О советском кино и современном православии

Пересматривая старые советские фильмы, нередко удивляюсь многим героям: хотя и в безбожное время жили, а видятся как настоящие христиане. Без пяти минут православные. И даже многие коммунисты и атеисты – просто готовая форма для горячего, убежденного верующего. Поменять знак – и перед нами христианин первых времен, бессребреник, мученик, проповедник.

Кадр из фильма «Летят журавли» Кадр из фильма «Летят журавли»
    

Почему люди с «отрицательным знаком» более похожи на христиан, чем многие из нас, являющиеся прихожанами и церковными активистами на протяжении десятка-другого лет?

В героях советских фильмов и книг есть соль. Сегодня человек организует партсобрание, а завтра коснется его души Христос, и он положит партбилет на стол и умрет за Господа. Ему не сложно будет всё отдать Ему – он и раньше всё отдавал. Он положит душу свою за други своя – он и раньше ее полагал. Ему даже богатства не нужно будет раздавать – он ничего не нажил. Ему не привыкать делиться и ставить ближнего впереди себя, а общественное выше личного – он это делает с детства.

Очень тронул в свое время рассказ А. Платонова «На заре туманной юности» о девочке-сироте, которая выросла в общежитии, устроилась работать на железную дорогу и спасла множество жизней, чуть не погибнув. Красной нитью проходит в рассказе тема благодарности: благодарности за еду, за учебу, за жилье, за жизнь. Адресатом благодарности была советская власть, но я не сомневаюсь, что пройдут годы, и пожилая Ольга поймет, Кого на самом деле нужно благодарить. Мы жуем постные пряники и читаем утреннее и вечернее правило, а много ли среди нас благодарных?

Перед аварией она «прошептала: “Боже мой!” – как говорила когда-то ее покойная мать. Далее она не успела ничего подумать… Ольгу сжало в машине. Она почувствовала, как ей стало душно, как всю ее – без остатка, вместе с одеждой – вдавливает чужая сила в железное тело горячего котла…

Командир склонился к Ольге, лежавшей на диване в телеграфной комнате:

– Кого вы хотите увидеть? Мы сейчас вызовем. Может быть, родственников или друзей?

– Юшку, – сказала Ольга. – А больше никого не надо: пусть за меня все люди на свете живут…»

В развратном обществе личность разлагается. Безбожнику легче принять Христа, чем развращенному

Отец Димитрий Дудко, полжизни проведший в тюрьмах и гонениях за веру, был убежден, что коммунизм лучше капитализма: в коммунизме личность хотя и деформирована, но сохранна. А в развратном обществе личность разлагается. Безбожнику легче принять Христа, чем развращенному. Раньше в церковь не пускали комсомольские отряды. Теперь дорога открыта, но на пути к храму стоит ночной клуб, игровой автомат и всевозможные развлечения, и радио вещает очередную клевету на Церковь. Никто тебя за руку не схватит – сам смотри не сверни с дороги, не упади, не отвлекись. Дойди.

Под развращенностью понимаю не только грубые половые наслаждения, но и эгоизм, неумение сопереживать, делиться, отсутствие элементарных навыков – уж не говорю аскетики, но простого ограничения своих желаний, жизнь без излишеств и роскоши.

Мы, конечно, контролируем содержание мультфильмов и игр, которые смотрят и в которые играют наши дети, и не допустим в свой дом похабщину. А учим ли мы детей делиться? А ставить интересы семьи выше личных? Прививаем ли им уважение к старшим?

«Я этого достойна» – это разве не разврат? А последняя модель айфона, чтобы утереть нос одноклассникам, – это не культ ли гордости, наряду с самыми лучшими результатами в учебе? Я всегда трепетно относилась к школьным успехам – но любой ли ценой? Мы видели, какую цену заплатили люди за неумеренные личные амбиции московского школьника, застрелившего учителя. Вы можете себе представить, чтобы одноклассники Зои Космодемьянской подняли руку на человеческую жизнь?

Скучно быть хорошими дольше, чем два часа, – и вот уже дети меряются телефонами и сравнивают одежду…

Мы водим детей в церковь и твердим с ними молитвы – а внушаем ли им элементарные нормы человеческого поведения? Не раз слышу рассказы о воспитанниках воскресных школ, которые «отрываются» в паломнических поездках. Скучно быть хорошими дольше, чем два часа, – и вот уже дети меряются телефонами и сравнивают одежду, потом упражняются в острословии, переходящем в сквернословие. И дети победней, поскромней, посовестливей опять оказываются изгоями, только уже не среди крутых одноклассников, а среди прихожан своего храма.

Подруга поделилась своим шоком: дружественная верующая семья, мальчик благочестивой наружности, со взором, долу опущенным, пригласил ее девочку погулять, а потом девочка пришла домой зареванная и велела родителям не пускать его на порог. Выйдя из поля зрения родителей, юноша немедленно предложил, не теряя времени даром, пойти на свободную квартиру друга для приятного времяпрепровождения. Увидев шок в глазах девочки, миролюбиво добавил, что, если она против, он уговаривать ее не собирается, это всё на добровольных началах. А также не преминул удивиться, почему в ее зрелом возрасте шестнадцати лет таковое предложение ее шокирует. Засим, галантно расшаркавшись, наш герой удалился. Вероятно, в поисках более сговорчивых девочек. Расчет у него верный: ни тебе венерических заболеваний, ни корысти со стороны неиспорченных девчонок.

Чему мы учим детей: уступать слабым или лезть без очереди? Давая деньги на постный школьный обед, поощряем ли поделиться с одноклассником, забывшим бутерброд, или учим читать лекцию на тему «не надо забывать»? Просим ли уступать место в транспорте или подталкиваем чадо к свободному местечку?

Учим ли «ставить зарвавшуюся училку на место» или внушаем уважение к пожилому педагогу? А если первое, то стоит ли удивляться, если на место поставят и нас?

Фото: Геннадий Михеев Фото: Геннадий Михеев
    

Почему нередко советское оказывается ближе к христианству, чем современное православное?

Если в произведении нет ни таланта, ни души, гриф «православный» его не спасет

Почему радиосказки «Буратино» или «Доктор Айболит» в исполнении Н. Литвинова намного духовней и назидательней, чем жития святых в исполнении современной православной студии двух актеров? Если в произведении нет ни таланта, ни души, гриф «православный» его не спасет. И то, что «православные» радиопостановки пользовались большой популярностью среди православных семей, не делает чести нашему вкусу. Просто детям, выросшим в постсоветскую эпоху, не с чем сравнивать. Мой шестилетний сын, послушав незатейливое исполнение, попросил тихим смущенным голосом: «Пожалуйста, не включай больше. Мне стыдно слушать». И мои уши загорелись светофором за то, что купила и включила это детям. Значит, обойдутся без православных радиопостановок. Будем читать книги.

Не надо мне стихов и постановок, упрощенных детских молитв в рифму, из которых они вырастут.

А вот из таких фильмов, как «17 мгновений весны», «Девчата», «Летят журавли», «Сталкер», не вырастают. И теперь уже шестнадцатилетний сын, искушенный кинолюбитель, подсаживается к нам и смотрит вновь и вновь «Штирлица» и «Войну и мир», каждый раз удивляясь: «Надо же, какое качество! Нестареющая классика». Нестареющая, потому что там есть соль. Сделано с любовью, с талантом, с вдохновением.

