Духовность и духовничество: доклад митрополита Антония Сурожского

Старые фильмы о главном

Эта видеозапись была сделана почти 25 лет назад, 18 мая 1987 года. В Издательском отделе Московского Патриархата проходила международная конференция, посвященная 1000-летию Крещения Руси. В тот день митрополит Антоний Сурожский выступал со своим широко известным сегодня, перепечатанным в сотнях изданий докладом «Духовность и духовничество». Говорил он незабываемо – и по сути, и по силе пастырского слова.

Читателям «Православие.Ru» повезло, – как раз в те дни владыка Питирим подарил мне замечательную видеокамеру, и я как заведенный снимал все подряд, мне постоянно надо было тренироваться. Таким вот образом и получилась эта запись. Она отыскалась недавно. Съемки вышли, признаться, весьма средненькие, но я счастлив, что они сохранились.

Как не затерялась эта пленка?.. Если будет время, и отыщу еще что-нибудь интересное на старых кассетах, обязательно поставлю на сайт.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)


Скачать

(FLV файл. Продолжительность 26 мин. Размер 94.7 Mb)

Митрополит Сурожский Антоний (Блюм)
«Духовность и духовничество»

(полный текст доклада)

Я должен сначала просить прощения у вас за то, что у меня нет текста доклада, и я надеюсь только на молитвы некоторых из вас для того, чтобы какой-нибудь доклад получился сегодня.

(Звонит маленький электронный будильник, стоящий на кафедре перед митрополитом. Он берет его в руки, выключает и выставляет время, продолжая говорить)

Второе – у меня тут будильник, который будет честно звонить через 20 минут, поэтому вы обеспечены в том, что я не превзойду свое время.

Тема моего доклада – духовность и духовничество или, если вы предпочитаете, духовное окормление или душепопечение.

Я хотел бы…

(звонит будильник, митрополит выключает его и кладет в карман)

Я хотел бы сначала определить слово «духовность». Потому что обычно, когда мы говорим о духовности, мы говорим об определенных религиозных выражениях нашей духовной жизни, –таких как молитва, как подвижничество; и это ясно из таких книг, как, например, книги Феофана Затворника.

Однако мне кажется, что говоря о духовности, надо помнить, что духовность заключается в том, что в нас совершает действие Святого Духа. И то, что мы называем обычно духовностью, – это проявление этого таинственного действия Духа Святого.

И это сразу нас ставит по отношению к духовничеству в очень четкое положение. Потому что тогда речь [идет] не о том, чтобы воспитывать человека по каким-то принципам и научить его развиваться, в молитве ли или аскетически, по каким-то трафаретам, – духовничество будет заключаться не в этом. А в том, что духовник, на какой бы степени духовности он сам ни находился, зорко следил за тем, что над человеком и в человеке совершает Святой Дух, и взгревал бы Его действие, защищал бы против соблазнов или падений, против колебаний неверия. И в результате этого духовническая деятельность может представиться, с одной стороны, гораздо менее активной, а с другой – гораздо более значительной, чем мы часто думаем.

Я хочу сказать два слова предварительно, раньше, чем пойти дальше, о том, что духовничество – не однозначное понятие. Есть, как мне кажется, три степени или три типа духовников.

С одной стороны, на самом основном уровне, это – священник, которому дана благодать священства, которая заключает в себе не только право, но и благодатную силу совершать таинства – таинство Евхаристии, таинство Крещения, таинство Миропомазания, – но также и таинство Исповеди, то есть примирения человека с Богом.

Большая опасность, которой подвергается молодой неопытный священник, полный энтузиазма и надежды, заключается в том, что часто молодые люди, выходящие из богословских школ, воображают, будто рукоположение их наделило и умом, и опытностью, и «различением духов», и делаются тем, что в аскетической литературе называли «младостарчеством». То есть молодыми людьми, не обладающими еще духовной зрелостью, не обладающими еще тем знанием даже, которое дает просто личный опыт, но которые думают, что их научили всему тому, что может им помочь взять кающегося грешника за руку и возвести от земли на небо.

И, к сожалению, это случается слишком часто, во всех странах: молодой священник, в силу своего священства, – не потому, что он духовно опытен, не потому, что Бог его к этому привел, – начинает руководить своими духовными детьми приказами: этого ты не делай; это ты делай; такую-то литературу не читай; в церковь ходи; отбивай поклоны...

