Православный хуже «эльфа»?
Наверное, многих православных христиан, радостно переживающих дни Рождества Христова и Богоявления, вновь коснулась скорбь. Скорбь от того, что некоторые близкие и друзья в лучшем случае деликатно не понимают нашего торжества, а в худшем простодушно крутят пальцем у виска, глядя на то, как мы варим постную кашку в сочельник или собираемся на ночную службу в далекий храм.
Довольно часто, слыша от своих прихожан о такой реакции домашних, я удивляюсь: почему близкие не могут быть снисходительны к тому, что считают причудой верующих? Удивительно, но иногда современному человеку окружающие готовы простить любую блажь, кроме приверженности православному христианству, выраженной на практике.
Если здоровенный мужик, почтенный отец семейства, после рабочего дня целыми ночами занят завоеванием космических галактик в компьютерной игре, если заботится, как о невесте, о своем автомобиле, сутками пропадая в гараже и что-то постоянно в нем перебирая (хотя ничего не сломалось), если при малейшей возможности удирает с друзьями на рыбалку, всякий раз возвращаясь оттуда с красным носом и купленными в магазине пельменями, – это ничего. «Васёк – отличный мужик, – скажут родственники и друзья, – ну, есть у него небольшая слабость и причуда… А у кого их нет?»
Забавно, но в современном обществе можно быть кем угодно – «эльфом» или контактером с НЛО – и к тебе и твоим идеям будут относиться вполне терпимо. Но… только если ты не православный, иногда призывающий своих сродников и коллег прийти и посмотреть, какое это счастье и радость – встреча с Богом.
Бог Себя никому не навязывает
Впрочем, глядя на некоторые случаи непонимания, иногда приводящие к настоящим трагедиям, распаду целых семейств и разрыву дружбы, а отчасти вспоминая и собственный небольшой опыт (я пришел к вере, учась классе в седьмом, и в свое время пережил очень яркий период неофитства), всегда прихожу к неутешительному выводу: как бы предвзято к нам ни относились, но, увы, чаще всего во всём виноваты мы – христиане.
Дело в том, что мы, недавно находясь в ограде церковной (а дрова чаще ломают именно неофиты) забываем или не ведаем целый ряд важнейших моментов.
Во-первых, Бог Себя никому не навязывает, хотя мог бы это сделать, заставив силой устрашения или хитрым принуждением повиноваться и поклоняться Себе. Но Он этого не делает, так как Он – Любовь, а какая же любовь в принуждении? Вместо навязывания Себя Он лишь кротко стучит в двери наших сердец и, приглашенный, не гнушается войти в них, невзирая на вонь и жуткий хаос, царящие там. А некоторых людей, учитывая дар свободной воли, даже Бог не в силах (так как не желает нарушать свободную волю) исправить и призвать к Себе.
Мы же подчас ведем себя очень дерзновенно, навязчиво вызывая собеседников на религиозные разговоры и бесплодные диспуты. Не стоит забывать, что золото, то есть Слово Божие, нужно дарить только человеку, понимающему его ценность, хотя бы – искренно интересующемуся, но не туземцу, который ничтоже сумняшеся выкинет его или легко променяет на стеклянные бусы оккультизма…
Про «злого неофита»
Еще не стоит, на мой взгляд, забывать, что, за редким исключением, у нас, недавно воцерковившихся, этого золота почти что и нет. Ни в плане интеллектуальном, то есть богословском и общегуманитарном, ни в плане аскетики. Чаще всего мы лишь немного начитаны, и стоит только нам открыть любую статью, например, одного из самых выдающихся богословов XX века В.Н. Лосского, мы сразу же поймем, что наш богословский уровень в лучшем случае соответствует средним классам хорошей воскресной школы. Про аскетику я, исходя в первую очередь из личного опыта, вообще молчу.
Образно говоря, не стоит забывать, что всякий раз, публично разглагольствуя о том, какое это великое счастье – быть миллиардером, мы вызываем у слушателей, видящих грязное рубище на нашем тощем брюхе и обоняющих, как от нас неприятно пахнет, невольную улыбку, а иногда и добродушный хохот.
