Все мы знаем, что терпение – одна из христианских добродетелей. Но от этого слова произведено другое – терпимость. Это второе понятие оказалось в наших глазах скомпрометированным. Потому что для определенных групп населения и у нас, и – в гораздо большей степени – на Западе (где это стало уже государственной политикой) терпимость, она же толерантность, – это такая лукавая вывеска, под которой в реальности – апология греха и возведение его в ранг добродетели; отрицание традиционных нравственных ценностей как деспотических; разрушение семьи и тому подобное.
К тому же, у нас, русских, свои исторические ассоциации со словом «терпимость», тоже не самые приятные. Всё вместе рождает негативную реакцию на это слово: многим сразу кажется, что терпимость – это моральный плюрализм, принятие греха, мир и лад с ним.
Кто-то, может быть, со мной не согласится, но в моем понимании терпимость – совсем другое. И мне очень хочется это понятие реабилитировать. Потому что, на мой взгляд, именно ее, терпимости, нам очень часто не хватает. Подчеркиваю, нам – значит, и мне самой тоже.
Терпимость, как мне кажется, означает не просто потерпеть грехи, несовершенства, недостатки и заблуждения ближнего, а принять этого ближнего… именно как ближнего, как своего, не чужого.
Не считать себя лучше его – даже если мы действительно успели уже научиться тому, чему он еще не научился, или избавлены Богом от недостатка, которым он страдает. Не присваивать себе право суда над ним.
Понимать, что другой человек – это всегда другой мир, другой жизненный путь, и не требовать, чтобы ближний наш был похож на нас и воспринимал всё так, как воспринимаем мы.
И не навязывать ему своих убеждений – даже если ни малейшего сомнения у нас нет в их (убеждений) церковности.
Другой грустный эпизод: служба долгая, а прихожанка в новых туфлях, ногам больно, боль отвлекает от молитвы, и она быстренько (чтобы, опять же, не отвлекаться и ловить каждое слово!) сбрасывает обувку, стоит босиком. Никому до этого дела нет – кроме ее соседки, которая, видимо, не настолько погружена в молитву, чтобы не успевать следить за чужими ногами:
– Сестра! Наденьте обувь! Что значит «Почему нельзя?» Вы не дома. Вы находитесь в храме. Это неуважение к Богу! Что значит «Кто сказал?» Я вам говорю: обуйтесь немедленно!
Наверное, этих строгих прихожанок нельзя осуждать и можно понять: они ведь по-своему искренни. Их задевает то, что представляется им неблагочестивым, неблагоговейным, их травмирует нарушение правил – подлинных или надуманных, но правил – которые они приняли как правила своей жизни и которыми, как стеной, защищаются от жизни враждебной. Но при этом требовательные прихожанки не осознают, что сами ранят других людей, и ранят подчас жестоко – ведь в церкви, в храме человек беззащитен. Нехватка любви… Но не только в ней причина нетерпимости. Для того чтобы увидеть ее глубже, лучше всего обратиться к себе самой, к тому самому бревну в собственной глазнице.
Моя нетерпимость проявляется иначе, чем нетерпимость упомянутых выше женщин. Я бываю нетерпима, когда сталкиваюсь с непониманием, с заблуждениями людей – чаще всего моих старых друзей и коллег – относительно Православия и Церкви. Ну раздражает меня, понимаете, раздражает упорствование в невежестве! «Бог должен быть в душе, зачем все эти ритуалы в церкви?!»; «Я сам с Богом разберусь, попы в качестве посредников мне не нужны»; «Человек сам должен решения принимать, а религия ему готовые ответы навязывает…» Сколько можно эти глупости повторять!..