Дело не в самой советской эпохе – я не склонна ее идеализировать, и перед глазами стоят приведенные отцом Димитрием примеры детей, изъятых из верующих семей, и девочки, лишившейся почки на нервной почве из-за травли за веру. Я всё это помню, но всё же не могу не заметить: первое и второе поколения безбожников, при умственном отрицании веры, были ею пропитаны насквозь, не успели еще ее по-настоящему отвергнуть, и многие идеалы советского общества были, в сущности, идеалами христианскими. И самопожертвование было нормой, и к семье отношение у коммунистов было намного серьезней, чем современное отношение даже воцерковленных людей. А сейчас, после почти столетия безбожия, нам так хочется усвоить веру православную, но одно дело – понять умом и сердцем, где Истина, и совсем другое – проникнуться ею совершенно. Не вошла она еще в плоть и кровь – вот в чем беда.

Если вам надо нанять няню, маляра или электрика, вы будете искать православного работника или порядочного человека и грамотного специалиста? Посетив несколько православных форумов, убедилась, что люди однозначно за порядочных специалистов. Вероисповедание роли не играет. Более того: даже и лучше, если не «ярый православный». А то нередко ультраправославные няни берут на себя неблагодарный труд перевоспитания родителей, а также отказываются выполнять свои обязанности в праздники и вообще как-то возбуждающе действуют на детей.

Раньше именно христиане славились как самые честные, работящие, надежные работники. В иных колхозах с удовольствием нанимали монахинь для сельхозработ: посеянное с молитвой и в неленостном труде и взойдет раньше, и урожай даст больше.

Отчего же сейчас такое противоречие: лучше работящий, чем верующий?

Отчего же сейчас такое противоречие: лучше работящий, чем верующий? Почему верующие больше не славятся как работящие? Наоборот, часто слышу: или ненадежный, или непрофессионал, или не любит напрягаться.

Прежде чем наносить на стену тонкий узор, нужно ее подготовить, оштукатурить, выровнять, нанести первый слой краски. Как хорошо будет смотреться узор на подготовленной основе! Так и себя и своих детей мы должны оштукатурить сначала и, прежде чем учить Божественному, научить хотя бы элементарному человеческому. А иначе есть большой риск, что тонкий узор слезет вместе с лохмотьями старых обоев неподготовленной стены.

Людмила Селенская

19 марта 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Осторожно, свобода! Осторожно, свобода!
Свящ. Димитрий Шишкин
Осторожно, свобода! Осторожно, свобода!
Священник Димитрий Шишкин
Понятие «свобода» стало той овечьей шкурой, под прикрытием которой в нашу жизнь проникают разномастные стаи хищных волков. И мы, боясь оскорбить «высокие» чувства либералов, смиренно идём под нож чужеродных клыков и когтей. Сами идём и детей ведём на заклание.
Священник в советском селе Священник в советском селе
Прот. Александр Шастин
Священник в советском селе Священник в советском селе
Протоиерей Александр Шастин
Насколько поражало знание службы! Если батюшка ошибется в чем-то, обязательно поправят. Вот прошло то время — и мы спохватились! Некоторые батюшки тогда даже обижались на это, а сейчас спохватились. Вот… раз! Сбился в службе, а спросить некого. А тогда батюшка мог любую стоящую рядом бабушку, молящуюся спросить: «так, что там дальше?» — и подскажут.
Соль самоотвержения Соль самоотвержения
Игумен Нектарий (Морозов)
Соль самоотвержения Соль самоотвержения
Игумен Нектарий (Морозов)
Сегодня часто приходится слышать рассуждения о том, возможно ли «комфортное христианство». Мнения высказываются самые различные — от твердого «нет» до уверенного «да». Но, кажется, уместнее, нежели полемизировать по этому поводу, напомнить: быть учеником Христа и при этом не идти за Ним, неся крест вольных подвигов и невольных скорбей, невозможно.
Комментарии
Емилиан16 сентября 2022, 21:40
Во-многом согласен. Но противопоставлять советское и современное я бы не стал - современное в России всё-таки следствие советского. Автор пишет - "...первое и второе поколения безбожников, при умственном отрицании веры, были ею пропитаны насквозь, не успели еще ее по-настоящему отвергнуть..." - сами не успели, а своим детям уже ничего не передали. И все лучшее, что нашлось в советской культуре - это ещё не растраченное наследие христианской православной культуры, а также лучшего, что было в традиционных культурах народов СССР. Без основания веры вся эта культура оказалась нежизнеспособна.
Д.Н.29 октября 2021, 22:55
7 лет прошло, а как будто сегодня написано. Вопрос автора "Чему мы учим детей?" ещё острее направлен воскресным школам сегодня, когда обнародован УМК за авторством д. Ильи Кокина...
Антон23 апреля 2020, 14:30
Я не сторонник коммунизма и знаю, что советские фильмы приукрашивали реальность.Но я согласен, что в СССР в двух-трех поколениях сохранялось моральное наследие христианства. Благодаря ему и были достигнуты все советские победы. Но крепкий фундамент веры был из-под этого наследия вынут. Поэтому в послевоенных поколениях началось быстрое моральное разложение. А современный уклад жизни способствует дальнейшей деградации. Вот никак и не вылезем из трясины, ведь златой телец у нас почитается с больши усердием, чем истинный Бог.
Николай15 ноября 2018, 18:33
Сергей Ш.21 марта 2014, 15:31
Сергей, я полностью поддерживаю вас. Аналогично случилось со мной, когда прочитал её. Захотелось осудить многих людей
М.В. Назаров26 мая 2018, 09:26
Не следует забывать и то, что в СССР кино руководствовалось принципом социалистического реализма: желаемое выдавать за действительное. В сущности мы видим в советских фильмах не настоящую жизнь, а приукрашенную, которая выгодно отличается от современных нравов джунглей. Этим советские фильмы и нравятся людям, у нас есть и ностальгия по юным годам, когда мы искренне дружили, ценили верность и честность, стремились к знаниям, еще не сознавая лжи господствующей идеологии. Однако православным неуместно противопоставлять современной лжи и духовному неблагополучию - советскую ложь только на том основании, что это она искренняя, играется хорошими актерами и все кино сделано талантливыми мастерами.
М.В. Назаров26 мая 2018, 09:24
Нет времени читать комментарии. Надеюсь все же кто-то возразил автору, что жертвенность и горячая вера сами по себе не спасительны, если они не направлены на служение Богу. В СССР твердили, что "Бога нет", и давали лагерные сроки за тиражирование Евангелия, при этом все хорошие качества людей поощрялись для служения безбожной идеологии (пример: почитание Павлика Морозова). "Поменять знак" такой горячности нелегко: горячий Савл "поменял знак" лишь с помощью Бога, Который ему Сам открылся. В СССР это иногда тоже бывало, но с подавляющим большинством людей этого не происходило: ни с палачами, ни с их жертвами.
Не следует забывать и то, что в СССР кино руководствовалось принципом социалистическ
Галина23 февраля 2017, 11:28
СПАСИБО.
Прекрасная статья. "Не в бровь а в глаз." Все правильно, все так и есть.
Павел13 декабря 2015, 05:44
Глубоко неверная и абсурдная статья. И жаль, что так мало прозвучало здравых голосов, ее критикующих.

1."Вы хотите православного или хорошего специалиста?" - пафосно вопрошает автор. И говорит очевидную вещь: конечно, мы предпочтем хорошего специалиста.

Но позвольте, а какая связь между этими совершенно разными понятиями? Зачем же так насиловать логику и издеваться над здравым смыслом? Это все равно, что спросить у больного: "Вы хотите негра или хорошего хирурга?" или у пассажира: "Вам нужен хороший шофер или либерал-демократ?". Конечно, это глупость, ведь понятия совершенно разные, они не тождественны и не взаимоисключающи. Неужто православный не может быть хорошим специалистом? А атеист, иудей или мусульманин - лодырем и дилетантом? Да сколько угодно! Мало ли вообще как себя человек называет - важно то, как он живет.

