Год уже практически завершился и хочется по обычаю подвести итоги. Но он был сумбурным в разных отношениях. Такие же сумбурные получаются итоги. И такие же разноплановые.
Первое и главное ощущение на стыке 2013-го и 2014-го: как же мало удалось на самом деле сделать! И то не завершено, и это только начато, а за что-то вообще взяться не удалось. И второе: сколько же времени и сил ушло на суету, на то, без чего жизнь не стала бы хуже, бедней! И так хочется научиться-таки пресекать этот поток суеты, выбираться из него на твердую почву реального, нужного, настоящего!..
Из наиболее запомнившегося
Запомнилась особенно дискуссия об исповеди и Причащении. Дискуссия, в которой (это уже практически стало у нас нормой) стороны говорили зачастую о разном и едва ли не на разных языках. Спор этот вскрыл, на мой взгляд, многие проблемы, а точнее болезни, нашей современной церковной жизни. Рискну навлечь на себя гнев сторонников «частого Причащения и исповеди по потребности», но все же скажу: их тон и их доводы представляются мне наиболее ярким свидетельством о том, к чему подобная практика с неизбежностью приводит и будет приводить в наших условиях. А приводит она в очень значительной степени к потере благоговения по отношению к Богу, святыне и людям. Обсуждение данной темы требует предельной серьезности, ответственности и даже страха. Да — страха погрешить против истины в столь важном вопросе. Но именно этого и не просматривалось.
Надо ли причащаться не редко, а часто? Да, это правильно.
Надо ли исповедоваться тогда, когда чувствуешь в этом потребность? И тут нечего возразить.
Только уточнение требуется: причащаться часто что означает? Каждую неделю, через день, каждый день? Но наш пастырский опыт говорит о том, что немало людей, причащающихся столь часто, не получили от этого пользу, а, страшно сказать, повредились. Безусловно: определять для себя периодичность Причащения христианину необходимо с советом духовника. По двум, как минимум, причинам. Во-первых, потому, что духовник опытнее и может усмотреть в своем чаде нечто, что поможет ему дать ответ — чаще или реже. А во-вторых, потому что в том, чтобы поступать по совету и по благословению, заключается смирение, которое и является обязательным условием Причащения «не в суд или во осуждение».
И еще уточнение: «исповедоваться по потребности» равно ли тому, чтобы причащаться без исповеди? Согласно мысли многих полемистов так оно и есть. Что ж... Иногда это вполне оправданно. Например, если человек исповедовался и причащался в Великий Четверг, на Пасху духовник благословил его также причаститься, а никаких серьезных грехов за это время не произошло. Однако ключевое слово здесь опять «благословение», и необходимое расположение душевное — смиренное и послушное. И, кажется, именно это-то и вызывает главное неудовольствие.
Я не буду сейчас подробно разбирать все аспекты дискуссии, это лучше сделать более основательно и отдельно. Но два момента подчеркну. Первый: для того, чтобы говорить об исповеди и Причащении всерьез, надо так же всерьез задуматься о том, каково именно место этих Таинств в нашей духовной жизни и что она, эта жизнь, собой представляет, есть ли она, правильна ли она и т.п. Потому что в отрыве от ответа на этот вопрос невозможен ответ и на вопрос предыдущий. Второй момент: налицо очевидный «бунт против власти клира». «Кто такой священник, чтобы решать, когда мне причащаться, когда исповедоваться? Это мое сугубо личное дело!». Такова общая мысль многих комментариев по означенной теме в фейсбуке. Причем нередко можно видеть, что комментарии эти принадлежат перу известных православных журналистов и публицистов. И под ними — масса других, восторженно согласных.
Думаю, что это очень серьезный симптом, и ситуация нуждается в не менее серьезном анализе, всестороннем разборе и соответствующих выводах. Неправильностей в нынешней нашей церковной жизни, повторюсь, немало. Но пытаться исправлять их методом такого вот кавалерийского наскока, с шашкой наголо, с готовностью разрушить не на пустом месте и не случайно сложившуюся традицию… Не тот это путь, который может привести к хорошим результатам.
