Братья и сестры

Была у меня знакомая бабушка. Ей было уже за 80, она страдала всеми болезнями пожилого возраста. С трудом ходила по квартире и ела кашку и печенье. Сын забрал ее из деревенского дома, так как она уже самостоятельно не могла там справляться, купил квартиру и поселил ее там вместе с внуками.

Павел Смертин. Бабушка. 1996 Павел Смертин. Бабушка. 1996
    

Бабушка была набожной. Знала наизусть многие молитвы и старательно повторяла их за мной, когда я приходил ее причащать. На столе всегда лежали высохшие в камень кусочки просфор и куча молитвословов. Слабые ноги не позволяли ей дойти до церкви, и уже несколько лет как она была вынуждена все духовные потребности ограничивать Причащением на дому. Жила она недалеко от церкви, да и этаж был первый, и внукам не составило бы труда отвести ее под руку или довезти на машине в храм Божий на службу. Да как это водится, внукам все недосуг. Сколько раз я ей предлагал забрать ее на машине в храм и после службы привезти обратно! Но моя бабуля все время категорически отказывалась и говорила, что вот-вот внуки или дети ее сводят. Я прекрасно понимал ее врожденный сельский такт. Согласиться на помощь священника, когда родные внуки живут в квартире, купленной за деньги от продажи твоего дома, а дети живут рядом через дорогу, значит признать полное равнодушие своих отпрысков. Так продолжалось в течение 3-4 лет: я все предлагал свою помощь, она все отказывалась. Пока вовсе не слегла.

Я приходил к ней и спрашивал о грехах, задавал дежурный в таком случае вопрос: не впадает ли она в уныние. И эта бабушка, которая годами не могла попасть в храм, которая целыми днями лежала в одиночестве больная, потому что молодежь была на работе, вот эта не брошенная формально, но брошенная по факту бабушка отвечала мне: «А на что мне жаловаться и в чем унывать? Мне очень даже хорошо!» И всегда выглядела бодрячком, и только перед самой кончиной все-таки начала сдавать. Когда я отпевал ее, она лежала в гробу удивительно маленькая, как девочка, и такая же светлая. Такая бабушка-девочка. Царство ей Небесное! Звали ее Мария.

Есть у меня хороший знакомый. Он был женат, да как-то не сложилось. Хотя я не знаю, как могло не сложиться с этим человеком. Такой спокойный православный художник-дизайнер, большой и добрый. Довольно долго я сотрудничал с ним в издательстве, и ни разу не слышал, чтобы он повысил голос. Так вот, жена ушла от него. И когда она его бросила, ее мама, его теща, уже лежала в постели больная. Так что жена бросила их обоих. И мой смиреннейший знакомый ухаживал до конца за своей тещей, как за родной мамой. Когда мы разговаривали с ним на эту тему, он даже совершенно не возмущался поступком своей жены, не осуждал ее за бессердечие, а говорил, что, возможно, сам виноват в этой ситуации.

Еще у меня есть два друга священника. Они родные братья. Могут спорить до хрипоты на православные темы и так потешно ругаться друг с другом, что без смеха на них смотреть при этом невозможно. Оба они многодетные. И была у них мечта – построить или купить дачу. Одну на двоих, поскольку они были сильно ограничены в средствах. Несколько лет назад они нашли подходящий участок и заплатили задаток – 2 тысячи долларов. Да расписку не взяли – вроде человек приличный был, а может, просто не подумали – молодые еще были. Да вот беда, расстроилась сделка, а продавец отказался возвращать задаток. Мои друзья имеют солидные связи (да, встречаются и такие чудеса – связи есть, а денег нет), и могли бы надавить на непорядочного продавца. Но ограничились они только телефонным звонком и сказали, что эти деньги он отнимает у их детей. Правда, на бессовестного дельца это нимало не подействовало. Братья решили поступить по-евангельски: не судиться, не жаловаться, положились на волю Божию. Так до сегодняшнего дня и живут без дачи. Зато со спокойной совестью.

Помню, когда я учился в университете, мои православные сокурсницы старались жить по любви. Бывало, что кто-то из мальчишек-первокурсников опрометчиво тратил деньги на неделю за один-два дня, а потом побирался по общежитию, искал, кто его покормит. Конечно, может быть, для науки стоило пару раз оставить такого шалопая голодным, но девчата старались их подкармливать, даже малознакомых. Помню, самой лучшей похвалой для этих девушек прозвучала фраза одного из моих сокурсников. Когда ему предложили помощь, он удивился и спросил: «Вы, наверное, христиане?» Слышать это по отношению к православным было очень непривычно, но приятно.

Всех их объединяет одно: они все хотят быть со Христом

Я вспоминаю еще о многих людях, с которыми меня свел Господь за то время, которое я нахожусь в церковной ограде. Их много, у них разные лица и характеры, разные возраста и привычки. Среди них есть более и менее воцерковленные, более и менее преуспевающие в добродетели. Но всех их объединяет одно: они все хотят быть со Христом. Один готов принять в свой дом совершенно незнакомого странника, который ради Христа просит ночлег, другой, имея пятерых детей и ожидая шестого, берет в семью приемного ребенка, еще один, служа в огромном и шумном кафедральном соборе, умудряется стяжать непрестанную молитву, так что между собой мы его называем не иначе как «старец». Все это реальные люди, которые меня окружают. Конечно, они имеют какие-то недостатки, но когда я думаю об их достоинствах, которых, к сожалению, не имею сам, они светятся для меня как радуга.

«Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35). Мы много раз читаем эти слова Господа и жалеем, что, мол, оскудела у нас и вера, и любовь. Может, и оскудела. Но по сравнению с чем? С первохристианской общиной? А что мы о ней знаем? Святой апостол и евангелист Лука так описывает ее в книге Деяний: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (4, 32). Мы читаем эти слова, и нам кажется, что в той общине отношения были идеальными. Но ведь дальше, уже через пять стихов, апостол описывает трагическую историю Анании и Сапфиры (Деян. 5, 1-11), которые утаили часть из проданного имения. Но мы почему-то воспринимаем это уже в отрыве от предыдущего. Но ведь они тоже – члены общины. Их падение – тоже падение общины, ведь говорит же апостол: «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12, 26-27).

Значит, и в первохристианской общине были разные проблемы и нестроения. Действительно, уже в следующей главе, после случая с Ананией и Сапфирой, читаем: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6, 1). Как это понимать? Из общего «фонда» малоимущим христианам каждый день оказывали «гуманитарную» помощь. Первоначально подавляющее большинство иерусалимских христиан были евреями, а эллинов, то есть христиан других национальностей, которых Писание обще называет «греками», было совсем немного. И вот люди, ответственные за раздачу продуктов и прочих «потребностей», продолжали по инерции большее расположение оказывать своим по крови, а остальным выдавали похуже и поменьше. Из-за этого вдовицы не-еврейки подняли шум, и впоследствии, как известно, во избежание подобных недоразумений апостолы поставили для этих нужд 7 диаконов из числа людей благочестивых, не склонных к лицеприятию.

    

Даже из этих двух случаев видно, что и в самом начале существования христианской общины проявлялись и недисциплинированность, и халатность, и лицемерие, и отсутствие подлинной любви ко всем без различия. Но это не мешает апостолу Павлу называть членов христианских общин святыми (Рим. 1, 7). Но не потому, что апостол оправдывает пороки, а потому что знает падшую природу человека, которая воюет с духом и побеждает то одна, то другая сторона. Апостол знает, что и святого может постигнуть искушение, и святой может впасть в грех.

Сейчас часто можно встретить православных, которые с некоторым пренебрежением относятся к своим же собратьям по вере. Дескать, «ох, уж мне эти православные, мы-то их знаем!» Это можно услышать и в среде духовенства, и в среде мирян. А уж если мирянин поработал в церковной сфере, то вообще хоть «караул» кричи. Он таких тебе порасскажет «ужасов» про «братьев и сестер», что впору убегать в пустыню. И тут же начинаются рассуждения-осуждения, что среди православных людей много лентяев, неискренних, лицемеров, фарисеев… Мол, раньше старались в работники нанять именно православных, потому что они были добросовестными и старательными, а сейчас ищешь профессионала, и не задумываешься какой он веры. Да и лучше, чтобы не был православным, а то еще начнет читать нравоучения!

Грустно все это видеть и слышать. Причина таких разговоров – где-то невежество, где-то гордость, но более всего осуждение. Да, в православной среде можно встретить всяких людей. И я встречал всяких. На мое счастье, перед принятием священного сана я потрудился на многих церковных послушаниях и поработал в различных церковных организациях, так что сейчас почти уже ничему не удивляюсь. Да, я видел в храме Божием (и около храма) разные некрасивые вещи, и не только среди прихожан, но и на хоре, и в алтаре. Но это нисколько не поколебало моей веры в православных христиан по одной простой причине: Церковь – это собрание грешников кающихся. И большая часть этих грешников («от нихже первый есмь аз») пришла в храм с грузом порочных страстей и привычек. Конечно, все мы каемся и стараемся избавиться от них, но наши духовно-нравственные болезни естественным образом проявляются везде, где мы находимся. Так что же можно сказать, если православный штукатур – ленивый, или православный врач – невнимательный к пациентам, или православный редактор – недисциплинированный и все время опаздывает на работу? Только то, что эти страсти не изжиты в них до сих пор. Мы даже не можем при этом сказать, насколько сильно они борются с ними, ведь можно до крови подвизаться против любой страсти, но пресечение ее действия – от благодати Божией. Недаром говорит Слово Божие: «Коня приготовляют на день битвы, но победа – от Господа» (Притч. 21, 31).

И примеров этому множество. Преподобный Иоанн Многострадальный Печерский более 16 лет притрудно подвизался против блудных помыслов, и только по Божьей милости избавился от них. И преподобная Мария Египетская в течении 17 лет в пустыне не могла обрести мира душевного и избавления от телесной страсти.

Также и тот человек, которого мы осуждаем за отсутствие дисциплинированности или трудолюбия, возможно, с подвигом ищет избавления от этих грехов. И даже если он пока не сознал этого своего греха, еще не значит, что таким он пребудет до смерти.

Бесовская ложь подталкивает нас на сравнение такого немощного человека с образцом святости. Правда же Божия хочет, чтобы мы самого себя сравнивали с этим образцом, и тогда чужие грехи не будут вырастать в наших глазах до размеров небоскребов.

Мы, православные, в осуждении своих же собратьев по вере доходим до абсурда: говорим, что неверующие и иноверцы имеют подчас добродетели более развитые, что идеалы даже советского человека не позволяли ему так себя вести, как, порой, ведут себя православные. Больно и неприятно слышать и читать такое.

Подобные размышления часто обличают непонимание истинных ценностей христианства. Да, всегда может сложиться ситуация, когда специалист нецерковный будет лучше православного мастера. И о чем же это говорит? Православное христианство – не профсоюз ремесленников. И Христос Спаситель не ублажает ни деловитость, ни трудолюбие, ни дисциплинированность. В заповедях Христовых – сплошь нравственные качества: кротость, милосердие, нравственная чистота, и самое главное – смирение.

