«Умеешь побеждать, Ганнибал, но не умеешь пользоваться победой». Так говорили римляне о заклятом своем враге и гении войны – Ганнибале Карфагенском. Тот, как известно, сражения выигрывал, и при Каннах нанес Риму неслыханное поражение, и вообще покрыл себя славой великого полководца, но… Войну Риму всё же проиграл, потому и дал повод для подобных пословиц. И сказанное о нем не его одного касается. Можно выигрывать сражения и проиграть войну. Можно выиграть войну, но бездарно распорядиться плодами победы. И далее вглубь жизни по нисходящей линии: жениться, но не создать прочную семью; выучиться, но никогда не пользоваться полученными знаниями; построить дом, но не обжить его. Список велик. И нам, как людям верующим, интересна такая ситуация: человек в Церковь пришел, но в Церкви не остался. Вымыло человека из Церкви, выбросило, словно пробку из шампанского. Это случается сплошь и рядом. И у этого явления есть масса субъективных характеристик, знать которые мы не в силах, следовательно – оценивать не вправе. Но у этого явления есть и стандартные черты, которые можно описывать и наносить на карту местности в качестве заминированной территории. Итак, по какому минному полю, или шире – полям, ходить не стоит, ступив на землю Церкви?
Дурная эсхатология
Немало людей вошли в церковную ограду с тревогой о конце света. Это не предосудительно и даже неизбежно. Сама вера наша устремлена к будущему веку, то есть видит конец века нынешнего. Христос, как пишет апостол Павел, «когда пришла полнота времени… родился от жены и подчинился закону» (Гал. 4: 4). Полнота наступила с момента Рождества, и под знаком ожидаемого конца проходит вся история человечества. Более того, именно когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда-то и близок конец (см.: 1 Фес. 5: 3). То есть когда ожидание конца и ощущение его близости отойдет, придет на их место ложная уверенность в стабильности – тогда близок конец. Но сказанное как раз означает, что в отношении конца времен христиане должны быть, я бы сказал, напряженно-спокойны. Они не должны быть взвинченны и нервозны. Именно взвинченность и нервозность характерна для некоторых недавно пришедших, недавно воцерковившихся. Они не знакомы с историей. Им кажется, что сегодняшние события совершенно уникальны, тогда как на деле всё уже было не раз: и массовая тревога, и ропот против церковной власти, и умножившиеся грехи, и беды, вплоть до не погребенных трупов вдоль дорог. И всё это повторяется в духе, меняясь лишь в пропорциях и количествах, до тех пор, пока не протрубит последняя Архангельская труба. И о дне и часе том нам заповедано даже не испытывать, но в целом вести жизнь бодренно.
Ревностный язык не щадит тогда и патриарха с митрополитами, и духовников в монастырях и приходских храмах. Всюду мнится если и не заговор, то по крайней мере непростительное охлаждение.
Эсхатологическая взвинченность опасна с нескольких сторон. Во-первых, те, кто не разделяет крайних взглядов, кажутся «ожидателю конца света» либо изменниками, либо людьми мирского духа. Ревностный язык не щадит тогда и патриарха с митрополитами, и духовников в монастырях и приходских храмах. Всюду мнится если и не заговор, то по крайней мере непростительное охлаждение. Дружественные связи рвутся. Из всех тем для разговоров остаются только темы масонов, кодов, знаков и близкого суда. Не только радость, но элементарное спокойствие уходят из жизни. И можно смело считать «закодированным» человека, всюду говорящего только на тему кодов. А каково разочарование «ожидателя», когда Суд медлит и времена оттягиваются! На Самого Господа, думаю, некоторые злятся, что Он не спешит прийти. Огорчаются, как Иона, даром ждущий разрушения Ниневии. И как было уже в истории, так бывает и на наших глазах. Ждавшие, но не дождавшиеся конца христиане склонны вместе с потерянной надеждой на скорое завершение истории утратить саму веру. Времена напряженного ожидания Суда часто сменяются временами плотского разгула, скепсиса, словно компенсирующего былые эсхатологические лишения и ожидания.
