Православный календарьПравославный календарь
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.

«Господь всегда действует» и другие принципы владыки Агапита

Памяти архиепископа Штутгартского Агапита (Горачека). К 40-му дню

Сегодня 40-й день преставления ко Господу архиепископа Штутгартского Агапита (Горачека). О честной дружбе и прямых ответах, о делах сердечных и о том, как это связано с нашими интеллектуальными способностями, о священнодействии в семье и познании Бога в опыте соборности – обо всём этом вспоминает духовное чадо владыки Анастасия Лимбергер, дочь настоятеля штутгартского Никольского прихода протоиерея Илии.

Архиепископ Агапит (Горачек) в паломнической поездке с детьми Архиепископ Агапит (Горачек) в паломнической поездке с детьми

То, что нас отделяет от Бога и людей

Когда владыку Агапита рукоположили во епископы – 1 мая 2001 года, – мне было без малого 11 лет. Тогда папа служил на штутгартском Никольском приходе единственным священником. Это было очень трудное для него время. И вот мы поехали в Мюнхен на хиротонию… Народу собралась уйма. В этот же день прославляли святых – святителей Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника и др.

В следующие субботу-воскресенье владыка Агапит уже приехал к нам в Штутгарт на приход. Я знала, что они с моим папой старые друзья, еще со времен, когда отец был студентом в Мюнхене. Поэтому отношения у нас всегда были почти родственные. Владыка в первое время своего епископства в Штутгарте жил у нас дома. Всегда, когда приезжал из мюнхенского монастыря Преподобного Иова Почаевского, останавливался у нас. Это было совершенно естественно.

Я тогда сразу стала у владыки исповедоваться. На Исповедях он часто сглаживал разные промахи:

– Ну, если ты уставшая и голодная, чего ж ты от себя хочешь?

Единственно – высокомерия и притворства не терпел.

– Вот этого, – предостерегал, – допускать не надо. Это то, что нас отделяет от Бога и людей, и ничего хорошего ты этим не добьёшься.

Поддерживал теплоту общения

Владыка не столько с какими-то грехами разбирался, сколько с нарушениями взаимоотношений человека с Богом и другими людьми. Когда я как-то пожаловалась на пустые разговоры, владыка заметил:

– Если они служат общению с другими, то пусть будут! Это хорошо.

Он не проводил демаркационной линии, отделяя сакральное от профанного

Точно также он поощрял разнообразие интересов: это тоже то, что помогает нам находить общий язык с другими и устанавливать с ними отношения. «Общительности не забывайте» (Евр. 13, 16) – этому призыву апостола владыка Агапит следовал.

Сам он и фотографией, и техникой увлекался. Возился с объективами, во всем этом разбирался. Он не проводил демаркационной линии, отделяя сакральное от профанного, а просто освящал то делание, что может быть благословлено.

Сам он был готов общаться с любым человеком. Даже если невозможно было поговорить на какую-то интересную для него самого тему, он мог поболтать и о том, что было интересно собеседнику. Просто поддерживал какую-то теплоту общения. Он так и с теми, кто далек от Церкви, запросто общался: и о политике, и о литературе или искусстве, медицине или диете, – и я регулярно удивлялась, как глубоко он в самых разных предметах разбирается.

Штутгартский приход в паломничестве на Святую Землю Штутгартский приход в паломничестве на Святую Землю

Помню, мы как-то в Иерусалиме беседовали с одной из ведущих местных археологов. Владыка ее расспрашивал о локализации Эммауса, причем выпытывал у нее разные детали, пока она не воскликнула:

– Владыко, я не знала, что вы так разбираетесь! Я этот вопрос еще прослежу.

Ищи то, что вас объединяет, и говори всё как есть

Если с кем-то у меня намечались некие сложности в общении, сразу мог переориентировать: он всегда с уважением говорил о любом человеке, подчеркивал его хорошие стороны, и это само по себе уже сразу снимало напряжение.

Он очень тонко и быстро чувствовал людей, их характеры и особенности личности. Это и природный талант, и развитая им с годами удивительная внимательность к каждому человеку.