Идеалы светские и советские мы готовы принять лишь с оговоркой

Именно по смирению можно судить о духовном росте человека, именно смирение является корнем любви к человеку. Поэтому идеалы светские и советские мы готовы принять лишь с оговоркой. Как и советские фильмы можно только выборочно примерять на тело заповедей Христовых.

Какие принципы были у советского человека? Честность – но не искренность. Справедливость – но не милосердие. Любовь к родине и женщине – но не любовь к человеку. Умеренность – но не воздержание. Скромность – но не смирение. Почти все эти идеалы перешли в постсоветские каноны гражданской нравственности. Да, мы смотрим советские фильмы и черпаем из них что-то. Там есть много героизма и пафоса, но вот святости нет. В той эпохе полно героев, но крайне редко вспомнишь фильм или историю из жизни, где выполняется заповедь-индикатор: если ударили тебя по одной щеке – подставь другую (Лк. 6, 29). Более того, сложно вспомнить и такие фильмы, где герои снисходят с пьедестала просто для того, чтобы попросить прощение… Советское смирение – это мягкотелость, аморфность и нерешительность. Христианское смирение – отказ от своей греховной воли. Вот оно – в поведении царя Давида, который шел с воинами и смиренно выслушивал поношения Семея (2 Цар. 16, 5-13). Быть сильным и вооруженным и смиряться перед бредом пигмея – такого не знает и даже помыслить не может ни советский кинематограф, ни советский гражданин, ни просто наши современники, находящиеся далеко от церковной ограды.

Логика православия – неземная. Христианство смотрит на все из вечности, поэтому земные стереотипы рушатся при сопоставлении со сверхнормами веры. По земной (и советской) логике не прав преподобный Серафим Саровский, когда с топором в руках позволил безоружным злодеям покалечить себя, а не наказал их. В светском понимании его поступок – нечто сродни трусости. Хотя, если бы он был трусом, то постарался бы убежать или молил о пощаде. Преподобный Моисей Мурин тоже был богатырского телосложения, как и преподобный Серафим, и когда на него напали четверо воров, он связал их, как котят, и принес в скит. И скитские отцы осудили его за применение силы, хотя по земным меркам – он герой. Не прав и преподобный Иоанн Колов. Представьте ситуацию: приходит к нему погонщик верблюдов за корзинами, тот говорит: «Сейчас принесу». Заходит в келью – и возносится к Богу в созерцании, садится в молитве на стул – и напрочь забывает про погонщика. Тот стучит. Выходит Иоанн: «Чего тебе?» – «Корзины». «Ах да», – делает два шага, и опять углубляется в молитву. Какая же это дисциплинированность и трудолюбие? Представьте, позвали мы строителя облицевать ванну плиткой. Он положил одну – и ушел в молитву. Мы его прогнали бы в первый день. А может это второй Иоанн Колов?

Я уже молчу про логичность действий преподобного Алексия, человека Божия, святых мучеников князей Бориса и Глеба, преподобного Сергия Радонежского, уходящего из собственного монастыря после выходки брата, юродивых Христа ради и многих-многих святых, чьи поступки не вмещаются в мирское сердце. Вот уж точно: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2, 14).

С этой нелогичной церковной точки зрения труд – лишь инструмент для отсечения праздности и лености. Поэтому мы и поставлены Богом в зависимость от труда – чтобы вконец не разлениться. Но христианство никогда не мыслило о труде в обезьяньих эволюционных категориях. Христианство никогда не говорило, что труд сам по себе «облагораживает». Облагораживает тот труд, который соединяется с молитвой, и только по причине соединения с этим высшим духовным трудом. Да, православный человек должен быть добросовестным и старательным работником, но вряд ли он должен быть трудоголиком.

Я люблю православных. Да, я встречал всяких, но эти «всякие» встречались всю историю Церкви, начиная от первохристианской общины, и заканчивая нашими днями.

Святитель Иоанн Златоуст был осужден неправедным собором православных епископов и умер в ссылке, святителя Епифания Кипрского прямо в алтаре хотел убить диакон, преподобного Адриана Пошехонского убили «по благословению» священника, от рук православных крестьян погиб преподобный Агапит Маркушевский, преподобного Симеона Нового Богослова чуть не выгнали из монастыря собственные монахи… А мелких пакостей и неприятностей, причинявшихся святым от своих же, и вообще исчислить невозможно. Нужно об этом вспоминать, когда тянет поностальгировать на тему «эх, были раньше православные».

Несмотря на это я могу сказать, что почти всех людей, которых я почитаю и уважаю, я повстречал в церковной ограде. Крайне редко я могу встретить человека вне Церкви, чья бы нравственность вызывала во мне уважение. И только в среде православных я наблюдал удивительные проявления милосердия, смирения, веры и любви.

Вам кажется, что меньше стало святых? Ну, много их никогда не было. В Русской Церкви в XIX веке их канонизировано 55 человек на всю Империю, в XVIII веке – 25 человек… Правда, в средние века их было больше ста. Так что, искать их по всему свету?

Посмотрите, как Господь радуется хоть одной добродетели человека и прославляет за нее

Наша беда заключается не в том, что мы живем далеко от святых, а в том, что мы их не видим. Посмотрите, как Господь радуется хоть одной добродетели человека и прославляет за нее. Преподобный Досифей – ученик аввы Дорофея – угодил Богу беспрекословным послушанием, и хоть не имел какого-то особого поста или исключительной молитвы, а тем более дара чудотворений, – но тем не менее – во святых. Праведный Филарет Милостивый также не прославился выдающимся исполнением всех евангельских заповедей, но за милостивое сердце превознесен Богом. Также и многие другие святые.