Вывод: не стоит строить всю веру и всё мировоззрение на одном лишь только последнем члене Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Стоит помнить о конце всегда. Но не стоит мыслями о конце вытеснять из жизни всякую радость, всякое творчество, всякую простоту и легкость, без которых жизнь может стать невыносимой независимо от близкого прихода или неприхода Антихриста.
Церковная изнанка. «Слишком человеческий аспект»
В храм можно войти главными, западными дверями, но служителям можно и через пономарку. Так и театр для зрителей начинается с вешалки, но для работников и артистов – с черного или служебного входа. Всюду есть возможность заходить не с улицы и открыто, но как-то и где-то вместе с «избранными». В отношении Церкви имеется в виду «естественное» для падшего человека стремление завязывать знакомства, обрастать связями, гордиться близостью к тем или иным церковным деятелям и иерархам. «Я знаю», «я был», «мы общались», «мы вместе ездили»… Всё это слишком по-человечески, и не стоило бы на этом акцентировать внимание, если бы не опасности, скрытые в явлении. Странно, но факт: можно так сильно обрасти «знанием» разных людей Церкви, что знание главного Человека Церкви – Иисуса Христа – отойдет на задний план. То, в чем Павел упрекал коринфян («я Павлов, я Аполлосов, я Кифин», – говорили они. – см.: 1 Кор. 1: 12), существует в виде реального соблазна и для всякого из нас. С одним епископом ездил в паломничество, с другим архимандритом сидел за столом на празднике, у того духовника был в келье, и вот уже началось «священное накопительство» знакомств и воспоминаний. Это потом можно будет пересказывать с видом знатока, это можно будет вменить себе в тайную заслугу. А ведь единственное, что имеет подлинную цену, – это знание Иисуса Христа как Главы Церкви и своего Спасителя. Всё остальное – инструментарий для этого познания.
Чрезмерная близость к человеку опасна угрозой резкого разрыва с человеком.
Дальнейшие опасности парадоксальны. От любви до ненависти, как известно, один шаг. Ровно столько же и от страстного восхищения и обожания до вражды и ненависти. Чрезмерная близость к человеку опасна угрозой резкого разрыва с человеком. У англичан есть поговорка: «Ближе знаешь – меньше чтишь». Отсутствие некоторой необходимой отстраненности от старца, духовника, священника, епископа опасно. Опасна эта не в меру сократившаяся дистанция именно человеческим (страстным) отношением к носителю сана. Она грозит превратиться в явление просто человеческое, слишком человеческое, а значит, по сути прелюбодейное (не в смысле непременно плотского греха, но в смысле измены Господу, что есть на языке аскетики – прелюбодеяние). И если кто-то из нас начнет искать абсолютную святость в мире церковных людей, он может спровоцировать катастрофу в своей духовной жизни. Мы можем забыть литургический возглас: «Един Свят, един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь». Христос – Единый Безгрешный. В этом смысле слова «Един Свят» – это не просто возглас службы, но руководящий принцип мышления. Абсолютной святости в людях искать нельзя! Сам поиск ошибочен, следовательно – результаты могут быть гибельны. Результатом может стать разочарование, разуверение, крушение идеалов, отчаяние. И вот уже вчерашний собиратель «отеческих преданий» и «живых историй» сегодня оказывается циничным пересказчиком церковных анекдотов. Он устал, он поломал крылья, он обжегся ранним входом в алтарь или чрезмерной близостью к иерархам. Ему не на пользу пошли услышанные разговоры. Его уже трудно удивить, поскольку со всем он, кажется, знаком. На Литургии он рассеян, книги его не интересуют. Проповедь он не слушает, благословение берет только по привычке, вместо «здравствуйте» с духовенством.
Если вы не хотите, чтобы сказанное относилось к вам или вашим родным, не спешите вводить своих сыновей в алтарь, даже если настоятель предложит. Не спешите и сами близко сходиться с церковными людьми. Окрепните в вере, наберитесь твердости и мужества. Научитесь видеть Христа не только в символах и знаках богослужения и церковного убранства, но научитесь замечать Его действия через людей, благодаря людям и вопреки им. Тогда всё остальное будет не страшно. Тогда остальное вас не оттолкнет, не обидит и не соблазнит. Но только тогда – и не раньше.
