Не соли мои бананы!

Протоиерей Алексий Сорокин о национальном в Православии

Фото: Геннадий Михеев Фото: Геннадий Михеев
  

Митя выучил алфавит и самбо. Сходил в армию и поработал забойщиком на скотобойне. Будучи человеком добрым и работящим, он не мог не откликнуться на призыв приехавшего священника помочь селу вновь обрести церковь. Священники тогда вообще были большой редкостью, а такие, с кем по душам поговорить можно, и по сей день заняты. Но Мите повезло: времени на разговоры батюшка уделял достаточно. Беседы с батюшкой дали всходы: Митя устроился сторожем при церкви. Все ему нравилось, все было так, как надо: «по-русски». И погост, и дивный аромат ладана, и пригорочек, и чистый, родной запах свежих просфор – все было замечательно. Пару романтических месяцев. Увы, с Церковью Митя долго не церемонился: оказалось, что, хоть и называется она и «русской», и «православной», но, во-первых, основали ее евреи, а, во-вторых, имя ей дали греки-ортодоксы. Более того: претензии начались и к Самому Основателю Церкви вследствие Его национальности. Попытки ответить на них словами другого еврея о том, что во Христе нет ни греков, ни евреев, ни скифов, ни даже галлов со славянами натыкались на гневную отповедь о лицемерии и предательстве интересов Родины.

Закончилось все прозаично: основанием очередного пра- и протославянского исконно древлерусского какого-то там братства с набившими оскомину свастиками-коловратами, дружескими контактами в интернете с древнешведскими и древневерхненемецкими коллегами. Число братчиков, правда, постоянно менялось: то два, то три, однажды даже пять было – когда гости приезжали. До первой драки.

А священник сначала горевал, потом вздохнул и предал Митю, его общество и отповеди по адресу – в руки Божии – в надежде на вразумление и исправление, употребив при этом нерусское слово «метанойа». «Глупо получилось, – говорили люди. – Парень вроде и за русских, а получается совсем наоборот: позорит он нас. Хорошо, если образумится, а то не по-русски как-то». И такие случаи нередки.

Об опасности национального самопревозношения и о значении национальности в христианстве корреспондент портала Православие.Ru. беседует с протоиереем Алексием Сорокиным, настоятелем вологодского храма святого праведного Лазаря Четверодневного.

Протоиерей Алексий Сорокин Протоиерей Алексий Сорокин
– Отец Алексий, бывает ли так, что смешивают христианство с «языкославием», возводя какую бы то ни было нацию в достоинство, присущее исключительно Богу?

– Увы, да. Иногда получается, что люди пытаются следовать правилу: «Христианин – значит, русский, серб, румын, грузин…» вместо того, чтобы оказать честь христианским народам: «Русский, серб, украинец и так далее – ага, понятно, значит, православный». То есть, ставят с ног на голову, искажают до неузнаваемости радостные слова апостола Павла: «Нет во Христе ни эллина, ни иудея», лишая тем самым Евангелие, обращенное решительно ко всем народам мира, универсальности.

– Из-за чего это происходит, в чем причина «языкославия»?

– Всякий раз, когда на место Христа, на самое главное место в своей жизни человек ставит что-то или кого-то другого, получается грустно. Мы обсуждаем то, что вы называете «языкославием» – в этом случае человек воздает религиозные почести своей национальности. Но точно так же пытаются на место Христа поставить все что угодно: и политику, и экономику, и «борьбу за справедливость», и литературу – да решительно все. А все, что находится на чужом месте, не может не искажаться и не вызывать отторжения. Помните, на место Христа у нас в стране сто лет назад поставили идею социальной справедливости? Что получилось, все знают. Все из-за того, что место Христа, принадлежащее только и исключительно Богу, мы попытались занять чем-то другим, второстепенным.

– Социальная справедливость – это второстепенное?

