Удивительна глава 6 Евангелия от Иоанна. Начинается она с того, что при озере Галилейском собралось много людей, они «видели чудеса, которые Он творил над больными» (Ин. 6: 2). Самыми первыми словами евангелист показывает, что искали эти люди в большинстве своем. Их не особо интересовало слово Жизни, что вещал Спаситель; они мало верили, что Иисус – Сын Божий. Но они шли.
Приближался вечер, люди были голодны, и Христос, сжалившись над ними, захотел их накормить. Чтобы узнать веру апостола Филиппа, Христос спрашивает у него: «Где нам взять столько хлебов, чтобы всех накормить?» Апостол Филипп, еще не имея совершенной веры, отвечал, что если купить и на двести монет хлеба, его не будет достаточно. Тогда более горячий в вере апостол Андрей Первозванный с надеждой ответил, что у одного мальчика есть пять хлебов и две рыбки. Тогда Спаситель рассаживает всех на траве и, помолившись, велит раздать эти хлебы и рыбы. Чудо совершилось – все ели и насытились. И наполнили остатками 12 коробов. И все люди сказали: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир» (Ин. 6: 14). Не Сын Божий, как Он свидетельствовал о Себе, а «пророк»! Заметим это и пойдем дальше.
Потом Иисус, услышав, что хотят прийти и сделать его царем, удалился на гору один, а ученики отправились на судне на другую сторону озера. И почему Христос не захотел быть царем?..
Удобно иметь царя, который помолится – и можно стать сытым и одетым. Не об этом ли мечтает каждый?
Пройдя, как по суше, озеро, Христос сел в корабль к ученикам, и, как говорит Евангелие, «тотчас» лодка пристала к берегу. На другой день всё множество народа, не находя Иисуса, переправилось через озеро и пришло искать Его в Капернауме. И найдя Его, спрашивали: «Учитель, когда Ты сюда пришел?» (Ин. 6: 25). И Учитель отвечает: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились».
Дальше диалог развивается несколько трагически. Христос Спаситель обращается к иудеям и указывает им главное дело спасения: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6: 29). И нечестивые иудейские уста, множество раз уже хулившие Духа Святого, и сейчас сотворили то же: «Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» (Ин. 6: 30–31). И не постыдились, окаянные, сказать такое после того, как вчера видели чудо, равновеликое тому чуду Моисееву, на которое сами указывали. Еще не прошел вкус чудесного хлеба на устах их, как они снова ищут знамения! Если бы Христос им показал сотни знамений в то время, и это бы не вразумило их.
«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете» (Ин. 6: 32–36).
После этого евангелист со скорбью говорит: «Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго» (Ин. 6: 66–69). На этом практически заканчивается глава.
Вернемся в наши дни. Очень часто священство обвиняют в том, что оно оторвано от «основной массы» верующих. «Основная масса» – люди, мало ходящие в церковь, обращающиеся в храм только по случаю крещений, отпеваний, венчаний и пр., что в храме называют «требами». Также основная масса верующих приходит в церковь на Крещенское водоосвящение, на Пасху, Радоницу, Преображение (освящение яблок), Сретение (громничные свечи) и т.д. Основная масса приходит лукаво, не желая менять свою жизнь, а желая получить даром, без труда, благодать – дар Божий. Так же толпа насытилась хлебом близ озера Галилейского – не собираясь менять свою жизнь, а только потому, что «видели чудеса, которые Он творил над больными». Толпа насытилась чудесным хлебом – это уникальный случай в Евангелии, – не имея веры в Бога Иисуса Христа, а видя перед собой только «Иисуса-пророка»: «Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете». Всегда Спаситель перед чудом спрашивал, имеет ли человек веру в Него. Тут плодами веры немногих насытились многие. Но это не принесло им пользу духовную. Точно так же происходит во время перечисленных праздников (Пасха, Крещение и пр.) – плодами веры немногих насыщаются многие… точно так же без пользы для себя, потому что главное условие совершения чуда в личной жизни каждого человека – личная вера этого человека в Бога Иисуса Христа. Без этой веры крещенскую воду можно пить только для утоления жажды.
Поэтому Христос не стал земным царем. Конечно, удобно иметь царя, который помолится – и можно стать сытым и одетым. Не об этом ли мечтает каждый? Только не послужит это ни к чьей духовной пользе.