Бог словно ищет, за что помиловать человека, и если есть хоть одна зацепка, как хлеб, брошенный в нищего жестоким мытарем Петром, то Спаситель идет навстречу и милует. Мы же наоборот – ищем, в чем бы осудить. И даже если человек имеет несколько добродетелей, но в чем-то согрешает, мы со злорадством начинаем рассматривать этот промах через увеличительное стекло. Подсознательно нам кажется, что когда мы унижаем других, через это будто возвышаемся сами… Но это бесовская ложь.

Те люди, чьи добрые дела я вспомнил в начале статьи, тоже имеют грехи. Может быть, даже много. Но они мне запомнились пусть не великими подвигами, но своими благочестивыми поступками. Они отложились в душе сами собой, без моего старания. Но если бы я всегда стремился разглядеть в ближнем хорошее, то в моей памяти было бы гораздо больше таких светлых лучей. Такое старание старец Паисий Святогорец называет наукой доброго помысла. Включать добрый помысл о каждом человеке – это труд. Осудить – гораздо легче и проще. Однако без этого труда нам ни за что не разглядеть даже совсем рядом такого вот не-чудотворца преподобного Досифея, и никогда не увидеть в храме своих братьев и сестер.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О советском кино и современном православии О советском кино и современном православии
Людмила Селенская
О советском кино и современном православии О советском кино и современном православии
Людмила Селенская
В развратном обществе личность разлагается. Безбожнику легче принять Христа, чем развращенному
Быть христианином Быть христианином
Святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский
Быть христианином Быть христианином
Из проповедей святителя Гавриила Имеретинского
Недостаточно христианину избегать греха, он должен также взращивать добродетели. Для спасения души мало не быть хищником – должно быть милосердным; мало не любить ложь – должно быть самоотверженным защитником правды; не только не быть прелюбодеем – но и помыслов нечистых не допускать.
Об истинном счастье христианина Об истинном счастье христианина
Митр. Давид (Качахидзе)
Об истинном счастье христианина Об истинном счастье христианина
Митрополит Давид (Качахидзе)
Творец дал человеку три основных дара: разум, сердце и волю – и обязал, чтобы человек эти дары направил к Нему – как к единственному неиссякаемому источнику счастья.
Комментарии
Наталья 1 декабря 2015, 21:00
Спасибо, о.Сергий, утешили. Полностью с Вами согласна.
Алексей Филатов14 апреля 2014, 05:59
Спаси, Господи!
НН13 апреля 2014, 22:59
ТОЛИК
..."Т.е., по документам большинство крестьян были недовольны "помещиками и салтычихами"?".

У меня про большинство нет. Салтычиха - лицо реальное, более того, её даже в острог посадили за её художества.
Восстания Разина, Пугачёва, Соляной бунт и др. - не на пустом месте были. Поинтересуйтесь...

"Случай моих предков тогда выбивается из статистики - ничего плохого они не говорили о помещиках местных"...

Мой прадед тоже ничего плохого не говорил ни о помещике, ни о тех, кто его (прадеда) раскулачил, а потом посадил за 2 кармана зерна, которые он взял подкормить 3их детей... Отпустили его через 2месяца. Все были возмущены, что за такой пустяк осудили, а он -нет, говорил: поделом. Какая разница - 2кг или 2пуда - украл же.

"Недовольные будут всегда, вопрос только в том, сколько их и чем недовольны люди." Т.е., судя по Вашим словам и "по документам" мои предки просто оказались в статистическом меньшинстве недовольных внутри подавляющего большинства довольных?"

Очевидно. Ну и что?
Пока что в меньшенстве недовольные запретом гейпарадов, пропагандой этой мерзости, воссоединением Крыма с Росией... А может быть недовольство большинства бесконтрольной миграцией, коррупцией, ухудшением уровня жизни... Разве нет?
Простите.




