Православный календарьПравославный календарь
Надоедать не буду!
Записки соцработницы
«Заказы я начну присылать ВКонтакте. Я есть и в Фейсбуке, и в Одноклассниках, но мне удобнее в ВК. Будем держать связь эпистолярно!»
Страшная история, или Как священник боролся с колдуньей
Диакон Андрей
Он поднимает на нее взгляд и видит, что у нее вместо глаз – две горящие плошки, и из них на него изливается холодная, лютая… ненависть.
Духоносные старцы
Митр. Лимасольский Афанасий
У меня было такое ощущение, что этот человек подобен Моисею, стоящему на горе Синай перед Богом.
Меньше фарисейства!
Максим Первозванский о деликатности детской Исповеди
Исповедь – это не озвучивание списка грехов, а попытка что-то исправить и осознать.
Молитесь за епископа!
Митрополит Лимасольский Афанасий
Мы не избрали креста священства ни для себя, ни для своих детей, ни для своих внуков. Мы думаем: пусть кто-нибудь другой этим занимается. А вот хороших священников и епископов нам подавай.
Архимандрит Иов: духовный отец
Фильм к 80-летию духовника Сретенского монастыря
Однажды Шамиль решил: «Надо жить по-христиански – соблюдать посты, ходить в храм, – и тогда, быть может, родится живая вера». Так и получилось.
Как совместить работу и семью?
Анна Сапрыкина
Самое трудное в проблеме «совмещения семьи и работы» – количество ролей, которые приходятся на душу современного родителя.
Может ли репродукция быть святыней Церкви? Ч.1. Постановка проблемы
Владимир Немыченков
В.С. Кутковой пишет: «Тираж святыням противопоказан, ибо они перестанут быть сакральными».
Фрэнк (Антоний) Атвуд: «Если Бог знает, что для меня лучше всего быть казненным…»
Впервые в истории Аризоны рядом с приговоренным находился священник. По признанию репортера, он никогда не видел, чтобы казнь проходила так мирно.
Христианские смыслы фильма «Вариант Омега»
Протодиакон Владимир Василик
Фильм «Вариант Омега» апокалиптичен. Апокалиптичность фильма следует понимать как картину борьбы добра и зла, которая проходит по душам человеческим.

Преподобная Мелангелла Валлийская с тысячью ангелов (память 27 мая / 9 июня)

Мало кто знает за пределами Уэльса и Великобритании о валлийской святыне в честь преподобной Мелангеллы (память 27 мая / 9 июня), скрытой в глуши среди Бервинских гор; святыня эта посвящена жившей в VI–VII веках ирландке-отшельнице, подвизавшейся здесь на протяжении многих лет в полном уединении и безвестности. Эта раннехристианская жемчужина является старейшей сохранившейся романской святыней в северной Европе. Когда церковь восстанавливалась в 1960-е годы, мощи преподобной Мелангеллы были обнаружены под полом часовни, и теперь каждый год более 10 тысяч паломников приезжают просить святую о заступничестве.

Древняя святыня в Пеннант-Мелангелл и ее небесная покровительница

Деревня Пеннант-Мелангелл, состоящая из церкви и нескольких небольших домиков, расположена среди удивительно красивой природы в глубине Бервинских гор. Маленькая речка Танат бежит узкой лентой из деревни Ллангиног в тихую зеленую долину, окруженную высокими холмами и заканчивающуюся мысом Моэл-Дду-Мау (Моэл-Димоэл). Большую часть года с утеса низвергаются мощные водопады.

Вокруг этого места, освоенного еще в бронзовом веке и на протяжении более 1200 лет освященного присутствием христианской церкви и ставшего центром паломничества, стоят древние тисовые деревья, которым, по подсчетам ученых, уже более 2 тысяч лет. Жители еще дохристианского поселения бронзового века возвели здесь вал посреди дубового леса, который скрывал долину, так что, укрывшись в этом отдаленном месте, они чувствовали себя в безопасности.

