Православный календарьПравославный календарь
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.

Почаев. день, вечер и ночь.
Такая жизнь была в наших монастырях ещё совсем недавно...

Архимандрит Аввакум (Давиденко)
Архимандрит Аввакум (Давиденко)
В коридорах приглушённо горит свет. Слух идёт на слух: скоро нагрянет паспортная проверка в лице милиции и КГБ. Это удар молнии в бочку с порохом, а готовятся все как к паводку, как к сущему тебе великому наводнению. Некоторые возбуждены, бегают и громко разговаривают, почти кричат, а некоторые, наоборот, говорят почти шёпотом, один другому на ухо. Это специфика нашего неспокойного племени православных: у нас всё кругом секреты и нигде нет тайны. Посреди этой кутерьмы и нагнетающегося страха, как ни странно, находилось место шуткам: отец Ливерий, свечкарь, кричит: «Подожгите им газету, бумагу какую-нибудь, дабы их отвлечь!» Послушник Игорь Брус с Житомира, весело подмигивая, говорит: «Эту ночь вспомним детство, будем играть в прятки с милицией!»

Благочинный архимандрит Алипий и эконом отец Питирим (ныне митрополит Николаевский) ходят стучат по келиям: «Хлопцы, кто не прописан (а, как правило, никто не был прописан), – прячьтесь кто куда! Ночью или вечером – не знаем когда – нагрянут милиция и КГБ с проверкой паспортов! Сегодня в келиях не ночуйте, благо в Лавре много места, где на время можно укрыться и пересидеть набег. Так что немедля прячьтесь...»

Ой, Господи, вот напасть!

Келия № 17, где ютится много непрописанных послушников, всполошена. Послушник Димитрий Мышонок что-то вынес из келии, замотанное в одеяло, и – бегом на экономию, прятать. Экономия (хоздвор), с её разнообразными службами: свечной мастерской, прачечной, столярным цехом, кузницей, сварочной, складами и гаражами, – имела много мест, где можно было укрыться. Этим мы сполна и пользовались во время таких «татарских» набегов-проверок. Экономия и сад были теми местами, где мы играли с КГБ в прятки!

Инок Владимир говорит нам воодушевляющее: «Хлопцы, берём молитвословы в руки – и в сад под Лавру, там вычитываем правило и устраиваем всенощное бдение». Послушник Иоаким, старый дедушка, тоже не был прописан, считался бродягой; как и мы, он жил возле прачечной и потому спрятался в самой прачечной – в большом чугунном котле. «Я уже здесь не первый раз прячусь, здесь не найдут, я в полной безопасности». Другие прятались в столярке под станком, зарывшись под стружкой, а её было там в изобилии.

И вот ночью появляется группа «почётных лыць» из КГБ. С ними также милиционеры. Ходят по корпусам, келиям. Водит их благочинный. Открывает. Спрашивают: «Тут кто живёт?» «Нет никого», – многозначительно ответствует благочинный. Хотя горит лампадка, из-под кровати чьи-то сапоги выглядывают, ворохи подрясников и ряс, всякое тряпьё. Ну, дурному видно, что живут, что келия обитаема. Пошли далее. Снова спрашивают у проводника: «Тут кто живёт?» Тот опять твердит как заклинание: «Не-е-е! Никто и ни в коем случае! Что вы?!»

Бывали ночные проверки паспортного режима с курьёзными, даже смешными случаями. В один из таковых ночных набегов послушник Витя Воронежский не ушёл из келии. Когда услыхал приближающиеся шаги, спешно отодвинул шкаф и спрятался за ним. Думал пересидеть «татарский» набег. Вошли люди в штатском и с ними какая-то дама, тоже из проверяющих. Она, заглянув за шкаф и увидев Витю, сразу спросила: «О! А вы, молодой человек, что здесь делаете?» Тогда Витя пошёл в наступление. Ведь лучший метод обороны – это наступление. «Это не вы меня должны спрашивать, что я здесь делаю! А я вас, уважаемая, спрашиваю, что вам здесь нужно? Я тут живу, а вы чего это, с какой стати среди ночи в келию к монаху припёрлись?!» Тут скандал, возмущение, по келии – такое ощущение – чуть перья не летают. Ну и забрали Витю в городтел, там взяли подписку, что в 24 часа он уедет из Почаева. Не знаю, как дальше было...