…Как будто я сама в свое время не хваталась за эти глупости. Я переболела всеми болезнями гордого интеллигентского сознания, я хворала ими не год и не два. Да, я выздоровела – в том, по крайней мере, смысле, что в Церковь пришла, – но так поздно, что вряд ли могу быть судьей чужим опозданиям, хотя бы и непоправимым. Однако я забываю про это, и, когда возникает спор, веду себя столь агрессивно и нетерпимо, что могу великих дров наломать. По крайней мере двух своих старых подруг я уже ранила, и довольно ощутимо. А ведь они в свое время помогали мне, поддерживали, были очень мне нужны! Теперь я забываю их щадить – а почему забываю? Откуда она, моя нетерпимость в подобных случаях, в чем ее причина?
В моей любви к Истине, в ревности по ней? Да нет же.
Болезненная реакция на чужие высказывания может быть связана с неосознанной неуверенностью, с малодушием, с маловерием.
Причина – в каком-то моем собственном внутреннем неблагополучии, которое мне не удается пока понять. Я только догадываюсь: болезненная реакция на чужие высказывания может быть связана с неосознанной неуверенностью, с малодушием, с маловерием – такой вот психологический парадокс.
Но не меня одной это касается. По крайней мере часто, если не всегда, истинная причина нашего нетерпимого, жесткого, резкого поведения, нашей агрессии – не в личном нашем благочестии и благоговении и не в любви к Истине. Истинно благоговейный человек, кстати, не станет шуметь в храме; да и в частном разговоре постарается внутренний свой храм не осквернить, не впустить в душу раздражение и злость. Причина в другом – во внутренней нашей ущербности, которая ищет компенсации; в душевной и духовной неустойчивости; а у кого-то, возможно, – в скопившейся обиде на людей, в неудовлетворении собственной жизнью, в затаенной несчастности.
К вере все приходят искренне, ни в чьей искренности здесь сомневаться не надо. Но беда еще и вот в чем: мы ведь не изменяемся мгновенно, не перерождаемся за один день, – придя в Церковь, мы во многом остаемся прежними. Тут-то и подстерегает нас, как мне кажется, ловушка: вместо того, чтобы освобождаться от своих совсем не лучших качеств и состояний, человек находит для них высшее оправдание, мысленно сам для себя их «освящает». Он уже не просто вспыльчив и гневлив, а «горяч в вере». Не просто властолюбив и деспотичен, а «ревнует о должном порядке в храме». Не просто любит в глубине души своей унижать других, а «наставляет заблудших на путь истинный с необходимой и спасительной для них строгостью»…
Но вот, однако, пример противоположный. Я знаю людей – не много, но знаю, – которые, придя к вере и воцерковившись, сознательно избрали для себя очень строгую жизнь. Они начинают и завершают день долгим, подчас монашеским правилом, неуклонно соблюдают все посты – тоже по монастырскому уставу (куда мне до этого!), каждую субботу и воскресенье непременно стоят на службе. Нередко их благочестие – в данном случае подлинное, идущее от сердца – выражается и во внешнем виде: женщины отказываются от брюк или открытых сарафанов, мужчина не станет ходить в шортах не то что по улице, а даже и по собственному дачному участку. Причем это не «ежовые рукавицы», нет, это их личная внутренняя потребность: «Я уже не смогу иначе, даже если захочу», – сказала мне одна из таких христианок. Но вот что интересно: и она, и все остальные, те, кого я в этой группе моих знакомых вспомнила, – очень далеки от того, чтобы навязывать свой выбор, свой образ жизни окружающим. Они совершенно спокойно и вполне доброжелательно относятся к тем своим братьям и сестрам, которые не следуют или не во всем следуют их примеру. У них, у этих моих воистину благочестивых знакомых, есть, как я заметила, правило: разговор на тему образа жизни возможен лишь если ближний (гость, друг и т.д.) сам его заведет. Ближние, окружающие рядом с такими православными свободны. Именно потому, полагаю, что внутренних причин быть агрессивными, деспотичными, нетерпимыми у таких людей нет: причины изжиты. Кстати, не потому ли эти христиане столь благотворно воздействуют – не только на несовершенных единоверцев, но и на неверующих, отвергающих Православие людей? Подчас от одной только мягкой улыбки такого человека – да от самого его облика! – пользы (в миссионерском смысле) бывает больше, чем от всех моих, к примеру, бурных словоизвержений.