Мало достоверных сведений сохранилось о преподобной Мелангелле; известно лишь, что, по преданию, она была дочерью короля государства Стратклайд и приплыла сюда из Ирландии в конце VI века для обращения в христианскую веру валлийцев и основания небольшой монашеской общины. Но столь малая информация делает еще более очевидным тот факт, насколько важным и значимым было присутствие здесь и молитвы преподобной Мелангеллы, и свидетельство этому – та любовь, которую питали к ней валлийцы, продолжавшие почитать святую и после Реформации.

Каменная церковь и реликварий для мощей святой были построены около 1100 года.

Норманнская церковь, отдельные части которой датируются XII веком, освящена в честь святой Мелангеллы (на латыни ее имя имеет форму Монацелла) и включает в себя фрагменты даже от более древней святыни. Нынешняя каменная церковь и реликварий для мощей святой, заменившие более древние деревянные сооружения, были построены около 1100 года «по прямому указу короля в благодарность за царивший мир в его стране и еще потому, что сама святая стала иметь огромное значение в жизни валлийцев»[1]. В 1450 году в храме была установлена дубовая перегородка, отделившая неф от алтаря; ее резьба искусной работы представляла предание о встрече преподобной Мелангеллы с принцем Брихвелом (Брохвелом). В храме было также водружено большое и очень высокое деревянное Распятие, но этот крест был позднее уничтожен, а на его месте сегодня новый бронзовый крест. Одна из двух средневековых фигур рядом с реконструированной ракой, возможно, является фигурой самой святой Мелангеллы. К первоначальной норманнской купели позднее были добавлены кафедра эпохи королей Георгов, канделябр, доска с выведенными на ней заповедями и ряд каменных высеченных изображений зайчика святой Меллангеллы – работа скульптора Мейкала Уоттса.

На вратах, ведущих в святыню, помещена надпись на валлийском: «Паломничество Мелангеллы», а выше выведено стихотворение, тоже на валлийском: «Приклонитесь на молитву с чистым сердцем. Позаботьтесь возблагодарить Бога; только Бог благ, и благое дело – возносить Ему хвалу на этом месте».

В 1537 году, во время Реформации, рака с мощами Мелангеллы, дабы избежать ее уничтожения, была спрятана местными христианами в трехфутовые внешние стены церкви. В 1630 году к церкви были добавлены западная башня и квадратная «комната святой Мелангеллы» (возможно, келья для отшельника – распространенная деталь древних английских храмов. – Д.Л.) напротив внешнего восточного конца прочных храмовых стен, имеющих три фута в толщину. К 1876 году была перестроена башня, заменена крыша и появились некоторые новые элементы убранства храма. Очередные восстановительные работы последовали в 1958 году, когда часть раки святой Мелангеллы была перенесена из внешних стен и неудачно установлена внутри бывшего церковного помещения – тогда классной комнаты деревенской школы. С 1989 по 1992 год церковь была полностью и должным образом восстановлена под руководством архитекторов, историков, архивистов и строителей. Романского стиля рака-реликварий преподобной Мелангеллы, под которой положены мощи, тоже была полностью восстановлена, как и церковь. Это старейшая, как мы говорили, романская рака в северной Европе. В средние века паломники к мощам святой, стекавшиеся за исцелением, ложились под балдахином рядом с каменной ракой в молитве.

    

В начале восстановительных работ англиканский священник отец Пол и его жена Эвелин Дэвис переехали в крошечный домик рядом с церковью, чтобы надзирать за работой, а Эвелин организовала кампанию по сбору средств на восстановление храма, и в итоге удалось собрать 300 000 фунтов стерлингов. Церковь переосвящена 28 июля 1992 года англиканским архиепископом Уэльса и с тех пор снова стала значимым центром паломничества – примерно 10 000 верующих приезжают на молитву каждый год. В 1994 году Эвелин построила в саду при храме центр помощи раковым больным, и множество чудес исцеления стало происходить от раки с мощами преподобной Мелангеллы. Православные, католические и англиканские паломники стекаются сюда, чтобы приложиться к мощам и помолиться; служение продолжается сегодня на этом месте для всех христиан.

