла ордами Батыя, в ХVI веке при митрополите киевском Ионе (Протасовиче-Островском) был возрожден, но во время русско-турецкой войны в 1678 году снова уничтожен при обороне Чигирина. Через семь лет по благословению Киевского митрополита Гедеона обитель возрождается и расцветает до богоборческих времен кровавого ХХ века. На территории монастыря находилось три целебных колодца, вода из которых с давних времен возвращала здоровье многим богомольцам и местным жителям. Фруктовые сады изобиловали плодами и давали до 30 тыс. пудов урожая. Здесь действовала уникальная библиотека, одних только книг 16‒19 столетий насчитывалось около трехсот. Есть свидетельства о том, что Матронинский монастырь посещали в свое время Богдан Хмельницкий, Александр Сергеевич Пушкин, Тарас Григорьевич Шевченко.
В 1929 году монастырь был закрыт большевиками и постепенно приходил в запустение, сохранилась лишь одна Троицкая церковь, используемая как зернохранилище.
На Рождество 1992 года в возрожденной обители снова прозвучал колокольный благовест. Первыми насельницами были монахини старшего поколения ‒ игумения Матрона (Гребенович), монахини Софрония (Мищенко), Онуфрия (Шестопал), Сефания (Сердюк), инокиня Вера (Шестопал) и др. Поднимая обитель из полной разрухи, они творили настоящий подвиг. За это время монастырь украсился отреставрированным и достроенным Троицким храмом, монашеским корпусом, возведенным по проекту митрополита Софрония (Дмитрука), трапезной и другими хозяйственными постройками, огромное подворье опоясала красочная монастырская стена со святыми вратами.
Монастырь сегодня
У входа в монастырь нас встречала гостеприимная игумения Илария (Топитчак), которая первым делом повела нас в древний Троицкий собор, где в храмовой тиши мы приложились к чудотворным иконам Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Некоторые из них были принесены в обитель с едва заметными контурами Матери Божией с Младенцем, и за несколько лет совершенно обновились, засияв яркими красками.
В тяжелые периоды строительных работ после молитвенных бдений сестер неожиданно приходила финансовая помощь, появлялись добровольцы
Сохранились и были восстановлены древние настенные росписи, среди которых ‒ особо почитаемый чудотворный образ преподобной Матроны Константинопольской. Покровительница монастыря, подвизавшаяся в V веке, чудесным образом откликается на молитвы сестер. Матушка игумения рассказала, как в тяжелые периоды строительных работ после молитвенных бдений сестер неожиданно приходила финансовая помощь, появлялись добровольцы, во славу Божию содействующие строительству и огромному сельскохозяйственному процессу.
Монастырь арендует 63 гектара пахотных земель, где выращивается пшеница и рожь, кукуруза и подсолнухи. Четыре гектара отведены под сенокосные травы. В хозяйстве 5 дойных коров, телята, козы, куры и гуси, пчелиная пасека и рыбный пруд. Он расположен на краю огромного лесного массива, вдали от сел, и чтобы содержать огромное хозяйство, нужны средства. Поэтому собранные урожаи продаются, а вырученные деньги идут на нужды монастыря и подсобного хозяйства. 24 насельницы обители трудятся с утра до вечера, чередуя послушания с молитвой и богослужениями.
Имея техническое образование и большой водительский стаж, я освоила всю сельхозтехнику – от трактора, комбайна до сенокосилки
‒ Господь нас так укрепляет, что мы не чувствуем усталости, ‒ с улыбкой повествует матушка Илария. – Имея техническое образование и большой водительский стаж, я освоила всю сельхозтехнику – от трактора, комбайна до сенокосилки. И такая работа в радость. Посмотрите, какой у нас чудесный край, какая плодородная земля, а чистый, напитанный лесом и луговыми травами воздух дарует живительные силы! И слава Богу за это!
‒ Искушения? А как же без них! – отвечает игумения на вопрос. – На то и монастырь, как поле брани духовной.