По сравнению с Богом и нашими с Ним взаимоотношениями все остальное второстепенно. История человечества, жизнь каждого отдельного человека красноречиво об этом свидетельствуют

– По сравнению с Богом и нашими с Ним взаимоотношениями второстепенно решительно все. По-моему, сама история человечества, жизнь каждого отдельного человека и народа очень красноречиво об этом свидетельствуют. Если мы начинаем относиться к чему бы то ни было серьезнее, чем к Богу, то неизбежно получается оно самое: и смех, и грех. Причем, смех очень грустный. То же касается и попытки заставить Бога уступить место какой бы то ни было национальности.

– И чем это опасно?

– Как и любой эгоизм, национальный эгоизм приводит к плачевным последствиям. Молодежь это называет «обломом», да? Ходит человек, гордится своей исключительностью, свысока смотрит на недостойных его общения «пассажиров», а потом неизбежно падает, превращается в общее посмешище. Кстати, про национальные «обломы», поводы для «покивания главою» в Библии хорошо сказано, и не один только народ такую ошибку совершал и продолжает совершать – все хороши, как оказалось. Но «покивания главою» – это так, внешнее. Гораздо опаснее то, что народ, увлеченный самовоспеванием, оказывается без Христа, лишая себя Его помощи. А без Него, как мы постоянно убеждаемся, творить мы не можем «ничесоже»: ну, разве что на грабли истории наступать – это у нас здорово получается. Такая долбежка граблями может в конце концов проломить голову, и народ прекратит свое существование – сколько таких случаев в истории!

– Вы могли бы привести примеры?

– Они удручающе одинаковы. Кем, как не лучшими в мире («несмы якоже прочии человецы») почитали себя египтяне, финикийцы, римляне, а потом и византийцы, и так далее? Но, ослепляя себя гордыней, они неизменно убивали свой народ. Будь то войны, стремление к богатству, разврат, детоубийства, пьянство, а чаще всего все вместе – везде одинаковые примеры и, как следствие, – гибель государства, а потом и народа. И следование этому пути не принесет ничего хорошего ни одной нации.

– А есть ли примеры следования народов за Христом? Честно говоря, взглянув единожды на мировую или отечественную историю, оптимизмом не заряжаешься: везде и всегда – измена, грязь, гибель.

– Стоит, наверное, не единожды в историю смотреть, а почаще. И не только в историю, а и вокруг себя имеет смысл посмотреть. Если, назовем ее так, «официальная» история действительно полна грязи и измен, причем, у любого народа, то давайте посмотрим на людей самых разных времен и наций, которых Церковь называет святыми. Я бы взял на себя смелость и сравнил такую, настоящую, историю с бриллиантом. Огромным, драгоценнейшим, великолепным, благородным. Что делает алмаз бриллиантом?

– Огранка, не так ли?

Каждый народ призван отражать в себе Христа, Бог обращен к каждому человеку и народу

– И, следуя моему сравнению, можно сказать, что и разные народы во Христе – грани этого драгоценного камня, Церкви. Уместно, может быть, тут вспомнить и слова Христа: «И на сем камне Я созижду Церковь Мою». Кто-нибудь использовал бриллиант в качестве фундамента?! – А Христос это делает! Грани драгоценного камня, сверкающие в лучах Солнца Правды, отражающие Его свет, – это и есть христианские народы, воспринимающие этот свет Христов, всех просвещающий, по-своему, с данными только им восторгом, радостью, особенностями. И не дай Бог считать эти радостные особенности чем-то противным твоему, «единственно верному» взгляду на Православие и Христа! Такая пагубная универсальность, «одногребенчатость» просто уничтожила бы все грани драгоценного камня – я ни в коем случае не говорю о вероучительных истинах, о догматах, а о той свободе, с какой каждый народ их воспринимает. Ведь каждый народ призван отражать в себе Христа, Бог обращен к каждому человеку и народу. Наверное, скучное было бы отражение одинаковой массы людей – куда радостнее, если свет сияет по-разному, переливаясь. Пытаясь присвоить Христа только себе, любимым, не давая другим народам общаться с Ним, мы ведем себя очень глупо по отношении к себе, любимым, в частности. Видите, какая закономерность: ревнуя не по разуму, мы сначала пытаемся лишить других народов права быть христианскими, а потом сами лишаем себя Его общения.