Почему же священство далеко от основной массы верующего народа? Потому что этой массе от священника ничего не нужно, кроме исполнения треб. К людям, постоянно ходящим в храм, священство близко, поэтому и люди эти постоянно обращаются за советом к батюшке. За советом, как поступить в той или другой ситуации, за советом, как изменить свою жизнь, чтобы исключить из нее действа диавольские и дать место действовать Христу. «Массе» советы не нужны, ибо они не собираются менять свою жизнь и избавляться от грехов и страстей. Они хотят только лукаво попользоваться даром Божиим за счет «немногих». И невдомек им, что дар-то Божий – лишь помощь, чтобы изменить свою жизнь.
Почему священство далеко от основной массы верующего народа? Потому что этой массе от священника ничего не нужно, кроме исполнения треб.
Святитель Василий Великий говорит, что всякий приходящий в храм, допустим, крестить ребенка и не имеющий веры – не получает того, что хочет. Священник, говорит святой Василий, будет крестить ребенка, а Бог – нет. Это касается не только Крещения, а всех таинств Церкви: и венчания, и отпевания, и соборования, и исповеди и т.д. Без живой веры во Христа Бога церковь превращается в театр. Без живой веры во Христа вообще лучше жить в стороне от Церкви – не крестить детей, не венчаться, не отпевать, потому что такое таинство, которое преподается человеку, чуждому в сердце Бога, бывает только в суд и умножение греха. Ко греху неверия прибавляется грех кощунства, потому что только кощунники могут быть, к примеру, трижды-четырежды крестными родителями без веры. Ведь во время крещения крестный поднимает руки и клянется перед Богом, что отрекается от дел сатаны и обещает проводить жизнь по заповедям Христа. И после этого такой неверующий «крестный» идет и так же скандалит с женой, объедается, выпивает, изменяет, крадет и даже не пытается изменить хоть на йоту свою жизнь. Только кощунник может быть трижды крестным и не удосужиться хоть раз сходить на исповедь, да и вообще просто помолиться, воздохнуть перед Богом о своих грехах. И это касается не только крещения, а всей церковной жизни.
6-я глава кончается так: после слов апостола Петра, что Христос – Сын Бога живого, Иисус отвечает: «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати» (Ин. 6: 70–71). Это слова, над которыми должен плакать каждый христианин, который ходит в храм каждое воскресенье и не относится к «массе». Верил ли Иуда в Иисуса – Бога? Да. По крайней мере, сначала. Ведь вместе с другими апостолами он совершал чудеса и именем Христовым исцелял и бесов изгонял, а без веры это невозможно. Но в какой-то момент он перестал бороться с сатаной за свое сердце, и диавол занял его. Иуда – предостережение всем нам. Как мы, ходящие регулярно в храм, ведем духовную жизнь? Исповедь наша – что вызывает в сердце? Если на исповеди сердце холодно – то значит пошел крен не в ту сторону. Пора встать «добре» и «со страхом». Пора остановиться от ежедневного бега – остановиться для усиленной молитвы и углубленного поста и вопить, чтобы Господь открыл нам наши грехи, умягчил наше злое сердце и растопил холод нечувствия Своею благодатью.
Только кощунники могут быть трижды-четырежды крестными родителями без веры.
Как же узнать, Иуда я или нет? Для некоторых просто достаточно вспомнить, за какими советами последнее время вы обращались к священнику. Если вас интересует, как правильно похоронить, отметить 9-й и 40-й день, покрестить, освятить и т.д., и вы не помните, когда обращались к батюшке, чтобы он подсказал, как излечить тот или иной грех, как лучше молиться и поститься, как выбросить из своей жизни злобу, – вы идете не в ту сторону. Если вы годами не чувствуете в своей духовной жизни никаких изменений – вы близки к большому падению. Если вы исповедуетесь механически, без сочувствия сердца, исповедь для вас стала обыденностью и совесть фиксирует только грубые грехи, – значит, вы духовно деградируете.