Доктор Уильям Морган (1545–1610; епископ Лландаффа и Сент-Асафа), первым переведший Библию на валлийский язык, был настоятелем приходской церкви Пеннант-Мелангелл с 1588 по 1595 годы. Соседняя деревня Ллангиног позднее стала известным центром по изготовлению арф. В Пеннант-Мелангелл захоронены Томас Ллойд – живший в начале XX века рабочий карьера в Ллангиноге и победитель конкурсов по изготовлению арф и игре на них, а также Нэнси Ричардс Джонс (1888–1979; прозванная «королевой арфы», была назначена официальной арфисткой принца Уэльского) – всемирно известная валлийская арфистка.

Широко известная история «о Мелангелле и зайце» дошла до нас через валлийскую фольклорную традицию, запечатленная в резных изображениях, песнях и стихах, некоторые из которых были лишь недавно обнаружены и переведены.

Святая Мелангелла и заяц

В начале VII столетия в валлийском королевстве Поуис, в городе Пенгверн-Поуис (ныне город Шрусбери английского графства Шропшир) жил принц по имени Брихвел Исгитрог, бывший также графом Честера, чья резиденция находилась в том месте, где позднее появился колледж святого Чеда – в девяти милях от границы с Уэльсом. Принц был известен тем, что раздавал щедрую милостыню ради служения Богу и помощи бедным.

Дева ответила: «За последние 15 лет я ни разу не видела лица человека».

Однажды (это было в 604 году) принц охотился в отдаленной части своих владений под названием Пеннант. Вот его собаки вспугнули зайца. Принц, подбадривая их, погнался за зайцем на лошади и загнал в густые заросли ежевики. Но собаки, вместо того чтобы поймать добычу и принести ее хозяину, внезапно с воем убежали прочь. Посреди зарослей принц вдруг наткнулся на поляну, на которой стояла красивая женщина, погруженная в молитву. Заяц же, за которым гнался принц, бесстрашно лежал под краем ее одежды. Увидев женщину, пораженный Брихвел спросил у нее, как долго живет она одна в такой глуши. Согласно средневековым латинским источникам, дева ответила: «За последние 15 лет я ни разу не видела лица человека». «Чья же ты дочь и откуда приехала?» – спросил принц. «Я родом из Ирландии, – отвечала она, – дочь короля. Когда мой отец решил, что его дочь должна стать женой одного ирландского знатного человека, то я, по Божьему откровению, вместо замужества прибыла сюда, чтобы служить Господу и Пренепорочной Деве Марии в чистоте телесной и сердечной, столько, сколько мне уготовано жить на земле». Принц поинтересовался, как ее зовут, и она сказала: «Мелангелла»[2]. Узнав о призвании Мелангеллы, ее благодатной и уединенной жизни, принц ответил: «Достойнейшая Мелангелла, я вижу, что ты – служительница Истинного Бога. Поскольку Господь благоволил, ради твоих подвигов, сохранить целым и невредимым сего маленького дикого зайца от нападения гончих собак, я добровольно жалую тебе в дар эти мои земли, ради служения Богу, чтобы они отныне всегда были укрытием и прибежищем. Если кто-либо из мужчин и женщин придет сюда просить у тебя покровительства (при условии, что они не причинят вреда этому месту), то пусть ни один принц и ни один вождь не прогневит Бога и не заставит их возвращаться обратно»[3]. Другая версия этой истории добавляет слова принца: «С другой стороны, если кто-то из виновных в чем-либо, живущих в этом безопасном месте, покинет твое пристанище и совершит какие-либо беззакония, то пусть те, под чьим управлением находится место пристанища, узнав об этих беззакониях, передадут преступников официальным лицам Поуиса».