Троицкий храм, внутренний вид Настоятельница поведала, как тревожно было во время посещения специальных государственных служб, приезжавших в обитель со всевозможными проверками, вплоть до обыска монашеских келий. Обитель приняла множество семей, уехавших из зоны боевых действий. Большинство уже разъехались, а некоторые живут и поныне, также трудятся на различных послушаниях. Матушка всех привечает, и люди, видя ее доброе сердце, стремятся быть благодарными в трудах обители.
Одна из переселенок, гуляющая с ребенком, так отозвалась о игумении:
‒ Знаете, у перелетных птиц всегда есть лидер, ведущий стаю в теплые края и обратно. Так и матушка Илария ведет за собой монахинь, послушниц и мирян по духовной лестнице. Подает пример трудолюбия, необыкновенного оптимизма и жизнерадостности. У нее прекрасное чувство юмора, от которого убегает уныние и печаль.
Побывав на службе, осмотрев чудесную обитель, откушав на монастырской трапезе, мы попросили матушку Иларию рассказать о своей жизни и монашеском пути.
‒ Да чего там рассказывать! – улыбнулась в ответ. – Не гоже это монахам. Как-то я спросила одну пожилую схимонахиню о ее прошлой деятельности, зная, что в миру она была заслуженным педагогом, кандидатом наук. «Не помню, родненькая, кем я была, грешная…» На том разговор и закончился. Такое смирение.
И все же нам удалось кое-что расспросить у игумении.
«Я помогала отцу столярничать и мечтала о монашестве»
Часто молодых людей, особенно неофитов, привлекает романтическая, как они считают, жизнь в монастыре, аскеза, молитвенные подвиги и прочее. И, как правило, такие мечты не сбываются по разным причинам. Что же подвигло матушку на принятие монашества?
‒ Как говорит пророк Давид, Господь Сам определяет пути человеку, ‒ рассказала игумения Илария. ‒ Росла я в дружной православной многодетной семье. О монашестве думала с детства. Первый раз такое желание появилось, когда я еще была школьницей в родном селе Мельничное Турковского района на Львовщине. В то время моя старшая 16-летняя сестра Светлана поехала в Почаев за благословением стать монахиней. Батюшка ее не благословил, зато она привезла много литературы, среди которой была брошюра об Ольховском Каменно-Бродском Свято-Троицком монастыре, с удивительной историей о таинственных пещерах, где спасались в подвигах монахи. Пока я пасла коров, а это было одной из моих обязанностей с малых лет, выучила ту книжечку наизусть.
В нашей семье было 13 детей, я – девятая. Наш местный храм был закрыт, и отец неоднократно ездил в Киев добиваться его открытия. Он 24 года работал кузнецом в лесхозе, а еще был замечательным плотником, делал двери, столы, окна и научил всему этому меня. Я умела обращаться с рубанком, отец также доверял шлифовку, так как был уверен, что не смогу ничего испортить.
Как-то так получалось, что из всех сестер только я помогала папе, хотя имела четырех старших братьев. Но ребята, повзрослев, разъехались: кто в армии служил, кто уже работал далеко от дома, поэтому я все время крутилась возле папы. Мне нравилось ему помогать. Помню, как сильно захотела научиться работать бензопилой, которую папа не разрешал брать в целях безопасности. И однажды я отпросилась с уроков, чтобы пораньше прийти домой и включить пилу, пока папа на работе. Согрешила, конечно, но уж больно большое желание было и любопытство. Техника меня привлекала особенно. Так я самостоятельно научилась работать бензопилой. Мы выросли. Сейчас самому старшему брату Богдану 64 года, а самой младшей сестре 32. Все, слава Богу, живы.
Сестра Светлана, которая хотела пойти в монастырь, вышла замуж за выпускника семинарии, принявшего в скором времени духовный сан, и стала матушкой. В религиозном воспитании большую роль играет семья. Родители были верующие, и вся наша семья ходила в церковь, все дети знали утренние и вечерние молитвы, хотя в те годы крестики нужно было прятать под одеждой, проходя мимо храма не креститься. И вот бегу в школу мимо храма, мама стоит у ворот и смотрит, чтобы я не прошла не перекрестившись, а возле порога школы учительница или завуч наблюдают за мной, наложу крестное знамение или нет. Таким образом оказывалась меж двух огней, зная, что в любом случае от кого-то получу взбучку. Но как-то Господь миловал.