Людей он совершенно не боялся. Поэтому он и мог быть таким прямым и честным. И нас этому учил. Не надо никак увиливать, кривить душой – говори всё как есть.

Лучше прямо, а не наискосок

Не так давно меня на работе один католик попросил, как ему казалось, о сущей мелочи, на которую я никак не могла согласиться. Ему надо было, чтобы я перевела ему на церковнославянский язык поминовение за богослужением Папы Римского. Я ничего не ответила. Он ждал. Я уже было собиралась как-то отвязаться, вроде того, что, мол, времени у меня нету эту строчечку перевести… А владыка мне и говорит:

– Ты ему так и скажи: «Прости, пожалуйста, но эту фразу я не могу перевести».

Я так и сделала. Потом это, правда, вылилось в очень неприятный конфликт, но я поступила прямо. И для меня это был важный урок. Если есть какая-то определенная тема, не надо уходить от нее, выдумывать какие-то посторонние отговорки. Надо прямо сказать: «да-да, нет-нет» (Мф. 5, 37). Но этой честности надо хотеть.

Встреча с аввой

Архиепископ Агапит (Горачек) и Анастасия Лимбергер Архиепископ Агапит (Горачек) и Анастасия Лимбергер Еще с подросткового возраста мне посчастливилось достаточно много общаться с владыкой Агапитом. На следующий после его хиротонии – 2002-й – год он повез прихожан в паломничество в Бари, и я, двенадцатилетняя, поехала с папой. Помню, мы потом сидели в саду при русской церкви в Бари, шикарный сад с самыми разными фруктовыми деревьями. Детвора вся бегала, но мне владыку уже тогда просто не хотелось покидать.

Когда мне было лет 14, я решила, что буду владыке рассказывать всё, – вплоть до каких-то своих подростковых эпизодов. Владыка мне, кстати, неоднократно говорил:

– Если у тебя появляются ухажеры, ты следи за тем, чтобы эти отношения были честной дружбой. Сама не заигрывай. Ухаживать – пускай ухаживают. А ты смотри, чтобы твое отношение было ровным и естественным.

Так я провожала, бывало, его после службы до дома, – и потом, когда ему уже сняли от прихода квартиру, – и излагала свои подростковые события, вечеринки и пр. Он, бедный, всё это выслушивал. Вникал даже и комментировал. Вспоминал себя в этом возрасте.

Рассказывал, что брат Миша, который старше его на 5 лет, брал его с собой на вечеринки. Так как Саша – будущий владыка Агапит – был очень высок, маленьким его счесть было трудно. Он за эту интеграцию в свой круг друзей брату был потом всю жизнь благодарен. Так он встретил и своего авву – будущего владыку Марка.

Тихость

Про отца своего, Владимира Яромировича Горачека, вспоминал, что тот был невероятно мирным. «Чему я у своих родителей научился, так это тихости», – с большой благодарностью также отмечал он. Только один раз в жизни он, вспоминал, увидел, как его родители ссорятся, – для него это было чуть ли не концом света. Сам он крайне редко повышал голос, хотя рассердиться мог.

В чем, однако, был требователен, так это в том, как служба совершается. Знаю, что если бы кто-то пришел на клирос – и вместо того, чтобы открыть книги, принес бы листочки распечатки готовой службы, владыка покачал бы головой… Уставом очень дорожил. Когда он находился в алтаре, а мы на клиросе могли что-то не то начать читать, тут же прилетала смска. Но всегда лаконичная и по делу. В плане замечаний, которые он все-таки делать не любил, он был очень сдержан.

Семья-соборность как опыты богопознания

За богослужением надо было его видеть. При всей его общительности вне службы, там он уходил в себя: у него ум точно застывал и соединялся с сердцем, и это была такая непостижимая концентрация на Боге и словах богослужения.

Идя домой, он мог сходу начать цитировать слова только что закончившейся службы.

В Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского, что читается в Чистый Вторник, помню, как владыку поразила песнь четвертая:

«Дванадесять патриархов великий в патриарсех детотворив, тайно утверди тебе лествицу деятельнаго, душе моя, восхождения: дети, яко основания, степени, яко восхождения, премудренно подложив».