Братья, не будем неразумны, как иудеи, ищущие знамения и попирающие его. Да даст нам Господь лишь одно знамение – знамение оставления наших грехов и исцеления души. Будем стараться вникать в себя не романтическими глазами, в которых все наши грехи вкладываются в три слова: «делом, словом, помышлением». Исповедь да будет для нас духовной хирургией, отсечением грехов и страстей, переменой ума и образа жизни. А для всего этого да подаст нам изобильно Господь любовь к Нему, чтобы плодом этой любви стала святая жизнь во Христе Иисусе – Господе нашем. Аминь.
Похоже как в недалёком прошлом были кандидаты в члены КПСС,так и сами члены. Церковь есть Тело Христово и все мы члены этого тела. Мы приобщаемся к Телу Христову и этому приобщению в земной жизни предела нет. А "воцерковлённый" звучит как нечто совершившееся. Есть в этом термине что то от тщеславия. "Я то воцерковленный,а он еще нет."Где критерий воцерковленности скажите. И как можно определить,кто воцерковлен,а кто нет. Еслисудить по времени пребывания человека в канонической(земной) церкви,то сами понимаете - это не может быть критерием. Простите за многословие и спаси всех нас,Господи!
Напомню о батюшке, о котором писал Нилус - о. Егоре Чекряковском. Сначала в его храм зходили люди тоже - только на Рождество да на Пасху...да редко-редко по воскресеньям. А потом он стал молиться, всем сердцем взывать к Богу, каждый день служить молебны Богородице, и стал храм день за днем наполняться.. За требами люди пришли? Нет, за молитвой! А раньше - сколько священников ни служило в том храме, а прихожан не было...
Говорят ведь - каков поп, таков и приход.
По воскресеньям, после литургии, перед началом Таинства Крещения, батюшка наш всегда спрашивает родителей и крестных для чего они это делают.В ответ почти всегда молчание, надавно только один гражданин робко сказал :"Ну так... на всякий случай."
Простите.
Не надо озлобляться и запальчиво набрасываться на священство вообще. А прежде чем осудить какого-нибудь конкретного батюшку "за сребролюбие" Вы подумайте, что он ему ведь, как и Вам, надо не только самому есть, пить, одеваться, платить коммунальные услуги, да ещё и детей поднимать. А есть батюшки, которые из своих доходов бедным помогают.
Так что не надо осуждать и озлобляться. А надо почаще думать о своих грехах и смиряться. Тогда Бог даст Вам такого духовного наставника, который поведёт Вас к Нему.
Не заспешил, и не несколько минут уделил, а больше. И помог. СПАСИБО, о. Николай!
Прочитал статью и комментарии сегодня еще раз.
Уважаемый о. Сергий, других прихожан (народа) у священников нет. Те, что есть, те и паства. Терпенья Вам и здоровья! Дай Бог Вам помощи!
И мы, прихожане, тоже должны понимать – других пастырей у нас тоже нет. И если кто-то не «нравиться», это не повод и не причина для обид. На кого обижаться-то? На Бога? Даже сказать такое страшно. Прости меня, Господи.
А статья хорошая. СПАСИБО, о. Сергий.
Отец Сергий как же Вы правы!
Мы не хотим меняться,а если и хотим,только чтоб Господь нам взамен что нибудь дал,и желательно существенное,что можно положить в кошелек или в желудок.
Господи прости нас грешных.
Когда в Петербурге стоял в очереди к Поясу Божией Матери когда его привезли с Афона,то услышал невольно разговор наших полицейских,которые охраняли сие мероприятие,молодых ребят.Так вот, один из них говорит- "а мне мама сказала сходи к Поясу,поможет-квартира,машина будет-ну я и пошел"
Прости нас Господи.
3. Также и на Крещение: по вере церкви вода освящается. И она остается святой уже для всех, а не десакрализуется в руках неверных. Происходит тоже самое, что и в Евангелии.
Таинства действительно имеют объективный характер. никто этого не отрицает. И слова свт. Кирилла тоже. Человек без веры остается вне таинства, или принимает его себе во вред, если говорить о причастии. Тут нет никакого противоречия.
По поводу совершения святых таин недостойными священниками, - разве вы не знаете, что Дары освящаются по молитве всей Церкви (видимой и невидимой)? если бы это происходило по вере одного священника, то может быть и не освящались бы. А вот причастие такого священника уже другая история.
Воистинну благословен Грядый во имя Господне!