2. Нельзя об СССР делать заключения на основе позднесоветских художественных фильмов. Да еще и избирательно взятых! Агитка и назидательный образ - это не реальная жизнь.Помню,в детстве меня всегда удивляло, когда я смотрел советские фильмы, что в кино даже простые дяденьки и работяги выражаются без мата.Я даже спросил родителей, отчего в действительности все матерятся, а в кино нет...

3. Тут много говорилось о том, какие нынче люди скверные, а православные - вообще негодяи. Не то, что, мол, в СССР, особенно ленинско-сталинской поры.

У автора свои субъективные переживания, а у меня - 45-летнего дядьки - свои. Ну и что? Нельзя субъективное выдавать за объективные факты.

А факты-то говорят о другом! Поздний СССР - это двуличие и аморальность, разъедавшие общество. Задокументированы и подпольные миллионеры, и коррупция, вплоть до Политбюро.И приписки, и отвратительная трудовая дисциплина, и повальное пьянство, и цинизм,и блат, и половая распущенность (вспомните тонны рассказов про командировочные и курортные романы). И т.д.

Но были ли такими "христианскими подвижниками" атеисты эпохи раннего СССР?

А кто же тогда стучал и расстреливал? Миллионы, миллионы таких были. И оговаривали, расстреливали и сажали миллионы своих же соотечественников.

Бессребреники, говорите? Ну, да. В стране-то нищета была. Все в этой нищете были равны. Потому, что стоило чуток прибарахлится, как за тобой приходили конфискаторы...

Я не хочу сказать, что не было праведников и героев в СССР. Были. Иначе и нашей страны тогда не было бы уже. Те же фронтовики - и мой дед погиб за родину в 42-м.

Есть праведники и сейчас, среди нас всех, и среди верующих. И немало их.
Илья30 апреля 2015, 11:42
Неужели же образы из лживых советских агиток для кого-то более являют "христианство", чем живые люди, наши ближние, братья и сестры? Неужели мы будем судить тех, с кем причащаемся из одной Чаши, что вот-де, не такие они "профессиональные", как нам хотелось бы, и маловато готовы к "самопожертвованию"?