Церковь – это, при всей видимости, осязаемости, исторической огромности, есть предмет веры. Мы говорим: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». То есть главное в Церкви доступно не глазу, не уху и не рукопожатию, а сердцу. И как зрелище греха вне Церкви не разубеждает верующего в существовании Бога, так и зрение греха внутри Церкви не убивает у подлинно верующего человека веру в Церковь и любовь к ней. Такая встреча с грехом внутри ограды есть всегда вызов, и боль, и серьезное испытание. Его можно преодолеть, но его нельзя искать, и на него нельзя добровольно нарываться. Вот почему настырное желание всё знать, со всеми перезнакомиться, всюду быть вхожим и своим наказуемо умножением соблазнов и угрожает потерей веры.
Если Церковь сравнить с картиной, то нужно выбрать расстояние от себя до нее, чтобы видеть всё правильно. Чрезмерное удаление превращает картину в пятно. Но чрезмерное приближение открывает фактуру холста, отдельные мазки, но никак не красоту в видении общего и целого. Ищите такую точку обзора Церкви, с которой Невеста Христова будет видна в красоте своей. Но без особого приглашения не дерзайте подходить к ней ближе, чем на вытянутую руку. И даже после приглашения приблизиться не спешите. Если это воля Божия, приглашение повторится.
Горячность. Возможная чрезмерность усилий
Жизнь в Церкви – это не бег на спринтерскую дистанцию, так, чтобы рвануть с места, выложиться и достичь цели. Это даже не бег на длинную дистанцию, но, если уж говорить в подобных категориях, это кросс по пересеченной местности или даже марш-бросок. Мы движемся не по ровной дорожке, наматывая круги. Мы движемся вверх-вниз, то бегом, то шагом, не налегке, но с грузом или отягощением. Соответственно нам нужна не рывковая скорость, а терпение и жизненная выносливость.
Многими тысячами исчисляются те наши во Христе братья и сестры, которые в начале своего церковного пути «подвижничали» с максимальным напряжением и быстро растратили запас сил. Затем с роковой неумолимостью к людям, растратившим силы, подбирается уныние, а там уже недалеко и до кризиса веры. Вы легко узнаете их по потухшему взгляду, по скептическим интонациям голоса, по грустным историям о личных катастрофах, постигших тех или иных христиан. И всего этого можно было избежать или по крайней мере минимизировать потери, если бы существовало здравое духовное руководство. Но поскольку каждый из нас чаще всего предоставлен сам себе, а те, у кого есть духовник, нередко имеют в их лице ригористов и любителей строгости, то и результат понятен. Каждый из нас, кто нашел Церковь Христову и кто сумел, преодолев неизбежные сложности и соблазны, остаться в Церкви, призван к своему «малому учительству». Мы можем быть осторожными подсказчиками тем, кто делает в Церкви свои первые шаги. Стоит подчеркнуть слово «осторожными». Ведь неофит, если он (она) студент, будет рваться в монастырь и захочет бросить учебу в вузе. Наше дело успокоить его и убедить доучиться «за послушание». Неофит выбросит с полок одни книги и заменит их другими. Он начнет поститься по монастырскому уставу и обвяжет вокруг запястья четки. Он еще много чего сделает вплоть до поспешной попытки дать обет безбрачия или пуститься в странничество. А наше дело, в качестве старшего друга или брата во Христе, сдерживать, успокаивать и подсказывать. Мы должны действовать в духе слова, сказанного древними: «Увидишь новоначального, лезущего на небо, – сдерни его за ноги».
Принцип постепенности требует от человека постоянной посильной учебы. И если «поле – академия солдата», то наша учеба – практическая литургика. Нужно сперва всем изучить чинопоследование Литургии и неопустительно бывать на службе в воскресенье. Оттуда – от посещения храма – начнется слышание слова Божия и знакомство с месяцесловом, то есть с именами и житиями празднуемых святых. Важнейшей вехой должен стать первый в жизни Великий пост. Великий канон, скудный стол, неядение в определенные дни, земные поклоны, Преждеосвященная Литургия, Страстная седмица с ее уникальными службами и наконец Пасхальная ночь должны и могут стать камертоном церковности. Затем, однажды пережив ту Христову ночь, что светлее дня, человек должен будет поддерживать пасхальное горение в своей душе каждое воскресенье и смотреть на воскресный день как на малую Пасху. Среда и пятница каждой седмицы смогут стать со временем малым аналогом Великой среды и Великой пятницы. Жизнь будет выстраиваться относительно главного – Воскресения Христова и подготовки к нему. Тогда можно будет заняться и всем остальным, от молитвы по четкам до изучения греческого. Но не раньше.
