От Куремяэ, где находится известный далеко за пределами Эстонии Пюхтицкий монастырь, до Васкнарвы, небольшого селения на берегу Чудского озера, около 30 километров. Дорога проложена хорошая, но добраться непросто: проходящий автобус курсирует всего один раз в день. Второй автобус идет напрямую из Йыхви, но в Куремяэ он не заходит – его маршрут пролегает вдоль побережья Чудского озера. Поэтому доехать из Пюхтиц (где я пробыл меньше трех дней) до Васкнарвы мне было бы практически немыслимо, если бы не помощь матушки игумении Филареты: она благословила монастырского водителя Александра свозить меня в этот причудский поселок.
В Васкнарве всего несколько десятков жителей, в основном русские. Здесь же, за высокой белокаменной стеной, расположен скит Пюхтицкого монастыря. Именно в этом скиту находится Ильинский храм, в котором служил священник Василий Борин, известный своим даром прозорливости и изгнания нечистых духов.
Ильинский храм был построен в 1873 году, но, к сожалению, не смог пережить Великую Отечественную войну. Когда в здешних местах шли бои, на крыше собора обосновался немецкий снайпер, и советские войска, чтобы уничтожить опасного противника, разбомбили храм. После войны восстановить церковь не позволили (всё-таки власть была безбожная), и «мерзость запустения» воцарилась на святом месте. Мрачная картина открывалась всем сюда входящим: руины церковных стен, занесенный песком алтарь, вода в подвалах… Местные жители потихоньку разбирали уцелевшие кирпичи. Наверное, даже самый отчаянный оптимист не мог предположить, что в годы советского атеизма здесь будет идти православная служба.
Но наш мир – это мир Божий, и в нем есть место чудесам. Одно из этих чудес не обошло Васкнарву. Священник Василий Борин, в 1960-е годы служивший на Псковщине, услышал во сне таинственный голос: «Иди в Сыренец, восстанавливай церковь, там твое спасение».
Батюшка, как раз переезжавший в Эстонию, пришел на прием к преосвященному Алексию (Ридигеру) и говорит: «Вот, мне было такое откровение, я все карты просмотрел, но Сыренца не нашел».
«Сейчас это Васкнарва, эстонское название, а раньше поселок назывался Сыренец. При Петре I здесь даже был уездный город», – объяснил ему таллинский владыка, будущий патриарх.
Неудивительно, что отец Василий получил назначение в это ранее неизвестное ему причудское местечко. Правда, в поселке он обнаружил лишь развалины некогда величественного православного храма. Надо было что-то срочно предпринимать, чтобы эти руины полностью не сравнялись с землей и не сокрыли историю Православия в Васкнарве.
Тогда батюшка, усердно помолившись, обратился к советским властям с прошением: разрешить ему устранить руиноопасность в храме. Коммунисты подумали, что священник окончательно разберет обрушившиеся стены, а потому разрешение выдали. Вместо разбора руин отец Василий начал строить церковь. Через несколько лет, к 1978 году, храм был восстановлен. Восстановлен вопреки смыслу той эпохи, властители которой прилагали все усилия к тому, чтобы даже действующие храмы превратить в руины или, в лучшем случае, клубы и амбары.
Но в 1994 году отец Василий почил. Другого священника в Васкнарву не прислали. Как ни парадоксально, но церковная жизнь в поселке, свободном от безбожной власти, стала, в некотором смысле, менее заметной, чем она была при коммунистах.
Могила отца Василия находится на территории скита, вблизи стены Ильинского храма. Я благоговейно приложился ко кресту и попросил батюшкиных молитв – очень хочется верить, что он сейчас имеет дерзновение молиться за нас у престола Всевышнего. Кстати, отец Василий предвидел, что на месте его служения будет образован скит. Он не раз говорил пюхтицкой игумении Варваре: «Знаешь, матушка, всё это твое будет, я строю для тебя».
– Все сестры пюхтицкие, а уже в Пюхтицы они приехали из разных мест, но в основном из России. Я сама из Петербурга, – рассказала матушка Прокопия.
До пострижения в иноческий чин матушка работала в институте и была обычным светским человеком. Я, конечно, дерзнул задать вопрос: что же привело жительницу «северной столицы» к принятию монашества в эстонской обители?