Часто неофит кажется окружающим более раздражительным, чем до обращения к Богу. У этого феномена есть вполне объективное объяснение
Не станем забывать и известный парадокс: часто неофит, переживающий духовную весну, в глазах окружающих кажется более раздражительным, чем до обращения к Богу, нетерпимым и вообще – злобным. У этого феномена есть вполне объективное объяснение: неведомые страсти, годами скрывающиеся в потаенных уголках наших душ, встревоженные, выходят наружу, удивляя своими бурными проявлениями не только окружающих, но и нас самих.
Масштаб задач
А еще при общении с неверующими родственниками важно не ставить себе сразу глобальных задач и не тешить себя несбыточными мечтами о том, как близкие вдруг начнут благочестиво поститься, благоговейно молиться перед трапезой и дружно ходить ранним воскресным утром в ближайший храм.
Первоочередная задача «домашнего апологета» – это даже не переубедить своего оппонента, тут же соделав его своим собратом во Христе (что само по себе является чудом, которое апостол Павел сравнивал с рождением у женщины ребенка, подчеркивая, какие великие трудности должен терпеливо перенести взявший на себя этот подвиг проповедник. – см.: Гал. 4: 19). Хорошо хотя бы для начала показать, что ваша точка зрения не так уж глупа, как кому-то казалось ранее, и имеет право на существование.
Мне думается, что, мечтая о далекой перспективе воцерковления родственников, будет правильным смиренно рассчитывать на некий минимум, прося Господа, чтобы возлюбленный, но лишенный общения со Христом брат (отец, бабушка…) покаялся, призвав священника, хотя бы на смертном одре.
Не навреди!
Самое сложное начинается тогда, когда у наших близких действительно появляется неподдельный интерес к православной вере
Но, пожалуй, самое сложное в деле домашнего миссионерства начинается тогда, когда у наших близких действительно появляется неподдельный интерес к православной вере. Здесь как никогда следует соблюдать известный педагогический принцип «не навреди», ведь рождение в жизнь вечную – это очень тонкое и трепетное таинство, в котором участвует Сам Господь. Мы же можем быть лишь орудием Божиим, причем лишь в той мере, в какой способны стяжать добродетель смирения.
Очень часто мы поступаем как неразумные детки, которые, посадив семечку и полдня поливая ее, в определенный момент приходят и жалуются, что прошло много времени, а обещанный зеленый стебелек так и не показался… Бывает также, что нетерпеливые чада, подождав дня три и недоумевая, почему росток по-прежнему не показывается, выдергивают семечку и, удовлетворенно взглянув на проросший корень, втыкают обратно, тем самым окончательно губя растение или обрекая его на жалкое и хилое существование…
Нередко наблюдаю в храме, что стоит только прежде не верующему мужу в первый раз робко переступить церковный порог, как «благочестивейшая» супруга тут же обрушивает на него целую лавину всевозможных небесспорных рекомендаций, довольно грубо теребя только пробивающееся семя веры. И при этом заставляя его, главу семьи и мужчину, чувствовать себя очень неловко – чем-то вроде таракана, подъедающего крохи со стола счастливых сотрапезников – жены и ее духовника, слова которого с радостным лицом ретранслируются десятки раз на дню.
Ну а некоторые «герои духа» (или героини) начинают сходу предъявлять нововоцерковившимся нереальные требования, например самого что ни на есть строжайшего поста или других форм крайней аскезы, свойственных монахам-анахоретам, живущим в «расселинах земных».
Не так давно мне пришлось увещевать одну молодую барышню-неофитку, которая изводила своего мужа, купившего вместо развалюхи нормальный автомобиль, цитатами о нестяжании из «Добротолюбия». «Он же для вас старается, для безопасности вашей семьи в конце концов, а вы так неблагодарны и вашему замечательному мужу, и Богу», – сказал я. Молодая, беременная вторым ребенком «схимница» тут же возразила, процитировав что-то из Марка Подвижника про нестяжание, и только на мою рекомендацию не задавать первокласснику задач по высшей математике ответила, что немного поняла свою проблему. Я ей возразил несколько резковато, что у нее еще нет проблем, а если она считает, что есть, тогда надо поближе познакомиться с одной нашей прихожанкой, у которой муж нигде не работает и постоянно пьет, терроризируя всю семью.