Духовные книги, которые мы читаем, должны быть таковы, чтобы написанное в них могло быть нами применено на практике.
Великое дело также – прислушаться к слову: «Избери себе чтение». Духовные книги, которые мы читаем, должны быть таковы, чтобы написанное в них могло быть нами применено на практике. В случае если предмет чтения недосягаемо высок, мы рискуем травмироваться попытками воплощения прочитанного, а затем рискуем впасть в уныние от чувства никудышности. Так, предупреждают святые, монах, живущий в общежительном монастыре, может читать книги об отшельничестве и мечтать о пустынном жительстве. Монах же, живущий в пустыне, может читать о смирении братьев в общежитии и смущать себя мыслями о превосходстве жительства среди братьев. Цель у лукавого и там, и там одна – поселить в человеке недовольство своим образом жизни и согнать с места. Далее однажды согнанный помыслами с места рискует уже нигде не найти покоя и с унылым видом странствовать с места на место. Что касается мирян, то схема та же. Они читают монашеские книги, мечтают о святом житии вдали от суеты и… создают проблемы себе и другим на ровном месте. Жены не хотят стоять у плиты и делить супружеское ложе. Мужья мечтают бросить работу и одеться в подрясник. И те, и другие тихо ненавидят всё, что вокруг них, и это мало похоже на подлинно духовную жизнь.
Вывод: читать нужно то и лишь то, что можешь применить на практике. Реальной проблемой нашей церковной жизни является острый дефицит книг, написанных для мирян, о мирянах и об их ежедневной духовной проблематике. Но дефицит дефицитом, а холодная голова холодной головой. В пушкинские времена святитель Филарет (Дроздов) в переписке и устно осаживал некоторых, не могущих понять, что XIX век не есть век V, а пригород Москвы не есть Фиваида или пустыня Египетская. Два столетия прошло, а необходимость доказывать это не отпала.
«Спастись не трудно, но мудро», – говаривал преподобный Кукша Одесский. В этой короткой фразе большая сила. Спасение достигается не столько чрезвычайностью усилий, сколько дозированным усилием в правильном направлении. Ключевые слова – «правильное направление», поскольку множество сил, брошенных в пустоту, никакого эффекта не дают. Мы все нуждаемся в трезвении. Не в смысле воздержания от спиртного (что тоже уместно и желательно), а в смысле трезвого взгляда на мир и себя в нем. Об этом трезвении молится священник сразу после освящения Даров. Он просит, чтобы Великие и Святые Тайны были людям «во трезвение души». Это столь важно, что просьба об оставлении грехов поставлена после просьбы о трезвении. А ведь, казалось бы, прощение грехов – самое желаемое. Нет. Противоположность трезвению – прелесть. В общем и целом это то состояние души, при котором человек признает ложь за истину, обманывается в главном. Человек может быть уверен в своей святости, в правильности своего пути, в непогрешительности своего образа мыслей и проч. Тогда он будет идти по жизни, как паровоз по рельсам, и остановить его или заставить свернуть будет невозможно. Вот такой несгибаемой твердости новоначальному и нужно опасаться. Затвердевать, набирать скорость на выбранном пути человеку можно только после приобретения опыта, после преодоления неизбежных ошибок, после приобретения опытного смирения.
