Надоели разговоры про то, что христианство – религия для слабых. Обычно по ходу этих разговоров на заднем плане вертится идейка, что есть религии для сильных, не чета христианству. Существует и еще один вариант: можно представляться мужественным человеком и с торжествующим видом исповедовать атеизм, или агностицизм (что более «современно»): «Противно и унизительно зависеть от богов. К тому же никаких бесспорных доводов в пользу существования богов нет. Так что со своими проблемами мы справимся своими силами. Как христиане на коленях ни перед кем ползать не собираемся».
У всех этих разговоров есть один коренной изъян – фатальное непонимание христианства. Для многих сторонников сильной жизненной позиции христианство сплошняком состоит из неумения и нежелания за себя постоять, из пассивности, малодушия и узколобого фатализма. Между тем, суть христианства совсем в другом. Поищем ее в главной книге, откроем Новый Завет.
* * *
Посмотрим несколько стихов из Послания апостола Павла к Ефесянам. Здесь апостол пишет о христианском образе жизни. И его описание оказывается не медленным разливанием перед публикой сладковатого розового сиропчика, но решительным настроем на духовную войну.
Христианин – это воин Христов, а не последователь вычурного и дряблого религиозного учения. От христианина требуется мужество, готовность переносить лишения, упрямая верность своему Военачальнику. Да, духовная война отличается от обычной войны. Однако хороший боевой настрой ценится и там, и там. Так что христианство никак не является религией слабых, наоборот. Убедимся в этом, почитаем, наконец, Новый Завет.
Диавол действует против нас прямой силой и хитростью, кознями
Сначала апостол призывает ефесян взять в руки оружие и указывает, где наши враги: «Облекитесь во всеоружие Божие (τὴν πανοπλίαν τοῦ θεοῦ), чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесных» (Еф. 6:11). Христиане никак не могут согласиться с человеконенавистническими идеологиями, имже несть числа. Наша брань не против людей (идиома «плоть и кровь» означает «человек»), но от этого она не становится менее ожесточенной, «плюшевой». Враги нашего спасения сильнее нас, так что своими силами нам не справиться. Мы знаем случаи, когда в трудной борьбе против духов злобы поднебесных и их служителей христиане подвизались до крови, не образно выражаясь, а буквально. И мы чтим их как святых, мучеников. Это сильные Господом люди.
Диавол действует против нас прямой силой и хитростью, кознями. Вот почему нам требуется воевать, укрепляясь Господней мудростью, Его всемогущим оружием, «и, все преодолев, устоять».
Вот как идет приготовление христианина к бою: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6:14). Воин стягивает себя натуго поясом, чтобы крепче стоять в бою. Блаженный Феофилакт видит в этом стягивании аскезу, утеснение себя, средство против греховного расслабления. По словам блаженного Феофилакта, «человек любострастный», то есть привязанный к наслаждениям, не может стоять прямо, страстный человек все время склоняется к предметам своих вожделений. Итак, приготовление к бою состоит в решительной борьбе со своими страстями.
Воюя против демонов, мы обретаем мир с Богом. Вот почему, облекаясь в броню праведности, христианин, по слову апостола, будет идти с благовестием мира: ведь победа над злыми силами уже совершена Христом Спасителем. Мы можем эту радостную победную весть разделить с Ним.
Воюя против демонов, мы обретаем мир с Богом
Апостол дает советы воинам, которые на войне помогут людям сохранить жизнь: «Возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:16-17). Лукавый дух мечет в христиан горящие стрелы. Как говорит блаженный Феофилакт, «диавол поджигает нас и чрез помыслы неверия, и чрез искушения». Когда диаволу удается нас искусить, довести до кризиса веры и до греха, то «мы и совестью как бы сожигаемся». Наша совесть изнутри восстает на нас. Как же примириться со своей совестью? Покаянием в грехах. Покаяние считается одной из важных сторон нашей войны против демонов. В покаянии проявляется не человеческая слабость, – нет! – а мужество признать свою неправоту. Демоны не переносят человеческое покаяние, для них это – огонь.
Апостол называет Священное Писание мечом духовным, то есть таким оружием, которым мы сражаемся против врагов нашего спасения. Божественное Писание – это не религиозная литература, написанная древними христианами, а наше духовное оружие. Им посекаются демоны. Обратим внимание на то, что апостол Павел указывает христианам на щит и меч. И еще – на шлем, который закрывает голову, то есть хранит человеческий ум от страстных помыслов. Хранение ума от греховных помыслов в полной мере обретается в аскетическом опыте священного безмолвия.
Божественное Писание – это наше духовное оружие
Далеко не всякому христианину дано вкусить благодати священного безмолвия. Но на нашем общем большом пути к безмолвию, где бы мы не находились – пусть в самом его начале – мы отсекаем страстные помыслы и стараемся хранить молитвенные покаянные помыслы. После боевого препоясания, облачения в шлем и броню, после того, как щит и меч оказались в наших руках, апостол подводит нас к Великому Богу: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6:18). Христианская молитва не унижает человека, а ставит его перед Царем Богом. Молитва не делает человека слабым, а, напротив, укрепляет его в «день злой», помогает устоять в самых страшных испытаниях (Еф. 6:13).
Спасибо батюшка за Ваши молитвы за землю нашу русскую и за Ваши мудрые слова.
Господь Сам отпевает предавших душу свою за товарищей своих, совершающих подвиги любви. Русских мальчиков, и татарских, и украинских, и всех других...
Однако, вопрос остается: понятно, что когда идет гражданская война, Церковь не может не взывать к миру, но может ли Она, тем не менее, благословить борьбу тех, кто погибает сейчас в Новороссии, полагая свою жизнь за други своя, мы же видим убитых детей и стариков,и женщин, разве не за них сражаются эти люди?
Мой вопрос спровоцирован, конечно, фотографией, размещенной рядом со статьей. За мир на Украине, понятно, молимся, прошу Ваших св. молитв о мире в Новороссии, и здесь нет политического призыва, иначе это место нельзя теперь называть, не Украина же, на самом деле.
Вероятно, трудно требовать от этих людей сугубо Христианского подвига, о котором пишете Вы, но можно ли благословить их на воинский подвиг? Знаете, меня один доброволец из Казани спросил, а там мулла есть? я же, говорит, когда умирать буду, мне без муллы нельзя. Есть ли в Новороссии кому отпевать русских мальчиков и вполне себе взрослых дядек, бросающихся под танки?
простите