Среди друзей были одни мальчишки. Летом я с ними играла в футбол, зимой – в хоккей, могла выжаться на турнике 33 раза. После школы закончила техническое училище, так что специальностей у меня много, я и на тракторе могу, и водителем 26 лет работала. Одним словом, с техникой «на ты». Когда пришла в монастырь, все мои умения пригодились.
После того как старшая сестра вышла замуж, меньшие начали меня подталкивать к выбору жениха. А в церкви, куда мы все ходили на службу и где у меня был духовник, я познакомилась с одним парнем, который был пономарем и собирался поступать в духовную семинарию. Мы с ним даже особо не встречались, только на службе, после которой он провожал меня на автобус.
Этот парень предложил мне создать семью. Я подумала: что ж, парень неплохой, надежный, мне он нравился, но есть ли воля Божия на мое супружество?
И вот этот парень предложил мне создать семью. Я подумала: что ж, парень неплохой, надежный, мне он нравился, но есть ли воля Божия на мое супружество? Так думала я и предложила ему поехать в Почаев взять благословение. В Почаеве был один знакомый, отец Виталий, молодой священник, который впоследствии принял схиму, а тогда он был келейником отца Богдана (Шевкеника), известного почаевского духовника.
И я решила пойти на исповедь к отцу Богдану, а мой жених Ваня предложил пойти к его духовнику о. Димитрию, также известному старцу. Пока мы туда ехали, перед таким ответственным шагом решили хорошо подготовиться к исповеди и на листочке перечислить все свои грехи, чтобы быть чистыми перед Богом и друг перед другом.
И вот подхожу к отцу Богдану и обнаруживаю, что пропал этот листок, а там в него были еще вложены 200 гривен, которые мне дал папа. Искушение! В 1999 году это были большие деньги, чуть ли не вся папина зарплата. Батюшка накрыл меня епитрахилью и, увидев мое смятение, спросил: «Ты что-то потеряла?» ‒ Я говорю: «Да, листок, на котором написала все свои грехи». Он успокоил меня и говорит: «Давай тогда так, по памяти». А на меня вдруг какой-то ступор нашел, не могу выдавить из себя ни слова. И тут о. Богдан начал называть все мои грехи, которые были написаны на листочке, и даже упомянул тот, который я утаила, думая, что батюшка уже старенький, лучше в другой раз другому священнику скажу. И вот он называет этот мой утаенный грех и говорит: «Да, батюшка, дурной, старый, но ты каешься в этом грехе?» Я от стыда чуть сквозь землю не провалилась.
Потом стала просить благословение на брак. А он поднял епитрахиль, посмотрел на меня и говорит: «Какое такое еще замужество? Ты крепкая, сильная, иди в монастырь, будешь мешки таскать». Я отвечаю: «Какие мешки, если вот за мной стоит мешок ‒ мой жених, и дома все уже знают о нашем решении?» ‒ на что он ответил, что и жених мой помается-помается и тоже уйдет в монастырь.
Получив разрешительную молитву, поворачиваюсь к Ване, а он падает на колени, просит у меня за все прощение и выбегает из храма. Я, ничего не понимая, кричу ему вслед: «Ваня, мне нужно что-то тебе сказать». А он бежит не оглядываясь. Слышать исповедь и наш разговор он никак не мог, так как стоял далеко. Наверное, просто почувствовал. Как я позже узнала, Ваня исповедался у своего духовника о. Димитрия, рассказал ему о своем горе, и он его успокоил и ответил, что, значит, не я его судьба, мол, ищи себе другую, а если не встретишь, иди в монастырь. Пару раз мы еще встречались в лавре, и я ему советовала определяться, раз нет на наш брак Божией воли. Потом он трижды ездил на Афон, очевидно, стал монахом, но о его судьбе я больше ничего не знаю.
