В ноябре этого года Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга празднует 25-летие своего возрождения, а сегодня, 18 ноября, отмечает свой 50-летний юбилей и настоятельница монастыря – игумения София (Силина).
Воскресенский Новодевичий женский монастырь
Тот мир не безучастен к нам
Лет 30 назад тогда еще Юлия Силина уже определилась с выбором монашеского пути. А вот постригу предшествовало следующее событие. Тогда, в начале 90-х прошлого века, когда многое в стране разваливалось, а Церковь возрождалась, отцы Троице-Сергиевой лавры стали хлопотать о возвращении лаврского Петербургского подворья. Студентку юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Юлию и попросили помочь.
Будучи в Москве, они с мамой поехали в лавру уточнить подробности, а поскольку прибыли поздно вечером, увидели, что Троицкий собор уже закрыт… К раке не приложиться. Хотя вскоре и последовало утешение – будто наяву, настолько сон был явственен, увидела раку преподобного Сергия и его самого, стоящего рядом… Преподобный отчетливо произнес: «Жди».
Она увидела преподобного Сергия, который отчетливо произнес: «Жди». Именно в день его памяти 4 года спустя будущая игумения была пострижена в мантию
Удивительно, но именно на память преподобного Сергия через четыре года в Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни, что под Питером на берегу Финского залива, будущая игумения была пострижена в мантию. Там же постригали и некоторых других из первых сестер обители, тогда еще прихожанок Сергиевой пустыни. Так что в Воскресенском Новодевичьем монастыре преподобного авву Сергия особо чтят – всюду в храмах, в трапезной его иконы. В 2014 году в монастыре освятили домовый храм Явления Пресвятой Богородицы преподобному Сергию.
Матушке Софии неоднократно потом еще снились знаменательные сны, которые затем находили подтверждение в действительности. Например, перед постригом, когда зачастую мир восстает на подвижника всеми своими соблазнами, будущей игумении приснился старец, которого она видела впервые. Потом уже по портретам, висящим у них в Санкт-Петербургской духовной академии, где она еще со студенческих лет преподавала «Право», она узнала в явленном ей покровителе митрополита Антония (Мельникова; †29.05.1986). При жизни к тому времени уже почивший архиерей в схиму пострижен не был, но мы на самом деле не знаем, кто и в каком звании предстанет пред Господом: преподобный Паисий Афонский говорил: «При встрече со Христом с одного снимется схима и на другого возложится». «У Бога великая схима – это та схима духа, которую человек при жизни стяжал», – комментирует матушка София. А тогда владыка поговорил с ней как со своей давней знакомой, хотя при жизни она его и не знала, и – опять же очень отчетливо, точно и являлся в ответ на ее внутренние метания и вопрошания, – укрепил ее в выборе монашеского пути. Каково же было потрясение, когда вскоре ей подарили параман именно владыки Антония с этим надписанным главным наставлением каждому монаху: «Аз язвы Господа моего на теле моем ношу». С этим параманом будущую игумению и постригли.
Еще одна история на грани яви и сна
У Новодевичьей обители огромное количество небесных покровительниц из числа сестер, что подвизались здесь до революции начала XX века. А монахинь тут до закрытия монастыря было более 400. Почти все они были отправлены в ссылки, некоторые приняли мученическую кончину, кто-то из них прославлен в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской, как, например, преподобномученица Серафима (Горшкова).
Впрочем, и те из выгнанных после революции из родной обители сестер, кто не канонизирован Церковью земной, уверены ныне в монастыре, всё равно прославлены у Господа за муки. Еще до того, как оказаться внутри монастырского комплекса, занятого тогда НИИ Электромашиностроения с грозным КПП (контрольно-пропускным пунктом), что был весь, как в броню, обит металлом, будущая игумения София увидела сон…
Преподобномученица Серафима (Горшкова) Весенний сад был весь залит паводком от талой воды, из которой выступали соединенные веревочками по периметру столбики – вроде тех, которыми размечают фундаменты перед началом строительства. Там же она вдруг встретила монахинь, которые степенной чредой выходили из воды в сияющей чистоте: рясы на них были не под стать талости, а ослепительно белоснежные – точно снег в яркий полдень выдавшейся солнечной зимы… Неподалеку стоял вместе с викарием тогда еще здравствующий митрополит Иоанн (Снычев), который к тому времени уже благословил Юлию Силину, юриста Санкт-Петербургской духовной академии, начать работы по возвращению Новодевичьего монастыря Церкви…
– Ничего не бойся, здесь всё до тебя заложено, – матушка София и сейчас, когда огромный монастырский комплекс уже восстановлен, слышит этот раздавшийся голос и в подробностях помнит этот сон…
Она еще и рыбу прямо руками в той самой разлившейся по саду воде ловила.
«Ловец человеков,
спасаемых из моря нечестия!
Рыб чистых из волны враждебной
к сладостной жизни уловляющий!»
Это одна из ассоциаций ко сну из строф пресвитера Климента Александрийского.
А потом ей еще и игумен Ватопеда, привозивший в Россию, в том числе и в их обитель, Пояс Пресвятой Богородицы, даст наставление, что игумен должен «ловить монаха».