1. точных слов свт. Василия не помню. Надеюсь их заменят эти слова свт. Кирилла Иерусалимского: «Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет тебя крестить. А если пришел ты по вере, то люди служат в видимом, а Дух Святый дает невидимое» (7-е Огласительное слово к просвещаемым. Твор. Изд. Сойкина. С.219). Это говорят и др. святые. Может вы помните слова Христа: "Иже веру имет и крестится спасен будет". Это к тому. Про недостоинство я не говорю (это к вопросу про хиротонию), а лишь про веру, как первое условие любого таинства. То что отпевание - не таинство, так в жизни Церкви - все тайна. Если вы не знаете, учение о числе таинств сложилось только к средним векам. и еще вопрос, что больше таинство - постриг, отпевание или соборование. Читайте историю Церкви.
2. Если ты без веры клянешься перед Богом в храме Божием, не думая исполнять клятву, - это по-вашему не кощунство?
3. Ваш последний тезис не понял вообще. Хлеба умножились по вере апостолов и верных. Но съели эти хлеба все. В чем вопрос? (продолжение следует)
С названием вы правы. Но моей вины тут нет. Мое название: "пять хлебов" - совершенно нейтрально. Вторую часть названия придумали редакторы. Для меня она (вторая часть) также стала сюрпризом. Не совсем приятным...
----------------
2.//Только кощунник может быть трижды крестным и не удосужиться хоть раз сходить на исповедь, да и вообще просто помолиться, воздохнуть перед Богом о своих грехах.//
- Если Таинство для неверующего не совершается, какой же он кощунник?!
3.//«Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились». (Ин.6,26)//
- Так насытились пять тысяч человек, не имея веры, или нет?! Поскольку все они насытились так как «собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели (Ин.6,13), то Ваше утверждение, что основная масса верующего народа далека от священства из-за того что ей ничего не нужно, кроме исполнения треб, - совершенно неверно, т.е. ложно.
Уважаемый отец Сергий, дорогие братия и сестры, учение Православной Церкви совершенно определенно, ТАИНСТВА ИМЕЮТ ОБЪЕКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР, человек же будет судим за недостойное принятие благодати. Ведь даже апостолы считали свою веру недостаточной и просили: "Господи, умножь в нас веру"(Лк.17,5).
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
--------------------------------------
1.//Святитель Василий Великий говорит, что всякий приходящий в храм, допустим, крестить ребенка и не имеющий веры – не получает того, что хочет. Священник, говорит святой Василий, будет крестить ребенка, а Бог – нет. Это касается не только Крещения, а всех таинств Церкви: и венчания, и отпевания, и соборования, и исповеди и т.д.//
- Да откуда же Вы это взяли?! Во-первых, отпевание не является Таинством Церкви. Во-вторых, дайте, пожалуйста, ссылку или приведите точную цитату свт. Василия Великого, ибо Ваше утверждение порождает множество неразрешимых вопросов!!! Например, если священник или епископ принял хиротонию недостойно, то получил он благодать Духа Святого или нет? Если нет, то какая гарантия, что священник, у которого мы хотим исповедоваться и причащаться, был достоин рукоположения и может совершать церковные таинства? И как быть тому ребенку, который вырос и после крещения первый раз причастился на венчании, и лишь после этого стал восходить духовно к Богу (воцерковляться)?
---------------------------
(продолжение следует)
Бедные батюшки, бедные прихожане - всех можно назвать заблудшими овцами. Один батюшка укоряет прихожан в том, что они мало вопросов задают о своей духовной жизни, другой батюшка укоряет прихожан, что они детские вопросы задают -Игумен Нектарий (Морозов), статья "Вопросы детские и взрослые".
А вы знаете, зачем эти неразумные новоначальные идут в церковь, ставят свечки, заказывают требы, задают детские вопросы? А затем, чтобы хоть как-то приблизиться к Богу, хоть на один миллиметр, хоть на одну мыслишку в своей рассеянной головушке. Хоть легким дуновением ветра почувствовать Благодать Божью.
Укоряйте их с любовью, и они созреют, и с благодарностью и надеждой будут задавать взрослые духовные вопросы.