Чем духовнее человек, тем он терпимее; чем строже к самому себе, тем меньше у него желания быть строгим к окружающим.
Я давно уже заметила: чем духовнее на самом деле человек, тем он терпимее. Можно то же самое иначе сказать: чем строже человек к самому себе, тем меньше у него желания быть строгим к окружающим. Конечно, бывает так, что человек вынужден быть строгим: по долгу, по должности, по причине возложенной на него ответственности – но он не станет искать удовольствия в строгости к другим, если он действительно строг к себе и от этого духовен.
Где еще наблюдается нетерпимость? Клиническую картину нетерпимости дают порой форумы православного сегмента интернета (про весь остальной интернет я не говорю, что о нем говорить). Создается впечатление, что иной участник, собираясь на форум, берет с собой из дома виртуальную дубину или плеть, а вот мало-мальское сомнение в своем праве наносить удары, в праве поучать и морально третировать других – как раз дома-то и оставляет. И не помнит, видимо, слов Спасителя: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11: 29).
Кому-то кажется оправданной нетерпимость при столкновении с сектантскими проповедниками. Мне пришлось однажды услышать трагикомическую фразу: «Огрел бы я чем-нибудь этих мормонов, чтоб надолго запомнили, да нельзя – иностранные подданные, скандал будет». Оставлю ее без лишних комментариев… Мне представляется, что терпимость в данном случае должна заключаться – не в экуменическом братании, конечно, не в рассуждениях о «разных тропинках к одной вершине», нет: такие рассуждения Церкви чужды. Она должна заключаться в понимании того, что американец-мормон или наш доморощенный свидетель Иеговы – это тоже человек, Божие создание, такое же «Я», как наше. Да, он сбился с истинного пути (или, скорее, никогда по этому пути не шел) и забрел в темные заболоченные дебри. Но откуда в нас уверенность, что с нами этого произойти в принципе не могло? Может статься, только по Божиему о нас попечению и не произошло. К тому же, мы не родились в штате Юта. Человеку, родившемуся там, в десятом-двенадцатом поколении мормонской семьи, прийти к ортодоксальному восточному христианству – ох как непросто. Вряд ли мы вправе его судить за то, что не пришел.
Кроме тех моих благочестивых знакомых, о которых я говорила выше, у нас есть еще великие учителя терпимости. Это русские святители-миссионеры, которые принимали и любили каждый из «диких» народов таким, каким он был; и именно поэтому добивались успеха в своем деле. Это Оптинские и иные старцы, принимавшие каждого приходящего к ним, не гнавшие никого. Это святой праведный Иоанн Кронштадтский, молитвой своею исцелявший иноверных. Но прежде всего это, конечно, Сам Спаситель, Который, с одной стороны, сказал; «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11: 23) – и тем самым утвердил единственность и непреложность Истины; а с другой – остановил апостолов, готовых уже просить о низведении огня на самарянское селение, в котором не приняли их Учителя: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9: 55–56).
Мне кажется-осторожнее надо с определениями. Осуждать в человеке нужно грех, а не человека. Человека нужно жалеть. Но и принимать нужно осторожно. Как в Библии говорится: "плохие сообщества развращают благие нравы". Например алкоголики, геи, наркоманы. Жалеть нужно, но общаться-с осторожностью. Ибо "дьявол ходит как рыкающий лев.."
Понравились комментарии на счет оддергивающих бабулек в церкви. Где-то прочитала очень умную фразу-на службе глаза наши должны быть обращены к иконам, мысли и сердце к Богу, а уши-к молитве, а не к окружающим нас людям. :-) Вот так.
«Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений.» - Рене Декарт.
Терпение - добродетель, спокойная сдержанность. Терпимость - допустимость, отсутствие (чаще отрицательной) реакции, синоним "дом терпимости". Как говорится: - "почувствуй разницу". Эт-то точно - корень один, да значение и качество разное.