Когда она впервые вошла внутрь монастырского двора, то увидела тот самый сад, уже знакомый ей по ее сну
Или вот еще подходящая цитата из трактата «Крещение» Тертуллиана, которую тоже любит цитировать матушка София: «Мы же, рыбки, вслед за “рыбой”[1] нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде». С этой водной живительной стихией для нее так и останется связан образ монастырского общежительного монастыря. «Вода – знак начала жизни, духовный символ очищения и образ Благодати Божией», – делится своими размышлениями матушка София, отметив, что потом, когда она впервые вошла внутрь монастырского двора, то увидела тот самый сад, уже знакомый ей по ее сну… Причем в первую же весну стало понятно, что. поскольку никакого дренажа там еще не было, весь сад с таянием снега действительно заливался водою…
– А почему монахини были в белых одеждах? – спросила нынешняя игумения, а тогда еще юрист Юлия Силина, у коллеги по Санкт-Петербургской духовной академии иеромонаха (ныне архимандрита) Николая (Парамонова).
А тот в ответ рассказал, что как раз накануне той ночи, когда был увиден этот сон, он поименно вынимал частички за репрессированных монахинь… Дело в том, что тогда же чуть ранее митрополит Иоанн (Снычев) направил к Юлии одну пожилую женщину – Людмилу Павловну Ягданову. Она была крестницей последней до закрытия монастыря игумении Феофании (Рентель) и близкой родственницей ее келейницы монахини Сергии (Аракчеевой). Именно ей как родственнице тогда и предоставили доступ к архивам НКВД, и составленный ею по итогам работы в нем синодик арестованных и сосланных монахинь попал сначала к Юлии, а та передала его отцу Николаю для поминовения. Да, закрутившись, занятая сама многими делами, и позабыла…
– А в белых одеждах сестры явились потому, что они мученицы – убеленные ризы Господь приуготовил в Царствии Небесном пострадавшим за Него (см.: Откр. 7: 13–14), – пояснил тогда, напомнив про поминание синодика, отец Николай.
Как экстренно решить самый сложный вопрос
Пюхтицкая игумения Варвара (Трофимова) особо опекала, наставляла только что назначенную молоденькую игумению Софию
Кстати, еще при советской власти тот самый обитый металлом КПП НИИ Электромашиностроения, что занимал тогда Воскресенскую Новодевичью обитель, каким-то чудом не замеченные никем преодолели легендарные игумении – Пюхтицкая Варвара (Трофимова) и горненская Георгия (Щукина). Они пришли тогда сюда найти могилки бывших настоятельниц монастыря и помолиться у них… Потом матушка Варвара особо опекала, наставляла только что назначенную молоденькую игумению Софию. Пюхтицкий-то монастырь не закрывался, там традиция не прерывалась. А в Воскресенском Новодевичьем поначалу еще и здания даже не принадлежали Церкви…
Приехала как-то матушка София в Пюхтицу помолиться да испросить совета у игумении-строительницы, как звали матушку Варвару. Тогда уже просто из сил выбивалась – столько чинилось всяких препятствий возрождению святыни, ни в какую арендаторы не хотели выезжать из этих древних стен в центре города… А что еще духовно умудренная старица посоветует, кроме как «молись Божией Матери!»? Матушка София и пошла слезно вымаливать решения своих напастей у чудотворного образа Пюхтицкой Богородицы. Это одна из немногих икон, где Пресвятая стоит прямо на земле… И вот именно в этот самый момент рядом с ушедшей в молитву матушкой Софией оказывается вдруг… вице-губернатор Санкт-Петербурга Валерий Львович Назаров! Именно он и курировал тогда в администрации города вопрос передачи монастыря. Он, оказывается, сопровождал здесь в паломничестве самого губернатора Санкт-Петербурга. Так что вопрос был быстро решен. Причем здания монастырю передали все и сразу.
Другое дело, что это был огромный фронт работ… Но сестры уже знали: главное – молиться, и помощью Господь и Матерь Божия не оставят.
Игумения София с пюхтицкой игуменией Варварой (Трофимовой)
Знаки внимания с Небес
Небесной покровительницей Воскресенского Новодевичьего монастыря является и преподобномученица Мария Гатчинская. Она не была парализована, но у нее была такая болезнь, что любое движение ей причиняло нестерпимую боль, поэтому она вынуждена была лежать практически неподвижно, но внутренне это был очень деятельный и отзывчивый человек! Она постоянно за всех молилась, и народ нескончаемым потоком шел к ней за советом, за утешением, за разрешением своих проблем. Она жила точно по тому завету преподобного Серафима Саровского, который, некогда явившись старцу Иоанну (Крестьянкину), сказал: «Быв порабощен телом, душу свою непорабощенну сохрани».
Некоторое время после обретения мощи преподобномученицы Марии Гатчинской находились в Воскресенской Новодевичьей обители Санкт-Петербурга. А после их перенесения на место подвига святой в Гатчину по благословению правящего архиерея в монастыре осталась часть ее честной главы. Именно матушке Софии, участвовавшей в обретении мощей святой, довелось доставать из могилы главу преподобномученицы, разделенную тюремными врачами (видимо, при вскрытии) на три части.