Не жить только ожиданием конца света; не искать в людях той беспримесной святости, которая есть у одного лишь Господа; обижаясь на людей, не переносить обиду на Церковь; в друзья к сильным не лезть; сплетни не переносить, слухами не интересоваться. Учиться и думать, познавать церковную жизнь через нужную книгу и Литургию. Никуда не спешить, внешние условия жизни не менять с революционной решительностью, так как всё внешнее поменяется само в зависимости от перемен внутренних. Запасаться терпением и вырабатывать в себе житейскую выносливость. Что еще забыли? Наверняка многие слова не сказаны, и мудрые добавят от себя или оспорят нечто из сказанного. Вспомним в конце поднятого разговора еще одну заповедь отцов: «Пойми время»
Разные времена требуют от христиан разных трудов. И мы не как бесчинные и самовольные подвижники творим, что хотим, но как сыны Церкви должны делать то, чего Церковь ждет от нас. Есть времена тихих и тайных молитв, времена мужественного исповедания, если тебя раскрыли. Есть времена (вернее – были) массового подвижничества и аскетизма. Есть времена внешнего благополучия, подаренные Богом для того, чтобы приготовиться к грядущим скорбям и заняться исцелением внутренних недугов церковной жизни. Монашество, семья, образование. Бывает, что каждое из этих явлений цветет или приходит в упадок. Что сегодня? Каков общий фон истории? Мы не будем давать ответов на этот вопрос, поскольку задача понять время обращена к каждому. От того, как кто время поймет, так он и жить будет. Разные ответы родят разные образы поведения. Один захочет переехать из города в деревню, а другой пойдет учиться на богословские курсы. Один побоится жениться, а другой, напротив, и своих детей нарожает, и брошенного из детдома усыновит. Кто-то захочет убежать на Запад, а кто-то, наоборот, начнет думать о миссионерстве на Востоке. Ответы будут разными, и суд о них будет выносить Господь. Не предвосхищая Его суд, лишь повторим вопрос-задачу: «Пойми время». И поскольку мы потратили некоторое количество времени и слов на тему того, как неофиту не выйти вон из Церкви, попробуем потратить время и силы на следующую тему, органически вытекающую из первой. А именно: что в Церкви делать? Чем в ней заняться? Как найти свое место в этом своеобразном Ноевом ковчеге, где так много совершенно разных живых существ – хищников, травоядных, больших и маленьких, таких разных и непохожих, собранных под одну крышу чувством общей опасности и общим для всех желанием – спастись.
Знаем по опыту, что множество людей живут на свете с чувством ненужности, с чувством брошенной или забытой вещи. Такие люди живут словно и не своей жизнью. На контрасте – чувство присутствия в нужном месте и в нужное время, чувство собственной, пусть маленькой, полезности дает ощущение «ключа в замке». Все на своих местах, и всё как надо. Хотелось бы и в Церкви чувствовать себя, как ключ в замке. И этот вопрос требует отдельного разговора.
Кате 2014-11-18 11-29
Николай Гоголь РАЗМЫШЛЕНИЯ О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
.pravoslavie.ru/put/biblio/gogol/gogol23.htm
Ничего лучшего о Литургии я не читала.
И получается так, что в принципе, за пару-тройку часов, можно обойти десяток церквей, где пешочком, где остановочку на маршрутке.
Так что некоторые благочестивые православные, например, каждый праздник бывают на престольном. Успение - в Успенском, Покров - в Покровском, Иоанна Предтечи - в Предтеченском, итд.
У нас вообще-то все всех знают, в этом смысле, потому что ходят на богомолье одни и те же люди, и эти же люди ходят в окрестные церкви.
Я думаю, у тех тетушек и дядюшек, которые так "локально поломничают" уже много лет, нету проблем с принятием или непринятием их в общины. Они именно, что ходят к Богу. Не думаю, что кто-то из них стремится подружится, вписаться в коллектив и тому подобное.
Хотя каким-то образом они всё же вписаны.
У нас ещё и монастырей полно в округе. Много верующих людей, традиционно край богомольный.
Я хочу сказать, что каждому неофиту не нужно терять надежды найти свою "семью". Господь подаёт.
Только ведь Бог, Он же не спешит обычно.
Нам нужнее Он, нужнее Христос, нежели то - примут нас в пономари или нет, рукоположат или нет, подружимся мы с прихожанами или нет...
Но это сразу не понимаешь, к сожалению. Рвешься, суетишься, а оказывается потом, что не по делу.
Первый раз я начал воцерковляться где-то в 18 лет. У меня не было никакого опыта жизни в Церкви, я хотел всего, сразу и по-максимуму. Я стал максимально требователен к близким. При этом я практически ничего не знал о Боге. Я ходил в маленький храм и там была давно сложившаяся община, мне казалось, что очень важно стать в этой общине "своим". Скоро я стал завидовать тем, кто "свой" в храме и близок к батюшке, мне казалось, что община меня "не принимает", я быстро выгорел, охладел и через полгода отошел от Бога.