Вот как дойдет дело до такой необходимости - тогда мы и посмотрим, и много интересного узнаем и о других, и прежде всего - о самих себе. И в помощь тогда нам будут не Штирлиц с Буратино - а святые Новомученики.
надежда 1 июля 2014, 07:49
Дорогая Людмила!
Постоянно читаю православие.ру и,когда первый раз прочитала Вашу статью,сразу почувствовала, что я тоже так думаю.Вы сказали всё,что надо сказать сейчас, в наше "православное" время. Как и Вы, не могу часто не могу слушать некоторые "сюсюканья" на эти темы: чувствую фальш и неискренность. Есть просто хорошая литература, искусство и не-литература и не-искусство.Будем осторожны в выборе с Помощью Божией. Ещё раз -спасибо.
Екатерина 1 мая 2014, 09:16
Спасибо автору статьи. Вы выразили мои мысли. Собрали их,что называется,в одно целое.Когда-то мой отец сказал, что "моральный кодекс строителя коммунизма" точно списан с 10 Заповедей.Он был коммунистом, теперь стал верующим человеком.
Василий Н.28 апреля 2014, 10:43
Уважаемый Макаров, я бы не ставил Петра I в один ряд с Гайдаром и Чубайсом.
марбекет17 апреля 2014, 12:14
Статья понравилась, созвучна моему восприятию происходящего. Видимо мы с Вами ровестницы, детство - юность которых выпали на советский период.На одной из воскресных проповедей батюшка сказал такие слова:"Православный должен брать на себя самую тяжелую работу, не возмущаться, что его заставляют делать что - то сложное, трудное, т.к. он должен носиь тяготы других людей."
А "приспособленцы" были и будут всегда. В свое время они приспосабливались к советской власти, сейчас приспособились к православию.Тяготы они нести не хотят, а соблюдают только внешние каноны, не упуская возможность получить какую - либо выгоду. Но мне их искренне жаль, как то не по настоящему им жить приходится, в пол -силы.
Вам, Людмила, дальнейших творческих успехов!
Лидия. г. Воронеж27 марта 2014, 10:16
Дорогая Людмила! Вы ясно и просто выразили мысли и состояние души моей семьи, моих близких и друзей! Как часто мы говорим об этом. Очень хочется, чтобы такие люди, как Вы, создавали телевизионные передачи о воспитании детей, о семейных отношениях, об отношениях людей между собой и т.д. на центральных каналах.
К сожалению не многие из наших соотечественников читают православные сайты, а телевизор включить проще.
Большое Вам спасибо. Ждем от Вас новых творческих работ!
А Вашу статью я распечатаю для своих друзей.
Оксана Оксана27 марта 2014, 08:29
Очень актуальная статья! Практически ППКС. Раньше, как только пришла в храм и начала воцерковляться, думала, что православный - это как знак качества: добрый, честный, терпели вый, милосердный, мудрый. А сейчас жизнь через определенные обстоятельства показала, что и "православные" бывают разными, и подставить могут, да так, что мама не горюй. Как в Ветхом завете, "с премудрыми мудр будеши". Поэтому сейчас стараюсь ни на кого ярлыки не вешать, лучше смотреть на порядочность, человеческие качества и не "очаровываться" православием, дабы не разочаровываться. Есть люди, может, и не шибко православные, но профессионалы в своем деле, и без подстав. С ними можно иметь дело. А вообще - никто ни от чего не застрахован: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" (Ин 16:33). Также и мне рассказывали разные истории про православных, поэтому сейчас время такое: "Включай голову" и помни, что "Всяк человек ложь" (Пс, 112, 2).
Татьяна25 марта 2014, 16:38
После прочтения статьи сразу пришло на ум высказывание Осипова А.И.: «Хотите, чтобы дети были ангелочками, не будьте сами дьяволочками».
А еще вспомнилась книга Николай Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937), где говорится, что коммунизм сам хочет быть религией, идущей на смену христианству, он претендует ответить на религиозные запросы человеческой души, дать смысл жизни. Лучший тип коммуниста - человек, целиком захваченный служению идее, способный на огромные жертвы и на бескорыстный энтузиазм, что возможно только вследствие христианского воспитания человеческих душ. Результаты этого христианского влияния на человеческие души остаются и тогда, когда люди отказались от христианства и даже стали его врагами. Если допустить, что антирелигиозная пропаганда окончательно истребит следы христианства в душах русских людей, то осуществление коммунизма сделается невозможным, ибо никто не пожелает нести жертвы, никто не будет уже понимать жизни, как служение сверхличной цели, и окончательно победит тип шкурника, думающего только о своих интересах. Коммунизм по своей идее хотел бы осуществить не только справедливость, но и братство в человеческих отношениях, а для этого нужно действие глубинных духовных сил...
Александр23 марта 2014, 17:18
Вы еще не видели рекламный ролик, где молодой человек, заметив грязь на машине, берет щенка и им вытирает грязь.
Юлия23 марта 2014, 16:48
Когда я училась в школе, учителя говорили нам, что у русского человека душа загадочная, что русский человек – это особенный человек и в чем его разгадка никто не знает. Только теперь я понимаю, что дело в православной вере, в дореволюционной закваске наших дедушек и бабушек, что никакие революционные бури не могут этого уничтожить (трудолюбие, терпение и смирение). Но сегодня у нашей молодежи никакой закваски нет, и какие сюрпризы они преподнесут нам через 20 лет неизвестно.
Макаров23 марта 2014, 16:12
Всё очень просто. В песне Александра Дольского "Уважаемая совесть" есть очень мудрая строка "совесть -- это, кажется, душа" . В СССР не говорили о душе, но жили ПО СОВЕСТИ. Сейчас кругом только и слышно речей о ДУХОВНОСТИ, но при этом совесть в людях убывает. Сейчас везде говорят, как несовместима была жизнь верующих с идеологией воинствующего атеизма в СССР. Но нигде не слышно рассуждений, что жизнь по совести в современной России так же несовместима с капиталистическим лозунгом "Жадность -- это хорошо! ".
И я бы не стал делить советские поколения на те, у кого "сохранилось" или "не сохранилось" духовное воспитание. Люди жили по совести до самого распада СССР. Просто так у нас, у русских, принято. А потом им объяснили, что по совести живут одни "лузеры" и "дауны". Сейчас на россиян усиленно напяливают западный кафтан, как при Петре Первом. СтОит ли удивляться, что главная линия перелома -- это менталитет народа? И как этот перелом срастётся -- одному Богу известно. Но очень характерно, что ВСЕМ реформаторам России -- Петру Первому, Ленину, Гайдарочубайсу с "чикагскими мальчиками" --всегда мешал именно русский народ. Не везёт нашим реформаторам с народом, не вписываемся мы в ИХ методички. Недаром в английском языке даже нет эквивалента понятию "СОВЕСТЬ". Переживут ли русские развод с совестью? Или переживут, но превратятся в жалкую копию немца?
Людмила22 марта 2014, 19:00
В последнее время всё больше появляется подобных статей. Действительно, пора нам серьёзно задуматься. Каждому над собой...
Evelina22 марта 2014, 15:53
Pervaya polovina statii ponravilas - da, mnogie sovetskie printsipi bili hristianskimi, ya toje zametila. Vtoraya polovina statii - strannaya. Chto za vopros: "Vi hotite horoshego spetsialista ili pravoslavnogo?" Eto chto - antonimi????!!! Konechno, lyuboi chelovek hochet horoshego vracha, santehnika i pr. Vera tut ne pri chem. I vibor horoshego spetsialista ne oznachaet chto pravoslavnii spetsialist huje bezbozhnika. Prosto nelogichno vse s seredini statii i za ushi prityanuto. Avtor setuet, po suti, pochemu pravoslavnie ostayutsa ludmi s ih nedostatkami, a ne yavlyayutsa angelami...
Роман21 марта 2014, 22:48
Спасибо, очень понравилось.
Наталья Сальникова21 марта 2014, 21:53
Хотя заголовок о кино, на самом деле больше о сравнении людей советской поры и нынешних православных. К сожалению, сравнение не в пользу современности и это удручает, так как становится навязчивым.Срочно требуется вдохновение, воодушевление, поддержка!
Ирина Комкова21 марта 2014, 21:02
Спасибо большое за честный разговор в статье,уважаемая Людмила!
Сергей Ш.21 марта 2014, 15:31
Прочитал статью, а после комментарии и задумался - что то не то, а потом словно осенило - тянет "осудить". Причем осудить, не только так называемых "неправильно живущих православных сегодня", но в целом воспитание и жизнь в Церкви и в обществе вообще. Мне кажется, нельзя или очень взвешено и осторожно, надо писать такие статьи, которые разделяют на "правильных" и "неправильных" православных, атеистов, живущих сегодня или в другое время. Именно так и происходили расколы в Церкви и обществе. Даже читая комментарии, понимаешь, что люди верующие (которых тут читающих, точно большинство) невольно разделяются на два лагеря: "за" и "против".
Путь к исправлению у каждого свой (но разумеется, через посильное исполнение Христовых заповедей). И поэтому сталкиваясь сегодня с человеком, мы не знаем, какой он будет завтра или через год, более впавший в согрешения, или приближающийся к Богу, не будем навешивать ярлыки и оценивать. И пусть знает каждый, то место, та эпоха, то общество и то окружение, это и есть та обстановка, наиболее благоприятная для спасения этого человека и так устроил сам Промыслитель, желающий нам только добра. И поэтому, давайте не будем думать, в какие времена были люди лучше или хуже, или в каком месте, или социальном статусе или вере, а подумаем, как нам самим жить угождая Богу сегодня, и молит Его, что нам открылось как именно.
Простите, если выразился не ясно, или кого обидел.
Мир всем, да спасёт нас всех Господь.
anna zueva21 марта 2014, 15:09
Спасибо за статью. Автор вовсе не идеализирует Советский Союз. Автору удалось обозначить чудовищную правду: за более двадцати лет жизни вне советского сознания и уклада в обществе так и не удалось выработать нравственных идеалов, достойных того, чтобы по ним воспитывать детей, пригодных для воплощения в кино, песнях, мультфильмах и книгах. Поэтому и смотрят наши дети старые мультики и фильмы. Да и для меня лично старый фильм как чистая вода, незамутнённая мусором. По крайней мере, глядя советские мультики и фильмы, я спокойна, потому что знаю, что никакой непристойности или гадости не произойдёт. Ещё раз спасибо.
Дмитрий21 марта 2014, 09:14
Отличная статья.
Все так и есть. И про сказки и про фильмы (не все естественно!)
Из моего ближнего круга условно Православных ходящих в Храм людей менее половины по нормальному трудятся.
Наталия К.21 марта 2014, 08:43
На мой взгляд статья написана не о коммунизме, а о том, что в настоящее время церковь не имеет достаточно ощутимого влияния на воспитание в современном человеке нравственности и чистоты души. Сравните какое значение имела церковь в нашей стране в дореволюционное время, а какое сейчас.
Да, церковь у нас только начинает возраждаться. Но тихо, малозаметно и пассивно.Моя знакомая православный педагог ведет духовно-нравственное воспитание в детском саду. Долго обсуждался этот вопрос. Наконец, решили провести анкетирование среди родителей детей: а стоит ли? В итоге большинством голосов решили - стоит. Вдумайтесь - анкетирование, "а стоит ли".Мы еще сомневаемся а надо ли это нашим детям.Безусловно надо, и д-н воспитание должно быть превыше всего прочего в воспитании детей.С детей нужно начинать или с родителей? А ведь если родители невоспитаны, то что они могут дать детям? Это о д-н воспитании. А о том как пассивно оно внедряется это уже большая проблема.
В пропаганде разврата и дезориентации человечества задействованы большие ресурсы. За этим стоит мощная система. Не буду заострять внимание, все об этом знают.
А для пропаганды д-н воспитания тоже нужны ресурсы? Да. Но их недостаточно. Нужно искать другие пути. А еще нужна сила, не физическая, а духовная.
Зачем ругаться и критиковать статью? Есть критика, значит есть проблема, значит нужно прислушиваться. Значит нужно что-то делать. А кричать и браниться не по-христиански (комментаторам)
Eduard Shpak21 марта 2014, 00:16
Дорогие братья и сестры!
Возможно то, что я скажу не всем понравиться. Заранее прошу прощения. Моё детство пришлось на "золотой век социализм". Я не видел ни репрессий, ни террора. Но я хорошо помню социалистические очереди, которые были везде. И для меня советский период главным образом ассоциируется с очередями. И я не понимаю этой ностальгии по советским временам. Советские люди небыли ближе ко Христу. Не но до себя обманывать. Не надо приписывать свойства свойства киношных образов реальным людям.
Мы живём в совершенно чудесное время. Прямо сейчас происходить возрождение Православия. У меня во дворе построили храм. И я могу ходить туда не боясь гонений и преследований. Разве это не счастье. Наш приход маленький но главные иконы в золоте - нашлись богатые благо деятели не пожалевшие денег. В советский период такого и представить было нельзя.
Ещё хочу сказать несколько слов в защиту капитализма. Деньги люди всегда любили. И при социализме тоже. Просто в социалистические времена тратить их было особо не на что. Вот автору и кажется что люди были безкорыстнее чем сейчас. Легко притвориться безкорыстным когда ты беден. При капитализма искушений больше - это правда. Но и возможностей сделать балаго ближнему тоже больше. Особенно если много зарабатываешь.
А что касается советских людей, так для меня типичный советский человек - это Березовский. Большие деньги раскрывают сущность человека. "Березовских" без денег в России полно. И все они родились и выросли при социализме.
Татьяна20 марта 2014, 23:09
Судя по некоторым комментам, не всем статья понравилась...И это факт. Я даже не сомневалась, что будут такие отзывы, про духов злобы поднебесной...
У меня был такой опыт в самом начале воцерковления, когда люди некоторые меня просто шокировали, и они не первый год в церкви были. Особенно сразил один М., который работал в правгимназии, даже не работал,а так, как говорится, подвизался при храме. Так он орал на меня (филолога, педагога гимназии), что читать нужно только Иоанна Златоустого, а Пушкина и пр. - в печку. Потом узнала, что он болящий. Но в отношении денег он был очень здрав, то есть не упускал случая, так сказать подзаработать. Уходил с прихода громко со скандалом: сорвал даже лампаду в алтаре и унес с собой (мол, моя)...Его супруга (учит.нач.классов) сорвала с батюшки 28 т.р за то, что якобы он якобы ее трудовую потерял...Писала на него доносы. Гимназию собирали потом по кусочкам. Батюшка позвал работать людей из хорошей крепкой школы, не слишком воцерковленных, но знающих толк в деле.
Спасибо автору за честную статью. Такие теперь - редкость. Все больше хвалим себя...
Сергей20 марта 2014, 21:11
Людмиле, автору статьи.
Ваши размышления пропитаны унынием и от того его дух передался многим.
Если Вы читали произведения наших классиков 19 века (когда Россия была православной), или воспоминания о том, что творилось после 17-го и до 41 ода, и попросите рассказать о жизни в 50-80 годы, думаю, увидите – то, что вас огорчает, было всегда.
Ни чего не меняется.
Надо следить за собой, а не за окружающими.
Им может помочь, только Бог, если они сами этого захотят.
Ваши размышления навряд ли им помогут.
А вот многих прочитавших, судя по отзывам, статья расстроила.
Надежда Лунина20 марта 2014, 20:37
Важно осознавать, что сегодняшние православные - это как раз бывшие советские. Наши сегодняшние стремления к расслабленной жизни имеют корни в той самой "высокой" советской нравственности без Бога.