Уважаемая Ирина, напрасно Вы обвиняете наше священство во всех своих бедах. Потому Адам и был изгнан из рая, что обвинил в своем падении Господа: "Ты дал мне жену, которая дала мне есть..." Если бы Вы, прося священника о поминании недавно преставившегося монаха, протянули бы ему записку с именем, он бы Вам не отказал. Хотите чтобы исповедь была 1:1, - приходите в Храм на вечернюю службу, среди недели или накануне, а не во время литургии. И не стоит путать Таинство с тайной Вашей исповеди.
В Храм Вы приходите не к священнику, а к Богу!!!
Разговор состоялся, как говориться ,по душам. У вас наболело и у "массы" накипело. Всем надо сделать выводы и исправляться.
И замалчивать существующие проблемы в церкви не надо. Гнойник лучше вскрыть, чем ждать когда он провется и может случиться заражение.
И для вас не секрет, что в деревне священник живет бедненько по сравнению со своими городскими братьями. И претензии то не к деревенским священникам, а совсем к другим.
А сбило с толку людей наверное все таки название статьи.
Может быть правильнее было бы ее назвать" Что отделяет людей от Христа?" В таком случае и претензий бы никто не высказывал, так как речь шла бы о духовной жизни.
А так получается, что духовное несовершенство и грехи отделяют людей не от Бога, а от священника. Что, согласитесь, не одно и тоже.
знаете, я хожу в Храм Зарубежной Церкви. Наши прихожане- студенты, пенсионеры, социальщики.. Жалование наш батюшка не получает, все, что собираем кружкой за богослужением-отправляем в епархию. Для приобретения здания под Храм (до этого снимали у католиков капеллу)-взяли коллективный кредит, который погашаем членскими взносами. Ремонт делали своими руками, кто что мог, а кто не мог-учился и созидал.
Когда в что-то вкладываешь свой труд- другую ценность это имеет, тут уже не скажешь: стена у них кривая, или плохо поштукатурено.. а тем более строительство Храма.
так и мы строим Храм душе своей- когда приходим в Церковь, и наитием Святого Духа начинаем осознавать нашу ущербность и ничтожность, и когда начинаем работать над собой, пытаться бороться со страстями и грехамни-понимаем, что намного сложней это, чем казалось. со временем вопрос "а почему ему это можно, а мне- нельзя?" находит ответ.
Господь ждет всех, и путь к Нему один: через покаяние, веру и умное делание. спасибо за статью, отец Сергий
вот о чем я не думал, когда писал статью, что она вызовет волну обвинения священства в сребролюбии. Вы знаете, это так уже надоело. Особенно мне, - служащему на деревенском приходе и перебивающемуся кое-как. Если священник торопится на отпевание - у меня это бывает часто, - так это не от того, что срочно нужно деньги взять. Это ж надо такое подумать! Видимо, у кого что болит...
Уважаемый батюшка, это не у кого что болит, а кто с кем дело имел...
Дорогие пастыри, не зовите нас презрительно "массой". Только Господь может дать веру, человеческими силами это невозможно. И через кого Он это сделает - тоже Его святая воля.
Меня, честно говоря, удивляет такое количество осуждения и ненависти к священству среди читателей православного портала. Не ожидал.
Благодарна Вам очень за такое вразумление!!!
Иной раз можно читать одну и ту же главу много раз, и не понимать её. Можно ли приходить в храм и уходить без Боа в душе? Бывало и такое. Кто виноват?
У каждого свой ответ. Это как на исповеди кода иной раз мы приводим много причин, что бы оправдать себя любимого!!!
...Да. Только Христос как-то возгласил типа "о,род неверный и развращенный!Доколе буду с вами,доколе буду терпеть вас?!" А священник не Христос,а обычный человек. Это так,к слову.И к слову надо вспомнить,что как-раз таки ети самые блудницы,мытари и были из тех немногих,которые сердцем шли ко Христу,Который был для них Тем,Кто сможет излечить их язвы душевные,их гниль,Который станет водой живою и они отзывались на Его слово,жгущее и очищающее сердце.Они не рационально,но почти на ощупь распознали в этой Личности-Христе нечто животворное.Потому и пошли.В отличии от фарисеев,которые своей гнили не видели,поэтому им и Врач не нужен и всякого животворения.На это Сам Христос и указал...
