В четвертую субботу после Пасхи (в этом году – 17 мая) Русская Православная Церковь отмечает Собор новомучеников и исповедников Бутовских. В преддверии этого дня патриарх Кирилл совершил Божественную Литургию под открытым небом, рядом с храмом Новомучеников и исповедников на Бутовском полигоне.
В XX веке Церковь Христова столкнулась не просто с испытанием, а с наиболее ожесточенной за всю историю попыткой ее уничтожить – физически. Стереть с лица земли. Да, «единственное верное научное марксистско-ленинское учение» провозглашало, что религия неизбежно отомрет по мере исчезновения порождающих ее социально-экономических условий. Но марксисты не собирались этого дожидаться: многие тысячи православных людей – мирян и священников – приняли мученическую кончину за свою веру. «Пальнем-ка пулей в Святую Русь!» – как говорил один из персонажей поэмы «Двенадцать».
Греческое слово «мученик» – «мартирос» – буквально означает «свидетель»: он тот, кто свидетельствует о Воскресении и жизни вечной среди мира, который поглощен чем-то другим – властью, деньгами, идеологиями, политическими интригами. Мученик умирает, чтобы утвердить свое свидетельство: есть нечто бесконечно более важное, чем всё, о чем люди препираются и из-за чего дерутся здесь, на земле. То, ради чего действительно стоит жить – и стоит умереть.
Бутовский полигон – свидетельство враждебности мира к Церкви. Большевистский натиск до сих пор остается самым страшным в истории. Но большевики не уникальны – они часть того мира, который, по слову Спасителя, будет ненавидеть и преследовать Его учеников. Большевистский эксперимент провалился. Слова персонажа советского фильма: «Там, за дымом да за пожарами, жизнь светлая-светлая» – оправдались только на половину: в части дыма и пожаров. Но мир, в котором мы живем, не пережил какой-то радикальной трансформации – это всё тот же падший мир, противящийся Богу и воюющий на Его Церковь.
Сегодня мы переживаем острый политический конфликт, старые друзья вычеркивают друг друга из социальных сетей, люди исполняются ненависти и считают ее чем-то праведным, радуются смерти и аплодируют убийствам. Злоба обрушивается и на Церковь – за то, что она стоит на последовательно евангельских, миротворческих позициях, отказываясь поддерживать людей в их деле – которое они, конечно же, считают безоговорочно правым.
Но это – далеко не первая и очень далеко не самая сильная волна, которая накатывается на Церковь. Русская Православная Церковь помнит много таких волн – начиная с княжеских усобиц в глубоком средневековье. И среди всего этого Церковь была, есть и навсегда останется тихим прибежищем, которое воздвиг Бог.
«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2: 19), – говорит святой апостол Павел, обращая наши взоры к тому Небесному Граду, где все святые Божии и в их числе святые Руси – святые Киевские и святые Московские – вместе предстоят пред Богом, единодушно молясь о наших странах и народах.
Эта небесная реальность, хотя и закрытая для глаз мира сего, неизмеримо важнее, подлиннее и могущественнее всего остального. Мир сей прейдет, его государства и империи исчезнут под песками времен, а Святая Русь пребудет вечно – как вечно пребудет Небесный Град, собирающий святых из всех народов, частью которого она является.
Святая Русь остается реальностью несмотря ни на что – более того, это та духовная скала, о которую обречены разбиться и обессилеть все волны ненависти и насилия, воздвигаемые миром сим.
Церковь являет собой эту небесную реальность на земле, реальность, по сравнению с которой все политики и все политические смуты – трава, которая завтра увянет и исчезнет.
Завтра энтузиасты обнаружат, как жестоко их обманули; те, кто впадал в ярость и гнев, – ужаснутся тому, что они наговорили и – хуже того – наделали, и люди – как и много раз до этого в истории – увидят, что возложили свои надежды на что-то пустое и ложное.