– Многие из нас, наверное, были свидетелями такой ревности не по разуму: когда, приезжая в другие страны, чей народ также исповедует Православие, некоторые из горе-паломников/паломниц начинали «учить жизни» обитателей «чужого монастыря», а то и монастыря без кавычек. Мол, и напев у вас неправильный, и благословение не так берут…

В кенийской церкви В кенийской церкви
    

О, иногда мне по-мальчишески хочется посмотреть на реакцию, а то и на обморок таких «ревнителей», если бы они оказались где-нибудь в Африке, у православных Кении, например. Просто посмеяться над их ужасом, когда бы они увидели литургические танцы или бы испытали на себе особенности африканского поста! В пост там бананы не солят! Там вообще ничего не солят в пост – вот тебе и «хлеб-соль»! Поди-ка, попостись (без соли-то), а заодно станцуй покаянный танец. Нет, честное слово, иногда такое непостное желание посмеяться возникает, когда «ревнители о чистоте Православия», чересчур уверенные в себе представители какого бы то ни было народа, своей ревностью уничтожают вселенскость, универсальность христианства. Зачем воздавать религиозное поклонение второстепенному – благочестивому, да, но – второстепенному по сравнению с главным в Церкви – обычаю? Такой самозабвенный культ собственной околоцерковной культуры способствует, кстати, возникновению разногласий, а то и конфликтов, осуждения, агрессии внутри и между христианскими народами. Слава Богу, что предстоятели Поместных Церквей обращают достаточное внимание на воспитание элементарной культуры у православных. Еще бы самим православным обладать достаточными тактом и вежливостью по отношению друг к другу.

– То есть, давайте позволим друг другу есть бананы так, как привыкли и ставить свечи так, как это у каждого принято, и не будем насильно солить чужие бананы?

Бог умеет показать достоинство каждого человека, каждого народа и заставить другие народы восхититься им

Ну да. Позволим каждому народу говорить со Христом на своем языке. Кстати, вы не замечали, что именно во Христе каждый народ подчеркивает свою удивительную идентичность, уникальность? Все верим в одного Христа, все православные, но – какие все разные! Мне доводилось общаться с православными французами, немцами, американцами, украинцами, поляками, арабами, евреями – каждая из наций уникальна именно во Христе! Какая отточенность галльского ума; какая образцовая дисциплина, строгость и вместе с тем сентиментальность у немцев; какая искренняя, чуть ли не детская горячность в молитве – подлинное христианское многообразие, подчиненное Единому Главе! Точно так же и мы, русские, только подчеркиваем свою уникальность, если приближаемся к Богу – Бог умеет показать достоинство каждого человека, каждого народа и заставить другие народы восхититься им. Не надо пытаться перетянуть на себя брачный хитон другого человека – порвется. А так, глядишь, хороший совместный праздник получится, самая настоящая Литургия. За нерусское слово не извиняюсь.

