Совершая празднование в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Церковь побуждает нас вновь обратиться к истории их жизни, как она отражена в Писании. И, открыв Новый Завет, мы обнаруживаем нечто крайне странное и удивительное.
Есть такое понятие «компромат». Что-то такое, что известные люди – политики, бизнесмены, телезвезды – не хотели бы увидеть опубликованным. Что-то, что выставляет их совсем не в том свете, в котором они хотели бы выставить себя. И у нас, и, еще более, в других странах, газеты гоняются за компроматом – людям нравится видеть падение высоко взлетевших.
Столп общества, изрекающий возвышенные речи, образец честности и добропорядочности оказывается вором, и интернет радостно тиражирует разоблачения. Борец за семейные ценности оказывается развратником, а видный политик, как выясняется, в молодости вел жизнь бурную и чуждую благочестия и чистоты.
Повсеместное распространение интернета и фотокамер в мобильных телефонах сделали компромат еще более доступным. Более того, люди сами сделались для себя источником опасности: легкомысленные фотографии и поспешные комментарии с радостью разносятся любителями скандалов по всей сети.
Репутации губятся, попавшиеся что-то жалко блеют, карьеры рушатся. Так устроен этот мир: не делай ничего, что может быть обращено против тебя, а если уж делаешь, прячь это хорошенько.
Священное Писание устроено ровно наоборот. Мы находим в нем тяжкий компромат на людей, стоящих у самого основания Церкви. Святой апостол Петр три раза отрекся от Спасителя. Святой апостол Павел до своего обращения был жестоким гонителем христиан.
О предательстве великого апостола рассказывали не его враги, а он сам
От кого мы знаем это? История отречения Петра находится в Евангелии от Марка, который, по свидетельству древнего автора Папия Иерапольского, записал его со слов самого апостола, спутником и переводчиком которого был. О предательстве великого апостола рассказывали не его враги, не жадные до чужих грехов папарацци, а он сам.
Святой апостол Павел постоянно говорит о своем греховном прошлом: «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал.1:13,14).
Апостолы не скрывали своих прошлых грехов; свидетельство о них было частью их послания.
Послание мирского человека – о нем самом. «Я уважаемый член общества с безупречной репутацией! Голосуйте за меня! Доверяйте мне ваши деньги! Назначайте меня на важные посты!» Это послание, конечно, может быть разрушено грязными тайнами из прошлого человека.
Но апостолы проповедуют совсем другое послание, в центре которого стоят не они, а Спаситель грешников. Как говорит святой апостол Павел, «верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (1Тим.1:15,16)
О чем говорят нам апостолы? Обратитесь ко Христу в покаянии и вере, и Он простит Ваши грехи, как Он простил наши. Именно эту весть они возвещают неустанно: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24).
Что такое благодать? Это благо, которое дается в дар
Что такое благодать? Это благо, которое дается в дар – не по заслугам человека, но исключительно по милости Бога. Нечто, в чем мы отчаянно нуждаемся, но на что не имеем никакого права. Писание приводит несколько примеров, помогающих понять, что это такое.
Пророк Осия был очень несчастлив в личной жизни: его любимая жена изменяла ему направо и налево и не жила в его доме. Наконец, измотанную, постаревшую и уставшую, он выкупает ее, чтобы вернуть в свой дом и быть ей любящим мужем. Обязан ли он был так поступать? Нет. Какую участь ни навлекла бы на себя эта женщина, виновата была бы только она. Но он проявляет то, что на библейском иврите называется «хесед», верная любовь, любовь, не обращающая внимания на крайнее недостоинство любимого.
Его личная драма становится прообразом взаимоотношений Бога и Его неверного народа: люди грешат и тяжко оскорбляют Господа, но он ждет их покаяния, чтобы с любовью принять их назад.
В Евангелии от Луки содержится притча о блудном сыне. Легкомысленный юноша бросает отца и уходит от него в далекую страну; возвращается он только когда перед ним начинает маячить голодная смерть, но отец принимает его с любовью и устраивает праздник в честь его возвращения. Обязан ли был отец так поступать? По обычаям того времени – не только не обязан, но и скорее должен был поступить наоборот: навсегда отречься от своего сына и забыть, что он у него вообще когда-то был.
Благодать – это то, в чем вы отчаянно нуждаетесь, но что вам не обязаны давать. Например, представьте себе, что у вас есть машина и она нужна вам для работы. Вы купили ее в кредит, который сейчас выплачиваете. А теперь представьте себе, что я, из хулиганских побуждений, ее сжег.
По справедливости, я должен выплачивать ущерб – любой суд постановит именно это. Из-за своей глупости и злобы я попал в немалую беду.
Вы можете проявить удивительное великодушие и простить мне всю сумму. Тогда, конечно, ущерб придется нести вам. Но вы не обязаны это делать. Никто вас не упрекнет, если вы взыщете с меня все до копейки.
Он свободно пожелал умереть за нас, чтобы даровать нам жизнь вечную
И вот Евангелие благодати – оно говорит о том, что Бог любит, прощает и спасает неблагодарных и злых грешников, которые не заслуживают ничего, кроме окончательного отвержения. И делает Он это ценой Крестной Жертвы. Как говорится в молитве святителя Василия Великого, Сын Божий есть «в плоть оболкийся, и распныйся, и погребыйся за ны неблагодарныя и злонравныя», то есть Бог облекся в плоть, был распят и погребен за нас, неблагодарных и злонравных. Он не был обязан это делать, и мы ничем не могли бы этого заслужить. Да и как можно было бы заслужить такое? Но Он свободно пожелал умереть за нас, чтобы даровать нам прощение грехов и жизнь вечную.
Христос для того и поставил первоверховными апостолами людей, которые явно согрешили, для того и сами они открыто говорят о своих грехах, чтобы сделать это послание как можно более ясным: все грехи могут быть прощены и все беззакония – покрыты. Придите и примите спасение.
Ты хочешь нам предоставить доказательства, что ты умнее всех тех христианских подвижников, которые жили на земле последние 2000 лет и оставили нам свои труды, называемые ныне святоотеческим наследием?
Напишите кто-нибудь или Владимир что означает что ты написал просто я не понял: "Здесь нет ни слова про обряд или ЦСЯ, или про канон, или про традицию. Я не говорю, что все выше перечисленное плохо или греховно, но тем не менее в Евангелии именно оно подвергается осуждению."
21 Разве не был оправдан наш предок Авраам своими делами, когда возложил своего сына Исаака на алтарь?
22 Как видишь, его вера сопровождалась делами, и она стала совершенной благодаря его добрым делам.
23 И так исполнилось Писание, в котором сказано: "Авраам верил в Бога, и вера его вменилась ему в праведность". Потому он был назван "другом Божьим".
24 Вы видите, что человека оправдывают перед Богом его дела, а не одна только вера.
25 Точно так же разве не была блудница. Раав оправдана перед Богом, когда приютила посланцев и помогла им скрыться по другой дороге?
26 И потому, как тело мертво без духа, так и вера без дел мертва.
(Иакова 2 глава / Библия. Современный перевод)
Здесь нет ни слова про обряд или ЦСЯ, или про канон, или про традицию. Я не говорю, что все выше перечисленное плохо или греховно, но тем не менее в Евангелии именно оно подвергается осуждению.