Да вообще храм не супермаркет и не сфера услуг. Ищешь Бога - иди в Церковь и будешь счастлив. Ищешь комфорта, поговорить по душам и прочее. Так и начинается неудовлетворенность.
И тут же начинается: смотри на себя, а вы священники, а Иоаннн Кронштадский. А что Иоанн Кроншдатский? Вы думаете при нем не было равнодушной массы? В начале 20 века в Кроншдатде проживало больше 40 000 человек. К Иоанну на службу приходило около 5000 человек - не только кронштадцев, а со всей России. Сколько из них было из Кронштадта? Тысяча? Пятьсот? А остальные жители Кроншдата? - Вот о чем я говорю.
И в начале статьи недаром я привел пример Христов: только Господь всех накормил - и тут же в Него никто не верит!
Так зачем разводить демагогию?
Давайте лучше молиться и поститься, - я к этому собственно всех и призывал. Я призываю внимательно смотреть на свою внутреннюю жизнь, - кто против? О. Александр Ельчанинов? Давайте не будем заниматься спекуляцией чужих слов, чтобы притянуть их к своим мнениям за уши.
Я думаю, если человека не устраивает храм и пастырь - ищи того, кто бы тебя устроил. я так делал всегда, и Господь посылал мне хороших духовников, и в маленьких храмах, и огромных соборах.
вот о чем я не думал, когда писал статью, что она вызовет волну обвинения священства в сребролюбии. Вы знаете, это так уже надоело. Особенно мне, - служащему на деревенском приходе и перебивающемуся кое-как. Если священник торопится на отпевание - у меня это бывает часто, - так это не от того, что срочно нужно деньги взять. Это ж надо такое подумать! Видимо, у кого что болит... Священник торопится, потому что бывает и 2 и 3 отпевания в день, и нужно успеть всех по-человечески проводить, без этой самой ненавистной в первую очередь духовенству спешки. От того, что меня ждет еще масса других людей, которые поставят мне в вину задержку с такой же претензией, как Ирина. Однако моя спешка никогда не отзывается на исповеди, и так - не только у меня, а у большинства.
"Вы видите, каким мечом мир посекается, вы зрите, от каких ежедневных преследований гибнет народ; за что это, если не преимущественно за нашу греховность? виновниками смерти для гибнущего народа мы, которые долженствовали быть вождями его к жизни. Ибо за нашу греховность повержена толпа народа, потому что, по нашему нерадению, она не обучена была для жизни. Чем же мы назовем души людей, если не пищей Господа? Но приправою для этой пищи должны были быть мы. Ибо посланным проповедникам говорится: «вы – соль земли». Представим пред взоры наши тот страшный день, в который придет Судия и будет рассчитываться со своими слугами, которым вверил таланты. Вот узрят Его в страшном величии среди сонмов Ангелов и Архангелов. Там явится Петр с обращенной Иудеей, ведомой им за собой. Там Павел, ведущий за собой, так сказать, целый мир. Там Андрей, там Иоанн, Фома, ведущие за собой пред лицо Царя своего: первый –Ахаию, второй –Азию, третий – Индию. Тогда что скажем мы – несчастные, которые после служения ни с чем возвращаемся к нашему Господу, которые носили имя пастырей, а не можем указать на овец, которых должны были бы воспитать?".
прп. Амвросий Оптинский.
кому что еще неясно?? ничего нового под луной.
А к вере нас приводит не священник, мы сами приходим \или не приходим\. И тогда либо Господь говорит нам - Да будет на все воля твоя /а это революции войны Содом\, либо мы скажем Господу да Будет на все святая воля Твоя - и тогда у нас появляется возможность спасти свои души.
А Церковь - это Храм Божий, куда к нам приходит Господь, когда мы молимся. А не лавка по продаже услуг, даже если они требно- ритуальные.
Посмотрим с другой точки зрения: есть очень небольшое число священства (по личному опыту, чаще всего монахи), "полагающие души за чада своя", действительно, порой до изнеможения служащие Богу и людям, и есть, простите, "масса" - не особо утруждающая себя заботой о своих же прихожанах, не отягощающая себя излишним пощением и самоукорением и т.п.
Не хочу никого обидеть, но часто именно батюшки (и их матушки, а наипаче детушки) ведут себя как "не якоже прочии человецы". Это отталкивает.