На мой взгляд, в статье поднят важный вопрос о низком уровне современной культуры. Тошно становится, когда читаешь жуткие стихи на православные темы, еще хуже становится от того когда эти стихи начинают петь под гитару. Пугает, что все это ходят слушать русские люди. У нас же Пушкин, Достоевский, Чайковский. Как мы можем терпеть весь этот православный шансон?
Виктор Дрянцов20 марта 2014, 19:30
Потрясающая статья. Спасибо, Людмила!
священник Александр20 марта 2014, 17:24
Мир Вам, дорогие отцы, братья и сестры !
Очень важный момент о самопожертвовании. Советские люди в большинстве своем были носителями определенной идеи. Идеи построения общества справедливости, некоего "царства правды" на земле. Ради достежения цели очень многие, кстати воспитанные в контексте этой идеи, были готовы пожертвовать всем, даже собственной жизнью. Идея построения этого "царства" заимствованна большевиками из... Евангелия.Вместо Богочеловека Христа, поместили человекобога- Ленина, убрали чудеса, но оставили нравственность. За тысячелетие православие вошло в "плоть и кровь" народа, стало его душой. Особо верующих просто уничтожили, а новые поколения подмены уже не замечали. Так появился особый вид нравственности-советский, и особый род веры-атеизм...
Человек без большой " вселенской" идеи теряет человечность. " Много званных, мало избранных", от многих ходящих в Церковь ускользает главная цель-идея бытия христианина. Соедениться с Богом, все остальное лишь средства. Приблизиться к Богу можно только через врата покаяния, покаяние подобно самоуничтожению. Как может самоуничижиться человек в обществе, идея которого успешность любой ценой? Даже ценой предательства....
Adrian20 марта 2014, 15:28
Спасибо за статью. Интересные мысли.
Екатерина20 марта 2014, 14:44
По ссылке размышления о. Артемия Владимирова о советской власти, видео на 2 минуты, я думаю примерно это и хотела сказать своей статьей Людмила.
http://tv-soyuz.ru/vopros-otvet/zhiteyskie-voprosy/grehovno-li-uvazhitelno-otnositsya-k-sovetskoy-vlasti
Екатерина20 марта 2014, 13:38
Cогласна с Мариной.Мне кажется, что автор и хотела показать, что в советское время воспитывали, прививали любовь,жертвенность,терпение, уважение,патриотизм,да это христианские ценности, но они присутствовали в советской жизни.В литературе, в кино. Теперь это никто не проповедует кроме Церкви. А в церкви мы верющие(мы так себя гордо считаем)мы слышим,к чему нас Церковь призывает? Посмотрим на себя со стороны, в Церкви, за оградой Церкви, в семье.Вот на это и хотела автор обратить наше внимание. Так мне кажеться. Простите.
Василий Н.20 марта 2014, 12:12
Большое спасибо за статью!
Екатерина20 марта 2014, 11:38
Работая в православной организации, полностью согласна с автором. Все чаще приходят мысли аналогичные, высказанным в комментариях Ivanov Vano. К сожалению...
Вениамин 20 марта 2014, 09:46
"Безбожнику легче принять Христа, чем развращенному". - Безбожник и развращенный - это не противоположности. Безбожник может и чаще всего и бывает развращенным. Наверно, надо было сказать "атеисту-идеалисту" вместо "безбожнику". Это естественно. И Апостол Павел был ярым антихристианином. Любому идеалисту легче принять идеальное учение, чем материалисту, любителю земных благ.
Мария20 марта 2014, 00:26
Согласна с комментарием Ольги о том, что если прививаются только ценности, а не вера во Христа, все в конце-концов рассыпается, и что все хорошее в Советском Союзе держалось именно на остатках христианской веры и культуры, которую не удалось уничтожить революционерам. Еще в советское время много было христиан, которые никому не показывали, что они христиане. А сейчас происходит обратное: те нехристиане - простите за грубую оценку - которые создали России репутацию коррупции, "хамящих продавщиц", "толкающихся тетенек", да "пьяных мужиков" - вдруг начали "воцерковляться" (по самым разным причинам), и вносят в Церковь свою совсем нехристианскую "культуру".
Мне часто люди говорят - как хорошо было в Советском Союзе - бесплатное образование, квартиры, и т.д. Но это был обычный расчет государства - образуй человека и пусть почти бесплатно работает.
Но в Церкви тоже искушание полно - я пою на клиросе уже несколько лет, и в прошлом году поехала в другой приход, где меня одна пожилая женщина на клиросе начала учить "не ломай крест!". Ну прямо как в слухах "о бабушках". Моя мама в первый раз в Церкви наткнулась на то же самое, и сестра двоюродная - "про джинсы". Но Христос сказал, что врата адовы Церковь не одолеют, поэтому будем спасаться сами, и если Бог даст, и кому-то поможем спастись - сильнейшее побеждает слабейшее в духовной жизни, потому надо начинать с себя
Людмила20 марта 2014, 00:03
Статья расстроила. Девушка, видно, родилась глубоко в 80-тые. Фильмы в детстве смотрела советские. Коммунизм и ярые коммунисты ненавидели верующих гноили их в тюрьмах и ссылках, рядовые коммунисты ради захвата комнаты в коммуналке доносили на ни в чем не повинных людей. Простой человек жил в страхе. Но и высокопоставленные чиновники(вспомните расстрельные списки Сталина) боялись только за свои места. Идеологические пропагандистские фильмы - это еще не правда жизни при коммунизме. Люди то в большинстве своем все те же. Тогда, где они эти альтруисты, работящие. Мы все какие были, такими и остались. Страх потеряли - это да. Идеализировать то, что сам автор не видел, нельзя! Грустно читать такие статьи на таком сайте. А советские фильмы сама пересматриваю, но не все. Только классику.
НН19 марта 2014, 23:52
Ольга, Вы сердитесь... Простите. Я прочитала то, что написано... Возможно, что Вы хотели сказать что-то другое...
Но когда Вы пишите "что только благодать Божья, подаваемая верующему, молящемуся человеку может сохранить в нем образ Божий", - то даже моей нездоровой фантазии хватает понять это так, как написано...
"Каждый пишет, как он слышит"... Простите. Ни коим образом обидеть Вас не хотела.
Л.Г.19 марта 2014, 23:39
Согласна с автором.
Примеров цинизма, неблагодарности и непригляднейших поступков детей из "благочестивых семей" хватает.
Благодарю Бога за тех бабушек (и дедушек), которые смогли сберечь свою честь.
Jana W.19 марта 2014, 23:17
Понравились комменты Ольги (2014-03-19 14:28) и Анны (2014-03-19 16:52). За что я им очень благодарна. Статья очень своевременная: в ней четко обозначена современная тенденция идеализации советского прошлого и, c др. стороны, обвинения православных в крахе морали. Интересно, из кого только эти новые православные (такие же советские люди, как и остальные), и у кого им учиться. РАбота по разрушению Церкви велась уже давно, кстати, еще до революции. Православное духовенство и паства подвергались репрессиям во все времена безбожной власти, так кто же мог воспитать новые поколения. Конечно, недопустимо и очернение всего, что было в Советском Союзе. Особенно недопустимы нападки на фронтовиков, оскорбления трудовых, чистых людей (отдельная тема) Сама же идея антихристианской, безбожной власти- адская.
Лиза19 марта 2014, 22:11
Господь долготерпелив и многомилостив, а также "трости надломленой не переломит". Поэтому обсуждать и осуждать теперешних и прежних людей- дело лукавое. Была идеология, идол, который имел положительные черты, кроме отрицательных. А теперь тоже есть идеология негласная - это деньги.этот идол не имеет положительных черт вообще. Вот главный враг человека на сегодня. Бороться с ним трудно как для меня лично так, видимо, и для государства в целом ( иначе президент уже бы боролся успешно), но как- то надо. У многих кое-что получается в этом смысле, значит смотреть на них, как на жизненный пример. Это благожертвователи, нестяжатели, делящиеся, не загребающие себе, когда бы могли, скромные люди, не выпячивающее себя ничем(причем как нарочитой убогостью, так и показной помощью). Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Через таких людей еще идет Вера, передается, что Бог есть и есть люди Божьи.
Ivanov Vano19 марта 2014, 22:08
Мои 24 года пребывания в РПЦ привели меня к парадоксальному выводу. Я хочу быть подальше от всего того, что не касается богослужения.
Особенно меня шокировали дети моих знакомых, которые 7 лет пели на клиросе. СЕМЬ лет! А результат? Я даже не хочу озвучивать его. Дай Бог, чтобы что-то изменилось в их жизни.
Поэтому, статья мне понравилась. А посмертная участь некрещенных - это тайна Божия.
НН19 марта 2014, 21:34
СЕРГИЙ
..."Лучше быть с православными, чем с иными".