Из особенно удивившего
Удивило неожиданное единство в отношении к нашему земному Отечеству, патриотизму и героизму со стороны, казалось бы, совсем разных по своим убеждениям, взглядам и умонастроениям людей. Вот уже двадцать с лишним лет как какое-то заклинание повторяются слова о том, что Россия — это страна без идеологии, а идеология необходима, потому что именно она должна стать главной скрепой, связующей силой, без которой полноценная жизнь множества людей различных традиций, верований и национальностей в одном государстве, по сути, невозможна. Но все остается по-прежнему, идеологии как не было, так и нет. Только-только забрезжил в этом смысле свет сравнительно недавно, когда вновь избранным Президентом впервые было заявлено, что развитие патриотического самосознания является одним из главных приоритетов российской политики. Вслед за этим началась работа по подготовке Закона о патриотическом воспитании молодежи, стали проводиться всевозможные круглые столы, конференции, съезды, посвященные обсуждению данной темы. И хотя от разговоров до реальных дел дистанция иногда оказывается не только большой, но и просто непреодолимой, можно, тем не менее, усмотреть, что по замыслу власти именно возрождение духа патриотизма должно стать одним из «кирпичиков» здания новой российской государственной идеологии. И само по себе это в любом случае очень отрадно.
Естественно, что либерально и прозападно настроенной части нашего общества такой поворот пришелся не по нраву. Причем особенно возмущающим фактом оказалось опять же «сращение» на этой почве Церкви и власти, что вполне естественно, когда речь идет о возмущении людей по преимуществу неверующих, христианство ненавидящих (или просто презирающих), а Россию предпочитающих именовать устойчивым словосочетанием «эта страна» или вульгарным «Рашка». Менее естественно выглядит, на мой взгляд, то, что подобные настроения оказались присущи людям совсем иного, на первый взгляд, толка: тем, чья вера настолько пламенна и горяча, что они только и помышляют, что об Отечестве Небесном. Забывая при этом парадоксальным образом о своем Отечестве земном. Нет... Не то, чтобы забывая, конечно, а просто почитая за грех любовь и привязанность к нему. Речь, как можно понять, о так называемых уранополитах.
Я бы, наверное, назвал это движение пятой колонной церковной жизни в России, однако совершенно очевидно, что подобных колонн сегодня так много, что порядковый номер каждой из них определить представляется затруднительным. Господь говорит в Евангелии о том, что любящий что бы то ни было более, нежели Его, Его недостоин. Но разве это означает, что любовь как таковая в принципе грех? Любовь супружеская, о которой так замечательно говорит, например, апостол Павел. Или к родителям, прямо заповеданная нам. Или к Отечеству, сродная с этой любовью — к матери и отцу. Нет, это все не грех, а, напротив, добродетель, если, разумеется, не становится для человека важнее, нежели жизнь во Христе и ради Христа.
Когда-то один мудрый и многоопытный человек сказал мне, в ту пору еще совсем молодому, зеленому и проникнутому духом либерализма журналисту:
— Каждый, кто не любит свою Родину, негодяй.
Слова эти показались мне тогда очень жесткими и более того — несправедливыми. Я не рискну повторить их от себя, но и не замечать, как раз за разом подтверждается их правда, тоже не могу. Любовь к Отчизне естественна в принципе и тем более естественна для человека верующего, знающего, что не бывает в жизни совпадений случайных, что если привел его Господь появиться на свет в определенной стране, то это не просто так, в этом есть свой смысл и своя тайна. И как угодно Богу, чтобы мы любили тех, от кого произошли нечаянным для нас самих образом по плоти, так угодно Ему, чтобы любили мы и Родину свою, от которой мы тоже — плоть от плоти и кровь от крови.
Что побуждает людей против этой самоочевидной истины также «бунтовать» и даже бороться? Скорее всего, отчасти неправильное понимание свободы (в том числе и христианской), а отчасти обуславливающая эту неправильность и упорно «не замечаемая» ими в себе гордыня.
Из особенно досадного
На протяжении всего года страшную скорбь и даже досаду вызывала деятельность «православных акционистов», являющаяся одним из мощнейших инструментов дискредитации Русской Православной Церкви в современной России и, если брать шире, то и «на международной арене». Каждый раз, когда приходилось наблюдать очередную их акцию (или слышать, читать о ней), неизменно возникал вопрос: «Доколе?!» Доколе эти люди, то ли искренне заблуждающиеся (если таковое в этом случае вообще возможно), то ли просто решившиеся превратить христианскую жизнь в перфоманс, будут выдавать себя за некую «визитную карточку Православия», провоцируя, возмущая и, как следствие, отвращая от Церкви великое множество еще лишь пытающихся определиться в религиозном плане людей?