Жатвы много, а делателей мало.
Вот и взялись бы, пошли в семинарию, затем в священники и показали личным примером, как исповедовать, с беседой, наставлением, горячей молитвой. Завели бы пятерых детей, усыновили парочку, и воссияли бы личным примером нестяжательности, ходили бы пешочком с молитвой в простой народ, спасать души, кто яичко, кто муку, кто картошки подал бы за труды. То-то молитва пойдет и служба, когда дома дети голодные и жена на сносях )))
Лицемерите уважаемые. Они мол обязаны быть святыми, а я не подписывался. Пришел как в ресторан и не понравилось обслуживание, цены, дайте жалобную книгу. А Христос каждого призывал к святости! Уделяет кто-нибудь из уважаемых критиков хотя бы десятину с зарплаты, уж не говорю про "раздай имение нищим и иди за Мной", чтобы говорить о ценах? Кто там про пропать и учение говорил?
P.S. Не оправдываю никого, все мы не без греха, но каждый пусть прежде, чем кинуть камень, пусть сначала представит на секунду, а смог бы я вот так вот исповедовать, служить, идти к Богу?
«Многие скорби посылаются разговаривающим в храме» (прп. Амвросий Оптинский)
Это вообше нужно вешать при дверях на входе.
Никаких(!) разговоров, действ и посторонних шумов во время богослужения быть не должно, слишком шумливых деток всё-таки лучше оставлять дома.
Приходить в Храм, чтобы "помазаться" равносильно тому, чтобы сообразить на троих и "вмазаться", Таинства "помазания" на всенощном вообще не существует, это благочестивый обычай, вошедший в традицию.
Женщины должны стоять, по-возможности, слева, мужчины - справа( даже если пришли вместе), подобающий вид одежды и тд и тп "мелочи", которые и составлят фундамент молитвенного настроя и порядка.
А то, таинства у них, дескать, "украли"))) Приходите исповедаться в будний день часиков в 12, в храме обязан дежурить священник, принимающий исповедь, исповедайтесь подробно наедине.
Господь вам своих, извините"козлов" присылает, чтобы вы из них сделали овец христовых. На то вы и пастыри.
Христос ведь не пенял на то, что "материал, для работы не тот.
блудницы, мытари всякие и фарисеи.
Вы к тому и призваны, к жертвенному служению. Вы же не "наемниками" должны быть, а добрыми пастырями полагающими души за овец своих.
И Церковь, как известно, это не собрание праведников.
Народ душой тянется к свяоости, к жертвенному пастырю, а не к "папе римскому "на приходе. Не рокконцертами в церковь надо заманивать, а личной святостью!
"Каков поп таков и приход"!
У нас рядом два прихода. В одном встать негде на литургии, а другой пустой. Догадайтесь почему.
И, наверное, не стоит пенять, что" народ божий" не тот пошел.
Ведь и "иоанов кронштадских", как то тоже не особенно, заметно.
Когда-то давно я подошел к священнику (иермонаху Троице-Сергиевой Лавры), чтобы рассказать ему о своих горестях и бедах. Я говорил долго (но меньше, чем собирался), рассказал ему все, как и чем живу, что меня мучит, что мне нравится, что я хочу от жизни и чего не хочу... И в ответ я слышал только пустое и нейтральное "Господи, Прости!" Тогда я обиделся на него, и в, его лице, на всю православную церковь.
... С тех пор прошло 25 лет. Будучи недавно на исповеди у знакомого священника (давно меня знающего) и в ответ на мою исповедь, он сказал мне самые важные в тот момент слова: "Господи, Прости!". Собственно, именно за этими словами я и пришел к нему.
Я это к тому, что это не священники далеки от народа, а народ иногда далек от священников. И дело священников не идти за народом, а наоборот, звать народ за собой. Вернее, не за собой, а за Христом. Об этом и статья.
Спасибо, батюшка.
Жаль, не знаю я имени того иеромонаха. Наверняка, не без его молитв, Господь привел меня в Церковь 22 года назад.
Что же делать, если основная молитва состоит в просьбе об обретении ВЕРЫ?
Что же в храм, ходить теперь нельзя, исповедоваться нельзя, если основной грех в том, что не могу честно и ясно сказать:"Верую!" Только очень хочу...