Сергий, как же хочется согласиться с этим. Но мне довелось (Господь дал!) долгое время трудиться в "церковной структуре" и отвечать не только за себя, но и за работу других людей... Сначала мы принимали на работу только верующих, но через пол-года от этой затеи, увы, пришлось отказаться...Я не склонна обобщать, но как-то так получалось, что положиться мало на кого было можно... Например, в трапезную транслировалась служба, что очень хорошо, да только во время готовки некоторые клали земные поклоны и столбом стояли, когда читалось Евангелие. Похвально. Но уместно ли? - на плите в это время каша подгорала! Трансляцию пришлось прекратить. Сорвать срок сдачи объекта - да зАпросто! ВСЕМ медсёстрам в Пасхальную ночь на службу, простите, "слинять" - да ничего не стоит! Пусть другие подежурят, а у нас - Праздник... Накануне праздника в цветочный магазин заявиться и ТАК просить цветы пожертвовать, что директор потом приказал сотрудникам даже за деньги ничего не продавть этим ретивым... христианкам.
Конечно, не стоит забывать, что плохое всегда в глаза бросается, а хорошее воспринимается, как должное... И с христиан спрос всегда больше, так как и дано больше. Статья, на мой взгляд, правильная, и не обличительная, а с болью написана. Тут есть над чем подумать...Простите.
Виталий19 марта 2014, 21:29
Спасибо за статью! Очень правильно,как я чувствую, автор статьи передает положение, которое происходит в обществе, в православном сугубо. Часто, не имея духовного фундамента, наше воцерковление проходит в смешении и с остатком советской идеологии, и с нынешним миром потребления, что отделить пшеницу от плевел бывает трудно. И тогда мы бросаемся, кто в зилотство, кто в православный туризм, кто в православный бизнес и т.д. А как же вера, любовь к ближнему, самопожертвование, не осуждение, милосердие? Помоги всем Бог нести крест свой и следовать за Христом. И еще, дорогие братья и сестры, удерживайте себя от осуждения или обвинения авторов статей, идет пост. Простите.
Ольга19 марта 2014, 21:08
То Н.Н
Полет вашей нездоровой фантазии меня ошарашил. Не надо мне ее приписывать.
Я нигде не написала, что мир не должен жить по мирским законам, что законы должны быть безнравствены, а народ должен смотреть чернуху и порнуху.
Речь шла о том, что только благодать Божья, подаваемая верующему, молящемуся человеку может сохранить в нем образ Божий.
Нина19 марта 2014, 20:17
С очень многим согласна. Некоторые мысли ответили на мои вопросы, которые тоже возникали у меня не раз)
Редакция19 марта 2014, 20:13
Юлия, эти ссылки для Вас:

Священник Павел Гумеров. Терпение и труд // http://www.pravoslavie.ru/put/4141.htm

Аркадий Тарасов. Труд во спасение. Заметки о трудовой этике в эпоху русского Средневековья // http://www.pravoslavie.ru/arhiv/34319.htm

Протоиерей Валериан Кречетов. Когда труд — радость // http://www.pravoslavie.ru/press/30294.htm

Михаил Шахов. Глава 12. Трудовые отношения в религиозной организации. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации // http://www.pravoslavie.ru/put/62276.htm