Полезная статья об отсутствии любви и взаимного уважения. Да, Мы все несовершенны, и лишь претендуем на духовный рост. Лучше последовать совету святителя Игнатия (Брянчанинова), что - «Мы должны относиться друг к другу, как больные в общей палате: с состраданием и осознанием своих собственных греховных немощей.»
Лизе 5 за комментарий от 2014-09-16 18:13.
Господи, спаси благочестивых.
В ней. Только в ней.
— Вы бы вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили.
Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос:
— Что ты, дитя моё, плачешь?
Поднял человек своё заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит:
— Господи! Меня в храм не пускают!
Обнял его Иисус:
— Не плачь, они и меня давно туда не пускают."
«Потому узнают все, что вы – мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:39), – говорил своим апостолам (а в их лице и всем нам, христианам) сам Христос.
Спаси Господи!
Марина, это он читал Артура Конан Дойля и вспомнил "Этюд в багровых тонах", простите его тоже, пожалуйста.
"Знаю одну женщину, которой уже 70 лет, а она с ужасом вспоминает такой случай в своей молодости и говорит, что никогда в храм не пойдет"
Эдакая женщина, если пойдет в храм, то через год начнет гонять всех и выносить мозги батюшкам, писать жалобы архиереям, обличать, поучать и прочее. Уж лучше пусть сидит дома. Потому что её очень будут люди искушать, сердить и обижать и раздражать и никого-то она никогда не потерпит. Раз малую капельку не снесла, что уж говорить о большем-то. Пропащий человек.
Поэтому хорошо, что ушла.
Это как раз такой случай, что "баба с возу".
Женщины в церквях работают такие же как и вы. Может даже хуже вас, несчастнее вас, ибо от горя приходят, я не знаю ни одного, православного, кто бы не через страдание уверовал и кому бы жилось легко, может у вас-то всё хорошо, раз вам нормально и вы не нуждаетесь в Боге. Можете себе позволить и позерство и неверие и обиду на православных. А они не могут. И будучи такими немощными, злыми, скандальными, всё равно хотят исправится, не бросают.
Гордым Бог противится. Гордый человек ничего в церкви не получит.
У нас ещё такая беда, что свои своих от внешних не защищают. А надо бы.
Может эти бабушки даже нужное дело делают, я даже почитав обсуждение буду им отныне благодарен.
Хорошие бабушки. Я их люблю.
И ещё кажется, что уж очень нежные вы, как вы вообще живете-то? Кроме того, в чужой монастырь со своим уставом-то зачем? Ну сказали вам - так нельзя делать, так и не делайте.
Хотя, конечно правда то, что неприятные впечатления могут остаться и угнездится и уже не пойдешь из-за этого.
Но я считаю, что брать на себя ответственность за чужие немощи глупо. Бог уж с ними, кто ушел, соблазнился - забоялся, значит семя упало на каменную землю.
Все же, как правильно тут уже писали в церкви Христос глава, а не человек. Раз смутила тебя бабушка, раз тебе ноги оттоптали - значит и Христос тебя не хочет такого гордого.
Я где-то читал, как какой-то русский царевич, великий князь в монастыре подвизался, так его гоняли дрова колоть, он инкогнито был, и не возмущался, делал черную работу. А был царевич, принц. Небось на бабушек не обижался.
Может вам просто не место в церкви и правда? Вы в сердце уже сделали выбор и только повод ищите чтоб уйти.
От Христа и при его жизни многие отходили и отворачивались. Не потому, что Спаситель их отталкивал, а от того, что были злы и ленивы. Так и распяли наконец.
Но по теме, по моему, всё проще гораздо.
Терпению (хоть терпимостью его назови) мешает страсть, с которой нам сражаться до последнего вздоха. Эта страсть, через которую приходят все остальные, - гордыня.