Прошло 6 лет и Господь опять привел меня к себе. Когда Господь стал настойчиво звать меня, я очень долго думал, в какой храм мне пойти. Слышал, что в одном храме есть крепкая община и подумал - пойду туда. Вроде бы планировал, но никак не шел.
Потом Бог вразумил меня (сам бы я до этого не додумался) - я понял, что в дом Божий нужно идти к Богу, а не к общине. Сейчас хожу в совершенно другой храм.
Ваша статья, отец Андрей, мне очень помогла, потому что мне опять хочется всего и сразу, стараюсь, как могу, остепенять себя.
Божией помощи вам, отец Андрей, пишите еще!
У нас часто неофит предоставлен сам себе, да потому что НЕКОМУ попектись о нем. Потому, что опытный занят сам, он САМ ВO БРАНИ.
Сами батьки не имеют времени и ресурсов для душепопечения, прежде всего внутренних. Да и времени нет. С прихожанами то же самое.
Иногда видишь, что брат или сестра гибнут, часто и косвенно по твоей вине, но ничего не можешь поделать, либо от равнодушия, либо от того, что гибнешь сам. Полезешь к человеку - оба в ад пойдете.
Не зря говорят - "Бог в помощь".
..."Такие статьи более уместны из уст мирянина, когда тот делится своим опытом церковной жизни...простите уж отец Андрей".
Простите, Андрей, не пристало церковному человеку жестко и хамовато упрекать священника, да ещё и не по делу.
Отец Андрей много пишет для мирян (в частности, и эта статья), при чём его любовь к людям, обеспокоенность и желание хоть как-то помочь нам, нерадивым, чувствуется во всех статьях.
А для священников он пишет по-другому. Найдите и почитайте.
Статья замечательная, не в бровь, а в глаз. Спасибо!
Данная статья как то сильно смахивает на оправдание священства, по типу - "мы такие какие есть, не на нас надо смотреть и с нами нечего знакомиться, т.к. это вредно и не безопасно, а смотрите на чистоту Церкви"! Пардонс, стадо смотрит на пастуха и он является представителем "Хозяина". И мне кажется нужно более работать с вверенным стадом и над собой (спасайся сам спасутся тысячи) и тогда не нужно будет оберегать овец от пастухов. Помните как Христос говорил о нерадивых пастухах - "волки в овечьих шкурах". Такие статьи более уместны из уст мирянина, когда тот делится своим опытом церковной жизни...простите уж отец Андрей.
Жду, очень жду с большой надеждой. Мне этот разговор очень нужен, может быть именно этот разговор поможет избежать непоправимого, когда эта ненужность меня накроет в следующий раз и зажмет: могу натворить дел, но очень не хочу геростратовой славы. То, что мне нужно -- это несколько слов и место для шага вперед. Но эти несколько слов так ни у кого не и нашлись. Жду, надеюсь.
1. Ревность и обещание "посещать храм Его святый"
2. Посещение храма
3. Далее первая мысль "если один день пропущу" - это ничего, Бог простит
4. По субботам вдруг именно вечером проводишь время за просмотром абсолютно глупых телепередач, которые в обычное время не обращал внимания. Сидишь и смотришь, как загипнотизированный..Смотришь на часы, а время уже 3 часа ночи - соответственно в 7 утра встать невозможно. Сетуешь, сокрушаешься, но то же самое повторяется каждую субботу.
5. Если не телевизор, то какая-нибудь "неотложная" работа до поздней ночи в субботу.
6. Далее мысль, что посещение храма - ритуал, ничего общего с истинной верой не имеющий и мысли о собственном лицемерии и фарисействе, бездушии и обмане Господа.
7. Далее претензии к ведению службы, священникам, поведению прихожан и что храм "не мой"
8. Самая нелепая причина - у меня нет подобающей одежды для посещения храма
Итог - оставление храма.
От кого все это - понятно. Он хитер и умеет уговаривать или затягивать в пустое.