И в результате получается некая карикатура духовной жизни у его жертв, которые делают всё то, что, может быть, делали и подвижники, – но они [подвижники] делали это из духовного опыта, а не потому, что они дрессированные животные. А со стороны духовника это – катастрофа, потому что он вторгается в такую область, в которую у него нет ни права, ни опыта вторгаться. Я настаиваю на этом, потому что это насущный вопрос для священства.

Старцами можно быть только по благодати Божией, это харизматическое явление, это дар. И научиться быть старцем нельзя, – так же, как нельзя выбрать своим путем гениальность. Мы все можем мечтать о том, чтобы быть гениальными, но мы отлично понимаем, что Бетховен или Моцарт, Леонардо да Винчи или Рублев обладали такой гениальностью, которой нельзя научиться ни в какой школе, и даже длительным опытом нельзя научиться, и которая является Божественным даром благодати.

Я настаиваю на этом, – может быть, слишком долго, – потому, что мне кажется, это насущная тема, и здесь, может быть, больше, чем, скажем, на Западе, потому что роль священника здесь гораздо больше центральна. И часто молодые, – или по возрасту, или по своей духовной зрелости или незрелости, – священники управляют своими духовными детьми вместо того, чтобы их взращивать.

Взращивать – это значит относиться к ним и поступать с ними так, как садовник относится к цветам или к растениям. Надо знать природу почвы, надо знать природу растения, надо знать условия, в которые они поставлены, климатические или другие, и только тогда можно помочь, – и это всё, что можно сделать, – помочь этому растению развиться так, как ему свойственно по его собственной природе.

Ломать человека для того, чтобы сделать его подобным себе, нельзя. Какой-то духовный писатель Запада сказал: духовное чадо можно привести только к нему самому, и дорога внутрь его жизни бывает иногда очень долгая.

Если вы прочтете жития святых, вы увидите, как большие старцы умели это делать: как они умели быть собой, но прозреть в другом человеке его исключительные, неповторимые свойства и дать этому человеку, – и другому, и третьему, – возможность тоже быть самим собой, а не репликой этого старца или, еще в худшем случае, трафаретным повторением.

Возьмите, например, из истории Русской Церкви встречу Антония Печерского и Феодосия. Феодосий был воспитан Антонием, и однако, их житие ничего общего не имеет в том отношении, что Антоний Печерский был отшельником, а Феодосий был основоположником общего жития. Казалось бы, как мог Антоний его приготовить к тому, чтоб делать то, чего он сам не стал бы делать, и быть таким человеком, которым он сам [преподобный Антоний] не хотел быть, и к чему Бог его самого не призывал?

Мне кажется, что тут надо очень зряче различать наше желание сделать человека подобным себе и желание сделать его подобным Христу.

Старчество, как я сказал, это благодатный дар, это духовная гениальность, и поэтому никто из нас не может думать о том, чтобы вести себя подобно старцам.

Но есть еще промежуточная область – это отцовство. И очень часто опять-таки молодые, – и не такие молодые, – священники потому, что их называют «отец такой-то», воображают, что они не просто исповедальные священники, а действительно отцы, – в том смысле, в котором Павел говорил в своем Послании, что пестунов у вас много, но я родил вас во Христа; и то же самое в свое время говорил святой Серафим Саровский.

Отцовство заключается в том, что какой-то человек – и это может быть даже не священник – родил к духовной жизни другого человека. И этот человек, вглядевшись в него [духовного отца], увидел, как старое присловье говорит, в его глазах и на его лице сияние вечной жизни, и потому мог к нему подойти и просить быть его наставником и руководителем.

Второе, что отличает отца, – это то, что отец одной крови как бы и одного духа со своим учеником, и может его вести, потому что между ними есть истинное, не только духовное, но и душевное созвучие. Вы, наверное, помните, как в свое время пустыня египетская была перенаселена подвижниками и наставниками, и однако люди не выбирали себе наставника по признаку его выдающейся славы, не шли к тому человеку, о котором говорили больше всего хорошего, а находили такого наставника, которого они понимали, и который их понимал.

