В последнее время принесение святынь в Москву и другие крупные города России вызывает бурные дискуссии в социальных сетях. Так было с поясом Пресвятой Богородицы, так случилось и с Дарами волхвов. К разговору подключаются все: и православные, и сочувствующие, и люди, которые пытаются всеми силами показать, что они к Церкви никакого отношения не имеют и иметь не хотят.
В спорах о том, нужно ли идти к привезенным святыням и стоять многочасовые очереди, подчас в очень некомфортных для человека погодных условиях, часто слышен аргумент, что главное чудо случается на каждой Литургии. И не надо, стало быть, никуда ходить, ни к каким святыням, достаточно только, как и положено всем христианам, регулярно бывать на Литургии.
С таким аргументом не то, что сложно спорить. Даже неприлично это делать, наверное. Все верно – главное чудо всегда рядом и всегда доступно. Правда, точнее было бы сказать так: большинству из нас на данный момент храм действительно доступен. Вот только… всегда ли мы сами способны принять и понять?
***
… Прихожу в храм, в котором, несмотря на то, что он находится относительно рядом с домом, бываю редко. Как-то так у меня сложилось, но традицию в силу некоторых обстоятельств надо, видимо, менять, и все же изучать ближайшие к дому храмы.
Большой красивый собор. Народу мало. Почему-то тишина. Удивляюсь, поскольку в расписании на сайте начало службы было указано в 7 утра. А я добралась и вовсе ближе к 9-ти: отводила ребенка в садик. Думала, что успею, в лучшем случае, к «Отче наш», а если уж совсем честно, почти не сомневалась, что приду к концу.
Но, судя по всему, все же нет. Люди стоят. Их мало, они какие-то еще… все несуразные, что ли? Какие-то тетки не очень определенного возраста, мужчина в растянутых джинсах, молодая женщина в брюках с повязанным на них платком. Вот про нее я успела подумать многое: «И зачем вот так? Ну, пришла ты не в юбке, зачем этот театр с платочком? Не выгонят же…»
Раздеваюсь, оглядываюсь еще раз, бросаю взгляд на книжную лавку, в очередной раз упрекаю себя за то, что нет с собой наличных денег – ни записки подать, ни свечки купить.
Тишина внезапно заканчивается, начинается литургия. Я пытаюсь радоваться – вот, не ожидала совсем, а пришла вовремя.
Но тут меня начинает раздражать хор: этих трех людей на клиросе вообще сложно хором назвать. Поют как-то невнятно. Или акустика такая. Я не все разбирала из самого знакомого, хотя стояла недалеко.
Стояла. Правильнее было бы сказать, что пыталась то упорно стоять, то решала все-таки сидеть. Неудобно было и то, и другое. Скамейка находится рядом с батареей, от нее жарко и становится еще хуже, не посидишь. Стоять долго не получалось, голова кружилась и тошнило от голода. Все это можно было бы, конечно, объяснить немаленьким сроком беременности и тем, что пришла натощак. Просто не успела позавтракать.
Но вот незадача: в последние 2 недели я была на двух литургиях, так что срок беременности сильно не отличался. На них я как раз почти все время стояла, чувствовала себя прекрасно, хотя тоже натощак. Одна из них была еще и с неугомонным пятилеткой, который то задавал серьезные вопросы, то пытался засунуть пробку в купель, то просился на ручки, потому что ему, видите ли, не все видно, и все равно все было отлично.
Короче, так я и ходила туда-сюда. Не знаю, вызывало ли это раздражение у окружающих, но мне самой все это было неприятно. Иду от скамейки или к ней и думаю: «Ну, какой же дурью я маюсь!»
На самом деле я и не знаю, что меня больше раздражало. То ли окружающее (в котором, справедливости ради, ничего страшного не было), то ли я сама… Ведь я почему-то об этой своей реакции и состоянии еще и думала, отвлекаясь от происходящего. Как раз вот это мое «отвлечение» и невозможность прочувствовать то, что сейчас реально происходит в храме, меня и огорчало.
Но как ни странно, параллельно с этим, я даже немного радовалась. Накануне мне казалось, что слишком я собою любуюсь – все у меня стало как-то легко получаться, спокойствие вдруг настало, люди рядом любимые и близкие, и сама я хорошая и правильная. А тут стало понятно, что и не правильная и не особо хорошая, а… обычная.