Ближе к полуночи – опять слух на слух, от уха к уху (мобильных телефонов тогда ещё не было): отбой! Власти уехали! Ух, слава Тебе, Господи, пронесло! Всё в Лавре оживает, загорается свет. Мы вылазим, выходим, выползаем из своих укрытий. Кто спускается с чердака, кто поднимается из сада, что на нижних складах экономии, кто обнаруживается из подвалов. А в половине пятого всем вставать на полунощницу. Мне лично тоже довелось сполна играть в те знаменитые прятки с милицией. Я это застал и прошёл. Вот такова живая ткань церковного предания, как мы жили и Богу служили.

* * *

Почаевская лавра, как и все монастыри в Советском Союзе, была неспокойным местом жительства и монашеского подвига. Мы, послушники, кандидаты в монахи, жили в интереснейшее во всех смыслах время. Гонений, подобных тем, какие были в шестидесятые годы, уже не было, но не было и спокойствия. Один из методов борьбы богоборческой власти с монашеством – это не давать прописки. Поступление в Лавру, таким образом, было для молодых почти полностью пресечено.

«А у нас в Союзе нет молодых верующих. Вот нет, и всё! Они перевоспитались на коммунистически-атеистический лад!» – врала, ох и врала официальная советская пропаганда. Между тем конец 70-х – начало 80-х было временем, когда интеллигенция, а вслед за нею и народ уверовали в необходимость возрождения религиозных ценностей, люди приходили в обители и искали монашеского пути. На батюшек, монахов смотрели как на противоборствующих, противостоящих зарвавшейся, завравшейся на всех фронтах, опостылевшей коммунистической безбожной идеологии. Шла в большинстве случаев скрытая борьба за сохранение религиозных памятников: часовен, церквей, монастырей...

Троицкий собор Почаевской Лавры
Троицкий собор Почаевской Лавры
В монастырь в послушники поступали. Наместник принимал, но без прописки. И жили мы там, аки птицы небесные, и прописка наша была – «воздухтрест!» А кагебисты шнырили по Лавре и придирались. Кого заметят, что долго живёт, начинают расспрашивать: кто таков, откуда, зачем здесь?

Благочинный или эконом узнавал о предстоящем набеге от доверенных людей из того же горотдела – там были, видимо, люди, сочувствующие нам, монахам и послушникам. Придут, проверят, и по завершении проверки милиционеры и кагебисты дружною гурьбой идут в 20-ю келию к наместнику. Там их уже ждало угощение на столе и «благодарение» в конверте. И они, «просветлев» и «провеселев», за тем же столом писали акт о том, что паспортный режим в Лавре в норме и всё в порядке.

Но в 80-м году, во время Олимпиады, проверки усилились. Причём к этому подключился уже не Кременецкий «купленный», «понимающий» КГБ, а Тернопольский и даже, говорили, Киевский. Благочинный предупредил нас, чтобы мы прятались и лишний раз не ходили по Лавре и не попадались на глаза лицам в штатском. Один раз нагрянули с проверкой на просфорню, когда там находилось много послушников (естественно, непрописанных). Начали всех брать, хватать, запихивать в воронок и увозить в горотдел. Сутки продержали там, как неких преступников-рецидивистов, затем отпустили, с категоричным требованием в 24 часа уехать из монастыря.

Однажды около полуночи нас внезапно подняли командой: «Хлопцы, ховайсь (прячься) кто куда, кагебисты уже в Лавре, уже ходять в коридорах!» Я, помню, из своей келии на экономии успел проскочить в сад. Милиция прошла буквально в метре от нас, так и не заметив затаившихся, хранимых Небесною рукою. Было страшно? Да! Особенно мне, несмелому от природы, потому что, если схватят и дадут тот страшный приказ о «24 часах», тогда прощай, Лавра и все мечты в связи с ней, а повторно попадёшься – будут судить по статье.

Владимир из Баку одно время помогал отцу Игнатию на раздаче в трапезной. Попался, его отвели в горотдел, потребовав через подписку уехать. Так он попрощался с обителью. Послушники Николай Москвич и Григорий Логвиненко попадались – тоже уехали. Многих уже и не вспомню...

