Мало кто знает за пределами Уэльса и Великобритании о валлийской святыне в честь преподобной Мелангеллы (память 27 мая / 9 июня), скрытой в глуши среди Бервинских гор; святыня эта посвящена жившей в VI–VII веках ирландке-отшельнице, подвизавшейся здесь на протяжении многих лет в полном уединении и безвестности. Эта раннехристианская жемчужина является старейшей сохранившейся романской святыней в северной Европе. Когда церковь восстанавливалась в 1960-е годы, мощи преподобной Мелангеллы были обнаружены под полом часовни, и теперь каждый год более 10 тысяч паломников приезжают просить святую о заступничестве.
Древняя святыня в Пеннант-Мелангелл и ее небесная покровительница
Деревня Пеннант-Мелангелл, состоящая из церкви и нескольких небольших домиков, расположена среди удивительно красивой природы в глубине Бервинских гор. Маленькая речка Танат бежит узкой лентой из деревни Ллангиног в тихую зеленую долину, окруженную высокими холмами и заканчивающуюся мысом Моэл-Дду-Мау (Моэл-Димоэл). Большую часть года с утеса низвергаются мощные водопады.
Вокруг этого места, освоенного еще в бронзовом веке и на протяжении более 1200 лет освященного присутствием христианской церкви и ставшего центром паломничества, стоят древние тисовые деревья, которым, по подсчетам ученых, уже более 2 тысяч лет. Жители еще дохристианского поселения бронзового века возвели здесь вал посреди дубового леса, который скрывал долину, так что, укрывшись в этом отдаленном месте, они чувствовали себя в безопасности.
Мало достоверных сведений сохранилось о преподобной Мелангелле; известно лишь, что, по преданию, она была дочерью короля государства Стратклайд и приплыла сюда из Ирландии в конце VI века для обращения в христианскую веру валлийцев и основания небольшой монашеской общины. Но столь малая информация делает еще более очевидным тот факт, насколько важным и значимым было присутствие здесь и молитвы преподобной Мелангеллы, и свидетельство этому – та любовь, которую питали к ней валлийцы, продолжавшие почитать святую и после Реформации.
Каменная церковь и реликварий для мощей святой были построены около 1100 года.
Норманнская церковь, отдельные части которой датируются XII веком, освящена в честь святой Мелангеллы (на латыни ее имя имеет форму Монацелла) и включает в себя фрагменты даже от более древней святыни. Нынешняя каменная церковь и реликварий для мощей святой, заменившие более древние деревянные сооружения, были построены около 1100 года «по прямому указу короля в благодарность за царивший мир в его стране и еще потому, что сама святая стала иметь огромное значение в жизни валлийцев»[1]. В 1450 году в храме была установлена дубовая перегородка, отделившая неф от алтаря; ее резьба искусной работы представляла предание о встрече преподобной Мелангеллы с принцем Брихвелом (Брохвелом). В храме было также водружено большое и очень высокое деревянное Распятие, но этот крест был позднее уничтожен, а на его месте сегодня новый бронзовый крест. Одна из двух средневековых фигур рядом с реконструированной ракой, возможно, является фигурой самой святой Мелангеллы. К первоначальной норманнской купели позднее были добавлены кафедра эпохи королей Георгов, канделябр, доска с выведенными на ней заповедями и ряд каменных высеченных изображений зайчика святой Меллангеллы – работа скульптора Мейкала Уоттса.
На вратах, ведущих в святыню, помещена надпись на валлийском: «Паломничество Мелангеллы», а выше выведено стихотворение, тоже на валлийском: «Приклонитесь на молитву с чистым сердцем. Позаботьтесь возблагодарить Бога; только Бог благ, и благое дело – возносить Ему хвалу на этом месте».