НН13 апреля 2014, 21:50
Спаси Господи, батюшка за внимание и ответ.
Вы во многом подтвердили то, в чём я всё же сомневалась...
О ТРАГЕДИИ РУССКОГО ДУХА очень хорошо написал Архиепископ Костромской и Галичский Алексий (Фролов.Царствие ему небесное!). 1917:Апофеоз трагедии русского духа. Этот доклад есть на сайте.
"История есть отражение духовной реальности" - это фраза оттуда, и она очень многое объясняет.
Мне везло на хороших людей... Уверена, что их НЕСРАВНИМО больше, просто они незаметны. И добродетелей у них тоже много. Есть такой сайт:ПРИЗЫВНИК. Там самоорганизовалась группа людей со всей России для помощи онкобольным солдатам-срочникам, которые попадают в г-ль Бурденко... Уже больше 2-х лет. Там всякие есть: и мусульмане, и христиане, и неверующие.
И ещё. Кто-то сказал примерно так: Власть развращает (властвующих), а безграничная власть развращает безгранично. Исключений нет. Как русский народ не вышел защищать царя, так он не вышел защищать и коммунистов.
Лично мне неприятно оголтелое охаивание сначала царя и самодержавия, а теперь - советской власти. Чем мы отличаемся от тех пропагандистов?! Да только тем, что сейчас гораздо больше возможностей промывать мозги. Так и будем прошлое топтать? Тогда у нас нет будущего.
С Великим Понедельником. На Страстной не до компа будет. Простите.
Елена М13 апреля 2014, 16:52
Благодарю Вас,батюшка, за Ваш ответ на мой комментарий, а также всех,кто также прочитал мой комментарий и выразил поддержку.Простим друг друга, если невольно кого-то обидели, я прошу прощения также у всех.Просто, наверное, для человека с изначально чистой и невинной (относительно) душой, честность и искренность, если не почти что синонимы, то, уж точно, как две части одного целого, и неважно для такого человека, каковыми были чьи-то там цели, важно то,что именно он сам вот так ощущает и чувствует.Каждый отвечает сам за себя. И фарисеев не обошло стороною лицемерие, тех фарисеев, которые когда-то были лучшей частью общества, знали в досканальности слово Божие, изучали священные книги, а искали в них "человеческие ценности, которые были выгодны..." Ну что тут поделаешь? Главное, не забывать о том, что каждый отвечает за себя. Всех с праздником, с Вербным Воскресеньем. И мира, скорейшего мира на земле Украины.
священник Сергий Бегиян13 апреля 2014, 16:47
Продолжение.
А на крови революции не может быть ничего фундаментально позитивного. Да, в советское время были и хорошие люди, и плохие. Не знаю, каких было больше. Надеюсь, хороших. но вся система вела не туда. Поэтому я спокойно подтверждаю, что и в советских фильмах можно найти шедевры - но собственно их можно найти при старании в кинематографе любой страны. Важно, куда стремится тенденция.
По поводу Зубова не хочу рассуждать. Но первый враг христианина - гордость. И кто умножает познания - должен в соответствии с ними умножать и духовные труды. Первое без второго приведет к катастрофе (второе без первого тоже может привести к тому же). Почти все ересиархи были исключительно эрудированными людьми. По поводу духовника - апостолы тоже все имели одного Духовника, но один из них погиб.
по поводу спасения вне Церкви - статья вовсе не об этом. Конечно, спасутся те, кого спасет Христос. как и за что - не нам об этом думать. Я пытался опять-таки сказать о тенденции. В церковном мире я встречал МНОГО живых примеров добродетельных людей. Я их встречал и среди МАЛОверующих, но уже меньше. Среди НЕверующих я их не встречал вообще. Но это не значит, что их нет. Вероятно есть. И я думаю, что Господь их спасет.
священник Сергий Бегиян13 апреля 2014, 16:34
С праздником! Благословен Грядый во имя Господне!
Попытаюсь ответить кратко. Нравственность в России начала расшатываться со времен Петра Первого и его окна в Европу. В этй щель был также вбит клин косвенного гонения на монашество и дескридитации православия в глазах интеллигенции. Поэтому к началу 20 века часть ее уже была плацдармом для революции, многие потому что не сознавали, за что боролись. И потом хоть все и были формально православными, но глубины переживания веры уже не было повсеместно. Почитайте отчеты свт. Игнатия Брянчанинова в бытность его благочинным монастырей Петербургского округа. Что он пишет про Валаам, про другие монастыри! Жуть! Он во всем Валааме затруднился найти хоть несколько монахов с положительным запасом православных знаний и добросовестных для выдвижения на административные должности. И это начало 19 века! А что дальше? Дальше не лучше. вот вам - призрак революции. конечно, это не единственная причина, но одна из. Чиновников, военных и проч. обязывали исповедоваться и причащаться, не спрашивая, верят-то хоть они в Бога. Все это - потенциальные революционеры. Во время советской власти все усугубилось. Последних христиан расстреляли, на воле остались дезориентированные в нравственном плане люди.
Толик13 апреля 2014, 08:44
НН
"Не надо уходить в историю, у меня муж профессиональный историк-архивист, волей-неволей и мне что-то переподает от его знаний, не на уровнее ВООБЩЕ, а по документам."
Это по документам?: "Почему верующие православные помещики и салтычихи так непотребно вели себя по отношению к своим же православным работникам, к братьям и сёстрам?"
Т.е., по документам большинство крестьян были недовольны "помещиками и салтычихами"?
Случай моих предков тогда выбивается из статистики - ничего плохого они не говорили о помещиках местных. А может потому и не поминали плохим словом "салтычих", потому что уже было с чем сравнивать - с новыми властями?
"Недовольные будут всегда, вопрос только в том, сколько их и чем недовольны люди." Т.е., судя по Вашим словам и "по документам" мои предки просто оказались в статистическом меньшинстве недовольных внутри подавляющего большинства довольных?