Теперь просто за шкирку вытаскиваю себя в храм, хотя все внутри восстает против этого. С Исусовой Молитвой просто доводишь себя до храма и заставляешь себя стоять и внимать молитве. Это просто драка какая-то с помыслами и прилогами, которые усиливаются в праздники. Обязательно нужно исповедоваться и причаститься - становится легче, но потом все повторяется и опять драка. Видимо, без этого нельзя и так нужно.
У всех святых отцов один и тот же совет - маленькими шашками идти вперед, нудить себя, молиться, губы в кровь, но читать молитвы, просить о помощи. Будет трудно, но другого пути нет. Позади смерть. Нужно терпеть и идти, и знать, что все будет восставать против этого - и изнутри, и извне. Будет больно. Но если любишь Христа - то будь стоек, как и Он.
Легко советовать. Простите.
Я считаю, что добрые дела доступные любому - чтение псалтыри. Беспроигрышное и доброе дело, без прелести, без подводных камней. Даже милостыня не всегда возможна, псалтырь всегда. Это истинное доброе дело. Ангельское дело.
А вообще, Ирина ниже вот всё верно написала, как бы идеальный совет и рассуждение, всё точно и четко. Так и есть. Потихонечку, не рвя жили тащим. Но непрерывно. Не останавливаясь.
И да, псалтырь и участие в литургии освещают твою жизнь и дела твои сами постепенно станут добрыми. Она научит.
Даже воздух освещается.
Те насилия и убийства, что предотвращает милиция, то зло, что лечит МЧС и врачи, мы, православные, лечим тоже.
И нам добро и всем добро: "Помяни, Господи, родители моя милосердием Твоим и вся ближния моя, и братию, и други, и соседы, и вся православныя христианы, и спаси мя молитвами всех святых. И приими в честь сия псалмы и молитвы, яже глаголах пред Тобою за ся" (из молитв по прочтению кафизм или Пслатыри)
Евгению. Советовать ничего не могу, только поведаю свою историю. Приблизительно представляю о каком грехе идет речь. По той же причине не ходил в церковь и не причащался десять лет. Неизвестно сколько бы это продлилось но в один прекрасный день надо мной нависла смертельная опасность и мысль, кот. не давала покоя: вот возможно ты сегодня умрешьи неужели поставишь на кон свое будущее там из за своей гордости? Это первый раз в жизни когда стало по настоящему страшно. Господь дал возможность причаститься, причем меня так невыносимо терзало чувство недостоинства. Но все же однажды пересилив себя, а это надо сказать очень тяжело, Господь сподобил ощутить дейсвие св. причастия. Это не значит что я перестал грешить, но периоды воздержания от греха стали больше, и самое главное он постепенно вымывается из сердца, а это долгий и трудный процесс. Поэтому я Вам искренне желаю перебороть себя в части решимости принятия св. причастия, а остальное сдалает Бог. От нас Ему нужна решимость
Такой широкий диапазон проблемных и очень актуальных вопросов.
Сложно не найти здесь свои слабости.
А некоторые, ранее особо не замеченные, наконец-то выявлены.
Теперь разобраться с ними прилежно и быть внимательнее...
Спаси Господь автора и всех православных христиан!
Иногда возникает мысль (понятно от кого) - "дурак, возвращайся, здесь тупик". Но превращаться в то, кем был - страшно. Там весело, но мерзко.
Может быть действительно дальнейший путь через церковные и домашние правила и понуждение себя к их соблюдению с молитвой ко Господу о помощи и терпении в этом труде? И еще вот эти "добрые дела". Я не знаю, что это такое. Внутренняя борьба со своей ветхостью проходит с переменным успехом, а как различить "доброе" дело от "недоброго" по отношению у другим людям - я не знаю (раньше "знал", теперь - увы)
Спасибо за Ваши статьи.
Настолько была удивлена,читая Вашу статью!Казалось,что адресована она лично мне.Да,как во-время!Будто Всевышний видя,мое состояние,показал на все мои проблемы через Ваше откровение. Слава Богу за то ,что Ты слышишь и видишь каждого из нас и даешь ответы на все наши вопросы.СПАСИБО ,от.Андрей и СЛАВА БОГУ!!!
Мне очень нравятся ваши проповеди,статьи-настоящее попадание в цель,ничего лишнего.