И это очень важно, потому что послушание не заключается в том, чтобы делать слепо то, что говорит некто, имеющий над вами или материально-физическую, или душевно-духовную власть. Послушание заключается в том, что послушник, выбрав себе наставника, которому он верит безусловно, в котором он видит то, чего ищет, вслушивается не только в каждое его слово, но вслушивается и в тон голоса, и старается через все то, чем проявляется личность этого старца и его духовный опыт, перерасти самого себя, приобщиться к этому опыту и стать человеком, который уже вырос за пределы той меры, которой он мог бы достичь своими собственными усилиями.

Послушание – это, прежде всего, дар слушания, и слушания не только умом, не только ухом, но всем существом, открытым сердцем, благоговейным созерцанием духовной тайны другого человека.

А со стороны духовного отца, который, может быть, вас родил или который вас воспринял уже рожденными, но стал отцом для вас, должно быть глубокое благоговение к тому, что в вас совершает Святой Дух.

Духовный отец – так же, как самый простой, обыкновенный и заурядный священник, – должен быть в состоянии (и это может даться порой усилием, вдумчивостью, благоговейным отношением к тому, кто к нему приходит) видеть в человеке неотъемлемую красоту образа Божия. Если даже человек поврежден грехом, священник должен видеть в нем икону, которая пострадала или от условий жизни, или от человеческой небрежности, или кощунства; видеть в нем икону и благоговеть перед тем, что осталось от этой иконы, и только ради этого, ради той божественной красоты, которая в нем [человеке] есть, работать над тем, чтобы устранить все, что уродует этот образ Божий.

Отец Евграф Ковалевский, когда он еще был мирянином, как-то мне сказал, что когда Бог смотрит на человека, Он не видит в нем ни тех добродетелей, которых в нем может и не быть, ни тех успехов, которых он не имеет, но Он видит незыблемую, сияющую красоту Собственного Образа.

И вот, если духовник не способен видеть в человеке эту извечную красоту, видеть в нем уже начинающееся свершение его призвания стать по образу Христа богочеловеком, то он не может его вести. Потому что человека не строят, не делают, а ему помогают вырасти в меру собственного его призвания.

И тут слово «послушание», может быть, следует немножко уяснить. Обыкновенно мы говорим о послушании как о подчиненности, подвластности, а очень часто и порабощении духовнику или тому, кого мы назвали, совсем напрасно и во вред не только себе, но и священнику, духовным отцом или своим старцем.

Послушание заключается именно в том, что я говорил, – в слушании всеми силами души. Но это обязывает в равной мере и духовника, и послушника; потому что духовник должен прислушиваться всем своим опытом, всем своим существом и всей своей молитвой, и, скажу больше, всем действием в нем благодати Всесвятаго Духа, к тому, что совершает Дух Святой в том человеке, который ему доверился. Он должен уметь проследить пути Духа Святого в нем, он должен благоговеть перед тем, что Бог совершает, а не стараться воспитать либо по своему образцу, либо по тому, как ему кажется, человек должен бы развиться, жертву своего духовного водительства.

И другой стороны, это требует смирения с обеих сторон. Ожидаемо и легко смирение со стороны послушника или духовного чада. Но сколько смирения нужно для священника, для духовника для того, чтобы никогда не вторгаться в святую область, чтобы относиться к душе человека так, как Моисею было приказано Богом отнестись к той почве, которая окружала Купину Неопалимую. И каждый человек – потенциально или реально – уже является этой Купиной; и всё то, что его окружает, – это почва святая, на которую духовник может ступить, только иззув свои сапоги, никогда не вступить иначе, как мытарь, стоящий у притолоки храма, глядящий в храм и знающий, что это область Бога Живого, что это святое место, и что он не имеет права войти туда иначе, как если Сам Бог велит или Сам Бог ему подскажет, какое действие совершить или какое слово сказать.

И одна из задач духовника заключается в том, чтобы воспитать человека в духовной свободе, в царственной свободе чад Божиих. Не держать его в состоянии инфантильности всю жизнь, чтобы он всегда прибегал по пустякам, пусто, напрасно, к своему духовному отцу, а чтоб он вырос в такую меру, чтобы он сам научился слышать то, что Дух Святой глаголет неизреченными глаголами в его сердце.

Если вы подумаете о том, что значит смирение, я вам дам два коротких определения.

(в сторону) Владыка, вы меня остановите, потому что я потерял счет времени!