В 1537 году, во время Реформации, рака с мощами Мелангеллы, дабы избежать ее уничтожения, была спрятана местными христианами в трехфутовые внешние стены церкви. В 1630 году к церкви были добавлены западная башня и квадратная «комната святой Мелангеллы» (возможно, келья для отшельника – распространенная деталь древних английских храмов. – Д.Л.) напротив внешнего восточного конца прочных храмовых стен, имеющих три фута в толщину. К 1876 году была перестроена башня, заменена крыша и появились некоторые новые элементы убранства храма. Очередные восстановительные работы последовали в 1958 году, когда часть раки святой Мелангеллы была перенесена из внешних стен и неудачно установлена внутри бывшего церковного помещения – тогда классной комнаты деревенской школы. С 1989 по 1992 год церковь была полностью и должным образом восстановлена под руководством архитекторов, историков, архивистов и строителей. Романского стиля рака-реликварий преподобной Мелангеллы, под которой положены мощи, тоже была полностью восстановлена, как и церковь. Это старейшая, как мы говорили, романская рака в северной Европе. В средние века паломники к мощам святой, стекавшиеся за исцелением, ложились под балдахином рядом с каменной ракой в молитве.
В начале восстановительных работ англиканский священник отец Пол и его жена Эвелин Дэвис переехали в крошечный домик рядом с церковью, чтобы надзирать за работой, а Эвелин организовала кампанию по сбору средств на восстановление храма, и в итоге удалось собрать 300 000 фунтов стерлингов. Церковь переосвящена 28 июля 1992 года англиканским архиепископом Уэльса и с тех пор снова стала значимым центром паломничества – примерно 10 000 верующих приезжают на молитву каждый год. В 1994 году Эвелин построила в саду при храме центр помощи раковым больным, и множество чудес исцеления стало происходить от раки с мощами преподобной Мелангеллы. Православные, католические и англиканские паломники стекаются сюда, чтобы приложиться к мощам и помолиться; служение продолжается сегодня на этом месте для всех христиан.
Доктор Уильям Морган (1545–1610; епископ Лландаффа и Сент-Асафа), первым переведший Библию на валлийский язык, был настоятелем приходской церкви Пеннант-Мелангелл с 1588 по 1595 годы. Соседняя деревня Ллангиног позднее стала известным центром по изготовлению арф. В Пеннант-Мелангелл захоронены Томас Ллойд – живший в начале XX века рабочий карьера в Ллангиноге и победитель конкурсов по изготовлению арф и игре на них, а также Нэнси Ричардс Джонс (1888–1979; прозванная «королевой арфы», была назначена официальной арфисткой принца Уэльского) – всемирно известная валлийская арфистка.
Широко известная история «о Мелангелле и зайце» дошла до нас через валлийскую фольклорную традицию, запечатленная в резных изображениях, песнях и стихах, некоторые из которых были лишь недавно обнаружены и переведены.
Святая Мелангелла и заяц
В начале VII столетия в валлийском королевстве Поуис, в городе Пенгверн-Поуис (ныне город Шрусбери английского графства Шропшир) жил принц по имени Брихвел Исгитрог, бывший также графом Честера, чья резиденция находилась в том месте, где позднее появился колледж святого Чеда – в девяти милях от границы с Уэльсом. Принц был известен тем, что раздавал щедрую милостыню ради служения Богу и помощи бедным.
Дева ответила: «За последние 15 лет я ни разу не видела лица человека».
Однажды (это было в 604 году) принц охотился в отдаленной части своих владений под названием Пеннант. Вот его собаки вспугнули зайца. Принц, подбадривая их, погнался за зайцем на лошади и загнал в густые заросли ежевики. Но собаки, вместо того чтобы поймать добычу и принести ее хозяину, внезапно с воем убежали прочь. Посреди зарослей принц вдруг наткнулся на поляну, на которой стояла красивая женщина, погруженная в молитву. Заяц же, за которым гнался принц, бесстрашно лежал под краем ее одежды. Увидев женщину, пораженный Брихвел спросил у нее, как долго живет она одна в такой глуши. Согласно средневековым латинским источникам, дева ответила: «За последние 15 лет я ни разу не видела лица человека». «Чья же ты дочь и откуда приехала?» – спросил принц. «Я родом из Ирландии, – отвечала она, – дочь короля. Когда мой отец решил, что его дочь должна стать женой одного ирландского знатного человека, то я, по Божьему откровению, вместо замужества прибыла сюда, чтобы служить Господу и Пренепорочной Деве Марии в чистоте телесной и сердечной, столько, сколько мне уготовано жить на земле». Принц поинтересовался, как ее зовут, и она сказала: «Мелангелла»[2]. Узнав о призвании Мелангеллы, ее благодатной и уединенной жизни, принц ответил: «Достойнейшая Мелангелла, я вижу, что ты – служительница Истинного Бога. Поскольку Господь благоволил, ради твоих подвигов, сохранить целым и невредимым сего маленького дикого зайца от нападения гончих собак, я добровольно жалую тебе в дар эти мои земли, ради служения Богу, чтобы они отныне всегда были укрытием и прибежищем. Если кто-либо из мужчин и женщин придет сюда просить у тебя покровительства (при условии, что они не причинят вреда этому месту), то пусть ни один принц и ни один вождь не прогневит Бога и не заставит их возвращаться обратно»[3]. Другая версия этой истории добавляет слова принца: «С другой стороны, если кто-то из виновных в чем-либо, живущих в этом безопасном месте, покинет твое пристанище и совершит какие-либо беззакония, то пусть те, под чьим управлением находится место пристанища, узнав об этих беззакониях, передадут преступников официальным лицам Поуиса».