В древности христианство узнавалось окружающими по той любви, которую имели христиане друг к другу, по их смирению, кротости, незлобию. А сегодня?.. А сегодня идет работа «над образом православного активиста в массовом сознании» и выстроена она таким образом, что массы образ сей явно отвергают. Единственное ощутимое «достижение» заключается в том, что акционисты приобретают известность. Скандальную, правда, недобрую, но совершенно очевидно, что их это устраивает. Потому как способ действования их с очевидностью изобличает цель: показать себя миру и получить от этого удовольствие. Что ж… Так поступают, к этому стремятся сегодня очень и очень многие люди, которые убеждены: чем более удивительно, оригинально или даже дико то, что они делают, тем это больше эпатирует публику, а следовательно тем лучше. Ну и пусть бы поступали, вот только почему за счет Церкви и во вред ей? Вот вопрос… Неужели кто-то этого еще не понимает? Впрочем, даже если и так, то думаю, что в скором времени все разъяснится: «православный акционизм» набирает обороты и все больше и больше напоминает то ли вырвавшегося, то ли кем-то неосмотрительно выпущенного из бутылки подзасидевшегося там джинна.
Из уже, к сожалению, привычного
Никаких ощутимых изменений не принес минувший год в отношении к Церкви так называемого «креативного класса» и значительной части творческой и по преимуществу либерально настроенной интеллигенции. Все те же претензии и обвинения, то же нежелание услышать и понять с их стороны и весьма нередко неумение говорить так, чтобы нас услышали, с нашей.
Что видят эти, искушенные, а скорее искушаемые бесом неверия (или недоверия) люди в Церкви? Кто-то по-прежнему закрытую, тайную организацию, кто-то — «идеологию», кто-то — инструмент, которым умело пользуется в своих интересах власть. И прочая, прочая… Это, конечно, не может не отдаваться в сердце болью — такая слепота, такая зашоренность, такая предубежденность! А в то же время — почему нам самим никак не удается показать, явить то, чем мы должны, обязаны отличаться от всего мира: те качества, которые Господь в Евангелии уподобляет свету, который светит всем? Может быть, это во многом оттого происходит, что мы слишком часто заняты тем, чтобы найти необходимые аргументы, площадки для выступлений, механизмы для «пропаганды своих идей» и гораздо меньше сил и времени уделяем тому, чтобы просто быть — такими, какими быть должны? Оттого, что отвергаем «пути древние» и ищем пути новые, которые не всегда оказываются прямыми и к должной цели ведущими? Боюсь и в этом смысле навлечь на себя критику, но говорю о том, в чем искренне убежден.
Из нашумевшего
Одним из самых шумных и ярких событий 2013 года стал, безусловно, Майдан.
Это вроде бы и не в России и с Церковью напрямую не связано, но на деле имеет непосредственное отношение и к нам, и к жизни церковной. Не буду говорить о политической составляющей событий на Украине, политика — область темная, не обладая полнотой информации легко ошибиться. Да и не это самое важное. Важнее составляющая чисто человеческая. А она — в какой-то странной убежденности в том, что есть на земле такие места, куда стоит только попасть, и все в твоей жизни изменится: ты будешь материально благополучен, социально защищен, окружен воспитанными, культурными людьми, внешне и внутренне свободен, никем и ничем не стеснен. Места эти или место — нынешний Евросоюз, в который так хочется быть принятыми, что это желание совершенно ослепляет, не дает рассмотреть такие «мелочи», как признание законными однополых браков, эвтаназии, доходящая до полного вероотступничества толеранттность и многие, многие иные приметы мира, который без какого бы то ни было алармизма назвать можно предапокалиптическим.
Кто внушил бедным украинцам, что в Евросоюзе их ждут с распростертыми объятиями, что вступление туда — ключ к разрешению всех проблем и противоречий? Недавний кризис в Испании, Греции, на Кипре неужели не отрезвляет мечтателей? К сожалению, нет, хоть и должен бы.
К чему приводит уверенность в том, что свое — самое худшее, отторжение и отвержение этого своего? Чаще всего — к безоглядному восстанию против него, к готовности вновь, что называется, не глядя, выплеснуть вместе с водой и ребенка. А потом... Потом так же снова горько плакать от разочарования в приобретенном и тоски по утраченному.