Намучившись новоначальными экспериментами(15 лет после крещения бултыхалась как что-то в воде,читала все подряд,молилась то много,то никак и т.д.),в пятьдесят три года узнала и пришла на Оглашение в Князь-Владимирский собор(в Санкт-Петербурге).
Не все сразу дается,с трудом,преодолением своих сложившихся неверных представлений обо всем в Церкви.Радуюсь за молодых оглашаемых-у них больше времени впереди,и жизнь можно пройти с Богом.
Благодарна всем,кто утвердил оглашение необходимым,это очень важно.
Думаю, что еще одной из причин ухода из церкви является наивное ожидание чуда вместо приложения усилий для работы над собой. Но чтобы это заработало следует акцентировать внимание на более подходящем переводе одного важного часто упоминаемого слова: вместо "покайтесь" - "изменитесь".
Загадочное "покайтесь" сейчас скорее воспринимается как "отчитайся о грехах" или "перечисли грехи" ("расскажи о грехах, поплачь о содеянном").
"Изменитесь" имеет существенно иной контекст, по крайней мере понятный современникам и побуждающий к конкретному действию.
Вот так своим умишком рассудила.
Спаси, Господи!
Благодарю ВАС за неустанные Ваши труды вразумлять нас.Каждый раз читая или слушая Ваши статьи или проповеди, отмечаю что это то,что нужно для меня. Храни Вас Господь и Вашу семью!
Чем подкупает книга о. Тихона «Несвятые святые» - искренностью, правдой, рассказом без прикрас. Думаю, она привела в Церковь и удержала в ней гораздо больше людей, чем поиск ракурса, с которого нужно смотреть на Церковь.
Если сказать проще, без витиеватости - нужно надеть розовые очки.)
«Духовные книги, которые мы читаем, должны быть таковы, чтобы написанное в них могло быть нами применено на практике».
Пока книга не прочитана – неизвестно, найдет ли написанное в ней практическое применение. На мой взгляд, любая духовная литература полезна.
Duh Bozhi ot vashih ust govorit!
Teplo i milostivo vashe slovo!
Aksios! Aksios! Aksios!
Svetlina
Priznatelnaja Bolgaria
Порой бывает трудно без духовного руководства не заржаветь, но, если не утрачена способность "замечать Его действие через людей, благодаря людям и вопреки им", - Слава Тебе, Боже!
СпасиБо за Ваш труд, о.Андрей!
Слава Богу!
Читаю и плачу. Как будто для меня написано. То, о чем я сейчас непрестанно думаю и о чем молюсь. Ваши книги (обе части "Мы вечны даже если этого не хотим") нашли меня в очень страшный момент моей жизни. Слава Богу я уже не была одна - меня поддержали, вытащили из отчаяния батюшка и прихожане нашего прихода. Но вопрос о "ключе в замке" остается. Ваше пастырское слово достижимо для нас жителей Украины теперь только по интернету. Пишите, ждем с нетерпением.
С уважением, Марина.
Три Имени;Трезвение!Прощение!Вразумление!
Спаси, Господи!
"Цель у лукавого и там, и там одна – поселить в человеке недовольство своим образом жизни и согнать с места." - есть у меня такое, но чувствую - менять все же что-то надо или всему свое время?
И согласен с Катей "Только не в дебрях интернета их надо бы размещать, а раздавать как пособия по технике безопасности при входе в каждый храм".
«Увидишь новоначального, лезущего на небо, – сдерни его за ноги». Как же точно подмечено!
Полезная статья! Спасибо!
Тем не менее вопросов еще очень много. Первый - о книгах. Как быть, если они содержат прямо противоположные указания. Например, Паисий Святогорец в "Словах" призывает не быть равнодушными, а о. Сампсон (Сиверс) в "Молитве-дыхании жизни" наоборот пишет "не мое дело" (с.265)?
И где Вы видели книги о литургии в переводе на современный язык? С трудом найденное "изъяснение" Божественной литургии с "ятями" не всегда понятно. Что читать?
Слава Богу, что появляются такие статьи! Только не в дебрях интернета их надо бы размещать, а раздавать как пособия по технике безопасности при входе в каждый храм.
Да, еще забыли про "добрых советчиков-всезнаек" в храмах.