Мама рассказывала мне, что она когда-то в первый раз "попала" на исповедь, и не знала что сказать. Священник стал задавать наводящие вопросы, не совершала ли она определённых грехов. Мама на всё отвечала "нет", и исповедь закончилась тем, что священник сказал: "Так зачем же Вы пришли, Вы же святая!" Это отвадило её от храма на 10 лет...
Что в этой истории, что в других, глубинная причина одна - гордыня. И каждый из нас должен сам это понять, потому что "в рай строем не входят" (с) И это (осознание своих грехов) - наш первый волевой шаг к Богу, без которого движение к нему невозможно. А Бог даёт для этого возможности, но нужно только их разглядеть в повседневных ситуациях. И секрет здесь (и одно из отличий православного человека от других) в том, чтобы искать причины происходящего в себе, а не вовне.
Спаси всех, Господи!
P.S. Отдельное спасибо Лизе за комментарий от 2014-09-16 18:13.
Господи немощных!Автору спасибо большое!Когда человек узнает себя в прочитанных статьях-уже великое дело.Главное грехи свои видеть,с помощью других или самостоятельно,не важно...Лишь бы немощь свою осознать и покаяться.До совершенства всем очень далеко.
НН, а я так думаю, что если хамят, прикрываясь Богом или Церковью, то неокрепший в вере человек может и усомниться: а действительно ли православие несет любовь?
Может, как и в том, что нахамивший больному человеку врач - обязательно хороший... или плохой, и медицина наша никуда не годится, и вообще, несёт ли она исцеление? Но при всём при том в поликлинику ходить будет! Суть в том, что не Церковь виновата, что мы туда не идём, но многим именно ТАК хочется думать и убедить себя и других в этом. Я уже неоднократно писала, что Господь жил среди людей, проповедывал, исцелял больных у всех на глазах - но верило и ходило за Ним малое стадо.
Простите, но дальше не считаю для себя нужным дискутировать на эту тему. Простите.
Уверенна, Господь никого не оставил: ни 70-ти летнюю женщину, ни кузину, ни меня. Все мы можем читать! Читать этот прекрасный сайт, жития святых, Евангелие а, когда начнем по неумелому, но молиться, то и в Церковь судьба заводит, а самых счастливых и к исповеди и к причастию и даже добрый пастырь духовник объявится!
Да, душа человека ронима, впрочем как и тело! Многие ( я такая сама и людей знаю) к врачам не ходят лечить болезни после неуместной и жесткой реплики врача в отношении личной проблемы, да, вот пока скорая помощь не заберет.
Но читая каждодневно сайт, статьи, комментарии, не имея с кем делиться, начинаешь понимать то, что тебя лечит и духовно и телесно соответсвенно.
Помните, как Иулиания познавала Бога из своей башни через природу?! Спасибо всем - вы башня и природа!
Помните, как апостол Иоанн Богослов доверил благовестивого юношу отцу Церкви, а тот не проявил должного внимания. Юноша стал разбойником, в его логово пришел Иоанн, узнав сие, и бежал за ним со слезами, чтобы вновь к Богу привести, спасти душу?! Вы - тот отец Церкви и спасаете души!
За все всем спасибо! Мы читаем...
Потерпеть немытую посуду, пыль и т.д., не раздражаясь при этом, - это тоже подвиг. Не накручивать себя, вовремя останавливать, мягко делать замечания, - трудно. Я нетерпима дома и страдаю от этого. Надеюсь на помощь Божией Матери.
все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся,
и языки умолкнут, и знание упразднится."
(Первое Послание к Коринфянам апостола Павла)
И снова о Любви! А точнее об ее отсутствии. Любовь - это в первую очередь долготерпение." "Между тем эта добродетель (терпение) рождается от любви, и тем, которые приобрели ее и пользуются ею, доставляет великую пользу." (И.Златоуст) "Учись в терпении переносить чужие недостатки и слабости, какие бы ни были, ибо и у тебя есть много такого, что другие переносить должны. "(Ф. Кемпийский) . У одного нет терпимости, а у другого терпения - оба "больны". Но "верующий", олицетворяя собой всю Церковь для неверующего, на мой взгляд, должен быть более ответственным. Выход есть для обоих: молиться Богу, читать Евангелие, святых отцев, и Господь просветит и поможет.Всему свое время. Спаси Господи!