Мелангелла продолжала подвиги отшельнической жизни в районе Пеннант еще более 37 лет. Дикие зайцы дружили с ней на протяжении всей ее жизни, и с того времени их всегда называли «агнцами святой Мелангеллы» (Wyn Melangell).

Рядом селились и другие чистые девы (возможно, приехавшие вместе со святой Мелангеллой из Ирландии) и жили общинной жизнью, состоявшей в молитве, любви и служении Богу.

После смерти прославленного принца Брихвела княжеством Поуис стал владеть его сын Тизилио[4]; затем этим районом владели Кинан (брат Тизилио), Тамбрид, Курмилк и Дуррес Хромой. Каждый из этих правителей неуклонно подтверждал указ принца Брихвела о том, что место Пеннант-Мелангелл должно оставаться постоянным прибежищем для посвятивших себя Богу людей и нуждающихся.

Однажды – это случилось после того, как преподобная Мелангелла преставилась ко Господу[5], – в Пеннант-Мелангелл пришел некий аристократ по имени Елисе, желавший похитить и осквернить живших там дев, но вскоре был сражен внезапной смертью. С тех пор почти каждого, кто осмеливался нарушать свободу или порядок этого святого места, незамедлительно постигало Божественное возмездие.

И по сей день никто не желает охотиться за зайцами на территории прихода Сун-Пеннант.

Настолько сильно влияние этой святой в данном округе, что и по сей день никто не желает охотиться за зайцами на территории прихода Сун-Пеннант! На протяжении столетий существовало поверье, что если во время собачьей охоты за зайцем в этой области кто-нибудь крикнет: «Duw A Melangell A’th Gadwo» – то есть: «Бог и святая Мелангелла да хранят тебя!» – то заяц обязательно спасется.

Память святой Мелангеллы празднуется 27 мая (9 июня по новому стилю).

Следующий короткий стих, связанный с именем святой, считался древним еще в 1723 году, когда его впервые записали на валлийском языке в приходской церковный реестр:

Мелангелла с тысячью ангелов
побеждает все силы зла.

(Mil engyl a Melangell
Trechant lu fyddin у fall).

Служение Богу в Пеннант-Мелангелл

Матушка Эвелин Дэвис прожила в Пеннант-Мелангелл много лет: сначала со своим мужем, отцом Полом Дэвисом – англиканским священником, который служил там настоятелем. После преставления мужа Эвелин сама приняла сан и служила настоятельницей прихода в Пеннант-Мелангелл до 2000 года. Затем она стала служить в церкви святого Хивина[6] – еще одной древней святыне в местечке Абердарон, где корреспондент журнала «Road to Emmaus» и встретился с ней, чтобы взять у нее интервью. Сейчас она руководит созданным в этом месте центром для больных и умирающих.

    

– Уважаемая Эвелин, как известно, сохранившиеся до наших дней поздние жития многих кельтских святых, включая и житие святой Мелангеллы, содержат мало достоверной информации. Однако в начале 1990-х годов, когда вы и ваш муж, бывший тогда настоятелем в Пеннант-Мелангелл, инициировали работу по восстановлению святыни и заведовали ею, некоторые интересные археологические находки пролили свет на историю этого места. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Подняв камень, рабочие обнаружили свинцовый ящик с мощами.

– Да, мощи святой Мелангеллы в новейшее время были впервые обнаружены в 1958 году, когда проводились частичные восстановительные работы в церкви Пеннант-Мелангелл. Тогда переложили новыми досками потолок и сделали небольшой ремонт в бывшей классной комнате старой школы, ставшей таковой после Реформации, – это квадратное помещение в конце храма, где сейчас располагается малая апсида. Пол стали покрывать бетоном, но под бетоном как раз и была найдена могила святой Мелангеллы. Подняв камень, рабочие обнаружили свинцовый ящик от гроба в могиле, то есть не сам гроб, а меньший по размеру ящик, в котором были мощи. В ящике помимо мощей также было найдено немного мусора – в основном остатки растений, которые, очевидно, поместили сюда после Реформации вместе с мощами.