Смирение – по-русски это состояние примиренности, когда человек примирился с волей Божией, то есть отдался ей неограниченно, полностью, радостно, и говорит: «Делай со мной, Господи, что Ты хочешь!». Но и в результате примирился и со всеми обстоятельствами собственной жизни: всё – дар Божий, и доброе, и страшное. Бог нас призвал быть Его посланниками на земле, и Он нас посылает туда, где мрак, чтоб быть светом; где безнадежье – чтоб быть надеждой; где радость умерла – чтоб быть радостью. И так далее. И наше место не там, где покойно, – в храме, при совершении литургии, когда мы защищены взаимным присутствием, – а там, где мы в одиночку стоим, как присутствие Христово во мраке обезображенного мира.

С другой стороны, если подумать о латинских корнях слова, которое обозначает смирение, – humilitas – то это слово происходит от слова humus, которое является обозначением плодотворной земли. Подумайте, – об этом пишет тоже Феофан Затворник, – подумайте о том, что представляет собой земля. Она лежит, безмолвная, открытая, беззащитная, уязвимая, перед лицом неба; она принимает от неба и зной, и лучи солнечные, и дождь, и росу. Но она принимает также и то, что мы называем удобрением – то есть навоз, всё, что мы в нее кидаем. И что случается? Она приносит плод. И чем больше она выносит того, что мы душевно называем унижением, оскорблением, тем больше она приносит плода.

И вот смирение заключается в том, чтобы раскрыться перед Богом так совершенно, чтобы никак против Него, против воздействия Святого Духа или против положительного образа Христа, Его учения, не защищаться. Быть уязвимыми в благодати, как в греховности нашей мы уязвимы бываем от рук человеческих, от острого слова, от жестокого поступка, от насмешки, отдать себя так, чтобы Бог право по нашему собственному желанию совершить над нами, что бы Он ни захотел. Всё принимать, открыться, и тогда дать простор Святому Духу нас покорить.

Мне кажется, что если и духовник будет учиться смирению в этом смысле, – видению красоты извечной в человеке, – будет знать свое место, которое является ничем иным (а это место такое святое, такое дивное), как место друга жениха, которому невеста – не его невеста, но который поставлен оберечь встречу жениха и невесты, – тогда духовник может действительно быть спутником своего духовного чада, идти шаг за шагом с ним, оберегая его, поддерживая его и никогда не вторгаясь в область Святого Духа.

И тогда духовничество делается частью той духовности и того возрастания в святость, к которой каждый из нас призван, и которую каждый духовник должен помочь своим духовным детям совершить.

Я прошу у Преосвященного председателя прощения за то, что говорил дольше, но он тоже передо мной виноват, – он ни разу меня не остановил.

(Аплодисменты)