Когда труд – в радость. Беседа с игуменом Нектарием (Морозовым) // http://www.pravoslavie.ru/smi/48609.htm
Сергий19 марта 2014, 20:06
Статья лживая, написанная под влиянием духов злобы поднебесной. Сравнивать героев кино и реальных людей, тоже самое, что сравнивать живых людей с мертвыми. Например советский фильм "Ирония судьбы...". Мужик в пост напился, попал в чужую квартиру. Увел невесту у другого и бросил свою.
Сплошное "христианство первых веков". Представьте себе себя, реального человека и алкаша тоже реального в такой ситуации. Пришли домой, в вашей постели валяется алкаш, грязный, вонючий, материться, кидается на вас с ножом. Хорошо если он вас не пришибет, пока вы вызовите милицию. Реальная жизнь - это не кино. В кино хорошим быть легко, не страшно и не трагично. А в жизни быть хорошим - это подвиг. Христиан убивали и обвиняли во всех грехах с первых веков. Людмила Селенская неоригинальна в своих нападках. Современное кино, как и советское разное. Советую, например, посмотреть "Остров", "Поп", "Дикое поле", российские Войну и мир, Идиота, Братьев Карамазовых, Героя нашего времени, Тараса Бульбу, Спас под березами, Неслужебное задание, Палата №46. Лучше быть с православными, чем с иными.
Анатолий19 марта 2014, 19:21
Какой бы ни был общественный строй(коммунизм,капитализм и др.)-всё это "кесарево". Падший человек не может создать на Земле Царство Небесное. Но каждый человек есть Образ Божий, именно этот Образ, вне зависимости от строя, позволяет человеку делать добрые дела. Что раньше были добрые фильмы,такие есть и сейчас,что раньше было сострадание,милосердие,любовь,вера,есть и теперь.Нет смысла сравнивать советский и нынешний строй, и обвинять нынешних верующих в маловерии,и славить коммунистов за доброту.Это совершенно не корректно. Нужно чётко понять:1)добрые дела возможны конечно,так как человек Образ Божий.Но они чаще всего искажаются без Православной веры,без Истины,без стяжания Духа Святого;2)не нам судить мало верующих,но всегда были и будут люди "праведностью своею не превзошедших книжников и фарисеев".
Вениамин 19 марта 2014, 19:05
Сначала статья показалась интересной, в ее первой части. К концу - стала раздражающей.
Самопожертвование если и было нормой - то в самом раннем периоде. Во время "полностью победившего социализма", которое я застал, самопожертвование нормой уж точно не было.

Откуда, зачем такое противопоставление "современный православный" (реальный, причем, на мой взгляд, спорный - слишком уничижительный портрет) - "советский герой" (идеальный, а не реальный!)?
Про шестилетнего мальчика, которому стыдно за качество и стиль исполнения радио-актерами текста Житий Святых - простите, не верю.
"Отчего же сейчас такое противоречие: лучше работящий, чем верующий?" - И я спрошу автора - откуда? Откуда это взялось у него, автора, в голове? Раньше монахини были трудолюбивые, их приглашали с удовольствием работать, а теперь что - в основном бездельницы? Или мы снова сравниваем, аргументируем как-то не так?

Основной, как мне кажется тезис статьи:
"Почему нередко советское оказывается ближе к христианству, чем современное православное?" не верен.
Статья напомнила мне перестроечную риторику "как же у нас все плохо-то!", "вот у них - да, все хорошо!"

Я не против того, чтобы обращать внимание православных на их, т.е. наши, недостатки, и развивать в первых ревность к покаянию и исправлению жизни.
Я только считаю, что статьи, подобные этой, скорее склоняют к тому, чтобы, по Н.В. Гоголю, подумать: "Вон, вон идет - точно вылитый Чичиков!"

НН19 марта 2014, 18:56
Ольга:
(Продолжение)
А многие из нынешнего поколения воцерковленных были воспитаны на такой бутафорской морали и культивируемых в советском обществе страстях ("Человек -это звучит гордо"), а то что взращивалось годами, так же долго будет выкорчевываться.