Как-то незаметно раздражение стало проходить. То мне какая-то тетка улыбнется, то придет семейная пара с детьми, где старший себя будет вести себя похоже на моего сына, и я уже сама улыбнусь узнаванию вот этого детского поведения. То та самая женщина, с платочком на брюках, после исповеди вернется в слезах, и станет как-то стыдно за свое осуждение...
Да и бесчувствие к происходящему все-таки не было полным. Ведь невозможно все-таки полностью отключиться на службе. В какие-то моменты я даже включалась и что-то чувствовала.
Только все это было совершенно не таким, как должно быть. И не так и не эдак. Мысли отчасти в храме, отчасти – очень далеко....
***
… К Дарам волхвов я не пошла. И не собиралась, честно сказать. Мне тоже близка позиция про чудо и литургию. Близка, да только вот утверждать так может, наверное, только тот, кто никогда не чувствовал себя на литургии сонным и рассеянным. А иначе – какая, в общем, разница-то? Чудо-то рядом, оно для нас, а мы-то что?
Не лучше ли тогда постоять под противным январским дождем в очереди к храму Христа Спасителя? Мысли там должны рано или поздно все-таки направиться в нужную сторону, а сонливость и вовсе быстро исчезнуть.
Говорят, что в очереди все или большинство стоят с идеями о каких-то быстрых чудесах, и что вообще-то – это магизм, а не христианство. Возможно. Возможно, кто-то из этих людей и на литургии-то не был никогда и даже не знает, зачем бывать там. Все возможно. Но с них и спрос меньше. Если ты чего-то не знаешь, это одно. А вот если ты все знаешь про чудо, про главное в христианстве, но не можешь справиться со своей рассеянностью… это совсем другое. Правда же?
«Русь крещена, но не просвещена»? И это, конечно, так. Говорилось это в XIX веке, но к XXI-му все стало, наверное, еще хуже. Советское время не прошло даром. Вроде и грамотность всеобщая, а в голове у многих мешанина из мифов. Но я опять же себе задаю вопрос: а я-то точно могу себя назвать просвещенным человеком? Или опять по классику, хоть и другому: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь»?
Не знаю. Нет у меня однозначного ответа на вопрос, необходимо ли идти к привезенным святыням. Нет его у меня и на вопрос, что движет людьми в таких очередях. Но вот дискуссии вокруг всего этого и повышенное внимание к феномену очередей мне кажутся ненужными и пустыми.
Не о том мы спорим. Не в том пытаемся убедить оппонентов. Да и надо ли их в чем-то убеждать? И есть ли у нас силы и способности убеждать?
А если в чем-то и убеждать друг друга, то, наверно, в том, что чудеса случаются вообще-то не по нашей воле. И случаются они зачастую совсем не там и не тогда, когда мы их ждем.
Вот на той странной для меня литургии разве не было чуда? Разве не чудо, когда ты сам о себе немного больше узнаешь? Даже если это «немного больше» – что-то тебе не очень приятное?
посещения храма? Не используем ли мы, христиане, больничные листы не для того, чтобы
лечиться, а чтобы мотаться по храмам и монастырям? Если кто поступал так, кайтесь Господу за
обман. А есть еще и такие среди нас, которые, приехав в отпуск посетить святые места, настолько
увлекаются, что решаются на прогулы самовольно, да еще просят на это благословения у
священника, искушая и священника и Бога. Кайтесь, кто виноват в этом перед Господом. " у меня на руках свекровь с леменцией и сломанной шейкой бедра.не езжу давно никуда ,к сожалению.мой пост и мое служение-здесь...
К Дарам Волхвов я не ходила. Не чувствовала в себе сил стоять 10-12 часов на холоде. Так же как и не чувствовала сил и решимости купаться в Крещение в проруби.
Жалею ли об этом? О проруби – нет, о Дарах – да.
Всего один раз ходила на поклонение святыне – Курской коренной иконе Божией Матери. Это одно из самых чудесных моих воспоминаний. Был ласковый сентябрьский день. Мы стояли к иконе 4 часа, и это был непередаваемый поток благодати.