С протоиереем Алексием Сорокиным
беседовал Петр Давыдов

13 октября 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Многонациональное Православие Многонациональное Православие
Прот. Андрей Филлипс
Многонациональное Православие Многонациональное Православие
Протоиерей Андрей Филлипс
Мир должен трудиться ради воспитания любви, начиная с любви к родной стране, а затем – любви к другим странам и народам. Все это возможно, если мы будем помнить, что вера важнее национальности и что Бог создал нас и всё хорошее, что нас окружает.
Некалендарные самаряне Некалендарные самаряне
Петр Давыдов
Некалендарные самаряне Некалендарные самаряне
Петр Давыдов
Годы автостопа, ночевок в германских и французских лесах, бельгийских телефонных будках, шведских кладбищах, полях Люксембурга, горах Швейцарии, арабских песках — много всякого было.
«Духовный настрой заразителен» «Духовный настрой заразителен»
Схиархим. Иоаким (Парр)
«Духовный настрой заразителен» «Духовный настрой заразителен»
Беседа на Русской земле
Схиархимандрит Иоаким (Парр)
Если в течение дня вы заняты тем, чтобы показать Богу, что вы любите Его, и сердце ваше непрестанно беседует с Ним, молясь о том, чтобы остаться с Ним наедине, сделать это вечером вряд ли покажется вам сложным.
Комментарии
Антон10 апреля 2015, 09:33
Мне кажется, православному человеку стоит относиться к своему народу как к своей матери: любить, уважать, помогать, скорбеть о её немощах, восхищаться её добродетелями.

Но при этом понимать, что у другого человека своя мать, которую он тоже может и должен любить, уважать и прочее. И не говорить другому: вот моя маманька - это да!, а твоя - так себе, дура какая-то. Для христианина такой подход недопустим.

В принципе, взрослый человек вполне может (и,наверное, должен) понимать, что какая-нибудь другая женщина может оказаться, скажем, умнее или добрее или красивее его родной матери. Но мать есть мать, она бывает только одна, и сыновнее почитание её заповедано Господом. Так и со своим народом, со своей Родиной.

Зоя20 февраля 2015, 16:58
Самое интересное, что обо всем этом язычестве: символах, вере, обрядах и т.д. стало известно лишь после 2005 года, когда пошла активная и массовая пропаганда. И я здесь вижу один из способов давления на православие.

и у всех кого не спросишь, какими источниками они пользуются, они отвечают - интернетом. А вот древние книги в библиоетках старого фонда почему-то не называют. Отсюда и выводы - всё навязывают.

Я порой думаю, что не будь я верущей и православной с рождения, я бы пришла к православию только потому, что кому-то оно уж очень сильно мешает. А такое бывает только в одном случае - ИСТИНЫ.
Дмитрий25 декабря 2014, 22:34
Все правильно, никакой национализм тут недопустим, разделение на расы, нации и прочее в вопросе спасения не есть правильный подход, каждая душа, каждый человек вот что является ценностью и единицей деления, никто не выбирает в каком народе он родится, а путь в Царствие Небесное все равно только один, что в Кении, что в США, а Бог и из камней может воздвигнуть детей Аврааму.
Василий Н.21 ноября 2014, 22:33
Спасибо, отец Алексий!
Николай15 октября 2014, 17:36
Павлу; могу предположить,что те арабы,которые выбрали Христа,в чем-то греки(неспроста эти территории эллинизировались еще с Александра Македонского). А белорусы-католики в чем-то ополячились... Но это,повторяю,связано с внутренними качествами,характеризующими ту или иную национальность. Иаков наименован Израилем от Бога,как и любое отечество на земле(Ефес.3;15). Такая моя позиция.
Илья15 октября 2014, 02:08
То, что сейчас делается в Малороссии, само по себе показывает, до чего может довести "дюже великий патриотизм". В том числе и нас, кстати...
Елена14 октября 2014, 22:09
Спаси Господи! Всё правильно :)
Павел14 октября 2014, 17:30
Николаю: а как же национальности, которые исповедуют разные религии? Среди абхазов (а также арабов, албанцев) есть православные и мусульмане, много католиков среди белорусов и т.п.
Николай14 октября 2014, 00:47
И все-таки Православие как-то связано с национальностью. Неспроста мы православные,а турки или немцы нет. Точнее с теми качествами,которые закладывали нам наши предки. Мне думается,что родившийся евреем по-духу русским может стать и наоборот,но русскость или еврейство существуют не просто так. Вот сейчас есть альтернативный всечеловеческий проект - американский и православным его не назовешь...
Maya Grinev14 октября 2014, 00:13
Разделяю!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×