Есть одна надежда, которая не посрамит, одна твердыня, которая не падет, одно Царство вечное, которое не разрушится. И чтобы принадлежать этому Царству, нужно принадлежать Церкви. Искушение, которое многие из нас переживают сейчас, далеко не так велико, как то, что претерпели предыдущие поколения православных – и сохранили верность.
Братья и сестры всего нашего земного шарика!
Молите Бога нашего Всевышнего,чтобы человек постигал истину,а она одна у Бога нашего Иисуса Христа, в Церкви,которую он создал- в православии.
А кто прав или виноват-Бог тому судья.
Мы не ведаем, что будет дальше в этом мире. Судите сами себя.
Кто я такой, чтобы судить других.Бог мой судья мне и всем.
Я думаю высказаться каждому хочется, кого задело какое-то слово в комментарии чьем-либо.
И вот я один из тех,которому тоже захотелось вставить своё мнение.
Мнение-то у всех похожие,но высказываются по разному.Это неплохо.
Мир Вашему дому!
Берегите себя. Слава Богу за все!
Мольга, вопрос в том, что значит мова для говорящего на ней. Если для него это наречие русского языка или пусть даже отдельный язык равноправный русскому языку. То это одно дело. Однако, если любитель мовы ненавидит или тем более убивает русскоязычных за язык наш. То как назвать такого?
Денис, в том-то и дело, что бандеровцами теперь называют ВСЕХ украиноговорящих. Разве это нормально?
Нет, Церковь была вместе с православными народами!
Так должно ли церковное руководство ныне брать пример с Понтия Палата и умывать руки или по примеру своих святых предшественников поддерживать наших братьев и сестер во Христе?
Волна не такая уж не страшная, как видится автору. Объедините либеральную риторику с диктатурой бандеровцев (есть смысл ознакомиться с их методами работы с несогласными в 1941-1943 годах), и вы поймёте - это волна не на Церковь, а в самом общем смысле на мироустройство, на тот, пусть и падший мир, каким мы его знали последние десятилетия. Никто не будет строить школы и заводы вместо церквей, это просто уничтожение человечества.
Р.Б. Сергию.
"Вы ведь не в Украине находитесь, верно? Как киевлянка, прошу Вас: не верьте всему, что говорят"...
Татьяна, отношение к событиям на Украине, на мой взгляд, не вопрос ВЕРЫ, а информированности и умении правильно ставить вопросы и честно отвечать на них, не лгать хотя бы себе. По моему мнению, христиане ОБРЕЧЕНЫ проигрывать информационные войны, это не наше поле сражения... И НЕчеловеческая жестокость - тоже. Мой отец более 1,5 года после окончания войны служил на Западной Украине, 333 гвардейский стрелковый ордена Кутузова и Богдана Хмельницкого полк.
Все, кто интересуется, знает, что это такое.Даже то малое, что он рассказывал (очень не любил вспоминать!) повергало в ужас. Бандеровцы - звери, сатанисты. Ещё тогда их желание и изощрённость УБИВАТЬ ужасала воинов, прошедших всю войну и немало повидавших и претерпевших. События в Одессе - тому пример(конечно же докажут, что это не они, а рука Москвы, или вообще замолкнут на эту тему). Хорошо бы было, если бы ваш Филарет обратился К НИМ с пламенной речью и остановил их зверства. Как думаете, послушают они его? А мы молимся... Господи, спаси Украину и Россию, дай мудрости вождям и терпения народу, укрепи нас в вере, надежде и любви. Помоги нам, Господи!
Вы ведь не в Украине находитесь, верно? Как киевлянка, прошу Вас: не верьте всему, что говорят. И спаси Вас Господи за искренность!
Толик, Антоний, согласна с вами. Я уже неоднократно писала о том, что промывание мозгов сейчас гораздо изощрённее и эффективние, чем по отношению к царскому режиму, и в этот процесс вольно и невольно включены практически все. ВОЛОС С ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА НЕ УПАДЁТ БЕЗ ВОЛИ БОЖИЕЙ - но это только тогда, когда нам что-то понятно и ложится в нашу, увы. идеалогию, а когда не понятно и не ложится - тогда мы об этом успешно забываем.