18 июня 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Иеромонах Иов (Гумеров): «Без любви помочь человеку невозможно» Иеромонах Иов (Гумеров): «Без любви помочь человеку невозможно»
Ласковое обращение с людьми есть не что иное, как проявление деятельной любви в повседневности. Об этом нужно постоянно помнить. И первое, что должен делать пастырь, когда к нему обращается человек за советом, — это проявить к нему доброжелательность и открытость.
«Достойный священник — друг Божий» «Достойный священник — друг Божий»
Иером. Иов (Гумеров) о пастырском служении
«Достойный священник — друг Божий» «Достойный священник — друг Божий»
Беседа с иеромонахом Иовом (Гумеровым) о пастырском служении
Антон Поспелов
Священник — соработник Богу, и когда человек принимает священство, он делает прямой вызов демоническим силам. При этом он может явно об этом и не задумываться. Человеку приходится преодолевать и внешние препятствия, и внутренние. То враг искушает и соблазняет сойти с этой стези, то обнаруживаются человеческие немощи, а иногда нужно иметь мужество, чтобы поступить по совести перед лицом трудностей и опасностей. И еще прибавлю: священник должен быть абсолютно свободен от корыстолюбия.
Схиархимандрит Илий (Ноздрин): «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может» Схиархимандрит Илий (Ноздрин): «Господь не ломал волю учеников, и никакой духовник не может»
Духовник может что-то объяснить, но, как сказано в евангельской притче, сеятель сеет, а затем прилетают воробьи и галки, клюют зерна и человек опять остается пустой. Человек и его духовник должны сотрудничать, выступать соработниками друг друга. Только тогда можно будет говорить о подлинном духовном росте человека.
Комментарии
Дмитрий Баранов27 сентября 2014, 22:27
Очень мудро и правильно высказался Святитель! К великому сожалению, в последнее время хотят разрушить автономию религиозного опыта (см. сочинения Ильина), утвердить в церковно-приходских отношениях армейскую дисциплину, грести всех под одну гребенку...
Евгений 4 мая 2013, 02:17
Елена: 2012-08- По поводу владыки Антония - полностью с Вами согласен, это святой человек, настоящий святитель нашей Церкви. По поводу РПЦ - Вы ошибаетесь. Долгие годы и до самой своей кончины владыка Антоний служил в Русской Православной Церкви. Не по его воле порвалась эта связь уже после его ухода. (Возможно, архим.Тихон знает эту историю, но, в любом случае, это не главное.) Владыка Антоний остался в Церкви навсегда. Теперь он в Церкви Небесной - торжествующей. Что касается прославления в лике святых - для этого необходимы свидетельства людей о святости человека, его подвиге в земной жизни и, не менее важно, о чудесах после ухода из земной жизни. Если Вы хотите приблизить прославление святителя Антония - пришлите свой рассказ о Вашей болезни, общении с владыкой (через его диски с проповедями и беседами) и полученной по его молитвам помощи Божией в Комиссию по канонизации святых Московского Патриархата Русской Православной Церкви, копию можно послать на сайт http://www.metropolit-anthony.orc.ru/put1.dhtml#newmess И, главное - надо молиться, чтобы Господь укрепил наших церковных служителей, в особенности, Комиссию по канонизации, и помог им принять решение о прославлении Его верного друга и служителя, который уже десять лет с Ним в Его небесном Царстве. И позвольте повторить Ваше пожелание: "Побольше бы России таких священников, каким был и есть митр.Антоний !!!" С любовью и наилучшими пожеланиями, р.Б. Евгений
Маргарита31 марта 2013, 22:44
Спасибо, отец Тихон, за ваши труды! Митрополита Антония Сурожского слушаем, почитаем, разделяем его миросозерцание.
Елена25 сентября 2012, 00:59
Мир Вам и Вашей Святой Обители, дорогой о Господе о.Тихон! Благодарю Вас за еще одну незабываемую встречу с Владыкой Антонием! Благодаря ему я несколько лет назад поняла разницу между РПЦ и Зарубежной Прав.Церковью. В начале своего пути в Храм я была настроена против Зарубежной Церкви, не зная о ней ничего. Поняв эту огромную разницу, я увидела всё и вся другими глазами, к сожалению, не в пользу РПЦ. Я много плакала, когда узнала,что Владыка в 2003 году ушел от нас в мир иной, конечно, ко Господу !!! Плакала о том, что не встретилась с ним. Но почему до сих пор его преследуют? Почему до сих пор не хотят слушать и говорить о нем? Почему его до сих пор не причислили к лику святых? Ведь люди все равно его считают Святым !!! Я сама лично почти 3 года лежала дома одна и болела, и постоянно смотрела ДВД диски и слушала батюшку. И я точно знаю, что только по его Святым молитвам я прошла этот тяжелый период моей жизни. Батюшка просто жил со мной все эти годы и помогал мне выжить. Я и сейчас очень часто слушаю его и смотрю на него... и плоачу, что теперь таких больше нет... Спасибо, Вам, о. Тихон за все Ваши труды и Ваши книги. Побольше бы России таких священников, каким был и есть митр.Антоний !!!