К сожалению, весьма нередким осложнением неудачного домашнего миссионерства является разрушение семьи из-за супруги-неофитки, отказывающей своему невоцерковленному мужу в супружеских отношениях и считающей греховным даже совместный поход с ним в кинотеатр. Бес, как известно, не дремлет, и подходящая пара для досуга, не изводящая благочестивым «занудством», находится обычно довольно скоро…
«Не может погибнуть дитя стольких молитв»
Многие любят рубить с плеча, прикрываясь цитатой про то, что «враги человеку домашние его» (Мф. 10: 35–36), но слова Господа про «домашних врагов» относятся к совершенно крайним случаям, например принуждения к идолопоклонству или другому смертному греху (аборту и проч.). Поэтому ни в коем случае нельзя относиться к неверующим сродникам надменно и высокомерно. А кое-где можно и снизойти, например посидев вместе за новогодним столом или в воскресный день, откликнувшись на просьбы престарелых родителей, помочь перевезти тяжелые мешки картошки с дачи.
С невоцерковленными детьми всё еще сложнее, ведь они являются плодом нашего доброго, а иногда, к сожалению, и злого произволения, и моментально исправить уже во взрослом состоянии то, что закладывалось годами, невозможно. Как бы там ни было, но в любом случае лет с 14 (а может, и раньше) категорично заставлять ребенка поститься и посещать богослужения уже поздно. В идеале чадо само, видя благочестивую жизнь родителей и воспринимая осмысленное участие в богослужении и пост как элемент «взрослости», должно делать самостоятельные шаги в этом направлении.
Родителям, переживающим драму отхода детей от Христа, всегда советую прочитать «Исповедь» блаженного Августина
Тем же родителям, которые переживают личную драму не-прихода своих детей ко Христу или отхода от Него, я всегда советую почитать «Исповедь» блаженного Августина, в которой он подробно описывает свой долгий путь к Богу и участие в этом пути его благочестивой матери святой Моники. Ей святитель Амвросий Медиоланский однажды сказал, утешая: «Не может погибнуть дитя стольких молитв». Впоследствии святитель крестил Августина, ставшего выдающимся епископом, столпом всего богословия западной Церкви…
Так что не стоит унывать, если наша домашняя проповедь не сразу приносит свои плоды. Но, помня о суперэффективных удобрениях долготерпения, смирения и кротости, избегая чрезмерного максимализма, будем аккуратно сеять благое семя Божиего Слова, и тогда, возможно, урожай однажды непременно порадует нас ни с чем не сравнимой радостью единства во Христе с нашими друзьями, родственниками и коллегами по работе.
Ваших родных раздражает то, что Вы делаете это (невольно!) напоказ. Молитесь молча так, чтобы они перестали это замечать. В первую очередь, не стойте привычно перед столом "навытяжку". Тех секунд, что Вы усаживаетесь за стол (можно еще добавить помывку рук - дополнительное время!), вполне хватит, чтобы прочитать молча хотя бы "Отче наш". В дальнейшем, по мере подобных "упражнений", сможете прочитывать и большее свое правило перед едой. То же - и после еды, дожевывая/проглатывая последний кусок или делая последний глоток.
Как креститься и крестить пищу? Не креститесь сами. А пищу крестите мелким, едва заметным крестом или вилкой/ложкой или взглядом. Если же домочадцы будут, не веря собственным глазам, следить за ЛЮБЫМ Вашим движением, в том числе глаз (как говорится бесы, в том числе через некоторых людей, следят за нашими глазами и мимикой), то крестное знамение, не глядя на пищу, вполне можно перекрестить мысленно...
И всё же будет лучше, если Вы предварительно посоветуетесь об этих "мелочах" (по поводу всего вышесказанного) со священником (на исповеди).