– Значит, можно предположить, что кости святой были выкопаны, возможно, по уничтожении ее раки после Реформации, и затем положены в меньший по размеру ящик?

– Да, думаю, что так. Мы с мужем хранили этот ящик у себя дома в период поздних восстановительных работ в 1990 году. У мужа тогда был близкий друг хирург-ортопед – он пришел к нам и выложил кости из ящика на стол. Мощи сохранились почти полностью – недоставало лишь нескольких дисков позвоночника и некоторых косточек от одной руки и ноги. Итак, кости были снова положены в ящик, а ящик – в раку, которая полностью была восстановлена в 1992 году. Мощи остаются в ней до настоящего времени.

– Было ли подтверждено, что это именно мощи святой Мелангеллы?

– Датирование радиоактивным углеродом показало, что эти мощи восходят ко времени ранее IX века. А во время поздних восстановительных работ в 1990 году проведенные раскопки с внешней стороны северной церковной стены помогли обнаружить еще шесть человеческих скелетов прямо возле стены. Это оказались останки женщин, живших тоже ранее IX века. Сохранились даже остатки льняных саванов, в которые были укутаны их тела до погребения, а поверх каждого савана клались маленькие белые камни, и на них отмечали год принятия той или иной монахиней обетов. На некоторых было шесть, три еще на одной и девять на другой. Слышала, что в других странах есть такая традиция, как минимум в Европе и здесь в Уэльсе тоже. Так делалось только с монахами и монахинями, поэтому мы уверены, что эти женщины были точно монахинями.

    

Через два года после восстановления храма, просматривая историю графа Поуиса, я прочла, что во время Реформации семья Поуис, владевшая тогда Пеннант-Мелангеллом, осталась католической и отправила своих детей учиться в английский иезуитский колледж в городе Сент-Омер в северной Франции, чтобы они воспитывались в католической вере. Колледж тогда собирал мощи святых со всей северной Европы, включая и Британию, чтобы спасти их от осквернения и уничтожения. Полагаю, что недостающие у нас части мощей преподобной Мелангеллы как раз и были отправлены в Сент-Омер на сохранение и еще для того, чтобы дети семьи графов Поуис были приняты в школу.

А в наши дни один хороший историк из северного Уэльса, изучавший материал о святой Винефриде из Холивелла в Ватиканской библиотеке, обнаружил свидетельства о том, что часть святых мощей преподобной Мелангеллы пребывала в Сент-Омере и что в 1830 году, когда семинария закрылась, мощи перенесли в местную католическую приходскую церковь. Я уже писала священнику из Сент-Омера и спрашивала, там ли еще находятся мощи святой, но так и не получила ответа. Все равно следующей весной собираюсь в Бретань и тогда сама посещу Сент-Омер.

– Эвелин, вы сами стали служить в Пеннант-Мелангелл после кончины вашего мужа, и за последние 20 лет вы активно занимались тем, что встречали паломников. Люди все еще молятся святой Мелангелле. Чувствуете ли вы сами ее заступничество?

Врачи сказали родителям неутешительную новость: у мальчика сильная гидроцефалия…

– Да, безусловно! Есть три случая, которые мне особенно запомнились. Однажды я встала рано утром и решила сразу пойти в храм. Часов в шесть утра я увидела, что по тропинке наверх к храму спешит одна молодая семья: супружеская пара и две маленькие девочки вместе с ними. Женщина несла на руках мальчика-грудничка. Эта мама приехала к нам сразу после больницы, а ее сыну было всего две недели от роду. Врачи сказали родителям неутешительную новость: у мальчика сильная гидроцефалия; они велели родителям принести его снова в больницу в следующий понедельник, чтобы из его головы выкачали избыточную жидкость и вставили шунт. Врачи также их предупредили, что ребенок навсегда останется слепым и умственно отсталым. Они очень просили молитв, и я тоже попросила их приклонить колени у алтаря.