Шамиль18 августа 2012, 01:07
Господи, помилуй!
Сергий16 июля 2012, 15:03
Дорогой о.Тихон! От всего сердца хочу поблагодарить Вас за эту неоценимую возможность встречи с владыкой Антонием! Спаи Вас Господи!
Евгения16 июля 2012, 00:20
Спасибо, о. Тихон за возможность снова увидеть дорогого сердцу владыку Антония. Когда он делал этот доклад, мне было 5 месяцев от роду. И вот сейчас я смотрю эту запись и радуюсь и восхищаюсь. Спасибо Вам за эту драгоценную возможность!
Надежда 6 июля 2012, 19:30
Спасибо за предоставленный материал. Какой прекрасный доклад! И сам Антоний Сурожский!!! Он просвещает, освящает, вдохновляет.
Путилин Юрий 2 июля 2012, 12:38
Отец Тихон,о митрополите Антоние Сурожском знаю давно. Его лекции, беседы, внешность- сердцу приятны. Недавно прочитал замечательную Вашу книгу: Несвятые святые и, она произвела на меня неимоверное впечатление лёгкостью текста изложения и о всём том что в ней описывается, хотя новичком в православии я себя не считаю. Храни Вас Господь. С уважением и поклоном-Р.Б. Юрий.Воцерковлён; P.S: У нашего храма есть страничка в Интернете: http:// doroga-k-hramu.ru/ Нужна Ваша помощь (обрщ.общее) в подготовке материалов для публикации на сайте. Статьи, рассказы, проповеди, фотографии, ссылки можно высылать на адрес:master-koder@ya.ru, оставить в свечной лавке с меткой: " Для сайта". Спаси Господи. Наш храм представлен группой в социальной сети ВКОНТАКТЕ.РУ Адрес группы: http:[Храм Спаса Нерукотворного Образа на Дороге Жизни г. Всеволожск] Название группы: Храм Спаса Нерукотворного Образа на Дороге Жизни ( г.Всеволожск)
Ирина29 июня 2012, 10:31
Светлана, Вы напрасно извиняетесь, - Вы не только не отняли у меня время, а я искренне благодарна Вам за общение, за понимание и за тактичность. Может быть, на меня обидятся многие, но у меня складывается такое впечатление, что в православной среде эти качества как-то размываются (надеюсь, не исчезнут совсем). И уж очень редко приходится слышать, чтобы кто-нибудь признавался в том, что он чего-то не знает. Сейчас все очень много читают, все знают, постоянно сыпят цитатами из Святых отцов, из Священного Писания. Все очень грамотны и сведущи сейчас, но почему же так неуловимо тонок Дух любви? Позволю себе высказать свое грешное мнение - мне кажется, потому, что мы отвыкли слушать и понимать друг друга, хотя бы пытаться понять. С ужасом ловлю себя иногда на мысли, что люди, обсуждая одну и ту же проблему, говорят каждый о своем, совершенно не вслушиваясь и не вдумываясь в слова собеседника (поверьте, я не исключение, этот упрек обращаю прежде всего к себе самой). Поэтому главной своей задачей на данный момент вижу - научиться слушать и слышать других людей. Благодарю Вас за внимание и понимание. Божией Вам помощи!
Светлана28 июня 2012, 12:03
Светлана Сердечно благодарю Ирину и читателя! Мои попытки определиться точно вызваны моей трусоватостью в богословских вопросах. Я опасаюсь самостоятельно судить о чистоте вероучения (не хватает ни знаний, ни опыта), если есть хоть микроскопический риск нарваться на искажение Православного вероучения. Многие вопросы так тонки! Примешь что-то, повредишь душе! И так грехов ни счесть, осталось только ересь добавить! Вы абсолютно правы Ирина, наверное таким боязливым как я, надо читать только святых отцев церкви, чтобы не ошибиться. Простите, что отняла Ваше время!
читатель для Светланы27 июня 2012, 18:59
Профессор Осипов очень много говорит того, что НЕ соответствует учению Церкви. По поводу экуменизма. Истинная Церковь Христова -- одна. Поместные Православные Церкви составляют единую Церковь Христову, в которой только и можно спастись, так как вне Церкви нет спасения. Все люди, которые не являются членами Православной Церкви , вообще не являются христианами. Молиться православным вместе с неправославными НЕЛЬЗЯ даже дома. P.S. из духовных наставников я для себя выделяю святителя Игнатия Брянчанинова.