Из недопетого
На день памяти святителя Николая произошло многими долго ожидавшееся и, вроде бы, радостное событие: президент объявил об амнистии. Поразившим воображение многих наших соотечественников фактом стало освобождение Михаила Ходорковского, под амнистию подпали в числе прочих активисты Greenpeace, фигуранты Болотного дела, а также те, кого не всегда даже знаешь, как назвать... участницы получившего всемирную известность «панк-молебна». Те самые «девушки», которых кто-то хотел накормить блинами, кто-то был готов выпороть нагайками, кто-то считал несправедливо осужденными...
Буквально первое, о чем заявила одна из них сразу же, это сожаление о том, что «не удалось допеть песню», сопряженное с надеждой на то, что теперь это все-таки удастся. Какие именно песни мы услышим, догадаться не трудно, где они решат «выступать», поживем увидим. А пока мы внимаем песне, нет, гимну, в котором славит их современный мир с его «новыми ценностями», «новыми правилами» и «новыми порядками». В этом мире они не хулиганки, не кощунницы, а узницы совести, долгими месяцами колонии заплатившие за свое и общее право на свободу. Они — знамя, штандарт, символ этого мира и, очевидно, займут в нем далеко не последнее место, посвятив себя «борьбе против насилия, произвола, бесчеловечности». И в том числе — против Церкви и государства, которые как порознь, так и тем более вместе являются для них и их единомышленников некой квинтэссенцией зла. И против всего удерживающего — как с маленькой, так и с большой буквы.
Из самого страшного
Как самые страшные для нашего Отечества события уходящего года останутся, безусловно, у нас в памяти взрывы в Волгограде.
Страшные не только своей чудовищной подлостью и жестокостью, не только тем, что оборвалась жизнь более чем трех десятков людей разных возрастов, разного пола, но и, возможно, своими последствиями, о которых трудно не думать. Ведь если после теракта или перед терактом террористы заявляют о своих требованиях, условиях, то, по крайней мере, известно, кто эти люди, чего они хотят, что может заставить их остановиться. А если требований нет, то очевидно стремление некой силы манипулировать ситуацией, выстраивать ее в свою пользу. И понимая это, нельзя не задуматься о том, что очередной взрыв может быть не последним. И нельзя не всмотреться в то, что происходило в этом же, 2013 году со странами, вроде бы и не очень похожими на Россию, но имеющими с ней, тем не менее, что-то общее: Турцией, Египтом, Сирией.
***
...Да, есть чувство тревоги, есть на границе между 2013 и 2014 чувство беспокойства оттого, что мир стремительно меняется, в нем без конца звучат, по апостолу Павлу, слова «мир и безопасность», но ни того, ни другого нет. И, кажется, в основе всего происходящего, всего, о чем говорилось выше, одни и те же страсти, одна и та же слепота, один и тот же вирус безумия: борьба за свободу делать то, что ты хочешь, невзирая на то, как скажется это на окружающих тебя людях, ниспровержение основ — традиционных ценностей религиозных, общественных, культурных, семейных и любых других, и за всем за этим нелепая, самоубийственная, страшная гордыня.
Но нет ни желания, ни права поддаваться этим тревогам, позволять беспокойству овладевать нашими сердцами. Есть желание, напротив, сколько бы ни гнул нас к земле дух времени, сколько бы ни выстуживал душу, ни ожесточал, ни стращал ее, смотреть не долу, а горе, туда, где и Свет наш, и такое необходимое нам тепло, и любовь, и упование непосрамляемое. И всерьез хочется на самом деле лишь одного: чтобы в наступающем году удалось-таки нам жить все же не второстепенным, а главным, «единым на потребу», не отдаваясь без остатка тому, что тлеет и погибает. Лишь в таком случае не напрасно мы будем пользоваться милостью Божией — тем временем, которое дает нам Господь. И 2014 год, как и любой другой, станет все же не годом страхов и потрясений, а новым летом благости Господней, какими бы он ни был...
Молитесь о нас, о.Нектарий!
Так постарайтесь же не оборвать ту нитку, которую протянул вам Господь. Возьмите в руки Евангелие, и первое, что прочтёте, будет: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное".
С Новым годом вас, братья и сёстры. Любви нам всем!
Вы пишете "И исповедовался бы -да боюсь что священник ляпнет по глупости что -и та нитка,что Господь протянул мне ,оборвется. Я не модный православный публицист -я человек,который хочет верить разумно" - Если Вы говорите, что "священник ляпнет" то Вы совсем не понимаете, что такое исповедь. Извините, не в обиду будет Вам сказано. Разве Вы исповедуетесь священнику? Нет, Вы исповедуетесь Господу. Увы, но своим высказыванием Вы показываете, что покаяния в своих грехах у Вас еще нет, да и возможно, осознания своих поступков, самих мыслей, грехами пока еще нет. Когда это произойдет, поверьте, для Вас не будет иметь значения, что вам "ляпнет", а правильнее - скажет, священник на исповеди. Видя свою скверну, Вы будете готовы принять все, только бы Господь простил и очистил скверну грехов.