К12 апреля 2014, 22:07
Спасибо отец Сергий, мудро, и вообще редко кто так сейчас проповедует. Храни Господь!
В поддержку спрошу, тех кто спорит про СССР - что может быть лицемернее и порочнее "комсы"?
Статья про советское кино (не само советское кино) мне очень не понравилась. Кстати, еще больше не понравилась статья "осторожно свобода", возможно это одна и та же статья.
Однако показались сомнительными тезисы про иноверцев и "трудоголиков", не "гибнущих за металл", но трудяг.
Мне казалось, что если после жизни и земных трудов человека мир становится лучше, а люди счастливее, человек не богоборец, но например служащий Богу по вере предков, такой может быть спасен Христом. Отцы не исключают -"внешних да судит Бог".
И если человек не обладает даром молитвы (как Мария), но трудится Богу и ближним (как Марфа) - не потеряет награды своей ( хотя и меньшей).
Как быть скажем с татаркой, которая спасает больных детей десятками? Это ли не любовь! Она делает то же, что Господь часто делал при земном своем поприще. Это ли не повод, которого ищет Господь?
Если я не прав, то не понимаю почему. С праздником!
С уважением, Константин
НН11 апреля 2014, 23:08
Много можно написать, но пора и честь знать. Только вот ещё о кино: сын подсунул посмотреть "Прошу слова" - чисто советский фильм, женщина там совершенно не правильная с православной точки зрения... Смотрела на одном дыхании. И вот ведь незадача какая: на вопрос, пошла бы я с ней в разведку, отвечу не задумываясь -ДА! И молилась бы за неё.
Подводя итог, хочу сказать: для себя я сделала вывод, что для подавляющего БОЛЬШИНСТВА населения нашей страны КАК БЫ ПАСТЫРЕМ является власть. И она вольна проводить ту или другую линию... Недовольные будут всегда, вопрос только в том, сколько их и чем недовольны люди.
О. Сергий, прошу Вас ещё раз: ответьте мне с пастырской точки зрения. Не надо уходить в историю, у меня муж профессиональный историк-архивист, волей-неволей и мне что-то переподает от его знаний, не на уровнее ВООБЩЕ, а по документам. Простите меня.
HH11 апреля 2014, 23:04
Далее.
Итак, СССР, 60-80(конец)годы 20ого столетия, г. Москва.
Немного помню, когда сняли Хрущева: старшеклассники показывали учебники, где на портретах нарисован язык и рожки. И народное ликование.
Во времена Брежнева: учёба, турпоходы, театр, выставки... 1-ый раз сознательно пошла в храм в сентябре 1978 - заказать заочное отпевание, до того - записки, свечки, святая вода, куличи... Рядом храм Илии Обыденного. Начальник отдела не переносил колокольный звон, но на праздничные службы отпускал. Сделаешь работу - и иди, только спросит, какой праздник. На Пасху все угощались НЕосвящёнными куличами. В соседнем отделе работала пожилая сотрудница, верующая. Заранее делала план на праздничный день - и весь день просто сидела за столом - начальница её не отпускала. Потому что стервочка была! Познакомилась в храме с интересной дамой - 25лет отработала в Кремле с первыми лицами государства. Все знали, что верующая, звали КРЕМЛЁВСКОЙ БОГОМОЛКОЙ. Дочь Брежнева Галина с подругой святили куличи в храме Петра и Павла на Яузе, папа знал. На открытии Олимпиады-80 рядом с Политбюро стоял Святейший патриарх Пимен. Праздник 1000летия Крещения Руси отметили в Кремле, на государственном уровне, с размахом... Советский Фонд культуры возглавляли Р.М. Горбачёва, академик Д.Лихачёв и Митрополит Питирим (Нечаев). Кстати, много встреч было у владыки Питирима со студентами, военными, учёными. Это всё легко проверяется.
НН11 апреля 2014, 22:55
священник Сергий Бегиян:

..."Все 70 лет советской власти только и делали то, чтобы расшатать и уничтожить дореволюционную нравственность, которая тоже была уже не на высоте"...

Батюшка, благословите! Спасибо, что нашли время ответить.
Вы знаете, меня очень давно мучает вопрос: ну как же так?! Ведь до революции все граждане практически ПОГОЛОВНО были верующие... Ведь декабристов не комсомол и компартия воспитывали; в революции и гражданской войне с обеих сторон православные христиане участвовали, друг дружку только так молотили; почему довольно много архиереев приняли революцию "на ура"? Они что, были не православные и даже не верующие? Почему верующие православные помещики и салтычихи так непотребно вели себя по отношению к своим же православным работникам, к братьям и сёстрам? Из них же не советская власть мораль выбивала?
Пожалуйста, ответьте мне с ПАСТЫРСКОЙ точки зрения.
А вот совсем свежий пример. Ныне популярный профессор-историк и религиовед А.Б. Зубов и я являемся прихожанами одного храма, до недавнего времени он в этом храме активно алтарничал... А я имею счастье иногда исповедоваться у того же духовника, что и А.Б. Я не знаю, благословлялся ли профессор на написание своей скандальной статьи (даже можно оставить за скобками его профессионализм), но в любом случае - разделение на лицо. Профессор стал (прости меня,Господи за ярлык!) "либеральной совестью" определённого склада людей (и православных), куда я себя никогда относить не буду...
Толик11 апреля 2014, 17:41
священник Сергий Бегиян 2014-04-11 04:48
"...в течение 25 довоенных лет старательно истребляли лучших людей страны: интеллигенцию, духовенство, дворянство, офицеров."
Немного добавлю. В предложенном Вами перечислении не хватает (скажу за наших сельских предков, бабушек и дедушек) также лучших людей страны - крестьян. Их, трудяг, тоже покатали на штыках, как и тех, кого Вы перечислили. Их тоже "зачистили" не по детски - кто погиб..., кого выселили..., кто погиб на выселении, кому "повезло" - тот при коммуняках был вынужден ломать себя, либо уже в чужом городе, либо ломать себя в своей же деревне.
Простите, что влез в разговор.
священник Сергий Бегиян11 апреля 2014, 04:48
НН.
Я ведь тоже родом из советского времени. Оно было не подлое? В каком году и в каком городе?
Начолось советское время с крови и подлости, когда расстреляли царя-помазанника и уничтожили всю Императорскую фамилию. Потом, в течение 25 довоенных лет старательно истребляли лучших людей страны: интеллигенцию, духовенство, дворянство, офицеров. После войны продолжили разрушать то, что не успели разрушить до войны. Сносили церкви и сажали священников при Хрущеве. Потом ввели сухой закон и часть населения гнала самогон и продавала другой части. В 80-е годы взорвалась ЧАЭС, и правительсто суперподло скрыло все факты, допустив чтобы тысячи людей погибли и покалечились.
Все 70 лет советской власти только и делали то, чтобы расшатать и уничтожить дореволюционную нравственность, которая тоже была уже не на высоте. Результат этого сегодня - вокруг нас. Сегодняшняя распущенность и повсеместные гражданские браки и аборты - это не плод 90-х, а плод 80-х советских годов. Нравственность без Бога - мыльный пузырь. В 90-м году он лопнул, и народ пустился во вся тяжкая. Хорошие люди были всегда и во всех странах. И плохие тоже. Мои прихожане, бабушки, исповедывают мне иногда грехи своей молодости, и просто рассказывают о своей жизни. Поэтому, полноте, видимо, ВАША советская страна находится в некоем параллельном мире.
Толик10 апреля 2014, 20:13
Мне тоже нравится, как пишит Елена М, - "воспитывалось в людях лицемерие". Еще она правильно пишит, что ""не судите и не судимы будете"...". Она вообще всегда очень правильно пишит. Мне нравится.
Ирина10 апреля 2014, 19:32
Пока мы лиц не обрели, лиц человеческих, душевных
Как, можем мы к духовности придти?! И стать в ряду святых и верных?!