Мальчик был на руках у матери, всё время такой тихий и сонный. Я положила на него руки – не на голову, а подальше – и мы все долго молились. Когда я отпустила руки, то удивилась, увидев отметины от моих пальцев у него на головке, хотя я его почти и не трогала – уж точно не дотрагивалась до головы. Мне сразу подумалось: «Что же я наделала?! Я, наверное, как-то навредила этому младенцу!» Я была расстроена, а родители – счастливы; мы договорились все непрестанно молиться о малыше, и они поехали с ним домой.

Когда спустя всего несколько дней родители снова показали мальчика врачам, то они, осмотрев его, сказали, что ситуация каким-то чудесным образом стала лучше: количество жидкости уменьшилось, и отпала необходимость в шунте; однако малыш всё равно останется с физическими и умственными отклонениями. Я увидела его снова через два года: чудесный маленький ребенок и абсолютно нормальный! Мы посмотрели с ним друг на друга – это был такой особый момент, когда наши души встретились во взгляде! Это было замечательно. Сейчас ему примерно 12 лет. Хотя я больше его не видела, но знаю от других, что это отличный юный отрок!

Другое чудо, свидетелями которого стали работники храма в Пеннант-Мелангелл, заключалось вот в чем. В храм однажды пришла женщина в стрессовом состоянии: врачи ей сказали, что у нее развивается рак груди и ей нужно срочно делать операцию. Мы молились вместе с нею в храме долгое время, и еще на какое-то время она потом осталась возле раки святой. Когда больная вернулась к своему доктору спустя две недели, то оказалось, что раковая опухоль бесследно исчезла!

И вот чудо: тот парень, который долгие годы молчал, стал вдруг изумительно и увлеченно петь!

Третий чудесный случай тоже достоин восхищения! К нам в храм иногда приходили (и до сих пор приходят) психически больные люди из центров дневного ухода за больными с психическими отклонениями. Однажды к нам привели двух молодых мужчин, оба шизофреники. Один из них был очень шумным, и нас даже предупредили при входе в церковь: «Этот всегда кричит, он не сможет замолчать». Я ответила: «Это не имеет значения. Все равно ведите его в храм». Второй больной, наоборот, на протяжении многих лет не мог сказать ни слова. Когда больных шизофренией мужчин ввели в храм, одни сотрудники центра по уходу за больными, сопровождавшие их, стали осматривать церковь, а другие – сели на скамьи. В отличие от них, больные сразу пошли прямо к раке святой Мелангеллы. И вот чудо: тот парень, который до этого все время молчал, стал вдруг изумительно и увлеченно петь! Это было так красиво. Второй молодой человек, до этого все время шумевший, вдруг замолчал и не издал ни звука. Эти двое мужчин хотя так и не получили полного исцеления, но мне рассказывали, что с тех пор им стало значительно лучше, и они все время просят отвезти их снова к раке Мелангеллы.

Были и другие истории – удивительные духовные чудеса, когда люди, до этого совершенно неверующие, вдруг приобретали веру в Бога, а другие совершенно исцелялись от сильного гнева и ненависти.

Очень скучаю по этой святыне, но Господь теперь позвал меня сюда, чтобы я служила и жила вдали от нее. Но мне всё еще не хватает Пеннант-Мелангелла.

Перевел с английского Дмитрий Лапа

Road to Emmaus. Vol. 10. № 1 (36).

9 июня 2014 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 38 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Из торжественной речи при вступлении в должность отца канонника А.М. Олчина, директора центра святой Теосевии в Оксфорде и почетного профессора кельтской духовности в университете Уэльса, Бангор.

[2] Во всех ранних версиях жития святой Мелангеллы имя святой дается в латинской форме – Монацелла: с такой формой имени она была известна на протяжении веков. Мелангелла (по-валлийски произносится примерно как «Мелангех») – это валлийский вариант ее имени.

