Слово Патриарха

Седмица 18-я по Пятидесятнице

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: Патриархия.ru Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: Патриархия.ru
    

Формирование ориентиров и идеалов, основанных на духовных традициях нашего народа, является важнейшей задачей отечественной системы образования

Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский писал: «Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка». Сохранение этого порядка, передача грядущим поколениям связанной с ним системы ценностей, формирование у людей ориентиров и идеалов, основанных на духовных традициях нашего народа, является важнейшей задачей отечественной системы образования. Решить ее невозможно без совместных усилий Церкви, государства и всего общества.

Из приветствия участникам I Московских образовательных чтений,
22 октября 2013 г.

Епископ – в первую очередь пастырь, духовный отец народа, над которым он поставлен

Что же значит быть епископом Церкви Христовой? Священное Писание говорит нам, что «Дух Святый постави епископы пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею» (Деян. 20: 28). Посему архиерей – это не только начальник или администратор, надзирающий за порядком в порученном ему церковном уделе, каковым его, к сожалению, иногда воспринимают и клир, и миряне. Епископ – в первую очередь пастырь, духовный отец народа, над которым он поставлен… Пастырство, по словам святителя Григория Богослова, – это «не столько начальство, сколько воспитание детей» (Слово 12)…

Вера в Спасителя и Его Церковь – вот та реальная сила, с помощью которой возможно противостоять злу в этом мире, и ничем другим в этом мире, никакой человеческой силой невозможно победить зло… Не обрядоверием, не машинальным следованием церковному уставу спасается человек, но благодатью Божией, которая стяжается глубокой и горячей верой, подкрепляемой любовью, смирением и добрыми делами…

Из слова при вручении архиерейского жезла Преосвященному Серапиону (Колосницину), епископу Кокшетаускому и Акмолинскому,
23 октября 2013 г.

Одно дело – мысль, другое дело – жизнь

Очень многие слово «свобода» связывали с самым лучшим, думая, что политическими средствами можно достичь подлинной свободы человека. Но они ошибались. Провозглашая свободу, равенство и братство, те, кто это делал, были готовы уничтожать людей, разрушать страну, отказываться от истории, отказываться от Бога – только для того, чтобы эти слова были осуществлены в жизни. Но мы знаем, что вместо равенства получили неравенство, вместо свободы – рабство, вместо братства – отчуждение…

Одно дело – мысль, другое дело – жизнь. Мысль без дела не имеет ценности. Только тогда, когда мысль добрая осуществляется в реальной жизни людей, эта мысль имеет ценность…

Постоянное памятование о Боге является величайшей добродетелью

Апостол Павел учит нас тому, что есть дар Духа. Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание – такие простые и ясные слова. И апостол говорит, что на тех, кто стяжал эти добродетели, нет закона. А что означает, что над кем-то нет закона? Это означает, что над ним нет суда… Никакого суда над теми, кто стяжал эти духовные добродетели, не будет: умирает человек и переходит от смерти к вечной жизни…

Невозможно по отдельности воспитать в себе эти дары Святого Духа – можно только целостностью своей жизни. И возникает вопрос: может быть, в духовной жизни есть что-то одно, что способно воспитать в нас все эти добродетели одновременно? И ответ на этот вопрос такой: есть! Есть такая добродетель.

Святой Ефрем Сирин говорит: «Господи, если мы постоянно пребываем пред очами Твоими, то от нас изгоняется всякий грех». Вот это пребывание пред лицом Божиим, постоянное памятование о Боге, как говорит Златоуст, является величайшей добродетелью…

Если мы о Боге помним, то наше сердце пребывает в любви, в радости, в мире. Мы способны на долготерпение и на благость, мы становимся кроткими – ведь как можно гордиться пред лицом Божиим? Мы становимся людьми глубокой веры, потому что молитва и пребывание пред лицом Божиим связывают нас с Ним тесной, глубинной связью.

Из слова в день памяти преподобного Амвросия Оптинского во Введенском соборе Оптиной пустыни,
23 октября 2013 г.