Если бы очередь к Дарам была хотя бы 6 часов, я бы, конечно, сходила. Это такое чудо – прикоснуться к Дарам, которые принесли Младенцу Христу.
Но, вероятно, у всех свой ответ на вопрос - на что я готов, чтобы это чудо увидеть.
На Литургии бываю не часто. Раз в 1-2 месяца, когда причащаюсь. Чувствую, что быть на Литургии и не причащаться – это не правильно. Только и остается, что всю службу сокрушаться о своей нерадивости. Так что чаще хожу на вечерние богослужения.
У каждого человека свои неповторимые отношения и с Богом и с церковью – у бабули, у тетеньки, у мамы с маленькими детками, у непрезентабельно выглядящего мужчины…
Но ведь главное – стремление быть с Христом. И в этом нелепо повязанном сверху брюк платке есть наивное желание поступить правильно, по правилам церкви.
И для них нет вопроса: надо или не надо. А вот тот,кто не пошел, и не хотел, те будут из зависти к этим целеустремленным людям (назовем их целеустремленными - понятно для всех, а Божья благодать и в цельности характера), будут мусолить: надо или не надо. Ведь одно из названий врага рода человеческого - завистник, сам оступился и других за собой тянет.
И литургия - чудо, и святыни - чудо. Зачем между ними выбирать.
Любви Вам... Той самой... Истинной... Чудесной... Загадочной... Христовой... Л Ю Б В И ;)
По-этому, если я буду объяснять что такое быть беременной?Каково это: выносить ребенка,родить,кормить?....То это,по меньшей мере,будет выглядеть глупо. Это надо пережить,прочувствовать самому.На словах это необъяснимо,хотя известно каждой матери.
Тут тоже самое.Кто не был ни разу у святынь,тот не знает и не понимает того потока благодати Божией,которая изливается на приходящих.
На службе в храме,особенно это заметно в празники,народ делиться,как известно,на прихожан,захожан и прохожан.:) Так вот: в очереди к святыням представителей последних двух категорий исчезающе малое число. Ибо стоять на улице 10-15ч им недосуг.
А простоявшие и ,таким образом, ПОТРУДИВШИЕСЯ укрепляются Благодатью Святого Духа и получают ДАРЫ,описанные ап.Павлом: ЛЮБОВЬ,РАДОСТЬ,МИР,ДОЛГОТЕРПЕНИЕ,БЛАГОСТЬ.МИЛОСЕРДИЕ,ВЕРУ,КРОТОСТЬ,ВОЗДЕРЖАНИЕ.
Не было бы нужды, и Господь не оставил бы нам свою Плащаницу и Животворящий Крест.Не сходил бы Благодатный огонь и не мироточили бы мощи святых и иконы.Зачем?!...Затем,что ТАК УГОДНО БОГУ.
Очевидно,что те,кому это не угодно,явно не от Бога.Эти "некто" вкладывают мыслишку в умы людей и некоторые принимают её.
PS Счастливого Вам разрешения от бремени.:)
Пренебрегая Евхаристией мы теряем главное чудо нашей жизни, которое никакие "святыньки" и святыни никогда не восполнят.
Или я чего-то не поняла...
Афонские монахи посчитали,что нам НАДО ,поэтому привезли эту великую святыню к нам в Россию (то,что раньше было недоступно- стало доступно). А мы что,умнее их,раз ещё думаем,да рассуждаем надо нам или нет ?
Эти два события, Литургия и молитва у Святыни, наверное, вообще нельзя сравнивать. Как кислое с круглым. Литургия это отдельное переживание в нашй дизни, отдельная подготовка, отдельное значение. А через поклонение Святыням мы (наверное) еще одним способом проявляем свою любовь к Богу. Тоже непередаваемые чувства. Радость, благодать, чувство благодарности, вера, живая молитва... Например, если коснуться статьи, можно приложиться к Дарам волхвов, и попросить "Господи, помоги мне, немощной, достойно приступать к Дарам Твоим Честным, дай мне сил, любви к Тебе, веры крепкой, помоги мне, Господи, и Слава Тебе, Господи, за Милость Твою!"
Это я не как совет автору а представила себя на месте автора, потому что тоже такая же проблема есть.
Слава Тебе, Господи, за Милость Твою!!! За Святыни. За потребное ко спасению нашему!