Все остальные грехи по сравнению с основным, кажутся какими-то хозяйственными проблемами. Естественно, нужно вести себя хорошо, а не плохо.
И, что очень важно в современных реалиях, - без экстремизма,
"обличая, запрещая, умоляя, всяким долготерпением и учением"
(из акафиста свт.Луке, кондак 5).
Есть этот "страх и трепет перед Богом"?
На Вашем примере и учится паства жить без "страха и трепета."
Именно священники должны учить СВОИМ личным примером, как "дышать, жить со страхом и трепетом" во время службы и после.
Учить настоящей исповеди перед Богом.
Вот еще вам слова священника Александра Ельчанинова:
"Надо учить людей исповедываться. Как часто вместо исповеди слышишь совершенно житейские разговоры, хвастанье собой, цитирование хороших отзывов о себе, жалобы на близких и на трудности жизни. Отчасти это от незнания, от отсутствия церковной культуры, отчасти — от греховной запутанности, слабости, когда человек не умеет и не пытается увидеть себя, когда у него нет ни навыка, ни желания разобраться в своей душе, нет отвращения к греху, нет стремления к свету и жажды очищения"
----
Учить!
А у вас ведь одни требы на уме.
Не напраслину ведь говорю. Прихожу на исповедь, начинаю исповедоваться и слышу: Побыстрее нельзя?! У меня требы еще!
Разве после этих слов захочется идти на исповедь?
Этим Вы и далеки от народа. Вы его, народ, НЕ ЧУВСТВУЕТЕ!
Требы одни не уме.
А Богу нужна спасенная Душа.
"Бывает, что, готовясь к исповеди, говеющий временами испытывает страх греха, искреннее покаяние до слез, и, придя к священнику, не чувствует ничего, не имеет страха и сокрушения. Нельзя ли раздвинуть пределы таинства? Нельзя ли считать, что таинство покаяния включает в себя все говение, молитвы, покаянные чувства, а что момент самой исповеди, — только заключительный, хотя и важнейший момент?"
----
Откуда Вы можете знать, сколько слез проливает кающийся , конда читает дома каноны??? Вы судите его за "холодную исповедь", а ведь раскаяние перед исповедью НАМНОГО важнее.
Почему? Потому что, в такие минуты человек стоит перед Богом, а не играет в спектакль перед всеми в храме.
Один на один перед Богом и страдает. И после этого идет к Вам.
Не было бы этих ОСОЗНАННО покаянных/страдальческих минут, разве пришел бы он к вам?
А пришел он, и сказал уже все то, за что дома покаялся перед Богом сам. А в храме порой и окружающие не дают нормально исповедоваться. Плюс, вернее огромный минус то, что исповедь не тайная, а проходит при огромном количестве народа.
Вы украли таинство у кающегося, а теперь обвиняете его, что он не плачет. Исповедь должны быть 1:1 со священником, и никого рядом, кроме Бога.
Ответ на этот ваш вопрос:"Почему же священство далеко от основной массы верующего народа?"
ПРИМЕР: Я почти на последние деньги поехала в паломническую поездку в один Храм, мечтала об этом многие годы. А все случилось внезапно. Денег было впритык. Подхожу там к батюшке и прошу помолится о его же брате монахе, который почил недавно в молодом возрасте. Батюшка мне в ответ: Подайте записку!
Мне осталось только сказать ему правду, что на записки (сорокоусты) уже нет денег.
Не понимают священники , что порой у паствы нет ни работы, ни доходов! А все им кажется, что все вокруг богатые и должны за все платить. Вот чем далеки священники от народа.
Попросила другого батюшку, поискать в книге дату крещения одного человека. И поняла, что если бы сказала ему: Вот вам 1000 , тут же бы согласился. Нет милости к ближнему , одни деньги на уме.
И таких примеров тысячи!
Разве Христос за деньги помогал пастве???
Вот этим вы и далеки от народа.
Народу есть нечего, а вы думаете, что мы такие плохие, что вам ничего не несем. Да и цены в храмах немыслимые на все. Сравнивают зарубежную церковь и русскую в России и непонимаю, как у вас совесть есть ставить такие цены на все?
В общем, огромная пропасть между нынешней церковью и учением Христа.