Дай Вам Бог видения своих грехов!
Примером редкого причащения служит Россия, особенно перед революцией. Разве редкое причастие привело к любви, к вере, к смирению? Не частота причащения определяет принимается ли оно Богом в оправдание или в осуждение причащающегося, но состояние последнего по слову Златоуста - чистое сердце, чистая совесть, жизнь безукоризненная. Вот на разъяснение этого и должна быть направлена проповедь священников. На мой взгляд.
Уважаемый Александр!
Читаю ваши слова, и как-будто вижу в них себя вчерашнюю. А сегодня - я понимаю что все это было как наваждение... Мой вам совет - выберите священника постарше,и попросите его поговорить с вами. Так и скажите: "Отец (Владимир,например, или если не знаете как его зовут, то скажите просто "батюшка") я хочу поговорить с вами, прошу вас, это очень важно для меня".
Господь действует через людей и в первую очередь - через своих священнослужителей. Когда вам "воспитание" не позволяет взять благословение у батюшки - это ваша гордыня отводить вас от Божьей Руки. Священник, да, он - человек, но он и Господь Наш, действующий через него. В Храме все вещи - символичны и неоднозначны, там все - трехмерно, а вы пока пребываете чернобелом кино... Господи, помоги рабу Твоему Александру! Спаси, Господи, раба Твоего, Александра!
Разномыслие между христианами должно быть. Только хотелось бы, чтобы оно было основано на уважении к мнению другого человека.Уж очень беспощадны мы бываем порою, не служим примером своей жизни для сомневающихся и заблудших. Да умудрит нас всех Господь!
Желаю всем нам, православным христианам, "...сознавать и скорбеть о своих грехах и настолько же радоваться бесконечной милости и благости Божьей"(из наставлений о. Илариона Троицкого -святого новомученика Российского).
Гордыня и тщеславие человеческое не дают сделать тот последний маленький шаг, который от Вас требуется. Господь уже протянул Вам руку, так отриньте свой страх. Идите.
Семь лет ходишь на службу по два раза в неделю -смотрят как на
пустое место.Вот зачем я священнику нужен -?Требы не заказываю,а встать поперек дороги,благословите ,мол на что нибудь -воспитание не позволяет.
Я бы мечтал -хоть раз причаститься,но без исповеди не дадут
А что там на исповеди болтают ,слышу невольно,такую ерунду
говорят.И деваться некуда -исповедь во время Литургии проходит
И исповедовался бы -да боюсь что священник ляпнет по глупости
что -и та нитка,что Господь протянул мне ,оборвется.
Я не модный православный публицист -я человек,который хочет верить разумно
На мой взгляд, внутрицерковная дискуссия насчёт патриотизма и уранополитства перешла какую-то опасную грань, за которой начинается осуждение и отчуждение между членами Единого Тела. И каждой из оппонирующих сторон, пожалуй, есть о чём подумать.
P. S.
"Пятой колонной", напомню, называлась тайная агентура Франко в республиканском Мадриде. Это были борцы с нелегитимной богоборческой республикой, созданной социалистами. Так что сравнение с "пятой колонной" я бы не стал однозначно рассматривать как отрицательное.
И ладно, если бы игумен Нектарий сделал это по-доброму, приводя тезисы, увещавая (если считает это нужным), призывая к диалогу.
Но нет - к сожалению, ему понадобилось очернить уранополитов, обвинить их в гордыне. Более того, игумен пишет: "Я бы, наверное, назвал это движение пятой колонной церковной жизни в России". Т. е. игумен Нектарий как бы назвал уранополитов врагами Церкви, предателями. Или я что-то не так понимаю? И это при том, что уранополиты (во всяком случае, которых я знаю), - это люди глубоко церковные, не формирующие никаких параллельных структур, не покушающиеся на догматы, уважающие священноначалие. Скорее наоборот, - уранополиты это во многом надежда нашей Церкви, поскольку они делают много для благовестия, т. е. занимаются тем, чем мало кто занимается и вообще хочет заниматься.
Спаси и сохрани нас всех Господи.