Сначала надо просто быть людьми, потом лишь только, шаг за шагом
К доступной святости идти, стремясь вперёд с Христовым "флагом"...(Сергий Новгородов).

Согласна с поэтом! Как не хватает нам элементарной человеческой нравственности!
НН10 апреля 2014, 18:32
Какая замечательная фотография! Если бы ещё платок на голову - портрет моей бабушки. О. Сергий, спаси Вас Господи за Ваши статьи - проповеди. Надо сказать, я не со всем соглашаюсь, что Вы декларируете, но всегда интересно читать.
В данном случае тоже. Я, как и ЕЛЕНА М., получила воспитание и образование в советское время. Мы ещё не раз вспомним о нём, этом непростом, но НЕ ПОДЛОМ времени. Сознаю, что, немного перефразируя поэта, была я плохой комсомолкой, а сейчас - ещё худшей христианкой. Мне кажется, Вы допустили бестактность, написав: "Какие принципы были у советского человека?Честность – но не искренность. Справедливость – но не милосердие..... но не воздержание. Скромность – но не смирение"... Навесили один ярлык на души миллионов людей? Неужели вот так, скопом, срузу во все души и заглянули?
Да, я одна из тех, кто может много чего рассказать. Но далеко не всё, и только тогда и тем, кто действительно болеет душой и переживает о состоянии современных православных граждан и кого это не соблазнит. Все недостатки, которые я с избытком видела, не отвратили меня ни от храма, ни тем более от Бога. Вы знаете, по-человечески очень хочется, чтобы все духовные дети одного духовного отца были его достойны (это я о земном), чтобы было на кого ровняться и у кого учиться... Очень многие не обязательно осуждают, а переживают и хотят изменить положение к лучшему... Именно потому, что мы братья и сестры и хотябы стараемся любить друг друга. Простите.
священник Сергий Бегиян10 апреля 2014, 17:22
Здравствуйте, Елена М. Давно вы не комментировали мои публикации. Рад вашему вниманию.
Советские фильмы я и сам очень люблю, показываю своим детям и комментирую. К сожалению, часто видна в них печать "линии партии". И я уже пришел к выводу, что в них отображены такие человеческие ценности, которые были выгодны правящей партии. Самопожертвование, любовь к труду, честность и проч. Поэтому в некоторых картинах есть и вовсе такие моменты, которые входят в противоречие с христианской моралью. Потому что духовные ценности и душевные не всегда совпадают. Посмотрите хотя бы на школьников из "Доживем до понедельника" (один из моих любимых фильмов), "4:1 в пользу Танечки", "Ключ без права передачи". Дети наглые, способные на хамство, грубость по отношению к старшим и т.д. В плане советской идеологии - они бунтари, почти революционеры. В христианском понимании - просто невоспитанные подростки. И такие парадоксы сплошь и рядом в советском кинематографе. Повторюсь: я люблю советское кино. Но любить - не значит идеализировать. Нужно смотреть ведь и неромантическими глазами, и уметь увидеть и понять, что несовершенно даже в любимой вещи. Наверное, я излишне резко высказал свою позицию, и этим задел чувства как ваши, так и других людей. Потому прощу прощения. Простите меня грешного!
Елена М10 апреля 2014, 14:04
"Честность – но не искренность. Справедливость – но не милосердие. Любовь к родине и женщине – но не любовь к человеку. Умеренность – но не воздержание. Скромность – но не смирение".- Да простит меня Господь и люди православные, но как-то резанула меня выше приведенная фраза. Так вот сразу всем дается вот такое резюме!Вроде как бы была попытка не воспитания в людях правильных установок, а воспитывалось в людях лицемерие.Но ведь по-христиански: "не судите и не судимы будете"...
Сергей10 апреля 2014, 03:32
Спаси, Господи, батюшка, за статью - о многом заставляет задуматься и заглянуть в себя. Вот только насчёт советского кино... Люди старшего поколения хотя и жили в официально атеистической стране, но сильна ещё была " прививка " православного дореволюционного воспитания. И вот, тема самопожертвования, любви к ближнему очень часто встречается в фильмах 40-х - 60-х годов, (правда, несколько своеобразно, по-советски наивно.) Особенно в фильмах про войну. Простите, если что-то не так понял. С уважением, Сергей.
Екатерина10 апреля 2014, 02:49
"Честность – но не искренность. Справедливость – но не милосердие. Любовь к родине и женщине – но не любовь к человеку. Умеренность – но не воздержание. Скромность – но не смирение". Как человек, вышедший из советской эпохи, я согласна только с последним. Нас учили быть и честными, и искренними, милосердными (безвозмездно трудиться, делать добрые дела, помогать людям - старикам, детям), видеть в лице противоположного пола прежде всего ЧЕЛОВЕКА, вести воздержанный образ жизни, ну а смирение - это очень сложно, мы все идем к нему всю свою жизнь. Я со всем этим уже будучи взрослой девушкой пришла в храм и крестилась. Нравственная программа была уже привита воспитанием в семье и школе. Сейчас я все время говорю себе - смирись, и многое получается. Но, анализируя прошлое, вижу, что вокруг меня было очень много смиренных людей в годы моего детства. Ничего не хочу сказать про православных людей, я и сама православная, но.... проблем много. Для меня очень страшно, когда православные живут не по-христиански и не понимают, как это губит их, ведь надо же работать над собой как-то, ведь Бог спросит. Вот я много лет в коллективе с одной православной женщиной, она делает много чего такого.... хочется верить, что не по своей воле, а потому что не понимает, но, с другой стороны, она всю жизнь практически с детства ходит в храм, должна отличать добро от зла. Дошло до того, что ее даже сняли с ответственной должности.
Михаил10 апреля 2014, 00:01
слова о "праведных иноверцах" принадлежат о Дмитрию Смирнову.Любит он укольнуть ныняшних православных.Думаю,это не осуждение.а вопдб вопиющего в пустыне.
священник Сергий Бегиян 9 апреля 2014, 22:35
Спаси Господи.
Ольга и Екатерина, вы совершенно правы.
Павел 9 апреля 2014, 20:36
Хорошая статья, помогай Господи о.Сергию.
Слова епископа студентам: "В наших опустевших деревнях, к дому каждой бабушки можно прибить табличку - "Здесь живёт святая"". Я периодически сталкиваюсь с такими бабушками и полностью согласен с этим мнением. Они ДЕСЯТКАМИ лет живут в таких условиях, которые мы в своём благополучии и не можем себе представить; не ропщут, трудятся, а если есть возможность - посещают и церковные службы. Эти "белые платочки" и являются сейчас на селе хранительницами нашей святой Православной веры. Спаси их Христос!
Алексей Анатольевич Марчук 9 апреля 2014, 18:32
Из диалога имевшему место между Авраамом и Богом можно сделать предположение что в каждом городе должно быть не меньше чем 10 праведников. (Раз уж до сих пор не льётся огонь и сера на нас).
OLGA 9 апреля 2014, 18:24
xoroshaja statґja. Neredko nositeljami takix ґґnastroenijґґ sluchajutsja sami svjashenniki. A narod s nih ,kak pod kapirku uchitґsja.I vihodit erunda.Potomuchto svjashenniki sluzhki BOGA ,a ne vmesto BOGA. A teh kto dejstvitelґno so XRISTOM,tot i starajetsja RADI XRISTA.No samoje uzhasnoe v tom,chto nikomu nidokogo net dela, esli net vigodi.I CHELOVEK SO VSEM SVOIM SKARBOM NUZHEN TOLґKO BOGU.Terpenie i trud vse peretrut.Spasi vseh GOSPODI.
Евгений, Украина 9 апреля 2014, 15:05
"Бесовская ложь подталкивает нас на сравнение такого немощного человека с образцом святости. Правда же Божия хочет, чтобы мы самого себя сравнивали с этим образцом, и тогда чужие грехи не будут вырастать в наших глазах до размеров небоскребов."
Спаси Вас Господь, отче , за Вашу тонкую проницательность!
Пишите , пишите и пишите!