Каждому человеку дана возможность видеть Бога

Каждому человеку дана возможность видеть Бога – не своими физическими глазами, но зрением духовным. У одних это зрение более сильное, пронзительное, у других – слабое, притупленное. Некоторые, по слову апостола Павла, видят эту реальность как бы через тусклое стекло (см.: 1 Кор. 13: 12), как люди, потерявшие зрение, которые с трудом различают лишь силуэты. Так и мы в круговерти нашей жизни, отвлекаясь на множество проблем и только изредка прибегая к молитве и к общению с Господом, как через тусклое стекло, словно мутными, больными глазами, видим лишь некий силуэт, некий расплывчатый образ, который временами вообще скрывается из нашего поля духовного зрения…

Но если мы укрепляем себя в молитве, если молитва сопровождает нас по жизни, если мы вступаем в общение с Богом через участие в Таинствах Церкви, если мы открываем Богу свою душу, причащаясь Святых Таинств Сына Его Единородного, – то мы прозреваем, и расплывчатое изображение иной реальности становится все более ясным. Мы начинаем созерцать если не Самого Сущего, по слову Василия Великого, то, по крайней мере, Его яркий и убедительный след в нашей собственной жизни, в истории нашего народа, в истории рода человеческого.

Из проповеди в Троицком соборе Подольска,
25 октября 2013 г.

Храните силу духа, как хранили ее наши предки

Мы становимся слабыми, потому что нас расслабляют блага цивилизации. Но мы должны помнить, что чем слабее становится внутренний человек, тем он уязвимей, вне зависимости от того, насколько крепко его здоровье, насколько накачаны его мышцы, какое положение он в обществе занимает. Внутренняя слабость человека есть опаснейший диагноз…

Многое в жизни можно с легкостью проиграть, если слабый дух. И Церковь призывает современных людей, расслабляемых благами цивилизации, воспитывать свой дух, становиться духовно сильными. Тогда у нас многое получится, тогда мы преобразим до неузнаваемости наше Отечество. Мы будем хорошо трудиться, мы будем мужественными и сильными, хорошо организованными, мы будем способны решать множество проблем.

Сила духа воспитывается верой, воспитывается нравственностью, культурой, воспитывается традицией. И какими бы ни были разрушительными влияния современного информационного пространства на человека, храните эту силу духа, как хранили ее наши предки.

Из слова у памятника героям Великой Отечественной войны в Подольске,
25 октября 2013 г.

Монастыри – форпосты целомудрия

Усвоение слова Божиего — это всегда борьба. Иоанн Златоуст размышляет на ту же тему и говорит, что только душа, пребывающая в твердости и не ослабевающая, может одержать победу…

Дом разрушается, когда появляются трещины, когда нарушается целостность конструкции. Так же и душа — она не способна никакой победы одержать, если нарушена ее целостность.

А что же сохраняет целостность человеческой души, человеческой личности? Добродетель, которая называется целомудрием. Целомудрие — это, конечно, плотская чистота, но не только. Целомудрие — это такой образ жизни, который направлен на сохранение внутренней целостности личности. А мы разрушаем эту целостность не только плотскими грехами, которые порождают двоедушие в человеке. Мы разрушаем эту целостность всякий раз, когда наши мысли и слова не соответствуют нашим делам; когда мысли опасные, злые, гадкие, направленные на причинение зла другому человеку, мы внешне упаковываем в респектабельные действия и слова. Мы лицемерим, мы носим в сознании и в сердце зло, желание навредить человеку, сбросить его с нашего жизненного пути, ослабить его силы, — а внешне ведем себя совершенно прилично…

Мы теряем эту внутреннюю силу и уже неспособны одержать победу. Поэтому нам нужны примеры — не только книжные примеры, не только примеры в слове — нам нужны примеры в делах. Вот монастыри и призваны быть местами, где люди воспитывают в себе целомудрие, — и принятием обетов, и жизнью в подчинении воле Божией. Именно целостность личности, которая является результатом победы человека над самим собой, и нужна людям. Именно поэтому такой любовью и почтением окружаются святые обители. Не потому что там красивые храмы или замечательные братские корпуса, но потому что там живут люди, тоже со своими слабостями и со своими грехами, но борющиеся за сохранение своей целостности.