Спросила у батюшки Богдана при очередной поездке, в какой монастырь мне идти. Тот ответил, чтобы вначале оставалась в Почаеве, а потом ехала на Черкассы. Четыре года я была на послушании в лавре. Летом с другими послушницами и монахинями работала на кладбищенском дворе, а зимой с матушкой Верой шила шапочки. Еще полгода работала в богадельне. Работа там была тяжелая, я весь день сидела за рулем, спала по три часа в сутки.
Взяв благословение, отпросилась на время поехать к сестре в Черкассы немного отдохнуть. Родители и слушать не хотели о моем выборе и в простоте души говорили, что я их «опозорила на весь мир», и они меня, образно говоря, «живой закопают»…
В Черкассах познакомилась с ныне почившим владыкой Софронием. Узнав, что я несу послушание в Почаеве, он возразил: «Зачем тебе быть в мужском монастыре? Я тебе покажу такую красоту райскую, что ты не захочешь оттуда уезжать. Там, в Матронинской обители, матушка игумения уже три года молится о помощниках, у нее нет даже водителя».
Я почувствовала, что именно здесь, в Матронинском монастыре, мое место, и главное ‒ очень много работы, которую я люблю и умею делать
Вот так Господь привел меня в обитель. Матронинский монастырь покорил не только чудесными пейзажами, красотой природы, холмистым ландшафтом, где извиваются три реки, но и масштабами хозяйственных дел. Сердце откликнулось, я почувствовала, что именно здесь мое место, и главное ‒ очень много работы, которую я люблю и умею делать. Здесь и коровки, и пахотная земля, и заготовка дров, и техника, и храм с клиросом. И мне все это очень понравилось.
Я была водителем у игумении, а потом 8 лет исполняла обязанности эконома. Когда матушка заболела и совсем ослабла, владыка Софроний благословил мне возглавить обитель, о чем было принято решение на Священном Синоде Украинской Православной Церкви. Вот такой мой простой путь в монашество. И у каждого он свой от Господа.
О чем матушка игумения не рассказала
Когда автор этих срок вернулся в епархию и поведал митрополиту Феодосию о своих впечатлениях от посещения Матренинской обители, владыка переспросил:
‒ А о пожарной сестринской команде при обители матушка рассказала? Ну как же! Это в своем роде уникальное дело, пожалуй, единственное пока в Украинской Православной Церкви.
Теперь в обители свое пожарное подразделение. Митрополит Феодосий освятил пожарную «колесницу»
…Это случилось два с лишним года тому назад. Был сентябрь месяц, погода стояла сухая, ветреная. Проезжая мимо соседствующего с монастырем села Мельники, матушка увидела, как над полем стелется дым – языки пламени ветер гнал в сторону леса. Игумения позвонила в местную администрацию, но оказалось, что у тех на тот момент не было надлежащей техники для ликвидации пожара. Позвонив в лесничество и монастырь, матушка с работником обители вступили в борьбу с огнем. Вскоре подоспели сотрудники лесничества. Наконец прибыла команда государственной службы чрезвычайных ситуаций (ГСЧС). Последним осталось лишь составить соответствующий акт о том, что пожар успешно ликвидирован.
Было создано пожарное подразделение из пяти человек, руководителем которого была назначена… игумения Илария
Вскоре настоятельницу сердечно благодарило руководство областного управления ГСЧС и предложило организовать специальное добровольное подразделение на базе Матронинского монастыря. Матушка не возражала, испросив благословение митрополита Феодосия. В свою очередь, работники ГСЧС согласовали эту инициативу с митрополитом. Было создано пожарное подразделение из пяти человек, руководителем которого была назначена… игумения Илария. Созданная команда внесена в государственный реестр, личному составу выданы удостоверения. Открытие первой на Украине сестринской добровольной пожарной команды на базе Свято-Троицкого Матронинского женского монастыря и официальная передача пожарного автомобиля монастырю от ГСЧС состоялось 22 декабря прошлого года. Митрополит Феодосий отметил мужество игумении Иларии и ее помощниц, подчеркнув, что во все времена православные обители всегда спешили на помощь жителям городов и сел во время различных бедствий.