Послушник Вячеслав, смиренник Божий, я его как сейчас помню, вечно ходил с поникшей головой, трудился на кухне, не прятался – был взят, его судили. Наместник Лавры не заступился. Вячеславу припаяли статью. Дали один год исправительно-трудовых лагерей общего режима.

Я лично прятался от набегов милиции под трапезной в свечной мастерской, так как помогал делать свечи. В Лавре это было прекрасное, затишное, укромное место – комната, располагавшаяся как раз под алтарём. Мастерскую возглавлял игумен Ливерий – весёлый, разговорчивый, жизнерадостный батюшка. Там стояли два барабана, катушки, между ними – корыто с воском, который снизу подогревала электроплитка. Интересное, завораживающее таинство образования новой свечи: нить-фитиль с одного барабана перематывается на другой и посредине окунается в расплавленный воск, постепенно, в несколько таких перемоток, набирая на себя вес и форму...

Так вот, проверки там, наверху, ходят-бродят, а я здесь, запершись, укладываю длинные свечные связки в желоба и специальной острой пилой без зубьев отрезаю уже готовые пачки свечей. А потом для фитилей оттапливаю краешек у вертикально стоящей электроплитки.

Но всему приходит конец. Властям стало известно, что в Лавре делаются свечи. Наместник архимандрит Яков, когда проверки усилились обысками, как-то раз прибежал к нам и взволнованно говорит отцу Ливерию: «Прячем всё, как можете и что можете, из свечных принадлежностей, потому что могут всё конфисковать! И тогда беда – ни одной свечки больше не изготовим и не продадим!»

Ну что, барабаны выносить? Это невозможно – очень габаритные. Думали, рядили, гадали, как выдать проверяющим, будто свечи уже давно не делаются. Послали меня на кухню, я там набрал пепла, золы и потрусил. А зашёл иеромонах Сергий (Соломко), посмотрел и рассмеялся: «Что же это у вас за маскарад такой?! Пыль с угольками из-под котла – тут дурному ясно, что посыпано». Тогда я сбегал на нижние склады, взял цемента, вспомнил детство: как пыхнул... Вот! Это уже солидно: припорошил цементом, пыль всё покрыла. А потом свечи всё равно продолжили делать. Все они грязные – цемент же моментально не сотрёшь, не уберёшь отовсюду. Так было...

Вот так мы жили и Богу служили.

Сейчас нет внешнего гонения на Церковь, но и внутри самой Церкви не всё благополучно. Она погрязла в богатстве, роскоши и угождении власть имущим. Люди в ней, особенно молодёжь, стремятся к славе, престижу, богатству. И когда я слышу сегодня, как в кафедральных соборах иподиаконы в пономарке, сопляки ещё, обсуждают, сколько стоит архиерейская хиротония да где какая престижная есть кафедра и как и кому её занять... У меня от этого внутри поднимается протест: как смеете вы рассуждать о таком! Вместо подвига поста, молитвы и духовного преображения судачить о кафедрах и престижных иномарках. Да пожили бы вы в наше время, в засилье воинствующего коммунизма и агрессивного атеизма, когда мы, читая старца Силуана, не думали ни о чём другом, кроме как угодить Богу да тихое и безмолвное житие пожить, чтобы нас не трогали атеисты и кагебисты. Но времена неумолимо меняются и сейчас идёт новая генерация верующих. И тревожно делается на душе...

Рейтинг: 9.9 Голосов: 87 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Александра 4 июня 2013, 12:37
У каждого времени свои испытания, вот и нынешних Господь испытывает...Иногда думаешь, что же с вами отцы приключилось?!Перекрестишь лоб и пожелаешь спасения им и себе.Спаси, Господи, Вас о.Аввакум за замечательные воспоминания, ведь есть еще люди, которые не знают о ужасах гонений...Спаси всех, Господь, и помилуй.
Людмила 5 сентября 2011, 20:48
Православному.Ну не скажите.Тут есть тонкая ловушка."Скажи мне,кто твой друг..."Если в среде общения некоего батюшки будут преобладать люди с толстым кошельком и соответствующими взглядами,то вряд ли он проникнется любовью к бедной пенсионерке с кучей проблем и болячек.Кстати,что уже не редкость.А насчет машин.Как помнится,Христос вЪехал в Иерусалим на ослике.Еще раз низкий поклон монашествующим.
Православный 5 сентября 2011, 06:03
по поводу одного из предыдущих комментариев:

про то, что в "последнее время переходят в другие конфессии" из-за "духовенства" это полная чушь.
даже наглая ложь.