Екатерина 9 апреля 2014, 14:52
Мне показалось, это ответ не столько на статью о советском кино (в ней откровенного восхваления советизма нет), сколько на комментарии читателей, там действительно что только не встретишь! Немощные осуждают немощных. Все мы таковы, так что не будем грустить, будем молиться за всех!
Ольга 9 апреля 2014, 12:52
Благодарю, отец Сергий. Это, как я понимаю, ответ на недавнюю статью с дифирамбами в адрес советского кино и советских безбожников.
Спасибо за христианский взгляд.
р.Б.Иулия 9 апреля 2014, 12:46
Спаси Вас Христос, батюшка, за такую дивную проповедь!
Алексей, раб Божий 9 апреля 2014, 12:14
Хорошая статья. Много для себя взял.
николай 9 апреля 2014, 11:41
Не согласен с тезисом,что мы не видим святых, такие люди есть на каждом приходе. Беда заключается в другом, в том, что не у всех открыты духовные очи, чтобы видеть.
Анна 9 апреля 2014, 11:37
Спаси Христос!
ТаняСем 9 апреля 2014, 11:17
Как вовремя эти слова-"Включать добрый помысел",ведь действительно сейчас сплошь и рядом ворчание и пышным цветом-осуждение,сама сколько раз в этом участвовала и проще нет самоутверждения,но...с недавних пор,читая православные статьи,замечаю,что устала я от этого-душа противится-и что самое главное увязаешь в этом,как в болоте и отсюда все страсти нападают и уныние,и отчаяние,и зависть,и гнев!А выход-то оказывается есть с Божьей помощью из этого состояния-потрудиться включать добрые помыслы,глядишь и мир преобразится в радугу!Буду подвизаться и просить Господа о помощи в этом труде,а пока...хоть одну добродетель да отыщу!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×