[3] Перевод с рукописи XVII века сделан профессором Оливером Дэвисом из колледжа св. Давида, университет Лампетера. Святые Мелангелла и Винефрида из Холивелла являются двумя единственными святыми женами Уэльса, которым написаны средневековые жития на латыни.

[4] Тизилио (также Тисилио) почитается в лике святых как один из отцов Валлийской Церкви. Он преставился около 640 года (день памяти 8/21 ноября). В его житии не говорится, как Тизилио управлял королевством Поуис – скорее всего, он очень быстро отказался от власти и принял иночество. Сначала Тизилио стал учеником св. Беуно Валлийского, затем семь лет вел отшельническую жизнь на уединенном островке в проливе Менай, недалеко от острова Англси в Уэльсе. Островок впоследствии был назван Инис-Дисилио, или Черч-Айленд («Остров Тизилио»; «Церковный остров»). Затем преподобный много проповедовал, особенно на острове Англси, и стяжал славу великого просветителя. Далее угодник поселился в монастыре Мейфод, который впоследствии и возглавил. Подвижник известен как активный строитель церквей во многих районах Уэльса. По преданию, тяготясь славой великого учителя, Тизилио нередко уединялся в крошечном домике, чтобы предаваться непрестанной молитве, в местечке, позднее названном Лландисилио («Церковь Тизилио»). Со временем обитель Мейфод стала подвергаться притеснениям со стороны светских правителей, и угодник, взяв с собой нескольких учеников, отплыл в Бретань, где основал обитель Сен-Сульяк и стал ее игуменом. В этом монастыре преподобный преставился и был захоронен. Известен как великий чудотворец, прославленный ученый и писатель.

Главным центром почитания св. Тизилио до сих пор является Мейфод в Уэльсе. Сегодня это небольшая деревня близ города Уэлшпул в графстве Поуис. Она знаменита своей большой церковью свв. Марии и Тизилио и захоронениями королевской семьи Поуиса. На островке Черч-Айленд, который сегодня соединен с островом Англси мощеной дорогой, тоже существует большая церковь в честь этого угодника. Имя святого присутствует в самом длинном во всей Британии названии деревни (расположена на острове Англси): Llanfairpwllgwyngyllgogerychwyrndrobwllllantysiliogogogoch – переводится как «Церковь св. Марии в дупле белого орешника рядом со стремительным водоворотом и церковью святого Тисилио возле красной пещеры»! В деревне Лландисилио графства Поуис, где Тизилио основал церковь, сегодня действует приходской храм в его честь. Рядом с проливом Менай в честь св. Тизилио освящена красивая часовня, а храмы в его честь можно встретить во многих районах Уэльса. – Здесь и далее примеч. перев.

[5] Традиционно считается, что встреча св. Мелангеллы с Брихвелом состоялась в 604 году. Если это так, тогда получается, что святая прибыла в Уэльс около 589 года, а преставилась около 641 года или позднее. Преподобная подвизалась на валлийской земле более полувека! Считается величайшей и самой любимой святой Уэльса наравне с прмц. Винефридой.