Вы безусловно правы, но, зачастую отождествляя поликлинику с медицинойй ВООБЩЕ, люди возвращаются к нахамившему врачу телесному лечить своё бренное тело, а вот своей ДУШОЙ БЕССМЕРТНОЙ не считают нужным заняться... Не столько нахамивший служитель церкви в этом виноват, сколько собственная гордыня... Оченнь удобная "отмазка" - они там ещё хуже меня (это в лучшем случае), а то и так: я хорошая, а они плохие. Утрирую, конечно, но смысл такой - нет НЕОБХОДИМОСТИ, не готов человек (или просто не считает нужным ДЛЯ СЕБЯ) признать себя грешным, а для окружающих именно так: я-то хочу в церковь, но там меня плохо приняли, не понимают, призывают измениться (и много ещё чего скажут)... Лукавство чистой воды. Да ещё переложить вину на кого-то. И не ПОтерпеть несовершенство другого человека, от которого ничего не зависит (не исключено, что хамство начальника потерпят, если зарплата хорошая и условия работы устраивают).
Простите!
У меня возникает такая нетерпимость, как мне кажется, от беспомощности того, что не могу донести до людей, не могу им помочь, ведь вижу как страдают их души и как просто все решить, хотя бы начать, разок придя в храм, открыть сердце Богу.
Тогда хочется сказать: "Господи, я не могу им помочь, но Ты помоги". Может Господь просто хочет, чтобы мы хотя бы просто молились за таких людей?
Ведь я сама была когда-то такой, с убеждением о "Боге в душе". Но ведь кто-то за меня молился...
и поддерживаю что много молодежи оттолкнули своей безграмотной-надуманной церковностью ведь ГОСПОДЬ наш ИИСУС ХРИСТОС всех нас любит все равно даже грешных кающихся а причем тут например обувь?
для меня наоборот такое благоговение к исповеди идти к батюшке каk ко ГОСПОДУ что так и хочется снять обувь что я часто и делаю чтобы босой как нищей подползти и вымолить прощение
а тут вдруг какая то очень переправославная заумная будет меня оттаскиватьи шикать на меня а я в церковь не к ней пришла я к СПАСИТЕЛЮ припасть желаю
вот так моя кузина не стала в церковь ходить никак не может переступить то как-к ней отнеслись и не однажды
я уж ее уговаривала но она пока что только в монастырь требы заказывать стала
Помилуй нас всех ГОСПОДИ и меня грешную я не хотела обидеть вас очень православные служители
нам простым смертным далеко до вас но желаю чтобы вы снизошли до простоты ХРИСТА БОГА нашего
Люди не совершенны. Мало ли у кого какие бывают искушения. Не думаю, что им не стыдно потом. Мне вот очень стыдно и такой грех есть за мной - строю. Бывает и грубо.
А в церкви когда стоишь долго враг может искушать, да, особенно на больших праздниках или когда много народу. Нужно терпеть это. И стараться и самому не дергать людей и людям прощать. Ну это в теории.
На деле может и не получится.
И кстати в брюках и правда нельзя и про мороженное правда. Другое дело, что как бы...Ну не всякий может сказать правильно, чтоб не обидеть.
И вообще как-то непонятен посыл. Типа автор вся в белом, а верующие такие не благодатные и вспыльчивые.
Нам, вспыльчивым и нетерпимым труднее чем вам, благодатным-то, ведь не от радости возмущаемся. Простите уж нас, грешных и помолитесь.
Алексей.Дай мне полюбить немощь и покаяние!!!
..."И самое ужасное, когда такие люди работают в храмах: скольких людей они оттолкнули от Церкви своим поведением! Знаю одну женщину, которой уже 70 лет, а она с ужасом вспоминает такой случай в своей молодости и говорит, что никогда в храм не пойдет".