Мелангелла продолжала подвиги отшельнической жизни в районе Пеннант еще более 37 лет. Дикие зайцы дружили с ней на протяжении всей ее жизни, и с того времени их всегда называли «агнцами святой Мелангеллы» (Wyn Melangell).
Рядом селились и другие чистые девы (возможно, приехавшие вместе со святой Мелангеллой из Ирландии) и жили общинной жизнью, состоявшей в молитве, любви и служении Богу.
После смерти прославленного принца Брихвела княжеством Поуис стал владеть его сын Тизилио[4]; затем этим районом владели Кинан (брат Тизилио), Тамбрид, Курмилк и Дуррес Хромой. Каждый из этих правителей неуклонно подтверждал указ принца Брихвела о том, что место Пеннант-Мелангелл должно оставаться постоянным прибежищем для посвятивших себя Богу людей и нуждающихся.
Однажды – это случилось после того, как преподобная Мелангелла преставилась ко Господу[5], – в Пеннант-Мелангелл пришел некий аристократ по имени Елисе, желавший похитить и осквернить живших там дев, но вскоре был сражен внезапной смертью. С тех пор почти каждого, кто осмеливался нарушать свободу или порядок этого святого места, незамедлительно постигало Божественное возмездие.
И по сей день никто не желает охотиться за зайцами на территории прихода Сун-Пеннант.
Настолько сильно влияние этой святой в данном округе, что и по сей день никто не желает охотиться за зайцами на территории прихода Сун-Пеннант! На протяжении столетий существовало поверье, что если во время собачьей охоты за зайцем в этой области кто-нибудь крикнет: «Duw A Melangell A’th Gadwo» – то есть: «Бог и святая Мелангелла да хранят тебя!» – то заяц обязательно спасется.
Память святой Мелангеллы празднуется 27 мая (9 июня по новому стилю).
Следующий короткий стих, связанный с именем святой, считался древним еще в 1723 году, когда его впервые записали на валлийском языке в приходской церковный реестр:
Мелангелла с тысячью ангелов
побеждает все силы зла.
(Mil engyl a Melangell
Trechant lu fyddin у fall).
Служение Богу в Пеннант-Мелангелл
Матушка Эвелин Дэвис прожила в Пеннант-Мелангелл много лет: сначала со своим мужем, отцом Полом Дэвисом – англиканским священником, который служил там настоятелем. После преставления мужа Эвелин сама приняла сан и служила настоятельницей прихода в Пеннант-Мелангелл до 2000 года. Затем она стала служить в церкви святого Хивина[6] – еще одной древней святыне в местечке Абердарон, где корреспондент журнала «Road to Emmaus» и встретился с ней, чтобы взять у нее интервью. Сейчас она руководит созданным в этом месте центром для больных и умирающих.
– Уважаемая Эвелин, как известно, сохранившиеся до наших дней поздние жития многих кельтских святых, включая и житие святой Мелангеллы, содержат мало достоверной информации. Однако в начале 1990-х годов, когда вы и ваш муж, бывший тогда настоятелем в Пеннант-Мелангелл, инициировали работу по восстановлению святыни и заведовали ею, некоторые интересные археологические находки пролили свет на историю этого места. Расскажите, пожалуйста, об этом.