Бог Вам в помощь.
Скажите, как мне быть-
Мои родственники - не воцерковленные и имеют весьма странные представления о вере, и разубедить (естественно мирно) мне думается, невозможно.
Их раздражает то, что я молюсь (в том числе перед и после еды), препятствуют посещению Церкви.
Я не навязываю веру родным, но нужно ли мне молиться перед едой и креститься, когда рядом родные, чтобы не провоцировать скандал, или всё же молиться?
Креситься ли на Церковь?
Стоит ли врать, если спрашивают-что читаю?(читаю православную литературу).
Очень надеюсь на ответ.
Спасибо.
Ольга.
Главное не давить, не упрекать. Короче непросто всё это, надо мудрость духовную иметь.
Узнала себя и кое-где даже посмеялась.
И как у автора хорошо описано о мере требований к невоцековленному, чтоб хотя бы на смертном одре позвал священника. Вот и я маме своей говорю: "не тяни, Господь ждет покаяния, было уже два звоночка с проблемами сердца". А мне в ответ: " все некогда, дела-дела". И я молюсь, чтобы хотя бы на смертном одре.... И внутри все плачет.
А самая большая проблема для меня лично в общении с невоцерковленными- это самой не стать соучастницей греха. Как тяжело бывает, когда кто-нибудь заведет эту пластинку "в стране все плохо, воры, никто сделать не может..." И ждут от тебя поддакивания и одобрения. Хочется сквозь землю провалиться! Или вот еще, как объяснить подруге, живущей в гражданском браке, чтобы она расписалась? Ведь начнешь говорить про грех, про то что это отлучение от Причастия, но что это для человека, который к этому не стремиться?.. А все мирские аргументы ничтожны.
Тем не менее для себя вижу задачу в общении с невоцерковленными близкими - тактично и с любовью говорить, что грех - это грех, несмотря на то, что все так живут
Сейчас меня, наверное, закидают за эти слова помидорами, да я и сама долго не понимала этот совет. Теперь понимаю. Он действительно очень мудрый!"
Напрасно, Елена, наоборот слова заставили задуматься. Совет действительно мудрый, но на деле, парадоксально трудный в выполнении! Это кажется возможным только в случае стяжания действительно подлинной нелицемерной христианской любви к ближнему. Получается, ради его души ты делишь с ним его немощь, отбрасываешь ради него личные подвиги. Каково-то сознавать, что мог бы подвизаться строже по сердечному устремлению, а тут добровольно сковываешь свой порыв?
Лиза:
/А если не любишь, то что делать?../
Поминайте этого человека в молитвах (утренних, например) и всё, не берите на себя много, иначе сорветесь в один момент.
Если не любишь, то...пытаться полюбить. Господь видит стремление и подаёт помощь. Молитесь, и сердце Ваше изменится...
Ещё хочу добавить прекрасный совет одного батюшки поститься всей семье по мере самого слабого супруга. То есть, если муж не может поститься, то и самой видимый пост не держать в присутствии него, если он может поститься только раз в неделю, то и самой так же и т.д.. Это сохраняет единство семьи, и муж не будет чувствовать себя каким-то не важным третьим в отношениях, не будет ревновать к Богу и себя противопоставлять вере. Тогда его к вере привести будет легче.
Сейчас меня, наверное, закидают за эти слова помидорами, да я и сама долго не понимала этот совет. Теперь понимаю. Он действительно очень мудрый!
Еще раз, Спаси Господи Вас за статью!
:)
Очень поучительная статья.
Во всем должна быть мера, и самое главное просить у Господа добродетели рассуждения, чтобы не кормить младенца мясом, начинать надо с молока. Да и учить кого-то удел не каждого православного человека, учить надо не словами, а добрым примером и благочестивой жизнью, соблюдением заповедей. А самое главное больше молиться за родных и близких, нежели постоянно им что-то говорить и навязывать. Только смирение, любовь, доброта и долготерпение дает свои плоды. И надежда на милость Божию. Самое главное - это смирение.