– К вере я пришла не так давно, уже когда началось возрождение духовной жизни после празднования тысячелетия Крещения Руси в 1988 году. А что меня подвигло к принятию монашества? Знаете, жизнь пришла в какое-то бессмысленное состояние: я ходила на работу, чего-то добивалась, чем-то увлекалась, потом понимала, что всё это пустое, суета. И вот одна моя соседка говорит: хочу поехать в монастырь, мне больше ничто не интересно. Я вдруг поняла: «Да, это про меня, это мое». Вот и поехала первый раз в монастырь. Духовный отец очень быстро благословил меня на принятие монашества, а протоиерей Николай Гурьянов с острова Залит благословил на поступление именно в Пюхтицы. Вначале я ездила в Пюхтицы трудиться, а в 1999 году приехала насовсем. Через три года, в 2002-м, приняла иноческий постриг.
– А с чем была связана необходимость открыть скит Пюхтицкого монастыря в Васкнарве?
– Даже не знаю, как ответить на этот вопрос. Думаю, просто такова была воля Божия. Отец Василий об этом говорил, а он был человеком высокой духовной жизни, прозорливым старцем.
Матушка показывает мне скит. Мы заходим в храм пророка Илии: в нем всё красиво и благолепно (в 2005 году здесь сделали капитальный ремонт). Литургии служатся еженедельно – приезжает духовенство из Пюхтиц, паломники. В другие дни сестры скита вычитывают обедницу.
Кроме Ильинской церкви в скиту есть небольшой храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и Всемилостивого Спаса. Правда, служат в нем всего два раза в год – на престольный праздник. Как и во многих обителях, в монастыре имеется подсобное хозяйство. Монахини разводят кур, выращивают овощи: морковь, лук, картофель, огурцы, помидоры, кормовую свеклу и т.п. Кстати, огороды по площади очень большие. Я с недоумением спросил, как шесть сестер, причем уже в немолодом возрасте, управляются с такими угодьями.
– Сама не знаю, стараемся, с Божией помощью, – ответила мне инокиня Прокопия.
– Иногда к нам паломники приезжают, тоже помогают, – говорит матушка. – Мы можем и по двадцать человек принимать, и больше.
– По вашему благословению?
– Ну какое мое благословение? Если просто приехать на день, посмотреть, то благословение, может, и не требуется (во всяком случае, не все спрашивают), а вот если пожить какое-то время, потрудиться, тогда нужно спрашивать благословение в Пюхтицах, у матушки игумении. Местные жители тоже к нам доброжелательно относятся, иногда приходят на огороде помогать. А если кто-то просит о помощи (правда, это очень редко случается), мы не отказываем.
Официального пограничного перехода здесь нет, поэтому любая попытка переплыть с одной стороны на другую – это нарушение закона (даже если с паспортом и визами всё в порядке). Раньше, в советские времена, в Васкнарве была лодочная переправа, и отец Василий на Радоницу обычно отправлялся на российскую сторону, служил на кладбище панихиду. Сейчас, чтобы попасть из Васкнарвы в Россию, надо проделать немалый путь до пограничного перехода в Нарве или Койдула.
Я оглянулся: с берега реки открывался чудесный вид на Ильинский храм. Где-то неподалеку у Наровы развели костер: люди могут спокойно прийти на пограничный берег, чтобы отдохнуть и насладиться красивыми видами местной природы. Плавать тоже не запрещено, хотя вода в этих местах совсем не теплая. Что поделаешь – север. О нем мне сразу напомнил холодный ветер, подувший со стороны озера. Затем к ветру добавился дождь.
– Дождик долгожданный, – улыбнулась матушка. – Мы его ждали, и он пошел с утра, но к нам как раз приехала группа паломников потрудиться, помочь на огороде. Я сестрам сказала: помолитесь, чтобы дождя пока не было, надо же успеть всё сделать. Они помолились, и дождь перестал. Весь день у нас была хорошая погода. Теперь вот к вечеру дождик вернулся.
«Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя…» – вспомнились мне строки из послания апостола Иакова, повествующие о силе молитвы пророка Илии. Отрадно, что и в наше время в небольшом скиту на юге Эстонии совершается молитва веры. Молитва, по которой Господь подает Свои милости и творит чудеса.
(Продолжение следует.)