То есть Патриарх Иаков родил 12 сыновей и их положил во степени духовного восхождения.

Помню, владыка шел после службы совершенно потрясенный!

– Я сегодня только заметил! Какая красота!

Здесь оказалось собрано очень много его любимых тем: соборность-семейственность, духовное возрастание через вхождение в эти опыты: от ребенка-сына к юноше-жениху, а после к отцовству.

Владыку еще изумляло, что мы о Боге и Церкви говорим именно на лексиконе семейного опыта: Отец, Сын, Матерь, праотцы, святые отцы, сыновья и дщери, братья и сестры, – и только в совокупности опыта в разных этих ролях ты по-настоящему открываешь для себя Бога – будучи сыном, женихом, отцом.

В опыте соборности реализуется наш образ
и возможно подобие бытию Пресвятой Троицы

Для владыки Агапита Христос был в центре внимания. Никто и ничто другое, а Сам Христос. И владыка Ему доверял, знал, что Господь всегда действует. Не тянул на себя всю ответственность за происходящее, а предавал Богу в распоряжение.

Для владыки Агапита Христос был в центре внимания. Никто и ничто другое, а Сам Христос

Для него очень важна была соборность. В своей речи в день наречения во епископа он сказал, что способность соборно мыслить – дар Божий, сообщенный нам в купели Крещения. Именно в опыте соборности реализуется наш образ и подобие бытию Пресвятой Троицы. Для владыки важно было, чтобы человек в Церкви вводился в общество святых. Соборность он понимал всеобъемлюще: она пронизывает всё и всегда.

Владыка умел прислушиваться к атмосфере, что ли, взаимоотношений и давал чему-то вырасти внутри общения.

Огнетушитель взаимоотношений

Мне владыка говорил:

– Если ты рассеяна во время службы, молитвы, значит, сердце твое не участвует.

Он всегда делал осторожные, деликатные замечания, и тут же останавливался, дальше уже предоставляя человеку самому искать, выстраивать свои взаимоотношения с Богом и ближними.

Когда я с ним, бывало, говорила о маме, – она художница и сербских кровей, по натуре своей человек творческого хаоса, а меня беспорядок, наоборот, выводит из себя, – владыка так забавно отвечал:

– У твоей мамы вообще всё-о-о наоборот! Но вы все выросли очень приличными людьми. Поэтому тут я уже сказать ничего не могу.

Он вообще с большим трепетом относился к матерям, особенно многодетным (нас у мамы пятеро, но на штутгартском приходе есть семьи, где и по 7, и по 8 детей). Он понимал, насколько семейная жизнь может быть затратной с точки зрения самоотдачи, внимания, сил. Но он и чрезмерной требовательности жен по отношению к мужьям не допускал:

– Вот, он весь день был на работе, пришел, и что ты от него еще хочешь?!

Хотя гасил и возмущения мужей, если те жаловались на какой-либо беспорядок дома. Был таким огнетушителем взаимоотношений.

В семье надо священнодействовать

Женщин владыка Агапит как-то умел уважать. Сочувствовал тому, как сложно бывает женщине найти сегодня свое место: она рвется и в карьере преуспеть, но тогда в семье что-то упускает. Рассуждал об этом без осуждения.

Он часто говорил о семье, будь это в проповеди или в частной беседе, и считал, что в семье надо священнодействовать. Часто возвращался к образу Адама, священнодействие которого заключалось в том, чтобы вводить Еву в заповеди Божии. И, судя по всему, он плохо справился с возложенной на него учительной миссией…

– Сейчас мужики тем более разучились быть наставниками в вере, – констатировал владыка, – женщинам сложно.

Мы призваны восходить в степенях освящения

Он не переносил никакой искусственности, фарисейства. Хотя какие-то внешние правила ему и были все-таки важны, – например, то, что женщины не должны носить мужскую одежду. Однажды в беседе с прихожанами владыка, сам будучи с детства приучен к хорошему тону, сказал:

– Мы же не просто так собираемся именно в храме, а не в каком-то там зале или офисе. В церкви пространство сакрально и иерархично: есть притвор, паперть, солея, центр храма, алтарь. Мы призваны восходить в степенях освящения. Сюда мы приходим в лучшей одежде. Отделяя эту часть нашей жизни как священную, – посвященную Богу. Джинсы – это рабочая одежда, ее в Америке придумали и сшили из самой грубой материи, чтобы работать на полях. Неужели ты в церковь приходишь как на трудовую повинность – это же жалко!