Именно матушке Софии, участвовавшей в обретении мощей святой Марии Гатчинской, довелось доставать из могилы главу преподобномученицы
Набрав земельки из могилы, матушка София посыпала ею территорию вокруг здания Свято-Владимирской школы – эту постройку еще долго им не хотели все-таки возвращать… Сейчас там попечением обители уже устроена общеобразовательная школа. Так как и тут все вопросы решались прежде всего молитвой, «знаки внимания» с Небес шли один за другим…
Одним из первых был, например, тот, что директором занимавшей некогда это здание ООО «Медикор» оказалась правнучка старосты до революции Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга. Сама она, как, впрочем, и почти все ее 100 сотрудников, стали воцерковляться уже после знакомства с матушкой Софией. А когда впервые секретарь доложила, что пришла настоятельница, директриса думала было встретить статную старицу –такую, например, как матушка Варвара (Трофимова), – но, встав навстречу, растерялась, увидев перед собой тогда совсем еще юную худенькую девушку – всю в черном. «Почему-то стало необыкновенно жалко ее: я представила, что дело возрождения монастыря ляжет на эти хрупкие плечи…» – вспоминала потом Елена Михайловна Пестова.
«…Дальнейшие отношения наши складывались интересно и были доверительными, – рассказывала она. – Мы виделись время от времени, матушка приходила ненадолго, и от нее мы узнавали новости о восстановлении монастыря. Проблем у матушки было чрезвычайно много, иногда она просто приходила ко мне в кабинет, опускалась на стул и молчала. Я понимала, что ей очень тяжело…»
Хотя и не раз доводилось убеждаться в волевом характере столь молодой настоятельницы.
«Был даже такой непростой период, когда я просила у матушки “отпустить” здание, но она не благословила, – вспоминает Елена Михайловна. – Почти 20 лет многочисленными восстановительными работами поддерживая и приводя в порядок дом №104 (на Московском проспекте Санкт-Петербурга. – Ред.), мы верили, что когда-нибудь он вернется законному владельцу – Новодевичьему монастырю».
Так и произошло.
Но одно дело – прозорливый батюшка Николай Гурьянов, благословивший «стоять» за обитель и молившийся о ее возрождении, воочию видящий сквозь десятилетия и от того приговаривавший, глядя на снимки вопиющей разрухи: «Какая чудная, красивая обитель! Какая она прекрасная!» И совсем другое, когда находишь в себе силы изо дня в день сражаться за преображение из небытия обшарпанных зданий в славящую Бога красоту, еще и других в течение не одного десятилетия каким-то образом воодушевляя не сомневаться, не жалеть ни сил, ни времени, ни средств… Тем более что участвовать соседям довелось в реконструкции не только здания №104…
Инвестиции в Свет
«В мой кабинет как-то пришла послушница Татиана (ныне – монахиня Мария), – рассказывает Елена Михайловна, – и весьма категорично сообщила, что срочно нужны деньги, и даже назвала конкретную сумму. Я молча достала из сейфа – отдала, она ушла. Мне было как-то не по себе от этой ситуации. Через неделю эта сестра опять пришла…
– Пойдемте со мной!
Отнекиваться было бесполезно, я пошла с ней в монастырь. В Казанском храме тогда еще все окна были заложены кирпичами – в советское время там размещалось производство, и окна замуровали. Мы с послушницей Татианой заходим в храм, и вдруг я вижу чудо – солнечный луч из алтарного окна! Оказалось, на эти деньги в оконном проеме вместо кирпичей был установлен первый стеклопакет. У меня от радости не было слов, а послушница Татиана сказала:
– Вот ваши денежки.
К моей радости добавилось одно важное чувство: я поняла, что такое помощь монастырю. Все средства, отданные на обитель, не пропадут, не уйдут на сторону, они будут служить людям, а жертвователю помогут в собирании своего “сокровища на небесах”».
А матушка София напоследок рассказала еще один сон:
«Наша обитель в Санкт-Петербурге стоит на Московском проспекте. И вот еду я на трамвае. Уже явные сумерки, вот-вот наступит тьма. Проехав одну остановку мимо нашего монастыря, спохватываюсь, схожу с трамвая и бегу в обитель. Как только я оказалась за вратами, вдруг вижу, что там еще полдень… Редко когда сны так явственно запоминаются. Спустя какое-то время, перечитывая записки игумении Таисии (Солоповой), узнаю, что похожий сон приснился однажды и ей: “Если в миру уже глубокие сумерки, – истолковывала она, – то в монастырях нет заката”. Думаю, да – так Господь укрепляет нас».
«Батюшка, а будет ли конец света?» – «Нет, потому что будет конец тьмы»
Как шутят священники в наши мрачноватые времена (и вовсе не про городскую иллюминацию к Новому году) в ответ на вопросы как-то неправильно эсхатологически настроенных прихожан:
– Батюшка, а будет конец света?
– Нет, не будет.
– Почему?
– Потому что будет конец тьмы.