странно что админы пропустили на сайт эту глупую
сектантскую агитку.


ЗАПОМНИТЕ:

люди приходят в Церковь Христову к Богу, а не к духовенству.
и если они уходят из Церкви Христовой, уходят от Бога, то причина отступления не в плохом духовенстве, а в их личной жизни.

попы, грехи попов, крутые тачки и т.п. - это лишь оправдание своего НЕЧЕСТИЯ, оправдание своей греховной жизни (которую менять не желают).
Диана 4 сентября 2011, 22:34
Вот интересно, сколько ни пишу комментарии, никогда не печатаете. Цензура, что ли. Тогда на чём она основана. Е-майл я указала, так что не сочтите за труд, черкните пару слов. Хотя, скорее всего, и это мимо пойдёт. А ведь ваш сайт у меня в избранном. Теперь уже отношение меняется.
Людмила 4 сентября 2011, 19:00
Спаси Господи,о.Аввакум!Каждый раз интересно читать про нашу Лавру.Я живу во Львовской обл. и,конечно,для нас она-наша.Почаевская Лавра,как солнышко Православия для нашего западного региона, в лучах ее и мы,грешные,греемся.Низкий поклон всей братии за ваши труды и молитвы.Не забывайте,что каждое православное сердце на этой земле бьется в унисон с вами.Мира и радости светлой всем вам!
Диана 3 сентября 2011, 23:52
А какой смысл тогда идти в духовенство? Тогда уж лучше в Газпром Спасибо за статью! Будем надеяться, что по грехам нашим не произойдёт опять такой чистки православных рядом, как при коммунистах..
natan 3 сентября 2011, 21:15
во все времена была "такая молодежь",но господь очистит свое стадо от подобных плевел и житницы наполнятся чистой пшеницей.
Любовь 3 сентября 2011, 19:14
Спаси Гсподи за рассказ. Сейчас у церкви время новых испытаний, я бы сказала страшных - испытание деньгами и славой человеческой. Люди и имеющие сан, все же люди. Но мы приходим в храм не на них смотреть, а молиться Богу и причащаться. Помоги Господи понимать это и не бежать из храма по причине несостоятельности священника.
zyrab 3 сентября 2011, 17:24
Очень интересно. Спаси Господи. :)
Денис 3 сентября 2011, 16:20
Оно так и есьть многие представители духовенства ну по крайней мере большинство духовенства закрылось от рядовых веруюсщих золотыми побрякушками итог печальны в последние время люди из рпц идут в другие конфессии.
Лия 3 сентября 2011, 01:18
Спаси Господи архимандриту Аввакуму за интересный рассказ. Времена меняются, но лишь бы вера людей оставалась глубокой как в прежние времена. Становится грустно, когда "молодежь" думает о славе и богатстве...
Александр 2 сентября 2011, 23:09
Спаси Господи!
Надежда 2 сентября 2011, 21:47
Спаси Господи, отец Аввакум!
Помоги Бог побывать в Почаеве.
о.Виталий 2 сентября 2011, 20:06
Спаси Господи, о.Аввакум! Поклон из Кременчуга, из храма Петра и Павла.
Ксения 2 сентября 2011, 17:19
Спасибо отцу Аввакуму, очень интересные воспоминания.
Любовь 2 сентября 2011, 12:34
Спаси,Вас,Господи,отец Аввакум! Спасибо, за статью.Очень для нас полезную-кто не знает всех этих трудностей и гонений!
Александр 1 сентября 2011, 23:26
Бог тот же. Гонят так же. Слава Богу за всё, радуйтесь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Архимандрит Аввакум (Давиденко)

Новые материалы

Выбор читателей

×