Повторюсь: хамить никому и нигде не позволяется - а в церкви - тем более! Это моё глубокое убеждение.
Вашей знакомой на работе, в поликлинике, магазине, в транспорте - никто никогда не хамил за 70лет? Не уверена. Но, наверное, и в поликлинике лечится, и в магазины ходит, и ездит хоть когда-нибудь. Поскольку для неё это НЕОБХОДИМО, а в храм не обязательно ходить, и без Церкви неплохо прожить можно. Если Господь изберёт - никакие злыдни не помешают - ни в один, так в другой храм придёшь; ни к этому священнику - так к другому... За столько-то лет! Разве не так?
хватает. Попали в десятку.
И я согласен с Вами, нужно возвращать словам их изначальные христианские смыслы.
Спаси Господи.
Если бы мы всегда помнили о себе, как мы начинали воцерковляться, какими были немощными, сколько ошибок совершили, то были терпимее к окружающим.
Эта статья как отрезвляющий душ после последней публикации Соколова-Митрича и осуждающих комментариев.
Р.Б.Татиана
Что-то здесь не так, на мой взгляд.
Слова ТЕРПЕТЬ и ТЕРПИМОСТЬ хоть и имеют один корень, но значение у них не однозначно одинаковое...
ПОтерпеть грехи ближнего - наверное,точнее. Но это моё мнение, и оно, разумеется, не бесспорно!
Как-то так получается, что у нас толерантность чисто в социально-психологическом значении не бывает, а как бы смешивается с медицинским. А это опасно. Не хватает иммунитета! Катастрофически!
Когда жена терпит (или её призывают ПОтерпеть)грех пьянства мужа - это одно, но когда она будет к этому терпима (толерантна) - то может и сама скатиться к тому же. По большой любви к человеку (человекоугодничеству) выпьет с ним раз, два, три... а иммунитет на спиртное слабый, а она этого даже и не знала... Вот и сама, не заметив как, алкоголичкой стала. Нет?
Не делать замечание в храме за нарушения церковного порядка - это пофигизм. Вопрос в том, КАК это делать. Если доброжелательно, со стремлением человеку помочь, ни в чём не обвиняя и не осуждаяя, ещё и извинившись при этом - так потом тебе ещё и спасибо скажут. А хамить нигде и никому не позволяется. Простите! (Опять я против течения!С Ларисой Ворониной).
А статья очень полезная. Многим из этого сам страдаю и бываю не сдержан к окружающим.
С другой стороны, настоящие споры, по моему мнению, все-таки должны быть, иначе заблуждающиеся люди не меняли бы свою точку зрения. Но ох как мы далеки от них! Скорее каждый убегает от них и сидит в своем духовном углу, невольно потворствуя злосчастной толерантности западного образца.
А вот терпение - это уже добродетель, т.к. мы учимся терпеть по-евангельски. Так, как Бог заповедал, в корень, а не только внешне. Мне в этом смысле помогают слова "Что тебе до него? Ты иди за Мною". Оставь окружающих людей в покое и никто не будет "упорствовать в невежестве"(с). Я по своим знакомым видела как терпимость переходила в терпение: сначала люди с большой натяжкой относятся к тому, что ты "ударился в религию". Но потом (когда ты перестаёшь им докучать своими "счастливыми переживаниями"), теплеют. Зовут на праздники учитывая пост, не ругают "попов" и вообще начинают относится с пониманием.
Верующему нужно прежде всего учится интегрироваться со своей новой системой ценностей в общество, где всё устроено по своим законам. А не тащить насильно всё это общество к себе. Тогда появится и терпение, и любовь... вместо желания сбежать друг от друга при первой же возможности.
Он ведь дошёл до рукоприкладства в случае с Арием.
А святитель Спиридон ?
По его велению онемел велеречивый диакон.
Опять же Христос, как известно, плетью изгонял торгующих
из храма.
Надуманная статья.