[6] Св. Хивин († 516; память 6/19 января) был, вероятнее всего, спутником и учеником прп. Кадфана – бывшего воина из Бретани, переехавшего в Уэльс служить Богу и учредившего знаменитейший монастырь на острове Бардси. Св. Хивин известен тем, что основал церковь в местечке Абердарон недалеко от морского побережья Уэльса и острова Бардси, в районе (и нынешнем графстве) Гуинедд. Больше о его жизни ничего не известно. На месте деревянных кельи и церкви св. Хивина со временем вырос значимый монастырь, который имел также духовную школу. Каменная церковь в честь св. Хивина появилась здесь в 1137 году. Хотя монастырь был распущен во время Реформации, церковь сохранилась до наших дней и является местом паломничества. Эта большая церковь с двумя нефами известна как «собор полуострова Ллин». В древности любой преследуемый человек мог найти при этой церкви убежище и приют на 40 дней. При церкви разрешались многие споры. Община Абердарон сегодня включает в себя несколько мелких деревушек, расположившихся на западной оконечности полуострова Ллин. Абердарон также называют Валлийским краем света (в Корнуолле существует знаменитый мыс Лендс-Энд – «Край земли», – являющийся крайней юго-западной точкой Британии). Исторически Абердарон служил последней остановкой паломников на пути к острову Бардси. В XVIII–XIX веках эта деревня была знаменита как кораблестроительный центр и порт. Сейчас близлежащие пляжи привлекают отдыхающих, и местность является курортной зоной. На протяжении 11 лет в церкви Абердарона служил знаменитый валлийский поэт, священник и мыслитель Рональд Стюард Томас (1913–2000).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Остатки православной традиции в английской жизни Остатки православной традиции в английской жизни
Прот. Андрей Филлипс
Остатки православной традиции в английской жизни Остатки православной традиции в английской жизни
Протоиерей Андрей Филлипс
До недавнего времени юлианский календарь англичане называли «английским стилем», а григорианский, или новый календарь, называли «римским стилем».
От римского Православия к Православию Британских островов От римского Православия к Православию Британских островов
Прот. Андрей Филлипс
От римского Православия к Православию Британских островов От римского Православия к Православию Британских островов
Протоиерей Андрей Филлипс
Восприняв веру из римо-британской традиции и укрепившись в галльском и египетском монашестве, святые Ирландии и Уэльса возродили Православие в Британии.
Святые Англии Святые Англии
Протоиерей Андрей Филлипс
Святые Англии Святые Англии
Протоиерей Андрей Филлипс
Церковь на Британских островах в I тысячелетии была частью единой, святой, соборной и апостольской Церкви. За всю историю Православия на Британских островах было явлено немало святых. Почитание всех святых, просиявших на Британских островах и в Ирландии, Священный Синод Русской Православной Церкви официально утвердил 21 августа 2007 года, благословив соборное ежегодное празднование дня этих святых отмечать в третью неделю по Пятидесятнице.
Комментарии
Наталия 9 апреля 2022, 20:01
Святая Мелангелла, моли Бога о нас!
Елизавета16 июня 2014, 22:05
В 6-7 вв. далеко не одно Православие было, ереси начались с апостольских времен. В 6-7 вв. огромные территории Египта и Аравийского полуострова откалывались от Церкви: монофизиты, монофелиты, аранее нестоириане, ариане и это только самые крупные ереси. Причем, православные их возвращали назад иногда довольно кроваво. Так что католики далеко не первые.
А святая Мелангелла, конечно, наша :)))
Ианнуарий11 июня 2014, 16:36
Она жила 6-7 веке,а в то время там было как и везде Одно Православие. Так было до разделения Церкви примерно 14 век. Посему она наша святая,а не католическая.
Ксения11 июня 2014, 08:56
Святая Мелангелла , моли Бога о Романе , Татьяне , Ксении...
Елена Р.10 июня 2014, 19:18
очень красивая, трогательная и жизнеутверждающая история.

Мелангелла с тысячью ангелов побеждает все силы зла.
Святая Мелангелла - моли Бога о нас!
Елена10 июня 2014, 13:25
Святая Преподобная Мелангелла моли Бога о нас!
Димитрий 9 июня 2014, 20:01
Уважаемая Анастасия,
конечно же, преподобная Эвелин - служительница англиканской церкви Уэльса (Church of Wales), а не православной церкви. А в содружестве англиканских церквей рукоположение женщин в священнический сан практикуется с конца XX века.
Анастасия 9 июня 2014, 16:12
"После преставления мужа (матушка) Эвелин сама приняла сан и служила настоятельницей прихода в Пеннант-Мелангелл до 2000 года. Затем она стала служить в церкви святого Хивина"

Немного непонятно, женщинам ведь не разрешается служить в церкви...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×