Из слова по окончании Литургии в Троицком соборе Данилова монастыря
в день празднования 30-летия возрождения обители
,
27 октября 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 27-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Не испугать, а ободрить, обратить мысленный взор человека к Божию милосердию и к Источнику этого милосердия – Христу Распятому и Воскресшему – вот задача пастыря, возвещающего людям Евангелие – Благую весть о снисхождении Бога к человекам.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Мы не можем отказаться от традиционных ценностей, но мы должны быть чувствительны к вызовам современности, к тому, чем живет молодежь. И мы должны уметь актуализировать ценностные традиции для того, чтобы они жили в сознании людей.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 25-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Если ребенок знает, что такое Причащение, если он с радостью идет на богослужение, то ни в 12, ни в 13, ни в 15 лет не изменится его восприятие окружающего мира, потому что главные параметры личности уже сформированы действием благодати Божией.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 23-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
На Православную Церковь оказывается давление – в первую очередь для того, чтобы произошел разрыв между православным греческим и славянским миром. И мы должны сделать все, чтобы эти злые замыслы ни в коем случае не подорвали единство Церкви.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Недели 20-я и 21-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Это закон духовной жизни: на пути к спасению невозможно избежать скорби. Не потому, что христианство – религия пессимизма, но потому, что без страданий не совершается подлинное осознание самого себя, а значит, не открывается путь к совершенству.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 19-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Только тогда можно говорить о развитии певческой традиции и института регентства, когда отношение к регенту будет как к полноценному церковнослужителю, а не как к наемному работнику. Ведь регент вместе со священником несет важнейшее служение.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Особое призвание России – быть оплотом православного христианства. Может, именно поэтому сильные мира сего так ополчились на Русскую Церковь, желая оторвать от Русской Церкви Греческий православный мир.
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Слово патриарха Слово патриарха
Неделя 16-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
О праведниках Господь печется, чтобы праведность их сохранялась, а к грешникам простирает Свою любовь и готовность простить их грехи.
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Слово Патриарха Слово Патриарха
Неделя 15-я по Пятидесятнице
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Господь через крестную смерть являет нам Свою человеческую слабость, дабы каждый, взирая на Крест Христов, мог понять: не силой человеческой спасается мир, а только Божественной благодатью, Божественной силой, Божественной волей.
Комментарии
Владимир29 октября 2013, 20:38
Каждое слово Патриарха - свет, удивительно то, что житейская "мудрость" не мирского человека соединена с Евангельской мудростью слова Божия, значит благодать в духовном понимании, этого мира на всех. И знаем, как говорит апостол Павел: " никакая другая тварь не может нас отлучить от любви Божией, Бога милующего". Нахожу поддержку в его словах и силу, ощущение за одним столом сидим и беседуем. Спасибо.
Сантехник29 октября 2013, 14:00
Связь образования с памятью Божией и чувством Бога в реальности практически отсутствует... Нет?
Может имеет смысл подумать о кино-теле-фильмах, которые при просмотре периодически напоминают зрителю о присутствии рядом с ними Господа? Подчеркну - именно во время просмотра... Но не только... Ну, чтобы герои не только саблями махали, а еще и о том, зачем живем и задумывались, и обьясняли...
Что-нибудь типа " ЖЗС" - серия из "Жизни Замечательных Святых"?
Не "Византия", но что-то близкое...
Ошибаюсь? Извините...
Сантехник. 29.10.13
р.Божия Ирина29 октября 2013, 10:59
Отличные слова.
А также вспомним и это:
"Вера без дел мертва."
Анатолий29 октября 2013, 09:36
Храни вас Господь
Евгений Свидченко28 октября 2013, 12:00
Удивительная и мудрая проповедь Патриарха!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×