Подняв камень, рабочие обнаружили свинцовый ящик с мощами.
– Да, мощи святой Мелангеллы в новейшее время были впервые обнаружены в 1958 году, когда проводились частичные восстановительные работы в церкви Пеннант-Мелангелл. Тогда переложили новыми досками потолок и сделали небольшой ремонт в бывшей классной комнате старой школы, ставшей таковой после Реформации, – это квадратное помещение в конце храма, где сейчас располагается малая апсида. Пол стали покрывать бетоном, но под бетоном как раз и была найдена могила святой Мелангеллы. Подняв камень, рабочие обнаружили свинцовый ящик от гроба в могиле, то есть не сам гроб, а меньший по размеру ящик, в котором были мощи. В ящике помимо мощей также было найдено немного мусора – в основном остатки растений, которые, очевидно, поместили сюда после Реформации вместе с мощами.
– Значит, можно предположить, что кости святой были выкопаны, возможно, по уничтожении ее раки после Реформации, и затем положены в меньший по размеру ящик?
– Да, думаю, что так. Мы с мужем хранили этот ящик у себя дома в период поздних восстановительных работ в 1990 году. У мужа тогда был близкий друг хирург-ортопед – он пришел к нам и выложил кости из ящика на стол. Мощи сохранились почти полностью – недоставало лишь нескольких дисков позвоночника и некоторых косточек от одной руки и ноги. Итак, кости были снова положены в ящик, а ящик – в раку, которая полностью была восстановлена в 1992 году. Мощи остаются в ней до настоящего времени.
– Было ли подтверждено, что это именно мощи святой Мелангеллы?
– Датирование радиоактивным углеродом показало, что эти мощи восходят ко времени ранее IX века. А во время поздних восстановительных работ в 1990 году проведенные раскопки с внешней стороны северной церковной стены помогли обнаружить еще шесть человеческих скелетов прямо возле стены. Это оказались останки женщин, живших тоже ранее IX века. Сохранились даже остатки льняных саванов, в которые были укутаны их тела до погребения, а поверх каждого савана клались маленькие белые камни, и на них отмечали год принятия той или иной монахиней обетов. На некоторых было шесть, три еще на одной и девять на другой. Слышала, что в других странах есть такая традиция, как минимум в Европе и здесь в Уэльсе тоже. Так делалось только с монахами и монахинями, поэтому мы уверены, что эти женщины были точно монахинями.
Через два года после восстановления храма, просматривая историю графа Поуиса, я прочла, что во время Реформации семья Поуис, владевшая тогда Пеннант-Мелангеллом, осталась католической и отправила своих детей учиться в английский иезуитский колледж в городе Сент-Омер в северной Франции, чтобы они воспитывались в католической вере. Колледж тогда собирал мощи святых со всей северной Европы, включая и Британию, чтобы спасти их от осквернения и уничтожения. Полагаю, что недостающие у нас части мощей преподобной Мелангеллы как раз и были отправлены в Сент-Омер на сохранение и еще для того, чтобы дети семьи графов Поуис были приняты в школу.
А в наши дни один хороший историк из северного Уэльса, изучавший материал о святой Винефриде из Холивелла в Ватиканской библиотеке, обнаружил свидетельства о том, что часть святых мощей преподобной Мелангеллы пребывала в Сент-Омере и что в 1830 году, когда семинария закрылась, мощи перенесли в местную католическую приходскую церковь. Я уже писала священнику из Сент-Омера и спрашивала, там ли еще находятся мощи святой, но так и не получила ответа. Все равно следующей весной собираюсь в Бретань и тогда сама посещу Сент-Омер.
– Эвелин, вы сами стали служить в Пеннант-Мелангелл после кончины вашего мужа, и за последние 20 лет вы активно занимались тем, что встречали паломников. Люди все еще молятся святой Мелангелле. Чувствуете ли вы сами ее заступничество?