Как известно, Крещение Руси принято относить к 988 году. Я бы с радостью согласилась с Вами, НО: за 1025(6) лет после этого знаменательного события на Руси происходили такие крупные восстания, как СОЛЯНОЙ БУНТ (1648г),МЕДНЫЙ БУНТ(1662г),восстания Разина (1670-71г),Пугачева (1773-75г), ДЕКАБРИСТОВ (1825г); КРОВАВАОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ (1905г), РЕВОЛЮЦИЯ 1917г, Гражданская война...
Ну не думаете же Вы, что это православные христиане с атеистами сражались?! Не надо так оголтело и зашорено смотреть на мир... Мы можем лопнуть от досады, но ПОГОЛОВНОГО христианства не будет НИКОГДА! МИР живёт по МИРСКИМ законам, и они должны быть НРАВСТВЕННЫМИ! Да, списанным с ЗАПОВЕДЕЙ! Что в этом плохого-то?! (Если только считать, что они не для всех...) Ну не докажете Вы 93-95 процентам населения, что Бог есть и в Него (Ему) надо верить. А народ воспитывать надо! Или пусть смотрят всякую не бутафорскую чернуху и порнуху? А мы, такие высокодуховные православные, будем охать и ахать в междусобойчике, "переживать" за народ и Россию...
Спасибо, Людмила за взвешенную статью... Бог Вам в помощь!
Юлия19 марта 2014, 18:32
Я тоже очень давно задумываюсь, «Отчего же сейчас такое противоречие: лучше работящий, чем верующий?» . Удивительного в этом ничего нет, так как в православной среде трудится сейчас как-то «немодно». Заниматься благотворительностью, милосердием, быть многодетной семьей вот это –ДА. Трудится это у нас в православной среде почетно, а вот задерживаться на работе, уставать на работе, жертвовать свободным временим ради работы, стремиться устроиться на хорошую работы, дорожить своим рабочим местом, и в общем-то всё очень многое , что в настоящий момент отождествляется с обычной трудовой деятельностью, в бухгалтериях, на стройках, в магазинах, в банках как-то можно даже сказать для православного совсем нехорошо. Даже если судить по статьям на сайте Православие. Ru, в которых можно прочитать обо все: о посте, о молитве, о покаянии, о любви, о милосердии ит.д. и т.п. только не о том, что надо трудиться. Где хоть одна статья, в которой написана, что важно не только в течение дня произносить Исусову молитву, но ответственно подходить «к сведению дебета с кредитом»? Нет такой статьи!!! Поэтому приходят верующие на работу и занимаются всем чем угодно, кроме работы: у них масса других богоугодных дел…
ОЕ19 марта 2014, 18:13
Спасибо! А то я думала что я странная, что меня саму так смущают мультики о Святых, как бы игры и юмористические Православные постановки для детей. Думала что надо будет пересиливать себя и смотреть с сыном..рада слышать, что все таки в этом есть что-то и не придется себя так сильно пересиливать. .
мила19 марта 2014, 17:46
Смотрю только советские фильмы, классику, они мне ближе, вызывают благородные чувства. Современные художества на дух не воспринимаю, коробит, оскорбляет. Если даже и заставлю себя посмотреть что нибудь новое,"прогрессивное", потом очень жалею, как будто испачкалась. Иду и каюсь Господу.
Считаю, что должна быть цензура, куда она делась? Без цензуры весь творческий хлам вылез на поверхность. Стыд и позор, что вытворяют некоторые наши знаменитости с классикой, чтобы заработать...
Юлия19 марта 2014, 17:12
Статья очень хорошая, есть что сопоставить. Много раз задавала себе вопрос по поводу современного православного кино, печатной периодики. И вообще, каким должен быть христианин в миру. У моего девятилетнего сына есть знакомый мальчик, который ходит в православную школу. При маме милый мальчик,без мамы оторвила, палец в рот не клади. Я не знаю почему, но это не индивидуальный случай, а уже практика. Мой сын по сравнению с этим мальчиком наивное дитя. А еще современные дети очень жадные. Однажды я дала ребенку с собой деньги на пирожок в столовую не монетами, а одной бумажкой. Одноклассники увидели, что у него есть деньги и стали просить, что бы он купил им то же пирожки, не потому, что они забыли деньги или взаймы, а просто так, дабы не тратить свои. И он купил, сказал,что они же его друзья.(Об этой истории рассказали нашей бабушке - учителю работники нашей столовой). Мой сын в православную школу не ходит.
Екатерина19 марта 2014, 16:56
Спасибо Вам, читала с большим интересом, каждое слово отзывалось в душе. Но вот только тревоги больше стало! Спаси нас, Господи.
Анна19 марта 2014, 16:52
Люди в фильмах замечательные. Но не согласна, что причина - советский строй. Люди были хорошими вопреки. И продержалась эта "хорошесть" на старых духовных запасах 2 поколения. Я - из третьего советского поколения. Еще успела в пионерах и комсомоле побывать. Еще снимались душевные фильмы Рязанова, Гайдая, бессмертные мультики. Но фильмы уже были про просто хороших людей, не советских передовиков. Передовики больше "не катили". Мораль разделилась. Уже в пионерах я повсюду видела, что люди говорят одно, а делают и верят в другое. И сама так делала, потому что знала, что сказать, что думаю - неприятностей не оберешься. И если бы система не рухнула, неизвестно, что с моралью было бы сейчас. Едва ли сильно лучше того, что имеем.
вячеслав19 марта 2014, 16:34
Короткая,простая, но чрезвычайно сильная и Актуальная статья.
Галина Б.19 марта 2014, 15:44
Это что? Да здравствует моральный кодекс коммунизма?
После 70 лет истребления православия ввести 70-летний огласительный период? А иначе кто может себя назвать православным? А может быть, назвался груздем, полезай в кузов. В этом кузове могут и червивые оказаться. Что поделаешь, но обратной дороги нет. И в этот кузов мы все свои грехи притащили, чтобы именно здесь от них и избавиться, совсем не надеясь на то, что переступили порог церкви - и избавились.
И коммунисты - люди, и атеисты - люди, а православные - образ Божий, во всяком случае стремимся к нему.
Бог в помощь.
Ирина19 марта 2014, 15:19
Большое спасибо за статью!Я выросла на советских фильмах, где главные герои были людьми самоотверженного ПОСТУПКА. Эта христианская соль самоотвержения исчезает и остаются постные пряники.
Димитрий 19 марта 2014, 15:14
Cпасибо , все справедливо написано!
Ольга19 марта 2014, 14:44
(Продолжение)
А многие из нынешнего поколения воцерковленных были воспитаны на такой бутафорской морали и культивируемых в советском обществе страстях ("Человек -это звучит гордо"), а то что взращивалось годами, так же долго будет выкорчевываться.
Ольга19 марта 2014, 14:28
Очень странной кажется эта статья, Людмила. Вы задаетесь вопросом почему первые атеистические поколения были более нравственными, чем нынешние. По-моему ответ лежит на поверхности. Эти первые поколения были воспитаны с молодых ногтей родителями и бабушками в христианской вере. И даже вырастая и выбирая атеистическое мировоззрение они совершали те нравственные поступки, которым были научены. Своим же детям они давали то воспитание, которое получили сами, но уже не прививали веры во Христа. Основанием служила советская мораль и общественное мнение. Дети этого поколения также совершали внешние добрые поступки, но уже меньше, потому что страсти в человеке не искоренялись, а невилировались в соответствии с принятым общественным мнением. Таким образом в каждом поколении нравственность становилась все слабее, и мы видим закономерный итог этой моральной деградации, удивлятся которому совсем не стоит. Мораль основанная на песке, а не камне - Христе, рассыпится в прах, что мы и наблюдаем.
Лев 19 марта 2014, 14:08
Как известно,"Каждая душа по природе христианка",так что в человечности советских людей,да и любых других нет ничего удивительного.Равно как и страсти к которым склонен человек одни и те же.А Советы все таки богоборцы и даже если приняли вид "ангелов света"они не пример для нас,у нас пример для подражания Христос и святые...Так же звучат сравнения,что у мусульман братства и любви больше чем у нас,неужели пало православие и безбожники и иноверцы лучше?Или не все так мрачно и битва с грехом происходит внутри и скрыта от глаз,хоть и кажется что совратились все до одного как вопрошал к Богу пророк...
Нина Фатеева19 марта 2014, 13:25
Спасибо за статью.
В советское время каждый человек мог получить высшее образование ( было бы желание ...и бесплатно) а уж сколько читали !...да какой литературы !...Классической !
''Все было , как было ,
И я помолюсь
На дождик унылый ,
Сиреневый куст ,
На солнце , которое утром всходило ,
И Богу за то , что все было , как было...''
Антон19 марта 2014, 13:06
Огромное спасибо! Очень отрезвляюще, очень полезно.
Ольга Шевченко19 марта 2014, 12:44
Да,хорошая статья. И фильмы старые хорошие. Когда-то в колхозах кино было единственным "окном в большой мир". Потом телевидение стало "новой религией".Такое информационное "поле" через которое внушалось людям как надо жить. Что хорошо, а Что плохо. А нравственные, христианские ценности ещё живы тогда были - в том поколении. А когда было надо то "герои" фильмов стали курить и пить-"культурно - хорошие"...А сейчас - посмотрите фильм "Масульманин" многое объясняется.Я слышала , что Ева только была обманута...На самом деле целое поколение выросло с извращёнными "ценностями", которое и мы так или иначе поддерживали. Помоги нам всем, Господи это осознать и делать что-то, начиная с себя.
Мария19 марта 2014, 11:56

Добавлю, что меня еще часто посещало мысли о том, что молитвами Святых Новомучеников и Исповедников Российских и православных предков наших во времена безбожия люди действительно были порядочнее, моральнее, а часто и более христианами чем мы сейчас. А вот теперь, когда нам никто не запрещает ходить в Храм и истина открыта нужно трудиться более самим...
Людмила, спаси Вас Господи! Ваша статья помогла мне упорядочить мысли по этому поводу.
Иулиания19 марта 2014, 11:16
Людмила, спасибо! Все так!
Александр19 марта 2014, 11:13
Полностью согласен с автором, меня самого посещали такие мысли. Всё взято из нашей жизни, как церковной, так и мирской.
Владимир19 марта 2014, 11:07
Спасибо большое! Вы высказали мои мысли. Низкий вам поклон!
Валентина Вавилова19 марта 2014, 11:06
Все правильно. Но как почти невозможно! Но надо постараться... Каждому!
Марина19 марта 2014, 10:52
Спасибо за добрые и умные слова.В молодом поколении надо в первую очередь воспитывать милосердие. Только такие люди могут прийти к православию и стать его неотъемлимой частью. Что толку знать и творить молитвы, не любя при этом окружающих тебя людей? К чему посты, если раздражен на окружающий тебя,если ищешь только роскоши и стремишься к безудержному потреблению. если не можешь контролировать свои желания? Только добро и любовь могут спасти мир. А именно этому зачастую учили нас прежние фильмы и книги. И именно этого не хватает зачастую современному человеку: любви, терпимости. доброжелаиельности друг к другу.
Оксана19 марта 2014, 10:15
Спасибо за статью ! По моему мнению, очень верно написано. И что в советском кинематографе, вообще в советской морали очень много таких качеств, которые важны и ценны для христиан -тоже не раз замечала.
Владимир Петровский19 марта 2014, 09:53
Замечательно, очень по сути!Спасибо!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×