Вот смотрите: Есть ли Новомученики после 1965 года? т.е., которых советсая власть умучила после этого варемени? Я не знаю таких... Это к тому, что до 1991года, когда развалили СССР и власть узурпировали (не хочу их называть), выросло ЦЕЛОЕ ПОКОЛЕНИЕ людей, которое уже лояльно относилось к Церкви и духовенству, да и сама власть тоже (напомню: ГОСУДАРСТВЕННОЕ празднование 1000летия Крещения Руси в 1987г, Открытие Олимпиады-80 с патриархом Пименом, Советский Фонд культуры со сопредседателем Митрополитом Питиримом, возвращение монастырей и реставрация храмов, Святейший патриарх Алексий2 и владыка Питирим в Верховном совете и множестве всяких комиссий и др.)... Нет, этого замечать не желаем - нам выгоден только негатив о прошлом.
НА ВСЁ ВОЛЯ БОЖИЯ - и на одни события, и на другие!
Святые Новомусеники и исповедники российские, молите Бога о нас!
Эти слова краеугольный камень статьи.
Пусть каждый проверит себя ими- живет ли в нем ненависть, ярость и гнев к православному БРАТУ. Уверен он в том, что он знает ВСЮ! правду о происходящих событиях? или только ту готовую "правду",которую ему скармливают, и которая его учит ненавидеть и оправдывает убийство?,внушает считать себя правым и обьявлять священную войну своим православным братьям?
Геббельс- идеолог фашизма, сказал- " Дайте мне средства массовой информации и я превращу любой народ в стадо свиней".
Митрополит УПЦ МП Владимир обратился к русским братьям-«Уважаемые россияне, если у вас осталась хоть капля любви к нам, украинцам, перестаньте даже в частных беседах называть нас "фашистами","бендеровцами"! Эти слова убивают!»
Факт -"бандеровцы-фашисты", то есть украинцы, которых здесь записали в слуг сатаны, повалили по всей Украине более полусотни памятников идолу-ленину, и каждый день в Киеве сотни тысяч людей а иногда и более миллиона часто на коленях молили Господа, читая молитву "Отче наш".
Спасибо за Ваш коммент. Только после того, как его прочитал, начал понимать, - ну, хоть что-то... из того, что хотел сказать автор статьи. Т.е., Вы - расшифровали статью, что ли.
Сам смысл статьи ваще не понял. Только понил, что автор сильно умнее меня. Ну и ладно.
Простите.
Второй- из-за того, что главным героем рассказов о новомучениках из раза в раз становятся их мучители, происходит вещь еще более противоестественная - в ряды действительных мучеников за Имя Господне без всякого разбора начинают записывать всех подряд, в том числе тех, кто даже отдаленно не имеет никакого отношения к Церкви.
Когда уже наши мученики перестанут быть для нас аргументом в политических дискуссиях и станут восприниматься нами как небесные наши сомолитвенники и примеры - непонятно.
Вот про ненависть в душе я согласен полностью, но всё-таки злоба перед монитором не совсем тождественна злобе к человеку, что довольно тонко подмечено в "Письмах Баламута".
Для меня самого тема Украины -гноящаяся рана, причина страшного двоеумия. Как христианин я противлюсь всякому братоубийства, ненависти и бесовской злобе, духу разделения, который властвует сегодня на Руси. Но как гражданин я не могу оторваться от потока информации о полях сражений и, естественно, переживаю за наших, желаю гибели и уничтожения бандеровцом, правому сектору, фашистам тем, кто жег людей в Одессе, осознавая при этом, что и в каждом из них - образ Христов и что своей ненавистью я становлюсь ничем не лучше их. Исповедаюcь, каюсь, но к сожалению - впадаю в этот грех вновь и вновь. И снова как наркоман припадаю к этому мутному потоку.
Помоги Господи нам быть больше христианами, чем гражданами земного царства!