Только если соединять ум с сердцем и с движениями души…

Для владыки важны были целостность человека, его целомудрие. Прошлым летом, когда владыка после операции лежал в больнице, я пришла к нему… Это был конец семестра. Я так устала от постоянного исполнения своих академических задач, что ощущала, будто голова перестает работать, память сдает. Стала жаловаться владыке:

– Не могу охватить всего, что нужно.

– Ты и не можешь, – отвечает, – потому что ты умом в принципе не можешь охватить всего. Ум сам по себе вообще, – говорит, – не очень точный инструмент. Только если соединять ум с сердцем, тогда более-менее, хоть как-то, чуть-чуть можно охватить предмет.

Вникать в собственное сердце – вообще большое искусство и совсем непросто

Такое оцеломудривание, собирание себя он считал очень важным в развитии личности.

В нашем предпоследнем с ним разговоре – мы сидели в саду и ели шоколадные конфеты – он заметил:

– Осознавать и вникать в собственное сердце – вообще большое искусство и совсем непросто. Это требует настоящего молитвенного труда.

Восход со святыми

Часто говорил владыка Агапит про святых:

– Если тебе какой святой пригляделся, то ты им занимайся. Но только серьезно. Ищи источники, наставления, копайся.

В прошлом году я занималась преподобным Иосифом Песнописцем, который написал в IX веке более 400 канонов и служб, – то есть практически на каждый день года. Собственно, это во многом его заслуга, что мы стали богослужебно почитать святых. Именно он сделал так, чтобы это стало возможно. Когда я об этом рассказала владыке Агапиту, он был в полном восторге: ему очень важно было узнать, как этот опыт богослужебного почитания наших Небесных заступников исторически сложился в Церкви. Я обещала ему написать об этом статью, но что-то затянула. Говорила:

– Могу и сейчас как есть прислать, но надо сноски еще проставить.

– Нет-нет, ты уж сноски проставь, и потом пришли, – подстегивал он.

К сожалению, я так и не успела показать владыке последний вариант статьи. Дописала уже после его кончины и положила ему ее уже в гроб.

Когда накануне владыкиной кончины мне сообщили о том, что он в реанимации и в очень критическом состоянии, я стала молиться тому же преподобному Иосифу. В его житии есть рассказ о том, что все святые, которым он при жизни составил каноны, в день его кончины провожали его на небо. Думаю, что их было много и вокруг моего владыки, когда он на Вознесение решил сопроводить самого Христа на Небо.

(Продолжение следует.)

Анастасия Лимбергер
Подготовила Ольга Орлова

6 июля 2020 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 128 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
р.Б Любовь16 июля 2020, 15:26
Анастасия, с Праздником! Спаси Господи! Узнала об Владыке Агапите. Пусть Господь упокоит Владыку Агапита во царствии своем со всеми Святыми!+ Великое счастье вам и всем,кто его знал.Он будет молиться на небесах за вас и паству. Жду продолжения рассказа.
Елена15 июля 2020, 19:36
Спаси Господи Настенька! хочется ещё и ещё читать ,и продолжения ещё, очень интересно, и такие важные и простые советы от владыки Агапита
рБ Марина 6 июля 2020, 18:05
ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВЛАДЫКЕ АГАПИТУ!!!СПАСИ ГОСПОДИ ОЛЬГА АНАСТАСИЯ за статью!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В ТРУДАХ!!!
Лена 6 июля 2020, 14:25
Спасибо, Настя, за твои так хорошо записанные воспоминания о дорогом владыке! Огромная благодарность редакторам портала за публикацию, за то, что помните нашего владыку... Вечная ему память Лена из попечительского общества монастыря преп. Иова Почаевского
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Ольга Орлова

Новые материалы

Выбор читателей

×