Ирина26 июня 2012, 20:58
Светлана, простите меня, грешную, скорее всего, Вам ответят люди, которые более сведущи в богословских вопросах. Но поскольку уважаемая редакция позволяет здесь высказаться всем - и мудрым, и простецам, позвольте мне высказать свое мнение. Насколько я ознакомилась с достоянием старцев последних времен, пришла к выводу, что у многих из них были и прозрения, и заблуждения. Поэтому, на мой взгляд, нельзя оценивать никого с позиций: "во всем прав", - "во всем ошибался". По-моему, надо тут относиться избирательно. Антоний Сурожский ведь не прославлен пока в лице святых, поэтому, не умаляя его достоинств и достижений, будем оценивать его слова с позиций консервативного Православия. Так же и профессор Осипов - он же пока не признан святым, при всем уважении к нему. У каждого человека есть свои мнения, достижения, заблуждения. Критерий, на мой взгляд, один - мнение нашей Церкви. Подождем, не будем делать поспешных выводов, будем соотносить все мнения с мнением Святых отцов и Матери нашей - Православной Церкви, тогда мало будет опасений ошибиться нам. Эта именно беседа Антония Сурожского мне лично близка и понятна, а в чем-то другом он мог и ошибаться.
Светлана24 июня 2012, 20:37
Разрешите мое недоумение. Насколько мне известно, профессор А.И. Осипов авторитетный в православном сообществе человек. Он в своих лекциях крайне неодобрительно (впрочем в своей обычной мягкой манере) высказался в отношении экуменических взглядов Митрополита Антония Сурожского. Привел весьма убедительные примеры. Кого слушать? С уважением, Светлана
Ольга24 июня 2012, 17:11
Большая просьба к редакции портала, передать слова сердечной благодарности отцу Тихону и не помещать мой предыдущий комментарий на сайте. Спасибо за понимание. Спасибо за труды. Спаси Господи! С уважением, Ольга.
Петр21 июня 2012, 15:05
Спасибо.
viktoria20 июня 2012, 23:17
Какое красивое сравнение священника с другом Жениха и души человеческой с невестой! А это ведь наш Патриарх был некоторое время в кадре?
Anna20 июня 2012, 23:11
Лариса! Вас ищут и хотят поговорить с Вами Ольга и Лена, те , с которыми Вы, Ваша мама, Володя и Сережа ездили к Серафиму Саровскому. Если это Вы, то добавьте, пожалуйста, к себе на Скайп мой адрес: anna12345pritkova.
Anna20 июня 2012, 14:53
Есть сайтик небольшой: "http://www.mitras.ru" Редактор Елена Майданович, Графика Антон Путник, Web-мастер Сергей Волков там живет и дышит Владыка в прозе, аудио и видео. Я люблю там бывать, особенно тогда, когда мне плохо. Конечно, все записи я давно перетянула к себе на компьютер, и раздала всем своим знакомым, и тем не менее, там лучше дышится и лучше думается. Это, как поездка в Лондон вопреки всему и вся. Относительно конкретной записи. Для истории она хороша. Но звуковой фон мешает слушать, такое впечатление, словно Владыка выступает на вокзале. Хорошо, что поставили текст. И за то, что опубликовали, спаси, Христос.
elena19 июня 2012, 21:15
Он прекрасный, святой, удивительный, это одно из сокровищ нашей Церкви, и против него выливают сейчас очень много грязи. В самой же Церкви. Но это не меняет того, что митрополит Антоний Сурожский удивительный подвижник, через которого многие в Англии пришли в лоно Церквки. Спасибо Отец Тихон за Вашу поддержку!
Клавдия Орлова19 июня 2012, 20:02
Да,я поражена,когда Вы снимали этот материал мне было 27 лет ,родилась в Сокольниках и за версту обходила церковь,которая недалеко от метро и не могла себе представить ,спустя годы,все ,что связано с Православием,да еще из первых источников меня очень интересует.Обязательно поищите еще что-нибудь на старых кассетах - они дорогого стоят . Съемка даже очень приличная ! Спасибо Вам огромное о.Тихон ,будем ждать новостей .
elena19 июня 2012, 19:55
Он прекрасный, святой, удивительный, это одно из сокровищ нашей Церкви, и против него выливают сейчас очень много грязи. В самой же Церкви. Но это не меняет того, что митрополит Антоний Сурожский удивительный подвижник, через которого многие в Англии пришли в лоно Церквки. Спасибо Отец Тихон за Вашу поддержку!
Сергей19 июня 2012, 18:53
Отец Тихон, я выразил недоумение о поводу модернистских взглядов Митрополита Антония. Мой комментарий удалили. В этом фильме ничего модернистского нет.
Иван19 июня 2012, 13:40