Врачи сказали родителям неутешительную новость: у мальчика сильная гидроцефалия…
– Да, безусловно! Есть три случая, которые мне особенно запомнились. Однажды я встала рано утром и решила сразу пойти в храм. Часов в шесть утра я увидела, что по тропинке наверх к храму спешит одна молодая семья: супружеская пара и две маленькие девочки вместе с ними. Женщина несла на руках мальчика-грудничка. Эта мама приехала к нам сразу после больницы, а ее сыну было всего две недели от роду. Врачи сказали родителям неутешительную новость: у мальчика сильная гидроцефалия; они велели родителям принести его снова в больницу в следующий понедельник, чтобы из его головы выкачали избыточную жидкость и вставили шунт. Врачи также их предупредили, что ребенок навсегда останется слепым и умственно отсталым. Они очень просили молитв, и я тоже попросила их приклонить колени у алтаря.
Мальчик был на руках у матери, всё время такой тихий и сонный. Я положила на него руки – не на голову, а подальше – и мы все долго молились. Когда я отпустила руки, то удивилась, увидев отметины от моих пальцев у него на головке, хотя я его почти и не трогала – уж точно не дотрагивалась до головы. Мне сразу подумалось: «Что же я наделала?! Я, наверное, как-то навредила этому младенцу!» Я была расстроена, а родители – счастливы; мы договорились все непрестанно молиться о малыше, и они поехали с ним домой.
Когда спустя всего несколько дней родители снова показали мальчика врачам, то они, осмотрев его, сказали, что ситуация каким-то чудесным образом стала лучше: количество жидкости уменьшилось, и отпала необходимость в шунте; однако малыш всё равно останется с физическими и умственными отклонениями. Я увидела его снова через два года: чудесный маленький ребенок и абсолютно нормальный! Мы посмотрели с ним друг на друга – это был такой особый момент, когда наши души встретились во взгляде! Это было замечательно. Сейчас ему примерно 12 лет. Хотя я больше его не видела, но знаю от других, что это отличный юный отрок!
Другое чудо, свидетелями которого стали работники храма в Пеннант-Мелангелл, заключалось вот в чем. В храм однажды пришла женщина в стрессовом состоянии: врачи ей сказали, что у нее развивается рак груди и ей нужно срочно делать операцию. Мы молились вместе с нею в храме долгое время, и еще на какое-то время она потом осталась возле раки святой. Когда больная вернулась к своему доктору спустя две недели, то оказалось, что раковая опухоль бесследно исчезла!
И вот чудо: тот парень, который долгие годы молчал, стал вдруг изумительно и увлеченно петь!
Третий чудесный случай тоже достоин восхищения! К нам в храм иногда приходили (и до сих пор приходят) психически больные люди из центров дневного ухода за больными с психическими отклонениями. Однажды к нам привели двух молодых мужчин, оба шизофреники. Один из них был очень шумным, и нас даже предупредили при входе в церковь: «Этот всегда кричит, он не сможет замолчать». Я ответила: «Это не имеет значения. Все равно ведите его в храм». Второй больной, наоборот, на протяжении многих лет не мог сказать ни слова. Когда больных шизофренией мужчин ввели в храм, одни сотрудники центра по уходу за больными, сопровождавшие их, стали осматривать церковь, а другие – сели на скамьи. В отличие от них, больные сразу пошли прямо к раке святой Мелангеллы. И вот чудо: тот парень, который до этого все время молчал, стал вдруг изумительно и увлеченно петь! Это было так красиво. Второй молодой человек, до этого все время шумевший, вдруг замолчал и не издал ни звука. Эти двое мужчин хотя так и не получили полного исцеления, но мне рассказывали, что с тех пор им стало значительно лучше, и они все время просят отвезти их снова к раке Мелангеллы.
Были и другие истории – удивительные духовные чудеса, когда люди, до этого совершенно неверующие, вдруг приобретали веру в Бога, а другие совершенно исцелялись от сильного гнева и ненависти.
Очень скучаю по этой святыне, но Господь теперь позвал меня сюда, чтобы я служила и жила вдали от нее. Но мне всё еще не хватает Пеннант-Мелангелла.
А святая Мелангелла, конечно, наша :)))
Мелангелла с тысячью ангелов побеждает все силы зла.
Святая Мелангелла - моли Бога о нас!
конечно же, преподобная Эвелин - служительница англиканской церкви Уэльса (Church of Wales), а не православной церкви. А в содружестве англиканских церквей рукоположение женщин в священнический сан практикуется с конца XX века.
Немного непонятно, женщинам ведь не разрешается служить в церкви...