Православный календарьПравославный календарь
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».

Урожай внимательного сердца

Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице


СкачатьMP3
(MP3 файл. Продолжительность 8:39 мин. Размер 6.3 Mb)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

«Кто имеет уши слышать, да слышит», – говорит нам Сам Господь в сегодняшнем Евангельском чтении. Призыв услышать в страшной суете и шуме мирской жизни Слово вечной Истины часто встречается в Евангелии. И мы порой, читая и слушая слово Божие, замечаем и удивляемся своему равнодушию и духовной глухоте к тем истинам, которые для нас, именующихся христианами, являются самыми важными руководствами в жизни. «Да, глухота – большой порок», – так сказал Александр Сергеевич Грибоедов в комедии «Горе от ума». Но не только он так думает – каждый из нас осознает, что свойство слышать неразрывно связанно с нашим здоровьем, и его отсутствие – очень серьезная проблема для каждого человека. Но есть глухота физическая и глухота духовная. О первой говорить мы много не будем, исцеление от нее, как и заболевание это, порой не от нас зависит. Сегодняшнее Евангельское чтение заставляет нас задуматься о духовном неслышании. Не глухи ли мы с вами, братия и сестры? Слышим ли мы слово Божие? Мы очень хорошо слышим, когда нас осуждают и злословят, мы удивительно для себя слышим всяческие тихие сплетни и наговоры, которые порой произносятся за закрытыми дверями и шепотом, но когда читается слово Божие или нас просят о помощи ближние, то мы оказываемся больны тяжким недугом глухоты. Чтобы убедиться в этом, проанализируем нашу жизнь. Как она связанна с Евангельскими заповедями? Как наши дела и слова соотносятся с делами и словами Христа? Как наше поведение и настроение соответствуют радости встречи с Господом, Который источник всяких благ?

Господь говорит нам через пророка Исаию об этом недуге: «Слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6: 9–11). Самое страшное в этих словах, что исцеление для подобных больных уже невозможно. Нечувствие – это явный признак смерти, это неспособность принять и усвоить самое сильное лекарство. Очень страшно оказаться в таком состоянии, и поэтому, когда мы замечаем в себе признак духовной глухоты, стоит задуматься: а в дальнейшем будет ли прогрессирование этого недуга, или мы найдем в себе силы побороть его?

«Любочестив бо Сый Владыка, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит», – говорит о Господе Нашем святитель Иоанн Златоуст. Так пусть намерение не заболеть у нас сохраниться всегда, пусть присущее некоторым желание оправдаться своей болезнью никогда не будет иметь место в нашей духовной жизни, а вместо духовного неслышания будем стремиться к добродетели трезвения, то есть наблюдения и хранения здоровья наших чувств – в том числе и слуха. Для этого «надо постоянно внимать себе, проверять свое поведение и душевное состояние по Евангелию», – вот такой совет дает нам святитель Игнатий (Брянчанинов).

Воспользуемся им и вспомним слышанную сегодня притчу о сеятеле. Содержание ее всем знакомо, но вызывает порой непонимание. Самое большое желание каждого из нас, стремящегося выбрать из слов данного повествования что-то себе на пользу, заключается в стремлении удобрить почву, улучшить свое сердце, на которое падают семена Евангельского благовестия. Некоторые задумаются: а почему у кого-то почва сухая и каменистая, у кого-то производит много терниев, а у некоторых избранных счастливцев она плодородная и приносит сторичный урожай? Если мы замечаем в себе признаки духовного нечувствия, то есть неплодородности сердечной почвы, нельзя опустить руки и обидеться на Того, Кто эту почву нам дал, то есть на Бога. И никто из нас, братия и сестры, не должен столь неразумно и легкомысленно относиться к своей душе и к своему Творцу, не должен поддаваться искушению отчаяния в Божественном Промысле о нашем спасении. Если Господь, создавший нас со столь разным уровнем чувств восприятия и разумения, всё же сеет семя, невзирая на качество почвы, то значит, плод ожидается и от семени, брошенного и на камень, и среди терния. Великий святитель Иоанн Златоуст объясняет нам это: «И камню можно измениться и стать плодородной землей, и дорога может быть не открытой для всякого проходящего и не попираться его ногами, а может сделаться тучной нивой, и терние может быть истреблено, и семена могут расти беспрепятственнее». Различие почвы зависит не от природы людей, но от их воли, плодородие не дается, а приобретается вследствие возделывания земли и удобрения.

Как избавиться от терниев? Наш праотец Адам должен был возделывать райский сад – человек совершенный должен был трудиться. Его грехопадение послужило причиной произрастания терниев и волчец, то есть сорняков. Мы же, потомки Адама, так же призваны потрудиться на ниве возделывания, но не рая, а собственных сердец, чтобы наши грехи не привели к зарастанию не лица земли сорняками, а наших душ – страстями. Вырываем мы эти тернии покаянием и исправлением. Но вырывать легче маленький сорняк, а чтобы его заметить, необходимо духовное здоровье – трезвение.

Как избежать затаптывания посеянного? Снова необходимо рассмотреть и услышать того, кто может специально или случайно растоптать наши душевные посевы. Это не значит: в каждом видеть врага и недоброжелателя – но: порой просто закрывать двери своей души, не впуская в нее мир – то есть интересы и стремления к земному, будь это плотские утехи и наслаждения или же просто равнодушие ко всему чистому и доброму. Для того, чтобы увидеть в многообразии мира душевредное, необходимо снова духовное здоровье – трезвение.

Трезвением мы научимся и прогонять «птиц небесных, поклевавших семя», – то есть диавола. Но для этого необходимы предельная внимательность и не просто наличие зрения и слуха, но и опыт борьбы с тернием и затаптыванием нашего душевного поля.

Сеятель-Христос сегодня, как и при всяком слышании и чтении слова Божия, проходит по нашим сердцам, семя-слово Его пало и сегодня за Божественной литургией на нашу почву – постараемся же сохранить его в сердце чистом и принести плод в терпении.

«Кто имеет уши слышать, да слышит».

Аминь.

Иеромонах Силуан (Никитин)

27 октября 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ina Metzger 5 ноября 2013, 21:52
Спасибо большое за чистоту Слова.Инна.
Виктор28 октября 2013, 00:00
На Бога обижаться, страшно.Лучше на себя.
Елена.Украина27 октября 2013, 23:52
Спаси Господи,о.Силуан,за посеянные словесные семена. Урожай - от Господа.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×