Спаси Господи! Тронули сердце слова о послушании и о смирении по-русски. А на ум пришли слова Евангельские о недостатке сеятелей. Не оставь нас Господи без таких людей и помоги каждому, их стараниями, вырасти в свою меру. Аминь.
Сергей19 июня 2012, 12:08
Отец Тихон,я не могу никак разобраться. Существует модернизм в нашей церкви и связан он с именем Митрополита Антония в том числе.Конечно в этом видео ничего модернистского нет.
Иван19 июня 2012, 10:45
Замечательные слова.
Ирина19 июня 2012, 02:53
Отец Тихон! Нет слов, чтобы выразить свою благодарность за эту съемку. Уверена, что такие духовники есть и в наше время. Долгие годы молюсь, Господь мне пока не посылает, видимо, я еще не доросла до такого духовника, но уверена, что они есть. Божией Вам помощи и надеемся, что Вы еще нас чем-нибудь порадуете (имею в виду Ваше обещание поискать еще записи).
Владимир18 июня 2012, 23:42
Спасибо.Каждое слово с заглавной буквы.
Макеенкова Юлия18 июня 2012, 23:09
Отец Тихон, очень благодарна Вам. Спаси Вас Господь. Слова Владыки Антония о Духовном Отце потрясли до глубины души.
Лев18 июня 2012, 23:03
Когда то на меня произвело впечатление и вернуло на землю выражение владыки Антония-Смиряться, не значит прибедняться...
Гость18 июня 2012, 22:42
Прекрасный Святой Человек! О.Тихон, как получилось, что в книге Несвятые святые и другие рассказы не случилось ни одной зарисовки о Владыке Антонии? Искренне хотела бы прочесть хоть несколько строк об этом Человеке за Вашим авторством! Для себя, среди прочего (полезного), отметила важное: сравнение духовника с Предтечей и Крестителем Господним Иоанном объясняет самую суть и помогает понять подвиг обоих - Крестителя Господня и Духовника. Спаси Вас Господи за пленку! Глазам не поверила! Никогда при жизни не видела Владыку, только один раз, во сне, вероятно уже после блаженной кончины: помню Его идущим в Соборном храме одного Московского монастыря. Так что, видео это для меня первое. Снято, кстати, очень здорово, почти в жанре короткометражного кино!
Мария18 июня 2012, 21:23
Отец Тихон, спасибо Вам за эту запись. Она как раз очень живая при всех "шероховатостях".Какое ясное, емкое слово у Владыки Антония, как чувствуется врачебное: "Не навреди". Но здесь столько для размышления. Мы часто радуемся уже тому, что священник просто внимателен к нам, и, что называется, "ни направо, ни налево". Это уже много. А найти того, своего, действительно, близкого и "созвучного" духовника, и так, чтобы он при этом вел духовно - это счастье, редко кому выпадающее. Бывет ведь, есть священник близкий и духовно опытный, но он не может принять руководства по немощи, по нездоровью. А бывает и так, что тот, к кому ты был привязан, с кем был открыт, не застрахован от поражений, и отношения прерываются, их просто необходимо прервать, и это очень больно, и трудно снова искать духовника. Маленьким личным "откровением" стала мысль о том, что христианину необходимо открыться для боли, не переиначивая Евангелие. Вот, кажется, очевидно, а прозвучало неожиданно. И это при том, что для духовника: "Не навреди" - своего рода императив. Спасибо.
Лиана18 июня 2012, 20:36
Мне, как человеку светскому, значимость этой статьи видится в том, что она может быть полезна любому педагогу, учителю, наставнику. Мысли, содержащиеся в ней, помогают составить систему координат относительно воспитания и развития человека.
Марина18 июня 2012, 20:24
Ой, спасибо! Просто пир души! Так образно, так поэтично, так неравнодушно! Так смело (приехать из Лондона и не постесняться, скажем так, сформулировать русским священникам некоторые их особенности в общении с паствой). Значит душа у человека "радела за общее дело", не смог смолчать. Кто ещё так сможет? Кому это по силам? Даже грустно в конце стало, где они наши современные пастыри-харизматики? Есть, конечно, но на всех страждущих всё равно не хватает. Зато функционеров-харизматиков сколько...
Лариса18 июня 2012, 20:17
Отец Тихон, спасибо вам за эту пленку, я открыла для себя Митрополита Сурожского Антония, теперь поищу побольше информации о нем, прекрасный священник и я чувствую что он стал старцем наверняка ?! Мне больше всего понравилось его сравнение смиренной души человеческой с землей,которая принимая в себя навоз , становится даже более плодородной! Спасибо еще раз за пленку и текст!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×